Содержание
«Список Шиндлера» – программа-легенда: ее открыла Витт, с ней прославилась Липницкая, а Шулепов влип в скандал с костюмом — Разделка — Блоги
27 января – важная дата для мировой и российской истории.
В этот день произошли два ключевых события XX века и оба они связаны с Великой Отечественной войной. В 1944 году была полностью снята блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. А год спустя советские войска освободили Освенцим – самый большой лагерь смерти, в котором за годы войны нацисты убили более миллиона узников. С 2006 года 27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.
«Список Шиндлера» – сильнейший фильм о Холокосте с гениальным саундтреком
Большие потрясения часто рождают гениальные произведения в искусстве. Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Александр Твардовский вошли в историю вместе с шедеврами о войне.
Особая история – фильм Стивен Спилберга, снятый в 1993 году, «Список Шиндлера». В картине рассказывается история успешного немецкого промышленника Оскара Шиндлера, который прошел путь от поддержки идей Гитлера и обогащения в годы войны до исключительного гуманизма и спасения узников концлагерей, которых он выкупал у нацистов.
Списки рабочих фабрики Шиндлера помогали евреям избежать попадания в Освенцим. Благодаря подкупу немецких офицеров и подделке документов Шиндлер спас почти 1200 евреев – нацисты отправляли их на уничтожение в лагерь смерти.
Фильм получил 7 «Оскаров», одна из которых досталась композитору Джону Уильямсу.
Если вам кажется, что вы не знакомы с произведениями Уильямса, это ошибочно. Уильямс – один из самых известных композиторов современного кинематографа: он написал музыку для фильмов о Гарри Поттере, Индиане Джонсе и Звездных войнах, сочинил саундтреки к лентам «Мемуары гейши», «Один дома», «Спасти рядового Райана». Уильямc – второй после Уолта Диснея по количеству номинаций на «Оскар» – взял 5 наград в 52-х попытках.
А еще Джон писал музыку к Олимпийским играм, причем четыре раза: в 1984, 1988, 1996 и 2002 годах.
Музыку брали Витт, Савченко, Ильиных и Кацалапов. Но Липницкая – лучшая
Пронзительная музыка из «Списка Шиндлера» популярна у фигуристов – несмотря на трагичную и сложную тему, спортсмены рискуют и ставят программы под заглавную композицию.
На следующий год после выхода фильма музыку взяла главная фигуристка XX века – Катарина Витт. Немка выступала под «Список Шиндлера» на чемпионате мира среди профессионалов в 1994-м. Витт вышла на лед в красном платье и откатала под отрывок, который сейчас берут довольно редко.
В 2002-м итальянка Каролина Костнер дебютировала на взрослом уровне, произвольной она также выбрала музыку Уильямса. Первый сезон на высоком уровне вышел отличным: Каролина заняла с этой программой 4-е место на чемпионате Европы и 10-е – на чемпионате мира.
«Список Шиндлера» – музыка чемпионов. Немецкая пара Алена Савченко – Робин Шолковы взяла для произвольной сезона-2008/09 самый популярный отрывок из фильма. Алена, как и Витт, была в красном платье, Робин – в серых брюках и рубашке. Немцы уступили в Финале Гран-при, зато во второй раз взяли золото ЧМ и победили на всех остальных турнирах сезона.
В следующем сезоне музыку использовали молодые российские танцоры – Елена Ильиных и Никита Кацалапов исполняли произвольный танец под Уильямса и тему из мюзикла «Скрипач на крыше» (кстати, для киноадаптации музыку тоже написал Уильямс и получил за нее «Оскар»). В номере было все: и химия между партнерами, и Елена в серой косынке, и даже выстрелы в конце.
Но самый знаменитый номер под «Список Шиндлера» поставил Илья Авербух в сезоне-2013/14. Вы вряд ли помните программы олимпийской чемпионки Аделины Сотниковой; можете забыть, почему в Сочи-2014 снялся Евгений Плющенко, и даже не верить, что золото и серебро в парах – это реальность. Но вы точно не забыли Юлию Липницкую – девочку в красном пальто. Гениальное попадание в образ и музыку.
Фильм Спилберга снят на черно-белую пленку, но в нем есть единственное цветное пятно – маленькая девочка в красном: она появляется в кадре сначала бегущей по улице еврейского гетто, а потом – среди трупов. Этот яркий цветовой акцент символизирует перелом в душе главного героя: решение не наживаться на войне, а помогать узникам концлагерей.
А Липницкая стала символом Сочи-2014, появилась на обложке Time – ее произвольную отметил сам Спилберг.
Шулепова и Мияхару раскритиковали из-за нарядов
В этом сезоне композиция в исполнении израильского скрипача Ицхака Перлмана как никогда популярна у фигуристов. Настолько, что в произвольной программе у мужчин на японском этапе Гран-при зрители слышали ее трижды. Но реагировали на номера по-разному.
Канадец Роман Садовский оставил программу с прошлого сезона – его почти не обсуждали в связи с деликатной темой выбора музыки и костюма. Американец еврейского происхождения Джейсон Браун получал лишь положительные отзывы благодаря лаконичному серо-черному костюму и компонентному катанию.
Еще до начала большого сезона досталось японской звезде Сатоко Мияхаре – она в этом году тоже катает под «Список». На US International Classic Сатоко вышла в сером платье с открытой спиной, полоски ткани на которой образовывали Звезду Давида. На нее обрушилось столько критики и обвинений в неуважении к еврейским символам, что уже на следующем турнире Мияхара поменяла платье – теперь она выступает в сером костюме с длинными рукавами и открытой спиной, но уже без дополнений.
Но больше всех обсуждали россиянина Антона Шулепова.
Во многом скандал вокруг Шулепова спровоцировал Международный союз конькобежцев (ISU), номинировавший костюм на лучший в сезоне. После гневных комментариев ISU неубедительно объяснился: произошла ошибка, в номинацию должна была попасть короткая программа (хотя там костюм – предельно простой).
Многие западные СМИ возмутились номинации, заявив, что идея наряда Шулепова – как минимум сомнительная. Россиянин выходит на лед в сложном наряде, состоящим из двух частей. Одна из них – роба узника Освенцима со Звездой Давида, вторая – строгий костюм.
Журналисты предположили, что вторая часть костюма – это стилизация под униформу охраны концлагеря. Эту идею подхватили такие авторитетные издания, как Daily Mail, Inside The Games, Time и The Guardian. Журналистов не смутило отсутствие опознавательных знаков охранников. Хотя, по сути, на фигуристе был просто деловой костюм, переходивший в робу.
«Я воплощал образ Шиндлера, а не изображал нациста»
Шулепов объяснил Sports.ru идею костюма, а также рассказал, что об этом ему говорили болельщики и соперники.
– Верите в то, что ISU по ошибке номинировал ваш костюм из «Списка Шиндлера»?
– Получается, с этим костюмом я хайпанул. Сначала ISU включил в номинацию костюм от произвольной программы, а потом поменял на короткую. Потому что некоторые люди не поняли. Думаю, что и про ошибку ISU сказал, потому что многим не понравилась эта идея.
Идея костюма пришла исключительно из самого фильма «Список Шиндлера». Главный герой сначала ходил в строгом костюме – в обычном пиджаке дипломата. А в конце, когда он спас людей, ему сами евреи выдали робу, потому что война уже закончилась.
С учетом этого мы и придумали костюм: одна половина строгая, а вторая – это его будущее, его эволюция как человека.
– То есть, догадка иностранных СМИ, что в костюме соединяются роба заключенного и форма охранника – неправильная?
– Вообще, очень обидно было такое слышать, потому что много людей после этого мне писали. Кто-то говорил, что я плохой человек. Но кто-то писал: «Спасибо за то, что вспомнили, за то, что помните». Этого я тоже не ожидал.
Я ни в коем случае не хотел, чтобы это рассматривали с плохой стороны. Я уважаю историю, и это очень большая трагедия. Я пытался воплотить образ Шиндлера, а не изображал из себя нациста. Когда говорили, что я якобы в образе надсмотрщика – это вообще бред.
– А как реагировали соперники?
– Со мной катались два еврея – ребята из Израиля. Они оба говорят по-русски, и мы с ними общались на эту тему. И они говорили: «Антоха, классный костюм». Не было никаких даже намеков на плохое. Настоящие евреи, те ребята, которые выступают со мной – Алексей Быченко и Даниэль Самохин – так говорили.
С одним я встретился на этапе Гран-при во Франции, а со вторым – в Японии. Мы хорошо общаемся, они сказали, что костюм классный и идея очень хорошая.
Фото: imdb.com; РИА Новости/Александр Вильф
Липницкая — видео выступления, Олимпиада-2014 в Сочи — 9 июня 2020
Константин Лесик
Поделиться
Комментарии
Самые интересные из тысяч комментариев на ютубе.
Сможете назвать самое популярное видео о фигурном катании на ютубе? Вы должны справиться с первого раза. Феноменальный прокат Юлии Липницкой под «Список Шиндлера» на Олимпиаде-2014 в произвольной программе к лету 2020-го собрал почти 15 млн просмотров и почти 10 тысяч комментариев.
Липницкую стоя приветствовал Владимир Путин, поздравлял Стивен Спилберг, а ее лицо попало на обложку журнала Time. Тот исторический прокат российской фигуристки до сих пор вспоминают во всем мире. Приводим самые яркие комментарии от иностранных болельщиков.
Восхищение
«Определенно, самая красивая программа в истории Олимпийских игр», — твердо убежден J S.
«У меня до сих пор мурашки. Когда бы я ни включал ее программу», — замечает пользователь с ником VOvo Kang Palaka в комментарии, оставленном в сентябре 2019-го.
«Спустя пять лет это выступление остается выдающимся!» (Matrixie Kitty)
«Это одна из самых прекрасных вещей, которые я видел в своей жизни». (Pabz Roz)
«Прошло 5 лет, но я до сих пор не могу забыть маленькую девочку в красном пальто на льду в Сочи. Смотрю снова и снова. Спасибо всем, кто создал этот шедевр! Это уникально! (Adam Martinez)
«Я не русский, но чувствую гордость», -написал Adam Pamungkas.
«Ты чувствуешь гордость, потому что ты тоже человек», — ответила ему Anne Smith.
instagram.com/sunnylipnitskaya
Шутки о юном возрасте
«15 лет? Что я делаю не так со своей жизнью?» — пишет Paradite. Этот комментарий на сегодняшний день самый популярный из всех 10 тысяч.
Многие сравнивали Юлию и себя в 15-летнем возрасте.
«Когда мне было 15, я только научилась завязывать шнурки». (Lora Legends)
«Мне 15 и я не могу открыть бутылку с водой». (PureFluffiness)
«А я в 15 лет плакал из-за того, что у меня не получилась домашка по биологии». (chilli_chae)
View this post on Instagram
A post shared by TeamLipnitskaya (@teamllipnitskaya) on
Русский менталитет
Иностранцы говорили о менталитете россиян и рассуждали, почему в нашей стране такие сильные фигуристы.
«Русские так сильно скрывают свои эмоции… И это расстраивает меня. Я из Южной Америки, и мы показываем каждую свою эмоцию спонтанно. А русские оставляют всю свою любовь, страсть, ярость и героизм искусству. В музыке, живописи, литературе и танце. Мое уважение к тебе, Юлия, от всего сердца. Твое выступление заставило меня заплакать». (Crystal Tears)
«Друг мой, дай я тебя обниму», — написал ему в ответ российский пользователь Ефим Кривов.
«Всегда любил российских/украинских спортсменов, они настолько серьезны и просто увлечены спортом (что даже привело к допингу), лол. Восхищаюсь такому серьезному отношению России к спорту», — заметил пользователь Machi Giceb.
View this post on Instagram
A post shared by TeamLipnitskaya (@teamllipnitskaya) on
Грусть и критика
Многие иностранцы считают, что в личном зачете Олимпиады в Сочи Аделина Сотникова победила незаслуженно. Юля же допустила несколько ошибок и осталась пятой.
«Честно говоря, это было самое запоминающееся выступление Сочи, кроме Юны Ким. Помню, как смотрел и был в полном восторге от девушки, которая рассказала прекрасную историю своим талантом. Юля была настоящей конкуренткой для Юны, которая могла бы завоевать золото в личном зачете. А не то злодеяние…
Я был опечален ее решением завершить карьеру из-за проблем со здоровьем. Но рад, что она здорова и заботится о себе. Она действительно падающая звезда, мимолетный момент блеска. Я могу только представить потенциал этой красивой девушки и хотел бы видеть больше. Но…» (Michael Marquez)
Часть комментаторов рассуждает о скоротечности карьеры Липницкой.
«Я так сильно скучаю по Юлии. Она была потрясающей фигуристкой. Честно говоря, я напугана, что другие русские фигуристки, в основном ученицы Этери, в конечном итоге выйдут на пенсию из-за ее анорексии. Ее история прекрасна и душераздирающая». (Anne S)
«Пишу этот комментарий после того, как Юля объявила о завершении карьеры. Мне просто нужно было прийти сюда, чтобы еще раз увидеть эту великолепную программу, которую она показала, когда она была еще ребенком. Юля, спасибо большое, ты останешься моим самым любимым фигуристом. Истинное вдохновение, звезда, которая никогда не перестанет сиять. Как же мне грустно». (almond blossoms)
Есть мнение, что Липницкая выступила неудачно в личном зачете из-за того, что катала две программы в командном турнире.
«Я думаю, что Российская федерация фигурного катания оказала слишком сильное давление на Юлию, выбрав ее единственной фигуристкой в командном зачете для женщин. Никто не сможет выкатать четыре программы за одну Олимпиаду. Никто. Ни физически, ни морально. Липницкая отлично выступила в командном зачете, откатав две великолепные программы, после чего стала самой молодой в истории олимпийской чемпионкой по фигурному катанию. Это привело к истерике в СМИ. И из-за этого она просто не могла мысленно подготовиться к женскому одиночному личному турниры. Неудивительно, что случились ошибки.
Возможно, было бы лучше выбрать Сотникову для командного турнира. Давление на Юлию было бы меньше. Сотникова выиграла турнир женских одиночных Игр, но в то же время, это событие испортило Липницкую. Для русских было бы лучше, если бы они обе взяли медаль в команде». (with wings)
View this post on Instagram
A post shared by TeamLipnitskaya (@teamllipnitskaya) on
Сравнение с Медведевой и Загитовой
«Евгения Медведева красивая и грациозная, с последовательными прыжками и вращениями. Она актриса на льду, и это очень мило. Люблю Алину Загитову — удивительная спортсменка с феноменальной звездной силой, артистизмом, невероятно напряженными прыжками и вращениями. Обе девушки молоды, трудолюбивы и талантливы.
Но ни одна из них, ни какая-либо из русских девушек, которые приходили и уходили, в этом отношении не сравнятся с Юлией. Липницкая обладает удивительной плавностью, невероятным чувством к музыке, бесподобной грацией, которую нельзя научить или воспроизвести. Она заставила меня забыть, что это было соревнование, что она просто каталась за баллы.
Ее глаза проникли в души всех ее зрителей, и ее гибкость захватила нас духом. Ее прыжки были частью музыки. Все истории, которые она рассказывала, были не так тривиальны, как иногда чувствуют Евгения и Алина. Юля была настолько искренна в своем катании, что история больше не была просто «историей». Липницкая — легенда, и никто не может отнять это у нее». (Jay Shirling)
«Этери подготовила более технически подкованных фигуристов, чем Липницкая. Но никто не смог воссоздать магию Юлии, которая превратилась в спектакль. Ее эмоции и ее выразительность — всего в 15 лет — вот что больше всего в этом мире, чем что-либо еще. И я не думаю, что этому можно научить». (atthew Linz)
Подписывайтесь на ютуб-канал Фигурка и смотрите самые интересные видео о фигурном катании
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.
Идеальная посадка или безвкусица? Упражнение «Список Шиндлера» Липницкой, завоевавшее золото — Спорт
Пятнадцатилетняя российская фигуристка Юлия Липницкая поразила мир в воскресенье своим выступлением, которое принесло России первое золото на зимних Олимпийских играх в Сочи. Но ее выбор музыки — партитура к «Списку Шиндлера» — и ее красный костюм привлекли внимание Twitter и блогосферы.
- Зимние Олимпийские игры 2014: Сочи в фотографиях
- Российские евреи вспоминают убитых израильских спортсменов
Помимо того, что она выбрала саундтрек к фильму о Холокосте, что действительно привлекло внимание людей, так это ее выбор красного наряда, согласно журналу BBC Magazine Monitor.
Многократно удостоенный «Оскара» фильм Стивена Спилберга о Холокосте снят полностью в черно-белых тонах, если не считать появления девушки в красном пальто. Сначала мы видим девушку в еврейском гетто, а позже главный герой фильма, немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер, видит мертвую девушку, все еще в красном пальто. Это поворотный момент для Шиндлера и его миссии по спасению своего «списка» евреев от нацистов.
Реакции в Твиттере варьировались от восхищения выступлением до сомнений в выборе счета Липницкой. Один автор развлекательных программ для Los Angeles Times написал в Твиттере: «Только что узнал, что Юлия Липницкая каталась на тему «Списка Шиндлера» в красном пальто. Смелое заявление для 15-летнего подростка».
У других был более ироничный взгляд на распорядок в красном. «Девушка — звезда! И не желтая! Скажи это вместе со мной: «Список Шиндлера: На льду»!» — говорится в одном из твитов. Другой пошутил, что Липницкая «стратегически выбрала музыку из «Списка Шиндлера» для своей произвольной программы, чтобы ей не пришлось беспокоиться об улыбке».
Для других тема «Список Шиндлера» была подходящим выбором. Одна женщина написала в Твиттере: «Я думала, что выступление Юлии Липницкой было прекрасным отражением трагедии в списке Шиндлера #Сочи2014».
Другой поблагодарил Липницкую от имени еврейского народа: «Спасибо, что красиво катаетесь под музыку из «Списка Шиндлера». Спасибо от еврейского народа. @Sochi2014 #NeverForget».
Другие задавались вопросом, знала ли юная фигуристка о значении своего выбора: «Какая бы ни была хороша Юлия Липницкая, у нее проблемы с темой «Списка Шиндлера». #thinksheknows?»
Саундтрек к фильму уже не в первый раз попадает на лед. Скрипичная музыка Джона Уильямса в исполнении израильского скрипача Ицхака Перлмана стала выбором фигуристов с тех пор, как в 1994 году вышел «Список Шиндлера». счет в 1994 году. Катерина Витт, немецкая фигуристка, выступила на саундтрек в красном костюме в 1995 году.
«Годы наблюдения за тем, как фигуристы относятся к программам «Списка Шиндлера» как к удобной возможности наряжаться в мрачные цвета, использовать различные чрезмерно драматичные ухищрения и корчить чрезмерно мелодраматичные и мучительные лица, оставили меня в целом равнодушным и опасающимся попыток изобразить пороки Холокоста и страдания еврейского народа на льду. Фигурное катание с его различными безделушками и экипировкой (как портняжной, так и другой) далеко от идеальной, уважительной арены для изучения таких вопросов».
Юлия Липницкая из России выступает в произвольной программе женской сборной по фигурному катанию на зимних Олимпийских играх 2014 в Сочи, 9 февраля 2014 г. Фото: Reuters
Звезда российского фигурного катания в образе «девушки в красном пальто». Разговор о китче
Юлия Липницкая (Reuters/Александр Демьянчук)
15-летняя российская фигуристка Юлия Липницкая уже завоевала золотую медаль Олимпийских игр в командных соревнованиях по фигурному катанию. Но ее выдающееся выступление с отсылками к «Списку Шиндлера» вызывает вопросы вкуса и уважения.
Музыка из драмы Стивена Спилберга о Холокосте 1993 года мгновенно узнаваема в программе Липницкой. Узнаваемо и платье Липницкой, визуальный намек на «девушку в красном пальто», один из немногих объектов в фильме, изображенных с помощью цвета. На пленке убита девушка в красном пальто, невинная жертва нацистов; в реальной жизни на льду побеждает девушка в красном платье.
Что бы вы ни думали о фильме, это китч высшей пробы. «Список Шиндлера», как и многие фильмы Спилберга, является эмоционально манипулятивным в том смысле, что в нем используется музыка и символика, чтобы вызвать реакцию. Но он также делает работу по изображению ужасов в контексте, и эмоции, которые он вызывает, примерно с чем-то. Распорядок Липницкой, хотя и технически совершенный, относится к наиболее запоминающимся аспектам популярного фильма о Холокосте, чтобы не делать никаких заявлений, кроме: «Было бы неплохо, если бы вы плакали при этой ссылке на существующее произведение искусства».
В своем романе «Невыносимая легкость бытия» Милан Кундера определил «китч» так:
«Китч вызывает две слезы один за другим. Первая слеза говорит: Как приятно видеть детей, бегающих по траве!
Вторая слеза говорит: Как приятно вместе со всем человечеством растрогаться бегущими по траве детьми!
Вторая слеза делает китч кичем.»
Программа Липницкой соответствует этому определению. Приятно наблюдать, как юная Липницкая катается на коньках, и это катарсис, когда речь идет о «Списке Шиндлера», общепризнанном символе Холокоста. Как приятно вместе со всем человечеством умиляться девушке, катающейся на коньках в костюме выдуманной жертвы Холокоста! (Насколько же легче всплыть на поверхность воспоминание о Холокосте и погрустить, но и порадоваться за Липницкую, чем созерцать способность человека к злу.) Это низкокалорийный эмоциональный триггер, опирающийся на поверхностный уровень чужих сложных и сложное искусство вызвать у зрителя эмоциональный отклик.
Липницкая достаточно молода даже по меркам фигурного катания, и спортсменка, которая делает ставку на тренеров и партнёров по команде; трудно себе представить, что она придумала весь этот номер из-за своей неизменной любви к «Списку Шиндлера». Но тот, кто это планировал, оказал Липницкой медвежью услугу. Фигуристка достаточно талантлива, чтобы не полагаться на музыку и знаки, которые незабываемо использовались в эпизоде «Танцующие мамы».