Артамонова евгения: Я всегда стремилась к большему

Я всегда стремилась к большему


— Ваш послужной список может стать предметом белой зависти для любого спортсмена. И хотя главные ваши достижения связаны с «Уралочкой» и национальной командой, тем не менее вы оставили заметный след и в зарубежном волейболе. Что вас побудило отправиться играть за границу?


— Это решение мы принимали вместе с Николаем Васильевичем Кар-полем. Наша страна переживала тогда тяжелые времена, все менялось непредсказуемо, чемпионат тоже разваливался, в общем, перспективы не вызывали оптимизма. А я была молода, хотела набраться опыта, посмотреть мир. К тому же понимала, что мои зарубежные контракты могут помочь родному клубу в борьбе за выживание.


— Евгения, у вас могло быть одним титулом больше. Имею в виду чемпионат Италии-2000/2001, который вы отыграли за клуб «Капосуд», выигравший финальную серию, но по формальным причинам лишенный «скудетто». Я вспомнил об этом не в связи с тем скандальным эпизодом, а потому, что команда из Реджио-Калабрии была первой, в которой заявил о себе на высоком уровне Джованни Капрара. Можно ли объяснить ваше приглашение в сборную России тем, что ее главный тренер хорошо вас знает по прежней работе?


— Разве что частично. В той команде, кстати, кроме меня играла и Ольга Поташова, тоже входившая


в сборную России. Видимо, сейчас моя игра отвечает требованиям Ка-прары. Я долго восстанавливалась после серьёзной травмы спины, которую получила на чемпионате Европы 2003 года. Хотя играть я могла, но не в полную силу, не на уровне нагрузок российского чемпионата. Поэтому, во избежание рецидива травмы, «Уралочка» отпустила меня на несколько сезонов в японский клуб «Такефуджи» и швейцарский «Волеро». А там, сами понимаете, не тот уровень, чтобы демонстрировать все свои возможности.


 


— Вы — одна из немногих волейболисток, если вообще не единственная в своем роде, умудрившаяся надолго сохранить, несмотря ни на какие коллизии, верность клубу, который вас воспитал. Сейчас в разных командах Суперлиги можно насчитать порядка двух десятков игроков, прошедших школу « Уралочки». Но из ее «старожилов» лишь Артамонова может и сегодня назвать ее «родной». Итак, что же вас заставило вернуться в отчий дом?


 


— Во-первых, желание помочь «Уралочке» в критическое для нее время. Я никогда не теряла связи с клубом, которому обязана очень многим. Не только тем, что здесь меня научили играть и открыли путь в большой спорт, но и в самом широком жизненном смысле. Я благодарна в первую очередь Николаю Васильевичу, заменившему мне отца, который оставил семью, когда мне было всего два года. И мне было не просто обидно — почти физически больно — наблюдать со стороны, как любимая команда бьется за выживание. Так что год назад, когда Карполь позвал меня обратно, не колебалась ни секунды.


 


Другая, не менее важная, причина заключалась в том, что возвращение в российский чемпионат давало шанс вернуться и в сборную. А значит — попасть на очередную мою Олимпиаду.


 


— С какой целью? Ради того, чтобы установить рекорд, стать первой волейболисткой — участницей пяти Олимпийских игр подряд?


 


— Нет, конечно. Рекорд не самоцель. Для меня каждая Олимпиада — это ключевой момент в жизни, этап становления. Не только в плане профессиональном. Когда мы в Барселоне, выступая еще под флагом СНГ, стали вторыми, мне, семнадцатилетней, самой молодой в команде, это показалось почти триумфом. Восемь лет спустя, в Сиднее, мы вернулись на пьедестал практически тем же составом, в котором потерпели поражение в Атланте. Для кого-то это был реванш, повод для восторга… Я же всегда стремилась к большему.


 


— Шансы подняться выше у нашей команды были как никогда велики в Афинах-2004. Но… Кое-кто из журналистов, раздосадованных очередным «серебром», тогда заметил, что, сыграй Артамонова, капитан команды, в финале против китаянок хотя бы вполсилы, стоять бы нашей сборной на верхней ступени пьедестала.


 


— Тогда я только восстанавливалась после травмы, так что ничем, к сожалению, команде помочь не могла. Разве что словом, со скамейки запасных. Карполь предпочел не рисковать и выпускал меня на площадку лишь эпизодически. Поэтому та Олимпиада лично для меня — с точки зрения самореализации — оказалась самой неудачной.


 


— Если сравнить ту команду с нынешней, чьи шансы вам кажутся предпочтительнее?


 


— Об этом судить сложно. Состав в основном тот же самый. Разве что опыта кто-то добавил. Но то же можно сказать и о соперницах. В любом случае борьба предстоит тяжелая. А выиграет та сборная, игроки которой сумеют сохранить запас прочности, сил физических и моральных, для решающих моментов. Надеюсь, это удастся именно нам.


 


— Хотя с большинством игроков нынешнего состава вы давно знакомы, а с некоторыми уже выступали в сборной раньше, значит ли это, что адаптация в команде не представляет для вас проблемы? (Мы беседовали вскоре после того, как команда впервые собралась на базе в Новогорске. — Е.М.).


 


— Есть еще немало вопросов, на которые мне предстоит найти ответы. Хотя бы потому, что у меня был большой перерыв выступлений за сборную. Это особый коллектив, мало чем напоминающий клубный. Со своим уставом, режимом, стилем взаимоотношений с главным тренером. Раньше, когда сборной руководил Карполь, а «Уралочка» была ее базовой командой, переход из одного качества в другое давался проще. Я заранее знала, что и как надо делать, могла себе позволить не забивать голову лишними вопросами. А сейчас как бы снова почувствовала себя дебютанткой.


 


— Что и как надо делать в компании мастеров, вы, судя по всему, начали понимать еще в 16 лет, когда завоевали с «Уралочкой» свое первое «золото» чемпионата. А еще через 16 лет помогли той же команде вернуться на пьедестал. Не возникло ли за эти годы чувство пресыщенности волейболом?


 


— Ни малейшего. Я еще поиграю. Сколько, точно сказать не могу. Пока не пропадет интерес к игре и позволит здоровье.

 


— А травму, кстати, удалось залечить?


 


— К сожалению, не до конца. Эта проблема осталась на всю жизнь. Стараюсь с помощью специальных упражнений поддерживать рабочее состояние. Но абсолютных гарантий, что рецидив не повторится, увы, нет.


 


— Какое впечатление оставил наш чемпионат?


 


— Самое благоприятное. Значительно обострилась конкуренция. Не было известно заранее, кто выиграет, а кто замкнет Суперлигу. В отличие от времен единоличного лидерства «Уралочки» с ее подавляющим преимуществом над соперницами.


 


— Третье место некогда непобедимой «Уралочки» вас удовлетворило?


 


— Вполне. Я, по крайней мере, старалась сделать максимум для общего успеха. Но достигнут он, естественно, усилиями всей команды. Включая молодых волейболисток Машу Белобородову и Сашу Па-сынкову, сумевших здорово прибавить за короткий срок. Очень сильно провела сезон наша связующая Марина Шешенина, благодаря чему сумела вернуться в сборную. Мы не преувеличивали, но и не преуменьшали своих возможностей. И целенаправленно шли к поставленной цели — бронзовым медалям.


 


— Имея такой огромный опыт, вы решали на площадке лишь свои задачи или брали на себя функции играющего тренера?


 


— Тренера — вряд ли, но диспетчера — регулярно. Даже не советами или указаниями (современная молодежь слишком самонадеянна, чтобы следовать чужим советам), сколько своей работой, желанием помочь партнерам сориентироваться в игровом пространстве.


 


— Сами-то уже знаете, чем займетесь после финиша спортивной карьеры?


 


— Еще нет. Стараюсь пока об этом не думать. Единственное, о чем могу сказать с уверенностью: на одном ребенке мы с мужем останавливаться не намерены. Так что буду растить детей. А там — посмотрим.

 


Необходимое дополнение


 


При нашем разговоре присутствовал Джет — сын Евгении Артамоновой. Точнее, участвовал в нем. Хотя в свои два с половиной года малыш еще не дорос до понимания серьезности обсуждаемых взрослыми тем, но вполне созрел, чтобы постоянно атаковать маму собственными вопросами. К слову, его имя созвучно английскому jet (реактивный самолет) и вполне отвечает динамичному характеру мальчика. Когда я, зажмурившись, представил свою собеседницу в окружении целой «эскадрильи», то понял, что от безделья она застрахована более чем надежно. Кончилось тем, что появившийся на горизонте папа увел сына на прогулку. Пользуясь случаем, представлю и главу семейства.


 


Американец Джеремая Эстес (эта фамилия значится на игровой форме Евгении) вернулся в «Уралочку» вместе с женой, чтобы продолжить работать ассистентом главного тренера. Альянс с Карполем он заключил после 0лимпиады—2000, где входил в состав тренерского штаба сборной США. Решение поработать в российском клубе для уроженца Гавайев, сына японца и американки, принималось с учетом не только профессионального, но и личного интереса. К тому времени Джеремая уже обратил внимание на нашу волейбольную звезду. Бывший игрок команды университета в Лонг-Биче, одной из лучших в США, а потом и ее тренер, к тому же получивший опыт работы с национальной сборной, он пришел к выводу, что будущее волейбола связано в Европой. Для себя лично он лишь упрочил эту связь браком с одной из лучших европейских волейболисток. Эстес с огромным пиететом относится к Карполю, считая его одним из ведущих специалистов в мире. Характерно, что в ходе нашей беседы он употреблял по отношению к наставнику «Уралочки» слово teacher (учитель), а не coach (тренер). По его мнению, эта профессия подразумевает не только знание, но и призвание. На вопрос о будущем своей супруги Джеремая ответил неопределенно: «Выбор целиком зависит от Евгении. Она с одинаковым успехом может работать как с молодыми игроками, так и с профессионалами высокого класса. Или не работать вообще, посвятив себя воспитанию детей. Пусть сама решает, что ей интереснее».

Памяти Евгения Артамонова — Музыкальное обозрение

Его называют великим, непревзойденным, уникальным Мастером. Корифеем и гуру всех настройщиков. Настройщиком от Бога. Человеком-эпохой.

В 22 года, в 1960-м, Евгений Артамонов, работавший на фабрике «Лира», попал на стажировку в Московскую консерваторию, и работал здесь 60 лет. Настраивал рояли для всех (вряд ли были исключения) лучших пианистов СССР и России, и знаменитых гастролеров, выступавших в Большом зале консерватории. Ему доверяли свои инструменты Рихтер и Гилельс: в Москве – дома и в БЗК, и на гастролях.

Он готовил рояли для Григория Соколова, Михаила Плетнева, Евгения Кисина, Владимира Виардо, Владимира Фельцмана, Андрея Гаврилова и десятков других выдающихся пианистов, для участников Конкурсов имени Чайковского…

«Первым большим пианистом, которому я приглянулся и чье признание получил, был Эмиль Гилельс, очень требовательный и высокообразованный человек, – рассказывал Евгений Артамонов в интервью М.Э. Брокановой газете Bechstein News (пер. с нем. В.А. Клопова). Есть два типа пианистов: одни точно знают, чего они хотят от рояля (таким был Гилельс), другие что-то хотят, но не знают, чего именно. Тогда все зависит от успеха пианиста. Если он концертом доволен, он говорит, что рояль был великолепен. Если нет…

С Рихтером поначалу было сложно. После того, как я понял, какая должна быть для него подготовка рояля, отношения стали легче. Рихтер умел быстро приспособиться к роялю. Он редко пробовал инструмент заранее, просто выходил на сцену и садился за ранее совсем незнакомый ему инструмент. Это осложняло мою задачу. Я готовил рояль, но результат моей работы я мог оценить только во время концерта. Иногда я предупреждал Рихтера: Инструмент плохой. Посмотрим, отвечал он, начинал играть, и я слышал совсем другой рояль. Рихтер вставал и говорил: Евгений, он совсем не так плох».

В 1986-1988 Евгений Артамонов сопровождал Святослава Рихтера в двух его турне по СССР:

«Рихтер ненавидел поезда и самолеты. Он предпочитал автомобиль и всегда садился на переднее сиденье. <…> Он играл во всех городах, где можно было раздобыть что-то похожее на рояль. Маршрут путешествия он прокладывал сам: мы садились перед большой картой, словно на заседании Генерального штаба <…> привлекательность этого путешествия состояла именно в том, чтобы выступать там, где он еще ни разу не играл. Никогда не было возможности знать заранее, каким будет рояль, на котором Рихтер должен будет играть. Часто маэстро сразу же после концерта посылал меня в следующий по плану город, и я за ночь готовил для него очередной рояль.

Однажды, сразу по прибытии в небольшой городок в Казахстане я поспешил в местный театр и на сцене увидел рояль Москва. Обе его педали аккуратно лежали в сторонке на полу, а коробка лиры вовсе отсутствовала. Меня чуть удар не хватил. Возможно, недостающее лежало где-нибудь среди закулисного хлама? Под грудой ветоши я обнаружил разбитую коробку. Теперь надо было найти столяра. Но у него кроме хвойной древесины, из которой лиру не сделаешь, ничего не было. Может, у тебя стул есть? Да… Мы отпилили ему одну ножку, изготовили из нее недостающие части, и к концерту все было готово».

«Хорошие фортепианные мастера есть и будут. Музыканты находят, что в моей настройке есть какой-то особый шарм. Но сам я никогда не бываю доволен».

Евгения Артамонова Эстес — Международный зал славы волейбола

Евгения Артамонова Эстес

Родился: 17 июля 1975 г. в Екатеринбурге, Россия
Зарегистрирован: 2018 г.
Страна: Россия
Категория: Женщины в помещении

БИОГРАФИЯ

Россиянка Евгения Артамонова Эстес — женщина эпохи Возрождения, которая установила рекорды, которые, возможно, никогда не будут побиты, за время своей выдающейся волейбольной карьеры по всему миру.

Евгения опережала свое время на волейбольной площадке не только в мастерстве, но и в том возрасте, в котором она покорила спорт. Она дебютировала в сборной в 1991 году в возрасте 16 лет и помогла Советскому Союзу завоевать бронзу на чемпионате мира FIVB. Год спустя она участвовала в своих первых из шести последовательных Олимпийских игр, став единственной волейболисткой в ​​помещении, добившейся такого подвига.

Евгения тренировалась под руководством легендарного тренера Зала славы волейбола 2009 года Николая Карполя. Один из первых уроков, которые Евгения усвоила в своей волейбольной карьере, был простым: «Нельзя просто поехать на Олимпиаду, чтобы принять участие, но всегда нужно стремиться раскрыть потенциал своей команды». — А для России это означало медали.

Евгения помогла Объединенной сборной бывшего Советского Союза завоевать серебро на своей первой Олимпиаде в Барселоне в 1992 году. Она добавила еще две серебряные медали на Играх 2000 года в Сиднее и Играх 2004 года в Афинах. Всего Евгения была в составе на 35 матчей Олимпийских игр.

Среди других достижений Евгении три бронзовые медали на чемпионатах мира FIVB в 1994, 1998 и 2002 годах с Россией. Она взяла серебро на чемпионате мира FIVB 1999 года. Евгения завоевала девять медалей ежегодного Гран-при мира ФИВБ, в том числе восемь лет подряд из 19С 96 по 2003 год. За этот восьмилетний период Россия выиграла золото Мирового Гран-при в 1997, 1999 и 2002 годах, а также три серебра и две бронзы.

Россия выиграла четыре чемпионата Европы с Евгенией в составе, начиная с 1993 года, включая 1997, 1999 и 2001 годы. Мировой Гран-при. Евгения также была отмечена как лучший игрок Европы в 1998.

Игра Евгении позволила ей объездить весь мир, чтобы играть в профессиональный волейбол, завоевывая титулы чемпионов в пяти разных странах. Она трижды играла за российскую «Уралочку Екатеринбург», в результате чего завоевала 10 национальных титулов под руководством тренера, занесенного в Международный зал славы волейбола 2009 года Николая Карполя. За свою карьеру она также выступала за японские Toyobo и Takefuji Bamboo, турецкую Eczacibasi, итальянскую Reggio Calabria и швейцарскую Volero Zurich.

На родине Евгения отмечена двумя престижными наградами. Кавалер ордена Дружбы и Заслуженный мастер спорта России.

Несмотря на все свои достижения, Евгения по большей части смогла разделить работу и семейную жизнь. Она сказала, что ее награды и другие сувениры находятся в доме ее матери, говоря: «Дом есть дом, а работа есть работа».

Теперь у Евгении общие корни в родной стране и в США. Она вышла замуж за американца Джери Эстес, который 12 лет провел в России в качестве тренера своей клубной команды и сборной России. Джери также была помощником тренера женской сборной США на Олимпийских играх 2000 года. В настоящее время пара проживает в Соединенных Штатах, где они владеют волейбольной фабрикой, которая занимается обучением, инструктажем и оценкой волейбола в районе Лос-Анджелеса.

За ее легендарную и долгую карьеру на высшем уровне мы гордимся тем, что Евгения Артамонова Эстес включена в Международный зал славы волейбола как игрок в закрытых помещениях.

ВЫПУСК 2018 ГОДА

Евгения Артамонова

Евгения Артамонова

Личные рекорды

Оборудование Приседания Скамья Становая тяга Всего Точки
Необработанный 110,2 242,5
Обертки 209,4 562,1 310,82

Результаты конкурса

Место ФРС Дата Местоположение Конкурс Подразделение Эпоха Экипировать Класс Вес Приседания Скамья Становая тяга Всего Точки
ДК ВРПФ 25.