Российский спортивный комментатор королева теннисных репортажей: Илья Казаков

Илья Казаков

  • Профиль

  • Избранное

ДАТА РОЖДЕНИЯ:
3.8.1972

МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
Королев (Калининград), Россия

  • Футбол России

Родился 3 августа 1972 года в подмосковном Калининграде (сейчас Королев).

В 1996 году окончил МЭИ по специальности «Теплофизика» и полгода проработал в РКК «Энергия», пока однажды не увидел в любимой спортивной газете объявление о конкурсе комментаторов. Волновался, сомневался, отважился и в итоге попал в новый, молодой, интересный мир спортивного телевидения. До микрофона дорос не сразу, сначала поработал корреспондентом в программе «Футбольный клуб», съездил на Кубок мира-98, а затем начал потихоньку осваивать комментаторскую профессию. Возможностей для роста у молодежи на «Плюсе» хватало – только твори. Были эфиры, программы, попытки сделать что-то и в документалистике. Фильмы-программы о псковском бытии Эдуарда Малафеева, камерунских днях Валерия Непомнящего помогли понять: что в футболе, что в любой другой сфере жизни самое интересное – это люди.

Затем была работа на первом открытом для каждого зрителя спортивном канале «7ТВ». Первое на нашем телевидении ежедневное ток-шоу о футболе в период Кубка мира-2002. Радость от прогресса молодых – когда начала получаться работа у микрофона у Володи Стогниенко, Кирилла Дементьева и Саши Гришина. С их помощью был сделан сериал «История российского футбола: 1992-2002 гг.»

С июня 2003 года работал на телеканале «Спорт» (с 2010 года – телеканал «Россия 2»). «Футбол России», репортажи матчей чемпионатов мира и Европы, Лиги чемпионов и Кубка УЕФА, российской и английской премьер-лиги. Было везением оказаться хоть чуточку причастным к славным моментам в нашей новой футбольной истории: комментировал весной 2005 года матчи ЦСКА на их пути к первой российской победе в еврокубках; в 2006 году финал юношеского чемпионата Европы, который выиграла сборная Игоря Колыванова; в 2008 году был ведущим на победном для «Зенита» Суперкубке Европы.

С мая 2005 года — пресс-атташе сборной России.

Автор книги «Настоящая сборная или феномен Хиддинка».

  • Кадры

  • Кадры

  • Кадры

  • Кадры

Сергей Дерябкин.

В рамках избранного стиля — Голос за кадром — Блоги

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

 

ATP Masters 1000. Майами. Теймураз ГАБАШВИЛИ — Жо-Вилфред ТСОНГА

26 марта 2011 г. 18.00. «НТВ-Плюс Теннис»

Комментатор — СЕРГЕЙ ДЕРЯБКИН

 

Теннис — вид спорта для комментария совершенно особенный. Легче комментировать теннис, чем, к примеру, футбол, или сложнее — вопрос открытый. С одной стороны, Анна Владимировна Дмитриева говорит, что всегда удивлялась, как это футбольные комментаторы могут беспрерывно говорить, ходить за мячом и успевать ко всем событиям, у них же толком и пауз в игре нет. А с другой…

Чего-чего, а пауз в теннисе, безусловно, предостаточно, и их комментатору, как ни крути, заполнять надо. Кроме того, теннис, по сравнению с командными игровыми видами, еще менее разнообразен в смысле происходящего на корте: набор игровых ситуаций здесь довольно стандартен, происходит каждая из них за матч многажды, причем не в динамике, одна за другой, а именно что через паузы, поэтому очень трудно превратить комментарий теннисного матча в связный рассказ и избежать многократного повторения одних и тех же штампов.

Есть и другие трудности. Во-первых, теннисный комментатор назначается не на конкретный матч, а на временной отрезок игрового дня. На разных кортах идут разные поединки, время их, как вы понимаете, не регламентировано, поэтому трансляция выстраивается зачастую уже по ходу дела, в зависимости от того, на каких кортах какие встречи завершились либо еще не начались, а значит, садясь к микрофону, комментатор не может знать со стопроцентной уверенностью, игры каких именно соперников ему нужно будет работать. Во-вторых, принадлежность того или иного теннисиста к какой-либо стране — дело довольно условное, здесь соревнования индивидуальные, и каждый выступает за себя, а не за Родину, и следовательно, болеют зрители за конкретных игроков. Во всех прочих видах спорта, если встречается российская команда с зарубежной, никто и не подумает ругать комментатора за то, что он так горячо поддерживает «наших» (если только это не Геннадий Орлов на матчах Лиги Европы). В теннисе же, когда играет Новак Джокович, Ана Иванович или Серена Уильямс, их персональным болельщикам совершенно без разницы, противостоит их любимцами россиянин, австралиец или игрок из Буркина-Фасо — поэтому комментатор болеть за «своих» должен с известной долей осторожности.

Получив меня в свои зрители на матче Теймураза Габашвили с Жо-Вилфредом Тсонгой, комментатор «НТВ-Плюс» Сергей Дерябкин оказался именно в такой ситуации. Я не являюсь персональным поклонником французского теннисиста, но в этой паре соперников мои симпатии все же на его стороне, а потому на «болельщицкие» проявления в комментарии Сергея внимание я обращал.

А обращать было на что. Поначалу довольно тактично, а к концу совсем уж рьяно — Дерябкин за россиянина «притапливал». Ошибки Тсонги воспринимались им как положительный момент, в то время как неудачные действия самого Теймураза вызывали исключительно досаду. Оговорю этот момент сразу и прямо: лично мне такая позиция комментатора не близка (уже объяснил выше, почему), однако критиковать и тем более осуждать Сергея за нее я ни секунды не стану, поскольку он имеет на нее полнейшее право. Это его сознательный выбор, одна из составляющих его комментаторского кредо. Здесь очень важно не путать беспристрастность с объективностью: у Дерябкина (отмечаю это как огромный плюс) наличие первого нисколько не мешает второму. Он ни в коем случае не восхвалял Габашвили, когда на то не было никаких оснований, и ни в коем случае не забывал отметить Тсонгу, когда тот выдавал что-то достойное похвалы. Разбор игровых ситуаций в его исполнении так и вовсе, на мой взгляд — образцово-показателен, ни о какой субъективности там и речи вести нельзя. Но к этому я еще вернусь.

Говоря о комментаторском кредо Сергея Дерябкина, обязательно нужно отметить еще один важный момент. Комментатор тенниса должен сделать для себя выбор: либо он говорит почти непрерывно, как футбольно-хоккейно-баскетбольные его коллеги, либо же молчит во время розыгрыша мяча, а комментарий свой выдает в паузах (как в фигурном катании). Второй вариант наиболее характерен для отечественной школы теннисного комментария, и именно второй вариант избрал для себя Дерябкин. Выбор этот, надо признать, довольно рискованный — по причине, о которой я тоже выше упомянул (трудно не превратиться в «автоответчик», выдающий в одних и тех же ситуациях один и тот же заштампованный текст), однако Сергей подобных трудностей избегает легко. Широкий кругозор, богатый словарный запас и в целом идеально грамотная речь — все это позволяет ему комментировать матчи интересно. Причем хорошо чувствуется, что он не намеренно перебирает синонимы, чтобы не повторяться, а говорит естественно. Говорить естественно так, чтобы выходило грамотно, умно и разнообразно — талант, далеко не каждому (в том числе среди комментаторов) даденный.

Если продолжить о дарованиях, выданных Сергею матушкой-природой — к ним, безусловно, относится его голос. Он — приятный. Опять же, не так много на нашем телевидении комментаторов, которых можно любить не только за то, что они делают, но и за то, как они звучат. Дерябкин — из их числа, его просто приятно слушать. Плюс голосом своим комментатор очень грамотно распоряжается, его интонации очень четкие и выверенные. Михаил Поленов рассказывал, что у них на «Плюсе» есть тетенька, которая обучает правильной работе голосом, интонациям, раскрыл даже парочку профессиональных секретов на сей счет. В работе Дерябкина я эти приемчики слышу — вполне возможно, именно упомянутая тетенька и помогла.

Матч Габашвили — Тсонга был первым из программы трансляций «НТВ-Плюс» турнира в Майами, а потому Сергей довольно логично начал свой репортаж с истории этого турнира, его названия, порассуждал о статусе SonyEricsson Open в международном календаре. С появлением на экране соответствующей графики (сегмент сетки, в котором расположились участники матча, традиционное представление каждого из теннисистов, статистика их очных встреч и пр.) он непременно ее озвучивал, причем не просто перечислял цифры, а произносил связный рассказ, при этом (что очень важно) время от времени акцентировал внимание зрителей на каких-то моментах именно что демонстрируемой на экране графики («Вы видите, что в последнее время Габашвили располагается в основном в начале второй сотни рейтинга или в самом конце первой»). Многие комментаторы, озвучивая принятую в таких случаях статистику, говорят как бы от себя, из-за чего создается ощущение, будто бы они хотят показать, что сами все это знают, а в экран совершенно не смотрят; Сергей же четко обозначает: мы вместе читаем предоставленную нам с вами информацию. Собственно, комментатор на спортивном соревновании для того и нужен, чтобы смотреть это соревнование вместе со зрителем.

Во время разминки Сергей рассуждает о стилях игры обоих теннисистов, находит в них общее и отличное, делая исходя из своих наблюдений прогноз — но не результата, естественно, а возможных сценариев развития игры. Рассказывает о программе дня на различных кортах турнира и предположительной программе трансляций. Как только на экране появляется арбитр, комментатор его представляет, т.е. идет за трансляцией, а не отдельно от нее, что тоже очень важно.

По ходу игры Сергей, верный избранному стилю, говорит не во время розыгрыша, а сразу после него. При этом его комментарии отдельных эпизодов — просто для учебника комментаторского мастерства. Во-первых, он не стремится обязательно дать оценку каждому эпизоду: если в нем и так все понятно (Тсонга исполнил силовую первую подачу, Тимур мяча коснулся, но отбил в аут — чего тут комментировать?), просто называет счет, не плодя таким образом ненужное попугайство. Если не о чем витийствовать — говорит лаконично. Во-вторых, Сергей не делает из каждого розыгрыша глобальных выводов, чем грешат очень многие комментаторы, после каждого следующего мяча заявляющие, что теннисист наладил свою игру либо же вновь ее растерял. Он разбирает конкретный эпизод, причем очень грамотно; вообще, когда комментатор хорошо понимает игру, ее нюансы, это всегда очень привлекательно, особенно для тех, кто хоть изредка берет в руки ракетку. По завершении гейма он подводит итог конкретного гейма, не сбиваясь на долгосрочные прогнозы. Наметившиеся в игре закономерности, безусловно, подмечает, причем очень тонко, но выводы из них делает только тогда, когда наблюдений для этого скапливается достаточно. При этом Дерябкин избегает еще одной болезни многих молодых комментаторов, а именно — категоричности. Он совершенно не строит из себя мегаавторитета, лучше всех все на свете понимающего, и охотно признает собственные ошибки. Причем это ни минуты не кокетство перед зрителем — это грамотный, профессиональный диалог.

В перерывах между геймами и сетами, когда есть на то время, Сергей, как и все его коллеги по цеху, сообщает зрителю всевозможную статистику, дополнительную информацию, реже — новости. Подбор этой самой информации у него в целом хороший, все к месту, однако сведения выдаются несистематично. К сожалению, это общая беда всех теннисных комментаторов: они не замечают, что выдать какую-нибудь статистическую деталь по игре одного из теннисистов, потом назвать призовой фонд турнира, после этого обратиться к результатам матча на соседнем корте, сообщить температуру воздуха и силу ветра, а дальше опять статистика — не самый последовательный вариант. Ту часть дополнительной информации, что не пришлась к слову непосредственно по ходу игры, все же нужно как-то структурировать, тогда репортаж будет выглядеть гораздо стройнее.

Ну и напоследок надо обязательно сказать об эмоциональной составляющей комментария Сергея Дерябкина. Я уже упомянул немного о хорошем владении голосом и использовании интонаций (и буду это подчеркивать снова и снова, потому что у самого с этим громадные проблемы), так вот основную часть репортажа Сергей ведет в очень небольшом голосовом диапазоне, но при этом он вовсе не звучит монотонно. В отдельные же особенно острые моменты игры он может выдать большой эмоциональный всплеск, со всеми приличествующими междометиями, повышением голоса и пр. Причем — и это тоже хочу отметить, т.к. тоже далеко не каждому дано — такие всплески в его речи звучат естественно, гармонично, а не наигранно. Однако моментов этих в репортаже Сергея гораздо меньше, чем хотелось бы. Матч Теймураза Габашвили с Жо-Вилфредом Тсонгой, конечно, не явил миру образцов лучшего тенниса, однако в плане интриги, эмоционального накала он вполне себе удался: в нем были всевозможные драматичные эпизоды, делались брейки, допускались двойные ошибки в самый неподходящий момент, многократно брались челленджи, отыгрывался тройной брейк-пойнт… Вполне можно было поддерживать градус репортажа или даже кое-где намеренно его подогревать.

Сергей Дерябкин — комментатор огромного таланта и мастерства. Помимо всех перечисленных достоинств, он еще и просто очень умный. Не могу сказать, что это для наших комментаторов редкость (буду неправильно понят), но среди прочих это Сергея определенно выделяет. У него есть все, чтобы стать лидером профессии, но пока его репортажи чересчур алгоритмизированы. Искренне желаю своему любимому комментатору поскорее сбросить эти оковы, выйти за рамки и — творить. Уверен, ждать осталось недолго.

Обиженная Серена выплескивает гнев на Чакветадзе

Прита Саркар

3 минуты чтения

ЛОНДОН (Рейтер) — Бурлящая Серена Уильямс выместила свой гнев на изгнание из главных выставочных залов, растерзав несчастную русскую Анну Чакветадзе 6-0 6 -1 за выход в третий круг Уимблдона в четверг.

Серена Уильямс из США наносит ответный удар россиянке Анне Чакветадзе на Уимблдонском теннисном чемпионате 2010 года в Лондоне, 24 июня 2010 года. REUTERS/Phil Noble

Трехкратная чемпионка Уильямс, чей день во Всеанглийском клубе начался с реверанса перед королевой Елизаветой на террасе для игроков, явно не была удивлена ​​решением организаторов Уимблдона сослать ее на затонувший второй корт.

«Я не думаю, что мне следует быть там», — сказала журналистам первая ракетка мира после того, как забронировала свидание с Доминикой Цибулковой из Словакии.

«Я, естественно, подумал: «Ну почему я не был в Центре или хотя бы №1? Я предполагаю, что они хотели поместить туда Роджера (Федерера) и (21-ю ракетку мира) Сэма (Куэрри) и всех остальных. Я закончила говорить об этом, — резко добавила она, заявив, что больше не готова к вопросам на эту тему.

Как действующий чемпион Уильямс имеет полное право чувствовать себя ущемленным, поскольку такие игроки, как Федерер, которого на самом деле даже не было в расписании на четвертый день чемпионата, чемпион 2008 года Рафаэль Надаль и номер один в Великобритании Энди Мюррей не несколько лет играл вдали от двух основных выставочных площадок.

Поэтому неудивительно, что она прибыла на матч очень рассерженной, и вскоре на Чакветадзе обрушился шквал жестоких ударов с земли.

Чакветадзе вызвала самые громкие аплодисменты толпы, когда она, наконец, прервала серию из 11 поражений, но улыбка с ее лица вскоре исчезла, когда Уильямс разгромила победителя, чтобы положить конец мучениям россиянки после 49мимолетные минуты.

После того, как она одержала победу, восторженный прием, который она получила от толпы, в некоторой степени исцелил уязвленную гордость Уильяма.

«Единственным способом утешить меня было… Я только что видела так много детей, этих маленьких девочек, этих маленьких мальчиков.

«Многие из этих людей не могут попасть на Центральный корт… что определенно компенсирует это, чтобы увидеть болельщиков, которых я обычно не вижу».

Но ранее в тот же день ее обещание показать королеве реверанс «она точно никогда не забудет» немного не оправдалось.

«Я чувствую, что у меня был реверанс номер один, а потом я просто занервничала», — сказала она, разразившись приступом хихиканья.

«Мой лук пошел не так, как я хотел. Я занервничал. Так что я не мог опуститься так низко, как хотел».

Встреча Уильямс с Королевой, впервые за 33 года побывавшей во Всеанглийском клубе, длилась всего 30 секунд, но, похоже, американка просто не смогла расшевелить нервы.

«Я должен был сказать «Ваше Величество». Я совсем захлебнулся. Я такой: «Привет, приятно познакомиться», в чисто американском стиле. А потом она начала говорить. Тогда я был похож на «Ваше Величество», пока она говорила.

«Может, она меня вспомнит», — усмехнулась самопровозглашенная «королева тенниса».

(Под редакцией Майлза Эванса;

Чтобы задать вопрос или прокомментировать эту статью, напишите по адресу [email protected])

«В теннисе невозможно выиграть, если вы не на вершине»: Бертолуччи вступается за Берреттини после продолжительной критики

Паоло Бертолуччи защитил Маттео Берреттини от троллей и рассказал о его шансах на Уимблдон.

Спортивный комментатор и бывший итальянский теннисист Паоло Бертолуччи выступил в защиту своего соотечественника Маттео Берреттини после сезона, омраченного травмами и троллями в социальных сетях.

Бывшая шестая ракетка мира получила травму живота на турнире Montecarlo Masters 1000 в апреле, что вынудило его отказаться от участия в матче третьего круга, а затем и от остальной части грунтового сезона, включая Открытый чемпионат Франции.

Затем Берреттини попытался продолжить свое участие в ATP Tour, но со слезами на глазах покинул Stuttgart Open после поражения в первом раунде от итальянца Лоренцо Сонего. Его неудачи продолжились, когда он не смог защитить свой титул на чемпионате Королевского клуба, так как травмы снова заставили его отказаться от участия.

Читайте также