Александр савичев: Фотограф АЛЕКСАНДР САВИЧЕВ (ALEKSANDR SAVICHEV)

Содержание

как экскурсовод из Сысерти открыл музей на старом заводе — Архитекторы.рф

Этот текст — рассказ участника программы Архитекторы.рф Александра Савичева о том, как он своими руками создал музей на бывшем металлургическом заводе в Сысерти. Прежде чем вы перейдёте к чтению, мы с Сашей хотим напомнить, что ударение в названии этого города падает на второй слог. Итак, добро пожаловать в Сысéрть!

Старый Сысертский завод. Слева — бывший доменный цех. Справа — бывший мартеновский цех 1894 года постройки, где и находится музей. Александр Савичев арендует помещения у частных владельцев комплекса.

Об экспозиции

Музей на Старом Сысертском заводе я открыл в 2020 году. Первыми экспонатами стали вещи, которые мы с волонтёрами находили на территории завода во время субботников. Тогда же у нас прокладывали новые инженерные коммуникации, и пока работал трактор, я стоял над канавой и высматривал, что там лежит. Нашёл ядра XVIII-XIX веков, разные чугунные детали и крепежи. Так что основа коллекции — это предметы, которые производил сам завод.

Со временем народ прознал, что я собираю такие вещи. Например, откопает человек в огороде кучу кованых гвоздей — приносит мне. У кого-то в сараях хранились старые стиральные машины, теперь они тоже в музее. Получилась неплохая коллекция этих машин, я называю её коллекцией ретро-тачек. Там стоят двигатели, которые выпускались на нашем предприятии в советские годы, когда оно называлось «Сысертский электротехнический завод».

Часть экспозиции музея. Вывеска «Родина» составлена из старых букв, найденных на чердаке цеха. Её собрали волонтёры по проекту дизайнера Александра Ивлева, а лампочки помогла установить компания МТС.

Сам по себе Старый Сысертский завод — это два пустых здания и несколько небольших строений. «Кирпич XIX века с крышей», как говорится. Мой музей занимает несколько помещений в корпусе мартеновского цеха, примерно 110 квадратных метров. В начале мая мы начали расширять экспозицию — до 330 квадратных метров.

О рождении музея

Любопытно, что история музея начинается с программы Архитекторы. рф. В 2018 году Женя Волков, выпускник первого потока, выступал с личным проектом про наш завод. Он рассказывал, что есть такое предприятие, что подобралась интересная команда, есть общественник, есть предприниматель, есть глава городского округа — и вот сейчас все пойдёт-поедет. Женя тогда предложил реставратору Наринэ Тютчевой провести воркшоп на заводе, и в 2019 году она действительно приехала к нам с Ре-школой. Появилась концепция развития завода, стал формироваться креативно-развлекательный кластер. Я в этом участвовал как эксперт и экскурсовод-краевед, потом год учился у Наринэ и в итоге запустил «Музей на заводе». С тех пор кластером занимается проект «Лето на заводе», а я отвечаю за историю локации, за её сохранение и популяризацию. Мы работаем в соседних помещениях в одном здании.

Александр Савичев показывает портрет Георга Вильгельма де Геннина, одного из основоположников металлургической промышленности на Урале.

Участники третьего потока программы тоже приезжали в Сысерть. Я проводил экскурсии, показывал завод. Один из выпускников, Михаил Малашенко, сейчас готовит к выпуску журнал про разных лидеров мнений — и там будет раздел про меня и музей.

Теперь я и сам учусь на программе, вот так всё закольцевалось. 

Об аудитории

Я занимаюсь экскурсиями уже восьмой год. Ко мне приезжают люди из Екатеринбурга, Челябинской области, Перми, Курганской области, Тюмени. Иногда — в формате больших мероприятий или через туроператоров. Например, начинается Уральская индустриальная биеннале современного искусства, и мне везут экспертов из Москвы, из Санкт-Петербурга. Короче говоря, в музей приезжают со всех краев.

Я стараюсь, чтобы музей был интересен молодежи. Если проект нравится молодым людям, то и всем остальным тоже будет интересно. Например, у меня все экспонаты можно трогать руками: эта контактность очень важна для детей, для школьников. Взрослые на них смотрят и тоже начинают взаимодействовать с предметами. Главное, чтобы в карман ничего не положили! Но за этим я слежу.

О дополненной реальности

Дореволюционных станков на заводе нет: их все сдали на металлолом в 1930-х годах. Потом здесь работал электротехнический завод, его распродали уже в девяностых и начале двухтысячных. Поэтому я решил с помощью дополненной реальности воссоздать эти механизмы — в реальных размерах и на тех же местах, где они когда-то стояли.

В прошлом году с помощью краудфандинга я собрал деньги на мартеновскую печь XIX века, она располагалась в центре цеха. Потом выиграл грант для физических лиц от Росмолодежи на создание новых моделей. Сейчас мы запускаем ещё несколько «допреальностей», так что всего будет семь махин Старого Сысертского завода.

Модель мартеновской печи я загрузил на сайт музея, и каждый может «поставить» её прямо у себя в комнате и рассмотреть через смартфон или планшет. Главное, чтобы на гаджете был сканер LiDAR.

О команде

Пока «Музей на заводе» — это личный проект, но с огромной поддержкой с разных сторон. Например, моя жена — журналист и редактор, она помогает с текстами, с сайтом. Ещё на заводе есть охранник, я его называю Хранитель Серёга. Он часто приносит экспонаты и помогает в строительных работах. Ребята, которые делали дизайн-код Екатеринбурга, помогли с брендингом музея. То есть люди видят, что у меня глаз горит, что получается хорошо, — и вовлекаются в работу.

Александр Савичев и волонтёры — участники проекта «Полезно путешествуй». Сентябрь 2020 года

В перспективе я хочу открыть некоммерческую организацию, чтобы институализировать всю эту историю. Тогда уже появится и постоянная команда. 

О работе педагогом

Свой музей я считаю некоммерческим проектом. Как бы я ни старался проводить платные экскурсии, я всё равно не заработаю на этом миллионы. Наоборот, я продвигаю идею, что музей — народный.

Конечно, у меня есть работа, которая приносит деньги и стаж. С 2014 года я работаю в Центре внешкольной работы, это бывший Дом пионеров. Сначала у меня был краеведческий кружок, а последние годы я занимаю должность методиста. Провожу школьные конференции, работаю с педагогами, учу детей любить Сысерть. У меня очень грамотный директор, Алла Соломеина, она разрешает совмещать работу и практику на заводе.

Одна из ответственностей методиста — курировать школьные музеи в городском округе. В этом очень помогает опыт, который я получаю в «Музее на заводе». Одно дело, когда ты нашёл чей-то кейс и раскладываешь его на составляющие. И совсем другое, когда сам создал проект и набиваешь на нём шишки, а потом делишься собственным опытом.

О новой экспозиции

Сейчас мы расширяемся, летом я открываю новую экспозицию. Это будет большая коллекция, которую я собирал полтора года.

В идеале я хочу сделать экспозицию в виде технологического цикла. Завод металлургический, то есть на нем из руды делали железо, а из железа — металлическую продукцию. На экскурсиях я увидел, что люди не понимают, как это происходило. Даже не знают, как выглядит руда, когда её только-только находят. Поэтому появилась идея поэтапно показать каждый шаг производства — как в XIX веке из камешка появлялся готовый металлический предмет.

Также в планах разбить экспозицию на две части. Первый раздел — металлургический завод, который работал с 1732 года по 1920-е. Второй — электротехнический завод, с 1956-го по 2004-й. Покажу две жизни Сысертского завода.

Ещё у меня наконец появится фондохранилище. Это тоже важный шаг к правильному музею.

О реставрации здания

Пока «Музей на заводе» имеет сезонный формат. Зимой территорию вокруг цеха заваливает снегом по пояс, и чистить его каждый день нереально. В здании толстые стены, и в холодное время года оно превращается в склеп. К тому же у 70% цеха нет крыши, её украли в 2016 году.

Недавно мы вместе с «Летом на заводе» подали заявку на новый грант Благотворительного фонда Владимира Потанина — «Индустриальный эксперимент». Прямо сейчас мы ждём результаты конкурса, надеемся на победу.

С помощью гранта мы смогли бы законсервировать все помещения мартеновского цеха, все 2200 квадратных метров. Закрыть оконные, дверные и воротные проемы, вернуть крышу. И тогда можно будет «захватить» всё здание целиком, сделать внутри хорошее освещение и перейти на круглогодичный режим работы. Это уже совсем другой уровень. В общем, планов много, будем двигаться поэтапно. Прямо сейчас на сайте фонда «Внимание» идёт сбор на техническое обследование здания, без которого мы в любом случае не сможем начать правильную реставрацию.

Новости музея публикуются в Телеграме и ВКонтакте.

Записаться на экскурсию Александра Савичева можно по телефону +79022686249 или в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассниках или Телеграме.

Иллюстрации предоставлены Александром Савичевым.

Как «Саша из Сысерти» нашёл свою скрепу

В конце апреля на территории старого Сысертского завода группа молодых людей провела субботник, который организовал член Свердловского областного отделения РГО Александр Савичев. Вместе со своей командой он преобразовывает бывший завод в музей.

Александру Савичеву 27 лет. По образованию — архитектор, преподаватель географии и специалист по сохранению культурного наследия. По призванию — краевед. Он родился в Подмосковье, но ребёнком с родителями переехал в Сысерть. Этот небольшой городок (чуть более 20 тыс. жителей) в 40 км от Екатеринбурга Александр считает своей настоящей малой родиной.

Основная работа Савичева — Центр внешкольной работы Сысертского городского округа. Одновременно является основателем Бюро экскурсий «Узнай Сысерть». Александр представляется: «Я — Саша из Сысерти». Он любит её так, что заражает своей любовью всех, кого ведёт по городу реальным или виртуальным маршрутом.

Александр Савичев на заводе. Фото: Вадим Осипов

Сысерть будто припрятана от суеты. Здесь хорошо дышится — вокруг густые сосновые леса, пологие горы, каменоломни и водоёмы. Именно здесь родился Павел Бажов — автор знаменитой книги сказов «Малахитовая шкатулка». Его имя для уральцев — бренд. Это своего рода культурный код, сохранивший в себе историю, географию, язык, этнические особенности и особый социально-экономический уклад, непохожий на то, что было в остальной России XVIII–XIX веков.

А еще Сысерть интересна своими памятниками архитектуры. Все они относятся к XVIII–XIX векам. Среди них главный (и по статусу тоже) — чугуноплавильный железоделательный завод, построенный горным генералом Вилимом Генниным в 1732 году. За три века своего существования он много раз менял конфигурацию. С 1759 по 1912 год заводом владела династия заводчиков Турчаниновых-Соломирских. В 1812-м на Сысертском заводе впервые в России была освоена полировка ядер и картечи, установлены машины для их обработки. В начале XX века заводом владели англичане. Здесь проходили одни из первых стачек рабочих. В разные годы тут производились детали для иностранных тракторов, типографские машины и станки для обувных фабрик. В советское время завод именовался «Электротехнический завод» и стал известен производством роторов-двигателей для стиральных машин «Урал», «Исеть», «Малютка», «Сибирь».

Сегодня от заводских корпусов, которые сохраняют облик XIX века, остались только доменный и мартеновские цеха, мастерские, руины магазина-ярмарки и несколько подсобных зданий.

Старый завод. Фото: Вадим Осипов

Ещё в детстве я узнал из книжки, что в историческом центре Сысерти два века назад стояли копии античных скульптур, били фонтаны, а в местных оранжереях выращивали ананасы, — рассказывает Александр Савичев. — Стал искать материал о городе: чертежи, истории, фотографии. Оказалось, что Сысерть была похожа на маленький Санкт-Петербург! Таковым его делали заводовладельцы Турчаниновы-Соломирские. Когда стал взрослым, мне захотелось сохранить и восстановить хотя бы частичку того мира. В первую очередь — старый завод в память о всех жителях Сысерти, работавших в этих цехах, и в память о самих заводчиках.

Мечта Александра — сделать завод вторым после Бажова брендом Сысерти. Тем более что они буквально идут рука об руку в истории и культуре. Здесь работал и отец знаменитого писателя, и многие прототипы героев сказов. О фактах жизни писателя на малой родине Савичев рассказывает в своей книге «Бажов Сысертский», изданной в 2018 году.

На исторических и краеведческих исследованиях Александр основывает свои авторские туристические маршруты по Сысерти. За без малого семь лет он провёл 629 экскурсий, на которых побывало 8889 человек. Всего же в его арсенале 17 вариаций маршрутов. Это обзорные экскурсии по городу и бажовским местам, знакомство с архитектурным достоянием Сысерти и подземными ходами усадьбы Турчаниновых. В городе находится фарфоровый завод, издавна известный своими изделиями и ручной росписью посуды. Здесь есть что посмотреть и о чём рассказать. А гости Сысерти, впрочем, как и местные, очень любят слушать Савичева. Его экскурсии — это не заученный текст из путеводителя, а своего рода конферанс, где на главную идею работает всё: шутки, фольклор, антураж и артефакты. Человек не просто прослушал лекцию, а прожил маленькую жизнь.

Первая экспозиция в доменном цехе. Фото: Вадим Осипов

Осенью 2020 года я исполнил одну свою мечту взял в аренду помещение на первом этаже мартеновского цеха и вместе с жителями города, волонтёрами, бизнесменами, своими друзьями и семьёй устроил там музей — музей Сысертского завода, рассказывает Александр. Внутри не типичная музейная экспозиция, а аутентичное пространство с сотней уникальных экспонатов: железом, кирпичами, пушечными ядрами, артефактами рабочих завода разных веков.

Каждый, кто побывал здесь, чувствует прикосновение к прошлому. Удивительное ощущение, когда ты осознаёшь, что в этом помещении и сто, и двести лет до тебя работали люди. Они жили в другой Сысерти, но символы и знаки её живы до сих пор.  

Уральская скрепа. Фото: Вадим Осипов

Символ Сысертского завода-музея уральская скрепа, продолжает Александр. Это восьмёрка, которую сысертские мастера кузнечного дела вручную заворачивали на концах стальных прутов, скрепляющих полутораметровые стены завода.  В одиночку кузнец не мог «скрепить» стены. Ему обязательно нужна была помощь товарищей…

То, чем занимается Савичев, по-научному называется сохранением, а теперь уже и созданием «локальной идентичности». Александр и его единомышленники по всей России выявляют ценности конкретной территории — района, города, области. Прежде всего, такие ценности выражены в архитектуре, ландшафте, предметах быта. Но могут быть и нематериальными знаками «особости».

Рабочие завода. Фото: Вадим Осипов

Самый банальный вопрос (он же, как правило, самый актуальный): где взять средства на свои мечты?

Во-первых, хорошие идеи способны привлекать ресурсы. Летом 2020 года автономная некоммерческая организация «Агентство развития Сысерти» выиграла президентский грант на благоустройство территории завода и проведение фестиваля «Лето на заводе». Благодаря мероприятию о Сысерти узнали в стране.

Во-вторых, Савичев активно использует краудфандинг. Это работает! В 2018 году он таким способом собрал средства на свою книгу «Архитектурное достояние Сысерти», которая уже сегодня является раритетом. А буквально на днях собрал средства на издание уже новой книги. «49 историй Сысертского завода-музея» — о прошлом, настоящем и будущем предприятия. Идея книги родилась во время разбора старого архива электротехнического завода, который мог просто оказаться на свалке.

В-третьих, у увлечённых людей есть ресурс необъяснимого личного обаяния. Накануне майских праздников на завод приехали волонтёры из разных городов Урала и России. Представители разных профессий и студенты вузов, они выбрали для себя Савичева и Сысерть в рамках гранта, который реализуется командой проекта «Культурный патруль» Центра молодёжного туризма Москвы.

Волонтеры с артефактами. Фото: Вадим Осипов

 Подобные волонтёрские акции центр проводит в двадцати городах России, говорит Александр.  А поскольку я стараюсь участвовать во всех организациях, чтобы привлечь к Сысерти внимание и ресурсы, то и вхожу  в «Культурный патруль». И вот там в качестве маленького города,  нуждающегося в помощи волонтёров, предложил Сысерть. Первый такой десант высаживался на завод в сентябре, когда мы с другими волонтёрами сделали первую экспозицию. Сейчас начинаем второй сезон. К концу июня планируем переделать экспозицию и зайти в большое помещение на тысячу квадратных метров. Наша цель — осваивать площади и музеифицировать их.

Волонтёры переносят в здание цеха артефакты, которыми поделились жители города, поддерживающие идею создания музея. Сохранность некоторых экспонатов оставляет желать лучшего. Но Александра это не смущает. Вот, например, старинные резные наличники, изрядно пострадавшие от времени. Ну и что? Савичев намерен их использовать для экспозиции «Окно в историю». Эти наличники будут обрамлять фотографии старого завода, чтобы посетитель мог «увидеть» его в окно. Александр за креативный подход во всём. И ещё ему важно, чтобы музей был максимально доступным для людей. Так что правило «не трогать руками» здесь не работает…

Наталья Паэгле

 

HD обои: девушка, фотограф, фотография, гимнастка, Александр Савичев

девушка, фотограф, фотография, гимнастка, Александр Савичев, HD обои

Скачать оригинал: 2048x1552px

  • девушка
  • фотограф
  • фотография
  • гимнастка
  • Александр Савичев
  • один человек
  • фасад здания
  • архитектура
  • полная длина
  • встроенная конструкция
  • стоя
  • город
  • взрослый
  • молодой взрослый
  • Внешний вид офисного здания
  • корпус
  • женщин
  • образ жизни
  • молодых женщин
  • реальных людей
  • досуг
  • баланс
  • красивая женщина
  • городской пейзаж
  • небоскреб

Информация об оригинальных обоях:

Размер: 2048x1552px

Размер файла: 666,27 КБ

Разрешение: 1080P
WallpaperFlare — это открытая платформа, на которой пользователи могут делиться своими любимыми обоями. Загружая эти обои, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и Политикой конфиденциальности. Это изображение предназначено только для личного использования в качестве обоев для рабочего стола. Если вы являетесь автором и обнаружите, что это изображение используется без вашего разрешения, сообщите о нарушении DMCA, пожалуйста, свяжитесь с нами

Скачать на ваш экран

Кадрировать обои онлайн

Изменить размер обоев онлайн:

Еще HD обои

Выберите разрешение и загрузите эти обои

Загрузите эти обои для рабочего стола ПК и ноутбука (включая разрешения 720P, 1080P, 2K, 4K, для обычных ПК и ноутбуков HP, Lenovo, Dell, Asus, Acer):

  • 1366×768
  • 1920×1080
  • 1440×900
  • 1600×900
  • 1280×800
  • 1024×768
  • 1280×1024
  • 1536×864
  • 1680×1050
  • 1280×720
  • 1360×768
  • 360×640
  • 2560×1440
  • 2560×1080
  • 1920×1200
  • 1280×768
  • 1024×600
  • 800×600
  • 1364×768
  • 3840×2160

Скачать эти обои как рабочий стол iMac:

iMac 21,5-дюймовый дисплей со светодиодной подсветкой:

1920×1080

iMac 21,5-дюймовый дисплей Retina 4K:

4096×2304

iMac 27-дюймовый дисплей Retina 5K:

5120×2880

Скачать обои на рабочий стол MacBook:

MacBook Air 11.

6″:

1366×768

MacBook Air 13″, MacBook Pro 15,4″:

1440×900

MacBook Pro 13,3″:

1280×800

MacBook Pro 15,4-дюймовый дисплей Retina:

2880×1800

Макбук Про 16″:

3072×1920

Макбук Про 17″:

1920×1200

MacBook Pro с дисплеем Retina 13,3 дюйма, MacBook Air с дисплеем Retina 13 дюймов, MacBook Air 13,3 дюйма (2020 г., M1):

2560×1600

Скачать обои для рабочего стола с двумя мониторами:

  • 2732×768
  • 3840×1080
  • 2880×900
  • 3200×900
  • 2560×800
  • 2048×768
  • 3440×1440
  • 2560×1080

Скачать обои на рабочий стол с тремя мониторами:

  • 4098×768
  • 5760×1080
  • 4320×900
  • 4800×900
  • 3840×800
  • 3072×768

Скачать обои для рабочего стола на четырех мониторах:

  • 2732×1536
  • 3840×2160
  • 2880×1800
  • 3200×1800
  • 2560×1600
  • 2048×1536

Скачать эти обои на рабочий стол iPhone или экран блокировки:

iPhone 2G, iPhone 3G, iPhone 3GS:

320×480

iPhone 4, iPhone 4s:

640×960

iPhone 5, iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone SE:

640×1136

iPhone 6, iPhone 6s, iPhone 7, iPhone 8:

750×1334

iPhone 6 plus, iPhone 7s, iPhone plus, 8 плюс:

1242×2208

iPhone X, iPhone XS, iPhone 11 Pro:

1125×2436

iPhone XS Max, iPhone 11 Pro Max:

1242×2688

iPhone xr, Iphone 11:

2928 2928 2928 2928 2928 2928 2928 2928 2928 2928 2928 2928 2928 2928 29288888898

.

мини, iPhone 13 мини:

1080×2340

iPhone 12, iPhone 12 Pro, iPhone 13, iPhone 13 Pro, iPhone 14:

1170×2532

iPhone 12 Pro Max, iPhone 13 Pro Max, iPhone 14 Plus:

1284×2778

Iphone 14p.

1179×2556

iPhone 14 Pro Max:

1290×2796

Загрузите эти обои в качестве рабочего стола телефона Android или экрана блокировки (для обычных телефонов Samsung, Huawei, Xiaomi, Redmi, Oppo, Realme, Oneplus, Vivo, Tecno Android):

  • 720×1280
  • 1080×1920
  • 480×854
  • 480×800
  • 540×960
  • 600×1024
  • 800×1280
  • 1440×2560
  • 320×480
  • 1080×1812
  • 1080×1800
  • 720×1208
  • 375×667
  • 320×568
  • 1440×2960 ​​
  • 1080×2160
  • 1080×2340

Скачать эти обои на рабочий стол iPad или экран блокировки:

iPad, iPad 2, iPad Mini:

768×1024, 1024×768

iPad 3, iPad 4, iPad Air, iPad Air 2, 2017 iPad, iPad Mini 2, iPad Mini 3, iPad Mini 4, iPad Pro 9,7 дюйма:

2048×1536, 1536×2048

iPad Pro 10,5 дюйма:

9004×1 622 , 1668×2224

11″ iPad Pro:

2388×1668, 1668×2388

12.

9″ iPad Pro:

2732×2048, 2048×2732

10.9″ iPad Air:

2360×1640, 1640×2360

10.2″ iPad:

2160×1620, 1620×2160

iPad mini 8,3 дюйма:

2266×1488, 1488×2266

Загрузите эти обои на планшеты Surface и Android для рабочего стола или экрана блокировки:

  • 2736×1824
  • 2048×1536
  • 1024×600
  • 1600×1200
  • 2160×1440
  • 1824×2736
  • 1536×2048
  • 600×1024
  • 1200×1600
  • 1440×2160

Александр Савичев голая — 76 фото

Александр Савичев фотосессия Наталья Андреева

Александр Савичев фотосессия

Александр Савичев Фотограф

Александр Савичев фотосессия Наталья Андреева

Обнаженная сексуальная стройная цементная

Александр Савичев обнаженная модель Анна

Александр Савичев Фотограф

Александр Савичев фотосессия Наталья Андреева

Александр Савичев обнаженная модель Анна

Александр Савичев фотосессия

Александр Савичев модель

Александр Савичев фотосессия Наталья Андреева

Елена Шанина Красивые сиськи, Эротика

Александр Савичев фотограф Модели

Обнаженная.