Содержание
Халипова Елена Вячеславовна — пользователь, сотрудник
отправить сообщение
МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере, декан, с 6 июля 2011
доктор юридических наук
профессор по специальности № 12.00.02
Соавторы:
Керимов А.Д.,
Алешковский И.А.,
Змеев В.А.,
Красинский В.В.,
Татунц С.А.,
Чумаков А.Н.,
Шестова Т.Л.
9 статей, 1 книга, 7 докладов на конференциях, 1 членство в диссертационном совете, 1 диссертация, 17 дипломных работ, 1 учебный курс
IstinaResearcherID (IRID): 9063078
Деятельность
Статьи в журналах
-
2020
Идея демократии в содержании современной правовой идеологии на национальном и межгосударственном уровне
Халипова Е. В.
в журнале Государство и право, издательство Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук (Москва), № 2, с. 69-78
-
-
2019
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ (в соавторстве с Керимов А.Д.)
Халипова Е.В.
в журнале Российский журнал правовых исследований, издательство Керимов Александр Джангирович (Москва), том 6, № 3 (20), с. 62-65
-
-
2018
О государственном суверенитете и грядущем порядке
Керимов А. Д.,
Халипова Е.В.
в журнале Российский журнал правовых исследований, издательство Керимов Александр Джангирович (Москва), № 1
-
-
2018
Рецензия на монографию профессора кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя, д.ю.н., профессора Клименко Алексея Ивановича «Правовая идеология современного политически организованного общества»
Халипова Е.В.
в журнале Вопросы российского и международного права, № 8 № 9А
-
-
2017
рецензия на монографию В. В. Красинского “Защита государственного суверенитета”
Керимов А.Д.,
Халипова Е.В.
в журнале Государство и право, издательство Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук (Москва), № 11, с. 121-122
-
-
2016
Об общегосударственном комплексе мер по противодействию проникновению на территорию Российской Федерации участников международных террористических организаций и вовлечению российских граждан в террористическую деятельность за рубежом
Керимов А. Д.,
Халипова Е.В.,
Красинский В.В.
в журнале Российский журнал правовых исследований, издательство Керимов Александр Джангирович (Москва), № 2, с. 178-186
-
-
2015
Зло и преступность: нравственное и правовое измерение
Керимов А.Д.,
Халипова Е.В.
в журнале Российский журнал правовых исследований, издательство Керимов Александр Джангирович (Москва), № 2 (3), с. 234-234
-
-
2013
К вопросу об итогах и перспективах конституционно-правового развития России
Халипова Е. В.
в журнале Право и образование, № 11
-
-
2012
ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЫДЕЛЕНИЕ ЛИШЬ ТРЁХ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?
Керимов А.Д.,
Халипова Е.В.
в журнале Политика и общество, издательство Nota bene (М.), № 3(87), с. 42-48
-
Книги
- 2012
Международные отношения и глобалистика. Пособие для абитуриентов МГУ имени М.В. Ломоносова и МГИМО (У) МИД России. (Учебное пособие)
Алешковский И.А.,
Змеев В.А.,
Татунц С.А.,
Чумаков А.Н.,
Халипова Е.В.,
Шестова Т.Л.
место издания МАКС-Пресс Москва, 44 с.
- 2012
Доклады на конференциях
- 2021
Культурные символы как национальный бренд (на примере республики Корея).
(Устный)
- Автор:
Халипова Е.В.
ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2021, секция «КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ», Москва, Россия, 23 апреля 2021
- 2021
- 2020
«Изменение потребления культурного контента в эпоху пандемии»
(Устный)
- Автор:
Халипова Е. В.
Корейко-Российский международный форум культурного обмена, Республика Корея, Россия, Корея, Республика, 4-5 декабря 2020
- 2020
- 2019
Социокультурное проектирование и развитие территорий: состояние, актуальные проблемы и перспективы.
(Устный)
- Автор:
Халипова Е.В.
«Ломоносовские чтения — 2019». Секция «Культурная политика и управление в гуманитарной сфере», Москва, МГУ, Россия, 21-22 апреля 2019
- 2019
- 2018
Культурное сотрудничество России и Республики Корея: итоги и перспективы
(Устный)
- Автор:
Халипова Е. В.
Ломоносовские чтения, Секция «Культурная политика и управление в гуманитарной сфере», МГУ, Россия, 27 апреля 2018
- 2018
- 2017
Будущее и задачи корейско-российских отношений в сфере культуры и искусства
(Устный)
- Автор:
Халипова Е.В.
30 лет корейско-российских контактов в сфере культуры и искусства, Республика Корея, г. Сеул, Сеульский кибернетический университет, Корея, Республика, 24 октября 2017
- 2017
- 2017
Театральное образование в России: состояние и перспективы
(Устный)
- Автор:
Халипова Е. В.
Ломоносовские чтения — 2017, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 17-26 апреля 2017
- 2017
- 2016
Инновационные подходы в подготовке продюсеров и менеджеров для сферы культуры
(Устный)
- Автор:
Халипова Е.В.
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2016». Секция «Культурная политика и управление в гуманитарной сфере», МГУ , Россия, 27 апреля 2016
- 2016
Членство в диссертационных советах
-
5 июля 2019 — 28 декабря 2020
МГУ. 12.06, МГУ имени М.В. Ломоносова, Юридический факультет
- 12.00.14 — Административное право; административный процесс (юрид. науки)
- Действующие члены совета:
Авакьян С.А.,
Пешин Н.Л.,
Шахрай С.М.,
Троицкая А.А.,
Агапов А.Б.,
Богданова Н.А.,
Брежнев О.В.,
Варламова А.Н.,
Ишеков К.А.,
Кокурина О.Ю.,
Колюшин Е.И.,
Крохина Ю.А.,
Кряжков В.А.,
Лебедев В.А.,
Лексин И.В.,
Мамитова Н.В.,
Овчарова Е. В.,
Северин В.А.,
Тедеев А.А.,
Тимофеев Н.С.,
Шевердяев С.Н.,
Ястребов О.А.
-
Диссертация
- 1999
Конституционно-правовые основы интеллектуальной собственности
- Докторская диссертация по специальности 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право (юрид. науки)
- Автор:
Халипова Е.В., д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете
при МГУ имени М.В. Ломоносова
- 1999
Руководство дипломными работами
- 2022
Организация и проведение фестивалей для детей (на примере «Фестиваля детского танца «Светлана»)
- Научный руководитель:
Халипова Е. В.
- Автор: Захарова С.Ю.
(Магистр)
- 2022
- 2022
«Анализ коммерческой Эффективности театров»
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Окороков М.Д.
(Магистр)
- 2022
- 2020
«Российская киноиндустрия: управленческие решения по выпуску и продвижению контента».
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Шумская Ю.С.
(Магистр)
- 2020
- 2019
Особенности управления государственными бюджетными учреждениями культуры -театрами г. Москвы
- Научный руководитель:
Халипова Е. В.
- Автор: Попова А.Г.
(Магистр)
- 2019
- 2019
Менеджмент перевозок предметов искусства и его проблемы
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Броше Э.К.
(Бакалавр)
- 2019
- 2019
Менеджмент государственных бюджетных учреждений спортивной подготовки: состояние, проблемы, тенденции.
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Зайцева О.А.
(Магистр)
- 2019
- 2018
Особенности управления музыкальными театрами (на примере большого театра России)
- Научный руководитель:
Халипова Е. В.
- Автор: Гурбанова С.Р.
(Бакалавр)
- 2018
- 2018
Организация и проведение международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Шадрина Д.В.
(Магистр)
- 2018
- 2017
Подготовка спортсменов сборной команды России по фигурному катанию на коньках к ХХII Олимпийским зимним играм 2014 г. в г. Сочи: организационно- управленческий аспект
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Волосожар Т.А.
(Магистр)
- 2017
- 2017
Организация и проведение фестиваля искусств на примере фестиваля «Созвездие — Молодых»
- Научный руководитель:
Халипова Е. В.
- Автор: Цилибина А.В.
(Магистр)
- 2017
- 2016
Управление спортивной федерацией (на примере союза биатлонистов России)
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Черезов И.Ю.
(Магистр)
- 2016
- 2016
Технология организации физкультурно-спортивного клуба (на примере физкультурно-спортивного клуба банковской организации)
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Великая С.А.
(Магистр)
- 2016
- 2016
Система управления учреждениями культуры (на примере города Москвы)
- Научный руководитель:
Халипова Е. В.
- Автор: Просяник В.И.
(Магистр)
- 2016
- 2016
Организация и проведение соревнований (на примере Чемпионата мира по фехтованию 2007 г.)
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Якименко А.А.
(Магистр)
- 2016
- 2016
Менеджмент в детских спортивных школах: состояние, проблемы, тенденции развития (на примере школы Е. Замолодчиковой)
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Замолодчикова Е.М.
(Магистр)
- 2016
- 2014
Оценка эффективности управления музейным комплексом (на примере ГМИИ имени А. С.Пушкина)
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Хромов К.Р.
(Магистр)
- 2014
- 2014
Особенности современного музейного менеджмента (на примере Театрального музея имени А.А.Бахрушина)
- Научный руководитель:
Халипова Е.В.
- Автор: Терехова А.В.
(Магистр)
- 2014
Авторство учебных курсов
- 2018
Власть, политика и государство в мировой истории
- Автор:
Халипова Е.В.
- 2018
Всякое знание нуждается в практике – Учительская газета
Елена Халипова – декан Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета МГУ им. М.В.Ломоносова), доктор социологических наук, доктор юридических наук, профессор. Ее выпускники становятся менеджерами в культуре и спорте, музейном и галерейном деле, продюсерами. Благодаря в том числе и их труду в России выходят и будут выходить новые фильмы, пресс-показы, организуются выставки, театральные постановки, концерты, фестивали, проводятся спортивные соревнования. Факультету всего 11 лет, но его важность для современного российского образования очевидна.
– Елена Вячеславовна, вашему факультету, Высшей школе культурной политики и управления в гуманитарной сфере, в этом году исполнилось 11 лет. Как он появился, как развивается, удалось ли достичь поставленных целей?
– Наш факультет молодой, существует с 2011 года, и по сравнению с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, который готовится отметить 270‑летие в 2025 году, мы еще очень юные. В последние годы многие новые факультеты стали называться высшими школами, в том числе и наш. Цель факультета – подготовка специалистов в гуманитарной сфере, но если сказать точнее, то мы готовим управленцев для сферы культуры и спорта – людей с хорошим фундаментальным университетским образованием и при этом знающих современные практики, использующих инновационный подход к управлению.
Перед нами стояла задача создать особенный факультет, для преподавания на котором будут привлечены лучшие силы. Эта цель достигнута: у нас преподают лучшие эксперты, лидеры отрасли, как в сфере культуры, так и спорта.
Мы готовим продюсеров по специальности «продюсерство» по двум специализациям. Например, выпускники с дипломом по специализации «продюсер исполнительных искусств» становятся театральными и концертными продюсерами. В этом учебном году, осенью, была утверждена вторая специализация – «продюсер кино и телевидения». Научный руководитель факультета – заведующий кафедрой государственного управления в сфере культуры и спорта Михаил Ефимович Швыдкой, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, профессор, доктор искусствоведения. Михаил Ефимович – знаковая фигура в российской культуре, человек энциклопедических знаний. Мы рады, что он заведует нашей кафедрой, на постоянной основе читает лекции по культурной политике и международному сотрудничеству, истории театра. Он находит возможность на общественных началах быть научным руководителем факультета, поддерживать его, помогать в выработке стратегии развития.
– На вашем факультете есть множество интересных программ: «Менеджмент в культуре», «Музейный и галерейный менеджмент», «Менеджмент в спорте»… Два года назад у вас открылась программа «Менеджмент политических и социокультурных проектов». В чем ее особенность?
– В рамках этой программы большой упор делается на социокультурное проектирование и вопросы, связанные с региональным развитием. Сейчас тема развития регионов звучит все чаще и чаще, это очень важное направление во внутренней политике России. Наша программа посвящена, в частности, и решению таких вопросов, как определение стратегии развития того или иного региона, брендинг и маркетинг территории.
– Много ли студентов решают посвятить жизнь развитию родных регионов?
– У нас достаточно камерный факультет – до 400 человек. По-другому и быть не может, ведь подготовка специалистов такого рода – работа штучная. У нас индивидуальный подход к развитию студента: мы выстраиваем траекторию его развития, учитывая помимо прочего глобальные события мирового масштаба. К нам на учебу приезжают студенты со всей страны. Мы очень надеемся, что после получения дипломов они внесут вклад в развитие родных регионов.
– Как факультет пережил пандемию?
– Пандемия внесла определенные корректировки во многие сферы общественной жизни, в том числе и в образование. Речь идет о дистанционном формате обучения. Традиционно мы, педагоги и администрация, знаем каждого студента не только в лицо, но и его творческие, а также профессиональные интересы. Во время пандемии мы часто знакомились со студентами заочно, вместо лиц на мониторе видели только темные окна. Эти трудности были у всех, и мы будем их преодолевать как при организации учебного процесса, так и во внеучебной работе на факультете, которая у нас очень активная.
– Давайте поподробнее поговорим про учебную и внеучебную деятельность. Начнем с учебы. В чем ее специфика?
– Прежде всего хочу сказать, что Московский государственный университет – это лучший российский университет, один из лучших университетов мира, который дает фундаментальное академическое образование. Это было очень важно всегда, но особенно в наше время. У нас есть много возможностей, так, например, мы учим на продюсеров по собственному стандарту, опираясь на стандарт, утвержденный на федеральном уровне по специальности «продюсерство». В отличие от федерального наш стандарт предполагает не пятилетнее, а шестилетнее образование. Это удлиняет срок обучения, но зато нашему студенту, который впоследствии будет трудиться в сфере культуры, создаются дополнительные возможности для его профессиональной подготовки.
– Погружение ваших студентов в мир культуры – одна из главных задач факультета?
– Да, мы считаем, что без культуры студенту сложно достичь уровня, необходимого для реализации себя в данной сфере. Хочется отметить, что наш стандарт и учебный план насыщены предметами по истории культуры даже в большей степени, чем в других российских творческих вузах, готовящих студентов по специальности «продюсерство».
– Что дают такие обширные фундаментальные знания?
– Понимание специфики и особенностей, знание исторических и культурных процессов, происходящих как в нашей стране, так и в странах, с которыми активно сотрудничает Россия, в частности в странах Востока. Отмечу, что во время приезда на Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова в Москву нескольких театров из Китая, в том числе и замечательной Пекинской оперы, наши студенты проходили практику на этом мероприятии, работали в качестве волонтеров-стажеров. Мы получили благодарность и положительные отзывы от руководителей Чеховского фестиваля в том числе и потому, что наши студенты, зная особенности тех стран, откуда прибыли гости фестиваля, их историю, традиции, литературу, кинематограф и театр, смогли наладить межкультурную коммуникацию и помочь в проведении одного из лучших театральных фестивалей страны.
Наши студенты изучают множество экономических дисциплин, ведь любому управленцу в сферах культуры и спорта необходимо понимание, что такое современная экономика. Руководитель должен хорошо разбираться в финансовых вопросах и реалиях современной экономики. У нас очень сильные блоки управленческих и правовых дисциплин.
– Часто ли студенты используют такие знания на практике?
– Концепция образования на факультете включает в себя один из важнейших тезисов – практико-ориентированное образование, которое заключается не только в том, что практику проходят все студенты начиная с первого курса, но и в том, что в университете на протяжении всего обучения проводятся практические курсы. Когда есть возможность, мы подключаем ребят к различным проектам и организации мероприятий. Например, когда проходят различные чемпионаты, наши студенты принимают в них участие в качестве волонтеров-стажеров. Также мы отправляли студентов на двухнедельную практику в Пушкинский музей, где они приняли участие в организации выставок и в реальности примерили на себя роли организаторов, продюсеров. Таких примеров много. И эти стажировки засчитываются как практический курс с последующей защитой и зачетом.
– Студенты сами находят места для практики?
– Нет, поиском мест для практики и договоренностями с учреждениями культуры и спортивными организациями мы занимаемся сами. Это очень трудоемкий процесс, но за время существования факультета нам удалось создать систему, благодаря которой наши студенты могут пройти практику в более чем пятидесяти театрах Москвы, на более чем десяти телевизионных каналах, в двадцати музеях и галереях, на спортивных аренах, в клубах и федерациях. Мы стараемся каждую крупицу переданного студентам знания подкрепить практическими мероприятиями.
– Встречаются ли студенты с известными профессионалами, мастерами своего дела?
– Да, мы уделяем большое внимание такому формату. Как раз сейчас, в июне, наш факультет в рамках практики для студентов организует ряд лекций, встреч и мастер-классов в рамках факультетского проекта «Задай вопрос лидеру культуры и спорта», в ходе которых студенты могут вживую пообщаться с выдающимися деятелями культуры и спорта, успешными топ-менеджерами и талантливыми руководителями. В частности, уже выступили и будут выступать Михаил Аркадьевич Брызгалов, генеральный директор Российского национального музея музыки, Сергей Николаевич Жданкин, заместитель генерального директора по операционным вопросам АО ФК «Динамо-Москва», Алексей Константинович Левыкин, директор Государственного исторического музея, Сергей Данилян, руководитель продюсерского отдела Большого театра, автор сценариев, продюсер кинокомпании «Марс Медиа» Татьяна Ярмак, российский боксер, чемпион Олимпийских игр 2020 года Альберт Батыргазиев, генеральный продюсер кинокомпании «Марс Медиа» Рубен Дишдишян, журналист и телеведущий Иван Кудрявцев, директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В.Щусева Елизавета Лихачева, издатель, главный редактор театрального издательства «Навона» Елена Эрикссен и многие другие.
– Что для вашего факультета значит отказ от Болонской системы?
– Очевидно, что это изменение коснется не только нашего факультета, а всей российской системы образования. Это вопрос очень сложный и глубокий. Помимо некоторых преимуществ, в числе которых было признание диплома за рубежом, Болонская система обладает и спорными сторонами. Например, в ее рамках бакалавры-негуманитарии могут получить в магистратуре высшее гуманитарное образование, отучившись два года, а этого времени зачастую недостаточно, для того чтобы подготовить управленца в культуре, в музейном или галерейном деле. В то же время бакалавру-гуманитарию трудно за два года стать магистром в математике. И это логично.
Очень важно не просто отказаться от Болонской системы, но и создать собственную национальную систему высшего образования, о чем недавно сказал министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков. Очень правильной является точка зрения ректора МГУ имени М.В.Ломоносова академика Виктора Антоновича Садовничего о том, что после выхода из Болонской системы бакалавриат в России можно сохранить для ряда направлений и иностранных студентов.
У нас на факультете студенты получают комплексное образование, многие дисциплины преподаются как спортивным менеджерам, так и продюсерам, менеджерам в культуре, поэтому всем выпускникам мы даем лучшее фундаментальное современное образование в стенах Московского университета.