Олимпийский знак: Официальные атрибуты Олимпийских игр — Учреждение образования Белорусский государственный университет физической культуры

Содержание

КАК БЫВАЛО В ОЛИМПИИ | Наука и жизнь

Модель Олимпийского святилища.

На снимке — Олимпия.

Так сегодня выглядят остатки Гимнасия в Олимпии. Фото Н. Кудряшова. Май 1998 г.

Открыть в полном размере

Слово «олимпийский» уже оторвалось от своего
исходного значения, но всякий раз полезно обращаться к олимпийским истокам
(см. «Наука и жизнь» №№ 8-10, 1979, № 12, 1993 г.).

Любой современный спортивный комплекс,
вроде московских Лужников, мог бы свободно, без особого ущерба для своей
территории вместить целиком древнюю Олимпию, занимающую небольшую долину
на западе Пелопонесса. Эту долину, омываемую речками Алфей и Кладей, обойдешь
не торопясь за час. Сегодня здесь нет каких-либо строений — одни руины,
серые дымчатые камни. Разбираешься в их хаосе, обращаясь к рисункам, планам,
мысленно достраиваешь руины, собираешь камни и ставишь их на прежнее давнее
место, поднимая древние здания, связывая прошлое и настоящее.

Хотя археологи установили, что долина стала
обитаема по крайней мере пять тысяч лет назад, точно не известно, когда
здесь впервые прошли состязания. Один из мифов связывает начало игр с доставкой
сюда с острова Крит младенца Зевса. Тогда долину и стали называть Олимпией,
поскольку постоянное место Зевса было на Олимпе — своде небесном. В это
мифическое время будто бы состоялись состязания в беге на стадионе, длину
которого отмерил своими стопами знаменитый герой Геракл. Победившего бегуна
наградили венком из дикой маслины. Ведь еще с библейских времен, когда
голубка принесла Ною оливковую ветвь в знак прекращения потопа, масличная
ветка — знак награды, эмблема миролюбия, символ мира. «Знаете ль вы, отчего
тот обычай ведется, что у людей знаком мира считаются ветви оливы? Если
война над страной бичом пронесется, села сожжет и потопчет богатые нивы,
— больше всех прочих деревьев, кустов и растений пахучих времени нужно
оливе, чтоб рощею стать синекудрой!. .» — писал русский поэт К. К. Случевский.

Со временем полулегендарные спортивные
соревнования оказались забыты. Возродила их в VIII веке до нашей эры, по
велению Дельфийского оракула, Элида — одно из государств древней Эллады
— Греции. Элида в ту пору заключила Священное перемирие с другими греческими
государствами, расположенными на полуострове Пелопоннес, — Спартой и Писой.
По договору территория не только Олимпии,
но и всей Элиды на время олимпийских игр провозглашалась священной и неприкосновенной
с прекращением любых войн и враждебных действий. Со временем эти условия
распространили на всю Элладу.

В 776 году до нашей эры состоялась первая
олимпиада , зафиксированная документально. Первым же победителем стал бегун
Кореб. С тех пор в течение 1168 лет прошло в общей сложности 293 олимпиады,
с 776 года до нашей эры по 393 год нашей эры.

Олимпийскими играми ведал Буле — высший
государственный орган Элиды. Занимались же непосредственно состязаниями
десять элейцев — граждан элиды, которых избирали по жребию, чтобы справедливо
судить состязания атлетов, вручать награды победителям и наказывать нарушителей.
Каждый из десяти избранников получал звание — элланодик.

К состязаниям допускались лишь свободные
эллины — граждане всей древней Эллады, не совершившие преступлений или
святотатства. Атлеты, допущенные к играм, готовились в течение 10 месяцев.
Те, кто собирался участвовать в беге и пятиборье — пентатлоне, тренировались
в Гимнасии — на обширной площадке под открытым небом, с беговой дорожкой
той же длины, что и на стадионе. Гимнасий окружался со всех сторон красивой
колоннадой, и от нее к нынешнему времени осталось лишь несколько колонн.
Рядом находилась Палестра — квадратное сооружение с внутренним двором для
тренировок в борьбе, кулачном бою и других видах спорта. Сегодня лишь по
каменной цепочке фундамента можно определить расположение Палестры.

Программа Олимпийских игр состояла из гимнических
(от слова gymnoi — голый) состязаний: атлеты соревновались обнаженными.
Бег считался главным видом соревнований, и каждая олимпиада получала наименование
в честь победителя забега на один стадий — дистанцию, равную длине стадиона.
Другой забег назывался диавл или диалус, в переводе — двойной пробег (на
два стадия). Был еще долих или долихос, в переводе — длинный пробег, протяженностью
20-24 стадия. Атлеты также соперничали в «панкратии» — борьбе без правил,
кулачном бою и других видах спорта. В программу входили и конные соревнования,
например, бег на колесницах с четверкой лошадей, скачки всадников без седел
и стремян.

Игры проходили в июле или августе, в пору
полнолуния, обычно при невыносимой жаре. Первоначально они длились один
день, затем два, позже три, а с 472 года до н. э. — пять дней. В первый
день после торжественных жертвоприношений атлеты давали клятву в особом
помещении — Булевтерии, где заседал Олимпийский совет и хранились тексты
постановлений. От этого служебного здания к сегодняшнему дню почти не осталось
следов, как, впрочем, и от других помещений такого рода.

Дав клятву, атлеты отправлялись на стадион.
Он из всех сооружений Олимпии сохранился наилучшим образом. Правда, это
овальное, продолговатое поле, окруженное зелеными склонами, совсем не похоже
на сегодняшние спортивные громадины. Его длина — 1 стадий (192,28 метра).
Стартовая и финишная линии отмечены каменными плитами с бороздой. Сегодня
здесь чуть ли не каждый турист, даже почтенного возраста, не утерпев, пробует
силы в беге, подобно древним эллинам. Шутка ли, совершить пробежку по самому
первому в мире олимпийскому стадиону.

В древности на состязаниях присутствовало
примерно 45 тысяч зрителей, и они располагались на зеленых склонах. Одна
небольшая трибуна (и она сохранилась) предназначалась для элланодиков и
официальных гостей. На противоположном склоне возвышался, тоже сохранившийся,
каменный жертвенник богини земледелия Деметры. Отсюда за состязаниями наблюдала
жрица — единственная женщина, имевшая на это право, поскольку остальным
представительницам прекрасного пола категорически запрещалось присутствовать
на играх. Женщин, нарушивших запрет, надлежало сбрасывать в пропасть, однако
случаев исполнения этой кары не зафиксировано.

Хотя Олимпийские игры считались сугубо
мужским занятием, исключения из строгих правил случались. Как-то у одной
эллинки двое сыновей получили право на участие в играх, и мать, накинув
мужское платье — гиматий, оказалась в числе зрителей. Когда же оба ее сына
стали победителями, мать, не выдержав, помчалась на поле, но зацепившийся
гиматий спал с женского тела, и обман раскрылся. Женщину, по легенде, учтя
заслуги сыновей, помиловали и наделили правом впредь присутствовать на
олимпийских состязаниях. У женщин, впрочем, были и свои отдельные всегреческие
игры, проводившиеся в честь богини Геры.

Часть атлетов выступала со снарядами, например
с дисками для метания. Эти бронзовые, а также мраморные и свинцовые кружки
спустя две тысячи лет нашли при раскопках и поместили в музей Олимпии.
Здесь же другие древние атлетические снаряды, например гири и даже камень
весом в 143,5 кг, с выбитой надписью, что две тысячи шестьсот лет назад
атлет Бибон поднимал этот камень одной рукой над своей головой. Зрители
за подобными достижениями наверняка наблюдали с восторгом, несмотря на
палящую жару. Те же, кто испытывал жажду, могли сойти вниз к кромке поля,
где находился каменный желоб с питьевой водой, опоясывающий весь стадион.

Равенство зрителей соблюдалось лишь на
стадионе, а вне его люди, согласно своему положению, знатности и богатству,
получали право на дополнительный комфорт вроде размещения в гостинице -
Леонидеоне. Здесь благодаря хитроумно устроенному внутреннему продуваемому
двору можно было обрести долгожданную прохладу и даже принять ванну — постамент
одной из них дожил до наших дней.

Конники состязались на ипподроме. Это сооружение
длиной в четыре стадия — около 770 метров — находилось южнее стадиона,
возле реки Алфей, и было разрушено ее наносами.

Конкретными результатами состязаний не
интересовались, следили только за тем, кто пробежал дальше, кто поднял
снаряд тяжелей. Атлет Тисандр пробежал за час около 19 километров, что
неплохо и для нынешнего бегуна. Другой атлет, Фаилл, прыгнул в длину на
16 метров, и этот результат , примерно вдвое превышающий современные рекорды,
вызывает сегодня полемику спортивных знатоков. Одни считают достижение
прыгуна легендой, другие предполагают, что это длина двух прыжков, сложенных
вместе, или речь идет о тройном прыжке. Истину же установить трудно,
поскольку древние греки прыгали иначе, чем
сейчас. По изображениям на древнегреческих вазах, атлеты почти не разбегались
и держали в руках двухкилограммовые гири, напоминавшие гантели. Отрываясь
от земли, прыгуны махом направляли гири вперед, а перед самым приземлением
отводили назад. Когда ноги касались земли, прыгуны отбрасывали гантели
и за счет этого выигрывали несколько сантиметров. Кроме того, гири, по
современным суждениям, помогали прыгунам уравновешивать свои движения.

Спортсмены выступали, как правило, честно,
без жульничества, и все же некоторые атлеты шли на обман, давали противникам
взятку ради достижения победы или брали взятку и уступали победу. Обманщики
карались крупным штрафом, который шел на отливку занов — бронзовых статуй
Зевса. Их водружали в назидание возле входа на стадион. За все время олимпиад
появилось не так много занов — 16, и постаменты их сохранились.

Победителей же олимпиад ожидала не только
земная, но и небесная слава. Наградой был венок из веток, срезанных со
священного оливкового дерева, означавший, что его владелец — любимец богов.
В честь атлета устраивали праздники, воздвигали статуи, слагали песни.
Победитель, или олимпионик, получал право воздвигнуть свою статую на центральной
священной территории — Алтисе, в переводе с
древнегреческого — роще. Здесь стояли храмы, жертвенники, тысячи статуй
и, как сегодня, росло множество олив, платанов, тополей, кипарисов.

Разные помещения, в том числе спортивные
объекты, окружавшие священную территорию, считались подчиненными ей, поскольку
сами состязания считались поклонением верховному эллинскому божеству -
Зевсу Олимпийскому. Религия была частью жизни древних греков. Тогдашние
боги походили на людей, поддавались человеческим слабостям, жили людскими
помыслами и страстями. События реальной
и божественной жизни Эллады часто смешивались, и потому олимпиады считались
и спортивным событием, и религиозным действом.

Победители, оказываясь на священной территории
Алтис, следовали в ее центр, где находилось главное здание Олимпии — храм
Зевса. Здание длиной свыше 64 и шириной почти 28 метров в окружении 34
колонн строили десять лет. У восточного входа в храм происходил торжественный
ритуал награждения. За процедурой наблюдал Зевс — огромная статуя, превосходившая
естественные размеры в семь раз. Статуя высотой вместе с постаментом около
12,4 м почти касалась потолка, и казалось: если Зевс встанет, то снесет
крышу. Люди могли видеть лицо Зевса, поднявшись на специальные площадки,
сооруженные вдоль стен. Зевс, борода, волосы и одежда которого были
выполнены из золота, а тело — из слоновой кости, восседал на троне из черного
дерева с драгоценными камнями. Голову Зевса венчал серебряный венок из
масличных ветвей, а весь образ был исполнен олимпийского спокойствия, благородства
и милосердия. Изваяние знаменитого скульптора Фидия считалось одним из
семи чудес света. Более полутора тысячелетия назад статую переправили в
Константинополь, и здесь она в 462 году погибла при пожаре.

Не сохранился и храм, простоявший тысячу
лет. Его разоряли пожары, землетрясения, но более всего разные завоеватели,
один из них даже приказал разобрать колонны толщиной 2 метра и части их
вместе с огромными каменными блоками стен разбросать вокруг. Так и лежат
до сих пор огромные глыбы.

Другому известному сооружению святилища
— храму покровительницы семьи богини Геры — повезло больше. Время пощадило
несколько колонн, возраст которых — свыше 2600 лет. Возле этих колонн каждые
четыре года девушки-гречанки солнечными лучами, отраженными металлическим
зеркалом, зажигают олимпийский огонь и следуют с ним на стадион. Здесь
огонь принимают бегуны и направляются в Афины к парку Заппейон, где находится
стадион Панафиней. Его соорудили из мрамора в 1896 году к первым Олимпийским
играм на остатках античного стадиона по эскизам барона Пьера де Кубертена,
возродившего в наше время олимпийское движение. Забальзамированное сердце
Кубертена покоится в Олимпии под скромным белым памятником в окружении
высоких густых деревьев среди тишины и покоя на территории Международной
Олимпийской академии. Здесь же в алтаре находится олимпийский огонь — символ
нынешнего олимпийского грандиозного всепланетного движения.



См. в номере на ту же тему


И. ИВАНОВ — Москва принимает олимпийское будущее.


Аэробика в большом спорте.

Олимпийская символика — Государственная символика

Одним из важнейших атрибутов Олимпийского движения является олимпийская символика, которая включает в себя общие для движения в целом Олимпийский символ, Олимпийский девиз и Олимпийский флаг, а также официальные эмблемы национальных олимпийских комитетов, Олимпийских игр, городов-хозяев Олимпиад, городов-кандидатов, целый ряд так называемых сопутствующих олимпийских символов: официальные термины-надписи, пиктограммы, талисманы и т.д.

Олимпийский символ (пять переплетенных колец) и Олимпийский девиз «Citius, altius, fortius» (Быстрее, выше сильнее), составляющие вместе олимпийскую эмблему, предложенные, соответственно, П. де Кубертеном и его сподвижником И. Дидоном , были утверждены Международным Олимпийским Комитетом в 1913 году.

Общие для Олимпийского движения символы являются исключительной собственностью Международного Олимпийского Комитета.

Олимпийский символ

Первые символы современных Олимпийских игр брали свое начало в олимпиадах древности, например лавровый венок, которым увенчивали победителей, или оливковая ветвь. На смену им пришел современный олимпийский символ. Он представляет собой пять переплетенных многоцветных или одноцветных колец и олицетворяет единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Переплетенные кольца изображены в сле-дующем порядке: три кольца вверху (слева направо) — синее, черное, красное и два внизу — желтое и зеленое.

Олимпийский девиз 

Олимпийский девиз «Citius,.altius, fortius» («Ситиус, альтиус, фортиус» — в переводе с латинского «Быстрее, выше, сильнее») выражает устремления олимпийского движения. Автором девиза был священник Дидон, директор одного из колледжей во Франции.

Олимпийская эмблема 

Олимпийская эмблема представляет собой сочетание пяти колец с каким-нибудь другим элементом Например, эмблема МОК — олимпийские кольца в сочетании с олимпийским девизом «Быстрее, выше, сильнее».

Национальные олимпийские комитеты стран мира имеют собственные официальные эмблемы, которые представляют собой сочетание олимпийского символа с каким-либо национальным отличительным знаком.
Так, в эмблему Олимпийского комитета России включено трехцветное изображение языка пламени, отражающего цвета Государственного флага Российской Федерации.

Официальную эмблему Олимпийских игр составляют олимпийский символ (кольца) и какой-либо символ города или государства, где проводятся очередные Игры.
 Например, в эмблему московской Олимпиады вместе с олимпийскими кольцами вошел силуэт, напоминающий сразу и высотные здания, характерные для архитектурного облика Москвы, и увенчанные пятиконечными звездами башни Московского Кремля.

Олимпийский флаг

На белом атласном полотнище размером 3×2 м изображен олимпийский символ — пять разноцветных переплетенных колец. Белый фон флага, на котором расположены кольца, дополняет идею содружества всех без исключения наций  Земли. Впервые флаг на Олимпийских играх был поднят в 1920 г.

Во время церемонии закрытия Олимпийских игр представитель города, проводившего Игры, передает флаг президенту  МОК, а тот — мэру города-организатора следующей Олимпиады. В течение четырех лет флаг хранится в здании городского муниципалитета.

Олимпийский огонь

Зажжение олимпийского огня — один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия и летних, и зимних Олимпийских игр.

Мысль об олимпийском огне, рождающемся от солнечных лучей у развалин храма Зевса в Олимпии, и его доставке факельной эстафетой на олимпийский стадион к моменту открытия Игр родилась у Пьера де Кубертена в 1912 г.

Впервые церемония зажжения олимпийского огня была проведена на Играх XI Олимпиады 1928 г. в Амстердаме, а на зимних Играх — в 1952 г. в Осло.

Обычно честь завершить эстафету по дорожке олимпийского стадиона на церемонии открытия Игр и зажечь от факела олимпийский огонь в специальной чаше предоставляется одному из ведущих спортсменов страны, в которой проводятся Игры. На празднике открытия Московской Олимпиады огонь зажигал олимпийский чемпион баскетболист Сергей Белов.

Талисман Олимпийских игр

Традиция называть талисман Олимпийских игр возникла не так давно.

Обычно талисманом объявляют изображение какого-либо животного, популярного в стране, проводящей Олимпийские игры. На летних Играх 1968 г. в Мехико талисманом был ягуар, в Мюнхене — забавная такса Вальди. Талисманом монреальской Олимпиады-76 стал симпатичный бобер, Московской Олимпиады — бурый медвежонок Миша. На Играх-84 в Лос-Анджелесе талисманом был орленок Сэм, в Сеуле-88 — тигренок Хо-дори, традиционный персонаж корейских сказок. В 1992 г. в Барселоне талисманом олимпийцев был пес Коби — надежный сторож овец у пастухов, живущих в горах Испании.

Москва олимпийская

В 1980 году была не первая попытка советского правительства принять в столице спортсменов со всего мира. Еще в 50-е годы Москва претендовала на роль хозяйки Олимпиады, и ради этого даже был возведен стадион «Лужники».

Алексей Сазиков, кандидат искусствоведения, ведущий специалист МГХПА им. С. Г. Строганова

А в 1980 году страна готовилась встретить свои первые Олимпийские игры с размахом. Москвичи, оставшиеся в те совсем не жаркие июльские дни в столице, потом долго вспоминали атмосферу олимпийских недель. Москва за несколько дней буквально преобразилась: исчезли толпы приезжих, снующих по столичным магазинам и скупающих все подряд, в самих магазинах появились товары, которые еще недавно трудно было достать. В метро диктор объявлял остановки сначала на русском, а затем на английском языке. По улицам города гуляли группы иностранных гостей. Вопреки ожиданию, их было не так много. Не все пошло гладко: из-за введения советских войск в Афганистан спортсмены и туристы из многих стран на Московскую Олимпиаду просто не приехали.

И все же москвичи в эти дни получили редкую возможность порадоваться чистоте столичных улиц, их праздничной освещенности, отсутствию хулиганов и пьяных. Заботиться о «фасаде» московские власти всегда умели.
Готовиться к проведению игр в Москве начали заранее: решением Мосгорисполкома от 27 февраля 1976 года за номером 470 в соответствии с решением Президиума Совета Министров СССР (протокол заседания от 7 января 1976 года, № 1, п. XXI) было организовано Главное управление по подготовке г. Москвы к проведению XXII Олимпийских игр (Главмосолимпиада).

На Главное управление были возложены функции заказчика по проектированию и строительству всех олимпийских объектов, комплектация и реализация фондов на оборудование, мебель, инвентарь и др.; обеспечение контроля за проектированием и строительством олимпийских объектов; подготовкой их к эксплуатации, а также контроль готовности учреждений культурно-бытового и медицинского назначения, транспорта, торговли и общественного питания.

Приблизительно с того же времени в оформлении города, в витринах магазинов, в экспозициях выставок появляется олимпийская символика — пять цветных переплетенных между собой колец, официальный флаг Международного олимпийского комитета (МОК), который представляет собой белое полотнище без окаймления с расположенными в центре пятью цветными переплетенными кольцами и официальный олимпийский девиз: «Citius, altius, fortius» («Быстрее, выше, сильнее»).

Это была инициатива московских организаций, учреждений и предприятий. Их мотивация понятна — все с нетерпением готовились к долгожданной Олимпиаде. Но, увы, не учли, что порядок использования олимпийской атрибутики строго регламентирован правилами Олимпийской хартии. В частности, там записано: «Национальные олимпийские комитеты (НОК) не могут использовать олимпийский флаг, символ и девиз без специального разрешения МОК, за исключением официального олимпийского дня».

Конечно же, были приняты меры, проведены многочисленные заседания и разъяснительная работа с населением. В частности, был проведен городской двухдневный семинар по вопросам художественного оформления Москвы к Играм XXII Олимпиады, на который были приглашены представители других олимпийских городов — Таллина, Ленинграда, Киева и Минска. С несанкционированным появлением эмблем было покончено.

Но нельзя сказать, что Москва осталась без праздничного олимпийского украшения. Напротив, столица получила небывалое убранство — такое глобальное комплексное решение по оформлению праздничных мероприятий было новшеством не только у нас, но и за рубежом.

Для украшения московских улиц, помимо международной олимпийской символики, специально к Играм XXII Олимпиады был разработан свой фирменный стиль. Он включал в себя официальную эмблему Олимпиады-80, официальный талисман, официальный шрифт и спектр цветов, спортивные пиктограммы и пиктограммы сервиса.

Автором всем хорошо знакомой официальной эмблемы Олимпиады-80 (пять переплетенных колец в основании, и от них с двух сторон вверх устремляются по три стилизованные дорожки стадиона, увенчанные пятиконечной звездой), является тогдашний студент Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского) В. Арсентьев.

Примечательна история ее создания. В стремлении иметь эмблему, выполненную на высоком художественном уровне, Оргкомитет Олимпиады-80 в 1975 году объявил конкурс. Восемь с половиной тысяч авторов — художники, архитекторы, представители самых различных профессий — прислали свои предложения, свыше 26 тысяч эскизов. И не только из Советского Союза, но и из Венгрии, ГДР, Индии, Канады, Кубы, Польши, Мали, ФРГ и Чехословакии. Все предложения были рассмотрены квалифицированным жюри, и предпочтение было отдано эмблеме, разработанной В. Арсентьевым.

Всем миром выбирали и кандидата на официальный талисман Олимпиады-80. Ведущий телевизионной передачи «В мире животных» Василий Песков обратился к зрителям с просьбой высказать свое мнение о том, каким должен быть официальный талисман Олимпиады-80. Это предложение вызвало огромный интерес и вылилось во всенародное обсуждение. Вот что писал позже Песков: «Более 40 тыс. писем пришло из всех уголков нашей страны от людей разного возраста, разных профессий, разной степени знания нашей природы, но очень горячих, заинтересованных писем». Предлагали «кандидатуры» зубра, орла, пчелы, лошади, собаки и даже петуха. Но все же победу одержал медвежонок — 80 % телезрителей отдали ему свои голоса.

А изобразил медвежонка Мишу московский художник, иллюстратор детских книг Виктор Чижиков.
Конечно, эмблема и талисман Олимпиады-80 заняли центральные места в комплексе художественного оформления столицы, но кроме того, нужно было помочь гостям ориентироваться в незнакомом городе. Поэтому всюду появились пиктограммы.

Спортивные пиктограммы разработал московский художник Н. Белков — в то время дипломник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, для которого разработка спортивных пиктограмм стала дипломной работой.

В качестве прототипа он использовал систему пиктограмм, разработанную «зубром» мирового графического дизайна Отлом Айхером для известной фирмы ЭРКО в 1972 году.

А для средств справочно-информационной службы Олимпиады-80 систему графических символов создавал коллектив художников Мастерской прикладной графики Комбината графического искусства МОХФ РСФСР (В. Акопов, М. Аникст, А. Гурков, Г. Дауман, В. Дьяконов, В. Железняков, А. Крюков, В. Мирошин, И. Тихомиров, Б. Трофимов, А. Шумилин). Всего было разработано 224 оригинальных знака сервиса, которые прошли апробацию на патентную чистоту и были утверждены оргкомитетом «Олимпиады-80».

Прежде всего были определены необходимые виды сервиса, предприятия торговли, питания, бытового обслуживания, спортивные сооружения, транспорт и т. д. В соответствии с этим все пиктограммы были разбиты на восемь групп.
Цельность и стилевое единство всей системы позволили идентифицировать знаки как в рамках отдельной группы, так и во всей системе. Например, пиктограммы «блинная», «вареники», «пельмени», «пирожки», «шашлычная», «чебуречная» решались в виде стилизованной поясной фигуры повара, держащего на подносе соответствующее блюдо. Такой же принцип использовался во всех остальных группах. Как правило, фигуры, элементы, используемые в пиктограммах, имели единый характер рисунка и масштаб изображения.

Кроме пиктограмм сервиса, были разработаны графические средства информации. Всюду, где проходили соревнования, в нужных местах были сделаны надписи на трех языках: трибуна, сектор, вход, ложа, ряд, места, буквенные обозначения в соответствии с аккредитацией, типовые указатели. Эти надписи имели единые типоразмеры, цвет и выполнялись официальным шрифтом Олимпиады-80 — гарнитурой «футура медиум» типа «гротеск». Специально для Олимпиады московским художником А. Музановым было разработано кириллическое начертание этого шрифта.
Благодаря использованию единого шрифта, тексты на олимпийскую тематику существенно отличались от других надписей, которых в любом большом городе встречается бесчисленное множество.

Самое большое распространение имели, конечно, писанные тексты, но широко применялись и аппликативные, накладные, объемные — граненые, полуовальные, из полос на ребро, коробчатые и другие варианты букв в текстах. Такое же многообразие приемов использовалось и при изготовлении основы, на которой монтировались буквы. Применялись рейки, решетки, экраны с разнообразной фактурной обработкой.

Кроме того, Всесоюзным научно-исследовательским институтом полиграфии был разработан цветовой спектр, он состоял из шести основных цветов — светло-зеленого, зеленого, голубого, красного, оранжевого и желтого, а также одного дополнительного — золотого. В этой работе приняли участие художники О. Безухов, А. Музанов и В. Кобрин.

Проектировщики и оформители, готовившие Москву к Олимпиаде, стремились решить весь комплекс художественных средств олимпийского оформления в творческой увязке с архитектурной средой города, создать продуманный и цельный ансамбль. Стояла задача органично соединить с олимпийским нарядом столицы все элементы постоянного городского оформления — средства монументальной пропаганды, различные виды художественного оформления (лозунги, панно, плакаты), элементы рекламы (культурно-зрелищной, торговой, бытового и коммунального обслуживания), а также разнообразные средства справочно-информационной службы.

Поэтому самым тщательным образом обследовалась оформляемая территория, учитывались все положительные и отрицательные моменты: с одной стороны — четкость планировки, цельность архитектурной застройки, наличие хороших зон для восприятия, благоприятное освещение, доступность для пешеходов; с другой — запутанность планировки, разнохарактерность и разностильность застройки, наличие нескольких идущих в разных направлениях интенсивных транспортных потоков. Определялись зоны восприятия, выявлялись самые отдаленные точки хорошей видимости и другие аспекты.

Городскую среду «держали» установки с официальной олимпийской эмблематикой, их дополняла архитектура малых форм, установки городской коммуникации и светографическая информация. О полицветии праздничного убранства олимпийской Москвы газета «Правда» писала: «Кажется, над городом поднялась невидимая глазу гигантская призма и, преломив лучи света, разбрызгала повсюду цвета спектра — голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный».
В Олимпийской хартии четко сформулированы правила проведения Олимпиад. Там, в частности, говорится: «На олимпийских территориях запрещаются всякого рода демонстрации и пропаганда политического, религиозного и расового характера.

Реклама запрещена в небе над стадионами и другими местами соревнований, поскольку они являются частью олимпийской территории.

Коммерческие или рекламные установки недопустимы ни на стадионе, ни на других спортивных аренах.
Не допускается никакой рекламы на инвентаре, используемом во время Игр, на форме или номерах спортсменов или официальных лиц: спортсмены и официальные лица не имеют права носить на своей форме ничего, кроме утвержденного МОК изображения флага или эмблемы НОК».

Все это диктовало особый подход к вопросам олимпийского оформления Москвы, которое должно было значительно отличаться от традиционного художественного оформления тех лет, когда политические лозунги встречались по всей Москве на каждом шагу.

В итоге был найден компромисс, выразившийся в стендах и тематических выставках, трубящих о борьбе социалистического государства за мир и дружбу между народами и интернациональных связях советских людей.

В основу многих элементов олимпийского убранства магистралей, площадей и улиц столицы легли слова «Оды спорту» основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена: «О спорт! Ты — мир!..»

В аэропортах и на вокзалах, у входов в гостиницы и стадионы, приезжавших встречали слова приветствий написанные не только на официальных языках Олимпиады — русском, французском и английском, но и на испанском, немецком и арабском: «Добро пожаловать, участники и гости Олимпиады-80!», «Спорт во имя мира и гуманизма!», «Олимпийцы — вестники мира!», «От дружбы в спорте к миру на земле!» и т. п.

В Москве первоочередным объектом оформления стала территория, прилегающая к Олимпийской деревне, и трассы следования участников и гостей Олимпиады. В соответствии с правилами Олимпийской хартии, сама Олимпийская деревня украшаться не должна. Ее оформление составляли лишь флаги МОК, Греции и СССР, официальные государственные флаги стран-участниц, которые поднимались на специальных флаг-штоках по мере прибытия делегаций, а также справочно-информационные стенды, указатели и надписи, облегчавшие ориентирование.

Особым вниманием художников пользовались также места проживания участников и гостей — гостиницы «Москва», «Россия», «Дружба», «Юность», «Интурист», «Националь» и др. Места проживания участников и гостей Олимпиады оформлялись приветственными текстами и декоративными стягами цветов официального спектра. В вестибюлях и холлах гостиниц устраивались выставки, рассказывающие о Москве и ее достопримечательностях, олимпийских спортивных объектах, календаре проведения соревнований…

Большое внимание уделялось оформлению витрин предприятий торговли, общественного питания, бытового коммунального обслуживания и других учреждений общественного назначения. Витрины по сути являются своеобразной постоянно действующей выставкой с непрерывно сменяющейся экспозицией. В экспозицию витрин включаются различные изобразительные элементы — плакаты, фотографии, объемные предметы. Все это позволило в дни Олимпиады использовать витрины широко и разнообразно — от помещения в них олимпийской символики до создания тематических витрин на олимпийскую и спортивную тематику.

Большое внимание было уделено крупным спортивным комплексам, где проходили соревнования по программе Олимпиады. Главным из них, конечно, был Центральный стадион (тогда еще имени В. И. Ленина) в «Лужниках». Здесь на Большой спортивной арене состоялись церемонии открытия и закрытия Игр.

На территориях, прилегающих к спортивным объектам, устанавливались государственные флаги стран участниц соревнований, официальная эмблема Олимпиады-80, талисман Миша со словами «Желаю успеха!», держащий золотую, серебряную, бронзовую медали и букет цветов, или другой вариант — Миша, приглашающий победителя на пьедестал почета, на фронтальной и боковых плоскостях которого размещены пиктограммы по 21 виду спорта. На территориях спортивных комплексов на специальных конструкциях устанавливались пиктограммы тех видов спорта, по которым проходят соревнования на этом стадионе. В оформлении также использовались тематические и декоративные панно, плакаты, типовые декоративные элементы.

Важным компонентом оформления являлись официальный флаг МОК, государственные флаги стран-участниц и флаги международных спортивных федераций. Величина флага, используемого в каждом отдельном случае, предопределялась эскизным проектом и соответствовала характеру и масштабу архитектурного окружения.

Протоколом установлен строгий порядок размещения Олимпийского флага и флагов государств-участников Игр: на крайнем правом месте размещается официальный Олимпийский флаг, затем флаг Греции, далее флаги других государств по русскому алфавиту их названий, а на крайнем левом месте, замыкая ряд, — флаг СССР, страны-организатора Игр.

Были разработаны специальные флагштоки трех типоразмеров — десять, пятнадцать и двадцать метров, с приспособлениями для подъема и спуска флага. Флагштоки устанавливались на шестигранных бетонных основаниях, которые одновременно служили цветочницами.

Были предусмотрены и другие варианты использования официального флага МОК и государственных флагов стран-участниц. Они могли быть рисованными в том случае, когда включались в композицию панно, плаката или экспозицию выставки. Они могли быть выполнены аппликативно и в объемном варианте, но во всех случаях обязательным было строгое соблюдение пропорций флага, его символики и цветового решения.

Кроме официальных флагов, в оформлении города широко использовались флаги расцвечивания, декоративные стяги, вымпелы, флажки небольших размеров. В их цветовом решении широко использовались цвета официального спектра Олимпиады, что придавало площадям и улицам города красочность и нарядность.

Олимпийский символ — пять цветных переплетенных колец — использовался в разных трактовках и пластических решениях. Символ выполнялся способом аппликации или имел объем различной толщины на плоскости, в относе от плоскости, на которой монтировался, или в виде отдельно стоящей установки. Были случаи, когда символ выполнялся в виде сквозного рельефа: в плоскости фона были прорезаны кольца, а под них подкладывали соответствующий фон или размещали подсветку.

Олимпийские кольца подсвечивали прямо и контражуром, иллюминировали газосветом, люминесцентными трубками или лампами накаливания. Но при всем разнообразии вариантов использования строго соблюдались принятые пропорции в построении колец, правильное их расположение и точная цветовая трактовка. По способу исполнения олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее», как и олимпийский символ, был рисованным, аппликативным или объемным. Буквы выполнялись в любом материале по конструктивному решению: квадратные, граненые, заоваленные, изготовленные из полосы или нескольких полос, поставленных на ребро, в любом цвете из официального спектра, иллюминировались газосветными трубками, лампами — люминесцентными или накаливания. Девиз писался на материи, на жесткой основе, накладывался на отдельные экраны, рейки или другую фактурную основу.

Все вышесказанное можно отнести и к официальной эмблеме Олимпиады-80, ее размеру и материалам, принципу трактовки. На открытых пространствах с хорошими зонами кругового обзора устанавливались крупномасштабные объемные отдельно стоящие эмблемы. В других местах, в зависимости от конкретных условий, эмблема была рисованной, аппликативной, накладной, объемной. Была рекомендована цветовая трактовка: красная эмблема на белом фоне, белая — на красном фоне. Исключение могли составлять эмблемы, выполняемые на мягком материале на фоне цветов официального спектра.

Дабы не превратить Олимпийские символы в детали массового типового оформления, не рекомендовалось устанавливать их на небольшого размера площадях, улицах, отдельных зданиях, повторять их слишком часто.
Художником Е. Т. Мигуновым были разработаны варианты олимпийского талисмана, медвежонка Миши, во всех видах спорта олимпийской программы: футболе, боксе, гимнастике и т. д. Оказалось, что возможности использования талисмана практически неограничены. Размещали Мишу всегда продуманно, тщательно выбирая место, определяя размеры, характер исполнения, материал и прочие условия. Олимпийский талисман сослужил хорошую службу, помог внести в оформление Москвы необходимую теплоту и нотки юмора.

Важное место в арсенале оформительских средств занимали плакаты — в полиграфическом исполнении, крупногабаритные рисованные плакаты и тематические панно.

Впечатляющим финалом двухнедельного праздника стала церемония закрытия Олимпиады. «Нам хотелось, — говорил главный режиссер церемонии И. Туманов в интервью газете «Советский спорт», — средствами массового представления рассказать о гостеприимстве советского народа, о массовости нашего спорта, о разнообразии национальных культур, о высоком мастерстве деятелей культуры и спорта, передать ощущение всенародного признания олимпийского движения, олимпийских идеалов». Сочетая на первый взгляд разнородные мотивы — греческую танцевальную классику, русский народный карнавал, хореографические и обрядовые традиции народов союзных республик, формы физкультурных парадов, — большой авторский коллектив во главе с И. Тумановым и главным художником Р. Казачеком создал грандиозный прощальный праздник, впечатливший не только 100 тысяч зрителей, присутствовавших на стадионе «Лужники», но и миллионы телезрителей во всем мире.

Взмыл в небо, помахав лапой, добрый и ласковый Миша, отгремели залпы праздничного салюта, смолкла песня прощания с Олимпиадой, на электронном табло появились последние слова, обращенные к ее участникам и гостям. Игры в Москве закончились…

Количество просмотров: 7237

База знаний

Материаловедение

Энциклопедическая информация обо всех типах материалов, применяемых в производстве рекламы

Теория печати

Необходимая информация для тех, кто производит или заказывает цифровую широкоформатную печать

Вопрос-ответ

Ответы на вопросы, которые можете задать и вы!

Аббревиатура

Расшифровка практически всей аббревиатуры, которая встречается в описании материалов для рекламы

Словарь терминов

Терминология, используемая в рекламной индустрии от «А» до «Я», от «А» до «Z»

Другие публикации раздела

Смотреть все публикации


Праздничное убранство Москвы в дни коронации 1896-го года

16 февраля 2016

История наружной рекламы

В 2016 году исполняется 120 лет со дня коронации последнего российского монарха. В связи с этой памятной датой предлагаю сегодня вспомнить, как выглядело праздничное убранство Москвы в эти дни, а помогут нам в этом сохранившиеся коронационные альбомы.

История рекламы на больших наружных экранах

03 августа 2015

История наружной рекламы

Зачастую, когда речь заходит о первородстве электронного информатора ЭЛИН — первого в мире наружного видеоэкрана, приходится сталкиваться с недоумением. Неужели в Америке и Японии ничего подобного не существовало? Не может такого быть! Чтобы разобраться с этим вопросом, попробуем проследить историю возникновения и развития рекламы на больших наружных экранах.

Экран на Новом Арбате

13 июля 2015

История наружной рекламы

В декабре 2012 г. Правительством Москвы было принято постановление, утверждающее новые правила установки и эксплуатации рекламных конструкций. Согласно новым правилам в городе была запрещена эксплуатация любых светодиодных экранов — по мнению инспекторов ГИБДД демонстрируемые на них ролики отвлекают внимание водителей. Тем не менее, Москва не осталась без современных цифровых носителей рекламы, на смену экранам пришли медиафасады, главное отличие которых от светодиодных экранов заключается в том, что они являются «прозрачными» конструкциями, будучи размещенными на фасаде здания, медиафасады не препятствуют попаданию дневного света в помещения. Осталось загадкой, почему изображения передаваемые на экранах отвлекают внимание водителей, а будучи показанными на медиафасадах – нет. Ведь новые требования к качеству рекламных роликов, демонстрация статичных изображений взамен динамичных видеосюжетов, могли быть с тем же успехом воплощены и на видеоэкранах.

История новогоднего оформления Москвы

23 декабря 2013

История наружной рекламы

Накануне больших праздников Москва превращается в город «красоты неописуемой». В Новый год вся эта «красотища» приобретает особо ярко выраженные лапидарные формы: монстрообразные Деды Морозы со Снегурками, летающие и пляшущие снеговики и совершенно исключительного «дизайна» новогодние елки оккупируют почитай все площади столицы.

«Быстрее, выше, сильнее, вместе» и кадры со «спящим» Путиным. В Пекине прошла церемония открытия Зимних Олимпийских игр

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Олимпийские кольца появились из виртуального блока льда

В Пекине завершилась церемония открытия Олимпийских игр, которые называют наиболее противоречивыми за последние десятилетия. Помимо жестких коронавирусных ограничений, предстоящие соревнования пройдут в условиях политической напряженности из-за многочисленных обвинений КНР в нарушении прав мусульман-уйгуров в Синьцзяне.

Пекин станет первым городом, который принимал у себя как летнюю (в 2008 году), так и зимнюю Олимпиады.

  • Необычный хоккей, дуэль лыжников и много политики. Семь интриг Олимпиады в Пекине
  • Коронавирус в мире: 232 заразившихся в олимпийском Пекине; в Тонга вместе с помощью привезли вирус

Церемония открытия прошла на Национальном стадионе (известном как «Птичье гнездо»), который вмещает 80 тысяч зрителей. Этот же стадион был центральной площадкой во время проведения летних Игр в 2008 году.

Трибуны на соревнованиях из-за пандемии были заполнены только на 30%. Власти Китая отказались от открытой продажи билетов на Игры.

Церемония открытия Олимпийских игр прошла под лозунгом «Быстрее, выше, сильнее, вместе». Олимпийские кольца появились из виртуального куска льда. Над стадионом был дан праздничный фейерверк с логотипом колец.

Автор фото, JEWEL SAMAD/AFP

Подпись к фото,

Российские спортсмены вышли под эмблемой Олимпийского комитета России

Состав команд разных стран, вышедших поприветствовать зрителей, заметно отличался по количеству. В сборной Португалии было всего три спортсмена, а вот команда США в составе 224 человек стала самой многочисленной на этих играх.

Российские спортсмены вышли под эмблемой Олимпийского комитета России, поскольку из-за допингового скандала Россия по-прежнему не может использовать свой флаг и гимн.

Председатель КНР Си Цзиньпин объявил об официальном открытии Игр. На церемонии также присутствовал президент России Владимир Путин, а лидеры США, Британии, Австралии и Канады объявили Китаю дипломатический бойкот из-за нарушения прав уйгуров в Синьцзяне. В знак протеста на церемонии открытия не присутствовали правительственные делегации ряда стран, тем не менее спортсмены этих стран примут участие в соревнованиях.

«Спящий» Путин и украинские спортсмены

В соцсетях во время открытия Олимпиады разошлось видео, на котором кадры выходящей на арену стадиона «Птичье гнездо» сборной Украины перемежались видео с сидящим в кресле в одиночестве с закрытыми глазами президентом России Владимиром Путиным.

Это были кадры прямого эфира открытия игр, чаще всего авторы постов ссылаются на трансляцию американской телекомпании NBC News.

Некоторые комментаторы посчитали, что Путин демонстративно притворился спящим или действительно заснул во время выхода украинской сборной, однако потом российский президент все же открыл глаза и начал наблюдать за спортсменами. Фото и видео широко разошлись в соцсетях.

«Я просто закрою глаза и притворюсь, что их не существует»: российский президент, когда сборная Украины выходит на церемонию открытия Олимпийских игр», — написала в «Твиттере» журналист Ольга Токарюк.

На церемонии открытия также присутствовали глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Автор фото, Costfoto/Future Publishing

Подпись к фото,

Возле стадиона прошел салют, посвященный открытию Олимпийских игр

В представлении, посвященном открытию Олимпиады, участвовали около трех тысяч артистов: одна из тем выступления была посвящена защите окружающей среды.

Автор фото, ANTONIN THUILLIER/AFP

Подпись к фото,

В церемонии открытия приняли участие около трех тысяч артистов

Китай называет эти игры «зелеными», но многие критики ставят под сомнение это утверждение, поскольку соревнования проходят в одном из самых засушливых мест в стране и почти полностью на искусственном снегу.

Система «пузыря» и тесты на коронавирус

Существуют также опасения относительно слежки за иностранными спортсменами со стороны китайских властей во время Олимпиады. В качестве меры предосторожности британская олимпийская ассоциация предоставила своим спортсменам временные телефоны для пользования в Китае.

Автор фото, An Lingjun/CHINASPORTS/VCG

Подпись к фото,

На церемонию открытия приехал президент России Владимир Путин

Страны переживают за судьбу своих атлетов в случае, если те выразят протест происходящему в стране в той или иной форме.

Ранее британский лыжник Гас Кенворси заявил в интервью Би-би-си, что не намерен молчать, и что ни одна страна в мире не должна принимать у себя Олимпийские игры, если она нарушает права человека.

В четверг около 500 тибетцев вышли на марш возле штаб-квартиры Международного олимпийского комитета в Лозанне. Они держали плакаты с надписями: «Остановить нарушения прав человека в Тибете» и «Позорные игры».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Команда китайских спортсменов

Чтобы минимизировать риск распространения Covid-19, в Китае разработали так называемую систему «пузыря». Все, кто прибыл на Олимпиаду, могут перемещаться только в пределах «замкнутого круга» — в него входят аэропорты, места проведения соревнований и тренировок, а также олимпийские деревни.

Тысячи атлетов, волонтеров и рядовых сотрудников игр должны ежедневно сдавать тест на коронавирус и носить маски.

Несмотря на введенные меры предосторожности, еще до начала соревнований внутри «пузыря» было обнаружено около 300 случаев заражения коронавирусом. Германия заявила, что у шести спортсменов ее команды был выявлен положительный результат теста по прилету в Пекин.

Движение за бойкот Берлинской Олимпиады 1936 года

  • Цитировать страницу