Содержание
«Чиллософия» в Apple Podcasts
Выпусков: 67
Чиллософия Ирины Хакамада
Любить/Ненавидеть искусство
Любить/Ненавидеть искусство
Подписывайтесь на мой Telegram https://t.me/chillosophy А все мои онлайн марафоны тут: https://hakamaton.ru/highlights-irina
Как жить здесь и сейчас
Как жить здесь и сейчас
Очень трудно научиться жить здесь и сейчас. Особенно, когда все идет не по плану и много раздражителей вокруг. Но как научиться балансу под названием: «здесь и сейчас»? Подписывайтесь на мой Telegram https://t.me/chillosophy
А все мои онлайн марафоны тут: https://hakamaton. ru/highlights-irinaКак быть счастливым всю жизнь
Как быть счастливым всю жизнь
Счастье часто путают с радостью. И потом не понимают почему «счастье» так быстро проходит. Как быть счастливым всю жизнь?
Подписывайтесь на мой Telegram https://t.me/chillosophy
А все мои онлайн марафоны тут: https://hakamaton.ru/highlights-irinaСнежинки
Снежинки
Замечали ли вы как красивы снежинки? Но снежинки красивы по одиночке. Что происходит когда они объединяются в кучи снега?
Энергия денег
Энергия денег
Есть ли у денег энергия? Спойлер: нет. Можно ли получить денежные вибрации? Спойлер: нет. Но можно научиться получать от денег что-то хорошее? Слушайте мой новый выпуск подкаста Чиллософия.
Подписывайтесь на мой Telegram https://t.me/chillosophy
А все мои онлайн марафоны тут: https://hakamaton.ru/highlights-irinaВеликий переход
Великий переход
Что такое великий переход? Из каких двух сущностей состоит человек?
Как переключаться между внешним и внутренним миром?
Что помогает найти истинный баланс?
Подписывайтесь на мой Telegram https://t.me/chillosophy
А все мои онлайн марафоны тут: https://hakamaton.ru/highlights-irina
Отзывы покупателей
Оценок: 524
Бесценна.
Мудра. Жизненна. Любимая Ирина❤️🌹
Спасибо вы лучшая…
Слушаю
Спасибо огромное, хотелось бы следующий выпуск уже 😃
☀️
Готова слушать и слушать бесконечно
А учитывая то, что половины с первого захода не понимаю, переслушивать и переслушивать)
Топ подкастов в категории «Образование»
Вам может также понравиться
«Лекарстро от трусости» читать бесплатно онлайн книгу 📙 автора Ирины Хакамады в электронной библиотеке MyBook
«Лекарстро от трусости» читать бесплатно онлайн книгу 📙 автора Ирины Хакамады в электронной библиотеке MyBook
Что выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
Отсканируйте код для установки мобильного приложения MyBook
Недоступна
Бесплатно
(1 оценка)
Ирина Хакамада
5 мин.
12 Мбайт
2022 год
0+
Эта книга недоступна.
Узнать, почему
В этом выпуске
Почему мужчины не любят философию? Что нам может дать философия? Как философия помогает бизнесу? Почему важно научиться увязывать большое с маленьким? Зачем нам мыслить масштабно? Мудрость — это максимальное обобщение мира, а философия — лекарство от трусости.
Слушайте онлайн полную версию подкаста «Лекарстро от трусости» автора Ирина Хакамада с озвучкой от Анонимный чтец на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложение для iOS или Android и слушайте «Лекарстро от трусости» где угодно даже без интернета.
Подробная информация
- Дата написания:
- 30 января 2022
- Год издания:
- 2022
- Дата поступления:
- 30 января 2022
Издатель
Ирина Хакамада
88 книг
Правообладатель
Бесплатный контент
75 534 книги
Поделиться
Ирина Хакамада
97 книг
Другие книги автора
Дао жизни. Мастер-класс от убежденного индивидуалиста
Ирина Хакамада
Success [успех] в Большом городе
Ирина Хакамада
Рестарт: Как прожить много жизней
Ирина Хакамада
В предвкушении себя. От имиджа к стилю
Ирина Хакамада
SEX + SUCCESS. Самоучитель от self-made woman
Ирина Хакамада
Другие подкасты и аудиокниги автора
Дао жизни
Ирина Хакамада
Рестарт: Как прожить много жизней
Ирина Хакамада
В предвкушении себя. От имиджа к стилю
Ирина Хакамада
Дао жизни. Мастер-класс от убежденного индивидуалиста
Ирина Хакамада
Как жить здесь и сейчас
Ирина Хакамада
Как быть счастливым всю жизнь
Ирина Хакамада
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
«Шанс на реванш» Взлет и падение «методологии», школы мысли, породившей идею «русского мира» — Meduza
Философ Георгий Щедровицкий и его ученики были первыми политконсультантами в СССР. Начиная с 1960-х годов, так называемые «методисты» консультировали партийных аппаратчиков, считая, что они могут изменить общество, «перепрограммировав» сознание его людей. В 1990-х годах ученики Щедровицкого предложили идею «русского мира». Двадцать лет спустя эта концепция вошла в геополитическое воображение Владимира Путина, став предлогом для вторжения в Украину. После вторжения другой «методист», Сергей Кириенко, стал доверенным лицом Путина на Донбассе. О взлете и падении «методологии» рассказывает специальный корреспондент «Медузы» Андрей Перцев.
В апреле 2021 года известный российский политолог Тимофей Сергеев написал авторскую статью для государственной службы новостей РИА Новости под названием «Украина, которая нам не нужна». В статье предпринята попытка обосновать необходимость «деназификации» Украины. Нацизм, утверждал Сергейцев, «процветает» в Украине и готовит ее к агрессии:
«Ликвидация такого нацистского общества потребует не только искоренения его высшего руководства, но и чистки нацистского населения от нацистского влияния и от причастности к нацистской идеологии и практике. Именно так обстоит дело с Украиной, массово принявшей присягу на верность нацистам через вроде бы безобидный политический вектор на присоединение к Европе, в контексте которой, тем не менее, быть «европейцем» однозначно связано с расовым превосходством, а не только идеологами, но и значительной частью населения».
Год спустя вооруженные силы Владимира Путина вошли в Украину с миссией «деназификации». Сергецев продолжил вторжение новой статьей для РИА Новости, утверждая, что роль в насаждении «украинского нацизма» принадлежит «коллективному Западу» и что «деназификация» Украины требует «деукраинизации» и «деукраинизации» страны. Европеизация». «Укронацизм таит в себе большую, а не меньшую опасность для мира и для России, чем гитлеровский германский нацизм», — писал он. В июне 2022 года Сергейцев попал под санкции ЕС как «центральная фигура» российской пропаганды.
Тимофей Сергейцев (справа)
Физик по образованию, Сергейцев изначально специализировался на изучении нейтрино. Но в 1980-е годы, учась в МФТИ, он был увлечен философскими лекциями Георгия Петровича Щедровицкого, основателя направления мысли, получившего название «методология», студенты которого иногда называли его просто «ГП». ». Идеи и харизма Щедровицкого привлекли в его орбиту многие молодые умы. Они изменили и карьеру Сергецева.
К «социальному программированию»
После смерти Сталина в 1953 году в СССР началась идеологическая «оттепель», приведшая к ослаблению ограничений на религию и другие формы свободомыслия — включая дисциплины, ранее считавшиеся «псевдонаучными». ». Когда прежние «псевдонауки» генетики и кибернетики, а также социологии и экологии получили легитимность в советском государстве, началась новая эра непредубежденности. Как пишет социолог религии Николай Митрохин, интеллигенция приветствовала новые «дисциплины» «футурологии, уфологии, астрологии, «методологии» и «науки о ноосфере».
Ранее, в 1952 году, философы Георгий Щедровицкий и Мераб Мамардашвили вместе с социологом Борисом Грушиным и писателем Александром Зиновьевым основали Московский логический кружок для исследования познания. Однако вскоре каждый из его основателей пойдет своей дорогой. Щедровицкий продолжал свои исследования в рамках «методологии». Его новая исследовательская группа рассматривала познание и язык как своего рода «программу», «оперант» в сознании человека. Человек, в свою очередь, понимался как своего рода программируемый компьютер.
Одной из движущих сил семинаров Щедровицкого была практика «размышления». Участники анализировали каждую «мыслительную процедуру» и каждый шаг, который вел говорящего от предпосылок к выводам. Эти семинары привлекали ученых и любопытных представителей интеллигенции, которые сначала участвовали в качестве респондентов, а некоторые из них позже становились докладчиками или модераторами. Люди, которые участвовали во всех этих ролях, могли продолжать организовывать свои собственные семинары, независимые от первоначальной группы.
Литературовед и культуролог Илья Кукулин, изучавший «методологов» на рубеже тысячелетий, отмечал, что участники семинара считали, что их особый образ мышления способен преобразовать общество. «Методологи» считали, что они могут изменить мир, и сделать это «в любом масштабе».
Щедровицкий считал себя марксистом и был членом Коммунистической партии. В 1968 году был исключен из ее рядов за подписание письма в поддержку диссидентов Юрия Галанскова и Александра Гинзбурга. Тем не менее, по словам политолога Глеба Павловского, который делил круг общения со Щедровицким в XIX60-х годов сам Щедровицкий тогда диссидентом не считался, да и не пытался таковым казаться. Вместо этого он был тем, кто «работал в институте и публиковал работы в государственных журналах». Он даже предлагал свой опыт партийным функционерам. «Он говорил [советским чиновникам]: вот, почему бы нам не помочь вам закрутить гайки здесь и там. Мы можем помочь построить новые структуры управления и навести порядок в том, что уже есть», — напомнил Павловский в разговоре с «Медузой».
Щедровицкого Георгия
Начиная с 1960-х годов «методисты» уделяли большое внимание педагогике, или методам обучения. Сам Щедровицкий был в то время ведущим научным сотрудником НИИ дошкольного воспитания и его лаборатории психологии и психофизиологии. Щедровицкий рассматривал раннее образование как своего рода «инженерное дело». Цитируя Щедровицкого, Илья Кукулин так объяснил направление своего исследования: «В системе педагогики инженер-педагог выступает как особая специальность, задача которой — разработать модель, или чертеж, члена будущего общества».
По словам политика-националиста Константина Крылова, «Щедровицкий видел в индивидуальном сознании не локус свободы, а арену проектирования, конструирования или, упрощенно говоря, манипуляции».
«Экспертиза общего профиля»
В конце 1970-х годов Щедровицкий начал проводить «организационные» или «моделирующие» игры на основе своего предыдущего семинарского опыта. Ожидалось, что моделирующие игры решат практически любую социальную проблему, и он предложил их как метод реорганизации, полезный в отрасли и в управлении.
«80-е годы были временем перехода к рыночной экономике. Это положило начало экономическим отношениям между подразделениями единого концерна», — поясняет в разговоре с «Медузой» политконсультант Марат Гельман. «Раньше концерн мог существовать, не сознавая себя организмом, не думая об отношениях, складывавшихся и продолжающих формироваться внутри него. Часто приходили «методисты», чтобы наладить коммуникацию внутри организации». Иногда, по словам Гельмана, сотрудники узнавали о своей организации больше за три дня игр по моделированию, чем за годы работы в ней.
«Это было похоже на какое-то чудо, — сказал Гельман. «Стало бы понятно, почему определенные люди неэффективны, как сделать их эффективными и почему определенные процессы раньше не работали».
Проводя эти «методологические» игры, Щедровицкий и его ученики постепенно знакомились с различными ключевыми фигурами советского государства: партийными аппаратчиками, государственными служащими, руководителями организаций. Соответственно росло и влияние «методистов». Коллега Щедровицкого, искусствовед Александр Раппопорт, вспоминал о его тактике: «ГП призывал членов кружка вступать в Коммунистическую партию, полагая, что других путей влияния советское общество не предлагает». «Как я вижу сейчас, — продолжал он, — ГП предвкушал какую-то реформу, ясно видя, что СССР зашел в тупик. Но он не ожидал, что кризиса удастся избежать, обратившись к свободным рынкам. Вероятно, он ожидал, что победит какой-то особый тип социалистической технократии».
По словам Раппапорта, критики Щедровицкого думали, что то, что он представлял, было на самом деле «технократией избранных», сопровождаемой порабощением масс. Собственные замечания Щедровицкого поощряли такие интерпретации. В 1989 году он заявил на публичной беседе:
«Я буду с вами честен, хотя другие могут закидать меня за это камнями: я не вижу разницы между тоталитаризмом и нетоталитаризмом. Это ясно? Я этого не вижу. И я думаю, что тоталитарная организация — единственная форма организации любого человеческого общества. Германия и СССР, возможно, превзошли в этом других, буквально на ноздрю. Но это то, что ждет всех, включая гордую Британию. Альтернативы нет, уважаемые коллеги, — это, черт возьми, необходимость общественного развития человечества!»
Российский политик, начавший карьеру в 1980-х, рассказал «Медузе», что «методистов» ужаснула перестройка — ведь они надеялись сами перестроить СССР и сохранить его.
Но Россия пошла по пути рыночных реформ. Георгий Щедровицкий умер на заре этой трансформации, в 1994 году. Его ученики столкнулись с совершенно новой российской действительностью — и адаптировались к ней, превратившись в политтехнологов.
Идеальный клиент
В середине 1990-х к «методистам» присоединился уже зарекомендовавший себя политтехнолог Ефим Островский, которому приписывают победу Сергея Мавроди (основателя схемы МММ Понци) на выборах в Госдуму 1994 года. Успехи Островского вовлекли в орбиту политического консультирования новых фигур. Бывший арт-дилер Марат Гельман вспоминал, смеясь, что Островский «втянул» его в политическую стратегию, спрашивая у него совета по конкретной ситуации — и платя ему «довольно значительную сумму в твердой валюте» прямо на месте, просто за то, что он высказал свое мнение. разум. «Тогда я был сбит с толку, — сказал Гельман. «Никто никогда не платил мне за то, что я думал о чужой проблеме».
Ефим Островский
Глеб Павловский, основавший вместе с Гельманом в 1995 году Фонд эффективной политики (ФЭП), так же был втянут в сферу политического консультирования и сейчас считается одним из архитекторов путинизма. Павловский рассказал «Медузе», что Островский консультировал бывшего президента СССР Михаила Горбачева, а позже встречался с Путиным во время предвыборной кампании Анатолия Собчака на пост мэра Санкт-Петербурга. Тем не менее, та первая встреча не сразу привела к сотрудничеству. Приход Островского к власти совпал с приходом к власти другого актера — Сергея Кириенко.
Познакомившись с Кириенко еще в 1980-х годах, Островский снова сошелся с ним в 1999 году, в тот момент, когда политическое движение Кириенко «Новая сила» («Новая сила», основанное в 1998 году) планировало участвовать в Государственной Думе. выборы. В этой кампании Кириенко будут помогать Ефим Островский (к тому времени уже признанный «методист») и сын Георгия Щедровицкого Петр.
Глеб Павловский
Сообщения Новой Силы сразу приобрели «методологический» оттенок. Организация предлагала не только экономические и конституционные реформы, но и разработку «нового политического языка». 19 июня99 года Кириенко объявил, что представляет Ельцину план перехода. В этот план входил кадровый конкурс в фирменном стиле «методистов».
По мере развития событий Кириенко прошел в Госдуму вместе с Союзом правых сил (в который входили партии, основанные Борисом Немцовым и Ириной Хакамадой). В том же 1999 году он выставил свою кандидатуру на выборах мэра Москвы, конкурируя с действующим президентом Юрием Лужковым. Фонд «Эффективная политика» руководил кампаниями Кириенко и Союза, а также другой организации «Единство», которая впоследствии превратилась в «Единую Россию». В ФЕП Марат Гельман курировал стратегию Кириенко и СПС, а Глеб Павловский руководил кампанией партии «Единство».
«Конечно, мы не ставили перед собой цели, чтобы Кириенко действительно победил, — сказал Павловский «Медузе» в 2018 году. — Нашей целью было максимально ослабить Лужкова как кандидата в президенты». (Кириенко набрал 11,3 процента голосов.)
В 2000 году Владимир Путин стал президентом. Именно Кириенко во время своего предыдущего пребывания на посту премьер-министра назначил Путина главой ФСБ. Когда Путин обосновался в Кремле, Кириенко, не любивший публичности своего поста в Госдуме, получил столь желанную синекуру полпреда президента в Приволжском федеральном округе. (Путин только что ввел эту роль, якобы как средство укрепления «вертикали власти».) «Методисты» Петр Щедровицкий и Ефим Островский последовали за своим покровителем в Нижний Новгород.
Когда в 2005 году Кириенко перешел на новую должность — главы Росатома, с ним снова пришли «методисты». «Кириенко создал единую структуру, которую нужно было систематизировать и упаковать — и «методисты» знали, как это сделать», — пояснил «Медузе» один из его знакомых.
«Русский мир»
Ефим Островский задумался над идеологическими вопросами задолго до того, как они стали актуальными в новой системе управления Россией. В 19№ 96 Островский писал о причинах распада СССР, ссылаясь на возможность «отомстить» за гибель «великой империи»:
«Страна, которая первой осознает важность виртуального оружия, первой склонит чашу весов в та сфера. Его восстановят позже — но это то поле, на котором Россия может выиграть решающую битву холодной войны. Именно виртуальное пространство может нанести Западу ответный Добрый Удар. Именно здесь у Великой державы есть шанс отомстить. Месть в холодной войне».
Это было недалеко от взглядов Георгия Щедровицкого, который считал, что развитые страны как Востока, так и Запада заинтересованы в «сдерживании» России. Продолжая эту мысль, Ефим Островский был заинтересован в том, чтобы «запрограммировать» Россию идеологией, основанной на отсылках к холодной войне и российской самодостаточности. В середине 1990-х он создал кампанию «Будь русским, покупай русское», призванную продвигать «новую модель потребления для наших соотечественников». Островский охарактеризовал проект как «общегосударственную политико-рекламную и просветительскую кампанию с элементами макропсихиатрического воздействия». Это снова было отголоском идей Георгия Щедровицкого о «социальном программировании».
К концу 1990-х годов Ефим Островский и Петр Щедровицкий предложили новую фундаментальную концепцию: «Русский мир» ( Русский мир, ). самим Путиным. В конечном итоге императив «защиты Русского мира» станет главным официальным оправданием военной интервенции России на Донбассе. Однако создается впечатление, что интерпретация Кремля перевернула первоначальную идею с ног на голову.
Марат Гельман объяснил в разговоре с «Медузой» изначальное значение словосочетания «русский мир»:
«Идея была такая: России нужно выйти на мировую арену с товаром, с продукцией, которая может вызвать интерес. У страны проблемы с конкуренцией, но есть и свои агенты, «русский мир», то есть наши люди в других странах, люди, говорящие по-русски, воспитанные на русской культуре. Именно через них можно выйти на мировой рынок с новыми товарами».
По словам Гельмана, и Островский, и Щедровицкий прекрасно осознавали, что «русский мир» не тождественен русскому государству. Они думали не о войне, а о рыночной конкуренции.
В 1999 году Петр Щедровицкий написал статью «Русский мир и транснационально русское». В нем он использовал слово «война» как метафору конкуренции: «В последние десятилетия меняется сам тип ведения войны — алгебра войны — экономическое соревнование». «Бренды и товарные знаки — главное оружие промышленной войны нового поколения». Стратегия России в этой «войне» заключалась в том, чтобы сделать «русский мир», как «сообщество людей, говорящих на русском языке», посредником для продвижения российских брендов и товарных знаков на новые рынки будущего мира.
А вот другой «методист», бывший советник Кириенко Сергей Градировский, понимал понятие «русский мир» иначе: а именно, как «интеграцию России со странами бывшего СССР», в которых сохранилось русскоязычное население. Обосновывая свое видение аналогией, Градировский в 2009 г. констатировал, что «предлагаемый российский геокультурный мир сродни постимперским образованиям Европы, Британскому Содружеству, иберо-американским государствам, сообществу франкоязычных стран и другим аналогичным образования».
Хотя Градировский настаивал на том, что это отнюдь не защита «возвращения» бывших советских территорий в русло России, идея «русского мира» была приспособлена именно для этой повестки. Действительно, полномасштабное вторжение в Украину в феврале 2022 года началось с повторения Путиным заявлений о необходимости защищать русскоязычное население Донбасса.
Глеб Павловский считает, что с 2014 года концепция «русского мира» уже не имеет никакого отношения к идеям Островского и Петра Щедровицкого. Марат Гельман также считает, что концепция была присвоена и дискредитирована властью, которая «загаживает все, от победы в Великой Отечественной войне до Пушкина». «Он умеет присваивать, — добавил Гельман, — но делает это плохо».
На вопрос, не расстраивает ли его такое искажение, Петр Щедровицкий прислал «Медузе» письменный ответ следующего содержания: «Философ должен быть готов к тому, что все его смыслы и содержание будут извращены с массовым использованием». Тем не менее, он считает, что был только один настоящий методолог: его отец. «Существует много самозванцев. Это правда. Но со временем кто-то должен разобраться, кто на самом деле увековечил идеи Щедровицкого-старшего. Нужно как минимум рассмотреть и сравнить работы этих авторов», — сказал Петр Щедровицкий. Он отказался уточнить, кого считает «самозванцем».
Петр Щедровицкий ответил не на все вопросы «Медузы». Ефим Островский и Сергей Градировский согласились ответить на вопросы, но не связались с «Медузой» до публикации. Получить комментарий Тимофея Сергецева не удалось. Сергей Кириенко не ответил на вопросы, которые «Медуза» отправила ему через пресс-службу Кремля.
Рассказ Андрей Перцев
Сокращенный перевод Анна Разумная
Фото: Artnana/Shutterstock, Romsavka/Shutterstock, Борис Кавашкин/ТАСС, Геннадий Гуляев/Коммерсантъ, Соня Филиц/Shutterstock, Wikiart, Александр Овчинников/ТАСС, Фотохроника/ТАСС, Kugo/Shutterstock, AwesProduction/Shutterstock, Wikimedia Commons, Алексей Филиппов/ТАСС , Александр Саверкин / ТАСС, Everett Collection / Shutterstock, Jocic / Shutterstock, Master1305 / Shutterstock, Bayhu19 / Shutterstock, Kilic Inan / Shutterstock, Юрий Смитюк / ТАСС
- Поделиться или
Философия 247 Философия 247
Подкаст, в котором ведущие философы берут интервью об актуальных моральных и политических проблемах.
Заслуживаешь ли ты памяти после своей смерти? Подробнее…
Почему это ключевое поколение? Подробнее…
Что такое микроагрессия? Подробнее…
Должны ли мужчины и женщины соревноваться в спорте раздельно. Подробнее…
Наши телефоны, наши фитбиты, наше использование социальных сетей, наш поиск в Интернете — все это предоставляет информацию о нас Подробнее…
Как далеко мы должны зайти, чтобы защитить здание? Подробнее…
Можем ли мы обмануть доверие животного? Подробнее…
Какова этика генетического улучшения? Подробнее…
Как мы найдем смысл, когда машины займут нашу работу. Подробнее…
Почему мы расходимся во мнениях относительно политических фактов, а не только мнений? Подробнее…
Должен ли выбор образа жизни влиять на наше право на лечение? Подробнее…
Должен ли врач по совести сказать НЕТ? Подробнее…
Какая связь между ответственностью и усилиями? Подробнее…
Виновны ли наркоманы в причинении вреда своему здоровью? Подробнее…
Следует ли всегда уважать автономию пациента? Подробнее…
Должны ли люди с ожирением нести ответственность за избыточный вес? Подробнее…
Как спасти демократию? Подробнее…
Франческа Минерва говорит, что дискриминация по внешности является серьезной проблемой. Подробнее…
Мы становимся неспособными уважать чужое мнение? Подробнее…
Продолжает ли неолиберализм ценности классического либерализма? Подробнее…
Причитаются ли афроамериканцам репарации за порабощение их предков? Подробнее…
Вы когда-нибудь чувствовали, что жизнь бессмысленна? Подробнее…
Общество ожидает от нас соответствия стандартам красоты больше, чем когда-либо, — говорит Хизер Уиддоуз. Подробнее…
Интеллектуальное путешествие с Оле Мартином Моеном. Подробнее…
Могут ли роботы влюбляться? Подробнее…
Почему некоторые животные ведут себя альтруистично? С Джонатаном Берчем. Подробнее…
Что настолько священно, что заслуживает особой защиты? Подробнее…
Изменения могут нарушить наше мирное существование — правы ли мы, сопротивляясь им? С Квасимом Кассамом. Подробнее…
Может ли различение быть тонким и косвенным, как в басне Эзопа о лисе и аисте? Подробнее…
Должны ли мы запретить мужское обрезание? Подробнее…
Вы стали жертвой преступления? Каковы ВАШИ обязательства? Подробнее…
Профилирование является обычным делом? Но этично ли это? Подробнее…
Не у всех есть доступ к одинаковым правам в демократической стране. Меняются ли наши представления о политической принадлежности в глобализированном мире? С Сейлой Бенхабиб. Подробнее…
Является ли конфиденциальность фундаментальной ценностью? С Аннабель Левер. Подробнее…
Кого мы будем винить в будущем? Подробнее…
Доктор Молли Крокетт о том, запрограммированы ли мы на отказ от несправедливой сделки. Подробнее…
Том Брукс говорит, что тесты на гражданство часто абсурдны Читать дальше…
Авиа Пастернак утверждает, что некоторые политические бунты оправданы. Подробнее…
Должно ли государство с либеральными ценностями признавать брак? Подробнее…
Мэтью Киран о чертах характера сверхтворческого человека. Подробнее…
Делает ли романтика нас иррационально оптимистичными в отношении наших шансов на счастье? И если да, то хорошо это или плохо? Подробнее…
Как далеко мы можем зайти в самообороне? И являются ли некоторые гражданские лица законными целями на войне? Подробнее…
Майкл Игнатьев говорит, что ссылки на абстрактные принципы, связанные с «правами человека», не так эффективны для убеждения людей быть великодушными по отношению к незнакомцам, как обращение к их инстинктам порядочности и гостеприимства. Подробнее…
Холли Лоуфорд Смит о классовых привилегиях и обязанностях. Подробнее…
Алекс Дуглас о морали долга и обязательств. Подробнее…
Ник Бостром о машинах, которые становятся сверхинтеллектуальными.