Шахматисты ожидали начала турнира заранее продумывает стратегию своей игры: Русский язык ВПР 7 класс (задание 8) — Педагогический портал «Тривиум», задание 8211

Решать задание 8 ВПР 7 класс. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые.

Практика ВПР: решать 8 задание ВПР по русскому языку в 7 классе.

Формулировка задания 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

Вариант 1. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дождь весело стучал по крыше наполняя моё сердце радостью.
2) Я пошёл бродить под дождём усиливающимся с каждой минутой.
3) Гуляя в университетском сквере отец вспоминал годы своего студенчества.
4) Гражданин вы получите взыскание паркуя машину в неположенном месте.

 Ответ

Вариант 2. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Предчувствуя неприятную встречу Каштанка вошла в комнату.
2) Лежавший на старом матрасике кот вдруг увидел Каштанку.
3) Дружище лучше тебе без оглядки бежать отсюда поджав хвост.
4) Собака испугалась и бросилась к коту зашипевшему ещё сильнее.

 Ответ

Вариант 3. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) В конце улицы стоял окружённый вязами деревянный дом.
2) На речную долину лёг туман пропитанный солнцем и влагой.
3) Недавно проснувшись я вышел в сад и направился к кормушкам.
4) Птички летите к кормушке отбросив страх и недоверие.

 Ответ

Вариант 4. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Лось выбежал на опушку заросшую низким кустарником.
2) Не останавливаясь зверь направился к блестевшей в лучах солнца реке.
3) Горят бриллианты крупной росы изредка вспыхивая под лучами солнца.
4) Приятель ты зря спешишь не замечая чудесного утра.

 Ответ

Вариант 5. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Впереди шёл высокий геолог в выгоревшей на солнце куртке.
2) Рядом с дорогой он заметил дым от костра поднимавшийся высоко в небо.
3) Не говоря ни слова он подсел к долгожданному огню.
4) Услышав мою историю вы очень удивитесь ребята.

 Ответ

Вариант 6. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Солнце наконец-то вышло из-за туч покрывавших всё небо над морем.
2) Музыканты сыграйте марш грянув медью духовых инструментов.
3) Оглушая всех торжествующими звуками марша музыканты играли на палубе.
4) Все на пристани невольно прислушивались к звукам льющейся с корабля музыки.

 Ответ

Вариант 7. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Освещая поляну костёр играл ярким пламенем.
2) Издалека донёсся грохот набиравшего силу грома.
3) Внезапно хлынул ливень мгновенно загасивший костёр.
4) Мальчики быстрее бегите в сторожку прихватив с собой рюкзаки.

 Ответ

Вариант 8. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Совершенно расстроенный отец подошёл к окну в своём кабинете.
2) Он увидел в небе лебедей оглашавших округу печальными криками.
3) Не медля ни секунды скорее посмотри в окно доченька.
4) Стая птиц пролетала над селом постепенно исчезая из вида.

 Ответ

Вариант 9. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ящерицы растянулись во всю длину на гладко укатанной дороге и грелись на солнце.
2) На краю дороги попадались следы зайцев выходивших после ненастья кормиться.
3) Пригретые солнцем поляны были усыпаны земляникой.
4) Девочки предлагаю пойти за ягодами оставив все дела.

 Ответ

Вариант 10. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Измученные переходом через перевал туристы пересели в лодку.
2) Рассыпая прохладные брызги дружно взлетали вверх вёсла.
3) Костя не распугай рыбу шлёпая так громко вёслами по воде.
4) Пробежал ветерок и донёс шум ушедшего со станции поезда.

 Ответ

Вариант 11. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Шахматисты ожидали начала турнира заранее продумывая стратегию своей игры.
2) В павильоне началась сложная шахматная партия привлекшая общее внимание.
3) Обдумывая каждый свой ход шахматисты внимательно следили за временем.
4) Ребята вы можете развить у себя логическое мышление регулярно играя в шахматы.

 Ответ

Вариант 12. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дорога вышла из леса петляя до самого горизонта.
2) Окружающий нас пейзаж казался волшебным сновидением.
3) Мы смотрели на тёмное небо блестевшее яркими звёздами.
4) Увидев ночное небо вам захочется многое узнать о нём друзья.

 Ответ

Вариант 13. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Заливисто пели звонки непривычно звучавшие в пустых коридорах школы.
2) Издав звучную трель школьный звонок неожиданно замолчал.
3) В школьных коридорах смолкли обычно заливисто звеневшие звонки.
4) Ребята вы можете дописать вашу работу не обращая внимания на звонок.

 Ответ

Вариант 14. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Прибыв на станцию я поехал в усадьбу просёлочной дорогой.
2) Посаженные мной около забора берёзки теперь выросли и зазеленели.
3) Не оставляя мечты стать писателем я завёл себе тетрадь для творчества.
4) Друзья мои поверьте в искренность моего замысла читая эти строки.

 Ответ

Вариант 15. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Друзья мои задумайтесь о бесконечности Вселенной глядя на далёкие звёзды.
2) Болтовня птиц разносилась по лесу из смыкавшихся над узкой дорогой крон деревьев.
3) Изучив пути звёзд учёные узнали об их непрерывном приближении к Земле.
4) С далёкого неба на людей смотрят звёзды воспетые поэтами и музыкантами.

 Ответ

Вариант 16. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Отдавая распоряжение о переносе бильярда в зал поэт готовился к приёму гостей.
2) Мой друг приглашаю Вас сыграть бильярдную партию давно нами запланированную.
3) Собравшись в гостиной гости занимали себя игрой в бильярд.
4) У поэта был старинный бильярд принадлежавший когда-то его деду.

 Ответ

Вариант 17. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Весной в нашем дворе цветут каштаны широко раскидывая свои ветви.
2) Падая на землю коробочки каштана издают глухой звук.
3) Плод каштана заключён в зелёную кожуру покрытую мелкими иголочками.
4) Ребята давайте собирать плоды каштана складывая их в маленькую корзинку.

 Ответ

Вариант 18. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ворона двигалась прямо на нас неестественно подскакивая.
2) Низко припадая к земле за вороной кралась полосатая кошка.
3) Охотящаяся за вороной кошка следит за всеми передвижениями птицы.
4) Девочки поможете спасти птицу отпугнув крадущуюся за ней кошку?

 Ответ

Вариант 19. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
2) Отдыхая от операций папа читает газеты журналы новинки медицинской литературы.
3) Папа рассказал нам о сложной операции проведённой им накануне.
4) Делая доклад на конференции папа описал сложные случаи из практики.
Доктор расскажите нам об этой операции используя доступный язык.

 Ответ

Вариант 20. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Анна Борисовна сидит положа руки на колени и строго глядя на ученика.
2) Как радовались мы за Анну Борисовну нашедшую выход из положения.
3) Анна Борисовна я понял ход рассуждения решая последнюю задачу.
4) Исправив ошибки в моей работе Анна Борисовна дала мне новую задачу.

 Ответ

  • Решать демоверсию ВПР для 7 класса
  • Практика ВПР-7 по заданиям

7 класс. Контрольная работа по русскому языку по итогам 3 четверти в формате ВПР

Вариант 1

1. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)виду снегопада движение на дорогах затруднено.

2) Очень опасно переходить дорогу, (не)смотря по сторонам.

3) (В)продолжени.. инструкции включили новую информацию.

4) Метели не прекращались (в)течени.. января.

2.Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 

1) Щенок радостно бежал (на)встречу друзьям.

2) (В)течени.. дня команда завершила подготовку к турниру.

3) Геологи заметили незначительные изменения (в)течени.. реки.

4) (В)начале пути туристы договорились о времени привалов.

3.Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Торопясь на автобус, у меня потерялся проездной.

2) Летучая мышь, не задевая стен, спокойно летает по комнате.

3) Зазеленевшие неделю назад липы были освещены солнцем.

4) По окончанию каникул мы с новыми силами принялись учиться.

4.Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ветка покачавшись замерла.

2) Не сводя зачарованных глаз с Дика он резво сбежал с крыльца и очутился возле отпрянувшего назад огромного пса.

3) Крики отдавались в мирно спавших заводях реки.

4) Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня.

5. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Анна Борисовна сидит положа руки на колени и строго глядя на ученика.

2) Как радовались мы за Анну Борисовну нашедшую выход из положения.

3) Анна Борисовна я понял ход рассуждения решая последнюю задачу.

4) Исправив ошибки в моей работе Анна Борисовна дала мне новую задачу.

6 Объясните значение пословицы «Глаза страшатся, а руки делают», запишите Ваше объяснение..

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

1 Текст

В тот день я (не)решил задачу зада(н,нн)ую(3) на дом. Там было что(то) про арти(л,лл)ерийский снаряд который куда(то) л..тит с какой(то) скоростью и за какое(то) время. Задача была запута(н,нн)ая. У меня решение (н..)как (не)сх..дилось с ответом. На следу..щий день я приш. .л в школу за час до занятий. Самые заядлые фу..болисты были на месте. Я спр..сил у одного (на)счёт задачи, ок..залось, что он её (не)решил. Совесть моя ок..н..чательно усп..коилась. Мы разд..лились на к..манды и играли до самого зв..нка. (4) И вот вход..м в класс. Еле отдышавшись спрашиваю у отличника Сахарова о задач.. . Он сказал, что ответ прав..льный. Я снов..(2) х..тел посомн..ват..ся но он отв..рнулся отняв у меня последн..е ут..шение падающих.

Вариант 2. 1.Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

 1) Я находилась на даче (в)течени.. всего лета.

2) Написано о главном герое (в)продолжени.. книги.

3) Обнаружились новые факты (в)следстви.. об аварии.

4) (В)следстви.. невнимательности были допущены ошибки.

2.Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

 1) (На)счёт были перечислены денежные средства.

2) (В)течени.. всего года мы много занимались математикой.

3) (В)продолжени.. месяца проходили соревнования.

4) (В)роде Суворова не было до него выдающихся военачальников.

3.Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

2) Вопреки здравого смысла он сделал всё наоборот.

3) Руководитель действовал согласно инструкции.

4) В течении реки плескалось много рыбы.

4.Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Цепляясь саблями за поводья гремя шпорами и торопясь слезали гусары сами не зная что они будут делать

2) Макар сидел слегка покачиваясь и продолжал свою песню.

3) Казаки расползались ища прикрытия и выбирая место поудобнее.

4) Упорно занимающиеся быстрее достигают целей.

5.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Шахматисты ожидали начала турнира заранее продумывая стратегию своей игры.

2) В павильоне началась сложная шахматная партия привлекшая общее внимание.

3) Обдумывая каждый свой ход шахматисты внимательно следили за временем.

4) Ребята вы можете развить у себя логическое мышление регулярно играя в шахматы.

6.Объясните значение пословицы «Всюду хорошо, а дома лучше», запишите Ваше объяснение.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

1 Текст

1 Усадьба у тётки (не)большая но прочная окружён. .ая (сто)летними берёзами. (Не)высокие постройки все под соломе(н,нн)ыми крышами. Выделя..тся дли(н,нн)ой только людская, (от)куда выглядывают какие(то) старич..ки и старушки. Дом стоял у самого сада, глядел основательно из(под) своей необыкновен..о высокой соломе(н,нн)ой крыши почерневш..й(3) от времени. В доме (с)начал..(2) почу..ству..шь запах яблок а потом уже другие приятные запахи.В гости(н,нн)ой прохладно. Это потому, что дом окружён садом. Вдруг важно но приветливо выходит тётя. (4) И сейчас(же) под бе..конечные разговоры начинают появлят..ся угощения.

Вариант 3

1.Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (Не)смотря на обледенение дороги, он поехал в гости на машине.

2) (В)следстви.. по делу о хищении товара появились новые улики.

3) Я решил узнать всё (на)счёт предстоящей экскурсии.

4) Антон читал стихи выразительно, (не)смотря в текст.

2.Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать (в)продолжени.. повести.

2) (В)следстви.. недостатка дров договорились о новых заготовках.

3) Охотники всматривались (в)след этого удивительного зверя.

4) (В)течени.. ближайших суток погода не изменится.

3 Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) На концерт пришли ребята с соседнего поселка.

2) Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

3) Согласно распоряжению начальника смены рабочий день сокращён на час.

4) Он мечтал подобно Буратино о несуществующей стране, где из одной монеты может вырасти денежное дерево.

4.Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Пытаясь перещеголять друг друга в смелости мы переплыли реку преодолевая течение.

2) Мы улеглись на траву утомлённые заплывом и стали болтать о пустяках.

3) Мы с приятелем часто играли в теннис вошедший тогда в моду.

4) Любимое мною издание романов Майна Рида находится на верхней полке.

5.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ворона двигалась прямо на нас неестественно подскакивая.

2) Низко припадая к земле за вороной кралась полосатая кошка.

3) Охотящаяся за вороной кошка следит за всеми передвижениями птицы.

4) Девочки поможете спасти птицу отпугнув крадущуюся за ней кошку?

6.Объясните значение пословицы «Родина — мать, умей за нее постоять», запишите Ваше объяснение.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 1 Текст

1 (В)начал.. мая я пок..дал дом д..ржа путь на (юго)восток. Было св..тло. Вдру(г/к) (тёмно)серая туча зат..нула поч..ти полнеба. Со..нце ушло за сер..ю з..весу. Та часть неба, что ост..валась (по)прежн..му(2) (светло)синей, потускнела обр..ла сизый о(т,тт)енок.. Откуда(то) взл..тели голуби буд(то) кем(то) в(з/с)полошё(н,нн)ые(3). Птиц.. к..зались бел..ми на сером фон.. . Но они перешли гр..ницу бури и нырнув в наст..ро́ же(н,нн)ую синеву вдруг (з/с)делались ч..рными. Их силуэты стремител..но перем..щались (в)дали по кругу когда ра(з/с)к..тился первый ро(б/п)кий гром. (С)нов.. загр..мело, и в..твистая молния мгнове(н,нн)о прожгла тучу. Густо и косо удар..ли плети оглушительн..го ливня. (4) Нач..налось время гро(з/с).

шахмат: игра в ожидании? — Chess.com

Приближался день рождения моей дочери. Делать было нечего, оставалось только ждать. Прошел еще один день. Я не мог сосредоточиться на работе. Еще день, а потом еще. я не мог писать; мои слова были заблокированы. Я не мог спать. Еще и еще. Когда я пытался читать, мое внимание рассеивалось. Еще, еще, еще.

Я не умел играть в шахматы — или не должен был играть в шахматы, но я играл.

Я очень плохо играл в шахматы. С некоторых пор у меня появилась привычка каждый вечер играть в 30-минутную партию в рапид. Я редко пропускал день. Обычно я пытался играть в то время, когда я мог сосредоточиться, когда я мог отыграть час и думать ни о чем, кроме каталонцев, но я играл, даже если это означало делать быстрые ходы, записывая статью в срок, или играть на телефоне, сидя. в самолете, ожидающем взлета, или однажды на Уимблдоне в Центральном корте.

Роджер Федерер на Уимблдоне. | Фото: Луиза Томас.

Идея быстрых игр была проста: мои шахматы должны были улучшаться с ежедневной дисциплиной. Упражнения и тактика, которые я выполнял, были поучительны, но они не могли заменить реальных вещей. Мне нужно было накопить опыт под давлением часов. Мне нужно было выяснить, какой дебютный репертуар лучше всего подходит моему стилю, и лучший способ сделать это, казалось, заключался в том, чтобы пробовать разные варианты в течение длительного периода времени. В этом отношении мне нужно было определить свой стиль.

Пробовал играть e4, потом переключился на d4. Я играл Найдорфа. Я осмелился на Грюнфельда. Я попробовал шотландское и каталонское и осмелился дать мне Бенониса. Каждый день, после того, как моя игра заканчивалась, я проводил немного времени, анализируя игру. Я бы обратился к шахматным книгам, чтобы просмотреть различные рекомендуемые и нерекомендуемые варианты. Иногда я делал это на настоящей доске. И когда я заканчивал свой собственный анализ, я запускал компьютерный движок и смотрел, что я сделал хорошо, а где ошибся.

Ход белых и мат в 99.

Это более или менее сработало. Моя игра улучшалась если не стабильно, то урывками. Мой онлайн-рейтинг подскакивал, падал и останавливался, но я был уверен, что если буду продолжать работать, он снова подскочит. Так и случилось. Я освоился с парой разных дебютов, выясняя, где линии становятся резкими, а где — скучными. Я начал видеть определенные закономерности и координировать части. Я проигрывал много партий вовремя, но стал лучше обращаться с часами, особенно в начале партий, когда я мог полагаться на дебютную теорию вместо того, чтобы тратить время на вычисления с нуля (по крайней мере, когда я мог вспомнить дебютную теорию, которая была, правда, редкостью).

Я определил некоторые из своих самых больших слабостей (плохая память, моя склонность тратить время на панику, моя привычка не просчитывать строчку до конца. .. Я мог бы продолжать) и работал над тем, чтобы придумать способы свести их к минимуму, если не полностью преодолеть.

Однако по мере приближения срока рождения ребенка я обнаруживал, что работаю все хуже и хуже. Я начал наклоняться. Я терял ночь за ночью. Я проигрывал так, как проигрывал всегда, и изобретал новые способы проигрывать. Иногда я проигрывал вне дебюта. Иногда я прокрадывался в позицию с пешкой или оказывал давление на опасную вертикаль. Иногда я даже набирал полный кусок. Но моя привычка делать ленивые ходы, растрачивать хорошую позицию и вешать слона становилась все хуже и хуже.

Некоторые из игр представляли собой праздники ужасов, захватывающую демонстрацию бездарности. Был, например, один случай, когда мой соперник пропустил мат — дважды — только чтобы дать мне коня (и, если не считать моей ошибки, почти двух коней). Однако, прежде чем я смог воспользоваться своим сокрушительным перевесом, я отдал коня, растерял преимущество и, уже фактически проиграв, сделал серию панических ходов. В конце концов я сдался, когда мой противник раздвоил моего короля и королеву.

Никакой свинец, каким бы большим он ни был, не казался безопасным.

Я был пуглив. Моя уверенность пошатнулась. Мой моральный дух был хуже. Мои шахматы действительно не улучшались. На самом деле, я укреплял плохие привычки. Хуже того, я больше не получал от этого удовольствия. Дни шли, а мой мозг был занят чем-то другим. В конце концов я принял суровую истину: иногда лучше сделать перерыв. Шахматы существуют уже много столетий. Оно будет там, когда я буду готов к нему вернуться.

Это не помешало мне заняться шахматной тактикой, когда у меня наконец начались роды. Боль приходила волнами. Я попытался сосредоточить свое внимание на крошечном странствующем короле на моем экране. Пока таймер тикал, ожидая, когда я перейду конем, я считала минуты между схватками. Каждая минута, казалось, заключала в себе часы; часы были целые жизни. Было 11 часов вечера, затем 12. Я должен был попытаться уснуть; Я знал, конечно, что пройдет много месяцев или лет, прежде чем я снова буду спать всю ночь. Вместо этого я забрал ладьи и ферзя.

Я проиграл большую часть тактики, как и большую часть своих игр. Может быть, почти все. Не помню, насколько сильно упал мой рейтинг в ту ночь, но сильно. Несколько недель спустя я полностью стер свою историю тактики, решив начать с нуля. Но в ту ночь, когда я рожала, я не могла думать ни о чем больше, чем на один или два шага вперед. Я просто считал секунды, передвигал фигуры, безрассудно увольнял — делал все возможное, чтобы отвлечься от происходящего, как можно дольше.

То, что происходило, невозможно было игнорировать слишком долго. На следующее утро я держала на руках своего хныкающего малыша. И на короткое время мои мысли снова обратились к шахматам.

Она мой король , думал я, держа ее, вымытую и увязанную. Она важнее всего. Я сделаю все, что в моих силах, я пожертвую всем, чтобы поддержать и защитить ее.

И тогда, Я подумал про себя, она будет как пешка, шагая вперед шаг за шагом. Тогда она станет рыцарем, прыгающим и кувыркающимся туда-сюда. Потом епископ, отважившийся на новые и далекие дела. Однажды она станет ладьей: сильной, твердой, могущественной, двигающейся прямо и верно, знающей, что правильно, а что лучше оставить.

И, наконец, королева.

Она лежала у меня на животе, прижавшись ко мне своей крошечной головкой, и наши сердца быстро бились. Да , подумал я про себя. У нее будет такая сила, такой диапазон, такая сила. Однажды она станет королевой.


Луиза Томас — американская писательница, автор двух книг (в том числе «Луиза: необыкновенная жизнь миссис Адамс»), постоянный автор NewYorker.com, бывший писатель и редактор Grantland.com , и «одержим» теннисом и шахматами. Вы можете следить за ней в Твиттере.

Величайшие выжидательные ходы гроссмейстеров

Выжидательные ходы труднее всего обнаружить в шахматах, потому что по определению они не имеют непосредственной цели. Они никак открыто не меняют позицию и, далее, передают ход противнику. На самом деле в этом и смысл в каждом случае: заставить другого игрока взять на себя обязательство, которое вы готовы выполнить.

Я попытался охватить все уровни шахматистов примерами в каждой категории, логически начиная с классических или известных примеров и заканчивая партиями, сыгранными в последние годы. Я надеюсь, что даже титулованные игроки смогут чему-то научиться здесь или использовать это в качестве справочного материала. Я разделил обширную и несколько неуловимую тему «выжидательных ходов» на следующие категории:

  • Цугцванг
  • Профилактика
  • Избегайте вариантов бетонных проемов
  • Провокация
  • Подготовка завуалированной атаки
  • Walk The Walk: выигрышные выжидательные ходы в моих собственных играх

Цугцванг

Одним из редких способов выиграть в шахматы является достижение цугцванга. Конечно, цугцванг — это волшебный момент, когда ваш выжидательный ход заставляет противника упасть на собственный меч. Любой ход для них проигрышный, и, если они не сдаются, они вынуждены бросать свои фигуры одну за другой или ждать неумолимого конца.

Самый простой пример такого выжидательного хода можно увидеть в эндшпиле король-пешка. Используя выжидательные ходы, выигравшая сторона получает сопротивление или вход в позицию противника, тем самым выигрывая материал или решительно поддерживая проходную пешку. Есть, конечно, простые примеры на выбор, но я решил бросить вызов нашим читателям примером из знаменитого «Руководства по эндшпилю » покойного международного мастера Марка Дворецкого .

Ход черных и победа.

Дворецкий, автор нескольких книг по продвинутым шахматам. Фото: Мария Емельянова/Chess.com.

Более сложным примером, в котором фигур на доске больше, чем просто пешек и королей, является партия между гроссмейстером Бобби Фишером и гроссмейстером Марком Таймановым в четвертьфинале претендентов в 1971 году. к игре, чтобы научить способности слона перехитрить рыцаря, используя цугцванг. Обратите внимание на хитрые выжидательные ходы белого слона, которые в итоге приводят к цугцвангу соперника и заканчиваются незабываемой жертвой.

Фишер играет против чемпиона мира Михаила Таля на Олимпиаде 1960 года. Фото: Ульрих Кольс/Федеральный архив Германии, CC.

Современный пример – красивая партия чемпиона мира Магнуса Карлсена на чемпионате мира ФИДЕ в 2021 году, где его соперник, гроссмейстер Владимир Федосеев, оказался абсолютно без ходов, несмотря на то, что у него было много фигур, в том числе ферзей, в миттельшпиле на доске:

Карлсен на чемпионате мира по шахматам ФИДЕ 2021 года. Фото: Мария Емельянова/Chess.com.

Профилактика

Профилактика (думаю: пророк) относится к движениям, которые защищают собственную позицию перед любыми немедленными и наступательными действиями. Часто со стороны позиционного превосходства приходится делать какие-то выжидательные ходы, чтобы сохранить безопасность нашего собственного короля, прежде чем нанести ущерб другому. Следующая игра широко известна, но старичок — это еще и плюс. Профилактический ход МГ Гарри Каспарова королем, иллюстрирующий его острое чувство безопасности короля, заботится о своем, прежде чем обрушить цунами на короля соперника.

Каспаров в шахматном клубе Сент-Луиса в 2017 году. Фото: Мария Емельянова/Chess.com.

Следующая, более современная партия между МГ Нодирбеком Абдусатторовым и МГ Григорием Опариным включает в себя тот же профилактический ход Крh3. Да, это единственная блиц-партия, вошедшая в статью, но следующий момент поучителен и показывает, как упреждающая игра Крh3 может подготовить смертельную атаку.

Абдусатторов на ЧМ-2021. Фото Марии Емельяновой/Chess.com.

Исключение вариантов бетонных проемов

С появлением компьютеров приключения 70-х и 80-х, похоже, закончились в одном отношении. Создается впечатление, что в дебюте почти не осталось загадок, так как лучшие шахматисты мира как будто целыми днями сидят за компьютером, запоминая все варианты.

Однако даже этот пункт раз за разом оказывается неверным — недавний пример — партия МГ Сэма Шенкленда против МГ Сергея Карякина в Tata Steel Chess Masters 2022, где россиянин споткнулся в «известном» варианте и должен был уйти в отставку на 26-м ходу. Вот вам и все это заучивание, а?

Сэм Шенкленд на ЧМ-2021. Фото: Мария Емельянова/Chess.com.

Тем не менее, популярным подходом на высшем уровне было использование выжидательных ходов, чтобы обойти хорошо известную теорию. С помощью «маленьких движений», как вы видите ниже, они привносят тонкие отличия в уже известные линии, но эти маленькие движения, безусловно, содержат яд.

Первый пример взят из книги гроссмейстера Алекса Ермолинского Путь к совершенствованию шахмат : 11.h4!? в карловарской структуре, возникающей из-за отказа ферзевого гамбита. Короче говоря, этот небольшой выжидательный ход ждет ответа черных и помогает белым соответственно определить оптимальную расстановку.

Спустя два десятилетия в нее все еще играют — вот игра, которую МГ Нодирбек Абдусатторов сыграл буквально на прошлой неделе. Следующий пример выбран потому, что он вводит идею, не упомянутую в книге Ермолинского, опубликованной в 1999 году (идея: 14.g4). Кроме того, хотя это и не самый ранний пример в этом варианте 14.g4, МГ Петер Леко является самым сильным игроком, который использовал его против гораздо более молодого МГ Алексея Сараны.

Леко на командном чемпионате Европы 2017. Фото: Мария Емельянова/Chess.com.

Еще один хороший пример выжидательного хода в дебюте — 12.Kh2 в варианте Графа Руи Лопеса. В то время как несколько других ходов были опробованы с переменным успехом, этот крошечный шаг в сторону является самым результативным, хотя у него не так много игр, как у других ходов. Суть, как и в предыдущем примере, в том, что белые выжидают, какой будет расстановка черных, прежде чем предпринимать действия в центре; а именно, он ждет, что черные сделают со слоном на c8 и конем на d7. Хотя в следующей партии была ничья, игра бывшего чемпиона мира Владимира Крамника поставила бывшего чемпиона мира ФИДЕ гроссмейстера Руслана Пономарева под прицел и продемонстрировала опасность этого обманчиво ничего не подозревающего хода королем.

Крамник на шахматном турнире Tata Steel 2019. Фото: Мария Емельянова/Chess.com.

Провокация

Выжидание с целью спровоцировать противника на переигрывание имеет гораздо меньше общего с объективной оценкой и больше с психологией. Следующие примеры показывают, как простое ожидание может спровоцировать другую сторону на совершение ужасной ошибки.

Кто может быть более сильным провокатором, чем английский гроссмейстер Тони Майлз, печально известный победой тогдашнего чемпиона мира гроссмейстера Анатолия Карпова в 1980 с потрясающим 1…a6.

миль был великим провокатором в шахматах. Фото: Getty Images/Evening Standard.

Хорошо, теперь, когда мы познакомили Майлза с этим маленьким ходом, давайте покажем еще более красивый и сложный ход, который он сыграл в 1989 году, загадочный ход 18…Rac8!?. Мне было трудно понять это самостоятельно, и я использовал эту статью FM Ниранджана Навальгунда, чтобы понять этот ошеломляющий ход ладьей и написать аннотации.

Во время написания этой статьи трудно не упомянуть недавний пример гроссмейстера Ричарда Раппорта против гроссмейстера Дмитрия Андрейкина в финале Гран-при ФИДЕ 2022 года в Белграде. С двумя минутами на часах против восьми Раппорт отказывается от троекратного повторения просто для того, чтобы продолжить партию 30.Qe5!!, что само по себе объективно не меняет позиции и провоцирует соперника, вероятно ожидавшего ничью, на ошибка почти сразу.

Этот экстраординарный выжидательный ход принес Раппорту победу в турнире, а вместе с ней и место в турнире претендентов. FM Карстен Хансен уже предоставил превосходные аннотации к игре, поэтому я привожу их ниже, взятые из этой статьи:

Взаимопонимание на World Rapid and Blitz 2021 года. Фото: Мария Емельянова/Chess.com.

Подготовка завуалированной атаки

Иногда целью выжидательного хода является подготовка неожиданной атаки, сокрытие своих намерений. Хотя следующий пример, возможно, вызывает споры, поскольку ход 14. ..Kh8 Фишера имеет очень конкретную идею расчистки поля g8 для ладьи, я все же включаю его, чтобы познакомить любителей игры с таким оригинальным и, если вы видите, первый раз, шокирующий план. Я выбираю именно эту партию, потому что она менее известна, чем победа Фишера над гроссмейстером Андерссеном с тем же планом:

Следующая игра представляет собой гораздо более сложный пример той же концепции. Однако это более правильный выжидательный ход, так как 12.Kh2 не только подготавливает идею g4. Он более гибкий; ему требуется некоторое время, чтобы улучшить свою позицию в центре, прежде чем приступить к той же идее, что и Фишер с ходом 16.g4.

Нисипяну на ЧМ-2019. Фото Марии Емельяновой/Chess.com.

Выигрышные выжидательные ходы из моих собственных игр

Я включил этот раздел, чтобы показать, как эти идеи можно применить к шахматным играм на клубном уровне. Хотя они, очевидно, не так впечатляют, как что-либо у гроссмейстеров мирового класса, я думаю, что следующие примеры, сыгранные еще до того, как я достиг уровня национального мастера в США, показывают, что обычные люди также способны ждать своего пути к победе.