История олимпийского движения: История Олимпийского движения — Учреждение образования Белорусский государственный университет физической культуры

История олимпийского движения, как средство формирования положительного отношения учащихся к физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

© Баршай В.М.*, Кривсун С.Н.4

Педагогический институт Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

В системе физической куньтуры олимпийское движение, занимает особое положение, заключающееся в популяризации идей пропагандирующих представления о человеке, сильном, волевом, всесторонне развитом. Формирует у учащихся понимание и оценку человеческой природы, представлений об «идеале» воспитания и развития человека, модель поведения, связанную с занятиями физической культурой, развитием телесных и нравственных качеств.

Проблемы физического образования подрастающего поколения, стоят в ряду важнейших социальных и государственных задач и находятся под пристальным вниманием специалистов физической культуры, которые призваны исправить это положение путем повышения качества образования в рамках учебного предмета «физическая культура», формирования мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Одной из наиболее важных составляющих образовательной системы является ступень общего образования, когда образовательно-воспитательный эффект в развитии школьников наиболее ощутимы, когда закладываются основы для интеллектуального, физического, духовно-нравственного и профессионального совершенствования человека на последующих этапах жизнедеятельности. В этих условиях обновление в работе общеобразовательной школы становится необходимым в достижении качества физкультурного образования. Приобретение человеком полноценного образования в области физической культуры, в школьном возрасте является залогом формирования физически культурной, здоровой личности и нации в целом.

Если в этом возрасте не обеспечивается необходимый уровень образованности и интереса к физической культуре, то вероятность заполнения этого пробела в следующие годы минимальна. Именно из-за нерешенности проблемы обеспечения полноценного образования в сфере физической культуры в эти годы, ее место в системе культурных ценностей людей до сих пор не соответствует ее предназначению. Очевидно, что будут выигрывать в экономическом и культурном потенциале те страны мирового

* Заведующий кафедрой Теоретических основ физического воспитания, к.п.н., профессор.

* Старший преподаватель кафедры Теоретических основ физического воспитания.

сообщества, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.

Физическая культура в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие. Теоретико-методические основы и содержание этой системы традиционно ориентированны на подготовку подрастающего поколения к определенным условиям жизни [10]. Воспитание всесторонне развитой личности — одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества и именно на это должно быть направленно современное физкультурное образование.

Физическая культура — одно из важнейших средств формирования человека как личности. Различные средства физической культуры вызывают не только существенные физиологические изменения в организме человека, но и формируют нравственные убеждения, привычки личности, что первоначально отражается на воспитании положительного отношения учащихся к физической культуре, а в последствии на формировании здорового образа жизни.

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Однако по мере становления систем физического образования, физическая культура становилась базовым фактором не только формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, но и происходит осмысление сущности физической культуры и спорта на основе интегрального освоения ценностного потенциала, закладывающей основы физического и духовного здоровья.

Ведущие специалисты в области педагогики физической культуры (В.К. Бальсевич [1], М.Я. Виленский [2], Железняк Ю.Д., В.М. Минбула-тов [3], Л.И. Лубышева [4], В.И. Лях [5, 6], Ю.М. Николаев [7], В.Т. Чичи-кин [11] и другие) указывают на низкую эффективность интеллектуальной составляющей физического образования учащихся.

Очевидно, что образовательные возможности физкультурных занятий не используются в полной мере. Большинство из выше названных ученых отмечает, что теоретические аспекты практически не входят в целенаправленную деятельность учителей физической культуры. Ведущими педагогами осознается необходимость преодоления фрагментарного подхода, связанного только с развитием двигательных способностей школьников, который не дает ощутимых результатов физического образования.

Эффективность образования школьников в области физической культуры необходимо повышать в процессе увеличения объема предлагаемых теоретических сведений, адаптации их к восприятию и сведение их в целенаправленную систему.

Полученные в школьном возрасте знания истории и теории физической культуры и спорта закладывают базу для обучения в средних’-специальных и высших учебных заведениях, для самостоятельных занятий физическими упражнениями, ценностного отношения к собственному здоровью и развития положительного отношения к занятиям физической культурой.

Одним из средств формирования положительного отношения учащихся к физической культуре является приобщение школьников к истории олимпийского движения, так как в системе физической культуры олимпийское движение занимает особое положение. В идеи олимпийского движения заложены взаимопонимание и дружба, добрая воля и мир, запрет дискриминации по расовым и религиозным признакам, политическим мотивам.

Олимпийское движение — это сложная система, в которой нашло отражение экономическое развитие, политические отношения, культурные традиции, научные открытия и что на наш взгляд наиболее важно собственная система общечеловеческих ценностей [8].

Философия олимпийского движения на сегодняшний день предполагает соединение спорта с культурой и образованием, воспитание положительного отношения подрастающего поколения к занятиям физической культурой, формирование ценностей здорового образа жизни. Идеи олимпийского движения способствуют построению мира путем воспитания средствами физической культуры в атмосфере взаимопонимания, честных соревнований, идеалах сотрудничества и партнерства.

История олимпийского движения как одно из средств физической культуры решает основные задачи в процессе формирования положительного отношения учащихся к физической культуре:

Образовательная — анализ истоков олимпийского движения, с одновременной исторической рефлексией, осмысление основных понятий, концептуальных основ занятий физической культурой, представление идей, концепций, ценностных ориентиров физической культуры их роли в формировании здорового образа жизни. Систематическое расширение и углубление специальных знаний составляет главное содержание умственной деятельности в процессе физического образования [9].

Воспитательная — примеры побед на олимпийских соревнованиях, проявление человеческих характеров как основа для воспитания и самовоспитания личности. Формирование познавательной активности, устойчивого интереса, инициативы на занятиях, культуры общения в учебной и игровой деятельности, развитие эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Оздоровительная — на примере жизни и спортивной деятельности участников и победителей олимпийских игр, формируется положительное отношение учащихся к физической культуре, бережного отношения к собственному здоровью.

Олимпийское движение пропагандируют представления о человеке, сильном, волевом, всесторонне развитом. Ведь не случайно победителя олимпийских игр в Древней Греции называли «олимпионик» (связанным с богиней победы Никой) и сравнивали с богами, называя «малый бог» и устанавливая скульптуры, рядом с божественными.

История олимпийского движения формирует у учащихся понимания и оценку человеческой природы, представлений об «идеале» воспитания и развития человека, модель поведения, связанную с занятиями физической культурой и спортом, развитием телесных и нравственных качеств, мировоззренческих основ.

Таким образом, использование истории олимпийского движение как одного из средств физической культуры можно рассматривать как одно из направлений формирования ценностных установок и ориентиров положительного отношения, учащихся к занятиям физической культурой.

В процессе приобщения учащихся к истории олимпийского движения происходит глубокое освоение достижений физической культуры, формируются ценности, цели, сознательного и активного отношения к занятиям физической культурой, особые интеллектуальные способности (к рефлексии, пониманию и мышлению) как техник, необходимых для оценки своего состояния и выяснения его адекватности возникающим ситуациям жизнедеятельности.

Формирование интереса к занятиям физической культурой для всех учащихся должны рассматриваться педагогами как необходимые инвестиции в будущее общества. Так как они оказывают положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное развитие учащихся, способствуют социологизации личности.

Список литературы:

1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания здорового образа жизни человека // Теория и практика физ. культуры. — 1990. — № 1.

2. Виленский М.Я. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». — издание официальное / Министерство образования РФ. — М., — 2000. — С. 5-18.

3. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов — М.: Академия, 2004. — 272 с.

4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 11-17.

5. Лях В.И., Копылов Ю.А., Малыхина М.В., Проточенко Т.А., Полянская Н.В. Физическое воспитание для общеобразовательной школы: со-

стояние, перспективы и пути реализации // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 9. — 49 с.

6. Лях В.И., Кофман Л.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся У-1Х классов общеобразовательной школы. — М., 1992. — 32 с.

7. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования [Текст] / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. -2004. — № 7. — С. 2-11.

8. Ратнер А. МОК: проблемы и решения // Физическая культура в школе. — 2004. — № 2. — С. 65-67.

9. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В.А. Ядов. — Самара, 1995.

10. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности / А.Г. Харчев. — М.: Политиздат, 1990. — С. 17.

11. Чичикин В.Т. Проблемы содержания физкультурного образования. // Теория и практика физ. культуры. — 1994. — № 12. — С. 25-27.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В БОУ ОО «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

© Сулейменов В.Н.*, Лапшина И.Н.*, Мартыненко Е.А. *, Волошина Е.А.*

Медицинский колледж, г. Омск

Система физкультурно-спортивной работы в колледже Омской области «Медицинский колледж» (БОУ ОО «МК») направлена па решение ряда задач — обеспечение должного уровня развития студентов, формирование потребности в физическом самосовершенствовании, формирование интереса к физкуньтурно-спортивной деятельности, через которую в полной мере, возможно, реализовать культурный потенциал личности студента.

Какова педагогическая схема для решения указанных задач? Для построения схемы важно дать определение понятия «Физическое воспитание». Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей и формирование их фи-

* Преподаватель физического воспитания.

* Руководитель физического воспитания.

» Преподаватель физического воспитания.

* Преподаватель физического воспитания.

Возрождение Олимпийских игр — OLYMPS.RU

О происхождении Олимпийских игр нам известно лишь из древнегреческих мифов. В сказаниях упоминается, что в Олимпии на Пелопоннесе с 776 г. до н. э. проходили игры, которые представляли собой не только спортивный, но и религиозный праздник, и по преданию были учреждены самим Гераклом.

С приходом христианства, Олимпийские игры стали рассматриваться как проявление язычества, и в 393 году н. э. были запрещены римским императором Феодосием I. Окончательно олимпийская идея никуда не исчезла и нашла своё проявление в будущем. В начале семнадцатого века в Англии, а немногим позднее во Франции и Греции, несколько раз проходили небольшие соревнования, носившие название «олимпийские». Ну а предтечами современных Игр можно считать «Олимпии» 1859-1888 годов.

В 1766 году в греческой Олимпии проводились раскопки, в результате которых были обнаружены различные сооружения храмового и спортивного характера. В 1875 раскопки продолжили немцы, и довольно быстро желание возродить Олимпийскую идею распространилось по Европе. Именно тому времени принадлежит цитата одного, ставшего впоследствии знаменитым, француза: «Германия раскопала то, что осталось от древней Олимпии. Почему Франция не может восстановить старое величие?». Был этим французом, не кто иной, как барон Пьер де Кубертен. С помощью проведения подобных соревнований он рассчитывал усилить французскую армию, потерпевшую тогда поражение в Франко-прусской войне 1870-1871 гг., сделав полем битвы Олимпийскую арену, на которой могли мериться силами спортсмены со всего мира.