Содержание
«Я оставляла недуги в темном уголке»
Дайджест региональных СМИ
Михаил Калянов, фото автора
28 марта 2006, 19:22
Любовь Васильева – триумфатор последних паралимпийских игр в Турине. Тюменская слабовидящая лыжница принесла российской сборной три золотых и одну бронзовую медаль. В Тюмени Любу в аэропорту встречала целая делегация, а первой на трап самолета навстречу маме взбежала 12-летняя дочь Юля. По дороге из аэропорта Любовь Васильева лишь скромно улыбалась …
**Любовь Васильева — триумфатор последних паралимпийских игр в Турине. Тюменская слабовидящая лыжница принесла российской сборной три золотых и одну бронзовую медаль. В Тюмени Любу в аэропорту встречала целая делегация, а первой на трап самолета навстречу маме взбежала 12-летняя дочь Юля.
По дороге из аэропорта Любовь Васильева лишь скромно улыбалась на похвалы и никак не могла наговориться с дочерью, которую не видела месяц.
Наше интервью состоялось через несколько дней, когда чемпионка отдохнула и повидалась с родственниками и друзьями. **
«Мне так хотелось попасть в сборную России»
— Вы производите впечатление очень светлого человека. Как вам удается сохранять доброе отношение к окружающему миру?
— А у меня внутри очень много тепла, и всегда хочется поделиться им с окружающими.
В интернате для слабослышащих, где я 12 лет воспитывалась, у нас были замечательные взаимоотношения, прекрасные учителя, воспитатели, нянечки
Я всегда знала, что интернат — это одно, а окружающий мир — совсем другое, с другими отношениями между людьми. Но, несмотря на все свои проблемы со слухом и зрением, я старалась не обращать на них внимания. Я просто жила, делала то, что мне нравилось — пела, спортом занималась. Оставляла свои недуги в темном уголке.
Когда на заводе, где я работала, попала под сокращение, не расстраивалась. Знала — этой работы не будет — найду другую. *— Как же девочка из интерната стала троекратной паралимпийской чемпионкой?
*— Меня еще в интернате учитель физкультуры отправлял на все возможные спортивные соревнования. Видел, наверное, волевой характер. Когда приехала в Тюмень, я вообще никого не знала — ни тренеров, ни спортсменов. И в 1996 году по совету школьной подруги я попала к тренеру по легкой атлетике Леониду Яровенко. Я даже занимала на чемпионатах России вторые-третьи места.
В 1997 году я уже пробовала попасть в лыжный спорт. Но мне тогда сказали, что «с нуля новичков сложно готовить». И только в 2003 году я впервые попала на лыжные сборы. Мне так страшно было! Я ведь роллеры («колесные» лыжи для тренировок в теплое время года — прим. авт.) до этого видеть-то видела, но никогда на них не каталась. Первые сборы дались мне нелегко, я, конечно, с роллеров упала
И вот я не заметила, как пролетели эти три года до паралимпиады
(смеется)
**»Хочется поучаствовать в следующей паралимпиаде»
**
— Скажите, что ощущает слабовидящий спортсмен, когда бежит лыжную дистанцию? Это нелегко и для здорового человека
— Когда я бегу дистанцию, с моим-то слухом и зрением, я стараюсь смотреть только на бегущего впереди лидера. Он показывает мне жестами, какой впереди поворот. Если спуск — кричит. Так что я не вижу ничего вокруг, кроме лыжни и лидера. — Ваш тренер признавался, что вы, по сути, «вспрыгнули на уходящий поезд», что вас до последнего не хотели включать в состав сборной. Как относились коллеги по команде?
— Поначалу отношение было довольно холодным. Но тренер меня вовремя одернул: «Надо быть сильной, нельзя показывать слабость соперникам и своей команде». Для меня олимпиада была первая, и я не знала, как себя вести.
А после первой же золотой медали отношение поменялось кардинально — все стали очень дружелюбными. Конечно, было приятно, что в меня поверили все те, кто в моих силах сомневался.
Но я бы хотела продлить свою спортивную жизнь. Хочется попробовать себя в биатлоне. Я не знаю, как это трудно, как тяжело, но хотя бы еще четыре года я еще хочу покататься — хочется поучаствовать в следующей паралимпиаде.
«Пенсия же большая, сидели бы дома »
*— У вас теперь есть возможность сравнить — как относятся к инвалидам в Европе, и как дома, в Тюмени.
*— Это просто небо и земля. В Турине даже не замечаешь, что рядом с тобой по переходу движется инвалид-колясочник. Для колясок есть специальные пандусы, все мелочи предусмотрены. А в Тюмени я иногда вижу человека в инвалидной коляске и боюсь — как он с бордюра спустится? Там нет проблем, не надо просить, чтобы тебе кто-то помог. У нас этого нет.
И потом
В Европе, когда слепая девушка идет со своим поводырем, кажется — идут под руку две подруги. У нас, к сожалению, часто поводырь держит тебя так, словно ему неприятно, словно инвалид заразный.
Едешь у нас в транспорте, показываешь справку об инвалидности. А тебе в ответ: «Сколько инвалидов развелось!». А я про себя думаю — сегодня я инвалид, а завтра у тебя что-то случится. Ведь никто не придумывает себе инвалидность! Или при приеме на работу, когда работодатель сразу спрашивает: «У Вас справка есть?». А если и есть, что тогда? «Ну, пенсия же большая, сидели бы дома
» А если я не хочу жить на халяву?
«До какого возраста будешь играть в куклы?»
— Вы, наверное, теперь для ваших соседей знаменитость? Подходят, просят рассказать о паралимпиаде?
— Мне рассказывали, что мои соседи за меня всем подъездом болели. Но я пока не чувствую себя знаменитой. *— Вы многие недели не были дома. Не было жаль так надолго оставлять дочь?
— Конечно, я скучала. Перед стартом на 15 километров я чувствовала, как она за меня болеет, словно она была рядом. И даже не заметила, как пробежала эту дистанцию. — Вы говорили, что работаете ради дочери — чтобы у нее было все, чего были в детстве лишены вы. Чего же больше всего не хватало в детстве будущей чемпионке?*
— Не хватало любви и ласки родителей. Воспитывалась-то я в интернате, но, когда приезжала домой, чувствовала нехватку любви. Я компенсировала это рисованием, с куклами играла. Мама все удивлялась: «До какого возраста ты будешь играть в куклы?». Не понимала, чего мне не хватает. Бывало, спрошу ее — мама, давай поговорим о чем-нибудь. А она пообщается немного, а потом: «Ну ладно, у меня дел много».
Когда я меня родилась дочка, я решила, что у нее будет все. Когда ездила на сборы, мне так не хватало ее голоса, ее смеха, ее плача. Я, конечно, понимаю, что могу своей любовью ее избаловать. Так что стараюсь держать ее «в рамках». Знаю — если выпущу ее из рук, уже не поймаю.
На последних играх в Турине из спортсменов юга Тюменской области чемпионами стали биатлонистка Альбина Ахатова и лыжница Любовь Васильева. У Ахатовой, для которой Туринская олимпиада была третьей, одна золотая и две бронзовых олимпийских награды. Дебютантка Турина Любовь Васильева завоевала три золотых и одну бронзовую медали.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.
Последние новости
Вслух.ру
28 октября, 12:42
В массовом ДТП на трассе Тюмень — Омск пострадали четыре человека
Водитель «Шкоды» уходил от столкновения, врезался в бордюр, после чего машина вылетела на встречную полосу.
#ДТП
#ГИБДД
#Ялуторовский район
#безопасность
#дороги
Вслух.ру
28 октября, 12:30
На ул. Народной в Тюмени открылся крупный теннисный центр
Его площадь составляет почти 10 тысяч квадратных метров.
#теннис
#центр
#лидер
#новости Тюмени
#спорт
Вслух.ру
28 октября, 12:15
В Тюмени сэкономленные на новом памятнике деньги перечислили на акцию «100 миллионов для Победы»
Средства предназначены для закупки дорогостоящего оборудования бойцам.
#Альбина Селезнева
#акция
#победа
#СВО
#мобилизация
#Тюмень
#новости Тюмени
Вслух.ру
28 октября, 12:05
В Тюмени судили девушку по делу бывшего начальника ГИБДД Селюнина
Она получила права с помощью взятки.
#ГИБДД
#суд
#приговор
#взятка
#права
#Селюнин
Вслух.ру
28 октября, 11:55
В Москве стартовал Национальный чемпионат «Абилимпикс»
Соревнования пройдут в очном формате с 28 по 31 октября в Москве.
#занятость
#трудоустройство
#конкурсы
#профессия
#профмастерство
#новости Тюмени
Васильева Любовь Геннадьевна — Вице-президент
07/04/2022Региональные комментарии / ЛДПР готовится к новой жизни: как изменятся реготделения партии
После продолжительной болезни скончался лидер ЛДПР Владимир Жириновский
Комментарий Ростислава Туровского:
В связи с кардинальными переменами в ЛДПР ожидать стоит и значительной ротации региональных координаторов. Если прежде кадровую номенклатуру в регионах старались держать в руках покойный лидер партии и особенно его сын, то по завершении «транзита» власти новые первые лица могут еще и оказаться во внутреннем конфликте по поводу региональной партийной сети. Может быть, этого удастся избежать, но в любом случае региональным лидерам партии придется искать способы сохранения своих позиций. →
07/04/2022Независимая газета / КПРФ надеется ударить по партии власти одномандатниками
Несмотря на рост рейтинга «Единой России», в стране продолжается активная мажоритаризация выборов
Комментарий Алексея Макаркина:
Количество ЛОМов ограничено, так что коммунисты смогут подобрать кандидатов в гордумы, но с заксобраниями будет уже сложнее. Тем не менее если КПРФ сделает ставку на местных известных лиц, то тогда партия сможет преодолеть электоральное голодание. Хотя проблема тут в том, что с ЛОМами действительно могут возникнуть проблемы в дальнейшем, часто уже в органах власти они проявляли большую самостоятельность, чем члены партии. →
06/04/2022Ведомости / Власть в ЛДПР после смерти Жириновского не будет сосредоточена в руках одного человека
Бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский со 2 февраля находился в больнице, где лечился от коронавируса. В последнее время в СМИ появлялись слухи о смерти политика, а 6 апреля информацию подтвердил спикер Госдумы Вячеслав Володин
Комментарий Бориса Макаренко:
Заменить Жириновского не может никто. Кого бы ни нашли на эту роль, это не Жириновский. ЛДПР — это авторский проект, и преемника будут неизменно сравнивать не в пользу последнего.Демагог, очень опытный, очень умный, который все разыгрывает из себя того человека, который вывел либерально-демократическую партию [в люди]. →
06/04/2022РБК / Либерал-демократы в поисках лидера
В ЛДПР начали обсуждать кандидатуры преемника Владимира Жириновского
Комментарий Ростислава Туровского:
После смерти единоличного лидера его нереально заменить на другого единоличного лидера. Поэтому реальное руководство партией неизбежно будет коллективным. ЛДПР придется от статуса лидерской партии сдвинуться к статусу идеологической, то есть ориентированной на продвижение определенной политической идеологии. С этой точки зрения и Слуцкий, и Луговой, и Дегтярев примерно равнозначны, так как у них есть некоторый публичный опыт, они знают внутреннюю кухню. →
31/03/2022Коммерсантъ / Прогнозы и поклонники
ЛДПР использует в агитации предсказания Владимира Жириновского
Комментарий Алексея Макаркина:
Шансы ЛДПР на этих выборах сейчас спрогнозировать сложно. Во-первых, остается неясным, сможет ли Владимир Жириновский участвовать в кампании, а ее основой всегда были его поездки и выступления; а во-вторых, неизвестно, что будет с экономикой и настроениями в обществе. →
31/03/2022Коммерсантъ / Хабаровск сообразили на троих
«Справедливая Россия» потеснила ЛДПР и «Единую Россию» в думе краевого центра
Комментарий Ростислава Туровского:
Сложившийся в гордуме паритет стал закономерным итогом распада мощной ячейки ЛДПР в Хабаровском крае, которую когда-то сумел собрать Сергей Фургал. После его ареста вся эта разношерстная команда развалилась. Многие попали в политику случайно, поэтому теперь вынуждены искать себе новые партии. Понятно, что переходить в «Единую Россию» хотели далеко не все, и методом исключения наиболее удобным вариантом стала СРЗП – «запасная» партия власти в специфических хабаровских условиях. →
29/03/2022Коммерсантъ / Не время для разборок
Гордума Мурманска может избрать сити-менеджера со второй попытки
Комментарий Ростислава Туровского:
Шансы на избрание господина Сердечкина на пост сити-менеджера резко возросли, поскольку у мурманских единороссов есть инстинкт самосохранения. В самом деле, не время для конфронтации. Попытки внутриэлитных разборок и конфликтов сейчас очень жестко пресекаются федеральным центром. Думаю, в Мурманске это понимают. Для губернатора Чибиса это крайне благоприятный момент. →
28/03/2022Коммерсантъ / Потом не жалуйтесь
Россияне смогут обжаловать в ЕСПЧ нарушения их прав, имевшие место до 16 сентября
Комментарий Алексея Макаркина:
Исполнять обязательства Россия, конечно, будет. Разрыв с Европой уже произошел, так что получить дополнительные очки за счет защиты «юридического суверенитета» сейчас вряд ли получится. Но исполнение вряд ли будет слишком инициативным: исполнительская дисциплина и прежде была невысока, а сейчас государство определенно не будет спешить и наверняка воспользуется возможностью сэкономить →
27/03/2022Ведомости / Начали обсуждаться возможные преемники лидера ЛДПР
На случай продолжительной болезни Владимира Жириновского обсуждаются возможные преемники на посту лидера партии
Комментарий Бориса Макаренко:
Нилов среди названных политиков самый опытный парламентарий. Дегтярев самый статусный, однако как губернатор он победил в полностью расчищенном поле. Луговой самый известный и скандальный. Но в целом Жириновский незаменим. →
24/03/2022РБК / Санкции против Грефа, Тинькова, Госдумы и золота. Что важно знать
Какие ограничения введены против Германа Грефа и Олега Тинькова, отразятся ли они на банках, какие запреты накладываются на операции с золотом Банка России и в чем прецедент санкций в отношении Госдумы — в обзоре РБК
Комментарий Алексея Макаркина:
Введение санкций против Госдумы как таковой фактически означает разрыв и полный отказ от диалога с российской элитой. Если раньше была какая-то дифференциация — против одних, более консервативных, вводим, против других — не вводим, то сейчас дифференциации нет — идет неприятие всей российской элиты. Элиты государственной, предпринимательской, связанной, с точки зрения американцев, в той или иной степени с государством. Соответственно, санкции распространяются уже и на институты, в которые эти представители элиты входят. →
Все комментарии за текущий месяц →
Василий Суриков: Я везде любил красоту…
1 марта 1881 года группа «Передвижники» должна была открыть свою девятую выставку в Юсуповском дворце на набережной реки Мойки в Петербурге. Трагическим образом это событие совпало с другим, одним из самых зловещих в русской истории — бомбой, брошенной членом тайной политической группы «Народная воля», был убит император Александр II. Однако, как только миновали траурные дни, долгожданное ожидание любителей искусства было с лихвой вознаграждено шедеврами нового поколения талантливых русских художников: наряду с портретами Ильи Репина композитора Модеста Мусоргского и автора Алексея Писемского «Аленушка» Василия Васнецова и пейзажей Алексея Саврасова и Ивана Шишкина зрители откроют для себя талант юного Василия Сурикова. Его имя в то время мало что значило, но его произведение «Утро стрелецкой казни» казалось каким-то загадочным образом предсказывало недавнюю трагедию. Картина произвела фурор. «Его появление в художественном мире с картиной «Казнь стрельцов» было сенсационным; никто так не начинал», — вспоминала Александра Боткина, дочь Павла Третьякова. «Он не колебался, не пытался сообразить, хорошее или плохое время для выставки такой картины, а пошел как гром»[1]. Сразу же после выставки в Петербурге картина Сурикова, приобретенное Павлом Третьяковым перед выставкой, было перевезено на постоянное место жительства в Лаврушинский переулок. Третьяковская галерея уже тогда считалась крупнейшим собранием русского искусства.
На полотне Сурикова изображена историческая трагедия попытки молодого Петра Великого управлять мятежными стрельцами. Огромное пространство Красной площади не кажется таким уж огромным, окутанным холодным туманом раннего осеннего утра, сгущающегося над Москвой. Собор Василия Блаженного стоит как бы «обезглавленный» верхним обрамлением полотна. У подножия собора, вокруг Лобного блока, сгрудились телеги, в которых «стрельцы», то ли связанные, то ли в колодках, ждут казни. Их матери, жены и дети сидят рядом, в телегах или на земле. Огоньки свечей мерцают в руках приговоренных «стрельцев», и кажется, что воздух наполняется приглушенным ропотом. Картина возвращает прошлое, одновременно посыпая солью старые раны и вызывая сострадание. Реформы Петра всколыхнули всю страну, затронули и армию. Недовольные новыми правилами, введенными царем, стрельцы неоднократно бунтовали. Последний такой инцидент произошел в 169 г.8 и был разгромлен, а его трагическое завершение стало темой картины.
Виселицы, воздвигнутые вдоль Кремлевской стены, словно ждут своих первых жертв, а те, кто заполнил площадь, в напряженном ожидании мрачного финала. Горящие свечи в руках «стрельцев» выглядят символично, как последнее прощание с жизнью: догорает свеча — заканчивается жизнь человека. Хотя у каждого из «стрелец» есть свои мятежные и мятежные чувства, общее настроение наиболее открыто и вызывающе проявляется в своевольном взгляде рыжебородых «стрельцов». Он смотрит прямо в глаза царю Петру, и противостояние двух персонажей составляет главную психологическую конструкцию драматического повествования.
Любой вопрос о том, на чьей стороне художник, звучит риторически. Он с мятежными «стрельцами», разделяющими страдания их жен, матерей и детей, оценивающими драму глазами иностранного посланника; но он также понимает гнев молодого царя, работавшего на будущее России. Силой воображения художника запечатлен эпизод мрачного прошлого России, когда первыми по-прежнему страдали простые люди, требовавшие понимания и сострадания; их мужество, выносливость и воля к свободе заслуживали почитания. На полотне «стрельцы» вместе с сочувствующей толпой воплощают вечно бунтующий характер русского народа.
Доминирующая драматургическая нота сцены заключена с одинаковым мастерством и в психологическом изображении персонажей, и в подчеркнутой пластичности живописных образов, таких как тревожное мерцание свечей на фоне тусклого туманного рассвета или апельсин и красные пятна на кафтанах, шапках, шалях, на одеждах бояр в петровской партии. Брызги багрянца вокруг полотна напоминают зрителю о приближающейся кровавой близости сцены — это еще не сцена казни, но запечатлены предшествующие ей последние минуты. То, что художник избегал показа казни, свидетельствует о его тонкой чувствительности. «Я никогда не собирался шокировать», — признавался он. «Я везде любил красоту». [2]
Это проявлялось не только в привлекательных лицах и характерах, но и в бытовых деталях, которые могли бы показаться обыденными: украшенные оглобли, столь характерные для русской упряжи, суровая поверхность бортов телег, сверкающая «как чистое серебро». «Железные сани, раскисшая дорога. «Когда мне на глаза попалась телега, я готов был почтительно поклониться каждому ее колесу», — писал Суриков. «Вот что я рисовал рядом со всеми этими драмами. Я обожал эти детали»[3]. Порой художник находил главное в своих полотнах детали — живопись в чистом виде: узор богатого парчового платья или простой хлопчатобумажный узор. юбка как услада для глаз, или лужа воды, блестящая на грязной дороге. Такие детали уравновешивают трагический посыл полотна.
«Утро стрелецкой казни» стало странным сплавом воспоминаний Сурикова о его сибирском детстве и его впечатлений от Москвы, с ее характерным архитектурным образом, своеобразным течением жизни, типами и характерами. «Здесь, в Москве, со мной стало происходить что-то странное, — писал Суриков в письме Сергею Глаголу. «Во-первых, здесь мне было намного легче, чем в Петербурге. Было что-то в Москве, что больше напомнило мне Красноярск, особенно зимой. стали приходить на ум снова и снова».[4]
Красная площадь, историческое сердце России, художник выбрал намеренно ареной смертельного противостояния «стрелецких» и царя Петра. Стены и башни Кремля, Лобный корпус, собор Василия Блаженного, самое пространство Красной площади были свидетелями многих событий, как крупных, так и второстепенных по своему значению; это был одновременно и будничный базар, и место проведения грандиозных царских шествий и коронаций русских царей, и арена массовых казней. С характерным чутьем Суриков так представлял себе Москву и Красную площадь, вспоминая, как он совершал долгие прогулки по тихим московским улочкам, которые приводили его на Красную площадь, где он останавливался в сумерках, так как наступающая ночь хорошо маскировала ее. знакомые черты и все преобразилось до неузнаваемости.
Воображение художника рисовало кусты и деревья вдоль кремлевских стен то ли какими-то странными мужчинами в древнерусских одеждах, то ли казалось, что из башен могут появиться какие-то женщины, одетые в парчовые «душегрейки» и традиционные головные уборы. «И вскоре я заметил, что заселил окрестности Красной площади типами, которых столько раз видел на родине»[5]. художника, стали логичной частью образности картины наряду со стрельцами, их женами, детьми и верным царю петровским Преображенским полком. Именно на московских улицах и на ее шумных базарах, у стен московских церквей и кладбищ Суриков собирал «зёрна» своей исторической драмы. Атмосфера московской жизни, глубоко укоренившаяся в отечественной истории, легко вызывала образы прошлого и портреты его персонажей, прототипы которых можно было найти у современников художника. «Чернобородый «Стрелец» — это Степан Федорович Торгшин, брат моей матери. А бабы на картине, знаете ли, похожи на каких-то старух из моего рода… Старик «Стрельцов» — бывший каторжный, лет 70 с небольшим. Рыжий «стрелец» — могильщик, я встретил его на кладбище»[6]. Прошлое и настоящее, переплетаясь, создавали образы убедительной силы.
Талант Сурикова к «пониманию» ушедших эпох, питаемый воспоминаниями о детстве и юности, удачно совпал с общим интересом русской интеллигенции к отечественной культуре, проявившимся во второй половине XIX века. Такой интерес стимулировал появление фундаментальных исторических трудов Сергея Соловьева, лекций Василия Ключевского по русской истории, издание древнерусских текстов Николая Тихомирова, исследований Ивана Забелина по истории русского народного быта, графа Алексея (Константиновича) Толстого. исторические пьесы в стихах «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», поставленные как в Москве, так и за ее пределами, оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского и «Князь Игорь» Александра Бородина и , наконец, колоссальная «Война и мир» Льва Толстого.0005
Ближайшие сподвижники Сурикова Василий Васнецов, Василий Поленов и Илья Репин каждый по-своему обращались к исторической тематике на рубеже 1870-1880-х годов. Репин пытался уловить признаки петровской мятежной эпохи в портрете своенравной царицы Софьи, сестры и соперницы; историческое полотно «Последнее сражение войска Игоря Святославича с половцами» (1880) продемонстрировало оригинальное видение событий прошлого Васнецовым, называвшим себя «историческим живописцем несколько фантастическим образом». Поленов придумал историческую жанровую сценку «Покров». Осужденная царица». Василий Перов был близок к написанию исторических драм своими полотнами «Пугачевский суд» (1875) и «Никита Пустосвят. Спор об исповедании веры» (1881). Василий Суриков был знаком с тонкой живописью исторических жанровых полотен Вячеслава Шварца. был свидетелем того, как высоко оценили сцены из боярской жизни Константина Маковского, отвечавшие модному стилю русской аристократии.Принимая самые серьезные из приведенных выше идей, Суриков не колеблясь отвергал многие ходячие господствующие «образцы» — он свои собственные идеи и умел по-своему передать их на холсте.0005
Первым таким примером стали «Стрельцы». Документальным подтверждением идеи послужили дневники австрийского посланника в Москве Иоганна Георга Корба, ведшего запись кровавых событий 1698 года. Опубликованный за границей при жизни Петра Великого дневник привел императора в ярость, и Петр потребовал Австрийское правительство уничтожило все экземпляры книги.
Даже после смерти Питера книга долгое время находилась под запретом. Сокращенный вариант его был впервые опубликован в России в 1840 году, но в этом издании были исключены записи о «стрелецком» расстреле. Только в 1867 г. в русском переводе появился несокращенный полный текст дневников. Корб подробно рассказал о восьми расстрелах «стрелецких» в октябре 169 г.8. Суриков внимательно изучил показания очевидца, его предмет выводил не одно из описываемых событий, а, наоборот, объединял черты всех в более широкую конструкцию резни. Рассказывая Максимилиану Волошину об идее своей будущей картины, Суриков сказал: «Кто-то назвал ее «Утро перед стрелецкими расстрелами». Хорошее название. Я хотел передать торжественность последних минут, а не саму казнь». [7]
Воспоминания о Сурикове, записи бесед с художником, написанные Волошиным и другими современниками, дают волнующую, хотя и не полную картину того, как возникла и воплотилась в жизнь идея «стрелецкой». В них художник упоминает, как это было, когда вся сцена казни вдруг, как вспышка, всплыла в его памяти, и «он до поздней ночи был занят, делая зарисовки либо общей композиции, либо отдельных групп»[8].
На сегодняшний день существует только один набросок общей композиции, выполненный художником карандашом, а также одна часть левой части будущей картины, телеги и сгруппированные «Стрельцы», нарисованная на тот самый лист. Хотя первоначальный набросок, датированный Суриковым 1878 годом, раскрывает композицию, почти идентичную окончательной, еще три года художник потратил на поиски образно-смысловых доминант, наиболее верно передающих тональность картины. В нем сочетаются идеи: столкновение народа и власти, прошлое и будущее, роковая сила противостояния, сострадание, нищета, отчаяние, мужество и выносливость и многие другие оттенки эмоций, созерцание моральная дилемма — вопросы, на которые нет однозначного ответа.
Конечно, художник понимал важность правильного уравнения размеров холста. Для него это было далеко не академическое дело: Суриков добавил к правому краю картины лишний кусок холста, чтобы можно было показать кремлевскую стену, ряды верных Петру воинов, бояр, иностранных посланников и, главное, фигура самого царя Петра как противовес мятежной оппозиции. Изначально этот вид был обрезан рядом виселиц, а изменения вносились в процессе росписи на холсте, без предварительной работы. Говорят, что Репин предложил Сурикову усилить трагический поворот сцены, изобразив несколько казненных повстанцев.
В ходе реставрации картины в 1970 году реставрационным отделом Третьяковской галереи было проведено тщательное исследование, в том числе рентгенологическое исследование[9]. им давать ответы на конкретные вопросы. Выяснилось, что первоначальный вариант включал в себя две фигуры расстрелянных: на рентгеновском снимке отчетливо видна надкраска двух повешенных повстанцев слева от царя Петра на фоне кремлевской стены. Позднее обе фигуры были закрашены. «Я не мог перестать бояться огорчать зрителей. Мне хотелось во всем ощущения спокойствия»[10], — писал Суриков.
Поиски художника правильной композиции сопровождались поисками нужных персонажей: стрельцов, петровцев, самого молодого царя и всех прочих, казалось бы, незначительных персонажей большого полотна, вроде женщины, которая появляется на окно вагона. Работая над этой картиной, первой, которую он написал как самостоятельный мастер, а не как ученик, Суриков выработал свой собственный метод, которому он будет следовать в своих более поздних работах, прежде всего в «Боярыне Морозовой»: полотну предшествовали десятки и даже сотни предварительных этюдов, которые сами нередко становились маленькими шедеврами.
Для Сурикова в его первом крупном произведении было важно все: и психологически убедительные персонажи, и исторически достоверные детали в архитектуре, мечи и ружья, одежда и головные уборы. В письмах он спрашивал у матери, какую одежду носили в старину, как носили русские женщины шали и платки. Обращаясь к своему брату, Суриков спрашивал: «Ты, Саша, заметь для меня, когда в следующий раз приедешь на базар, какие шапки обыкновенно носят наши крестьяне зимой? И, сколько сможешь, нарисуй мне их. примерно. Мне это нужно»[11]. Наиболее дотошно художник относился к стрельцам. Для образа одной только рыжебородой фигуры Сурикову пришлось сделать восемь этюдов и рисунков (тех, которые известны, по крайней мере, сегодня). Хотя далеко не все такие этюды сохранились, те, которые свидетельствуют о гигантской работе, проделанной художником до того, как картина была окончательно завершена.
Историческая тематика заставила Сурикова изучить множество источников, изучить старинные гравюры, прочитать много книг. «Чтобы так ярко изобразить события далекого прошлого, ему приходилось читать и просматривать целые библиотеки», — писал Александр Бенуа, называя Сурикова «великим ученым-реалистом, а по существу поэтом». [12] Его ранние сибирские воспоминания в сочетании с глубокими размышлениями о современной ему художественной жизни и тщательным изучением исторических источников породили первую историческую трагедию Сурикова.
«Стрельцы» сделали имя нового художника известным публике, заявив о новом мощном и самобытном таланте, поскольку молодой художник из Сибири — Сурикову было 33 года, когда картина была закончена — твердо и убедительно заявил о своих правах. Еще до открытия выставки в Юсуповском дворце Репин писал Павлу Третьякову: «Суриковская картина производит на всех яркое, глубокое впечатление. .. По лицу каждого зрителя видно, что она составляет гордость этой выставки… Сильная картина. !» [13] Репин был первым, кто дал столь восприимчивую оценку творчеству Сурикова. Рассмотрев картину более внимательно и придирчиво, Марк Антокольский высказал свое профессиональное мнение следующим образом: «Хотя она, может быть, и грубовата, но может нуждаться в некотором большем совершенстве, достоинства ее столь многочисленны, что более чем компенсируют ее недостатки. сто раз». [14]
Нельзя сказать, что все критики были так же единодушны в своих мнениях, как эти два художника: большой авторитет Владимир Стасов принял «Стрельцов» с некоторыми оговорками, а Иван Крамской вообще отказался принять; обзоры газет зависели от политической ориентации их владельцев. Тем не менее подавляющим выводом, несмотря на откровенное непонимание, злорадство и осторожность, было: «Это одна из самых выдающихся картин русской школы» [15], а ее создатель «является одним из самых удивительных русских художников». [16]
- А.П Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. Москва, 1993, с. 207.
- Василий Иванович Суриков. Писма. Воспоминания о художнике [Василий Иванович Суриков. Буквы. Воспоминания о художнике. Ленинград, 1977, с. 184. Здесь и далее: Суриков.
- Там же, с. 184
- Там же, стр. 213 — 214.
- Там же, с. 214.
- Там же, стр. 183.
- Там же, стр. 183.
- Там же, с. 214.
- В 1970 году специальный расширенный совет по художественной реставрации, в который вошли виднейшие специалисты Москвы и Ленинграда, а также художники и искусствоведы, специализирующиеся на суриковском творчестве, принял решение очистить картину от скопившихся слоев грязи и пыли. с годами. Очистка картины производилась проверенным методом. Была создана специальная комиссия, чтобы не испортить не только оригинальную краску, но и оригинальный лак. С этой целью ватные тампоны, используемые для очистки, регулярно проверялись на наличие следов химических веществ после процедуры. Софья Гольдштейн, известный искусствовед, руководила исследованием. См. в: Художник, 19.73, нет. 2.
- Суриков, с. 183.
- Там же, с. 52.
- Бенуа А. Н., История русской живописи в XIX веке. Москва, 1995, с. 331.
- Письма И.Е. Репина. Переписка с П.М. Третьяковым [Письма Ильи Ефимовича Репина. Переписка с Павлом Михайловичем Третьяковым. 1873-1898, Москва-Ленинград, 1946, с. 47.
- Антокольский М.М. Его жизнь, творчество, статьи. Под редакцией В.В. Стасова, Санкт-Петербург, с. 414.
- «Новое время», 1881, 26 марта.
- Бенуа А.Н., указ. соч., с. 325.
Импровизация 27 сад любви II / Василий Кандинский / by
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
1134 продажи
|
5 из 5 звезд
Цена:
от €9,18
Первоначальная цена:
от €11,47
(скидка 20%)
Загрузка
Распродажа заканчивается через 24 часа
Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки
Размер
Выберите размер
5 «x 7» (13 см x 18 см) дюймов [Продано]
8″x10″(20смx25см) дюймов [Распродано]
11 x 17 дюймов (28 см x 43 см) дюймов (24,47 евро)
16 дюймов x 20 дюймов (40 см x 50 см) (34,66 евро)
18 x 24 дюйма (45 см x 60 см) дюймов (44,85 евро)
22 x 28 дюймов (56 см x 72 см) дюймов (55,05 евро)
24 «x 36» (60 см x 90 см) дюймов (65,24 евро)
36 x 48 дюймов (90 см x 120 см) дюймов (75,44 евро)
Холст 8×12 дюймов (65,24 евро)
Холст 12×12 дюймов (95,82 евро)
Холст 12×16 дюймов (106,02 евро)
Холст 16×24 дюйма (116,21 евро)
Холст 24×36 дюймов (174,75 евро)
В рамке 8 x 10 дюймов (85,63 евро)
Рамка 12 x 16 дюймов (106,02 евро)
В рамке 18 x 24 дюйма (166,18 евро)
Рамка 24 x 36 дюймов (217,58 евро)
Выберите размер
Количество
123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899
Исследуйте связанные категории и поиски
Внесен в список 16 сентября 2022 г.
2 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.