Содержание
Почему легендарные фигуристы Белоусова и Протопопов бежали из СССР
В 1979 году, ровно 40 лет назад, олимпийские чемпионы по фигурному катанию Людмила Белоусова и Олег Протопопов попросили политического убежища в Швейцарии и бежали из СССР. Их объявили предателями родины, вычеркнули из всех справочников, а бывшие партнеры по сборной перестали здороваться во время редких встреч за границей. «Газета.Ru» рассказывает историю удивительного дуэта, который устроил революцию в мировом фигурном катании, принес славу СССР, а потом был безжалостно списан в утиль.
Ровно 40 лет назад, 24 сентября 1979 года, легендарные советские фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, завоевавшие два олимпийских золота подряд, не вернулись на родину после гастролей в Швейцарии.
По окончании очередного ледового шоу спортсмены внезапно направились не в аэропорт, а в местную полицию — писать заявление о предоставлении политического убежища.
Знаменитостям не отказали, и с тех пор пара поселилась в маленьком городке Гриндельвальд, где продолжала тренироваться и часто выезжала на шоу и мастер-классы.
Но что же сподвигнуло чемпионов отказаться от страны, которая их обожала? Как их спортивная история подошла к такому концу?
Случайная встреча
Белоусова и Протопопов стали фигуристами, скорее, вопреки обстоятельствам, чем благодаря.
Он вырос в Ленинграде, пережил блокаду, чуть не погибнув вместе с матерью, и начал серьезно заниматься фигурным катанием только в 15 лет (уже тогда это считалось достаточно поздним возрастом) — и то лишь от отчаяния, поскольку его отказались брать в музыкальную школу по классу фортепиано.
Кроме того, увлечение спортом пришлось отложить из-за призыва в армию — Протопопова отправили на флот, где он старался заниматься, когда выдавалась возможность покататься на коньках.
Дочь танкиста из Ульяновска — Белоусова — тоже пришла в фигурное катание довольно поздно, в 16 лет, вдохновившись просмотром фильма «Весна на льду».
Так они разными путями начали прокладывать себе дорогу в спорте, причем изначально выступали как одиночники.
Парное катание в ту пору только зарождалось, и на чемпионате СССР, в котором Протопопов принял участие с другой партнершей — Маргаритой Богоявленской — и лишь по той причине, что его настоятельно попросили в сборной Ленинграда, катались всего три дуэта.
Белоусова в это время пыталась заниматься в Москве с Кириллом Гуляевым — «спокойным, рассудительным, но совершенно лишенным всякого темперамента парнем», как вспоминала фигуристка в их общей с Протопоповым автобиографии.
Никаких особенных успехов дуэт Белоусова / Гуляев не добился.
Но осенью 1954 года в жизни Людмилы все изменилось. К тому моменту она занимала должность общественного инструктора начинающих фигуристов в парке имени Дзержинского и потому была отправлена на тренерское собрание.
Протопопов также неожиданно для себя поехал в Москву на «третьесортный тренерский семинар», поскольку руководителям ленинградской секции фигурного катания оказалось «некого больше туда послать».
Все остальные участники собрания оказались людьми в летах, и потому именно Людмила и Олег были вынуждены демонстрировать обсуждаемые элементы на льду — в том числе и в паре.
Вскоре судьба снова свела их на том катке.
«Какая-то группа фигуристов не явилась на тренировку, образовалось «окно». И тогда кто-то из нас предложил покататься», — вспоминали спортсмены.
Каток оказался настолько мал (9х9 метров), что одиночники в какой-то момент случайно столкнулись, схватились друг за друга и по инерции сделали свое первое совместное вращение.
После этого они уже намеренно исполнили синхронную «ласточку», и случайный зритель этого проката — отец фигуристки Ирины Голощаповой — спросил у ребят, насколько давно они выступают вместе. Фигуристы и сами ощутили между собой такую «химию», словно катались вместе не первый год.
«Ласточка» получилась удачно, мы почувствовали ее «прочность», и какое-то шестое чувство подсказало, что мы непременно будем кататься вместе», — признавались спортсмены.
Кстати, в будущем поклонники станут называть их именно ласточками за пролетное скольжение и чувственность.
С момента той встречи события начали развиваться стремительно.
Молодые люди много переписывались, и несколько месяцев спустя Протопопов пригласил Белоусову к себе в Ленинград для совместных тренировок. Девушка перевелась из Московского института инженеров железнодорожного транспорта в аналогичный ленинградский вуз, и в декабре 1954 года пара приступила к занятиям.
Первые провалы и революция в парном катании
У начинающего дуэта возникало немало прений с тренерами. Первый наставник, имя которого спортсмены даже отказались называть в автобиографии, регулярно заявлял им, что они ничего не добьются, поскольку «в них нет спортивности», и совершенно не принимал их идей по поводу музыки для программ.
В итоге в 1958 году пара решила прекратить сотрудничество с какими-либо тренерами и самостоятельно ставить себе выступления,
хотя, конечно, совсем без консультаций со стороны не обходилось. Фигуристам помогала даже мать Протопопова — бывшая балерина Агния Гротт.
Однако первые годы работы без тренера получились весьма тяжелыми.
Спортсмены провалились на чемпионате мира в Париже — 1958, заняв лишь 13-е место из 15-ти из-за многочисленных неточностей и падения Людмилы.
Чемпионат Европы 1959 года в Давосе также не принес большого удовлетворения: дуэт стал лишь седьмым из 12-ти, вновь допустив грубые ошибки, в том числе падение Олега.
«Плохо обстояло дело с нашими «изобразительными мощностями». Запас техники и прочности был очень мал. Психологической подготовки — никакой», — констатировали фигуристы.
Тем не менее после чемпионата Европы — 1959 их уже заметили и начали относиться более серьезно: дуэт явно прогрессировал.
На первенстве СССР пару уже провожали овациями — Белоусовой и Протопопову удалось прокатать программу чисто и завоевать серебряную медаль.
Золото досталось признанным лидерам тех лет — Нине и Станиславу Жук, однако даже в прессе отмечали, что зрителям больше запомнилось именно выступление серебряных призеров. Их программа оказалась наполнена большей элегантностью и эстетикой, хотя и проиграла конкурентам по технической сложности.
С того момента Белоусова и Протопопов начали вырабатывать собственный стиль, объединивший атлетизм и безукоризненную четкость элементов на льду с чувственностью и плавными линиями.
«До сих пор считалось, что в парном катании партнеры должны кататься нос в нос, палец в палец. Верно считали, но была в этом и ограниченность.
Одним рывком мы сбросили эти цепи и нашли целый ряд новых сочетаний, движений, навеянных искусством балета. Мы создали фигуры, которые стали общепризнанными и в сугубо спортивных программах», — вспоминали фигуристы.
Так, они придумали новый вид парных спиралей, в том числе и «космическую спираль» (тодес на внутреннем ребре), а также амплитудную спираль в позе либела.
Также спортсмены усложнялись в плане прыжков — делали каскад из прыжков шпагат и аксель в полтора оборота.
Не стояли на месте и поддержки — Белоусова и Протопопов стали исполнять зубцовое лассо и лассо-аксель.
И, безусловно, одним из главных достижений дуэта стало привнесение в парное катание невиданного ранее артистизма, глубоких образов и продуманности программ, которые покоряли публику и заставляли еще долго вспоминать их выступления.
В номере под музыку «Грезы любви» Ференца Листа фигуристы рассказывали о чувствах двух влюбленных так, словно это была театральная постановка без слов.
«Скорее, скорее! Мы должна поведать о том, что нас переполняет! О том, как мы любим друг друга. Как замечательно понимать друг друга. И показываем всем: да, чудо есть, но оно плоть от плоти нашей. И вы тоже можете сотворить его — захотите только. Вы помчитесь с нами к светлой мечте, осуществить которую дано каждому из нас», — так описывали спортсмены свой номер.
Неудивительно, что зрители сразу подпадали под магию их обаяния.
«Я когда смотрела на их катание, то часто просто плакала: у них была невероятная энергетика. Люди — особенно на показательных выступлениях — воспринимали их катание так же. Это то, что сейчас называют понятием «химия».
До них так никто не катался, да и после, если честно, я не могу назвать кого-нибудь, кто мог бы вызвать у меня такие эмоции», — говорила в интервью РИА «Новости» известный тренер Людмила Великова.
Победы и быстрый спад
За несколько лет в профессиональном спорте Белоусова и Протопопов приобрели необходимый опыт и сумели совместить свои прорывные наработки с идеальной физической готовностью. После этого медали посыпались, как из рога изобилия.
Фигуристы стали четырехкратными чемпионами мира и Европы, а также победили на Олимпийских играх в 1964 и 1968 годах.
Причем в Инсбруке-1964 триумф советских спортсменов стал большой неожиданностью: им удалось обойти титулованную пару из ГДР Марика Килиус / Ханс-Юрген Боймлер.
youtube.com/embed/EGwsUDdJa3M» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Спустя четыре года на Играх во французском Гренобле Белоусова и Протопопов победили уже в ранге фаворитов.
Они были кумирами всей страны и пользовались успехом за рубежом, куда их часто приглашали на шоу.
Однако спустя шесть лет тотального доминирования результаты пары пошли на спад, и руководство фигурного катания СССР начало хладнокровно списывать их со счетов в пользу более молодого дуэта — Ирины Родниной и Алексея Уланова.
Белоусова и Протопопов, конечно, начали сдавать в силу возраста (ему было 37, ей — 34), однако еще вполне могли побороться за попадание на пьедестал Олимпийских игр и потому были настроены принять участие в Саппоро-1972.
Но у начальства были свои планы.
«Фаворитами считалась пара Роднина / Уланов, вторыми шли Смирнова / Сурайкин, мы же могли рассчитывать на твердое третье место.
Но нас никуда и не думали везти: бронзу в парном катании уже пообещали команде ГДР, а за это немцы пообещали поддержать Сергея Четверухина в соревнованиях одиночников, где позиции СССР были послабее. По сути, нас продали, хотя по форме все выглядело вполне прилично»,
— считал Протопопов.
Побег из СССР
Обиды на государство копились. Двукратные олимпийские чемпионы начали думать, что на внутренних соревнованиях судьи намеренно занижают им оценки, чтобы не дать даже теоретической возможности попасть в сборную для участия в международных турнирах, куда хотели отправить молодых.
Так, на чемпионате СССР 1970 года пара заняла лишь четвертое место и не попала в состав национальной команды. Их оценками тогда оказались недовольны и зрители прокатов, которые начали кричать и свистеть после оглашения результатов.
В 1972 году Белоусова и Протопопов в последний раз приняли участие в первенстве СССР и ушли из профессионального спорта, начав выступать в Ленинградском балете на льду.
Периодически они выезжали на гастроли за границу и получали немыслимые по тем временем гонорары, однако были вынуждены отдавать большую часть Госконцерту. Так, после прокатов в Нью-Йорке фигуристам заплатили $10 тысяч, но $9 947 из них они отдали государству.
Также чемпионов задевало якобы пренебрежительное отношение в собственной стране — словно к списанному в утиль материалу. Их имена даже не выделялись крупным шрифтом на афишах ледовых шоу.
«Нам в глаза говорили: «Вы нам не нужны», — вспоминал Протопопов.
В какой-то момент дуэту пришла идея бежать за границу — туда, где будут больше ценить их труд.
24 сентября 1979 года после окончания гастролей Ленбалета в Швейцарии пара попросила там политического убежища. С собой у них была только швейная машинка для костюмов, необходимые книги и видеопленка с записями тренировок и выступлений (без тренера спортсменам было необходимо постоянно отсматривать себя со стороны).
После этого Белоусову и Протопопова объявили предателями родины, вычеркнули из всех справочников СССР, а другим советским спортсменам запрещали общаться с ними во время встреч на гастролях за границей.
Спортсмены уверяли, что не держат за это зла на страну.
«Россия всегда оставалась в сердце, но мы давно люди мира, нас везде понимают независимо от языка… Русскими мы были и останемся, а быть гражданином не значит иметь бумажку с печатью», — говорила Белоусова.
Первое время пара жила в Швейцарии в отеле, но спустя два года начала снимать трехкомнатную квартиру в небольшом городке Гриндельвальд, где оказался хороший каток, пригодный для тренировок.
Собственным жильем спортсмены так и не обзавелись и, по словам Белоусовой, «экономили буквально на всем», однако не бедствовали, поскольку до самого преклонного возраста продолжали выступать на шоу. Их последний прокат состоялся в 2015 году в рамках концерта «Вечер чемпионов» в США.
com/embed/GTKrB71kOaw» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Что касается отношений с родиной, то спортсмены впервые приехали в Россию после побега лишь в 2003-м — спустя 24 года отсутствия.
С тех пор они побывали в России еще несколько раз и даже посетили зимние Олимпийские игры в Сочи, поздравив с победой пару Татьяны Волосожар и Максима Транькова.
В 2017 году Белоусова ушла из жизни после продолжительной борьбы с раком. Теперь Протопопов остался один.
Пропущенные похороны мамы и смерть жены от рака. Потери Олега Протопопова после побега из СССР
Истории
Новости
Радости и невзгоды двукратного олимпийского чемпиона были неразрывно связаны с партнершей и возлюбленной. В поисках творческой свободы Олег Протопопов и Людмила Белоусова попросили убежища в Швейцарии, вмиг став «невозвращенцами» и предателями.
29 сентября 202227 542
Олег Протопопов и Людмила Белоусова
В 60-е Людмила Белоусова и Олег Протопопов произвели настоящую революцию в мире фигурного катания. Супруги первыми исполнили многие элементы, например, «космическую спираль», которые впоследствии включили в обязательную программу международных соревнований.
Успех двукратных олимпийских чемпионов оказался недолгим: в 70-е дуэт стали притеснять молодые коллеги. К тому же партия считала номера звезд устаревшими и буквально «выдавливала» их из спорта. Несмотря на ущемления и травлю, Протопопов и Белоусова хотели продолжить заниматься фигурным катанием. В отчаянии они сбежали в Швейцарию, что вызвало огромный скандал в СССР. Какую же цену пара заплатила за свободу творчества? 26 сентября, в пятую годовщину смерти Людмилы Евгеньевны, вспоминаем ее совместную с мужем историю.
Судьбоносная встреча и громкий успех
Олег Протопопов и Людмила Белоусова поздно начали спортивную карьеру
Детство Олега Протопопова было, мягко говоря, непростым: родившись в Ленинграде в 30-е, он пережил блокаду.
От голода и страшной смерти мальчика и его маму-балерину спас поэт «Серебряного века» Дмитрий Цензор. Впоследствии Цензор стал отчимом Олега и подарил ему первые коньки.
Презент поэта в корне изменил жизнь подростка. Пусть и слишком поздно для будущего олимпийца — в 15, — Протопопов начал заниматься фигурным катанием у Нины Лепнинской. В 1951-м талантливый юноша должен был принять участие во Всесоюзных соревнованиях, однако спортивную карьеру прервал призыв в армию. Зато после службы на Балтийском флоте Олегу выпал шанс продемонстрировать свое мастерство: в паре с Маргаритой Богоявленской он завоевал бронзовую медаль чемпионата СССР.
Спустя год на третьеразрядном семинаре Протопопов случайно познакомился с Людмилой Белоусовой. Чем дольше спортсмены беседовали, тем яснее осознавали, сколько у них общего: Людмила начала тренироваться в 16, грезила создать идеальную эстетически и хореографически программу, любила фигурное катание больше всего на свете. После первого парного вращения и «ласточки» на льду, шестое чувство подсказало Олегу, что он непременно будет выступать с Белоусовой.
«Мы еще не понимали, выйдет из нас пара или нет. Мы ничего не знали, только очень хотели, чтобы получилось, верили в то, что при желании все возможно. Мы были и остались навсегда мечтателями», — подчеркивал Протопопов.
Пара собирала золото крупнейших чемпионатов
Их разделяли города: Белоусова училась в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. Решение нашлось быстро — Людмила перевелась в аналогичный вуз в Ленинграде, чтобы тренироваться вместе с Протопоповым под руководством Игоря Москвина, а позднее — Петра Орлова. Незаметно для коллег оттачивающие технику партнеры вышли на новый уровень отношений, а в 1957-м поженились.
«Любовь пришла к нам гораздо позже, хотя с первого взгляда мне понравился стройный балтийский морячок», — признавалась Белоусова в книге «Золотые коньки с бриллиантами».
Первые выступления на международной арене были не слишком удачными: ошибки в простых элементах, падения. Зато к началу 60-х и в техническом, и в художественном плане спортсмены заметно выросли.
В 1962-м дуэт выиграл золото соревнований СССР и серебро чемпионатов Европы и мира, а через два года состоялся триумф пары на Олимпиаде в Инсбруке. На родину влюбленные вернулись народными героями.
Номера супругов называли шедеврами за лиричность, грамотное использование классической музыки, тонкое отражение образов влюбленных на льду. Слава о дуэте разошлась по всему Советскому Союзу: о спортсменах писали книги, брошюры, статьи, их узнавали в трамваях и на улицах Ленинграда. Вплоть до 1968-го фигуристов считали недосягаемыми для соперников, они собирали золото всех возможных чемпионатов, в том числе, выиграли Олимпиаду в Гренобле.
По знаменитой легенде, с трепетом к советским чемпионам относился даже Никита Хрущев. В разгар одного из банкетов политик выдвинул идею о массовом строительстве жилья, а Протопопов перебил его, отметив, что необходимо воздвигать не только дома, но и катки. Узнав, кто столь нагло к нему обратился, Хрущев не обозлился, а сменил тон. Говорят, после этого инцидента в Ленинграде появился новый Дворец спорта.
Ослабление позиций и скандальный побег
Главным соперником дуэта считали Станислава Жука: сначала как фигуриста, затем — как тренера молодых чемпионов
Что же сбросило легендарных спортсменов с пьедестала? Вероятно, виной всему был возраст — конкуренция со стороны более молодых фигуристов давала о себе знать. При этом главным соперником пары считали Станислава Жука: сначала он вместе с супругой Ниной разделил с Протопоповым и Белоусовой золото чемпионата СССР-1961, позднее стал бороться с дуэтом в качестве тренера Ирины Родниной и Алексея Уланова. Прогрессивные и сверхсложные программы Ирины и Алексея смотрелись гораздо выигрышнее в сравнении со «старой школой».
На чемпионате мира 1969-го Протопопов и Белоусова стали третьими, а через год на турнире СССР — лишь четвертыми, что автоматически означало недопуск в сборную. По мнению супругов, главную роль в том, что их не оказалось на Играх в Саппоро, сыграло мнение министерства спорта: партия поставила крест на фигуристах с устаревшей программой.
«Нас никуда и не думали везти: бронзу в парном катании заочно отдали команде ГДР, а за это немцы пообещали поддержать Сергея Четверухина в соревнованиях одиночников, где позиции СССР были послабее. По сути, нас продали, хотя по форме все выглядело вполне прилично», — спустя годы вспоминал Протопопов.
В 1979-м фигуристы попросили политического убежища в Швейцарии
Существовал судейский заговор или нет, но время оглушительных побед для супругов закончилось. На чемпионате СССР 1971-го они стали шестыми, через год взяли бронзу и, чувствуя, что волна травли и критики накрывает с головой, решили уйти из большого спорта. Международные соревнования сменились для фигуристов работой в Ленинградском балете на льду, часто выезжавшем на заграничные гастроли.
По логике, легендарный дуэт должен был привлечь внимание зрителей, однако руководство не выделяло имена чемпионов на афишах. Поклонники узнавали о выступлениях кумиров по «сарафанному радио».
Кроме того, по признанию супругов, даже здесь им не давали вздохнуть свободно: говорили, что их программа не вписывается в репертуар балета. Фигуристы заключили: возможная причина травли — то, что они не состоят в партии. Вот только в ответ на поданное заявление в райкоме сказали, что у них имеются и более достойные кандидатуры…
Обиды чемпионов на чиновников копились несколько лет, а последней каплей стало участие в нью-йоркском шоу. Гонорар составил 10 тысяч долларов, но по закону 9947 забрал Госконцерт СССР. Ни заслуженной оплаты труда, ни свободы творчества — Протопопов и Белоусова были в ярости. Единственным выходом из создавшейся ситуации для них оказался побег: на гастролях балета в Швейцарии в 1979-м фигуристы запросили политического убежища, как ранее поступили танцовщики Рудольф Нуреев и Михаил Барышников.
Лебединая песня
Долгие годы супруги были счастливы в браке
Разговор с «невозвращенцами» в СССР был коротким: чемпионов, которых некогда называли «творцами истории», отныне величали предателями родины, лишили всех титулов и званий, их фамилии вычеркнули из советских справочников.
Протопопов отмечал, что страна попросту вытеснила их с супругой из мира спорта, не дала возможности продолжить творческие поиски. И просто потому, что влюбленные не хотели бросать фигурное катание, они решили попытать счастья в Европе.
«Нас перевозили из города в город за счет государства. Потом, когда нас «открыли», то подписали разрешение на местожительство», — рассказывал Олег Алексеевич.
Пара поселилась в деревушке Гриндевальд, а в 1995-м получила швейцарское гражданство. Мечта супругов сбылась: они продолжали выступать вместе, несмотря на возраст, — на открытии чемпионата Европы, ледовых шоу. Впрочем, фигуристы не скрывали, что безумно скучали по родине. Возможность приехать в Россию по приглашению главы Госкомспорта Вячеслава Фетисова в 2003-м стала для них подарком судьбы.
«Россия живет в нашей душе, и, где бы мы ни были, она с нами», — говорил Протопопов в программе «Один день» канала ТВС.
Только в 2003-м Олег Протопопов смог проститься с мамой, умершей в начале 90-х
На перроне собрались десятки поклонников знаменитых фигуристов с роскошными букетами цветов.
Но уже на следующий день радость возвращения омрачилась для Олега Алексеевича посещением кладбища: мама умерла в 1991-м, и тогда его не пустили на похороны близкого человека в Советский Союз.
24 года супруги не видели родины, и с ностальгией объезжали памятные места: первая ледовая арена для тренировок, Дворец спорта «Юбилейный». К удивлению поклонников, 71-летний Протопопов и 68-летняя Белоусова по-прежнему катались так, словно были юными чемпионами. Раздача автографов под бурные овации, восторг зрителей — дуэт словно вновь вернулся в 60-е.
До самой старости Протопопов и Белоусова продолжали выступать
«Мы живем на средства, заработанные в американском шоу. Постоянный источник дохода — пенсия, очень маленькая. На двоих получаем примерно 603 швейцарских франка, это около 500 долларов. Но возвращаться пока не собираемся: вернуть историю обратно — не очень хорошо, тем более мы получили гражданство, другая страна спасла нас в тяжелом положении, мы однолюбы и уже не можем ей изменить», — рассуждала Людмила Белоусова.
Вновь супруги посетили Россию в 2005-м по приглашению Федерации фигурного катания, а в 2014-м — присутствовали на Олимпиаде в Сочи. Их последнее выступление на льду состоялось в США на «Вечере с чемпионами». Протопопову тогда было 83.
Казалось, их жизненная энергия безгранична, но вскоре после окончательного завершения карьеры Людмила Белоусова серьезно заболела. В сентябре 2017-го 81-летняя женщина умерла от рака пищевода, оставив Олега Протопопова в одиночестве. Спортсмен не раз говорил, что супруга — его скрипка. К сожалению, в тот печальный осенний день из мира Олега Алексеевича навсегда исчезла музыка…
По материалам rsport.ria.ru, championat.com, sports.ru.
Фото: Colorsport/ Legion-Media, Schirner, Dave Buresh, Wladimir Stazzek, Dima Korotayev, ATP/Getty Images, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация).com, кадр из программы «Один день» на ТВС
Автор текста:Александра Власова
Протопоповых оставили впечатляющее наследие в Лейк-Плэсиде
2 октября 2017 г.
по Гринвичу
ФАЙЛ На этой фотографии из архива, сделанной в субботу, 1 марта 2003 г., первые советские олимпийские чемпионы по фигурному катанию Людмила Белоусова и Олег Протопопов катаются на коньках на арене «Юбилейный», где они вместе начали кататься в 1948 году в Санкт-Петербурге, Россия. По сообщениям российских СМИ, скончалась Людмила Белоусова, двукратная олимпийская чемпионка в парном катании. Ей был 81 год, сообщалось в пятницу, 29 сентября., 2017. (AP Photo/Ivan Sekretarev, file)
FILE В этом файле фото, сделанное в субботу, 1 марта 2003 г., первые советские олимпийские чемпионы по фигурному катанию Людмила Белоусова и Олег Протопопов катаются на коньках на арене «Юбилейный», где они стартовали. вместе в 1948 году в Санкт-Петербурге, Россия. По сообщениям российских СМИ, скончалась Людмила Белоусова, двукратная олимпийская чемпионка в парном катании. Ей 81 год, сообщалось в пятницу, 29 сентября 2017 года. (AP Photo/Иван Секретарев, файл)
LAKE PLACID, NY (AP) — Больше нет самой стойкой парной команды в истории фигурного катания.
По сообщениям российских СМИ, Людмила Белоусова скончалась в пятницу в швейцарской больнице вместе с мужем и давним партнером по фигурному катанию Олегом Протопоповым. Ей был 81 год.
В составе команды Протопоповы завоевали золотые медали на зимних Олимпийских играх 1964 и 1968 годов, а также были четырехкратными чемпионами мира и четырехкратными чемпионами Европы.
Они также полюбились фигуристам в Лейк-Плэсиде, где по рекомендации русского друга начали тренироваться по пять месяцев в году, начиная с 1997. Они катались на выставке и были так хорошо приняты, что решили возвращаться каждый год.
РЕКЛАМА
«Им нравилось оставаться и разговаривать с другими фигуристами», — рассказала Adirondack Daily Enterprise Лариса Селезнева, бронзовый призер Олимпийских игр 1984 года в парном разряде. «Я знаю, что моим ученикам нравилось тренироваться на одном льду с ними, когда они были в Лейк-Плэсиде, они принесли столько вдохновения на лед».
Даже в свои 70 лет Протопоповы почти каждый день тренировались по четыре часа в день на арене, прославленной тренером Хербом Бруксом и 1980 Олимпийская сборная США по хоккею.
«Мы посвящаем свою жизнь фигурному катанию», — сказала Белоусова в интервью Associated Press в 2006 году. «Все вращается вокруг фигурного катания».
Полностью самоучка — Олег поставил номера, а Людмила сшила костюмы — Протопоповы были первыми фигуристами, которые выполнили прыжки бок о бок и изобрели три спиральных движения: спираль жизни на переднем внутреннем крае своих коньков; любовная спираль на переднем внешнем крае; и космическая спираль на заднем внутреннем крае.
«Каждый раз, когда я вижу, как они катаются на коньках, я чему-то учусь», — сказал AP в 2006 году Дик Баттон, двукратный золотой призер Олимпийских игр в мужском одиночном разряде и давний комментатор этого вида спорта.
Совместное путешествие Протопоповых началось в 1954 году. , когда случайно встретились на тренерском семинаре на маленьком катке в Москве. Они продолжали кататься с разными партнерами в разных городах, пока она не переехала в родной Ленинград. Они начали кататься в паре в 1957 году, вскоре поженились, и так родилась неразлучная пара.
Белоусова, которая начала заниматься фигурным катанием в 15 лет после того, как увидела великую Соню Хени в фильме «Серенада солнечной долины», изучала инженерное дело в колледже и после занятий присоединилась к Олегу, чтобы тренироваться на открытом воздухе, часто при отрицательных температурах.
РЕКЛАМА
Выиграв подряд олимпийское золото в 1964 и 1968 годах, Протопоповы неохотно стали профессионалами в 1969 году. Они хотели соревноваться в Саппоро, Япония, в 1972 году, но советские власти искали более спортивные пары.
Семь лет спустя пара дезертировала после того, как советские власти попытались заставить их уйти в отставку. Они поселились в Швейцарии, присоединились к Ice Capades и участвовали в чемпионате мира по фигурному катанию среди профессионалов. Свой последний титул они выиграли в 1985 году, сравняв вничью с американцами Таем Бабилонией и Рэнди Гарднером, парой вдвое моложе их.
В 2003 году по приглашению бывшей звезды НХЛ Вячеслава Фетисова, тогдашнего министра спорта России, Протопоповы вернулись на родину впервые после того, как дезертировали в 1979.
Они получили бурные овации петербургской толпы из 15 000 болельщиков.
Протопоповы также были хедлайнерами шоу «Вечер с чемпионами» в Гарвардском университете, благотворительного мероприятия при поддержке Фонда Джимми.
Белоусовой, которая помогла своему мужу восстановиться после инсульта восемь лет назад, в 2014 году поставили диагноз «рак желудка». Она лечилась в Швейцарии и следующим летом вернулась в Лейк-Плэсид, чтобы тренироваться и выступать, а также давать уроки и советы другим фигуристам. .
«Она всегда была элегантной и милой», — сказал Adirondack Daily Enterprise Пол Уайли, серебряный призер Олимпийских игр 1992 года в мужском одиночном разряде. «Она обладала спокойной силой лично и на льду. Ее любовь к фигурному катанию и к Олегу всегда была очевидна. (Людмила была) действительно образцом для подражания для всех фигуристов, мне будет ее очень не хватать».
Скейтгард: Наследие Людмилы
В течение сорока восьми часов мир фигурного катания узнал о гибели серебряного призера Олимпийских игр 1948 года Ганса Гершвилера и 1964 года и Олимпийский чемпион 1968 года Людмила Протопопова.
Гершвилер и Протопопов присоединились к длинному списку звезд фигурного катания, которые скончались в 2017 году – среди них Боб Терк, Дональд Гилкрист, Рики Харрис, Мэри Пэрри, Рой Мейсон и Артур Апфель.
Если вы читаете этот блог, мне не нужно говорить вам, кем была Людмила Протопопова. Двукратная олимпийская чемпионка, четырехкратная чемпионка мира и Европы вместе со своим мужем Олегом, она была, пожалуй, одной из самых изысканных фигуристок в парном катании всех времен. Трехкратная победительница чемпионата мира среди профессионалов Дика Баттона, ее ежегодные выступления на шоу Evening With Champions в Гарвардском университете вдохновляли очень многих. Она была живым доказательством того, что возраст — это всего лишь цифра. Она была легендой фигурного катания еще до того, как фигурное катание поставило математику выше осознанности… но это еще не все.
Во-первых, это история бегства Людмилы и Олега из Советского Союза в 1979 году. Юрий Фельштинский и Борис Гулько писали о событиях, подтолкнувших Протопопова к решению покинуть Советский Союз, в своей книге «КГБ играет в шахматы»: «В течение ряда лет выдающиеся советские фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов находились под давлением со стороны Советские спортивные функционеры.
Кампания травли была инициирована КГБ, которому не нравилась их независимость, их обширные контакты с иностранными спортсменами и представителями зарубежных спортивных кругов и СМИ. «Маленький паразит» продолжал писать отчеты о негативном отношении фигуристов к Советская действительность,об их преклонении перед западным образом жизни.На основании этих донесений были подготовлены докладные записки в ЦК,который потом отдал приказ Госкомспорту зажать пару.Последствия не замедлили сказаться в идет… Когда в 1988 года, на Олимпиаде в Калгари, знаменитый дуэт с другими бывшими олимпийскими чемпионами и призёрами, глава Госкомспорта Грамов заявил канадским организаторам мероприятия, что если Белоусова и Протопопов выйдут на лёд, советская делегация бойкотировать церемонию закрытия Олимпиады. (Они) не вышли на лед». Согласно статье «Montreal Gazette» за март 1988 г., советские официальные лица, по-видимому, были обеспокоены тем, что, если Протопопов выступит на коньках, «толпа будет освистывать советских спортсменов, когда они маршируют в Стадион МакМэхон».
Теперь давайте вернем этот грузовик обратно к их фактическому побегу. Моим лучшим голосом Софии Петрильо: «Представь себе! Швейцария, середина сентября 1979 года!» Только за этот месяц Протопоповы совершили пять дезертирств, когда последовали по стопам трех артистов балета Большого театра, перебежавших на Запад. Затем сорок семь и сорок четыре, Людмила и Олег были в Западной Германии и Швейцарии в рамках четырехнедельного турне по восьми городам, когда они исчезли в день своего прилета в СССР. Для любого, у кого есть хоть малейшая подсказка, дезертирство не должно было шокировать. Когда они прибыли в Цюрих в августе того же года, у пары не было легких упаковок. Они привезли десять единиц багажа, в том числе видеокамеру и швейную машинку. Они обратились к швейцарскому правительству с просьбой о предоставлении убежища в Швейцарии во время выступления там, и, в свою очередь, представитель министерства юстиции Швейцарии Ульрих Хубахер отказался раскрыть местонахождение или планы фигуриста.
Возможно, чувствуя накал от действий Протопопова, их хозяин и организатор тура Курт Сённинг особенно критически отнесся к их решению дезертировать: «Если бы я знал, где они, я бы сказал им: «Идите домой», но, думаю, уже слишком поздно. .. Я не думаю, что у них есть много шансов на Западе в профессиональном плане. Они уже давно прошли свой пик. В конце концов, им за сорок. Ни разу они не сделали ни малейшего намека на то, что планируют остаться на Западе. Если бы они были, я бы никогда их не пригласил. Я в шоке. Думаю, они злоупотребили моим гостеприимством. Я планировал пригласить других российских фигуристов для гастролей. Но теперь эти планы разрушены». Встревоженные чередой дезертирств в сентябре того же года, они отменили 28 концертный тур Московского государственного симфонического оркестра в Соединенных Штатах. Тем не менее, жизнь пары ветеранов сложилась великолепно. Они добились значительных успехов на профессиональных конкурсах и шоу в течение более чем десятилетие и в 19В 95 году Протопоповы стали гражданами Швейцарии, поселившись в деревне Гриндельвальд в Бернских Альпах.
В своей книге «Мороженое» Толлер Крэнстон метко заметил: «Протопоповы, если бы они не дезертировали, в конечном итоге испарились бы в безвестность. Воскреснув снова, как два феникса из пепла, они остались огромными американскими кассовыми сборами».
В 2003 году, менее чем через десять лет после неудачной попытки вернуться в любительские ряды, представляющей Швейцарию, Протопоповы впервые вернулись в Россию после того, как дезертировали по приглашению тогдашнего министра спорта и бывшей хоккейной звезды НХЛ Вячеслава Фетисова. , получив стоячие аплодисменты пятидесятитысячной толпы в Санкт-Петербурге. После стольких лет с таким количеством горько-сладких воспоминаний этот момент был бы воодушевляющим для любого. Тем не менее, прочитав интервью Герерда Зеренского с Людмилой и Олегом под заголовком «Двадцать два фунта грации», которое появилось в 1966 номер журнала «Советская жизнь» мне стало ясно, что их история куда сложнее, чем можно было себе представить…
Людмила Белоусова и Олег Протопопов в представлении не нуждаются.
О знаменитых олимпийских чемпионах и чемпионах мира по фигурному катанию 1965 и 1966 годов написано множество статей, их фотографии появились в газетах и журналах всего мира. Но они никогда не писали о себе подробных рассказов, а их восхождение на вершину опровергает все каноны этого большого спорта. Недавно Белоусова и Протопопов побывали в редакции журнала «Юность». Перепечатана часть интервью спортивного корреспондента Герерда Зеленского с ними.
В: Большинство людей считают, что фигуристы, чтобы достичь мирового уровня, должны начинать заниматься в возрасте восьми или даже пяти лет. Вы согласны?
А от Людмилы: Мы с Олегом часто получаем письма от детей от 10 лет, которые жалуются, что им отказывают в занятиях по фигурному катанию, потому что они слишком взрослые. Я начала заниматься фигурным катанием в 16 лет. Я посмотрела фильм «Серенада Солнечной долины» и была поражена мастерством Сони Хени. Мы жили недалеко от Центрального Армейского парка, и я катался там на хоккейных коньках.
У меня не было ни мысли, ни надежды научиться фигурному катанию. Но мне довелось увидеть афишу у ворот Детского парка им. Дзержинского, объявляющую о занятиях по фигурному катанию. Мне повезло. Его преподавал Самсон Глязер, добрый человек и большой любитель фигурного катания. Он принимал всех желающих. Он выслушал меня и сказал: «Сюда, мисс, на каток». Я вышел на лед и тут же плюхнулся. Но через некоторое время я привыкла и даже смогла немного покататься на одной ноге. Это было 22 ноября 19 года.Мне 51 год, а мне только исполнилось 16. Моим первым тренером была Лариса Новожилова. Я тренировался изо всех сил и за три года сделал первый спортивный разряд как в одиночном, так и в парном катании. Так я познакомился с Олегом. Пусть идет оттуда.
А от Олега: Мне тоже было почти 16, когда я начал заниматься фигурным катанием. В начале 1948 года я поехал в ленинградский Дворец пионеров — хотел играть на фортепиано. Они сказали нет, что я не могу разобрать разницу в высоте тона и тональности.
Что я сделал? Я записался в класс ударных и начал играть на ксилофоне. Пианисты отказали мне, потому что у меня не было слуха, а я на слух играл «Жаворонка» Глинки и «Марш Турецкого» Моцарта! Во дворце был и класс фигурного катания. Однажды я забрел в сад, где стоял павильон Росси, и там среди всего этого шума фигуристы тренировались на обледенелых дорожках. До этого я катался на коньках, как все мальчишки, прицепляясь к проезжающим машинам. Я использовал хоккейные коньки, которые привязывал веревкой к валенкам. Я пришла в них на занятие и попросила, чтобы меня пустили. Нина Лепнинская, мой первый и последний тренер, считала, что у меня хорошие вращения на пальцах ног и центрирование. Словом, она меня приняла, и передо мной встал выбор: заниматься ксилофоном или заниматься фигурным катанием. Катание победило. Правда пришлось кататься в туфлях на два размера меньше — во Дворце пионеров не было больше, но желание кататься было сильнее боли. Через год я занял второе место в одиночном катании на молодежном чемпионате страны.
Осенью 1951 Я поступил на флот. Я тогда учился в девятом классе.
В: Девятый класс?
А от Олега: Да, я был несовершеннолетним, потому что во время войны не ходил в школу. Сначала блокада, а потом нас эвакуировали в Среднюю Азию. Когда мы вернулись в Ленинград в 1945 году, мне было 13 лет, и меня отдали в третий класс.
В: Значит, помимо позднего старта, у вас был пятилетний перерыв в тренировках?
Ответ от Олега: Вот-вот. Первое время я находилась в Североморске, и там не было места для фигурного катания. Через год, когда меня перевели в Ленинград, я изредка попадал в город, но нерегулярно. Если мне это удавалось два раза в неделю, мне повезло! По нынешним меркам это была не тренировка, а просто катание для удовольствия. Сейчас мы тренируемся по четыре часа в день — с восьми вечера до полуночи. Но потом я уходил в семь, добирался до стадиона к восьми, тренировался час или около того, а потом мчался обратно на корабль. Четыре часа тренировок в неделю были почти пределом.
Ответ от Людмилы: Мы познакомились, когда он служил на флоте.
Ответ от Олега: В 1953 году к чемпионату страны готовились только две пары. Ленинградские фигуристы посоветовали мне составить пару с Маргаритой Богоявленской. По их словам, поскольку соревнуются только две другие пары, по крайней мере, вы можете получить бронзовую медаль. Через неделю у нас была готова какая-то программа. Я уговорил своих командиров отпустить меня в Ярославль, и там мы действительно завоевали диплом третьего места на чемпионате СССР. Диплом произвел впечатление на часть, но на самом деле он ничего не стоил, мы несколько раз теряли друг друга во время нашего выступления. Если бы на чемпионате было 15 пар, а не три, мы, наверное, заняли бы пятнадцатое место. Просто хочу показать вам, какую важную роль документы все еще играют в этом мире. Диплом дал мне новый «арендный договор на жизнь». Появилось новое отношение к моим тренировкам. В 1954 Мне даже разрешили поехать в Москву на месячный митинг.
Там я познакомился с Людмилой. Вот как это произошло. Митинг проходил в том же Дзержинском детском парке, где Людмила начинала кататься на коньках. В какой-то момент митинга был вынужденный антракт – одна из групп не приехала. Я надел коньки и вышел на лед тренироваться. Людмила там уже каталась. Каток был небольшой, 30 на 30, трудно было не наткнуться друг на друга, так что мы взялись за руки и начали вместе кружиться просто для удовольствия. Этот случайный спиннинг стал началом нашего парного катания. Кто-то, глядя на вас, спросил: «Вы давно вместе катаетесь? Около двух лет? Вы делаете это так естественно». Другие говорили: «Так держать, у тебя все хорошо!» Да, но я жил в Ленинграде, а она в Москве! Меня никак не могли перевести в Москву. Но тут Людмиле повезло. Она закончила школу в 1953 и в Энергетический институт не попал.
А от Людмилы: Я сдавала вступительные экзамены, но получила только Ярмарку по математике, поэтому поступаю только в Заочный институт инженеров железнодорожного транспорта.
Но я хотел стать обычным студентом, поэтому решил попытать счастья в Ленинграде. Кто знает, наверное, не было бы пары Белоусова/Протопопов, если бы не та Ярмарка по математике.
В: Вернемся к вопросу, с которого мы начали: Как вы думаете, в каком возрасте еще не поздно начинать заниматься фигурным катанием?
Ответ от Людмилы: Некоторые наши тренера слишком склонны следовать зарубежным методикам. Они забывают, что у нас разные цели в спорте! Многие родители за границей, я думаю, стараются отдать детей в школу фигурного катания как можно раньше, чтобы они могли выиграть титул и попасть в профессиональное ревю…
А от Олега: …Чтобы оправдать потраченные деньги .
А от Людмилы: Вот почему так много людей, которые становятся профессионалами в раннем возрасте, как только они выигрывают титулы или становятся известными.
А от Олега: А то еще 20 лет в ледовых смотрах катаются! [Бельгийцу] Фернану Лимансу уже за 40. А сколько лет американцу Дику Баттону? Но он по-прежнему катается и зарабатывает деньги.
И как он прыгает. Если бы все юные фигуристы прыгали так, как он!
В: Значит, даже начиная с 16 лет фигурист может достичь вершины?
Ответ от Олега: Если у него есть что нужно.
А от Людмилы: Чем старше становится человек, тем лучше он должен уметь кататься. Я знаю, что сейчас катаюсь лучше, чем когда-либо.
В: Каков возрастной ценз для начала?
Ответ от Олега: Я считаю преступлением говорить 10-15-летнему, что он слишком стар для фигурного катания.
А от Людмилы: Начинающему фигуристу очень важно тренироваться на совесть.
А от Олега: Человек должен сначала привыкнуть к конькам сам, и только когда он будет чувствовать себя на них основательно, его можно учить фигурному катанию. Тренировка фигуриста – сложный и прежде всего психический процесс. Он требует максимальной концентрации и внимания. Фигурное катание сегодня требует интеллекта. К сожалению, наши специалисты по фигурному катанию сейчас все ставят на так называемые перспективы.
И что это значит? Это означает, что они позволяют вам присоединиться к классу в 6 и в 19 лет.списывают, как списали, например, Таню Лихареву. Кто знает, сколько жертв этой весьма сомнительной теории «перспектив»?
В: Я полагаю, что было время, когда вас тоже считали неперспективным?
А от Олега: Еще перед прошлогодним чемпионатом Европы в Москве секретарь Федерации конькобежного спорта Сергей Васильев говорил, что если Белоусова и Протопопов не станут олимпийскими чемпионами, то он поставит вопрос о сохранении их в сборной и об их перспективах . Но мы выиграли чемпионат Европы, а затем и чемпионат мира в Америке. В 19На 64 чемпионате Европы мы заняли второе место. Хотя мы были в боевой форме, случилось непредвиденное: Людмила споткнулась о шпильку, которую фигурист перед ней уронил. И вот перед отъездом олимпийской сборной в Инсбрук главный тренер сборной Георгий Фелицин говорил: «Ну, по-моему, Белоусова и Протопопов выступят на Олимпийских играх не намного лучше, чем на чемпионате Европы».
И даже когда мы вернулись из Инсбрука с золотыми медалями, он все твердил, что мы выиграли по счастливой случайности, что шансы равны 9.8 процентов против нашего выигрыша. Яков Смушкин из ЦНИИ физической культуры тоже пророчил нам поражение. Он рассчитал на ЭВМ (используя, разумеется, теорию «перспектив»), что кривая результатов матчей
наших соперников идет вверх, а наших идет вниз. Накануне нашего отъезда в Австрию он сказал: «Плохо, дети, но лучшее, на что можно надеяться на Олимпиаде, — это третье или четвертое место». Всякий раз, когда я теперь встречаюсь со Смушкиным, я спрашиваю его: «Ну, как поживает твой компьютер?»
В: Кто помогает вам готовиться к соревнованиям?
Ответ от Олега: Всем и каждому. Вы тоже можете помочь. Мы не прочь попросить помощи у кого угодно, даже у людей, которые не имеют никакого отношения к фигурному катанию.
В 1962 году, например, мы впервые заняли вторые места на чемпионатах мира и Европы. А кто нас обучал? Парень, водивший поилку на Центральном Армейском катке, Саша Смирнов. Он гимнаст первой категории, играет на трубе в любительском джаз-бэнде. Мы тренировались одни, и он увидел, что мы слишком много спорим, учитывая, что соревнование было так близко. Кое-что из того, что мы пробовали, просто не получалось, потому что мы нервничали. Этот молодой человек подходил к нам и говорил: «Не волнуйтесь, у вас все хорошо, только вот в музыке есть глиссандо, которое требует плавности, а ваши движения слишком резки». Или: «Ты, Олег, широко расставляешь ноги, когда прыгаешь, а у Людмилы колени близко друг к другу, поэтому твой прыжок слишком длинный, а ее слишком короткий». Мы очень привыкли к нему, а он к нам. Он работал в свою смену до ночи, а в шесть утра снова появлялся на катке. Вместо отдыха он тренировал нас. Иногда было трудно заставить себя пройти всю композицию только для него. Но Саша говорил: «А давайте, дети, посмотрим, как это все выглядит».
Это было тяжело, но мы повторили это для него. Я потом сказал тому же Васильеву: «А вы знаете, кто нас тренировал? Шофера». И он сказал: «Ну, только пусть никто об этом не узнает».
В: Почему у вас нет постоянного тренера?
Ответ от Олега: Это долгая история. В ленинградском спортклубе «Динамо» нашим тренером считался Петр Орлов. Но он с нами почти не работал — мы были «неперспективными». Потом нас перевели в клуб «Локомотив», но там был очень бедный класс и вообще не было тренера. Мы снова были предоставлены сами себе. В последние годы нам очень помогал бывший чемпион СССР Игорь Москвин. Он нам здорово помог как раз перед Олимпиадой, после того как мы настояли на том, чтобы его пригласили на митинг. Но Игорь живет в Ленинграде, а мы ленинградцы только номинально. Мы проводим большую часть нашего обучения в Москве. Наш дом в Ленинграде, мы там учимся, но в Ленинграде до сих пор нет искусственного катка, пригодного для фигурного катания.
В: Как вы тренируетесь? Расскажи нам о своих секретах.
Ответ от Олега: Во время тренировки Людмила надевает 22-килограммовый тренировочный пояс. Мы называем это «22 фунта благодати».
А от Людмилы: Тяжело кататься с лишним весом в 22 килограмма, но когда его снимаешь, чувствуешь себя почти невесомым! Так легко кататься и прыгать.
В: Как ты тренируешься? В одной статье, которую я читал, говорилось, что Олег был властным.
А от Людмилы: Я спокойнее, а он нервнее.
А от Олега: Иногда мне кажется, что она не так старается, как я, и это меня расстраивает, поэтому я кричу: «Давай, шевелись!»… Но в этом вся прелесть парное катание: мужественность мужчины должна сочетаться с грацией его партнерши. Если бы мы оба были одинаковыми, как два кузнечика, смотреть было бы скучно.
В: Как дела, Людмила? Олег не обижает вас на тренировках?
А от Людмилы: Я тоже обидела его. Но как только мы уходим с катка, все, конечно, прощается и забывается.
В: Олег, откуда у тебя фонограмма?
Ответ от Олега: Моя мама была балериной, и я вырос в таком мире.
Я слышал многих известных певцов и видел великих балерин. Я с детства интересовался музыкой. После блокады Мать работала на эстраде, и я часто ждал ее на репетициях. Музыканты не обижались, когда я говорил им, что они фальшивят. Наоборот, все они говорили Матери, что не сделать из меня музыканта — преступление. Моя мать отвечала: «Я не хочу, чтобы мой сын играл в оркестре». Так я никогда и не делал! Но я пытался, как вы знаете. И я по-прежнему люблю музыку, как никогда. Когда мы с Людмилой катаемся под мелодию, которая нам особенно нравится, мы забываем, что люди смотрят. Есть только мы и музыка. В основном мы выбираем классическую музыку. Мои любимые композиторы — Лист и Рахманинов. Когда мы исполняем Trdumerei, зрители заинтересованы, потому что мы пытаемся заставить их увидеть музыку в движении. Мы никогда не пытаемся подыграть публике или устроить эффектную демонстрацию, говорящую: «Посмотрите, какие мы красивые! Это не настоящее фигурное катание. Это дешево, показушно.
В: Как вы сочетаете музыку и чисто спортивные элементы программы?
Ответ от Олега: Иногда приходится совмещать вещи, которые просто не сочетаются друг с другом.
Вы видели наш показательный танец под «Медитация» Массне? Она длится 4 минуты 27 секунд и состоит всего из одной поддержки, но производит большее впечатление, чем чисто спортивная программа с девятью поддержками. Чтобы вы спросили себя: что важнее — атлетические элементы или что-то другое? Допустим, мы готовим новую программу, и мы видим, что она художественно завершена и выражает музыку, но перед нами стоит дилемма: где-то мы должны сделать двойной прыжок, иначе нам скажут, что это не так. достаточно сложно.
В: Как вы думаете, как фигурное катание может разрешить это противоречие?
Ответ от Олега: Немецкий термин «Eiskunstlauf» — прекрасное определение фигурного катания. Когда западногерманские спортивные обозреватели пытались выяснить, почему Килиус и Боймлер проиграли на Олимпийских играх, один известный комментатор устроил пресс-конференцию с этими фигуристами. Заявление, которое они там сделали, было то, что они катались лучше, чем мы.
Комментатор проанализировал телезаписи их выступления и нашего. Первая минута. «Да, это было хорошо», — согласились наши оппоненты. — А вот и твоя первая минута. — Да, мы немного ошиблись. Вторая минута. Третья минута, и так до пятой, пока соперники не признали, что мы немного лучше откатались. Затем Боймлер внезапно заговорил: «Но все же мы были лучше, потому что у нас было больше спортивных элементов, а у них больше балета». Затем комментатор заметил, что «Eiskunstlauf» (катание на коньках на льду) не является «Eissportlauf» (спортивное катание на льду) и не должно включать в себя что угодно. Это как раз то, к чему мы клоним. Сложность программы должна быть оправдана ее содержанием. Но как бы то ни было, вы можете делать все, что вам нравится, если вы делаете достаточно прыжков и подъемов! В этом спасение фигуристов, которые не могут интерпретировать музыку своими движениями. Они используют прыжки, чтобы залатать дыры. По мнению судей, наши показательные программы «Траумерей» и «Медитация» недостаточно сложны для соревнований.
Но с художественной точки зрения они на голову выше нашей спортивной программы.
В: Почему советские фигуристы так хорошо выступают на мировых соревнованиях в парном катании и отстают в одиночном и танцевальном катании?
Ответ от Олега: Ответ — лед.
А от Людмилы: Одиночники и танцоры не могут выполнять обязательные фигуры на деревянном полу.
А от Олега: Верно. При нынешней конкуренции для нас тренироваться без льда — это то же самое, что для пловца тренироваться в ванне.
В: Под льдом вы имеете в виду искусственные катки?
Ответ от Олега: Именно это мы и имеем в виду. В нашей стране много говорят о массовом спорте. Именно этим объясняются наши победы в международных матчах. Но поверьте, успех Белоусовой и Протопопова не отражает уровня развития фигурного катания в нашей стране. Какое может быть массовое фигурное катание, когда в таком городе, как Ленинград, где зародилось русское фигурное катание, где жил (и где и сейчас выпускаются наши лучшие фигуристы) наш первый олимпийский чемпион Николай Панин, нет большого искусственного катка!
Ответ от Людмилы: В каждой детской спортивной школе должен быть свой искусственный каток.
А такая школа у нас только одна — на стадионе юных пионеров в Москве. Мы завоевали мировое признание благодаря своему парному катанию, но мы не продержимся на нем долго, если некому будет занять наше место.
А от Олега: Чтобы получить один грамм урановой руды, нужно переложить тонны горных пород. То же самое относится и к спорту. Чтобы вырастить одаренных фигуристов, в первую очередь нужен лед, а во вторую долгие годы упорной работы на нем.
В: Какие коньки вы используете?
А от Олега: Мы используем коньки британского производства, наши не годятся для фигурного катания. Рабочие Ленинградского конькового завода хорошо отвечают на наши жалобы: «Мы можем сделать коньки лучше, чем англичане. У нас есть необходимая сталь и квалифицированные рабочие. для массового потребления. На фабрике пока нет специальных ставок заработной платы для таких работ». Поэтому они штампуют коньки массового производства, с которыми вы не можете надеяться выиграть международные соревнования.
В: Чем ты занимаешься помимо спорта?
А из Людмила: Я учусь на пятом курсе Института инженеров железнодорожного транспорта.
А от Олега: А я в Педагогическом институте имени Герцена, на физкультурном факультете.
А от Людмилы: Беда в том, что в Ленинграде мы бываем всего месяц-два в году.
А от Олега: Мы освобождены от занятий, но в последний раз, когда мы были в Ленинграде, я сдавал два экзамена и десять зачетов. У нас нет никаких особых привилегий, и мы не получаем хорошие оценки просто так. Без хвастовства, чтобы добиться того, чего мы добились в спорте (хотя нам еще предстоит пройти долгий путь), потребовалось много труда и знаний. Нам пришлось много изучать биологию, физиологию, психологию, механику, физику, искусство…
В: Кто ваши любимые фигуристы?
А от Олега: американцы Дик Баттон и Дэвид Дженкинс, немец Ина Бауэр, канадцы Дональд Джексон, Барбара Вагнер, Роберт Пол.
Все они очень музыкальны. Смотреть на них трогательно. Сердце — вот чего чаще всего не хватает. Вы видите фигуриста, изо всех сил пытающегося выполнить сложный поворот. Он делает это изящно и чисто. Казалось бы, большего ожидать и не приходится. Но в нем отсутствует главный ингредиент.
А от Людмилы: Души нет.
А от Олега: Да, умело и правильно, но не артистично. Очень часто мастерство фигуриста сводится к художественной обработке душевной пустоты. Это всегда проявляется в движениях. Есть тысячи высококлассных спортсменов, но кто-то должен быть первым, а первый — это тот, кто сможет достучаться до твоего сердца. Так оно и есть.
Skate Guard — это блог, посвященный сохранению богатой, красочной и увлекательной истории фигурного катания, в котором хранятся сотни захватывающих статей и интервью в формате, доступном для поиска для читателей со всего мира. Хотя за доступ к этим ресурсам никогда не взималась и не будет взиматься плата, мы будем очень благодарны вам за то, что вы поставите лайк на странице блога в Facebook по адресу http://www.