Почему спиридон луис стал национальным героем греции: Spyridon Louis 1896-2020

Тайна имени Спиридон. Как пастух стал защитником веры

Имя Спи­ри­дон, как мно­гие дру­гие име­на, при­шло в Рос­сию из Ви­зан­тии. Оно бы­ло и оста­ет­ся до­ста­точ­но ред­ким в на­шей стране. Впро­чем, не ис­клю­чи­тель­ным, что под­твер­жда­ет на­ли­чие и ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние та­ких про­из­вод­ных от име­ни Спи­ри­дон фа­ми­лий, как Спи­ри­до­нов, Сви­рин, Спи­рин, Сви­ри­дов. Вспом­нить хо­тя бы на­ше­го совре­мен­ни­ка ком­по­зи­то­ра Ге­ор­гия Сви­ри­до­ва.

Ес­ли в Рос­сии имя Спи­ри­дон по­чти не упо­треб­ля­ет­ся, то в совре­мен­ной Гре­ции Спи­ри­дон, или Спи­рос, вхо­дит в де­сят­ку са­мых по­пуляр­ных и лю­би­мых имен. Имя Спи­ри­дон «Σπυρίδων» с гре­че­ско­го язы­ка мож­но пе­ре­ве­сти как «силь­ный», «креп­кий», «на­деж­ный». Хо­тя ве­ро­ят­нее все­го, про­ис­хо­дит оно от су­ще­стви­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­ще­го пле­те­ный из ло­зы ко­роб или ку­зов. Нечто, под­чер­ки­ва­ю­щее на­деж­ность и кре­пость тво­ре­ния че­ло­ве­че­ских рук. В древ­но­сти, на­зы­вая ре­бен­ка Спи­ри­дон, ро­ди­те­ли на­вер­ня­ка на­де­я­лись, что его но­си­тель бу­дет непо­ко­ле­бим, тверд в сво­их взгля­дах и кре­пок, как ду­хом, так и пло­тью.

На Ру­си имя Спи­ри­дон ста­ло из­вест­но бла­го­да­ря свя­то­му Спи­ри­до­ну Три­ми­фунт­ско­му, день па­мя­ти ко­то­ро­го со­вер­ша­ет­ся 25 де­каб­ря, кипр­ско­му епи­ско­пу, ко­то­ро­го Цер­ковь по­чи­та­ет свя­тым уже бо­лее по­лу­то­ра ты­сяч лет.

Жи­тие Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го

Свя­той Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский чу­до­тво­рец ро­дил­ся при­мер­но в 270 го­ду в кипр­ском го­ро­де Ас­кия. Это бы­ло вре­мя же­сто­ких го­не­ний на хри­сти­ан.

Свя­той Спи­ри­дон ро­дил­ся в се­мье бед­ня­ка, по­это­му не по­лу­чил об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко по при­ро­де сво­ей был скро­мен, добр, оба­я­те­лен и мудр, за что его очень лю­би­ли окру­жа­ю­щие. Он ра­но же­нил­ся. У него с же­ной ро­ди­лась дочь Ири­на, ко­то­рую свя­той Спи­ри­дон сам же кре­стил и вос­пи­ты­вал в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда его лю­би­мая су­пру­га скон­ча­лась, свя­той Спи­ри­дон от­дал дочь на вос­пи­та­ние цер­ков­ной об­щине и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.

Муд­рость, при­род­ный такт, сми­ре­ние и по­движ­ни­че­ство про­сла­ви­ли свя­то­го Спи­ри­до­на сре­ди жи­те­лей Три­ми­фун­та. Он так­же из­ве­стен чу­де­са­ми ис­це­ле­ния и су­гу­бой мо­лит­вы по прось­бам ве­ру­ю­щих. По­это­му, ко­гда скон­чал­ся мест­ный епи­скоп, свя­той Спи­ри­дон при все­об­щем одоб­ре­нии был по­став­лен на его ме­сто.

Бу­дучи епи­ско­пом, свя­той Спи­ри­дон был при­ме­ром доб­ро­де­те­ли, сер­деч­ной чи­сто­ты и скром­но­сти. Он был щед­рым бла­го­тво­ри­те­лем и ни­ко­гда не от­ка­зы­вал в по­мо­щи то­му, кто к нему об­ра­щал­ся. А ес­ли че­ло­век про­сил де­нег, Спи­ри­дон го­во­рил: «вер­нешь, ко­гда смо­жешь». Го­во­рят, что один кре­стья­нин по­про­сил у свя­то­го зер­на. Тот от­ве­тил ему, мол, возь­ми в ам­ба­ре. На что кре­стья­нин вос­клик­нул: «Неуже­ли ты не пой­дешь и не по­смот­ришь, а вдруг я уне­су боль­ше, чем про­шу?» «Боль­ше, чем те­бе тре­бу­ет­ся, ты не уне­сешь, а вер­нешь столь­ко, сколь­ко смо­жешь», – от­ве­тил ему Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский.

В 325 го­ду в Ни­кее по рас­по­ря­же­нию им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на со­сто­ял­ся Пер­вый Все­лен­ский со­бор, на ко­то­ром со­бра­лись епи­ско­пы из Азии, Аф­ри­ки и Ев­ро­пы. Вме­сте со свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем Мир­ли­кий­ским при­сут­ство­вал на со­бо­ре и свя­ти­тель Спи­ри­дон. Он в част­но­сти всту­пил в спор с од­ним из фило­со­фов, при­гла­шен­ных им­пе­ра­то­ром и пе­ре­мет­нув­шим­ся на сто­ро­ну ере­ти­ка Ария. Как го­во­рит жи­тие, свя­той не пы­тал­ся ни­че­го до­ка­зать ис­кус­но­му со­фи­сту и обез­ору­жил его пла­мен­ным ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры. Свя­той Спи­ри­дон ска­зал: «Един Бог! Он, со­тво­рив небо и зем­лю, а из зем­ли че­ло­ве­ка, со­здал все ви­ди­мое и неви­ди­мое Сло­вом и Свя­тым Ду­хом. Сын Бо­жий и есть Сло­во, ко­то­ро­му мы по­кло­ня­ем­ся и ве­ру­ем, что Хри­стос ра­ди на­ше­го спа­се­ния ро­дил­ся от Де­вы. Он од­ной сущ­но­сти с От­цом и име­ет с Ним рав­ную власть и до­сто­ин­ство. По­это­му Их долж­но по­чи­тать на­равне. Сын Бо­жий кре­стом и смер­тью осво­бо­дил нас от древ­не­го осуж­де­ния, а Сво­им вос­кре­се­ни­ем да­ро­вал нам веч­ную жизнь. Хри­стос, как мы ожи­да­ем, при­дет вновь и бу­дет Су­дьей всех на­ших дел и слов. Ве­ру­ешь ли ты в это, фило­соф?» Фило­соф не мог ни­че­го воз­ра­зить, но, как го­во­рит жи­тие, по­стиг глу­би­ну соб­ствен­но­го за­блуж­де­ния, по­ка­ял­ся и уж сам об­ли­чил Ария.

Спи­ри­дон про­сла­вил­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми. Он ис­це­лил тяж­ко бо­ля­ще­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция, по его мо­лит­вам вос­крес­ли уто­нув­ший мла­де­нец и его мать, скон­чав­ша­я­ся от по­тря­се­ния. Его дом был все­гда от­крыт для нуж­да­ю­щих­ся и стран­ни­ков, а серд­це – для ищу­щих прав­ды.

Мо­щи Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го

На ост­ро­ве Кор­фу (Кер­ки­ра) на­хо­дит­ся один из зна­ме­ни­тей­ших хра­мов, по­свя­щен­ных свя­то­му Спи­ри­до­ну Три­ми­фунт­ско­му. В хра­ме мра­мор­ный ал­тарь, его сте­ны бо­га­то укра­ше­ны рос­пи­ся­ми в зо­ло­том об­рам­ле­нии. Этот храм из­ве­стен и по­чи­та­ем как ка­то­ли­ка­ми, так и пра­во­слав­ны­ми, ко­то­рые во все вре­ме­на су­ще­ство­ва­ния здесь церк­ви мно­го жерт­во­ва­ли на нее. Од­ной из зна­ме­ни­тых бла­го­тво­ри­тель­ниц хра­ма бы­ла рос­сий­ская им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II, ко­то­рая де­ла­ла мно­го­чис­лен­ные и щед­рые вкла­ды. Не остав­лял сво­им вни­ма­ни­ем храм и Па­вел I. А в 1801 го­ду, ко­гда адми­рал Фе­дор Уша­ков осво­бо­дил ост­ров от на­по­лео­нов­ских войск, в знак по­кро­ви­тель­ства Рос­си над ост­ро­вом, хра­мом и мо­ща­ми свя­то­го Спи­ри­до­на над за­пад­ны­ми во­ро­та­ми хра­ма был уста­нов­лен им­пе­ра­тор­ский герб.

Глав­ной ре­лик­ви­ей хра­ма яв­ля­ют­ся мо­щи свя­то­го Спи­ри­до­на, ко­то­рые здесь ока­за­лись по­чти слу­чай­но.

Свя­ти­тель Спи­ри­дон был епи­ско­пом го­ро­да Три­ми­фунт, в ко­то­ром и был по­гре­бен по­сле сво­ей кон­чи­ны в 384 го­ду. Од­на­ко, по прось­бе им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на II, узнав­ше­го о пра­вед­ной жиз­ни свя­ти­те­ля и тво­ри­мых им чу­де­сах, мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. Здесь они хра­ни­лись в хра­ме свя­той Со­фии вплоть до па­де­ния Ви­зан­тий­ской им­пе­рии в 1453 го­ду. Нетлен­ные мо­щи из за­хва­чен­но­го Кон­стан­ти­но­по­ля тай­но вы­вез иерей Гри­го­рий По­ли­евкт. Спа­сая мо­щи свя­то­го Спи­ри­до­на от по­ру­га­ния тур­ка­ми, свя­щен­ник пе­ре­вез их сна­ча­ла в Сер­бию, а за­тем в 1456 го­ду на ост­ров Кор­фу. Здесь Гри­го­рий пе­ре­дал мо­щи зна­ко­мо­му свя­щен­ни­ку Ге­ор­гию Ка­лохе­ре­ту. В свою оче­редь Ге­ор­гий оста­вил мо­щи в на­след­ство сво­им де­тям – Филип­пу и Лу­ке. В за­ве­ща­нии он на­пи­сал, что мо­щи Спи­ри­до­на Чу­до­твор­ца бу­дут хра­нить­ся в се­мье и пе­ре­да­вать­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, по­ка род из каж­до­го по­ко­ле­ния бу­дет да­вать свя­щен­ни­ка. Сле­дуя за­ве­ща­нию от­ца, Филипп Ка­лохе­рет пе­ре­дал мо­щи свя­то­го Спи­ри­до­на по на­след­ству сво­ей до­че­ри. В 1527 го­ду она об­вен­ча­лась со Ста­ма­ти­ем Вул­га­ри­сом. Толь­ко в 1984 го­ду мо­щи бы­ли пе­ре­да­ны во вла­де­ние мит­ро­по­лии Кер­ки­ры, по­то­му что мит­ро­по­лит Ме­фо­дий не ру­ко­по­ло­жил ни од­но­го муж­чи­ну из ро­да Вул­га­ри­сов. Та­ким об­ра­зом, за­ве­ща­ние пре­кра­ти­ло свое дей­ствие. В об­щей слож­но­сти мо­щи свя­то­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го при­над­ле­жа­ли се­мье Вул­га­ри­сов по­чти че­ты­ре­ста пять­де­сят лет.

Сей­час мо­щи свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на хра­нят­ся в од­ном из пре­де­лов ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Кер­ки­ры в се­реб­рен­ном сар­ко­фа­ге, спе­ци­аль­но из­го­тов­лен­ном для них в 1867 го­ду в Вене.  

Ико­на Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го

Ико­но­гра­фия Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го необыч­на. На ико­нах свя­то­го Спи­ри­до­на при­ня­то изо­бра­жать в епи­скоп­ском об­ла­че­нии, за ис­клю­че­ни­ем од­ной де­та­ли. На его го­ло­ве, вме­сто епи­скоп­ской мит­ры – го­лов­ной убор, от­да­лен­но на­по­ми­на­ю­щий шле­мы рус­ских ви­тя­зей. На са­мом де­ле это трост­ни­ко­вая ша­поч­ка, ко­то­рые в Гре­ции но­си­ли пас­ту­хи. Этот го­лов­ной убор при­зван под­черк­нуть пре­ем­ствен­ность то­го де­ла, ко­то­ро­му по­свя­тил се­бя свя­той Спи­ри­дон. В мо­ло­до­сти он был про­стым сель­ским пас­ту­хом и пас овец и коз. А воз­гла­вив епи­скоп­скую ка­фед­ру, стал пас­ту­хом сло­вес­ных овец ста­да Хри­сто­ва.

Так­же на ико­нах ино­гда его изо­бра­жа­ют с гли­ной в ку­ла­ке, из ко­то­рой ис­хо­дят огонь и во­да. Этот сю­жет вос­хо­дит к жи­тию свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на, ко­гда он об­ли­чал ере­ти­че­ское уче­ние Ария. Как го­во­рит жи­тие, свя­той взял кир­пич и сжал его в ру­ке. Из него вы­рвал­ся огонь и ис­тек­ла во­да, а в ру­ке свя­то­го оста­лась мок­рая гли­на. Свя­ти­тель Спи­ри­дон об­ра­тил­ся к ви­дев­шим чу­до со сло­ва­ми: «Вот обо­жжен­ная пли­та ( кир­пич), в ко­то­рой со­еди­ни­лись три сущ­но­сти – гли­на, огонь и во­да. Так же един и Гос­подь, в ко­то­ром со­еди­не­ны три ли­ца: Отец, Сло­во и Дух». Как го­во­рит жи­тие, сто­рон­ни­кам Ария нече­го бы­ло воз­ра­зить. 

Храм на Спи­ри­до­нов­ке

Ко­гда-то на уг­лу ны­неш­не­го Спи­ри­до­ньев­ско­го пе­ре­ул­ка дом 24/1 сто­ял храм. Он был из­ве­стен в Москве как храм свя­то­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го на Ко­зьем бо­ло­те. Храм на этом ме­сте был из­ве­стен с XVII ве­ка. Ко­зье бо­ло­то бы­ло окра­и­ной, ме­стом уда­лен­ным от го­род­ско­го шу­ма и вла­де­ни­ем пат­ри­ар­ха Фила­ре­та, где и бы­ла воз­ве­де­на цер­ковь. Здесь уже дру­гой пат­ри­арх Иоаким ве­лел вы­рыть пру­ды, один из ко­то­рых со­хра­нил­ся до на­ших дней. Сна­ча­ла цер­ковь бы­ла де­ре­вян­ной, но вско­ре ее пе­ре­стро­и­ли. Пер­во­на­чаль­но свя­то­му Спи­ри­до­ну Три­ми­фунт­ско­му был по­свя­щен все­го лишь один пре­дел церк­ви. Как сви­де­тель­ству­ют ис­точ­ни­ки, храм был от­стро­ен на­ско­ро и освя­щен в 1633 го­ду, по­это­му во всех до­ку­мен­тах зна­чил­ся как храм Спи­ри­до­на Чу­до­твор­ца в пат­ри­ар­хо­вой сло­бо­де. Ал­тарь церк­ви, по ко­то­ро­му цер­ковь офи­ци­аль­но в до­ку­мен­тах на­зы­ва­лась  «цер­ковь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы», за­кон­чи­ли трем го­да­ми поз­же, в 1636 го­ду. Храм до­стра­и­вал­ся, го­рел, пе­ре­стра­и­вал­ся, но Спи­ри­до­нов­ский пре­дел в нем со­хра­нял­ся. И ко­гда в 1812 го­ду от рук фран­цу­зов цер­ковь се­рьез­но по­стра­да­ла и бы­ла пе­ре­стро­е­на, при­хо­жане с на­сто­я­те­лем ис­про­си­ли раз­ре­ше­ния пе­рео­свя­тить (ос­нов­ной и теп­лый, то есть обо­гре­ва­е­мый) пре­дел Пет­ра и Пав­ла в честь Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го. То­гда цер­ковь по­лу­чи­ла день имя, ко­то­рое но­сит до на­ших дней. В 1930 го­ду храм был разо­бран, ар­хи­тек­тор П. Д. Ба­ра­нов­ский ед­ва успел сде­лать его об­ме­ры. На его ме­сте воз­ве­ли зда­ние тре­ста «Теп­ло­бе­тон». Но па­мять о неко­гда сто­яв­шем здесь един­ствен­ном в Москве хра­ме в честь свя­то­го Спи­ри­до­на Чу­до­твор­ца оста­лась в на­зва­нии ули­цы. До 1941 го­да она на­зы­ва­лась Спи­ри­до­ньев­ская, поз­же ули­ца Алек­сея Тол­сто­ва, в па­мять пи­са­те­ля, ко­то­рый жил здесь дол­гие го­ды. В 1994 го­ду ули­ца пе­ре­име­но­ва­на в Спи­ри­до­нов­ку. 

Ко­ро­вы, ба­ра­ны и тон­на шо­ко­ла­да

Свя­той Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский – по­кро­ви­тель ост­ро­вов Кри­та и Кор­фу. По­это­му вполне есте­ствен­но, что имя Спи­ри­дон, или Спи­ро очень по­пуляр­но как на Кор­фу, так и в це­лом в Гре­ции. В ми­ро­вой ис­то­рии из­ве­стен, а в Гре­ции весь­ма по­чи­та­ем, Спи­ри­дон Лу­ис. В честь гре­че­ско­го лег­ко­ат­ле­та Спи­ри­до­на Лу­и­са на­зван по­стро­ен­ный в 1982 го­ду Олим­пий­ский ста­ди­он в Афи­нах и ве­ду­щий к нему буль­вар. Име­нем Спи­ри­до­на Лу­и­са на­зы­ва­ют по все­му ми­ру спор­тив­ные клу­бы бе­гу­нов, ка­фе, спор­тив­ные ба­ры. Да­же ре­во­лю­ци­он­ная мо­дель спор­тив­ной обу­ви име­ни­той ита­льян­ской фир­мы на­зы­ва­ет­ся Spyridon LS.

В ап­ре­ле 1896 го­ду, бла­го­да­ря ба­ро­ну Пье­ру де Ку­бер­те­ну, пред­ло­жив­шем воз­ро­дить ан­тич­ные Олим­пий­ские иг­ры, в Афи­нах про­шли Пер­вые Меж­ду­на­род­ные Олим­пий­ские иг­ры (офи­ци­аль­но Иг­ры Пер­вой Олим­пи­а­ды). Сре­ди про­чих в них участ­во­вал Спи­ри­дон Лу­ис. Бед­ный поч­та­льон из се­ле­ния Ма­рус­си, на­столь­ко бед­ный, что да­же спор­тив­ную обувь ему по­ку­па­ли всей де­рев­ней. Он был од­ним из сем­на­дца­ти лег­ко­ат­ле­тов, при­няв­ших уча­стие в ма­ра­фон­ском за­бе­ге на 40 ки­ло­мет­ров. Спи­ри­дон Лу­ис не толь­ко одер­жал по­бе­ду и по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль пер­вой Олим­пи­а­ды. Он уста­но­вил ми­ро­вой ре­корд в ма­ра­фон­ской ди­стан­ции – два ча­са пять­де­сят во­семь ми­нут пять­де­сят се­кунд, по­бить ко­то­рый уда­лось лишь две­на­дцать лет спу­стя на Олим­пиа­де в Лон­доне.

Гре­ция ли­ко­ва­ла. Ли­ко­ва­ла так же, как в 490 го­ду до н. э., ко­гда афин­ский во­ин  пре­одо­лел 42 ки­ло­мет­ра от Ма­ра­фо­на до Афин, чтобы сло­ва­ми «Ра­дуй­тесь, афи­няне, мы по­бе­ди­ли!» про­воз­гла­сить по­бе­ду над пер­сид­ски­ми вой­ска­ми ца­ря Да­рия. Олим­пий­ско­му чем­пи­о­ну по­ми­мо ме­да­ли, олив­ко­вой вет­ви, олим­пий­ско­го куб­ка, вла­сти стра­ны вру­чи­ли мно­го­чис­лен­ные по­дар­ки. Два­дцать пять ты­сяч фран­ков, го­до­вое бес­плат­ное пи­та­ние, по­жиз­нен­ный бес­плат­ный по­шив одеж­ды и поль­зо­ва­ния услу­га­ми ци­рюль­ни­ка, де­сять ко­ров и трид­цать ба­ра­нов, тон­ну шо­ко­ла­да и боч­ку ви­на. Два­дца­ти­трех­лет­ний Спи­ри­дон Лу­ис был счаст­лив. Об­ру­шив­ше­е­ся на него бо­гат­ство поз­во­ли­ло ему сде­лать пред­ло­же­ние лю­би­мой де­вуш­ке.

Спи­ри­дон Лу­ис из­ве­стен так­же как ак­тер, сыг­рав­ший са­мо­го се­бя в филь­ме об Олим­пий­ских иг­рах. В 1936 го­ду на Олим­пий­ских иг­рах в Бер­лине на­цио­наль­ный ге­рой Гре­ции Спи­ри­дон Лу­ис вру­чил Гит­ле­ру тон­кую зе­ле­ную вет­ку оли­вы из Олим­пии, сим­вол ми­ра, – как по­ка­зал ис­то­рия, весь­ма хруп­ко­го.

В 2004 в Афи­нах про­хо­ди­ли XXVIII лет­ние олим­пий­ские иг­ры. На­ка­нуне, в 2000 го­ду в Гре­ции бы­ла вы­пу­ще­на в об­ра­ще­ние юби­лей­ная мо­не­та но­ми­на­лом в 500 драхм. На мо­не­те в пол­ный рост изо­бра­жен на­цио­наль­ный ге­рой Гре­ции, олим­пи­ец Спи­ри­дон Лу­ис. 

Свя­ти­тель Спи­ри­дон в на­род­ном ка­лен­да­ре

День па­мя­ти Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го, 25 де­каб­ря, в на­род­ном ка­лен­да­ре на­зы­вал­ся Спи­ри­до­ном Со­ло­но­во­ро­том. К со­ли это на­зва­ние не име­ло ни­ка­ко­го от­но­ше­ния, ско­рее к солн­цу. Счи­та­лось, что в этот день солн­це по­во­ра­чи­ва­ет­ся на ле­то, а зи­ма – на мо­роз. Зи­ма ста­но­ви­лась еще злее и су­ро­вее. И да­же мед­ведь в этот день во­ро­ча­ет­ся в сво­ей бер­ло­ге, пе­ре­во­ра­чи­ва­ет­ся на дру­гой, под­мерз­ший за вре­мя спяч­ки бок. Мо­роз «ку­ет во­ду в ре­ках на три ар­ши­на», по ле­сам гу­ля­ет – сып­лет иней, а но­ча­ми сту­чит в из­бы, чтобы лю­ди при­ни­ма­лись до­свет­ла то­пить пе­чи. А вот солн­ца со Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го при­бав­ля­ет­ся, ма­ло, ко­неч­но, но «хоть на во­ро­бьи­ный скок», как бы­ло при­ня­то го­во­рить. В день па­мя­ти Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го ста­ри­ки за­ме­ча­ли, с ка­кой сто­ро­ны све­та ду­ет ве­тер. Счи­та­лось, что с той сто­ро­ны ве­тер бу­дет дуть до дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия 20 мар­та, а зна­чит, хо­чешь – не хо­чешь, он бу­дет вли­ять на уро­жай­ность всхо­дов.

 

Дру­гие свя­тые с име­нем Спи­ри­дон

12 сен­тяб­ря (30 ав­гу­ста по ст.сти­лю) Цер­ковь чтит па­мять свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на Серб­ско­го. Свя­той Спи­ри­дон воз­глав­лял пат­ри­ар­ший пре­стол с 1382 по 1388 го­ды и про­сла­вил­ся со­чи­не­ни­ем цер­ков­ных гим­нов, а так­же за­бо­той о мо­на­сты­рях.

7 ок­тяб­ря (24 сен­тяб­ря по ст.сти­лю) Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь вспо­ми­на­ет свя­то­го Спи­ри­до­на Са­ве­лье­ва, но­во­му­че­ни­ка, рас­стре­лян­но­го ре­ше­ни­ем Трой­ки НКВД в ок­тяб­ре 1937 го­ду по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции.

11 ок­тяб­ря (28 сен­тяб­ря по ст.сти­лю) и 13 но­яб­ря (31 ок­тяб­ря по ст. сти­лю) цер­ковь чтит па­мять пре­по­доб­но­го Спи­ри­до­на и Ни­ко­ди­ма, просфор­ни­ков Пе­чер­ских. Спи­ри­дон уже по­жи­лым че­ло­ве­ком при­шел в Ки­е­во-пе­чор­скую лав­ру, где бо­лее трид­ца­ти лет под­вя­зал­ся просфор­ни­ком. Свя­той Спи­ри­дон Пе­чер­ский про­сла­вил­ся не толь­ко по­дви­гом непре­стан­ной мо­лит­вы, но и чу­де­са­ми.

Свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский в по­э­зии

Свя­ти­тель Ни­ко­лай Серб­ский не мог в сво­их про­по­ве­дях оста­вить без вни­ма­ния та­ко­го свя­то­го, как Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский. Один из гим­нов «Охрид­ско­го про­ло­га» он по­свя­тил имен­но ему. В крат­ких по­э­ти­че­ских стро­ках свя­ти­тель су­мел рас­ска­зать об од­ном из яр­чай­ших со­бы­тий в жи­тии свя­то­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го — об­ли­че­нии ари­е­вой ере­си на Пер­вом Все­лен­ском со­бо­ре в Ни­кее.

На Ки­п­ре вос­си­яв­шая звез­да и луч цер­ков­ный,

Спи­ри­дон, за­щит­ник чи­сто­ты ду­хов­ной,

Кро­ток, как мла­де­нец, це­ло­муд­рен, чист –

Для ми­ра – све­то­за­рен и бо­же­ствен­но лу­чист.

К че­му сло­вес оби­лие, коль ис­ти­на про­ста:

Се – Тро­и­ца Бо­же­ствен­ная, див­на и свя­та;

Един Гос­подь Тво­рец в трех Ипо­ста­сях рав­но­слав­ных:

В трой­стве От­ца и Сы­на вку­пе с Ду­хом все­дер­жав­ным.

На зем­лю эту греш­ную Сын к лю­дям сни­зо­шел.

Во чре­ве Де­вы чи­стой уго­то­вал Се­бе пре­стол,

Дабы спа­сти лю­дей по ми­ло­сер­дию без­мер­но­му,

И чу­де­са тво­рил Сво­ею си­лой все­усерд­но.

Но­вый За­вет и сло­вом, и де­лом пре­по­дал:

Жить во люб­ви и ве­ре че­ло­ве­ков на­зи­дал,

Про­слав­лен­ный От­цем, на небе­сах Он вос­се­да­ет.

Сво­их тру­дов пло­ды по­всю­ду ныне со­би­ра­ет,

Пло­ды Его слад­чай­шие в сем ми­ре неза­бвен­ны,

Огра­да, че­ло­ве­ков воз­во­дя­щая к спа­се­нию,

А вне ее – от смер­ти не об­ря­щешь из­бав­ле­ния.

О Спи­ри­дон пре­чуд­ный, о све­тиль­ник бла­го­да­ти,

Мо­лись о нас, Хри­стов во­и­тель в пре­не­бес­ной ра­ти.

 

Ис­точ­ник: Жур­нал «Фо­ма»

Когда серебро было равно золоту – ГАУ ДПО «СОИРО»

6 апреля 1896 года пушечным выстрелом открылись первые летние Олимпийские игры в Афинах. Ввысь взметнулись звуки олимпийского гимна, сопровождаемого ангельским пением женского хора. На мраморном стадионе в присутствии восьмидесяти тысяч зрителей король Греции Георг I объявил об открытии Олимпиады.

Это событие фактически формально отменило указ императора Феодосия от 394 года о запрете Олимпийских игр как пережитка язычества.

Церемония открытия первых Олимпийских игр 1896 года

Идейным вдохновителем возрождения Олимпийских игр был французский барон Пьер де Кубертен. Большую роль в организации мероприятия сыграли греческий общественный деятель Евангелис Запас и греческий коммерсант Георгиос Аверофф. По предложению первого ареной для проведения Игр был выбран «Панатинаикос», что символизировало олимпийскую преемственность. Именно здесь, как свидетельствуют источники, в свое время проводились античные Олимпийские игры. На деньги второго была осуществлена масштабная реконструкция стадиона по проекту архитекторов Анастасиоса Метаксаса и Эрнста Зиллера (в память об этом мраморная статуя Авероффа стоит у входа на стадион).

В первых современных Играх принимал участие 241 спортсмен, среди которых были исключительно мужчины, из 14 стран: Австралии, Австрии, Венгрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Италии, США, Франции, Чили, Швейцарии и Швеции.

Ввиду отсутствия необходимых средств Российская команда в соревнованиях участия не принимала. Правда, один представитель России все-таки прибыл в Афины. Это был киевлянин Николай Риттер. Он подал заявку на участие в соревнованиях по борьбе и стрелковому спорту, но потом забрал ее обратно.

На первых Олимпийских играх современности прошли соревнования лишь по девяти видам спорта, которые принято считать классическими – они входят в олимпийскую программу и сейчас. Это борьба, велоспорт, легкая атлетика, плавание, спортивная гимнастика, стрельба, теннис, тяжелая атлетика и фехтование. Всего было разыграно 43 комплекта медалей.

В отличие от видов спорта, сохранившихся до наших дней (пусть и зачастую с заметно изменившимися правилами), отдельные дисциплины со временем перестали существовать либо были переформатированы. Так, в борьбе был разыгран лишь один комплект наград – без весовых категорий, которые появились позже, и единых правил. В программу велоспорта входили такие виды, как 12-часовая гонка и 100-километровая гонка – на треке, а шоссейная гонка проходила от Афин до Марафона.

В легкой атлетике были разыграны 12 комплектов наград, этот вид спорта на Играх 1896 года стал самым популярным и завершился триумфом атлетов из США, выигравших девять медалей. «Королева спорта» и сейчас сохранилась в первозданном виде – до сих пор в программу Игр входят бег на 100, 400, 800 и 1500 метров и 100 м с барьерами, марафон, прыжки в длину, высоту, тройной и с шестом, толкание ядра и метание диска. Принципиальное отличие было связано с особенностями реставрированного к Олимпиаде античного стадиона – спортсмены бегали не по кругу, а по прямой.

В отличие от современных Игр, все соревнования по плаванию проходили на открытой воде – искусственных бассейнов в Афинах не было. Заплывы прошли на 100, 500 и 1200 м вольным стилем. Отдельной дисциплиной стало плавание на 100 м для моряков Греции, причем победитель почти на минуту отстал от времени чемпиона в «открытом» турнире – венгра Альфреда Хайоша. Хайош победил и на 1200-метровке, вспоминая впоследствии, что во время заплыва думал лишь о том, чтобы выжить: организаторы вывезли участников на лодках в открытое море, откуда они, преодолев олимпийскую дистанцию, должны были вплавь добраться до берега.

Почти не изменилась и гимнастическая программа – в Афинах соревновались на коне, кольцах, перекладине, параллельных брусьях и в опорном прыжке, состоялись также командные турниры на брусьях и перекладине. Не ужилось в олимпийском программе лишь лазание по канату.

Из стрелковых дисциплин сохранились стрельба из пистолета на 50 м и скоростного пистолета на 25 м. В 1896 году стрелки соревновались также в меткости из армейской винтовки на 200 и 300 м, а также армейского пистолета на 25 м.

Теннисисты проводили привычное всем личное и парное первенство, в фехтовании награды были разыграны среди рапиристов и саблистов. Отдельным видом программы стали схватки среди так называемых «маэстро» – преподавателей фехтования. Это была единственная дисциплина на Играх 1896 года, куда были допущены профессионалы.

Наконец, в тяжелой атлетике прошли диковинные ныне соревнования в жиме штанги двумя руками и поднимании гантели одной рукой – без весовых категорий.

Олимпийские чемпионы получали серебряные медали, занявшие вторые места – бронзовые, третьи места не учитывались вовсе. Лишь позднее Международный олимпийский комитет включил третьих призеров в медальный зачет, при этом данные о них с Игр 1896 года уточняются до сих пор.

Статистика Игр 1896 года до сих пор не является полной. Разнятся сведения о гражданстве участников. В отличие от более поздних Олимпиад, в 1896 году не велся официальный командный зачет по странам, и организаторы не обращали особого внимания на национальную принадлежность спортсменов, которая записывалась в протокол с их слов. К примеру, австрийские и венгерские спортсмены выступали отдельно, а не за команду из Австро-Венгерской империи, австралийцем считался двукратный чемпион Игр по легкой атлетике Тедди Флэк, хотя Австралия в те годы входила в состав Британской империи.

На количество участников и стран первых Игр в Афинах повлияли и серьезные финансовые проблемы у Греции, связанные с организацией Олимпиады. Спортсмены должны были обеспечивать себя жильем в Афинах, далеко не все имели возможность оплатить переезд – особенно с других континентов.

При этом солидная делегация прибыла из США, и именно американцы победили в неофициальном общем зачете – 11 первых наград, что на одну больше, чем у хозяев. Грекам, впрочем, не оказалось равных по общему количеству медалей – 46, к тому же хозяева победили в главном, по их мнению, виде олимпийской программе – марафоне. Первый в современной истории Игр олимпийский чемпион-марафонец Спиридон Луис стал национальным героем, в его честь назван Олимпийский стадион в Афинах.

Многие из тех, кто на Олимпиаду-1896 все же попал, принимали участие в соревнованиях по различным видам спорта. Главный герой афинских Игр, атлет из Германии Карл Шуманн, выступал в борьбе, гимнастике, легкой и тяжелой атлетике. Трехкратным чемпионом он стал в гимнастике, победив также в соревновании борцов.

Олимпийские игры 1896 года стали единственными, прошедшими без участия женщин. Через четыре года в Париже для дам были организованы олимпийские соревнования по гольфу, крокету, парусному спорту и теннису.

Олимпийские игры – это не только очки, секунды и медали. Многие атрибуты Олимпиады, без которых трудно представить соревнования в XXI веке, появились еще тогда, о других в те годы и не слышали. Открыл первые Игры современности 6 апреля 1896 года король Греции Георг I, а руководителем огркомитета стал его сын принц Константин, без усилий которого Игры бы не состоялись. Георг I также закрывал Игры 15 апреля, вручив серебряные медали первым олимпийским чемпионам современности. Присуща была Играм 1896 г и нынешняя компактность – через четыре года в Париже Олимпиада проходила в течение пяти с лишним месяцев.

В 1896 году впервые прозвучал Олимпийский гимн, написанный Спиридоном Самарасом на стихи Костиса Паламаса. В последующие годы организаторы Игр писали свой гимн, однако с 1960 года над олимпийскими стадионами звучит именно гимн Самараса, пусть иногда исполняемый на языке страны-организатора.

Впрочем, многих олимпийских традиций еще не было – ни золотых медалей победителям, ни олимпийского огня с соответствующей церемонией зажжения и шествия по стране-организатору, ни олимпийской клятвы. Не присутствовали на Олимпийских играх 1896 года и официально аккредитованные журналисты и волонтеры.

По материалам, взятым из открытого доступа в сети Интернет

 

В этот день В 1873 году родилась легенда Олимпийских игр Спиридон Луи

В 1896 году Спиридон Луи вошел в историю греческого спорта. Он выиграл первый марафонский забег современных Олимпийских игр в Афинах.

 

 

Спиридон Людовик (Σπυρίδων Λούης) родился в городе Маруси, к северу от Афин, 12 января 1873 года. , а Спиридон помог ему, перевезя его. Он был «водоносом».

После решения Пьера де Кубертена в 1894 году возродить Олимпийские игры началась подготовка к проведению первых современных Олимпийских игр в Афинах. Одной из гонок будет марафон, мероприятие, которое никогда раньше не проводилось.

Греки с большим энтузиазмом восприняли это новое событие и решили провести квалификационные соревнования к марафону. Эти гонки были организованы полковником Пападиамантопулосом, под началом которого Луи ранее служил в армии.

Пападиамантопулос, знавший о таланте Луи в беге, убедил его попробовать. Он участвовал во второй квалификационной гонке и занял пятое место.

6 апреля 1896 года в Афинах возрождаются Олимпийские игры, давно утраченная традиция Древней Греции.

Олимпийский марафон был проведен 10 апреля 1896 года.

В марафоне полковник Пападиамантопулос дал старт небольшой группе, состоящей из тринадцати спортсменов из Греции и четырех из других стран.

Лидерство перешло к Эдвину Флэку, австралийскому бегуну, который уже побеждал в олимпийских забегах на 800 и 1500 метров. Спиридон медленно приблизился к Флэку. Австралиец, не привыкший к бегу на длинные дистанции, рухнул от истощения.

Когда Спиридон въехал на Панафинейский стадион для своего последнего круга, его встретили бурными овациями: «Эллин, Эллин!»

Кронпринц Константин и принц Греции Георг присоединились к нему на последнем круге.

Спиридон выиграл гонку более чем на семь минут, показав время 2:58:50. Он был отмечен как национальный герой.

После Олимпиады Спиридон завершил спортивную карьеру, чтобы стать фермером и полицейским.

Он также появлялся в качестве гостя на нескольких спортивных мероприятиях, и ему всегда аплодировали с восхищением.

1 августа 1936 года он пригласил Гитлера на церемонию открытия Берлинской Олимпиады. Спиридон присутствовал на церемонии и, как сообщается, преподнес ему оливковую ветвь из Олимпии, места рождения Олимпийских игр, как символ мира.

Спустя сорок лет Спиридон вспоминал мгновения после своей победы: «Этот час был чем-то невообразимым и до сих пор представляется мне в памяти как сон… На меня сыпались веточки и цветы. Все выкрикивали мое имя и бросали шляпы в воздух…»

26 марта 1940 года в Маруси умер Спиридон Людовик.

В Греции именем Спиридона Людовика названы различные спортивные учреждения. К ним относятся Олимпийский стадион Афин, где проводились летние Олимпийские игры 2004 года, а также дорога за пределами стадиона.

Теги:
1873, Олимпийские игры в Берлине, полковник Пападиамантопулос, Эдвин Флэк, первый марафонский забег, Греция, новости Греции, история Греции, новости Греции, новости Греции сегодня, история греческого спорта, Эллин, марафон, военные, минеральная вода, современные Олимпийские игры, оливковая ветвь, олимпийский игры, олимпийская легенда, стадион Панатинаикос, Пьер де Кубертен, Спиридон Луи, водовоз, всемирная история, Σπυρίδων Λούης

Команда GCT

Эта статья была подготовлена ​​и написана членом команды GCT.

Возвращение к легенде марафона | NEWS


Возвращение к легенде марафонца

Спиридон Луис (© Getty Images)

Существует множество анекдотов об олимпийском марафонском забеге 1896 года, когда Спиридон Луис стал национальным идолом Греции.

Олимпийский марафон в это воскресенье будет проходить по той же и немного более длинной трассе, что и 108 лет назад, начиная с марафона и заканчивая на классическом стадионе Панатинаико.

Внук добавляет к легенде

За последние несколько недель к истории Спиридона Людовика добавилось еще несколько анекдотов.

На самом деле Спиридон Людовик стал очень востребованным человеком в СМИ. Разумеется, речь идет не об олимпийском чемпионе, умершем от сердечного приступа в возрасте 67 лет в 1940 году, а о Спиридоне Луи, который является одним из двух внуков олимпийского чемпиона. Ему дали такое же имя. Николаус — второй внук. Кроме того, живы пять правнуков Спиридона Людовика.

Сегодня в Маруси живет Спиридон Людовик. Это тот самый пригород Афин, откуда родом дедушка. Статуя в Маруси увековечивает память единственного греческого олимпийского чемпиона по марафону.

Внук никогда не встречался со своим дедушкой-фамусом лично, потому что он родился через 16 дней после смерти олимпийского чемпиона. Но его отец рассказал ему все истории о национальном герое семьи.

«Я знаю, что он был бескорыстным человеком с очень сильным характером. Но говорили, что он упрямый. Может быть, этот персонаж помог ему выиграть марафон», — сказал Спиридон Луис в интервью Такису Цафосу, греческому корреспонденту немецкого информационного агентства dpa.

Работа Луи заключалась в доставке пресной воды в Афины. Так что у него была своего рода ежедневная тренировка на выносливость. «Он был простым человеком и ничего не смыслил в спорте», — объясняет внук, а затем приводит пример:

«После того, как он выиграл марафон, ему должны были сделать массаж ног. Но когда его коснулись, он закричал: «Что ты делаешь? Это позор. Выпустите меня отсюда, я просто хочу вернуться в Маруси, чтобы отпраздновать с друзьями».

Без вина, только апельсин и коньяк

Часто сообщалось, что Спиридон Луи выпил бокал вина во время своего марафонского забега.

Но этот анекдот неправильный, говорит внук, который до выхода на пенсию был инженером. Вместо этого Спиридон Людовик сказал в интервью, опубликованном в венской газете «Кронен-Цайтунг»: «Его девушка дала ему половинку апельсина, а вскоре после этого он получил стакан коньяка от своего будущего тестя. Были очевидцы, которые неоднократно это подтверждали». Это произошло менее чем за 10 км до финиша.

Спиридон Луис говорит, что есть некоторый интерес к истории его дедушки со стороны иностранных СМИ в таких странах, как Германия, Япония или США. Но, напротив, в Греции мало внимания уделяется его семье и происхождению.

Конечно же, Олимпийский стадион, который находится всего в паре километров от Маруси, носит имя победителя марафона. А марафонская медаль Луи осталась там.

Но когда за два дня до начала Олимпиады в Афинах один из его правнуков пронес олимпийский огонь, по телевизору ничего не показали. А Спиридон Луи сказал, что он даже не получил приглашения на Игры от Греческого олимпийского комитета.

Без финансового вознаграждения

Семья никогда не получала финансовых преимуществ в связи с успехом Спиридона Людовика. Еще в 1896 году греческий король исполнил одно желание победителя марафона. Но Спиридон Людовик не выбрал дом или поместье. Вместо этого он выбрал лошадь и телегу для своего бизнеса. «Мы никогда не зарабатывали деньги на истории моего дедушки. И я не хотел бы этого делать даже сейчас».

Ни один член семьи никогда не бегал марафон с тех пор, как тот олимпийский забег на 1896. «В молодости у меня не было возможности заниматься спортом. Я родился во время войны. А обустроиться и устроиться в те времена было непросто», – подтвердил Спиридон Луис.

Современная гоночная роскошь

«Но я очарован легкой атлетикой и особенно марафоном.