Содержание
Спортивная гимнастика: история, дисциплины, великие гимнасты России
Гимнастика – это основа для многих других видов спорта. Именно она помогает получить необходимые базовые навыки: гибкость, выносливость и силу, а также способствует развитию координации движений и прививает чувство равновесия.
Немного из истории
Древние времена. История спортивной гимнастики начинается еще в Древней Греции, где она воспринималась как система физического воспитания. О ее благотворном влиянии на здоровье и развитие личности писали Аристотель, Платон и Гомер. Гимнастика тогда не считалась отдельным видом спорта, под ней подразумевались такие дисциплины, как бег, борьба, верховая езда на колесницах, плавание и бокс. А вот ранние христиане считали ее порочащей духовное начало, поэтому в 393 году ее официально запретили. Спустя несколько веков интерес к гимнастике постепенно вернулся. Мыслители эпохи Возрождения вновь стали отмечать ее благотворное влияние на физическое состояние человека, называли одним из главных способов укрепления здоровья. Начало привычной нам спортивной гимнастики было положено в промежутке XVI–XVII вв. Тогда активно популяризировались прыжки и упражнения на коне, обучение поддержанию равновесия на деревьях и лазание по канату и стене. Здесь стоит отметить, что гимнастику практиковали не только древние греки и средневековая Европа. В Китае и Индии основы этой спортивной дисциплины активно применялись в лечебных целях. А в Древнем Риме появился прародитель известного современного снаряда – «коня».
XIX век. В это время началось не только активное развитие военной сферы жизни, но и физкультурной. Уже тогда стали продвигать мнение о том, что занятия спортом должны быть направлены на воспитание и развитие физически здоровой молодежи. Каждая страна занялась активной разработкой своей собственной системы упражнений, куда вошли и многие составляющие гимнастики, наработанные в Средние века. Особенно в этом преуспели Франция, Швеция и Германия. Например, именно немцы разработали упражнения, прочно закрепившиеся сегодня: на брусьях, перекладине и с использованием иного гимнастического инвентаря. В 1896-м спортивная гимнастика была введена в качестве дисциплины летних Олимпийских игр, но только для мужчин. К сожалению, в России дела обстояли не так хорошо. Петр I и Суворов А. В. применяли некоторые упражнения в армии, но в целом это не было популярным занятием. Только в 1885 году было проведено первое соревнование, а в 1889-м эту дисциплину сделали обязательной в мужских гимназиях. И только в начале XX века спортивная гимнастика получила широкую популярность среди дворянства.
XX век. В этом столетии спортивная гимнастика развивалась очень стремительно. Уже в 1903 году ввели Чемпионат мира, который с того момента проводится ежегодно. Это поспособствовало широкому распространению и популярности данного вида спорта, что в свою очередь привело к разработке и утверждению правил и программ подготовки современных спортсменов. В СССР в 1925 году было принято постановление «О задачах партии в области физической культуры», в котором ставились новые пути развития гимнастики и пересматривались методики, существующие в Союзе. Еще через год этот вид спорта стал во всех советских школах учебным предметом. С 1928 года в Олимпийских играх появилась женская гимнастика. С этого момента она прочно закрепилась в спортивной жизни многих развитых стран.
Спортивная гимнастика и Олимпийские игры
Сначала проводится Чемпионат мира, результаты которого являются квалификационным отбором на Олимпийские игры. В итоге участвовать могут 12 команд и 24 спортсмена в личном первенстве отдельных дисциплин спортивной гимнастики. Призовые места распределяются как отдельно по каждому снаряду, так и по абсолютному первенству. Личные победы спортсменов также идут в командный зачет. Набор дисциплин у мужчин и женщин различается:
- мужчины могут себя проявить в следующих видах: перекладина, опорный прыжок, параллельные брусья, конь-махи и вольные упражнения, кольца;
- женщинам доступно участие в таких дисциплинах, как вольные упражнения, разновысокие брусья, опорный прыжок и гимнастическое бревно.
В современных Олимпийских играх также существует личное, командное и первенство в отдельных дисциплинах. Программа выступления каждым участником составляется самостоятельно, с учетом необходимой сложности.
Знаменитые гимнасты СССР и России
Несмотря на то, что спортивная гимнастика в России получила популярность позднее, чем во многих других странах, наши спортсмены по праву считаются одними из самых успешных. Среди мужчин примечательны следующие имена:
- Александр Дитятин. Советский спортсмен, семикратный олимпийский чемпион. За одну Олимпиаду завоевал награды сразу во всех дисциплинах спортивной гимнастики.
- Виталий Щербо. Советский спортсмен, шестикратный олимпийский чемпион. Единственный мужчина, ставший чемпионом мира во всех 8 дисциплинах (в личном и командном первенстве) и на всех 6 снарядах.
- Владимир Артемов. Советский спортсмен, четырехкратный олимпийский чемпион, многократный призер Чемпионатов мира.
Абсолютный чемпион и заслуженный мастер спорта СССР.
- Алексей Немов. Российский спортсмен, прославившийся выполнением сложнейших программ. Четырехкратный олимпийский чемпион, многократный призер различных международных соревнований.
Среди женщин-гимнасток одними из самых знаменитых являются:
- Мария Гороховская. Советская спортсменка, первая олимпийская чемпионка в индивидуальном первенстве. Обладательница самого большого количества медалей (7 – 2 из них золотые), завоеванных женщиной на одной Олимпиаде. Заслуженный мастер спорта СССР и судья международной категории.
- Лариса Латынина. Советская спортсменка, девятикратная олимпийская чемпионка. Многократный призер международных соревнований. Заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР.
- Светлана Хоркина. Российская спортсменка, двукратная олимпийская чемпионка, девятикратная чемпионка мира, неоднократная чемпионка и многочисленный призер в различных международных соревнованиях.
Заслуженный мастер спорта России.
- Алия Мустафина. Российская спортсменка, двукратная олимпийская чемпионка, трехкратная чемпионка мира, пятикратная чемпионка Европы. Заслуженный мастер спорта России.
- Мария Пасека. Российская гимнастка, двукратная чемпионка мира, трехкратная чемпионка Европы, четырехкратный призер Олимпийских игр. Заслуженный мастер спорта России, на данный момент единственная в сборной, кто выполняет самый сложный опорный прыжок.
История спортивной гимнастики в России продолжает стремительно развиваться. Уже сейчас появляются новые яркие имена. Например, Никита Нагорный – трехкратный чемпион мира, шестикратный чемпион Европы, призер Олимпиады. Или Ангелина Мельникова – трехкратная чемпионка Европы, призер различных международных соревнований.
Приглашаем на занятия
Гимнастика – это не только красивый, но и способствующий укреплению здоровья вид спорта. Европейский Гимнастический Центр ждет на занятия даже самых маленьких детей – от одного года. У нас предусмотрены разнообразные программы, каждую группу ведет тренер, специализирующийся именно на определенном возрасте и особенностях физической подготовки своих воспитанников. Мы работаем на общее развитие учеников, поэтому у нас нет какого-либо одного приоритета, одинаково внимательно относимся к координации движений, выносливости, концентрации, равновесию и всем другим важным умениям, необходимым не только в спортивной жизни. Чтобы убедиться в квалифицированности наших тренеров, посмотреть на условия, в которых будет заниматься ваш ребенок, посетите наше пробное занятие бесплатно, заполнив небольшую форму на сайте.
«Кастро сразу обратил на нее внимание» Как советская гимнастка поразила Америку и очаровала лидера кубинской революции: Летние виды: Спорт: Lenta.ru
Гимнастка Маргарита Николаева известна как главная бунтарка советского спорта. Она выиграла два золота на Олимпийских играх в Риме, покорив судей и болельщиков невиданными ранее абсолютно «мужскими» элементами. Николаева спорила с тренерами, в одиночку готовилась к серьезным соревнованиям и не боялась экспериментов. Ей восхищались американцы, а лидер кубинской революции Фидель Кастро был настолько покорен красотой и грацией советской спортсменки, что предложил ей участвовать в местном конкурсе красоты. «Лента.ру» вспоминает судьбу гимнастки, совершившей революцию в спорте и заслужившей аплодисменты всего мира.
«Ее трудолюбия хватило бы на целую команду»
Маргарита Петрова (известности она добилась под фамилией мужа, советского акробата Юрия Николаева) родилась 23 сентября 1935 года в Иваново, в семье инженера-строителя. Спортивной гимнастикой начала заниматься в Одессе, куда Петровы переехали после войны. В 13 лет девочка записалась в гимнастический кружок и спустя год пришла в спортивную школу. Правда, взяли ее туда не сразу: считалось, что она уже взрослая для гимнастики, а еще — слишком высокая. Тренер Александр Сафронюк даже посоветовал Петровой пойти в легкую атлетику. А тогдашний глава спортшколы Владимир Левандовский вспоминал: «Ушла, а дней через десять возвращается: «Не хочу быть легкоатлеткой, хочу — гимнасткой». Ну, если человек хочет… Определили ее в группу новичков».
Способности Маргариты к гимнастике стали заметны сразу. Через неделю она сделала шпагат, а спустя всего два года стала заниматься по программе профессионалов. Она отличалась гибкостью, быстро запоминала технику даже самых сложных элементов и была очень упорной. «Мы жили по соседству. Не раз был свидетелем, как после уроков Рита спешила в спортзал. Чего-чего, а трудолюбия ее хватило бы на целую команду. Она очень талантливый человек, но в первую очередь я бы выделил ее работоспособность и самостоятельность», — рассказывал одесский журналист Евгений Горелюк.
Маргарита Николаева
Фото: Кошевой Виктор / ТАСС
В 15 лет Николаева выиграла первый турнир, став чемпионкой Украины среди школьников. Через год она повторила успех, попала в сборную СССР и получила возможность выступить на Всемирном фестивале молодежи в Бухаресте и студенческих играх в Будапеште. Прогресс в выступлениях гимнастки был очевиден, однако именно в этот момент она решила расстаться с тренером. Маргарита считала, что Сафронюк уделяет ей недостаточно времени, так как занимается и с другими спортсменами. Кроме того, специалист предпочитал делать ставку не на трудность программы, а на стабильность. Петрова же хотела исполнять новые, особенные элементы.
Тогда гимнастка перешла в СКА. Там она стала тренироваться больше, причем часто — вместе с мужчинами. В 1956 году спортсменка успешно выступила на украинской Спартакиаде и получила приглашение на чемпионат СССР, который был отборочным турниром на Олимпийские игры в Мельбурне. Правда, 22-летней Маргарите — теперь уже Николаевой — пришлось отказаться. Она ждала ребенка.
«Она была восхитительна»
После рождения сына спортсменка решила вернуться на помост. Первое время она тренировалась на улице, когда гуляла с ребенком, — снарядами служили турники и лавочки. Потом Николаева пришла в зал, стала активнее набирать форму, ставить новые программы… В конце концов она вновь стала претендовать на попадание в сборную страны.
А ведь в то время пробиться в команду было крайне трудно. Советская сборная была сильнейшей в мире, в Мельбурне она завоевала десять медалей — половину от общего числа разыгрываемых наград. Но Николаева оказалась готова к такой конкуренции. В 1959 году на Спартакиаде народов СССР она показала новый элемент — прыжок «влет» (спортсменка отталкивалась от снаряда и, прогнув спину и разведя руки по сторонам, пролетала несколько метров; прежде девушки просто перепрыгивали через снаряд, не показывая в воздухе фигур — прим. «Ленты.ру»). Через год она завоевала бронзовую медаль на чемпионате СССР в опорном прыжке и получила путевку на Олимпийские игры в Рим.
Олимпийские игры в Риме. Слева направо: Софья Муратова, Маргарита Николаева, Лариса Латынина
Фото: KEYSTONE Pictures USA / Legion-media
В столице Италии спортсменка завоевала две медали. После победы в составе команды она стала лучшей в опорном прыжке, где опередила соотечественниц Софью Муратову и Ларису Латынину. «Она была восхитительна! Ее опорный прыжок — настоящий полет. Чтобы его качественно выполнить, нужна сила, а Рита при этом сумела добиться и грациозности, и мягкости исполнения. Этот прыжок производил потрясающее впечатление», — так описывал выступление Николаевой участник трех Олимпийских игр, двукратный чемпион мира по стендовой стрельбе Юрий Никандров.
Ее головокружительные прыжки, стойки и соскоки предвосхитили новую, акробатическую гимнастику, идущую на смену той, где преобладала исключительно грация
из журнала «Одесса»
При этом кроме прыжка «влет» в Риме спортсменка исполнила еще один новый элемент — в соревнованиях на бревне. Николаева показала стойку на одной руке, которую никто раньше не делал. Правда, ошиблась в других частях программы и осталась без медали, пропустив вперед Латынину, Муратову и чешку Еву Босанову.
«Кастро пригласил ее на конкурс красоты»
После Олимпийских игр в Риме советские гимнастки стали суперзвездами. В 1961 году сборная СССР побывала в турне по Америке, где провела матчевую встречу с командой США. Николаева там тоже была. А когда спортсменки возвращались домой, их самолет развернули в сторону Кубы: с Никитой Хрущевым связался Фидель Кастро и попросил разрешить им гастроли.
На Острове Свободы советские гимнастки провели около двух недель. Они выступали в столице и других городах страны, пользуясь личным самолетом Кастро. В конце турне команданте пригласил сборную в свою резиденцию. Из всей команды Николаева ему понравилась особенно. Фидель подарил ей собственный бюст, диплом и фотографии с автографами. Ни одна другая спортсменка из делегации не удостоилась подарков кубинского вождя.
«Женщина она была очень привлекательная, и Кастро сразу обратил на нее внимание. Он даже пригласил ее на конкурс красоты «Мисс Куба», но принять в нем участие было невозможно», — воспоминал муж спортсменки Юрий Николаев. Сама гимнастка о впечатлениях от Кубы никогда не рассказывала. Судьба призов Кастро тоже неизвестна.
«Она исполняла головоломные композиции»
Правда, после Рима карьера Николаевой пошла на спад. Гимнастка не попала на чемпионат Европы-1961 и пропустила чемпионат мира-1963. Это вынудило ее сменить тренера, и она обратилась к известному на Украине специалисту Юрию Тихонову. Целью Маргариты были Олимпийские игры 1964 года в Токио, и для подготовки привлекли акробатов и хореографов оперного театра.
Кубок СССР-1965. Слева направо: Маргарита Николаева, Полина Астахова, Наталья Кучинская
Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости
Николаевой снова нужно было пройти все этапы отбора, начиная с украинской Спартакиады. Она считалась одной из фавориток соревнований, но за полтора месяца до турнира у нее случился приступ аппендицита. Это закрыло Маргарите дорогу на чемпионат СССР, а значит, и на вторые в карьере Игры.
В 1965 году Николаева снова попыталась вернуться: завоевала бронзу на чемпионате СССР в вольных упражнениях и стала третьей на Кубке страны в многоборье. Но чтобы закрепиться в сборной, этого оказалось недостаточно. Команда переживала период обновления, и перспективы у возрастной гимнастки были сомнительными. Слишком сложно было бы постоянно соперничать с молодыми мотивированными спортсменками. Год спустя Маргарита завершила карьеру. Ей был 31 год.
Почти сразу олимпийская чемпионка основала спортивную школу, в которой сама работала с молодыми гимнастками. Другие подробности ее жизни после спорта неизвестны. Умерла она в 1992 году после продолжительной болезни
Хотя в историю Николаева вошла как спортсменка одной Олимпиады, она оставила след в мировой гимнастике. «Она оказалась создательницей и исполнительницей головоломных композиций, подобными которым и по сей день удивляют мир выдающиеся гимнастки», — писала о спортсменке пресса.
Несчастливое поколение советской гимнастики – Гимнастический блог старой школы
В истории было множество примеров того, как целое поколение советских гимнастов терпело неудачу. Гимнастки, ставшие «жертвами обстоятельств», которые не по своей вине потеряли свои олимпийские перспективы. Самым известным примером этого были гимнасты, пострадавшие от бойкота 1984 года. Были и советские гимнастки, которые пропустили Олимпиаду, потому что выступали до 19 лет.52 года, когда СССР еще не присоединился к олимпийскому движению.
А еще есть поколение советских гимнасток, которых я называю «40-е», потому что все они родились в 1940-х годах и достигли пика своей карьеры в 1962-1970 годах. Это было поколение советских гимнасток, которым не удавалось получить крупные международные заказы. В то время как Советы бойкота 1984 года и Советы до 1950-х годов были лишены возможности участвовать в Олимпийских играх, потому что советской гимнастике было отказано в возможности отправить какую-либо команду вообще, Советы 19-гоЭпоха 62-1970 годов была другой.
Это было поколение советских гимнасток, от которого отказались в пользу гимнасток, пришедших как до, так и после них. В конце концов, эта группа гимнасток заплатила цену за то, чтобы другие эпохи советского WAG могли процветать. Если бы вы были советской гимнасткой, вы просто не хотели родиться в 1940-х годах.
Ольга Карасева
На долю советских гимнасток 1940-х годов рождения приходилось всего 6 выступлений на Олимпиадах. Напротив, гимнасты, родившиеся в 1930-х годах, сыграли 15 матчей, а гимнасты, родившиеся в 19На 50-е годы пришлось 14 матчей. Есть пять советских гимнасток, родившихся в 1930-х годах, которые неоднократно участвовали в Олимпийских играх. Есть также пять советских гимнасток, родившихся в 1950-х годах, которые неоднократно участвовали в Олимпийских играх. А сколько советских гимнасток 1940-х годов кто может сказать то же самое?
Зеро
Назовите их «несчастливым поколением» или назовите их «потерянным поколением», но гимнасты целое десятилетие оказались в стороне, чего им не следовало делать. Семь гимнасток этого поколения, родившихся в 19 веке, участвовали в чемпионатах мира и/или Олимпийских играх.40с.
Ирина Первушина
Людмила Громова
Елена Волчецкая
Зинаида Воронина
Наталья Кучинская
Лариса Петрик
Ольга Карасева
Наталья Кучинская
Второе место олимпийских чемпионов 1940-х годов делает столь престижным, что ни один из них не был допущен в высшей степени несправедливым. . В то время как гимнасты, которые работали очень близко к своей эпохе, с легкостью могли многократно выступать на Олимпийских играх. Гимнастки 1942 г.р. (Первушина), 1942 г.р. (Громова) и 1944 (Волчецкая) не ездила на многократные Олимпиады. А гимнастки 1936 г.р. (Полина Астахова), 1937 г. (Лидия Иванова) и 1939 г.р. (Тамара Люхина).
На другом конце десятилетия произошел точно такой же сценарий. Воронина (1947 г.р.), Кучинская (1949 г.р.), Петрик (1949 г.р.) и Карасева (1949 г.р.) — двукратные олимпийцы. А вот Людмила Турищева (1952 г.р.), Эльвира Саади (1952 г.р.) и Любовь Бурда (1953 г.р.) побывали на нескольких Олимпиадах.
Игроки 1940-х боролись за место в советских командах не потому, что им не хватало таланта, а совсем наоборот. 1940-е были одним из самых исторически значимых поколений в истории WAG. Именно 1940-е дали WAG первый значительный всплеск популярности, и без заложенного ими фундамента карьера Ольги Корбут и Нади Команечи была бы невозможна.
Зинаида Воронина
Одной из причин того, что это поколение так плохо себя чувствовало, является то, что они сделали так много для революции в спорте, что их вывели из стартового состава более молодые гимнасты, которые лучше подходили для новой эры гимнастики 19-го века. 40ers были пионерами. В конце концов, 1940-е стали жертвами собственного успеха.
К настоящему времени вы, наверное, задаетесь вопросом, что такого было в том, что год рождения в 1940-х годах так усложнил жизнь советской гимнастке того времени? Ответ можно найти на следующем графике:
На протяжении большей части холодной войны средний возраст олимпийских гимнастов снижался. Каждый раз, когда спорт испытывает такой спад в течение двух последовательных эпох, это создает «возрастной кризис», когда гимнасты вынуждены преждевременно уходить на пенсию, чтобы освободить место для более молодых гимнастов.
Представьте себе 15-летнюю гимнастку, которая не может составить олимпийский состав, потому что она участвует в соревнованиях в эпоху, когда возраст гимнастов обычно составляет 18–27 лет. Эта гимнастка вынуждена ждать три года и, наконец, вступает в ряды элиты, начиная с 18 лет. Пока она доживает до 27 лет, у нее будет такая же 10-летняя карьера, как и у гимнасток, которые были до нее.
Если средний возраст олимпийской WAG останется прежним, ее заменит 18-летняя девушка в возрасте 27 лет после 10-летней карьеры. Но этого не происходит. За время ее карьеры средний возраст в спорте снизился на три года, в результате чего ее заменили 15-летней в возрасте 25 лет после всего лишь семилетней карьеры.
Наталья Кучинская
Неизбежный результат того, что в спорте наблюдается снижение среднего возраста спортсменов, сокращается и средняя продолжительность карьеры. Это явление имело место практически в каждую эпоху советского ВАГ. От этой тенденции не застрахована даже Мария Тышко, первая советская гимнастка, выигравшая международные соревнования еще в 1937 году. Итак, если эта тенденция повлияла на советских гимнасток других эпох, почему она непропорционально сильно повлияла на гимнасток, родившихся в 1940-х годах? Ответ на этот вопрос можно найти на графике ниже.
Немногим советским гимнасткам когда-либо удавалось прожить свою карьеру без «возрастного кризиса». Но серьезность возрастного кризиса зависела от того, насколько быстро средний возраст в спорте резко упал в течение их карьеры. Гимнасты, родившиеся в 1940-х годах, обычно достигали совершеннолетия в середине 1960-х и были бы на пике своего развития во время четверных Олимпийских игр 1968 года. К началу Олимпийских игр 1972 года они оказались бы в роли стареющих ветеранов с обратной стороной своей карьеры.
В олимпийском четверном спорте 1968 года произошло самое большое снижение возраста спортсменов за всю историю WAG. За ним последовала четверка Олимпийских игр 1972 года, которая заняла третье место по скорости снижения среднего возраста олимпийских гимнасток. Для гимнастки любой национальности этот высокий темп снижения был бы в определенной степени компенсирован, если бы такая же тенденция наблюдалась в начале их карьеры.
Зинаида Воронина
Тенденция старения идет не только во вред гимнасткам старшего возраста, но и на пользу им на ранних этапах их карьеры, когда они были моложе. Особенно в период, когда они переходили с младших на старшие уровни. Большинство из 1940-е совершили этот переход в 1964 году. Что произошло в 1964 году, когда это был единственный период времени, когда старение могло пойти на пользу 1940-м?
Средний возраст спортсменов фактически увеличился.
1940-е в конечном итоге пострадали от «тройного удара»: возрастные тенденции в квадроциклах 1964 года повысились, когда 1940-м нужно было, чтобы они снизились. Только для того, чтобы эти самые тенденции пошли вниз в квадроциклах 1968 и 1972 годов, когда 1940-м годам нужно было, чтобы они росли.
В юности 1940-м говорили, что им придется ждать своей очереди. Они следовали правилам того времени, согласно которым 14-ти или 15-ти летние были заменены 22-х или 23-летними. Но когда им самим исполнилось 22 и 23 года, правила изменились. Внезапно стало нормой WAG отказываться от 22- или 23-летнего в пользу 14- или 15-летнего.
Ольга Карасева
Возможно, это один из факторов, делающих эту историю такой раздражающей. Что поколение гимнасток, по сути, ждало своей очереди только для того, чтобы их очередь отдали более молодому поколению гимнастов, которым никогда не приходилось ждать. Или, возможно, самым раздражающим компонентом этой истории является то, что в то время как 1940-е были так плохо настроены на успех, гимнасты, родившиеся в начале 1950-х годов, добивались успеха так легко.
Трио Кучинская, Петрик и Карасева родились в 1949, и у них никогда не было реального пути к Олимпийским играм, кроме 1968 года. Их современница Людмила Турищева родилась в 1952 году и участвовала в Олимпийских играх в 1968, 1972 и 1976 годах. Олимпиец. И не только Турищева воспользовалась этой тенденцией. Только за 1952 и 1953 годы гимнастки с этими двумя годами рождения выступали на Олимпийских играх больше, чем за все десятилетие 1940-х годов.
Смотрите не дальше 19Сама олимпийская сборная 68. Четверо ее членов родились в конце 1940-х гг. Но из двух оставшихся участников, которые родились в начале 1950-х годов, у них больше олимпийских выступлений, чем у остальных членов команды вместе взятых.
Наталья Кучинская
Так почему все это произошло? Почему у четверных олимпийцев 1968 года было такое резкое снижение возраста, которое нанесло ущерб 1940-м годам? Ответ можно найти в карьере самих 1940-х годов. Волчецкую (1944) можно охарактеризовать как первую гимнастку за всю историю WAG, у которой хорошо задокументирована юношеская карьера. Я часто описываю ее как первого вундеркинда WAG.
Но настоящий прорыв произошел в 1964 году, когда 15-летняя Лариса Петрик (1949 г.р.) победила Ларису Латынину в олимпийский год на чемпионате СССР. Результат привлек внимание международной прессы и шокировал весь спорт. В ответ все стали присматриваться к младшим гимнасткам в поисках следующей Ларисы Петрик. Если Елена Волчецкая первой встала на путь юниорской карьеры, то Лариса Петрик первой доказала, что эти юниоры достаточно сильны, чтобы обыграть очень известного сеньора.
Главной причиной падения команды 1940-х стало то, что они доказали, что молодые гимнасты могут добиться успеха, и их тренеры в ответ заменили их гимнастками, которые были еще моложе их самих.
Но большинство 40-х получили хотя бы один олимпийский вид, а это больше, чем могут сказать Ольга Мостепанова и Наталья Юрченко. Но часть дилеммы членства в 1940-х годах заключается в том, что их не просто обошли как спортсменов, но эта тенденция сохранялась даже после того, как их спортивная карьера закончилась.
Полина Астахова (слева) и Елена Давыдова (справа) на Олимпийских играх 1980 года
Софья Муратова (1929) и Лариса Латынина (1934) добьются высоких ролей в качестве национальных тренеров советской команды. То же самое можно сказать и о Полине Астаховой (1935). Для будущих советских гимнасток фотографироваться с Полиной Астаховой на крупных соревнованиях было обрядом посвящения. Известно, что Полина была изображена рядом с Ольгой Корбут, Еленой Мухиной и Еленой Давыдовой, когда они были на пике своего успеха в гимнастике. Есть еще Лидия Иванова (1937), который, возможно, является самым известным телекомментатором русскоязычных передач WAG и до сих пор активно присутствует на телевидении.
Тем временем Людмила Турищева (1952 г.р.) будет играть ключевые роли как в советском, так и в украинском WAG. Любовь Бурда (1953 г.р.) будет ключевым администратором в российской гимнастике, и по сей день ее часто изображают на крупных российских соревнованиях по гимнастике. На пике своей карьеры Эльвира Саади (1952) была лучшим канадским тренером WAG. И, конечно же, Нелли Ким (1957), который является одним из самых высокопоставленных администраторов FIG.
Гимнастки, приехавшие незадолго до и вскоре после 1940-х годов, будут хорошо представлены на административном уровне. В то время как сами 1940-е добились лишь скромных успехов в своей спортивной карьере.
Ольга Тесленко (слева) и Любовь Бурда (в центре)
Опять же, это не столько случайность, сколько тенденция, которая была прямым побочным продуктом того самого успеха, которого 1940-е добились, вернувшись к работе непосредственно против них. Одна из отличительных черт 19Поколение 40er заключается в том, что именно они были ответственны за популяризацию WAG. Если Лариса Петрик доказала, что будущее спорта за юными гимнастками, то Наталья Кучинская доказала, насколько юная гимнастка может быть популярна у зрителей.
Если Ольга Корбут (1955) была первой международной суперзвездой WAG, то Кучинская была первой WAG, у которой вообще была звездная сила. Помимо того, что Кучинская была единственной гимнасткой (по сей день), завоевавшей медали во всех видах своего дебюта на чемпионате мира, успех Кучинской во время 19-й68 Олимпийских квадроциклов — это то, что вынудило телевизионные сети активно освещать WAG к Олимпийским играм 1972 года. Именно Ольга Корбут доказала, что если бы телеканалы освещали WAG, это был бы рейтинговый хит. Но этого не могло бы произойти, если бы Кучинская не убедила руководителей телевидения нацелиться на WAG перед Олимпийскими играми 1972 года.
Как будто Кучинская заложила фундамент из цемента, чтобы прямо на нем Ольга Корбут могла построить дом.
Ольга Корбут (Внизу) и Полина Астахова (Вверху) на 19-м72 Олимпиада
Воронина (1947), Петрик (1949) и Карасева (1949) активно боролись за место в олимпийской сборной 1972 года. Когда трио подошло совсем недавно, 1972 год, когда «корбутомания» была на пике, также был годом, когда эти 1940-е либо ушли на пенсию, либо были понижены в должности с элитного уровня спорта. Лучшее для спортсменки — активно соревноваться, когда ваш вид спорта переживает беспрецедентный всплеск популярности. Худшее, что может случиться со спортсменкой, стремящейся стать тренером, — уйти в отставку посреди такого всплеска.
Когда женский вид спорта впервые приобретает широкую популярность, это на самом деле коррелирует с сокращением возможностей женщин на административных должностях. Причина в том, что по мере роста богатства, фанатской базы и важности женского спорта работа тренера в этом виде спорта также становится более престижной. В результате приток тренеров-мужчин с мужской стороны перешел на женскую сторону и занял большинство ключевых позиций для себя.
1940-е никогда не занимали влиятельных позиций в WAG, которые были характерны для гимнасток, родившихся в 19-м веке. 30 с. В то время как ветераны очень успешных Олимпийских игр 1972 и 1976 годов, родившиеся в 1950-х и 1960-х годах, обладали звездной силой / признанием имени, чтобы обрести тот самый постатлетический успех, в котором было отказано 1940-м годам.
Зинаида Воронина
Бедственное положение 1940-х годов заключается в том, что сначала они были молодыми спортсменами в эпоху, когда доминировали спортсмены старшего возраста, а затем стали спортсменами старшего возраста в эпоху, когда доминировала молодежь. Когда настала их очередь заняться тренерской, телевизионной и другими влиятельными ролями, это произошло в то время, когда обстоятельства изменились, и эти должности не были так легко доступны, как это было для поколения гимнастов, которые вышли на пенсию всего лишь пять лет назад.
В 1940-х с этим поколением ничего не вышло. На каждом этапе пути они взрослели в неподходящее время, будь то юниоры, пожилые люди или молодые взрослые женщины, пытающиеся найти возможности в качестве спортсменки на пенсии. И это привело к тому, что они и по сей день остаются незамеченным поколением. Они стали группой гимнастов, о которых забыло даже гимнастическое заведение.
На Кубке СССР 1976 года семь ошеломляющих гимнасток, присутствовавших на этом соревновании, впоследствии были занесены в Международный зал гимнастической славы. Ожидается, что восьмая гимнастка (Елена Мухина) будет введена в должность, когда COVID-19ситуация позволяет провести еще одну церемонию введения в должность. Это семь (идет восемь) советских гимнасток одного года, добившихся всеобщего признания.
Наталья Кучинская
Напротив, 1940-е представляют собой целое десятилетие, и только одна гимнастка той эпохи (Наталья Кучинская) была введена в Зал славы. По иронии судьбы, это был единственный член этого поколения, который предпочел преждевременно уйти в отставку, а не быть вытесненным более молодой гимнасткой, которая в конечном итоге удостоилась чести быть введенным в должность. Но Наталья Кучинская — одна из самых малоизвестных гимнасток в Международном зале славы гимнастики, особенно среди более молодых болельщиков.
Чтобы проверить свою теорию о том, что Кучинская является одной из наименее известных гимнасток в Международном зале славы гимнастики, я опросила своих подписчиков в Твиттере. 47% респондентов ответили, что никогда раньше не слышали имени Кучинской. Еще 33% заявили, что знают имя гимнастки, «но не более того». Это в отношении гимнастки, которая была самой известной в спорте на момент выхода на пенсию. Ни одна другая гимнастка не пострадала от большего падения из-за своей популярности. Причина в том, что прибытие 19Суперзвезды 70-х, такие как Ольга Корбут и Надя Команечи, заставили людей быстро забыть историю Кучинской.
Эрика Цухольд (1947 г.р.) из Восточной Германии — самый показательный пример того, насколько несправедливо обстояли дела с советскими людьми 1940-х годов. Зухольд участвовала в Олимпийских играх 1968 и 1972 годов. Она также была лучшей восточногерманкой 1964 года, но пропустила Олимпийские игры из-за травмы ахиллова сухожилия. Таким образом, она стала гимнасткой, которая легко могла бы стать трехкратной олимпийской чемпионкой.
(Слева направо) Наталья Кучинская, Любовь Бурда, Лариса Петрик и Зинаида Воронина
Зухольд и Воронина родились в один год. Они также четыре раза соревновались друг с другом на чемпионатах мира, Олимпийских играх и чемпионатах Европы, при этом количество медалей за эти четыре года было практически одинаковым. Но поскольку Воронина была исключена из советской программы, в то время как Зухольд посетила Олимпийские игры 1972 года и выиграла дополнительные медали для Восточной Германии, Зухольд закончила свою карьеру с большим количеством медалей. В результате Зухольд позже был занесен в Зал славы.
Несмотря на четыре медали на Олимпийских играх 1968 года, включая серебро в многоборье, Воронина не входит в Зал славы. Ее товарищ по команде Лариса Петрик, которая была гимнасткой, наиболее ответственной за начало эпохи маленьких девочек, также выиграла три олимпийских медали в 1968 году. Напротив, Эльвира Саади и Любовь Бурда обе находятся в Зале славы, и ни одна гимнастка не выиграла олимпийскую медаль. в отдельном мероприятии.
В заключение этой статьи отметим две вещи, которые делают 1940-х значимыми.
Наталья Кучинская
Лариса Латынина и Ольга Корбут были двумя советскими гимнастками, которые добились величайшего для себя наследия. Для многих любителей гимнастики это единственные известные им два советских спортсмена, которые соревновались до Олимпиады 1976 года. И все же для Латыниной и Корбут они не могли быть более разными, когда дело касалось эпохи, возраста, стиля и телосложения.
1940-е были «недостающим поколением» между Латыниной и Корбут. Группа гимнасток, которые вывели WAG из классической/романтической эры, чаще всего ассоциируемой с Латыниной, в эру быстро ускоряющихся перемен, которые сделали возможной карьеру Ольги Корбут. Когда дело доходит до признания гимнасток, которые оказали наибольшее влияние на спорт, 1940-е были так же важны, как и любое другое поколение.
Для 1940-х годов их 37 медалей на Олимпийских играх и чемпионатах мира были ошеломляющими, учитывая обстоятельства. Но их олимпийская слава и достижения будут забыты, их наследие не будет жить, несмотря на их участие в высококлассном телевидении, судейство, тренерскую работу и роли в FIG. Вместо этого их наследием станут гимнасты, пришедшие после них.
Ольга Карасева (слева) и Ольга Корбут (справа)
Второй компонент 1940ers, что делает их историю такой значимой. Ни одно другое поколение гимнастов не делало столько для того, чтобы их младшие товарищи по команде добились успеха. Важно отметить, что половина олимпийской сборной 1972 года делила тренера с игроком 1940 года.
Двукратную олимпийскую чемпионку Любовь Бурду тренировал тот же человек, что и Ирину Первушину, завоевавшую четыре медали на чемпионате мира 1962 года. Бурда наиболее известна своим мастерством (Burda Twirl) на брусьях. Первушина была чемпионкой мира на этом же снаряде всего за пять лет до того, как Бурда продемонстрировала свое фирменное мастерство.
Тамара Лазакович была не только одноклубницей Ларисы Петрик, но именно Петрик впервые заметила семилетнюю Лазакович и убедила своего тренера взять детсадовца в свою тренировочную группу. А еще были олимпийские чемпионки 1964 года Елена Волчецкая и Ольга Корбут, которых тренировал один и тот же тренер. Но до того, как это произошло, сама Волчецкая была первой, кто дал Корбут серьезные занятия гимнастикой.
Елена Волчецкая (слева) и Ольга Корбут (справа)
Когда следующее поколение гимнасток заняло свое место в советской программе, они продолжали доминировать на олимпийской сцене. За тремя исключениями, каждый советский олимпийский чемпион 1970-е появятся на нескольких Олимпийских играх. Этот повторный успех стал возможен только благодаря аномально короткой карьере гимнасток, которые пришли непосредственно перед ними.
Я бы не стал утверждать, что 1940-х нельзя оценивать по количеству завоеванных ими медалей. Имея 37 медалей в сумме, они выиграли слишком много медалей, чтобы их огромные медали не считались впечатляющими. Для сравнения, это одинаковое количество медалей Кайлы Росс, МакКайлы Марони, Джордин Вибер, Али Райсман, Габби Дуглас и Виктории Комовой, выигранных вместе взятых.
Вопрос в том, если 37 медалей — это то, чего 1940-е добились за то короткое время, которое им дали, представьте, какого легендарного статуса они достигли бы, если бы им дали больше времени…
Вот так:
Нравится Загрузка..
Советские гимнасты, ставшие жертвами собственного успеха. – Блог о гимнастике старой школы
Примечание. Я настоятельно рекомендую сначала прочитать часть I.
Когда советская женская сборная по спортивной гимнастике (ЖАГ) ездила на 19На Олимпиаду-68 в Мехико они приехали со знакомым лицом. В 1960-е годы лучшие советские гимнасты обычно сразу же занимали высшие тренерские должности после выхода на пенсию. Это было в случае с Софией Муратовой, которая была самой титулованной гимнасткой, завершившей карьеру в 1964 году. Муратова была тренером злополучной команды чемпионата мира 1966 года, которая не смогла добиться ни многоборья (AA), ни командного титула. . Советские чиновники решили перейти к другому тренеру и выбрали недавно вышедшую на пенсию Латынину, чтобы возглавить советскую команду.
Тренер Латынина на Олимпиаде 1968 года в Мехико
Это означало, что Петрик был
в довольно неловком положении, когда ее судьба была отдана в руки Латыниной,
человек, к разрушению карьеры которого Петрик приложил непосредственную руку. Для Петрика
Выбор Латыниной в качестве тренера был бы эмоционально болезненным. В детстве
Латынина была кумиром Петрика. Но Петрика возмущало то, что она воспринимала как
Открытый фаворитизм Латыниной по отношению к Кучинской. Когда люди увидели Наталью Кучинскую,
увидели будущую звезду, хедлайнера советской команды, будущее
гимнастика. В эпоху, когда соответствующие стандарты комментариев СМИ в отношении
спортсменок еще предстояло установить, Кучинскую постоянно хвалили
за ее привлекательную внешность в СМИ. Ее постоянно описывали как «красивую».
и люди не имели в виду ее гимнастику, когда говорили это. Петрик, напротив, был
редко называли «красивой», и когда люди видели ее, они видели гимнастку, которая была
сильный член советской сборной, но достойной быть гимнасткой они так и не увидели
относились так же, как и к Наталье.
Хуже всего для Петрика то, что Кучинская действительно была превосходной гимнасткой. У Кучинской были все черты великой на все времена, но она потеряла страсть к спорту. Кучинская ушла на пенсию вскоре после Олимпийских игр 1968 года, оставив ее как своего рода загадку в истории WAG. Ее будут помнить как гимнастку, которая была одной из самых талантливых в спорте, но она никогда не достигла того потенциала, на который многие ее рассчитывали.
Так многозначительно было
Кучинской, что Майнот Саймонс II, один из лучших историков WAG
всегда предпочитал начинать серию статей об истории женской гимнастики в
1966. Он сделал это не из-за Веры Чаславской, а из-за Кучинской, которая
выиграла шесть медалей в своем дебюте на чемпионате мира в том же году. Это было
успех Кучинской в 1966 году, который он считал более значительным для
развитие ВАГ.
Наталья Кучинская (слева) и Вера Чаславская (справа)
Петрик Воронина,
и Карасева продолжат свою гимнастическую карьеру, и каждый из них
до 1972 года. Но по иронии судьбы Лариса Латынина решила оставить все три
их из олимпийской сборной 1972 года. Петрик расценил это как месть Латыниной за
поражение, которое она потерпела в 1964, что ознаменовало крушение ее карьеры.
Трудно ответить, следовало ли троице быть включенной в команду. Советская династия WAG была такой же доминирующей, как американцы в настоящее время. В обеих программах поля были настолько загружены, что достойных спортсменов было больше, чем свободных мест. Латынина могла выбрать самые разные варианты, и любой из них был бы приемлемым. Спортсменам элитного уровня, таким как Петрик, трудно проглотить эту пилюлю, и они часто ищут скрытые объяснения, почему они были исключены из команды, вместо того, чтобы смириться с реальностью, что есть спортсмены получше.
Процесс осложняется тем, что все трое состояли из признанных ветеранов, что связано со снижением числа участников, поскольку спортсмены пытаются сохранить свое здоровье, соревнуясь реже. Тем временем тренеры предпочитают отбирать для соревнований более молодых гимнасток, чтобы дать им опыт подготовки к Олимпийским играм. Если бы Петрик, Воронина и Карасева заслуживали включения в олимпийскую сборную, то это было бы на основании того, что они делали на закрытых тренировках, информации, которой нет. Взгляд на советские внутренние соревнования в начале 1972 показывает, что шесть лучших советских команд были теми же шестью, которые вошли в олимпийскую сборную 1972 года. Сама Латынина писала в своих мемуарах, что хотела, чтобы они попали в команду, но не могла обосновать их выбор. В последнее время Петрик с тех пор помирился с Латыниной, но она по-прежнему публично комментирует свое отсутствие в олимпийской сборной 1972 года.
Но это горе и обида Петрика вполне объяснимы. Воронину, Карасеву, Кучинскую и Петрика постигнет та же участь, что и Елену Волчецкую, одну из гимнасток, которых квартет сбросил с места. Все пятеро пришли в эпоху, когда им говорили, что они слишком молоды, чтобы их можно было рассматривать для участия в Олимпийских играх, и им придется подождать, пока они не станут старше. И поэтому они следовали правилам и ждали, пока они станут старше. Но когда наконец подошла их очередь, правила изменились. Молодое поколение гимнастов, которым никогда не говорили, что им нужно ждать своей очереди, теперь получит командные места. Волчецкая, Воронина, Карасева, Кучинская и Петрик будут 1-кратными олимпийцами. Было шесть гимнастов-ветеранов, которые выступали в 1964 участницы многократных Олимпиад: (Латынина, Астахова, Муратова, Люхина, Манина, Иванова). В 1970-е годы появятся еще шесть советских гимнасток, которые были включены в несколько олимпийских команд (Саади, Корбут, Ким, Филатова, Бурда и Турищева).
Бурда на Олимпиаде 1972 года
Воронина, Карасева, Кучинская и Петрик наблюдали, как их две младшие товарищи по команде в 1968 году стали двукратной олимпийской чемпионкой (Бурда) и трехкратной олимпийской чемпионкой (Турищева). Это было высшим оскорблением для поколения гимнасток, зажатых между двумя эпохами многократных олимпийцев и последствиями того, что происходит, когда средний возраст в спорте снижается быстрее, чем возраст нынешних спортсменов.
Все пятеро способствовали (если не спровоцировали) тенденции быстрого старения в советской гимнастике. Но тот же самый упадок, за который они ответственны, вскоре коснется и их, вытеснив из спорта Волчецкую, Воронину, Карасеву, Кучинскую и Петрика. Они станут жертвами собственного успеха.
История WAG
во многом написано как до, так и после Ольги Корбут. До Ольги Корбут
спорт боролся с широким признанием. После Ольги Корбут WAG был одним из
самые популярные олимпийские виды спорта. Ольга Корбут заслуживает каждого
признание она получила за свою роль в популяризации спорта. Ольга
Корбут доказал, что если люди будут смотреть, они влюбятся в этот вид спорта.
Но почему люди вообще смотрели?
Ответ: гимнасты 1960-х годов. Вера Чаславская, которая привнесла новый взгляд на то, как гимнастка должна взаимодействовать с толпой. Советские молодые стрелки, такие как Воронина, Карасева, Кучинская, Петрик и Волчецкая, привнесли в спорт новый элемент молодости. Кэти Ригби, которая добавила американское имя к смеси, которую могли продвигать вещательные компании и западные СМИ. Они задали импульс, когда спорт стал свидетелем своего первоначального роста. Они принесли новые идеи, которые заложили основу того, как WAG сможет привлечь более широкую аудиторию. Они привлекли к Ольге Корбут внимание, в котором она нуждалась, чтобы вывести спорт на новый уровень.
Для пяти советских гимнасток они стали забытым поколением династии СССР. Непонятные имена вклинились между такими гигантами, как Латынина и Корбут. В Зале славы только Кучинская. Их истории столь же убедительны, как и любая другая эпоха советской гимнастики. Успех Волчецкой на национальном уровне в таком юном возрасте в начале 1960-х годов и преодоление возрастного барьера, попадание в олимпийскую сборную 1964 года — одно из самых выдающихся спортивных достижений в рамках советской программы WAG. Расстройство Ларисы Латыниной из-за Ларисы Петрик — один из лучших примеров культового расстройства не только в истории гимнастики, но и в истории спорта. Тем не менее, это событие, о котором редко говорят, потому что сама WAG мало что делает для продвижения своей собственной истории с эпохи до Корбута.