Знаменитые башкиры: Персоны — Культурный мир Башкортостана

Содержание

Самые известные башкиры в истории и в современности

Далёкие предки башкир под именем «аргиппеи» упоминаются в V столетии до нашей эры в знаменитой «Истории» Геродота. Статистика подтверждает, что на сегодня насчитывается чуть более 2 миллионов башкир. Большинство компактно проживают в Башкортостане, но в нашей статье будут представлены самые известные башкиры, прославившиеся далеко за пределами республики.

 

Самые известные башкиры

 

1

Салават Юлаев

Начнём наш список с легендарной личности, известной далеко за пределами Башкирии. Национальный герой, поэт-сказитель родился в 1754 году в деревне Текеево.

Активный участник Крестьянской войны, верный сподвижник Емельяна Пугачёва. После пленения Салавата отправили вместе с отцом на вечную каторгу. Местом каторги стал один из островов Балтики. Умер он в 1800 году, проведя в неволе 25 лет.

Салават — любимец башкирского народа. Любили и уважали его за смелость, а также за чудесные сказки, которые он сочинял сам. Его образ широко отражён в башкирском и русском фольклоре. В столице Башкирии играет хоккейный клуб, носящий имя национального героя.

 

2

Загир Исмаилов

Прославленный советский башкирский композитор родился в 1917 году. Загир Исмаилов работал на лесозаготовках, но случай привёл его в Башкирский театр драмы, где он играл на курае и фортепиано.

Перед войной стал учащимся консерватории. Во время учёбы начал писать музыкальные композиции. В годы войны был артистом фронтовых бригад, писал патриотические песни, давал сольные фортепианные концерты.

В 1982 году получил звание народного артиста СССР. Написал множество опер, среди которых особо выделяются «Салават Юлаев», «Акмулла».

 

3

Муса Гареев

Прославленный лётчик, участник Великой Отечественной войны родился в 1922 году, а летать учился на аэродроме Башкирского аэроклуба при ОСОВИАХИМ. После окончания лётной школы города Энгельс, в 1942 году ушёл на фронт.

Гареев начинал летать в звании сержанта, а ушёл в отставку в звании полковника. За боевые заслуги дважды награждён Звездой Героя СССР, орденами и медалями.

После войны Муса Гареев командовал полком, а умер в 1987 году. Захоронили героя в Уфе в Парке Победы, где благодарные уфимцы установили памятник прославленному земляку.

 

4

Загит Кунафин

Родители долго ждали первенца, а потому назвали мальчика Загитом, что означает «благочестивый». Ещё в детстве мальчик, слушая в исполнении матери народные башкирские песни, решил стать певцом.

После окончания школы в 2001 году Загит поступает в музыкальное училище, где начинает писать первые свои песни и музыкальные композиции.

Сейчас он очень популярен среди молодёжи, а музыкальные критики считают его первым рэпером башкирской земли. Среди башкирских исполнителей рэпа Загит первым стал популярным за пределами Башкирии.

 

5

Инга Юмашева

Красивая девушка родилась в Уфе, где прошло её детство и юность. На втором курсе Университета Инга решила принять участие в конкурсе телеведущих. Победа стала неожиданной, но резко изменила жизнь девушки.

После победы на конкурсе Инга Юмашева стала работать на региональном канале Башкирии. Успешно совмещала работу на телевидении и радио с учёбой. Работала на каналах «Россия 1» и «Россия 24».

Инга — депутат Государственной думы VII созыва, автор множества законов. Ведёт активную общественную деятельность.

Читайте также: ТОП-20 самых красивых башкирских девушек.

 

6

Аскар Абдразаков

Башкирские исполнители отличаются своеобразной харизмой и особенной манерой исполнения. Все эти качества присущи оперному певцу Аскару Абдразакову.

Отец мальчика был режиссёром, и Аскар с раннего детства стал сниматься в фильмах отца. После окончания Уфимского института искусств Абдразаков поступил в аспирантуру Московской консерватории. Он выступал на сцене Большого театра, а с 2010 по 2011 год был министром культуры Башкортостана.

Сейчас его шикарный бас можно услышать в оперных партиях Мариинского театра Санкт-Петербурга.

 

7

Эльвира Хисаева

Источник фото: elyakhisaeva / instagram

Известная башкирская топ-модель родилась в 1991 году в Уфе. После окончания школы она поступила в Уфимский экономический колледж.

Во время учёбы пришла в модельный бизнес. Выбор дочери поддержали родители. Талант и красота девушки сделали её известной моделью далеко за пределами России.

Фотографии очаровательной Эльвиры можно увидеть на обложках популярных журналов «Elle», «Glamour». Постоянно приглашается на показы высокой моды в Нью-Йорк и Париж.

Читайте также: Лучшие достопримечательности Уфы.

 

8

Ирек Зарипов

Когда Иреку было 17 лет, подающий большие надежды спортсмен, попал в серьёзную аварию, утратив возможность ходить. Целеустремлённый парень не забросил спорт, а стал активно заниматься.

Ирек  пробовал себя в различных видах спорта, пока не встретил тренера по лыжным гонкам и биатлону. Был включён в паралимпийскую сборную России.

На канадских трассах Ванкувера Ирек Зарипов завоевал 4 золотые медали. Две биатлонные и две лыжные. Показал всё, на что способен настоящий паралимпиец. В Сочи на 15-километровой гонке стал серебряным призёром. Кроме спортивных медалей, имеет государственные награды.

 

9

Даниил Квят

Гонщика «Формулы-1» можно считать башкиром только по месту рождения. Хотя по отцовской линии в его жилах течёт башкирская кровь. А вот по линии мамы — татарская.

Квят уроженец Уфы, но в возрасте 6 лет с родителями переехал в Москву. На исторической родине успешно занимался теннисом. Переехав, увлёкся гонками на картах. Гоночные соревнования стали смыслом жизни. Неоднократный победитель гоночных соревнований разного уровня.

На Гран-при Австралии 2014 Даниил Квят дебютировал за рулём болида «королевы автогонок». Пока не добился высоких результатов, но специалисты отмечают огромное трудолюбие, целеустремлённость и талант российского гонщика.

 

10

Ляйсан Утяшева

Список закрывает, пожалуй, самая известная в России башкирка. Ляйсан уроженка небольшого башкирского городка Раевский, но в её жилах течёт русская, польская, татарская кровь.

Родители хотели видеть дочь балериной, но, когда ей исполнилось 4 года, девочка стала заниматься художественной гимнастикой. Двукратная чемпионка Европы, неоднократный победитель международных турниров. В 2006 году ушла из большого спорта. Причиной столь раннего ухода стала тяжёлая травма колена.

После завершения спортивной карьеры Ляйсан Утяшева стала популярной телеведущей. Вышла замуж за искромётного шоумена Павла Волю. Сейчас известная семья воспитывает красавицу дочь Софию.

 

В завершение

Список, куда вошли знаменитые люди Башкортостана, подошёл к завершению. Народ на протяжении многих веков вёл полукочевой образ жизни, что отобразилось на менталитете, мировоззрении. Характер башкир отличается дружелюбием и гостеприимством. За многовековую историю башкиры смогли создать самобытную культуру со своими традициями, обрядами, культурно-историческими ценностями.

Редакция нашего сайта most-beauty.ru просит вас написать в комментариях какие ещё знаменитые башкиры, на ваш взгляд, должны войти в наш список.

Список известных башкир | это… Что такое Список известных башкир?

Толкование

Список известных башкир

   

Башкиры — тюркский народ, проживающий на территории России в Республике Башкортостан. В список включены башкиры, оставившие заметное влияние в культуре, науке и истории башкирского и татарского народов, а также России. Список не включает в себя выдающихся деятелей башкирской культуры, имена которых сравнительно малоизвестны или неизвестны вне контекста башкирской культуры.

Содержание

  • 1 Деятели искусств
    • 1.1 Писатели, поэты
    • 1.2 Деятели театра, кино и телевидения
    • 1.3 Композиторы
    • 1. 4 Художники
    • 1.5 Скульпторы
    • 1.6 Хореография, балет
    • 1.7 Кураисты
  • 2 Политика
  • 3 Бизнесмены
  • 4 Религиозные деятели
  • 5 Деятели науки
  • 6 Военные деятели
  • 7 Спортсмены
  • 8 Топ-модели
  • 9 Смешанное происхождение
    • 9.1 по отцу
    • 9.2 по матери
  • 10 См. также
  • 11 Ссылки

Деятели искусств

Писатели, поэты

  • Агиш, Сагит — писатель, мастер коротких рассказов.
  • Акмулла,Мифтахетдин- 1831—1895 гг. Просветитель, поэт.
  • Амантай, Габдулла — писатель.
  • Бабич, Шайхзада Мухаметзакирович — поэт, один из зачинателей башкирской национальной литературы.
  • Байык Айдар сэсэн
  • Биишева, Зайнаб Абдулловна — писательница.
  • Бикбаев, Равиль Тухватович — поэт, литературовед.
  • Буляков, Флорид Миннулович — драматург.
  • Буранбай-Йэркэй сэсэн
  • Бурангулов, Мухаметша Абдрахманович — народный сэсэн, великий знаток башкирского народного творчества, сказитель собиратель фольклора, драматург.
  • Гали Сокорой-поэт, писатель, (1826—1889).
  • Габдерахим Усман- поэт, (1754—1834).
  • Генатулин, Анатолий Юмабаевич — писатель.
  • Давлетшин,Фаррах-сэсэн(народный сказитель),1887-1956 гг.
  • Ерэнсе сэсэн
  • Исангулов, Фарит Ахмадуллович — писатель.
  • Исмагилов,Сеит- сэсэн(народный сказитель),1884-1970 гг.
  • Ишмухаммет сэсэн
  • Карас сэсэн — башкирский батыр-сказитель, жил в 18 в.,защищал интересы народа в междуусобицах с казахами, калмыками, русскими.
  • Кубагуш сэсэн
  • Кул Гали-поэт из айлинского рода башкир, живший XII—XIII вв.,автор знаменитой «Киссаи-Йусуф», внёс бесценный вклад в искусство булгар, башкир.
  • Мажит Гафури — народный поэт Башкирии, классик советской башкирской и татарской литературы.
  • Мустай Карим — народный поэт Башкортостана.
  • Насретдин ан-Насри-поэт XIII в. Состоял в мамелюкской гвардии Египта.
  • Сулейманов,Фатхелкадир- поэт-просветитель,1889-1976 гг.
  • Уметбаев,Мухамметсалим — просветитель.
  • Хабрау сэсэн — башкирский народный сказитель, живший в 15-16 вв.,известны сказания, прославляющие Урал, обращения к джигитам.
  • Ханнанова,Гульчачак — cобственный корреспондент Издательского дома «КОММЕРСАНТЪ»
  • Юлтый, Даут — писатель.
  • Якшигулов,Сафуан -просветитель,1871-1931 гг.

Деятели театра, кино и телевидения

  • Абдразаков, Амир — актер и режиссер.
  • Абдразаков,Аскар Амирович — оперный певец международного класса, бас.
  • Абдразаков,Ильдар Амирович- оперный певец международного класса, бас.
  • Аргинбаева,Светлана Робертовна — певица (меццо сопрано) оперной сцены, заслуженная артистка РБ, лауреат и дипломант Международных вокальных конкурсов.
  • Байрамгулов,Владислав — художник-мультипликатор.
  • Валиулла, Муртазин-Иманский — актер, режиссер и драматург.
  • Гареев,Радик Арсланович (1956—1996) — баритон, один из самых популярных оперных певцов Башкортостана. Был удостоен звания «народный артист» РФ и РБ, являлся Член-корреспондентом Международной академии искусств
  • Шарафутдинов,Рим — художник-мультипликатор.
  • Юмагулов,Айсуак- режиссёр.
  • Юмашева, Инга — телеведущая, Вести-Москва

Композиторы

  • Альмухаметов, Газиз — певец и композитор
  • Загретдинов Роберт Абдрахманович — Загретдинов Роберт Абдрахманович всемирно известный исполнитель на народном башкирском инструменте кубызе (варган)
  • Ибрагимов, Хабибулла — драматург и композитор
  • Исмагилов, Загир — основоположник и первый ректор Уфимского Государственного Института Искусств (ныне УГАИ, автор оперы «Салават Юлаев».

Художники

  • Давлеткильдеев,Касым Салиаскарович
  • Лутфуллин,Ахмет Фаткуллович- живописец, действительный член-корреспондент АХ.
  • Сулейманов,Джалиль Ахметович- живописец.
  • Зайнетдинов,Рашит Сайфутдинович-живописец, декан художественного факультета УГАИ.
  • Мазитов,Амир Валеевич-живописец.
  • Сафиуллин, Салават Уралович- фото-художник из Челябинска, победитель международного фотоконкурса «Суперкольцо-2009» в Австрии.

Скульпторы

  • Кубагушев,Ульфат-скульптор, автор памятной стелы, посвящённой И.Тасимову
  • Халилов,Маулют Рамазанович-скульптор

Хореография, балет

  • Гаскаров,Файзи — основатель Башкирского Академического Ансамбля Народного Танца им. Ф.Гаскарова.
  • Вахитов,Янгали-хореограф, соратник Файзи Гаскарова.
  • Газизов,Юнир- цирковой гимнаст.

Кураисты

  • Дильмухаметов,Ишмулла-первым принёс мелодии курая на европейскую сцену.
  • Юлдашев,Роберт- кураист, лауреат премии им. Ш.Бабича, записал несколько композиций с Гариком Сукачевым, группа»Неприкасаемые», и Николаем Носковым, выступил с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы».

Политика

  • Азналин,Юлай-тархан Шайтан-Кудейского улуса, отец Салавата Юлаева.
  • Байдавлетов,Рафаэль Ибрагимович
  • Валиди Туган,Ахметзаки- выдающийся политический деятель, участник революционного движения в Башкирии, историк, преподавал в Стамбульском университете, автор книги «Башкорттар тарихы».
  • Галиев,Абдулла-Баhадиршаh Галиевич,Батырша Алиев(1710—1762) — известно его письмо-обращение императрице Елизавете Петровне, составленное им после подавления восстания башкир 1755 г.и его заключения в Шлиссельбургскую крепость.
  • Шагали Шакман-Бий — князь, вождь племени тамьян, один из инициаторов и руководителей присоединения юго-восточных башкир к Русскому государству.
  • Рахимов, Муртаза Губайдуллович — президент Республики Башкортостан (с 1993).
  • Мурат Султан- один из вдохновителей и лидеров противодействия строительству русскими крепостей на Дону и Тереке, идейно объединял донских(во главе с Булавиным), кубанских, астраханских казаков, чеченцев, черкес, ногайцев, татар, вёл переговоры в Стамбуле и Крыму с целью противостояния политике Петра I.
  • Карахакал-Байбулат Султан -башкир Ногайской даруги. Был известен также под именами Султангарей, среди юрматинских башкир как Юмагул. Калмыки, казахи и алтайские тюрки называли его Шуна-батыр. Возглавлял движение башкир против экспансии Русского государства в 18 веке, (март1740 г. )в союзе с казахскими ханами Абулхаиром, ханами Среднего Жуза.
  • Каратай Хазинадар Гильметдин аль-Башкорди- выдающийся падишах мамелюков, политик, учёный, высоконравственная личность.
  • Санжар аб-Рукны аль-Башкорди-эмир.
  • Гильметдин ал-Башкорди-эмир Беркунов.
  • Алаэтдин Башкурд аль-Насыри-эмир.

Бизнесмены

  • Курманаев, Азат Талгатович — депутат государственного собрания — курултая — Республики Башкортостан, президент ОАО «Урало-Сибирский Банк»;
  • Тасимов, Исмагил — рудопромышленник, стоявший у истоков создания отечественной горной школы.
  • Юлбарисов,Марс Хабибуллович — меценат.
  • Рахимов, Урал Муртазович

Религиозные деятели

  • Аварна дас — один из первых лидеров вайшнавизма в Башкирии, брахман, получил посвящение у Его Святешества Шри Вишнупада.
  • Бурангулов,Алмаз -имя, полученное при посвящении — Махешвара дас, один из первых брахманов-вайшнавов Башкирии, ученик Его Святейшества Шрилы Индрадьюмны Свами.
  • Расулев,Зайнулла — Ишан. Последователь учения суфийского ордена Накшбандийа.
  • Гатаулла- Ишан. Современник и единомышленник Зайнуллы Расулева.

Деятели науки

  • Тимергазин, Кадыр Рахимович — советский геолог-нефтяник
  • Мажитов, Нияз Абдулхакович — вице-президент Академии наук РБ, доктор исторических наук, профессор.

Военные деятели

  • Арсланов, Кинзя — один из предводителей восставших башкир в Крестьянской войне.
  • Баймеков,Идеркай- башкирский казак, посетивший Пугачёва перед началом Крестьянской войны, один из идейных вдохновителей восстания.
  • Бейбарс,султан-мамелюк, после переворота стал правителем Египта в 1250—1277-х гг. Родом из бурзянских башкир(Бурджоуглы).
  • Гильметдин Башкорд аль-Насыри — один из эмиров, погиб в 1303 году в войне мамелюков против ильханов.
  • Гильметдин Санжар аль-Башкорди — состоял в мамелюкской гвардии Египта, эмир Египта в 1280—1290-х гг.
  • Гареев, Муса Гайсинович — лётчик, дважды Герой Советского Союза.
  • Губайдуллин,Миннигали — Герой Советского Союза.
  • Исекеев, Алдар — тархан, участник Крымского и Азовского похода при Петре I. Выступал посредником при принятии Казахстаном Российского подданства. Руководитель и участник башкирских восстаний.
  • Иткинин,Батыркай-один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг.
  • Кинзин,Хеляухен(Сляусин)-один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг.,осаждал Уфу.
  • Кусимов, Тагир Таипович — генерал-майор, Герой Советского Союза.
  • Матросов, Александр Матвеевич — рядовой, Герой Советского Союза.
  • Муратов,Каранай — тархан Бурзянского улуса, соратник Салавата Юлаева и полковник Пугачёва, внук Алдара Исякеева Исянгильдина.
  • Мурзин, Даян Баянович- Герой Советского Союза, почётный гражданин 18 городов Чехословакии, «чёрный генерал», за поимку которого Адольф Гитлер назначил вознаграждение в 100 тыс.рейхсмарок.
  • Муртазин,Муса
  • Сарыкан Башкорд- генерал из улуса Джучи.
  • Султанов, Хатмулла Асылгареевич — гвардии старший сержант, Герой Социалистического Труда, Полный Кавалер ордена Славы.
  • Халиков, Тимербулат Галяутдинович — советский военный и административный деятель, Герой Советского Союза.
  • Юлаев, Салават — национальный герой башкирского народа и поэт, один из руководителей Крестьянской войны.
  • Шаймуратов, Минигали Мингажевич-генерал-майор. Командовал 16-й гвардейской башкирской кавалерийской дивизией.

Спортсмены

  • Баталова, Рима Акбердиновна — многократная чемпионка мира, Европы, СССР,России и Башкортостана по легкой атлетике. Почетный гражданин г. Уфы
  • Кадыров, Габдрахман Файзурахманович — 1941—1993 гг. мотогонщик, первый чемпион Европы, первый чемпион мира по мотогонкам на льду, первый среди спортсменов Башкортостана, шестикратный чемпион мира и первый по количеству мировых побед.
  • Нигматуллин, Эльбрус Хамитович — российский спортсмен, С 1991 г. по настоящее время профессионально занимается силовыми видами спорта
  • Муфтиев, Раиль Мнавирович — российский спортсмен, хоккеист
  • Тансыккужина, Тамара Михайловна — многократная чемпионка России и победительница международных турниров по шашкам в Германии, Франции, Монголии, Польше, Израиле, Испании и Нидерландах.
  • Хасанова, Эльмира Рамилевна — шахматистка: мастер ФИДЕ, мастер спорта России, Международный мастер (2001), Международный гроссмейстер (2007)
  • Юсупов, Марсель Жалилевич — российский спортсмен, борец курэш, общественный деятель.
  • Юсупов, Харис Мунасипович — заслуженный тренер РСФСР и СССР, заслуженный работник физической культуры.
  • Шафиков, Денис — российский боксер первого полусреднего веса

Топ-модели

  • Хисаева, Эльвира

Смешанное происхождение

  • Мухаметзянов, Виталий Альбертович — отец-основатель студии «Муха».

по отцу

по матери

  • Ишмуратова, Светлана Ирековна — биатлонистка, чемпионка мира — в эстафете (2001, 2003 и 2005), смешанной эстафете (2005) и в командной гонке (1998), чемпионка мира в летнем биатлоне (1999), двукратная олимпийская чемионка.
  • Рамазанова, Земфира Талгатовна (Земфира) — певица, музыкант и композитор.
  • Тулеев, Аман-Гельды Молдагазыевич (Аман Гумирович) — губернатор Кемеровской области.
  • Утяшева, Ляйсан Альбертовна — гимнастка, телеведущая и спортивный комментатор, чемпионка мира в художественной гимнастике (2001).

См. также

  • Список известных татар

Ссылки

  • Известные башкирки
  • Герои Башкирского Народа

Wikimedia Foundation.
2010.

Поможем написать курсовую

  • Список известных армян
  • Список известных бурят

Полезное

башкир | Encyclopedia.com

РАСПОЛОЖЕНИЕ: Республика Башкортостан, в России (на Южном Урале)
НАСЕЛЕНИЕ: 1,8 млн. (2002)
ЯЗЫК: Башкирский; Русский
РЕЛИГИЯ: Ислам

ВВЕДЕНИЕ

Башкиры — тюрко-мусульманский народ, проживающий на территории Российской Федерации. Впервые башкиры появляются в исторических источниках в 10 веке нашей эры как жители Южного Урала, территорию которого они занимают и по сей день. Происхождение башкир неясно. Хотя сегодня башкиры говорят на тюркском языке, некоторые историки считают, что они изначально были носителями венгерского языка, которые остались в Уральских горах, когда предки современных венгров начали миграцию, которая в конечном итоге привела их к оседлости в Центральной Европе. Так это или нет, но мало кто сомневается в том, что среди башкир всегда был сильный тюркский этнический элемент, и этот элемент стал доминирующим до конца средневековья. Традиционно башкиры были скотоводческим кочевым народом, ведя свои стада овец, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов по установленным маршрутам миграции, но под властью России башкиры все чаще занимались сельским хозяйством.

В политическом отношении башкиры всегда были подданными более могущественных соседей. Самые ранние источники идентифицируют их как подданных Волжско-Булгарского государства с центром в Среднем Поволжье. До подчинения России в XVI веке башкиры оказывались подданными различных степных политий. К ним относятся Монгольская мировая империя, Золотая Орда, Ногайская Орда и Казанское ханство. После завоевания Россией Казанского ханства в 1552 году башкирские вожди также стали подданными России. До конца 17 века подчинение России было в значительной степени формальным делом, но влияние России на башкирских землях постепенно возрастало в результате русской крестьянской и военной колонизации и увеличения налогов. Несмотря на серию жестоких башкирских восстаний, в течение 18 века башкиры и их земли все больше интегрировались в состав Российского государства.

С приходом русской революции 1917 года башкиры оказались разделенными между различными политическими силами и втянутыми в Гражданскую войну в России. Хотя в то время не возникло реального движения за независимость башкир (башкиры были единственным тюркским народом, добровольно присоединившимся к Советскому Союзу), в конечном итоге советские власти в Москве предоставили башкирам «автономную» территорию в составе Российской республики. Эта территория со временем стала известна как Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (АССР), а после распада Советского Союза в 19 г.91.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И РОДИНА

Территория Башкирии традиционно охватывала Южный Урал, а также прилегающие к югу степные районы и в Западной Сибири, т. е. проходила по воображаемой линии, разделяющей Европу и Азию. Большинство башкир проживает в Российской республике, где 1,2 миллиона башкир составляют чуть менее 30% населения республики. Остальные башкиры в основном проживают в провинциях и республиках соседнего Башкортостана. За исключением пересеченной местности центрального Южного Урала, для территории Башкирии характерна смесь вечнозеленых и березовых лесов со степями или прериями. Около 40% территории республики занимают леса. Северные части территории Башкирии наиболее лесистые и получают наибольшее количество осадков, в то время как южные районы часто страдают от недостаточного количества осадков и имеют гораздо более редкий лесной покров. Центральная часть Южного Урала в основном покрыта лесами, а самой высокой точкой Башкортостана является Ямантау, высота которого составляет 1638 м (4,9 м).00 футов). Большая часть территории Башкирии не обрабатывается и является домом для богатого разнообразия диких животных, особенно в районе Уральских гор, где есть большие популяции медведей, волков, оленей, мелких млекопитающих и птиц.

Климат Башкортостана резко континентальный, характеризуется продолжительной суровой зимой и прохладным сухим летом. Средняя температура января составляет от -16°C до -14,5°C (от 0°F до 4°F), а июля от 18,5°C до 20°C (от 69°F до 72°F).

Территория Республики Башкортостан составляет 144 000 кв. км (56 000 кв. миль), что немного меньше площади штата Айова. Согласно 19По данным советской переписи 79, башкиры насчитывали 1 371 000 человек, но составляли менее 25% населения Башкортостана, занимая в этническом составе республики третье место после русских и татар. Считается, что 1,8 млн башкир сейчас составляют менее 20% населения республики.

ЯЗЫК

Башкиры говорят на башкирском языке, который является тюркским языком кыпчакской, или северо-западной, ветви тюркской языковой семьи. Башкирский наиболее тесно связан и взаимно понятен с татарским, тюркским языком, на котором широко говорит татарское население Башкортостана, а также соседних регионов. Башкирский также тесно связан с казахским. Двуязычие характерно для сельских башкир, но в городах преобладает русский язык. В северном и западном Башкортостане, где проживает большое количество татар, языковое разделение между башкирами и татарами практически исчезло.

В основе башкирского литературного языка лежат диалекты, на которых говорят в дальних юго-восточных районах республики, диалекты, наиболее лингвистически далекие от татарского и наиболее близкие к казахскому. Тем не менее он широко используется, наряду с русским, башкирами для повседневного общения. На башкирском языке издаются газеты и книги, а также радио и, в меньшей степени, телепередачи.

Поскольку башкиры мусульмане, башкирские имена обычно заимствованы из арабских имен, а также из некоторых тюркских. Некоторые распространенные мужские имена Äkhmät, Mökhämet, Ildus, и Bulat . Некоторые распространенные женские имена: Гульнара, Гельфия, и Зухра . Однако и среди башкир все чаще встречаются русские и западные имена.

ФОЛЬКЛОР

Как и другие традиционно скотоводческие кочевые народы Внутренней Азии, башкиры обладают богатым фольклорным репертуаром, который включает песни, стихи и сказки. Однако самым замечательным жанром в башкирском фольклоре является героический эпос. В то время как башкирский фольклор (особенно эпическая традиция) уходит своими корнями в кочевое прошлое башкир во Внутренней Азии, обращение башкир в ислам в 14 веке привело к включению исламских тем и интерпретаций в башкирский фольклор. Некоторые из наиболее известных эпосов включают Урал-батыр , древний эпос о формировании башкирского народа, и Идхеугей менэн Морадхим , описывающий исторические события в Золотой Орде в 15 веке.

Башкирские богатыри традиционно соответствовали героям былин; поэтому неудивительно, что исторические личности, считавшиеся героическими, становились героями героического эпоса. Наиболее видным среди этих деятелей был Салават Юлаев, башкирский полководец во время Пугачевского восстания 1770-х годов. Юлаев, сам прекрасно владевший башкирским языком, стал героем большого цикла башкирского фольклора. Он был канонизирован в советское время как национальный герой башкир и остается таковым по сей день. Массивная бронзовая статуя советской эпохи в столице Башкирии Уфе во многом является национальной достопримечательностью Башкирии.

Башкирский фольклор сохраняет богатый цикл мифов. Помимо мифов, повествующих о сотворении мира, у различных башкирских племен и родов сохранились мифы о формировании собственных групп. К категории мифов можно также отнести исламские легенды, особенно о пророках и знаменитых суфийских шейхах.

РЕЛИГИЯ

Исторически башкиры были преимущественно мусульманским народом. Обращение башкир в ислам, по-видимому, началось в больших масштабах в 14 веке с обращением в ислам Золотой Орды. Однако легенды об исламизации башкир довольно многочисленны и сильно различаются, включая рассказы об их обращении от рук самого пророка Мухаммеда, миссионеров из волжских булгар или к суфиям из Центральной Азии, таким как Ахмад Ясави. После распада Советского Союза и отмены советской антирелигиозной политики наблюдается возрождение интереса к исламу и резкое увеличение строительства мечетей в башкирских деревнях. Семьдесят лет советских репрессий против религий, включая ислам, привели к маргинализации исламских знаний и ритуалов в башкирском обществе. Пережитки традиционной башкирской религиозной жизни наиболее ярко проявляются в сельских башкирских общинах, особенно среди старшего поколения. Эти исламские обычаи включают чтение Корана, ритуальный пост и паломничество к близлежащим гробницам мусульманских святых.

Традиционные, особенно башкирские верования столь же укоренились, особенно в сельской местности. К ним относятся верования в различных духов, которые, как считается, обитают в разных зданиях и природных объектах, а также в духов-покровителей домашнего скота и амулетов. Однако такие верования часто искусственно отделяются от исламских верований, поскольку духами-покровителями часто являются мусульманские святые, а амулеты содержат стихи из Корана, а сами башкиры понимают свои верования как часть единой мусульманской системы верований.

БОЛЬШИЕ ПРАЗДНИКИ

Исторически сложилось так, что башкиры отмечают большие и малые мусульманские праздники, самым известным из которых у башкир является Корбан байрамы (ознаменование суда над Авраамом и его готовности принести в жертву своего сына), который обычно занимает место в начале июня. Исторически этот фестиваль включал в себя жертвоприношение животных и большие коллективные застолья. Сегодня Гурбан Байрамы является официальным праздником, и люди получают выходной день с работы, чтобы расслабиться. Соблюдаются также различные праздники не строго исламского характера, а скорее соответствующие сельскохозяйственному календарю. Одному такому фестивалю Сабантуй (также называемый Хабантуй ), или «праздник плуга», который проводится после весенней посевной. Сабантуй гулянья сегодня связаны с играми в стиле пикника. Другим традиционным праздником является собрание кланов и племен, называемое Yïyïn , которое обычно проводится в начале лета. Раньше на этих сборищах приносили в жертву животных, а теперь есть только пиршества и различные игры и танцы. Мусульманский сезон Рамадан большинство башкир строго не соблюдает.

Хотя такие фестивали по-прежнему распространены в сельской местности и рассматриваются башкирами как полностью «башкирские», праздники, официально пропагандируемые в советское время, также широко отмечаются, особенно в городских районах, где башкиры интегрированы в более крупные, преимущественно русские среды. В то время как конкретно советские праздники, такие как Первомай и Годовщина Октябрьской революции, обычно игнорируются, менее политические советские праздники, такие как Новый год (1 января) и День Победы (9 мая). ) широко празднуются.

РИТУАЛЫ ПЕРЕХОДА

Традиционно башкиры соблюдали многочисленные и сложные ритуалы, чтобы отметить основные ритуалы жизненного цикла рождения, брака и смерти. Башкиры считали, что новорожденный особенно уязвим для «дурного глаза» (qatï küdh) в течение первых 40 дней после рождения, и вокруг его кроватки вешали ряд амулетов. Другой ритуал заключался в мнимой продаже ребенка акушерке в качестве защиты от злых духов, которые могли попытаться навредить настоящим родителям. Через 40 дней имя ребенку давал по традиции мулла. В какой степени эти ритуалы практикуются сегодня, неясно. Домашние роды по-прежнему распространены в сельской местности, но имянаречение обычно осуществляется родителями ребенка.

Обряды полового созревания per se у башкир плохо задокументированы, но призыв молодых башкирских мужчин в армию, обычно в возрасте 18 лет, обычно функционировал как право на половую зрелость де-факто и де-юре . У призыва в вооруженные силы также были свои ритуалы, призванные защитить жизнь молодого солдата.

Башкирские свадьбы, особенно в сельской местности, традиционно были достаточно сложными, включали бесчисленные обряды и масштабные пиршества. В прошлом невесте было около 15 лет, а жениху — около 18. Сегодня жениху и невесте обычно от 18 до 20 лет. Свадьбы в сельской местности по-прежнему сохраняют старые ритуалы, но городские свадьбы обычно исполняются гражданскими властями и соответствуют свадебным традициям русского общества.

Смерть и погребальные обряды у башкир оказались наиболее невосприимчивыми к изменениям, внесенным советским и российским обществом. Сегодня, как и во все советское время, умерших хоронят на мусульманских кладбищах. Умершего обычно заворачивают в саван и хоронят с надгробием с арабской или башкирской надписью. На третий, седьмой, сороковой день и в первую годовщину смерти устраиваются поминальные пиры. Поминальные пиры по усопшим в основном проводятся в течение Гурбан Байрамы, , когда семьи идут на кладбища и обедают на могиле родственников или читают молитвы.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Внешне межличностные отношения башкир мало чем отличаются от отношений российского общества в целом, особенно в городских условиях. Однако, особенно в сельской местности, до сих пор соблюдаются традиции башкирского гостеприимства. В традиционном башкирском обществе к гостям относились с большим уважением, и в сельской местности до сих пор принято устраивать изысканные застолья в честь гостей.

ЖИЗНЕННЫЕ УСЛОВИЯ

В городских районах башкиры, как правило, имеют доступ к больницам, хотя качество обслуживания в этих больницах в целом оставляет желать лучшего. В сельской местности клиники и врачи могут быть очень удалены от башкирских поселений, и башкиры, как городские, так и сельские, обычно в значительной степени зависят от традиционных форм медицины, особенно фитотерапии.

Большинство городских башкир живут в многоквартирных домах. Для городских башкир, как и для городских жителей России в целом, свободные квартиры трудно найти, так как квартиры редко переходят из рук в руки. Городские квартиры редко имеют более двух спален, а во многих случаях состоят только из одной комнаты с общей ванной комнатой и кухней. Квартиры часто неделями остаются без газа и горячей воды. В Башкортостане номера телефонов закреплены за физическими лицами, а не за жилыми домами. Чтобы получить телефонную услугу, человек должен зарегистрироваться, что обычно включает ожидание в очередях и заполнение форм для бюрократического утверждения. Затем человек должен найти того, кто может установить телефонную линию в его или ее дом или квартиру.

В сельской местности башкиры, как правило, живут в деревянных домах. В башкирских деревнях обычно есть электричество, но нет водопровода и частных телефонов. Воду обычно добывают из колодцев. Типичным традиционным жилищем башкир является войлочная юрта (тирмя) , которая была традиционным жилищем степных кочевников Внутренней Азии. Это была круглая палатка с конической крышей, состоящая из решетчатых конструкций, окружающих длинные деревянные шесты палатки, поверх которых был накинут толстый войлок. Хотя сегодня такие палатки уже не используются башкирами, они сохраняют для башкир мощное символическое значение.

Очень немногие башкиры владеют личными автомобилями, поэтому большинство башкир зависят от общественного транспорта. В сельской местности автобусное сообщение часто ходит нерегулярно, и многие башкиры используют в качестве транспорта животных, в первую очередь лошадей.

Однако в целом уровень жизни башкир значительно улучшился с конца 1990-х годов по мере роста российской экономики.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

В традиционном башкирском обществе у большинства мужчин была только одна жена, хотя состоятельные башкиры могли иметь до четырех жен. Однако полигамия, особенно с более чем двумя женами, была очень редкой и стала незаконной после 19 лет.17. Башкирские женщины традиционно работали либо на сельскохозяйственных работах, либо в городах на оплачиваемой работе. До 1917 года башкирские семьи, как правило, были очень большими: женщина обычно рожала 15–16 детей за всю жизнь. Однако из-за высокого уровня детской смертности, возможно, только четверо или пятеро детей доживут до зрелого возраста. В позднесоветскую эпоху размер семьи у башкир был в целом аналогичен размеру семьи этнических русских в целом: менее двух детей на семью, что намного ниже уровня рождаемости для большинства мусульманских групп в бывшем Советском Союзе.

Башкиры сохранили большую и разветвленную сеть родства и глубоко укоренившуюся систему родовой и племенной идентичности. Некоторыми из основных башкирских племенных групп были усерган, мин, кыпсак и бурджан. Племена делятся на кланы и подкланы, и осознание своей принадлежности к родам и племенам остается высоким, даже несмотря на то, что в советские годы границы между этими племенами были размыты. После распада Советского Союза среди башкир возникло несколько политических движений, основанных на племенах.

ОДЕЖДА

На традиционную одежду башкир сильное влияние оказал суровый климат региона, а также представления башкир об исламских заповедях. Традиционная зимняя одежда башкир состояла из длинных толстых шапок, обычно сделанных из меха животных, таких как дикие кошки или лисы. Пальто и куртки шили также из меха диких животных, а также из вывернутой овчины. Также были распространены высокие сапоги из мягкой кожи.

Исламские головные уборы, особенно тюбетейка, когда-то широко носили башкиры. Женщины обычно покрывали голову платками, а до 1917 некоторые башкирки также носили чадры. Исламские головные уборы до сих пор иногда носят башкирские мужчины и женщины, особенно старшее поколение.

Сегодня повседневная одежда башкир насквозь прозападна и ничем не отличается от той, что носят русские.

ПРОДУКТЫ

Основные продукты питания башкир сегодня состоят из черного хлеба, картофеля, мяса и различных овощей, особенно капусты, лука и свеклы. Традиционные продукты включают колбасу из конины, мед, баранину и ферментированное кобылье молоко 9.0038 (кумыс) . Важным элементом башкирского диетического обычая являются массовые застолья, как по религиозным праздникам, так и по случаю приема гостей. Определенные блюда подаются для определенных религиозных мероприятий, таких как поминальные пиршества и жертвоприношения животных.

Башкиры часто едят вак-беляш , круглую лепешку с начинкой из мяса и картофеля, для быстрого перекуса. Татары в Башкортостане могут есть уч-почмак , который похож на вак-беляш , за исключением того, что тесто треугольное. Башкиры славятся своими кулама , тип супа, в который каждый кладет то, что ему нравится. Каждый ингредиент готовится отдельно в своей посуде. Типичные ингредиенты кулама включают конину, лук, лапшу (квадратную лапшу) и морковь. Каждый человек кладет то, что он или она хочет, в миску, а затем наливает немного бульона сверху. Бульон, традиционно приготовленный из конины, теперь обычно готовят из говядины.

ОБРАЗОВАНИЕ

До 1917 года большинство башкир имели доступ к исламскому образованию. Почти при каждой деревенской мечети была пристроена исламская начальная школа 9. 0038 (mäktäp) и средняя школа (mädräthä) . Хотя доступ к обучению в значительной степени зависел от материального положения деревни и энергии деревенского имама (лидера общины), детей и старшеклассников обучали основам грамотности на арабском и башкирском языках. Несколько крупных и престижных медресе также располагались на территории Башкирии (в Стерлибашево и Стерлитамаке), и башкирские студенты обычно обучались в крупных центрах исламского образования как в России (Казань и Оренбург), так и в Средней Азии (Бухара и Самарканд).

После 1929 года исламское образование было фактически объявлено вне закона, а башкирское образование перешло к государству. В советское время образование стало обязательным, а высшее образование было полностью на русском языке. Башкиры обычно получают одиннадцатилетнее образование, хотя некоторые выбирают высшее образование в университетах столицы, Уфы, или в других учебных заведениях России. В Башкортостане действует неоднозначная образовательная программа позитивных действий, которая поощряет сельских башкир к получению университетского образования в Уфе. Программа включает систему квот, при которой одна треть студентов должна быть из городских районов (таких как Уфа), одна треть из села и одна треть из сельской местности. Среди горожан (в основном этнических русских) большая конкуренция за поступление в вузы, потому что очень многие борются за ограниченное количество мест. Однако в деревнях и сельских районах университет должен активно набирать студентов только для того, чтобы выполнять свои квоты. В результате конкуренция за место для жителей села и сельской местности (которые, скорее всего, являются башкирами) не такая жесткая. Для поддержания этой программы в университете созданы отдельные классы коррекционного обучения. Большинство башкир, закончивших университет, остаются в Уфе в поисках работы, а не возвращаются домой.

В Башкортостане расположено несколько крупных учебных заведений, в том числе Башкирский государственный университет в Уфе, ряд технических и педагогических институтов в Уфе и небольших городах республики. Многие башкиры также учатся в крупных городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, а также за границей, особенно в Турции и Западной Европе.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Башкиры сохранили богатое культурное наследие, и башкирская музыка особенно интересна тем, что в ней сохранились архаичные традиции Внутренней Азии. Наиболее интересна музыкальная традиция горлового пения (ödhläü) , который больше нигде не встречается в западной части Внутренней Азии, но хорошо известен в Монголии и Южной Сибири. В ödhläü, певец может одновременно издавать две ноты в своем горле. Еще одной особенностью башкирского пения является то, что оно основано большей частью на пентатонике (пять тонов на октаву). Особенно характерным башкирским музыкальным инструментом является курай , представляющий собой разновидность тростниковой флейты, удерживаемой вертикально. Традиционный башкирский танец также архаичен и обычно исполняется на собраниях и религиозных мероприятиях.

Хотя башкиры хорошо известны своей устной литературой, особенно устной эпической поэзией, башкирская письменная литература, основанная на арабском письме, была хорошо развита до 1917 года. а также исторические хроники. Башкирская исламская литература также была хорошо развита до 1917 г. и остается практически неизученной. Эта литература была написана как на арабском, так и на тюркском языках; фактически значительная часть литературы, созданной башкирами, была написана на арабском языке.

Начиная с 1917 года советские власти поощряли создание формальной башкирской культуры, включающей европейскую литературу, классическую музыку, классический танец и т.д. Экономический кризис 1990-х годов и сокращение государственных дотаций культурным учреждениям сильно повлияли на культурную жизнь Башкирии, от которой она в настоящее время восстанавливается.

ТРУД

Экономика башкир исторически основывалась на полукочевом животноводстве, зерновом и смешанном земледелии, охоте и сборе лесных продуктов. Сегодня животноводство, сельское хозяйство (в том числе пчеловодство) вместе с промышленным производством, нефте- и нефтехимией, сферой услуг составляют основу экономики Башкирии.

СПОРТ

Одним из самых популярных видов спорта у башкир, как и у многих других тюркских народов, является борьба. Кроме того, довольно популярны скачки как развлечение во время башкирских праздников. Самые популярные у зрителей виды спорта – хоккей и футбол.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ

Конкурсы, приуроченные к Сабантую празднества, являются любимым занятием башкир. Одной из таких традиционных игр является бой подушками между двумя соперниками, которые стоят на вершине коротких столбов и пытаются опрокинуть друг друга. Есть также гонки на мешках с картошкой и лазание по бревнам (с призом для победителя). Популярное развлечение нардой , тюркская игра, похожая на шашки, в которую играют на большой доске. Традиционно общей чертой народных гуляний были конкурсы импровизированных стихов, известные как айтыс.

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, РЕМЕСЛА И ХОББИ

Особенно хорошо башкиры ткут ковры, особенно шерстяные. Башкирские ковры, как правило, безворсовые, с простым геометрическим орнаментом. Ремесленничество в целом по-прежнему широко распространено, отчасти для получения дополнительного дохода, но особенно из-за отсутствия розничных предприятий в сельской местности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Башкиры разделяют многие социальные проблемы, с которыми сталкиваются в России и других странах бывшего Советского Союза. Это включает в себя рост уровня алкоголизма, преступности, безработицы и бедности. В отдельных районах Республики Башкортостан сельская бедность среди башкир особенно велика. Несмотря на этническое разнообразие Башкортостана, ни одна этническая группа не составляет большинства, и этническая напряженность не переросла в насилие. Башкирское движение за полную политическую независимость получает ограниченную поддержку среди башкир в целом.

Самой острой социальной проблемой, стоящей перед башкирами, несомненно, является ухудшение состояния окружающей среды в их республике. Положение Башкортостана как умеренного производителя нефти и особенно наличие нефтехимических производств в городах Уфа и Нефтекамск привели к катастрофическому загрязнению воздуха и воды региона. Наиболее серьезными являются высокие уровни токсинов, таких как диоксин, в городских районах, особенно в Уфе.

ГЕНДЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

В традиционном башкирском обществе существовали резкие и четкие гендерные разделения в плане разделения труда и социального взаимодействия. До 1917 Как башкирское обычное право, так и исламское право регулировали права и обязанности мужчин и женщин, а исламское право становилось все более заметным вплоть до большевистской революции 1917 года. . В частности, он регулировал развод, раздел домашнего имущества и опеку над детьми. Точно так же исламский закон допускал раздел имущества, как мужского, так и женского, между наследниками. До 1917 года многие башкирские женщины имели доступ к исламскому образованию. Маленькие мальчики и девочки получали образование вместе, а старшие девочки и молодые женщины получали образование отдельно от женщин, обычно жен деревенского имама. Как и в большей части исламского мира, женщины были особенно заметными чтецами Корана. Женщины также активно участвовали в определенных религиозных ритуалах, особенно в паломничестве к местным святыням.

Воспитание детей традиционно в советское время и с 1991 года, как и конкретные домашние обязанности, возлагались на женщину. Хотя женщины всегда вносили значительный вклад в сельское хозяйство и животноводство, в советское время, во время и после Второй мировой войны башкирские женщины в большом количестве поступили на службу и в промышленную рабочую силу и получили более широкий доступ к советскому образованию.

БИБЛИОГРАФИЯ

Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкирский, XIX–XX . Москва: 1991.

Доннелли, Олтон. Завоевание Башкирии русскими . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1968.

Франк, Аллен Дж. Исламская историография и «булгарская» идентичность среди татар и башкир России. Лейден-Бостон: Brill Academic Publishers, 1998.

Руденко С. Башкиры . Москва-Ленинград: 1955.