Пьер де кубертен был удостоен на конкурсе искусства золотой медали за: Как Пьер де Кубертен возродил олимпийское движение? | Биографии

Как Пьер де Кубертен возродил олимпийское движение? | Биографии

Впрочем, и без того Кубертен вписал свое имя в историю. Во всяком случае, каждые два года, когда наступает пора очередных зимних или летних Олимпийских Игр, о предприимчивом бароне вспоминают. И почти всегда задаются мыслью: «Почему именно Пьеру де Кубертену пришла в голову счастливая мысль возродить олимпийские Игры?»

Пьер родился в первый январский день 1863 года в старинном замке под Гавром в одной из старейших аристократических семей Франции. Достаточно сказать, что по отцовской линии один из его предков получил дворянский титул в середине XV столетия, а по материнской — и того раньше. Сама атмосфера в семье была достаточно возвышенная, родители Пьера поженились по любви, что бывает довольно-таки редко в подобных слоях французского общества. В этой любви маленький Пьер купался с большим удовольствием, чем в роскоши.

Но несмотря на внешнюю бесконфликтность в семье, в мальчишке развился бунтарский дух. В то время, когда все родственники были уверены, что парень выберет военную карьеру (ряд его близких были высокопоставленными военными), Пьер неожиданно поступает в Высшую школу политических наук в Париже, на философский факультет Сорбонны. В стенах старейшего университета он увлекся изучением истории, а также педагогики, больше всего его привлекало физическое воспитание подрастающего поколения. А чтобы учить детей качественно, нужно самому отвечать высокому уровню — так Пьер активно занялся боксом, фехтованием, греблей, верховой ездой.

По окончанию Сорбонны Пьер опять-таки неожиданно для родителей уезжает совершенствовать свои навыки на туманный Альбион. Волею случая он оказывается в небольшом городке Регби, давшем название популярной игре. А какие люди здесь жили?! Один из них — Томас Арнольд, на протяжении 14 лет возглавлявший местный колледж, стал для молодого барона настоящим наставником. Он убежден — без стройной системы физического воспитания, из детей не вырастить здоровых, выносливых и ловких молодых людей.

Вернувшись в Париж, и начав работать в одной из столичных школ, Кубертен привносит в учебный процесс много нового. Он, в частности, призывает педагогов отказаться от военизированного воспитания молодежи, основанного на немецкой гимнастике, а разработать новую систему. Одну за другой 25-летний педагог выпускает три книги: «Британское образование: колледж и университеты», «Английское образование во Франции», «Университеты по обе стороны Атлантики». Они были восприняты, как руководство к действиям другими преподавателями французских школ. В подкрепление своих воззрений Пьер де Кубертен создает Союз французских обществ бега и Комитет по пропаганде физического воспитания.

А 25 октября 1892 г. во время празднования пятилетия Союза французских обществ атлетических видов спорта (оно проходило в большом амфитеатре парижского университета — Сорбонны) Кубертен, в ту пору генеральный секретарь этого Союза, впервые официально заявил, что приступает к непосредственной реализации проекта возрождения олимпийских игр «на принципах, соответствующих потребностям сегодняшнего дня».

Кстати, идея возрождения соревнований пришла к нему после посещения Греции, где он наблюдал за проведением археологических раскопок на месте древней Олимпии.

Спустя еще два года 16−23 июня 1894 г. в Сорбонне прошел Международный атлетический конгресс, на котором было принято историческое решение о возрождении олимпийских игр и проведении Первой Олимпиады в 1896 г.  в Афинах.

В Греции было очень неспокойно, то и дело вспыхивали вооруженные конфликты и Игры должны были стать, если можно так выразиться, голубем мира. Избран Международный олимпийский комитет (МОК), генеральным секретарем которого стал Кубертен. Конгресс утвердил разработанную им Олимпийскую хартию — свод основных правил и положений МОК. Впоследствии стал автором олимпийской эмблемы, ряда олимпийских ритуалов, текста Олимпийской клятвы.

К сожалению, первая Олимпиада не принесла мир на истерзанную войной греческую землю. Уже в 1897 году здесь возобновились боевые действия. А Кубертен, подведя итоги первой Олимпиады в своем большом очерке, предположил, что более широкий международный характер будут иметь следующие состязания, приуроченные ко Всемирной выставке в Париже 1900 г.

Как в воду глядел! С каждым разом Олимпийские игры привлекали к себе все большее внимание. А в 1912 году в конкурсе искусств по разделу литературы Пьер де Кубертен был удостоен золотой медали за «Оду спорту», в которой выразил свое понимание спорта: «О спорт! ты мир, прогресс, радость, справедливость, вызов, благородство, наслаждение, зодчий, плодотворность».

Кубертен был человеком многосторонних увлечений, о чем свидетельствуют написанные им в первой четверти ХХ века книги: «Французская хроника», «Утилитарная гимнастика», «Всеобщая история» в 4-х томах, «Основы города Будущего», «Олимпийские мемуары».

Он постепенно стал живой историей, послом мира и сделал все возможное для того, чтобы спортивные соревнования пришли на смену разрывам снарядов и свисту пуль, чтобы народы научились решать свои споры без применения оружия.

Пьер де Кубертен был похоронен в Лозанне. А его сердце, как и завещал великий француз, захоронено в Олимпии — столице античных Олимпийских игр.

Теги:

олимпиады,
биографии,
спорт,
Пьер де Кубертен

Пьер де Кубертен

Родился Пьер де Кубертен в Париже 1 января 1863 года. Умер — 2 сентября 1937 года в Женеве.

Предками этого великого человека, основателя олимпийского движения, были нормандские бароны. Отец Пьера писал картины, а мать играла в оркестре. Следует учесть, что де Кубертенам принадлежал родовой замок Мирвилль под Гавром. Здесь, на природе, Пьер очень любил заниматься спортом. Он обладал атлетичной фигурой, что, собственно, было неудивительно: де Кубертена-младшего привлекали фехтование, бокс, он был прекрасным наездником. Все эти умения давали повод одним думать, что Пьер предпочтет военное поприще. А учитывая, что де Кубертена-младшего отличали также великолепная память, начитанность и умение свободно общаться с публикой, другие были уверены, что Пьер выберет для себя карьеру политика или адвоката. Однако все эти предположения остались лишь предположениями. Пьер предпочел всему общественную деятельность и педагогику, в чем, собственно, и преуспел. К 24 годам Пьер де Кубертен уже мог гордиться лаврами реформатора французской системы публичного образования. Его идеи дошли до самого правительства. А спустя два года барон и спортсмен-любитель представил кабинету министров результаты своих новых исследований, посвященных состоянию европейского физического воспитания и спорта. Выводы были неутешительными. «В недалеком будущем, — писал он, — нас ждет появление отвратительного клана спортсменов-профессионалов, которые извратят саму идею спортивных состязаний, монополизируют их и превратит в своего рода театр марионеток. Любителям спорта останется лишь читать в газетах о фантастических результатах отдельных профессионалов».

В 1833 году известный греческий поэт Александ Рос Сутсос предложил возродить Олимпийские игры. Сейчас мало кто знает, что еще до «новых» Олимпийских игр 1896 года, связанных с именем Пьера де Кубертена, в 1859 году в Афинах состоялась национальная Олимпиада, которую повторили еще трижды — к 1870-м, 1875-м и 1889-м годах. Идея же проведения международных Олимпийских игр принадлежала Пьеру де Кубертену.

Пьер де Кубертен хотел, чтобы международные соревнования проводились по образцу античных олимпиад, где главное — не результат, а участие. А наградой победителям должны были стать не денежные призы, а лавровые венки, кубки, медали и, самое главное, всемирная слава — как это было в Древней Греции. Пьер де Кубертен сформулировал четыре главных принципа олимпизма: «религиозность» (служение высшей идее, стремление к идеалу совершенства), «элитность» (победа одиночек и благородном рыцарском поединке с равными условиями для всех участников), «праздничность» (фестиваль «весны человечества» — раз в четыре года) и «прославление красоты» (включение в программу спортивных состязаний культурной программы).

Французское правительство одобрило идею Кубертена, и он, заручившись поддержкой, начал действовать. В самом начале 1894 года барон изложил проект возрождения Олимпийских игр на заседании Совета французских обществ атлетики и спорта (USFSA), в котором занимал пост генерального секретаря. Коллеги встретили идею своего руководителя без энтузиазма, но это его не остановило.

23 июня 1894 года — спустя ровно полторы тысячи лет после закрытия последней Олимпиады античности — Кубертен созвал в Сорбоннском университете организационную конференцию, на которую прибыли представители 13 стран (еще 21 государство письменно подтвердило свое согласие на участие в будущих Играх). Там же был создан первый Международный олимпийский комитет. Во главе его все видели самого Кубертена, однако он любезно уступил это почетное место представителю родины Олимпийских игр — греку Деметриусу Викеласу.

Олимпийский девиз «Citius, altius, fortius» («Быстрее, выше, сильнее») предложен другом и соратником Пьера де Кубертена — Анри Мартином Дидоном, утвержден МОК в 1913, с 1920 он становится составной частью олимпийской эмблемы.

Кубертену принадлежит ряд литературно-публицистических и научных трудов по истории, педагогике, теории и практике физического воспитания. За «Оду спорту», представленную под псевдонимом на конкурс искусств во время Олимпийских игр 1912, он был удостоен золотой медали.

Кроме официального олимпийского девиза, олимпийское движение развивается под девизами, сформулированными Кубертеном: «Спорт — это мир!», «Главное — не победить, главное — участвовать», в которых определены социальные основы мирового любительского спорта — укрепление дружбы и братства между народами, его массовость как условие всестороннего гармонического развития человека.

Кубертен также предложил доставлять на каждую Олимпиаду огонь из первой олимпийской столицы. За год до этого греческим поэтом Костисом Паламасом были написаны слова олимпийского гимна, а к началу первых Игр их положил на музыку его соотечественник Спирос Самарас (хотя официально МОК утвердил гимн лишь в 1957-м). В 1894 году все было готово для проведения олимпиады. Но только два года спустя около 500 спортсменов из 13 стран собрались в Афинах на первые «новые» Олимпийские игры.

Шло время, наступил XX век. Кубертен был избран вторым президентом МОК и оставался на своем посту до 1925 года, после чего отошел от олимпийского движения и вернулся к педагогике. Кубертену довелось увидеть и триумф своей олимпийской идеи, и ее частичный крах. Современники оказались глухи к идеалам античности — к моменту начала очередных Игр 1916 года ведущие державы даже не подумали остановить развязанную за два года до этого мировую войну. Штаб-квартиру МОК пришлось в срочном порядке переводить из воевавшей Франции в нейтральную Швейцарию, в тихую Лозанну, где она располагается и по сей день.

Очередные Олимпиады не состоялись и в 1940-м, и в 1944-м из-за войны. Но этого основатель олимпийского движения уже не застал. Прогуливаясь 2 сентября 1937 года по Женевскому парку, Пьер де Кубертен внезапно упал и умер от сердечного приступа. Похоронили почетного гражданина Лозанны там же, а его сердце, как он завещал, было замуровано в мраморную стеллу, воздвигнутую в его память на раскопках древней Олимпии.

За год до смерти Кубертен успел узнать о первом серьезном ударе, который нанесла его любимому детищу мировая политика.

Летняя Олимпиада 1936 года проводилась в Берлине, где Об три года до этого к власти пришли нацисты. Гитлер, задумавший построить тысячелетний рейх для «расы избранных», как и все диктаторы, очень серьезно относился к спорту. Берлинские игры должны были стать триумфом накачанного «арийского тела» и непреклонного «арийского духа». На это Пыла брошена вся мощь рейха — в том числе и средства массовой информации, имеющие в арсенале новшество — телевидение. И хотя первые телевизоры были маломощными, давали размытую «картинку», да и приниматься она могла лишь в считанных точках Берлина (в основном в специальных теле залах, вмещавших от силы 150 тысяч человек), прямая трансляция открытия Игр стала одним из главных событий года.

Сам Гитлер, торжественно открывая Олимпиаду в Берлине, не ожидал, что арийский праздник ему испортит черно-кожий американский легкоатлет Джесси Оуэн, который увезет с собой из Берлина не одну, а сразу четыре золотые медали.

К сожалению, на протяжении XX века политика еще не раз вторгалась на территорию, которую Кубертен, основатель Олимпийского движения, считал заповедной.

Но чего Кубертен действительно не мог предвидеть — так это превращения Олимпийских игр в супербизнес во второй половине XX века. Барон-идеалист мечтал о достойном сражении спортсменов на стадионах не за деньги, а просто так — из чистого спортивного азарта! Поэтому в его бытность руководителем олимпийского движения спортсменов-профессионалов к Играм старались не допускать. Но уже на первых Играх в Афинах греческие болельщики кричали с трибун в адрес непобедимых тогда американцев: «Какие это любители — чистые профессионалы!» Следующий крупный скандал случился в 1912 году в Стокгольме, когда дважды герой Игр — американский индеец Джон Торн — завоевал золото в пятиборье и десятиборье, а затем был уличен в «перекрашивании» (термин пришел со спортивных скачек). «Студент» оказался профессиональным бейсболистом, поэтому специальным решением МОК лишил обманщика завоеванных наград (лишь в 1982 году медали были возвращены его наследникам).

Однако после окончания Второй мировой войны в спор между «профи» и «любителями» вмешались настоящие тяжеловесы — рекламный бизнес и телевидение. Первой коммерческой олимпиадой стали Игры 1956 года в Мельбурне. А Лос-анджелесская олимпиада 1984-го была полностью отдана частному бизнесу и впервые прошла без убытков для города-организатора! Американские историки и солидные профессора в университетских кампусах тогда на полном серьезе подсчитывали современный денежный эквивалент драгоценных кубков, которыми награждались победители античных олимпиад. Суммы выходили немалые!

Но все-таки Кубертен старался не напрасно. Хотя бы потому, что один раз в четыре года для тысяч спортсменов наступает момент, когда можно бить рекорд за рекордом, брать приз за призом. Ведь олимпийская золотая медаль — это то, ради чего многие живут все эти томительные четыре года.

«Ода спорту» — сочинение Пьера де Кубертена — удостоена золотой олимпийской медали на конкурсе искусств (по разделу литературы), проводившемся в рамках Олимпийских игр 1912. Она была представлена на конкурс под двойным псевдонимом — Ж. Хород, М. Эшбах.

При вручении олимпийских медалей за архитектуру, музыку и литературу

В Древней Греции искусство и спорт шли рука об руку, и идеальным способом достижения гармонии считались упражнения для тела и ума. Когда основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен излагал свои планы на будущее Игр, он хотел, чтобы между спортсменами, артистами и зрителями существовала прочная связь. Так в программе Олимпийских игр стали появляться художественные конкурсы, посвященные спорту.

В 1904 году де Кубертен писал в «Фигаро»: «Пришло время сделать следующий шаг и вернуть Олимпиаде ее первоначальную красоту. В расцвете Олимпии изящные искусства гармонично сочетались с олимпийскими Игры, чтобы создать свою славу. Это должно снова стать реальностью».

План де Кубертена обсуждался на Олимпийском конгрессе 1906 г., однако из-за короткого промежутка времени до Игр 1908 г. в Лондоне идея воплотилась в жизнь лишь на 19-м12 Олимпиада в Стокгольме. Сначала шведское художественное сообщество выразило озабоченность по поводу того, насколько справедливо можно судить о таком конкурсе, но со временем мероприятия были добавлены в олимпийскую программу.

Медали были вручены в пяти номинациях: архитектура, литература, музыка, живопись и скульптура. Сначала категории были общими, но позже они были разделены на конкретные категории, такие как литература в драме, лирика или эпос; оркестровая и инструментальная музыка, сольное и хоровое пение; рисунки, графика и живопись; статуи, рельефы, медали, плакетки и медальоны. В программе появилась даже архитектура со своей градостроительной категорией.

Забавно, что при определенных обстоятельствах медали не присуждались. Если судьи не смогли определить чемпиона, они могли присудить только бронзовую медаль.

1/2

Медаль

2/2

Медаль

Медаль, представленная на олимпийском художественном конкурсе на Олимпийских играх 1936 года в Берлине

, которые имели наибольший успех

  • Немецкие конкуренты Win Won 24 Mex. из которых были выиграны на Олимпиаде 1936 года в Берлине. Итальянские спортсмены завоевали 14 медалей на Олимпийских играх по искусству, из них Французы участника выиграли 13.
  • Финляндская Аале Тынни – единственная женщина, завоевавшая олимпийский титул в искусстве (литература)

все пять категорий. Судьям разрешалось оценивать только те работы, которые никогда больше нигде не выставлялись, и те, которые были посвящены спорту. Сам де Кубертен участвовал в литературном конкурсе в Стокгольме под псевдонимом. Его «Ода спорту» получила золотую медаль.

Один интересный факт об Играх 1912 года заключался в том, что американец Уолтер Винанс, завоевавший олимпийскую золотую медаль в стрельбе всего четырьмя годами ранее, стал олимпийским чемпионом в скульптуре. В Швеции он также завоевал серебряную медаль в стрельбе. Помимо Винанса, только один человек выиграл медали как в художественных, так и в спортивных соревнованиях: венгерский пловец Альфред Хайош выиграл два золота в Афинах в 1896 году, а несколько лет спустя — серебряную медаль в архитектуре.

Альфред Хайос

Изображение © 1896 / Международный олимпийский комитет (МОК) / МЕЙЕР, Альберт. Все права защищены.

На Олимпийских играх 1920 года в Антверпене художественный конкурс не привлек большого внимания. Однако все изменилось на Олимпийских играх 1924 года в Париже. Работы представили 193 участника, в том числе трое советских художников, хотя в то время Советский Союз не участвовал в Играх. Отличились Парижские игры и авторитетным жюри, в состав которого вошли первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе, шведка Сельма Лагерлёф и известный русский композитор Игорь Стравинский.

Популярность художественного конкурса продолжилась на Играх 1928 года в Амстердаме, где в Муниципальном музее было выставлено более 1100 экспонатов. Один из участников той Олимпиады, француз Поль Ландовски, выиграл олимпийское золото за скульптуру боксера. Сейчас он наиболее известен своей работой над знаменитой статуей Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро.

Регби Жана Якоби

Фото из архива МОК48. Однако в 1949 году конгресс МОК пришел к выводу, что, поскольку почти все участники художественных конкурсов были профессионалами, это не отражало любительский статус Олимпийских игр. МОК попытался возродить художественные конкурсы в Хельсинки в 1952 году, но хозяева отвергли эту идею. В 1954 году конкурсы были раз и навсегда заменены художественными выставками.

Многие работы, отмеченные олимпийскими медалями, утеряны. Архитектурные проекты легче всего отследить, хотя не все они были построены, но некоторые здания определенно оставили свой след в истории и используются до сих пор. Например, Олимпийский стадион в Амстердаме, спроектированный архитектором Яном Вильсом (олимпийское золото 1928), гимназия Пэйна Уитни в Йельском университете, спроектированная архитектором Джоном Расселом Поупом (олимпийское серебро 1932 г.), который наиболее известен своей работой над Мемориалом Джефферсона, или Олимпийский стадион во Вроцлаве, спроектированный архитектором Ричардом Конвирцем (бронза 1932 г. ). Олимпиада).

В Лондоне в 1948 году была разыграна последняя из олимпийских медалей в области искусства, в которой Финляндия возглавила таблицу с двумя золотыми, одной серебряной и одной бронзовой наградами. Вместо этого с каждой Игрой теперь связан внеконкурсный фестиваль искусства и культуры.

ИДИТЕ НА ОЛИМПИЙСКИЙ. ПОЛУЧИТЕ ВСЕ ЭТО.

Бесплатные спортивные трансляции. Неограниченный доступ к сериалу. Непревзойденные олимпийские новости и основные моменты.

Подпишите здесь

Подпишите здесь

11 Известные медалисты Олимпийских художественных конкурсов

В период с 1912 по 1948 год художественные конкурсы были частью Олимпийских игр. Медали вручались за архитектуру, музыку, живопись и скульптуру. Вот некоторые известные медалисты в этих категориях.

1. Барон Пьер де Кубертен

Основатель Международного олимпийского комитета и человек, ответственный за возрождение олимпийских соревнований по искусству, получил золотую медаль по литературе на Играх 1912 года за свою «Оду спорту», ​​которая была подана под псевдоним. Предупредили ли судей? Мы можем никогда не узнать.

2. Махонри Янг

Родившийся за 20 дней до смерти своего деда, лидера мормонов Бригама Янга, Махонри Янг выиграл золото в конкурсе скульптур на 19-й32 Los Angeles Games за его скульптуру под названием The Knockdown .

3. Джек Батлер Йейтс

Младший брат ирландского поэта У.Б. Йейтс выиграл серебряную медаль в живописи на Играх в Париже в 1924 году за свою работу «Плавание Лиффи ». Это была первая олимпийская медаль новообразованного Ирландского Свободного Государства.

4. Уолтер Винанс

Уолтер Винанс был одним из двух человек, выигравших олимпийскую медаль в искусстве и легкой атлетике, и единственным, кто сделал это в один и тот же год. Винанс, гражданин США, живший в Англии, выиграл серебряную медаль в командных соревнованиях по стрельбе по оленям и золото в скульптуре за свою бронзу 9.0077 Американский рысак в 1912 году. Винанс перенес сердечный приступ и умер восемь лет спустя, управляя лошадью в рыси.

5. Джон Рассел Поуп

Архитектор Мемориала Джефферсона, Национального архива и Национальной галереи искусств получил серебряную медаль на Играх 1932 года в Лос-Анджелесе по архитектуре за свой проект гимназии Payne Whitney в Йельском университете. Поуп подал заявку на участие в Играх 1936 года, но не получил ни медали, ни почетного упоминания.

6. Альфред Хайош

Венгр выиграл пару золотых медалей в плавании вольным стилем на Играх 1896 года в Афинах. Почти 30 лет спустя Альфред Хайос выиграл серебро на архитектурном конкурсе на Играх в Париже в 1924 году за свой проект Будапештского плавательного центра.

7. Перси Кросби

Перси Кросби создал комикс «Скиппи», который дебютировал в 1925 году, просуществовал до 1945 года и был опубликован в 28 странах. В разгар своей популярности Кросби выиграл серебряную медаль на 19-м32 Los Angeles Games в конкурсе акварелей и рисунков для своего Jack Knife .

8. Жан Жакоби

Жан Якоби из Люксембурга – единственный художник, получивший две золотые медали на олимпийских конкурсах искусств. Он выиграл золото за свою картину Etudes de Sport на Играх 1924 года и еще одно золото четыре года спустя в Амстердаме за рисунок игроков в регби [PDF]. Якоби получил почетные упоминания в 1932 и 1936 годах.

9. Аале Тынни

Финская поэтесса стала единственной женщиной, завоевавшей золотую медаль на олимпийских конкурсах искусств.