Содержание
«Достоверность не требуется». Мнения динамовцев о фильме про турне в Великобританию
22 февраля 2022, 09:55
Футбол в России
МОСКВА, 22 февраля. /ТАСС/. Воспоминания о спортивных победах прошлого в последние годы экранизируются с завидной регулярностью. Футбол на большие экраны для массового зрителя уже представляли фильмы «Тренер», «Яшин: вратарь моей мечты» и «Стрельцов». В начале 2022 года настала очередь еще одной картины — в отличие от предыдущих лент она получилась максимально командной, о чем и свидетельствует ее название — «Одиннадцать молчаливых мужчин». Этот фильм посвящен триумфальному турне московского «Динамо» по Великобритании через несколько месяцев после завершения Великой Отечественной войны. ТАСС собрал мнения динамовцев о вышедшем в прокат фильме.
Само турне московского «Динамо» стало возможным благодаря усилиям главы Футбольной ассоциации Англии, будущего президента Международной федерации футбола (ФИФА) Стэнли Роуза. Осенью 1945 года возглавляемая им организация через посольство СССР в Великобритании пригласила чемпиона страны для участия в серии товарищеских матчей. «Динамо» получило возможность сыграть за границей благодаря победе в поствоенном чемпионате СССР, где команда в итоговой турнирной таблице на одно очко опередила столичный ЦДКА.
Прилет советской команды в Лондон сопровождался курьезной ситуацией. Рейс с динамовцами на борту приземлился в аэропорту Кройдон, а не в Норзолте, как планировалось изначально. Официальная делегация Футбольной ассоциации Англии оказалась не готова к этому — принимающая делегация опоздала. При этом аэропорт был заполнен британскими журналистами, которые оказались более информированными, чем футбольные функционеры.
Именно тогда и родилось выражение, подарившее название фильму. Можно было предположить, что картина отсылает к классике мирового кинематографа «12 разгневанных мужчин» режиссера Синди Люмета, но это не так. Дело в том, что футболисты того времени оказались не готовы к такому вниманию со стороны СМИ и не стали общаться с ними. Тогда то и появился заголовок «11 молчаливых мужчин в синих пальто».
Учитывая тот факт, что это был первый выезд советских футболистов на международные матчи, руководство «Динамо» решило подстраховаться и укрепило состав игроками других команд. В дополнение к основному составу бело-голубых были приглашены форвард ЦДКА Всеволод Бобров, а также хавбек Борис Орешкин и нападающий Евгений Архангельский из ленинградского «Динамо». Точечная селекция советской команды нашла отражение в результатах игр, которые прошли в период с 13 по 28 ноября.
«Динамо» провело в Великобритании четыре матча. Соперниками бело-голубых по этим играм стали лондонские «Челси» (3:3) и «Арсенал» (4:3), валлийский «Кардифф Сити» (10:1) и шотландский «Рейнджерс» (2:2). Призванные помочь бело-голубым Бобров и Архангельский забили в этих встречах шесть и четыре гола соответственно. Самым результативным игроком среди «коренных» динамовцев тогда стал Константин Бесков (пять мячей).
«История про настоящих, живых ребят»
Сценарием фильма занимались драматурги Олег и Владимир Пресняковы, а также режиссер и продюсер картины Алексей Пиманов. Работа над картиной шла более года, а съемки футбольных сцен заняли 20 дней. При подготовке продюсеры опирались на книги о турне «Динамо» и документах той эпохи.
На главные роли в фильме претендовали более 300 актеров. Кастинг проводился среди тех, кто умеет играть в футбол — в результате все трюки с мячом в игровых эпизодах актеры исполняли самостоятельно. При этом актеры, которые исполняли роли англичан, перед съемками фильма занимались британским английским с педагогом курсов при Министерстве иностранных дел РФ.
Большое внимание уделялось визуальному оформлению и деталям. Так, специально для съемок матчей была сшита оригинальная футбольная форма из материалов, которые использовались в 1940-х годах, и были изготовлены оригинальные футбольные бутсы по образцу 1945 года. Одежда из 1940-х для исполнителей главных ролей и массовки была заказана в Берлине и Праге.
Съемочная группа не выезжала в Великобританию для съемок на местности. «Роль» послевоенного Лондона 1945 года «исполнил» Санкт-Петербург — были перекрыты и полностью задекорированы несколько улиц города. Для создания британского колорита к месту съемок было доставлено пять красных двухэтажных автобуса и несколько десятков ретро-автомобилей. Часть съемок уличных сцен в Лондоне велась на заводе им. Мосина в городе Сестрорецк Ленинградской области; уже в процессе съемок создатели фильма выяснили, что здесь работал отец Всеволода Боброва, и будущий футболист провел там немало времени, будучи ребенком.
Режиссер и продюсер фильма Пиманов отмечал, что уже на ранних этапах работы над картиной говорил коллегам: «Мы снимаем красивое кино про красивых людей». «Эти ребята обаятельные не только потому, что они умеют играть в футбол, а еще потому, что они девушке позвонить не могут и признаться в чувствах, — отмечал он. — Это история не про брутальных, серьезных мужиков. Я считаю, что эту историю надо было делать про ребят, которые настоящие и живые».
«Они могут и выиграть, и боль перетерпеть, и на поле подвиг совершить, но при этом ребята умеют любить, помогать друг другу, которые умеют сопереживать, которые просто красивые люди сами по себе. Мне кажется, это и будет якорем кино», — добавлял Пиманов.
«Чем больше таких фильмов выходит, тем лучше»
Президент футбольного клуба ветеранов «Динамо» им. Льва Яшина Владимир Долбоносов в разговоре с ТАСС отметил, что ему «Одиннадцать молчаливых мужчин» в целом понравились. «Легкая картина, которая соответствует нашему времени — то есть реалии, которые были в 1945 году, были адаптированы под нашу современную жизнь. Думаю, что действительность была немного приукрашена. Я разговаривал с нашими ветеранами и, естественно, такого не было, чтобы наши люди могли за границей так себя вести, позволить себе бары и так далее», — сказал он.
«Фильм легкий, неплохой. Рекомендую его посмотреть всей семьей, — продолжил он. — И вообще, пусть даже к этой теме и обратились в художественной форме, это правильно, потому что все наши достижения, в том числе спортивные, нужно чтить и помнить. Могло сложиться по-разному, потому что никто не знал ни их уровня футбола, ни того, как мы выглядим на европейском уровне. Насколько же люди с железным характером — не испугались, приняли вызов; считаю, что выступили не то, что достойно, а великолепно».
Историк футбола в целом и, в частности, «Динамо» Юрий Кошель так охарактеризовал ТАСС картину о турне бело-голубых в Великобританию: «Это художественный фильм, здесь достоверность не требуется. Я думаю, что больше положительных эмоций, фильм идет два часа, я смотрел с интересом. Конечно, исторические неточности в достоверности были, но это художественный фильм. Претензии к режиссеру я предъявлять не хочу».
«На мой вкус футбольного болельщика, в фильме были интересно показаны фрагменты нарезок событий на футбольном поле, — продолжил историк футбола. — Весьма правдоподобны и броски актера, исполнявшего роль Алексея Хомича (вратаря «Динамо» — прим. ТАСС), и финты, которые исполняли актеры, игравшие полевых футболистов, — здесь удачно все было, картинка получилась в целом хорошо. Создатели максимально постарались больше точностей показать в фильме. После просмотра узнал, что не в Лондоне были проведены городские съемки, но было впечатление, что действительно европейский город, стадионы, трибуны — виртуозно сделано, я даже восхищен, молодцы».
Генеральный директор московского хоккейного клуба «Динамо» Михаил Тюркин также считает, что чем больше таких фильмов выходит на экран, тем лучше. «Тема спорта и тема исторических спортивных ценностей, которые у нашей страны есть, о них, конечно же, надо рассказывать, их надо популяризировать, — отметил он. — Нынешнее поколение молодых людей, к сожалению, не очень глубоко погружается в те геройские события, благодаря которым наша страна прославлялась на протяжении многих десятилетий. Я благодарен моему другу Алексею Пиманову, который замахнулся на этот очень непростой проект, потому что снимать фильм о знаковых событиях крайне тяжело. Преподнести фильм так, чтобы он был интересен. Не всегда получается так, чтобы художественный вымысел соответствовал исторической истине».
«Мне кажется, молодому поколению будет очень интересно посмотреть этот фильм, узнать, что происходило в 1945 году — команда «Динамо» вылетела в Великобританию и обыграла четыре местные команды с общим счетом 19:9, — отметил собеседник агентства. — Всем людям, которые посмотрят фильм «11 молчаливых мужчин», в дополнение я бы хотел посоветовать посмотреть документальный фильм «С мячом в Британию», который мы сняли полтора года назад. Он очень подробно, с исторической точностью освещает события 1945 года. Также у нас есть одноименная книга. Ее тоже можно почитать и понять, как все было», — резюмировал Тюркин.
Теги:
Российский футбол
13 ноября 1945 года состоялся первый матч знаменитого турне московского «Динамо» по Великобритании
13 ноября 1945 года состоялся первый матч знаменитого турне московского «Динамо» по Великобритании, в ходе которого футболисты этой команды провели четыре игры с британскими командами.
Ассоциация футбола Англии через посольство в СССР пригласила для участия в турне Чемпиона страны. Этот титул в упорной борьбе с ЦДКА завоевало московское «Динамо». Подготовку к турне команда под руководством Михаила Якушина проводила в подмосковных Мытищах в сложных погодных условиях, поэтому футболисты между тренировками сами очищали поле от снега. «Динамо», кстати, перед турне усилилось футболистами ЦДКА Всеволодом Бобровым и ленинградского «Динамо» Евгением Архангельским и Борисом Орешкиным. Боброва Якушин в команде видеть не хотел, поскольку считал, что он не отрабатывает в обороне, однако позже он поменял свое мнение, одной из причин чего стала травма ведущего игрока «Динамо» Василия Трофимова.
В Великобритании приезд советской команды вызвал огромный ажиотаж среди местных любителей футбола. Сроки же визита гостей постоянно срывались. Так, первый матч с «Челси» должен был состояться 31 октября, потом его перенесли на 7 ноября, но и тогда он не состоялся и был перенесен почти на неделю.
Журналисты местных изданий писали, в частности: «Советские футболисты приедут не для того, чтобы встречаться с английскими командами, их главная цель — научиться хорошо играть в футбол, чтобы лучше подготовиться к назначенному на весну следующего года матчу сборных СССР и Англии». Кто-то из журналистов выдвинул предположение, что советская сборная приедет не весной 1946 года, а через несколько дней. Скорее всего, ему попался на глаза октябрьский номер издававшейся в СССР газеты «Московские новости» с кратким отчетом о финале Кубка страны, где был опубликован только состав победителей — ЦДКА. Позже, когда в лондонских газетах стали появляться фамилии динамовцев, он обнаружил среди них армейского форварда Боброва, сделав вывод, что едет не «Динамо», а сборная, и поделился своими соображениями с читателями. Через несколько дней «Миррор» объяснил причину задержки: «Прибытие советских футболистов откладывается в связи с тем, что их не отпускают с работы на заводах, поскольку некоторых из них невозможно заменить».
4 ноября, после приема в Кремле, где от имени правительства напутственную речь произнес Климент Ворошилов, два небольших самолета «Дуглас» с советскими футболистами на борту взяли курс на Берлин и после короткой остановки там вылетели в Лондон.
Однако приезд советской делегации стал возможен только после выполнения английской стороны ряда условий. Например, советская сторона требовала разрешить замены по ходу матча, играть без номеров на майках, кроме того, на одну из встреч предлагалось назначить советского арбитра Николая Латышева.
Пункт о финансовых условиях был единственным пунктом, принятым без обсуждений. В соответствии с ним, общая выручка от продажи билетов за вычетом арендной платы и налогов делилась между участниками поровну. Доля СССР передавалась футбольной ассоциации Англии. Она изымала из этой суммы расходы, связанные с турне, остаток шёл в благотворительный фонд на восстановление Сталинграда. Туда же передавали деньги и британцы.
При прилете динамовцев осаждала английская пресса, что вызвало у них замешательство, поскольку до этого дня футболисты никогда не давали интервью.
Разместить делегацию планировалось в казармах королевской гвардии. Однако после ознакомления с условиями тренер Михаил Якушин отказался от этой идеи. В итоге сначала команда жила в разных отелях, но ближе к началу игр воссоединилась в отеле «Империал». Узнав о проблемах с размещением, более 300 англичан сообщили в посольство СССР, что готовы разместить у себя футболистов. Питание же спортсменов было организовано исключительно в советской дипломатической миссии.
Первая игра состоялась на «Стэмфорд Бридж» в Лондоне. «Динамо» и «Челси» сыграли вничью 3:3, голы в советской команде забили Василий Карцев, Всеволод Бобров и Евгений Архангельский. Затем в Кардиффе советские футболисты со счетом 10:1 обыграли местную команду – четыре гола забил Константин Бесков, по три – Всеволод Бобров и Евгений Архангельский. Главным матчем была, пожалуй, встреча с «Арсеналом», которую обслуживал советский арбитр Николай Латышев. «Динамо» благодаря двум голам Боброва, мячам Бескова и Сергея Соловьева выиграла 4:3. В Глазго же матч с местным «Рейнджерс» завершился со счетом 2:2, годы в нашей команде забил Карцев. Голкипером «Динамо» во всех матчах был легендарный Алексей Хомич.
По итогам турне было признано, что советские клубы могут на равных бороться со своими зарубежными соперниками, поэтому в 1946 году власти СССР дали разрешение футбольной федерации на вступление в ФИФА. Многие нововведения, увиденные в Англии, появились и в организационной части проведения внутреннего первенства СССР. Так, начиная с сезона 1946 года, на футболках игроков появились номера, а каждый проведённый матч стал сопровождаться протоколом, в котором отмечались составы играющих команд, хронология замен, удаления, а также авторы забитых мячей.
«Имитация войны?»: московское «Динамо» и турне по Великобритании в 1945 году
В конце 1945 года Джордж Оруэлл был в смятении. Вторая мировая война закончилась, сцены празднования Дня Победы были еще свежи в памяти, а английская футбольная ассоциация готовилась принять московское «Динамо» — первую российскую команду, ступившую на британскую землю.
Но Оруэлла это не впечатлило. Под влиянием визита в «Динамо» он заклеймил весь международный спорт как «имитацию войны». Нации, продолжал он, «доводят себя до бешенства из-за этих абсурдных состязаний и всерьез верят — по крайней мере, на короткое время, — что бег, прыжки и удары по мячу являются испытанием национальной добродетели».0003
Экскурсия пришлась на трудный момент для Оруэлла. Постреволюционная Россия, некогда оплот его надежд на социалистическую утопию, скатилась к тоталитаризму. Внешняя политика Сталина теперь больше заботилась о развитии Советского государства, чем об объединении рабочих всего мира.
И футболу отводилась ключевая роль.
Западный спорт больше нельзя было рассматривать как капиталистический яд. Вместо этого он стал инструментом демонстрации силы советской системы наблюдающему миру.
С 1934 г. в еженедельной газете Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту стали появляться довольно пространные лозунги, такие как «Догнать и перегнать буржуазные рекорды в спорте» и «Принести всемирную славу советскому спорту». Роман.
Это означало соревновательные матчи с командами за пределами СССР и его сферы влияния.
В ноябре 1945 года, после длительного лоббирования, официальные лица убедили британское правительство разрешить советской команде выехать и сыграть серию товарищеских матчей. Было выбрано московское «Динамо», недавние победители Высшей лиги СССР.
Казалось, что выбор локации ложится тяжелым бременем на плечи «Динамо». Главный тренер Михаил Якушин назвал Англию «родиной футбола». Нападающий Константин Бесков позже заметил: «Мы знали только то, что Англия была родиной футбола, что английский футбол был лучшим в мире». Еще в 1937 году СССР был унижен чередой поражений от гастролирующей команды из раздираемой гражданской войной Страны Басков. Правительственная газета «Правда » размышляла: «Выступления Страны Басков в СССР показали, что наши лучшие команды далеки от высокого качества… Понятно, что повышение качества советских команд напрямую зависит от матчей с серьезным соперником».
Британская пресса, безусловно, считала команды домашних наций «серьезной оппозицией». Фрэнк Батлер из Sunday Express язвительно прокомментировал: «Русские… недостаточно хороши, чтобы играть с нашими профессиональными командами. Их игроки — это просто набор очень серьезных любителей… Я говорю это с уверенностью».
Перед уходом «Динамо» у Сталина была мудрость на прощание. Он вызвал отряд в Кремль и недвусмысленно умолял их вернуться, чем гордится советский народ.
Для англичан команда «Динамо» была полной загадкой. Хотя Советский Союз был союзником в военное время и товарищем-победителем, он оставался географически и культурно далеким образованием. В сочетании с огромным желанием первых живых матчей после перерыва во время войны четыре игры вызвали волнение у британской публики.
Динамо сыграло четыре матча. Они были довольно поспешно устроены британскими футбольными властями и включали в себя эклектичную смесь соперников: «Челси», «Кардифф Сити», «Арсенал» и «Рейнджерс».
75 000 человек посетили первый матч против «Челси». Толпы хлынули с разросшихся террас на поле. Арбитру, а затем и полиции пришлось несколько раз вмешиваться, чтобы оттеснить посягавших на игру зрителей. The Guardian сообщила, что некоторые даже ненадежно забрались на крышу стадиона. В какой-то момент стеклянная и железная поверхность не выдержала, и две опоры опасно нырнули в толпу внизу.
Очереди на матч Арсенала начались в полночь накануне матча. Повреждение Хайбери бомбой вынудило матч, как ни странно, сыграть на улице Уайт Харт Лейн. Очередь болельщиков продолжала расти все утро, пока полиция не приказала заранее открыть площадку из соображений безопасности. К полудню на террасы было свалено 40 000 человек.
По иронии судьбы, в тот вечер Северный Лондон был окутан густым туманом, который скрыл важные моменты игры как от болельщиков, так и от официальных лиц.
Через неделю «Динамо» отправилось в Глазго. Билеты за пределами Ibrox были раскуплены в десять раз дороже их номинальной стоимости.
Сторона из Москвы, безусловно, преподнесла множество сюрпризов. Британская пресса была ошеломлена командой, которая разогрелась перед игрой. Команда «Челси» также была обезоружена, когда во время расстановки вручали индивидуальные букеты цветов.
Но больше всего удивил динамовский стиль игры. Советские игроки постоянно меняли позицию и переходили по разным линиям, ошеломляя своих противников, оказавшихся вырванными из строя.
Ранняя форма «тотального футбола» или «тики-така» была принята «Динамо» в 1937 году после унижения басков. Бывший тренер Борис Аркадьев, под давлением государства, часами тренировал игроков «Динамо» через то, что он назвал «радикальной перестройкой нашей футбольной тактики».
И теперь плоды их труда были очевидны. Первый матч на «Стэмфорд Бридж» завершился вничью 3:3. Голы «Динамо» были встречены болельщиками с таким же, если не большим, апломбом.
После финального свистка толпы хлынули на поле и подняли российских игроков в воздух, чтобы отпраздновать победу. Комментатор советского радио Вадим Синявский прогремел в трубку: «Послушайте, товарищи в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Берлине, мы с честью сдали наш первый экзамен».
Скорость игры «Динамо» заслужила похвалы игроков. слишком. Нападающий «Челси» Томми Лоутон заметил: «Русские не умеют вести мяч. Они сбивающим с толку образом перебрасывают мяч от человека к человеку, часто стоя на месте».
В оставшихся играх две победы и еще одна ничья. Это включало разгром «Кардифф Сити» со счетом 10: 1 и победу над «Арсеналом», который одержал не менее пяти побед в лиге и два трофея Кубка Англии за десятилетие, предшествовавшее Второй мировой войне.
«Динамо» дома встретили как героев. Советский спортивный эксперимент был запущен. Перенесемся на несколько лет вперед. В 1958 году СССР впервые вышел на Кубок мира. Они попали в группу 4 вместе с Бразилией, Австрией и, по счастливой случайности, Англией.
Финишировав с равным количеством очков, СССР и Англия встретились в плей-офф. Советы вышли с узкой победой 1-0.
Тем временем идеологические разногласия между двумя странами укоренились в холодной войне.
Футбол как «имитация войны» приобрел значение, которое Оруэлл не мог себе представить еще в 1945 году. признавать.
Для СССР турне «Динамо» послужило подтверждением того, что Советы могут конкурировать с западными державами и что эти соревнования были эффективным инструментом демонстрации советской силы остальному миру.
Сразу после тура позвонила ФИФА и предоставила СССР полноправное членство. В последующие годы контакты между Советским Союзом и иностранными спортивными группами росли в геометрической прогрессии. Количество спортивных коллективов из СССР, выезжающих за рубеж, увеличилось с 23 в 19с 46 по 455 в 1961 году, поскольку государство стремилось расширить возможности представлять Советскую власть за рубежом.
Но динамовские гастроли тоже оставили свой отпечаток на хозяевах. Перед Второй мировой войной родные нации приобрели несколько замкнутую репутацию среди более широкого футбольного сообщества. Сначала они вышли из ФИФА в 1919 году из-за планов включить Центральные державы в члены, а затем снова в 1929 году в знак протеста против получения зарплаты игроками-любителями.
Шотландия и Англия ранее отказывались от мест на 19-й34 ЧМ. Член комитета ФА назвал турнир «шуткой», заявив, что «у национальных ассоциаций Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии достаточно дел на их собственных международных чемпионатах».
изменение мышления после визита в «Динамо». Спустя 17 лет Родные нации согласились возобновить свое членство в ФИФА. Англия впервые приняла участие в чемпионате мира в 1950 году.
Британский футбол практически не был отрезан от остального мира. Многие местные команды в конце сезона отправились за границу в конце сезона, в то время как домашние нации каждый год проводили товарищеские матчи против различных европейских команд.
Но турне «Динамо» было необычным; четыре британские команды сражались против относительно неизвестной стороны, которая более чем устояла. И, что особенно важно, британская публика увидела это. Футбольным властям некуда было деваться. Интеграция в международную конкуренцию была необходима.
Во времена обострившегося идеологического раскола структуры советского и британского футбола больше, чем раньше, походили друг на друга, и, хотя большинство других каналов связи были перегружены, футбол оставался открытой точкой соприкосновения между двумя народами.
Изменения, которые сделали это возможным, можно частично проследить до турне «Динамо» в 1945 году.
Британский футбол принял на своих берегах не более символичных гостей, чем московское «Динамо», отправившееся в тур доброй воли вскоре после окончания Второй мировой войны. Визит «Динамо» был окутан тайной. Они были спортивными пионерами, и ни один русский клуб раньше не играл в Британии, но у британского обывателя было более широкое ощущение неизведанности, абсолютной непроницаемости России и ее культуры, что союзный статус этих стран во время войны мало что дал. успокоить. Это чувство тайны пробудило любопытство футбольной публики, и около 300 000 болельщиков собрались на «Стэмфорд Бридж», «Ниниан Парк», «Уайт Харт Лейн» и «Айброкс» на четыре матча.
Если отложить в сторону политические сложности и взаимное недоверие, вызванные гастролями, то открытием для восхищенных болельщиков и журналистов стала демонстрация большого мастерства посетителей. «Динамо» было действующим чемпионом СССР, а его игроки были освобождены от изнурительной военной службы военного времени, но российский футбол традиционно сильно отставал по качеству от западноевропейских стран. Впрочем, история для «Динамо» не была преградой. Способные соперничать с соперниками по скорости и силе, их быстрые и точные передачи дали им заметное техническое превосходство, которое отразилось на их результатах – победах над «Арсеналом» и «Кардифф Сити» и ничьих с «Челси» и «Рейнджерс».
Во многих отношениях это был первый проблеск способа игры, отличного от британской модели, урок, который будет преподан более жестоко, когда Венгрия посетит Уэмбли восемь лет спустя. В этом посте Vintage собраны некоторые из самых ярких изображений из турне «Динамо Москва» 1945 года.
Щелкните любое изображение, чтобы увеличить его.
Болельщик «Челси» машет российским флагом в знак солидарности народов
80-тысячная толпа пытается найти любую возможную выгодную позицию на «Стэмфорд Бридж»
Сцены, напоминающие финал Кубка Англии 1923 года, когда огромная толпа выплескивается на поле «Челси».