Основатель современного олимпийского движения: Основатель современного олимпийского движения – DW – 07.02.2002

История вида спорта

Объединить стрельбу, фехтование, плавание, конкур и бег в один вид спорта предложил основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен.

Пьер де Кубертен (1 января 1863—2 сентября 1937) — французский спортивный и общественный деятель, историк, педагог, литератор; барон. Именно он является инициатором организации современных Олимпийских игр (которые проводятся с 1896 года). Был президентом Международного олимпийского комитета с 1896 по 1916 годы и с 1919 по 1925 годы.

В программу Олимпийских Игр в Древней Греции уже входил пентатлон (ранее так называлось многоборье), который включал в себя бег на одну стадию (192 м), прыжки в длину, метание дротика и диска, и борьбу. Победитель таких соревнований считался самым популярным спортсменом Олимпийских игр в Древней Греции и ему оказывались большие почести.

Похожую идею рассматривал и Кубертен, который разрабатывал программу современного пятиборья. Он хотел объединить в один вид спорта верховую езду, владение холодным и огнестрельным оружием, преодоление вплавь водных преград и передвижение по пересеченной местности в пешем порядке. Именно такие навыки были особенно важны в то время для воина-кавалериста, а данные дисциплины входили в физическую подготовку в военных вузах разных стран.

Позже наряду с многоборьем появился и новый вид спорта – «офицерское пятиборье», который объединил: скачки с препятствиями, фехтование на шпагах, стрельбу из пистолета, плавание произвольным стилем и легкоатлетический кросс. Через некоторое время скачки заменили верховой ездой с преодолением препятствий.

Первоначально и вплоть до 1948 года в этом виде спорта принимали участие только спортсмены, которые имели офицерское звание. Поэтому такое название виду спорта было дано не случайно. Занятия офицерским пятиборьем обеспечивало разностороннюю физическую подготовку.

Современное пятиборье по предложению Пьера де Кубертена было включено в программу пятых Олимпийских игр 1912 года, которые проходили в Стокгольме (Швеция). Швед Густаф Лилиехек стал первым чемпионом-пятиборцем в истории.

В 1948 году был создан Международный союз современного пятиборья (ранее он назывался Международный союз современного пяти­борья и биатлона) во время проведения Олимпиады в Лондоне (Великобритания). Его основателем и первым президентом стал Густаф Дирссен (Швеция) — олимпийский чемпион 1920 года. Этот союз объединил все национальные федерации в мире, которые развивают данный вид спорта.

После создания Международного союза современного пятиборья к соревнованиям стали допускаться не только офицеры, но и все желающие. Такое изменение и привело к смене названия вида спорта.

В 1949 году в Стокгольме прошел первый чемпионат мира по современному пятиборью. Его победителем стал представитель Швеции Таге Бьюрефельт. В период с 1912 по 1956 годы Олимпийские игры постоянно выигрывали пятиборцы из Швеции (только в 1936 году на Олимпиаде в Берлине победа досталась представителю Германии).

Существенные изменения в современном пятиборье произошли в 1950-ые годы, когда спортсмены СССР и Венгрии стали выходить на лидирующие позиции. Они по четыре раза выигрывали в командных олимпийских турнирах, которые входили в программу Олимпиад с 1952 по 1992 годы.

Отдельно стоит отметить венгра Андраша Бальцо — самого титулованного спортсмена в истории современного пятиборья. Он единственный пятиборец, кому удалось стать трехкратным олимпийским чемпионом (в 1972 году в личном первенстве; в 1960 и 1968 — в командном первенстве) и пятикратным чемпионом мира в личном зачете.

С 1981 году начал проводиться чемпионат мира среди женщин. Первой чемпионкой стала представительница Швеции Анне Альгрен. В олимпийскую программу женское пятиборье было включено в 2000 году.

Республика Беларусь присоединилась к Международному союзу современного пятиборья в 1993 году.

3.Пьер да Кубертен – основатель современного олимпийского движения. Основные идеи и задачи современного олимпизма.

Олимпийская идея
и после запрета античных состязаний не
исчезла насовсем. Например, в Англии в
течение XVII века неоднократно проводились
«олимпийские» соревнования и состязания.
Позже похожие соревнования организовывались
во Франции и Греции. Тем не менее, это
были небольшие мероприятия, носившие,
в лучшем случае, региональный характер.
Первыми настоящими предшественниками
современных Олимпийских игр являются
«Олимпии», которые проводились регулярно
в период 1859—1888 годов. Идея возрождения
Олимпийских игр в Греции принадлежала
поэту Панайотису Суцосу, воплотил её в
жизнь общественный деятель Евангелис
Заппас.

Пьер Фреди барон
де Кубертен родился 1 января 1863 года в
Париже — французский общественный
деятель, историк, литератор, педагог,
социолог. Сыграл важную роль в становлении
и развитии современного олимпийского
движения, в разработке его теоретических,
организационных и идейных принципов.
Возрождение Олимпийских игр, зарождение
и становление олимпизма, современного
олимпийского движения обусловлены как
объективными, так и субъективными
факторами. И в этом сложном процессе
Пьер де Кубертен стал ключевой фигурой.
Кубертен благодаря удивительным
свойствам своей натуры чутко улавливал
пульс времени, запросы практики. В основе
кубертеновской олимпийской идеи лежат
принципы состязательности, соперничества,
базирующиеся на правилах fair play-честной
игры. Кубертен неоднократно подчеркивал,
что Олимпийские игры должны быть
пронизаны рыцарским духом. Для Пьера
олимпийская идея оказалась привлекательной
потому, что давала возможность полнее,
ярче выразить и воплотить свою концепцию
спорта, концепцию, базирующуюся на
нравственных, моральных принципах. В
рамках кубертеновской олимпийской идеи
спорт был призван явить миру своеобразный
эталон, образец — пример разрешения
споров в этическом ключе. Олимпийская
идея развивалась в русле пацифистского
движения, которое в конце XIX столетия
обретает значительное влияние. Кубертен
подчеркивал, что олимпизм рожден огромной
потребностью в мире и братстве, что так
отвечает сокровенным чаяниям человека.

На конгрессе,
проведённом 16-23 июня 1894 в Сорбонне
(Парижский университет), Французский
барон Пьер де Кубертен представил свои
мысли и идеи международной публике. В
последний день конгресса (23 июня) было
принято решение о том, что первые
Олимпийские Игры современности должны
состояться в 1896 году в Афинах, в
стране-родоначальнице Игр — Греции.
Чтобы организовать проведение Игр, был
основан Международный олимпийский
комитет (МОК). Первым президентом Комитета
стал грек Деметриус Викелас, который
был президентом до окончания I Олимпийских
Игр 1896 года. Генеральным секретарём
стал барон Пьер де Кубертен.

Задача
современного Олимпизма- сплочение людей
разных наций ( и наплетете про дружбу
народов 
)

Билет №3

1. Культура физическая. Физ культура личности

Физическая
культура

это вид культуры, содержанием которой
является оптимальная двигательная
деятельность, построенная на основе
материальных и духовных ценностей,
специально созданных в обществе для
физического совершенствования человека.
Целью физической культуры как учебной
дисциплины является формирование
физической культуры личности, как одного
из факторов ее социокультурного бытия,
обеспечивающей биологический потенциал
жизнедеятельности, как способ и меру
реализации своих сущностных сил и
способностей.

Физическая
культура личности

— это социально-детерминированная
область общей культуры человека,
представляющая собой качественное,
системное, динамичное состояние,
характеризующееся определенным уровнем
специальной образованности, физического
совершенства, мотивационно-ценностных
ориентаций и социально-духовных
ценностей, приобретенных в результате
воспитания и интегрированных в
физкультурно-спортивной деятельности,
культуре образа жизни, духовности и
психофизическом здоровье.

Физическая
культура реализуется в таких формах
(компонентах), как физическое воспитание
(связанное с освоением физических и
духовных сил человека), спорт (их
совершенствованием), физическая рекреация
(поддержанием), двигательная реабилитация
(восстановлением).

Речь, которая провалилась, а затем подожгла олимпийское движение

Си-Эн-Эн

25 ноября 1892 года Пьер де Кубертен, основатель современных Олимпийских игр, на собственном горьком опыте убедился, что на самом деле важно участие.

День был тщательно спланирован. После многих лет исследований 29-летний барон обнародовал свою идею возрождения Олимпийских игр Древней Греции в современную эпоху. Для выступления он выбрал старую Сорбонну в Париже и место, посвященное пятилетию Французской ассоциации легкой атлетики. Это была великолепная площадка для большой идеи: спортивные соревнования, призванные объединить нации и учиться друг у друга – не меньше, чем содействовать интернационализму и миру во всем мире.

Речь сорвалась.

Аудитория «не была негативной, но поддержки не было», — говорит Дэвид Валлечински, писатель и член-основатель Международного общества олимпийских историков. «У него была хорошая речь и не та аудитория — аудитория, которая не была достаточно сочувствующей или недостаточно открытой».

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/[email protected]» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
«Кубертен понял, что ему это не удалось, но был настойчив», — добавляет Валлечински. «Он понял, что идеализма недостаточно. Он должен был перейти к мельчайшим деталям и выполнить работу».

То, что речь так почитается — оригинальная 14-страничная рукопись была продана за 8,8 миллиона долларов в 2019 году, став самым ценным предметом спортивных памятных вещей, когда-либо проданных на аукционе, — свидетельствует о том, что произошло дальше.

Оригинальный манифест Олимпийских игр, написанный в 1892 году Пьером де Кубертеном, выставлен на всеобщее обозрение на Sotheby’s в Сенчури-Сити, Калифорния, 23 октября 2019 года.

MARK RALSTON/AFP/AFP via Getty Images

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/[email protected]» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
В 1892 году Франция еще не приняла близко к сердцу организованный спорт, говорит Стефан Вассонг, специалист по жизни Кубертена и глава Института истории спорта в Немецком университете спорта в Кельне. Физическая активность и организованные занятия спортом были частью военной программы, но не школьной программы, в отличие от США и Великобритании.

Кубертен, ярый сторонник образовательной ценности спорта, считал, что это «полезно для мозга» и что «разум и тело могут работать вместе, и они помогают друг другу», — объясняет Вассонг. Он ездил в Англию, где спорт уже был частью повседневной жизни учащихся в школах-интернатах, и где местные мероприятия, такие как Олимпийские игры Венлока, организованные в 1850 году, собирали участников по ряду дисциплин.

Но именно там, где спорт мог сочетаться с другой его страстью, идея Кубертена получила преимущество. Заклятый интернационалист, чьи работы подробно описывают «пробуждение» на Всемирной выставке 1878 года, он стал участником движения за мир во всем мире, центром которого, как и многих других движений, в то время был Париж.

Увидев, как англичанин Ходжсон Пратт предложил международный студенческий обмен для поощрения терпимости на Всемирной конференции мира 1891 года в Риме, «Кубертен подхватил эту идею и… связал ее со спортом», — говорит Вассонг.

Lou Gehrig

Lou Gehrig™ является товарным знаком Rip Van Winkle Foundation d/b/a The Lou Gehrig Society

Как одно выступление навсегда связало Лу Герига, бейсбол и эту смертельную болезнь

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/[email protected]» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
Это «не было популярной концепцией», — говорит Валлечински, особенно среди лидеров в эпоху колониализма и конкуренции между имперскими амбициями европейских стран. Но Кубертен верил в свою идею.

Когда наступила ночь в Сорбонне, речь зацепилась за популярное возрождение всего эллинского и использовала репутацию древних Олимпийских игр для поддержки своей идеи. Кубертен похвалил продвижение спорта из Германии в Швецию, из Великобритании в США, посетовал на медленный старт Франции и назвал спорт «свободной торговлей будущего».

Спорт был поставлен на тот же пьедестал, что и научные и инженерные новшества того времени: «Ясно, что телеграф, железные дороги, телефон, страстные исследования в науке, конгрессы и выставки сделали для мира больше, чем любой договор или дипломатическая конвенция. — сказал Кубертен. «Ну, я надеюсь, что легкая атлетика сделает еще больше. Те, кто видел 30 000 человек, бегущих под дождем на футбольный матч, не подумают, что я преувеличиваю».

По теме: Марк Шпиц о семи способах выжить на Олимпийских играх

В речи «четко изложены образовательные основы олимпийской идеи — олимпизма, — говорит Вассонг, — и его миссия — построить лучший мир с помощью спорта».

Но хотя его возвышенная риторика в тот вечер не была услышана, Кубертен имел волю и ресурсы и провел кампанию по Европе в поддержку своих современных Олимпийских игр.

Через два года он вернулся в старую Сорбонну, и в том же зале были оформлены планы первых Игр. Его сообщение, наконец, было услышано. В 1896 Олимпийские игры возродились в Афинах, Греция.

Слева направо: Уиллабальд Гебхардт из Германии, барон Пьер де Кубертен из Франции, Иржи Гут из Богемии, президент Греции Димитрос Викелас, Ференц Кемей из Венгрии, Алексей Бутовски из России и Виктор Бальк из Швеции на первом заседании Международный олимпийский комитет, организованный для Олимпийских игр 1896 года.

Халтон Дойч/Corbis Historical/Getty Images

Кубертен не был лишен значительных недостатков. Первоначально он не считал, что женщины должны участвовать в Играх (женщины впервые соревновались в 1900) и с его менталитетом высшего класса он придерживался «в лучшем случае снисходительного, а в худшем — фактически расистского» взгляда на некоторые страны, говорит Валлечински.

Он также сказал, что олимпийское движение «необходимо постоянно обновлять и адаптировать к преобладающему духу времени», отмечает Вассонг. Таким образом, хотя движение обязано Кубертену, некоторые взгляды, которых он придерживался, должны, по его собственному признанию, быть с радостью оставлены позади и дистанцироваться от Игр.

Читайте также: Российский олигарх пожертвовал музею Олимпийский манифест на 8,8 млн долларов

В 1896 году соревновались 12 стран. На Токио-2020 приглашения на Игры были разосланы более чем в 200 стран, штатов и территорий. Сегодня Игры практически неузнаваемы по своим масштабам, разнообразию и степени спортивного мастерства. Но дух выступления Кубертена живет в его дружеском соперничестве.

«У нас в Токио будет около 11 000 спортсменов, — говорит Валлечински. «Подавляющее большинство — я бы сказал, 80% или более — не имеют никаких шансов выиграть медаль, и они это знают… Но большинство из них здесь, чтобы установить личный рекорд, чтобы установить национальный рекорд, чтобы сделать все возможное они могут. Думаю, де Кубертену это понравилось бы».

Одобрит ли основатель Олимпиады сегодняшние Игры?

В 1927 году Пьер де Кубертен, основатель современных Олимпийских игр, посетил Древнюю Олимпию для открытия памятника в его честь.

Он бродил по руинам в погоне за романтическими видениями Древней Греции. В письме к «молодежи мира» он заявил, что Олимпийские игры были возрождены не «для того, чтобы быть героем фильма или экспонатом музея», а чтобы стать эмблемой «спортивной религии».

Кубертен считал Олимпию и Олимпийские игры не реликвиями, которые нужно изучать или читать в учебниках, а живым спасением современного мира.

Адаптивные Олимпийские игры

Хотя нынешние Зимние Олимпийские игры могут быть замешаны в скандалах — как это часто бывает с современными Олимпийскими играми — видение Кубертена остается актуальным даже спустя более 80 лет после его смерти.

Комментаторы могут указать на снижение интереса и другие проблемы, стоящие перед Зимними играми, но недавнее подтверждение Международным олимпийским комитетом связи между спортом и миром ( Спорт во имя надежды ), Команда беженцев 2016 года и возможность того, что эти Игры помогут ослабить напряженность на Корейском полуострове, хотя бы в незначительной степени, делают Кубертена, возможно, менее наивным и более дальновидным.

Репутация Кубертена основана на олимпийском движении. Его идеал спорта как инструмента мира и его вера в молодежь и образование заслуживают памяти в смутные времена

Пьер де Кубертен (1925)
[CC], через Wikimedia Commons

Поскольку олимпийское движение обдумывает перемены, наследие Кубертена требует трезвой оценки.

Неясно, признает ли сам Кубертен — а тем более одобряет — нынешнее воплощение Олимпийских игр. Он боялся, что Игры превратятся в зрелище, и отчаялся, что большие стадионы и толпы притупят моральный дух его международного спортивного праздника.

Участие женщин показалось бы ему, по меньшей мере, странным, хотя неясно, поддержит ли он инициативу МОК «Женщины в спорте». Кубертен считал, что Олимпиаду можно приспособить к нынешним условиям — будь то в 1896 или 2018. Для него Олимпийские игры были средством для достижения цели.

Олимпийское спасение

Первоначально Кубертена интересовал воспитательный потенциал спорта. Даже когда Олимпийские игры стали успешными, моральные аспекты спорта были для него центральными.

Он видел исторический момент для спорта в 19 веке, когда началось то, что он назвал «физическим ренессансом». ( Олимпизм: 283) Его миссия была мессианской: «Только в определенные исторические эпохи физические упражнения призываются по всеобщему согласию для выполнения задачи обновления, или восстановления, или всеобщей строгости. Мы живем в такую ​​эпоху». ( Олимпизм : 221)

В разгар этой миссии Кубертен понял, что для него было признаками неминуемого упадка: амбиции, деньги и специализация. Он решил, что способ предотвратить то, что он считал коррупцией в спорте, заключался в том, чтобы поставить легкую атлетику под «покровительство классической древности!» ( Олимпизм : 309).

Кубертен не собирался воссоздавать античные Олимпийские игры, но вдохновился ими. Его цель состояла в том, чтобы продвигать то, что он считал истинной добродетелью древнего спорта, «достоинство искать усилия только в самом усилии… бескорыстно поклоняться усилию и любить трудные вещи просто потому, что они трудны». ( Olmypism : 295)

Независимо от того, тщательно ли МОК управлял этим наследием или нет, видение Кубертена остается.

Античность и современность

Понимание Кубертеном спорта было совсем не антикварным. Он считал легкую атлетику современной, особенно в ее демократическом и интернациональном характере. Он считал, что легкая атлетика будет способствовать международному сотрудничеству и, по сути, миру.

Демократия, интернационализм и мир — вот преимущества, которые современный спорт может предложить миру. Они будут сочетаться с моральными преимуществами стремления к усилиям ради усилий. Спорт был сплавом старого и нового, традиций и инноваций.

Жрица танцует рядом с олимпийским огнем во время церемонии зажжения огней Зимних игр 2006 года в Турине в роще Пьера де Кубертена в Древней Олимпии, Греция.
(AP Photo/Дусан Вранич)

Древняя Греция была образцом, в равной степени вдохновленным и блестящим фасадом. «Опять эллинизм!» — воскликнул Кубертен в одной из своих последних публикаций в 1936 году, ссылаясь на древнегреческое прошлое. «Раньше мы считали, что эллинизм — дело прошлого, мертвое понятие, которое невозможно возродить и неприменимо к нынешним условиям. Это не правильно. Эллинизм — это часть будущего».

Олимпийское будущее

На стадионе «Панатинаикос» в Афинах, месте проведения первых современных Олимпийских игр в 1896 году, Кубертен увидел проявление слияния прошлого и настоящего в олимпийском спорте.

Он получил именное место на стадионе и наблюдал за университетской командой. Он присматривался к новинкам («шлаковая дорожка, шипованная обувь»), а видел, возродившегося, вечного спортсмена. «Их души были одинаковыми, и их юность была окружена одним и тем же юношеским приливом мышечной радости». ( Олимпизм : 512)

Старый Панафинейский олимпийский стадион в Афинах, мраморная реконструкция древнего городского стадиона, построенного для первых современных Олимпийских игр, состоявшихся в Афинах в 1896 году.
(AP Photo/Петрос Яннакурис)

Кубертен заметил одного из этих студентов-спортсменов, когда тот собирался покинуть стадион: «Студент [был] полон радости жизни, его тело наполнилось сладострастным сиянием, которое исходит только от здоровой усталости, вызванной спортом… Он был похож на скульптура, представляющая неоолимпизм, символ будущих побед, ожидающих эллинизма, — все еще очень живая и вечно приспособленная к человеческим обстоятельствам».

Наивный или дальновидный?

Романтическое видение Кубертена спорта, молодежи и мира может показаться наивным. (Хотя другие применили подобное видение на практике в месте проведения другого древнегреческого спортивного праздника.) Или, учитывая невероятное количество корпоративных партнеров на современных Олимпийских играх, мы можем предпочесть быть циниками.

Тем не менее, спустя 124 года после того, как он соединил современный спорт с древней родословной, Игры Кубертена остаются иконой и непреходящим напоминанием о возможностях интернационализма — часто вопреки самим себе.