Папа римский поляк по национальности: Биография Папы Римского Иоанна Павла II

Биография Папы Римского Иоанна Павла II

264-й Папа Римский Иоанн Павел II (John Paul II, до интронизации — Кароль Йозеф Войтыла / Karol Jуzef Wojtyła) родился 18 мая 1920 года в польском городе Вадовице в семье офицера. Был крещен 20 июня 1920 года в приходской церкви Вадовице.

Его мать умерла в 1929 году, старший брат — в 1932 году, а отец — в 1941 году.

В школьные годы занимался в драматическом кружке, возглавлял школьное Марийское общество (деятельность этих обществ связана с особым почитанием Девы Марии).

В 1938 году, после окончания средней школы, поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Увлекался литературным творчеством, писал стихи и драмы, был членом театрального кружка «Студия 38».

Во время Второй мировой войны в 1940-1944 годах, чтобы избежать заключения и депортации, работал на каменоломне, позднее — на химическом заводе Solvay.

В 1942 году поступил на курсы подпольной Краковской духовной семинарии. Был режиссером и актером в театре-студии «Рапсодия».

После окончания войны продолжил учебу в Высшей духовной семинарии и на факультете теологии Ягеллонского университета.

1 ноября 1946 года Кароль Войтыла был рукоположен в священники.

В 1946-1948 годах учился в Папском университете святого Фомы Аквинского (Ангеликум) в Риме.

В 1948 году в университете защитил диссертацию, посвященную доктрине веры в трудах Иоанна Крестителя, но формально не получил звания доктора теологии. Получить степень он мог только при условии, что опубликует свою работу в печати, но этого польский ксендз не мог себе позволить.

В этом же году Кароль Войтыла вернулся в Польшу, где его назначили помощником настоятеля прихода в Неговице (на юге страны в гмине Гдув). Академический сенат Ягеллонского университета в Кракове признал действительным полученный Каролем Войтылой в Риме диплом и удостоил его докторского звания.

В 1949 году был назначен помощником священника в приходе святого Флориана в Кракове.

В 1951 году Кароль Войтыла вернулся к исследованиям в области философии и теологии.

В 1953 году защитил на богословском факультете Ягеллонского университета в Кракове диссертацию, посвященную этической системе

немецкого философа Макса Шелера.
Позднее Кароль Войтыла стал профессором этики и нравственного богословия в Краковской духовной семинарии и на богословском факультете Люблинского католического университета. Возглавлял кафедру этики в Люблинском университете.

В эти годы Кароль Войтыла писал стихи, которые публиковал в католической газете Tygodnik Powszechny и журнале Znak под псевдонимами Анджей Явень и Станислав Анджей Груда.

В июле 1958 года Кароль Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства и в сентябре 1958 года был рукоположен в сан епископа.

В 1962-1965 годах участвовал в работе всех четырёх сессий II Ватиканского собора, сыграл важную роль в подготовке пастырской конституции Gaudium et spes и декларации о религиозной свободе Dignitatis humanum.

13 января 1964 года был назначен архиепископом Кракова.

В июне 1967 года получил титул кардинала.

16 октября 1978 года Кароль Войтыла был избран на конклаве кардиналов главой римско-католической церкви и принял имя Иоанна Павла II.
Иоанн Павел II стал вторым папой-иностранцем с 1523 года, одним из самых молодых понтификов в истории и первым папой славянского происхождения.

Он отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию, которая состоялась 22 октября 1978 года.

Понтификат Иоанна Павла II был одним из самых длинных в истории церкви и длился почти 27 лет. По длительности он уступает только понтификату папы Пия IX (1846-1878).

Понтифик 104 раза побывал с пастырскими визитами за пределами Италии. Он совершил 38 официальных визитов, провел 738 встреч с главами государств. Более 17,6 тысячи паломников приняли участие в его публичных аудиенциях.

Был активным сторонником беатификаций: провозгласил более 1300 блаженных и 482 святых, был инициатором беатификации матери Терезы Калькуттской.

Иоанн Павел II значительно расширил Коллегию кардиналов, назначив на девяти консисториях 231 кардинала. Созвал шесть полных заседаний Коллегии кардиналов.

Его наиболее важные документы включают 14 энциклик, 15 апостольских обращений и 11 апостольских постановлений. Также Иоанн Павел II был автором ряда книг, в том числе «Пересекая порог надежды» (Crossing the Threshold of Hope, 1994), сборника поэтических медитаций «Римский триптих» (Roman Triptych, meditations in Poetry, 2003) и «Память и идентичность» (Memory and Identity, 2005).

Он стал первым папой, который пошел на контакты с другими конфессиями. В 1982 году, впервые с момента отделения англиканской церкви, встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение. В августе 1985 года по приглашению короля Хассана II выступил в Марокко перед 50-тысячной аудиторией молодых мусульман. В апреле 1986 года впервые в истории католической церкви посетил главную синагогу Рима. В мае 2001 года впервые после раскола христианской церкви на католическую и православную приехал в Грецию. 6 мая 2001 года совершил молитву о мире в Дамаске (Сирия) и вошел в мечеть Омейядов.

Понтифик активно выступал против любых войн. В 1982 году во время кризиса вокруг Фолклендских островов посетил Великобританию и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 году осудил войну в Персидском заливе. Выступал за бескровное преодоление Балканского кризиса.

Был категорическим противником абортов, искусственного оплодотворения, разводов, применения противозачаточных средств. Выступал против гомосексуальных браков и эвтаназии, рукоположения женщин в священнический сан, поддерживал целибат.

Благодаря позиции, занятой Иоанном Павлом II, католическая церковь приняла такие эпохальные решения, как реабилитация Галилео Галилея, покаяние за многовековое преследование еврейского народа и преступления времен крестовых походов и инквизиции. В августе 1997 года Иоанн Павел II признал также вину католической церкви в массовом уничтожении протестантов во Франции во время Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 года.

Папа признавал достижения научно-технического прогресса и даже назначил святого покровителя сети Интернет (святого Исидора Севильского).

13 мая 1981 года на Иоанна Павла II было совершено покушение. На площади Святого Петра в Ватикане турок Мехмет Али Агджа выстрелил в него из пистолета, тяжело ранив в живот.

2 апреля 2005 года Иоанн Павел II скончался в Ватикане в возрасте 84 лет после продолжительной болезни. Был погребен в гроте базилики Святого Петра.

В июне 2005 года по инициативе Папы Римского Бенедикта XVI был начат процесс беатификации Иоанна Павла II. 1 мая 2011 года Кароль Войтыла был провозглашен блаженным.

27 апреля 2014 года Иоанн Павел II был канонизирован (причислен к лику святых).

Для причисления его к лику святых было найдено несколько совершенных им чудес.

Первое чудо Иоанна Павла II было признано в январе 2011 года. Специальная медицинская комиссия изучила случай французской монахини, которая молила папу о заступничестве после его смерти и исцелилась от болезни Паркинсона без явных медицинских причин.

Вторым чудом было официально признано необъяснимое исцеление в мае 2011 года смертельно больной женщины из Коста-Рики. Она получила серьезное повреждение головного мозга, однако после молитв Иоанну Павлу II смогла выздороветь.

В нескольких городах мира установлены памятники Иоанну Павлу II. Самая высокая в мире статуя понтифику высотой 14 метров появилась в польском городе Ченстохова в апреле 2013 года. До этого крупнейшим памятником ему считалась 12-метровая статуя в Чили.

В октябре 2014 года памятник папе Римскому Иоанну Павлу II работы российского скульптора Зураба Церетели был открыт у собора Парижской Богоматери в Париже (Франция).

В октябре 2011 года ему был установлен памятник во дворике Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино в Москве.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Папа свободы». Польша отмечает столетие Иоанна Павла II

В Польше часто говорят о том, насколько расколото сегодня польское общество. При этом речь идет не только о политических взглядах, но и, к примеру, об отношении к абортам, феминизму, климатическим изменениям. Однако, несмотря на существующие разделения, согласно данным за 2017 год, 87% жителей Польши причисляют себя к католикам. А одна из ключевых фигур, которая объединяет поляков, – Иоанн Павел II, в миру Кароль Войтыла, папа римский с 1978-го до своей смерти в 2005 году. Нынешний год в Польше объявлен его годом: ведь 18 мая отмечается 100 лет со дня рождения одного из самых выдающихся и интересных людей, когда-либо стоявших во главе Римско-католической церкви – и единственного поляка, занимавшего папский престол.

Кароль Войтыла родился в Вадовице, небольшом городке на юге Польши, в семье военного и домохозяйки. Важным моментом в его юности стал переезд в Краков, где он поступил в одно из старейших высших учебных заведений Европы – Ягеллонский университет. Во время Второй мировой войны Кароль оставил университет, начал работать в каменоломне и на очистительных сооружениях, стараясь избежать отправки на принудительные работы в Германию. Тяжелый физический труд повлиял на личность будущего папы, он лучше узнал жизнь простых людей.

Смотри также

Вера и революции

В 1941 году умер отец Кароля Войтылы, задолго до этого из жизни ушла его мать. Кароль остался один и в 21 год принял решение стать священником. Во время оккупации Польши нацистами Войтыла учился в подпольной католической семинарии. Сохранились свидетельства о том, что будущий папа помогал преследуемым польским евреям. 1 ноября 1946 года краковский архиепископ кардинал Сапега рукоположил Кароля Войтылу в священники.

Его карьера в католической церкви была весьма впечатляющей. С 1958 года Войтыла был архиепископом Краковским, участвовал в работе Второго Ватиканского собора, принявшего программу радикальных церковных реформ. В 1967 году, в возрасте всего 47 лет – очень немного для тогдашнего Ватикана, – папа Павел VI возвел его в сан кардинала. К тому времени у Войтылы была репутация не только популярного духовного пастыря, но и католического интеллектуала: он писал статьи по вопросам теологии и текущим проблемам церковной жизни.

Папы римские Иоанн Павел II (слева, фото сделано в день избрания понтификом в 1978 году) и Иоанн XXIII (Анджело Ронкалли; возглавлял католическую церковь в 1958–1963 гг.). Оба они были причислены к лику святых в апреле 2014 года

16 октября 1978 года, в возрасте 58 лет, Кароль Войтыла был избран папой римским – первый в истории поляк стал главой католической церкви. Он принял имя Иоанна Павла II – в честь своего предшественника Иоанна Павла I (Альбино Лучани), умершего после понтификата длиной всего в 1 месяц и 2 дня. Во время инаугурации 22 октября 1978 года Иоанн Павел II произнес фразу, которая стала лейтмотивом его понтификата: «Не бойтесь: отворите двери Христу».

В этот момент ситуация в церкви была крайне сложной, шла борьба между реформаторами и консерваторами. Перед новым папой стояла труднейшая задача – вернуть веру людей в сам институт церкви. И он с ней справился, пишет в своем письме по случаю 100-летия со дня рождения Иоанна Павла II его преемник Бенедикт XVI. Помимо внутреннего кризиса в Римско-католической церкви важно учитывать глобальный политический и исторический контексты, в которых церковь возглавил папа-поляк. В тот период Польша входила в социалистический лагерь и являлась сателлитом Советского Союза. Поддержка верующих в Польше и других странах, находившихся под властью коммунистических партий, противостояние коммунистической системе и ее идеологии стали важной частью понтификата Иоанна Павла II.

О том, как коммунистические власти относились к папе римскому, о его влиянии на события конца прошлого века и значении его деятельности в интервью Радио Свобода рассуждает руководитель Института научных исследований Центра мысли Иоанна Павла II Доминика Жуковская-Гардзиньская.

Доминика Жуковская-Гардзиньская

На дворе 1978 год, Ватикан объявляет о том, что новым папой впервые за 455 лет станет кардинал неитальянского происхождения. Как эту новость восприняли на Западе, а как на родине нового понтифика?

– В первых своих выступлениях Иоанн Павел ІІ, приветствуя верующих, сказал о том, что он «прибыл из далекой, но в то же время близкой страны». Эта фраза стала ключевой. Тогда в мире начали интересоваться Польшей, и мировая общественность обратила внимание на то, что происходило в Польше. Коммунистический режим очень недоброжелательно относился к религии. Но, как отмечается во многих комментариях того периода, среди тогдашних влиятельных лиц, как в государственной власти, так и в церкви, произошло разделение. Одна их группа была поражена тем, что поляк – да и вообще кто-то из Восточного блока – стал папой римским. Они понимали, что Иоанн Павел II знаком с коммунистическим режимом, марксизмом-ленинизмом, что он будет сложным противником, потому что знает язык и способ функционирования коммунистического режима. Олицетворением второй группы стал примас Польши, кардинал Стефан Вышиньский, влияние которого на польское общество также вызывало опасения коммунистических властей. Представители этой группы радовались тому, что Кароль Войтыла покинул Польшу. Они надеялись на то, что в результате избрания поляка папой римским положение церкви в стране улучшится. Папа Иоанн Павел ІІ все время заботился о католической церкви в Польше.

В своих публичных выступлениях Иоанн Павел II всегда защищал права и свободы человека. Его проповеди сделали его символом борьбы против авторитаризма во всем мире. Падение Берлинской стены, крах коммунизма, трансформация в Польше – все это происходило в годы понтификата Иоанна Павла II. Как вы воспринимаете исторические перемены, одним из главных действующих лиц которых был папа?

Иоанн Павел II имел немалый политический и дипломатический вес

– Иоанна Павла II часто называют универсальным папой. Помимо духовной и религиозной деятельности он также налаживал политические связи. Он стал первым папой, который имел прямую связь с Белым домом. В первые годы после его интронизации в два раза увеличилось количество дипломатических связей Ватикана. Ему не удалось установить дружественные отношения только с Китаем. Папа римский активно занимался происходящим в разных странах: улаживал конфликты, направлял своих посредников. Примером этому может послужить пограничный конфликт между Аргентиной и Чили в проливе Бигл: известно, что именно действия папы и его посланников предотвратили начало войны. Иоанн Павел II выступал против войны в Ираке. С сегодняшней перспективы мы понимаем, что он был прав, потому что эта война на десятилетия дестабилизировала регион. Иоанн Павел II имел немалый политический и дипломатический вес.

Уже на следующий год после его избрания папой Иоанн Павел II прибыл в Польшу. Какое значение имело первое паломничество понтифика на родину?

– Подготовка к паломничеству была очень сложной, потому что коммунистические власти были против приезда папы. Однако Иоанн Павел II все же прибыл в Польшу 2 июня 1979 года. Он выступил в Варшаве на тогдашней площади Победы, которая теперь называется площадью маршала Пилсудского. Слова Иоанна Павла II о том, что нужно открыть душу Святому Духу, вдохновили многих. Папа встретился с верующими в Кракове. Выступая там, он дал людям внутреннюю силу для того, чтобы взять ответственность на себя и самим решать, как должно выглядеть их будущее. Верующие почувствовали, что они не одиноки, и несмотря на правление коммунистов, отсутствие свободы, они могут изменить многое. Первое паломничество папы в Польшу было важно не только для поляков – ведь за ним наблюдал весь мир. Оно было важно для жителей всех стран, находившихся за «железным занавесом». Папа римский обратился к ним всем, он подчеркнул, что он папа-славянин и хочет стать голосом «тех, кого не слышат».

Иоанн Павел II в своем родном городке Вадовице, июнь 1979 года

Как выглядели отношения церкви и властей в коммунистической Польше и как они выглядят сейчас?

– Власти Польской Народной Республики пытались пропагандировать атеизм. Однако католическая церковь обращалась к гражданам, создавала иерархию ценностей, которыми руководствовалось все общество. После 1989 года, после так называемого Круглого стола – переговоров между властями ПНР и оппозиционным профсоюзом «Солидарность», после первых частично демократических выборов в 1989 году роль церкви изменилась. Папа Иоанн Павел II, его авторитет привели к тому, что церковь получила общественное, этическое влияние на самые важные решения в стране.

Для поляков Иоанн Павел II продолжает оставаться духовным и моральным авторитетом. А как в стране относятся к его преемникам?

Это человек, который жил в правде

– Стоит отметить, что оба преемника папы-поляка, Бенедикт XVI и Франциск, кардинально отличаются друг от друга. Самая сложная роль досталась Бенедикту XVI, потому что он типичный ученый, который совершенно иначе общался с верующими. У него образ скромного папы, выдающегося теолога, не настолько медиально успешного, как Иоанн Павел II. Бенедикт XVI не чувствовал себя так свободно во время встреч с верующими. Мне кажется, что папу Бенедикта XVI очень ценят за его научную деятельность, но он не стал столь популярным, как Иоанн Павел II. Конечно, то, что Иоанн Павел II был поляком, имело огромное значение для польского общества. Мы очень сильно эмоционально связаны с этой личностью. Каждый из понтификов делает акцент на чем-то своем. Однако можно сказать, что преемники Иоанна Павла II продолжают его учение. К примеру, слова папы Франциска об экологическом кризисе берут свои истоки в учении и проповедях папы-поляка.

В чем заключается феномен популярности Иоанна Павла II не только в Польше, но и во всем мире?

– Это человек, который жил в правде. Мне кажется, что именно в этом заключается его авторитет. Если говорить словами из Библии, то правда не только освободит, но и защитит каждого из нас. Правда была и есть на стороне папы, жизнь которого служила благу всего человечества, – подытоживает автор более десятка публикаций, посвященных Иоанну Павлу II, Доминика Жуковская-Гардзиньская.

Смотри также

По соседству со святостью

«Папа свободы и солидарности» – так написал об Иоанне Павле II президент Польши Анджей Дуда на страницах римского издания Il Messaggero накануне столетней годовщины со дня рождения Кароля Войтылы. Для поляков слово «солидарность» имеет особое значение: речь идет не только о широко понимаемом общественном единении, но и о профсоюзе «Солидарность», который освободил Польшу от коммунистического правления.

Иоанн Павел II с самого начала существования профсоюза поддерживал это движение. Бывший президент Польши, основатель «Солидарности» Лех Валенса многократно подчеркивал, что выбор поляка папой римским, его первое паломничество в Польшу изменили ход событий, объединили и мобилизовали польское общество, дали силу и веру. Иными словами, более 40 лет назад Иоанн Павел II стал фигурой, объединившей поляков. Таким он остается и по сей день.

Автор – сотрудник русской службы Польского радио

Папа как поляк | Американский институт предпринимательства

Траур в Польше по Иоанну Павлу II особенный, как и следовало ожидать: все газеты в черных рамках, все торговые центры закрыты, и ни одна телевизионная станция не осмеливается показывать рекламу. Польша потеряла не просто папу, а национального спасителя, человека, который вывел нас из советского плена через Красное море в страну свободы и демократии.

Обычно сварливые поляки сплачиваются примерно раз в поколение, и тогда их энтузиазм становится непреодолимым. В последний раз это было, когда под влиянием Папы они организовали «Солидарность» — первый свободный профсоюз в коммунистическом мире. Смерть Папы снова свела их вместе в печали, но также и из благодарности за то, что Провидение изначально дало им этого человека. Как заметил поэт Чеслав Милош, в глубине нашего унижения мы получили короля, о котором всегда мечтали.

Совершенно верно, в последние несколько дней мы слышали о том, что Папа Римский сделал для Польши. Что менее обсуждается, но не менее интересно, так это то, что Польша сделала для этого понтификата, насколько важна была польскость Папы для того, как он исполнял свои обязанности.

Его критики не сомневались, что его польское происхождение было фактором: философия Папы якобы восходит к его корням в отсталой, патриархальной, авторитарной стране с реакционной церковной иерархией, сохраненной коммунизмом в эпоху контрреформации. Я был потрясен, услышав, как Би-би-си продолжает эту линию через несколько минут после того, как сердце Иоанна Павла II перестало биться. На протяжении всего понтификата некоторые критические замечания были пропитаны этническими предубеждениями, которые сочли бы расистскими, если бы Папа был, скажем, нигерийцем. В Британии личный враг Бога, Ричард Докинз, высмеивал Пола Джонсона за то, что он «слушает приказы престарелого поляка», как будто быть пожилым поляком хуже, чем таким же чокнутым англичанином, как он. Британский биограф был «восхищен и потрясен» «польской интерлюдией» в истории Церкви. Как и ожидалось, The Nation назвала Иоанна Павла II «польским авторитарным», который «воодушевил международное правое крыло» и «разрушил карьеры католических лидеров-активистов, которые бросили вызов военным и деловым интересам США». Несколько лет назад редактор Эндрю Салливан из The New Republic опасался, что учение Папы может навредить либеральному обществу: «Если вы сомневаетесь в этом, посетите Польшу».

Называть его польским папой в смысле привнесения в папство специфически польской точки зрения правильно, но не так, как это представляют себе критики. Польша, в которой Кароль Войтыла поднимался по ступеням своей церковной карьеры, действительно управлялась авторитарными, даже тоталитарными режимами: сначала нацистской Германией, а затем навязанным Советским Союзом коммунистическим правительством. Тем не менее, он был их героическим противником, так что несправедливо очернять его именно этой кистью. На самом деле именно его опыт жизни под двумя тираниями, вероятно, объясняет его частые и страстные призывы к соблюдению прав человека. И хотя Польша все еще бедна, это безопасная демократия с социальными установками, сравнимыми с итальянскими или американскими9.0003

Нет, польскость Иоанна Павла II более тонко отражалась в его эмоциональном восприятии истории. Его страстные высказывания в защиту многонационального Сараево, осажденного православными сербами, отчасти объясняются историческими воспоминаниями трехсотлетней давности: любой поляк знает, что православная Россия разрушила многонациональную Речь Посполитую в XVIII веке. С другой стороны, послал бы кто-нибудь, кроме папы-славянина, десять кардиналов на празднование тысячелетия христианства Киевской Руси в 19 г.88? Поддержал бы так стойко подпольную церковь в Литве или католиков-униатов на Украине? Его чувствительность не является чисто европейской: посмотрите, например, на то, как он пытался сделать свое паломничество на Кубу таким же пробуждением, как то, что он совершил в Польше 20 лет назад.

Как человек, который провел войну так близко к Освенциму, что чувствовал ее запах, и потерял личных друзей — как польских католиков, так и польских евреев — во время немецкой оккупации, он естественным образом стремился к примирению с иудаизмом. Поляк из Кракова на троне св. Петра потребовал, чтобы папа посетил Освенцим. В 19В 86 году Иоанн Павел II стал первым папой, посетившим синагогу, а позже первым помолился у Стены Плача. Но ведь именно он, уже будучи епископом, выступал на Втором Ватиканском соборе за то, чтобы отвергнуть учение о вине евреев за распятие Иисуса.

Проведя три десятилетия в борьбе с коммунистическим режимом, этот папа также знал силу символических жестов. Если у вас нет дивизий, которые можно было бы отправить, солидарность с жертвами может оказаться лучшим оружием. Свечи, которые одновременно горели в окнах его кабинета в Ватикане и Белого дома Рональда Рейгана, чтобы оплакивать подавление «Солидарности» 19 декабря.81, несли для Кремля более мощный сигнал, чем десятки новых ракетных шахт. Несколько миллионов долларов, отправленных через ватиканские счета в подпольные ячейки «Солидарности», едва ли были существенными в качестве материальной поддержки, но укрепили боевой дух борцов за свободу. Как мы теперь знаем из архива Митрохина и других источников, Советы боялись его.

Он также был одним из первых мастеров применения «силы народа». В 1950-х годах польские сталинисты построили идеальный коммунистический город под названием Нова Гута. Здоровое влияние рабочего города должно было разбавить консерватизм соседнего старинного города Кракова. Как образец коммунистической застройки он был спроектирован без церкви, но проектировщики не учли епископа Войтылу. Он поддерживал толпу в охране деревянного креста, вокруг которого молились под открытым небом, пока власти не сдались и не разрешили построить церковь. Он был готов к освящению, когда он прибыл в свое первое паломничество в качестве Папы.

Польский опыт Папы Римского — правления двух безбожных идеологий, войны, геноцида, бедности и революции — перекликается с опытом большинства католиков мира. В конце концов, они живут не на избалованном Западе. Именно его опыт преходящего характера режимов, власти и богатства на его родине усилил его настойчивость в личном, а не в коллективном или государственном стремлении к добру. В конце концов, в течение большей части трех столетий оставаться порядочным, когда приходили и уходили отвратительные режимы, было все, на что мог надеяться средний поляк.

Его польское происхождение также вдохновило Папу на солидарность (слово, которое очень часто всплывало в его проповедях) с аутсайдерами мира. Отсюда его осуждение апартеида, его посещение лепрозория на Берегу Слоновой Кости и его трапеза с ватиканскими бродягами. Даже его заявления о международных отношениях — его страстная вера в то, что прочный мир может быть построен только на справедливости — могут проистекать из его восприятия истории Польши, неоднократно становившейся жертвой реальной политики, которую разыгрывали более могущественные соседи. «Хочешь мира — помни человека», — было одно из его любимых изречений. Отсюда его защита боснийцев, «бродячих палестинцев» и курдов.

Нужно быть жителем Центральной Европы, чтобы оценить остроту встречи двух пожилых поляков в Ватикане в феврале 2001 года. Папа Иоанн Павел II принимал в то время моего начальника, министра иностранных дел Польши Владислава Бартошевского. Бартошевский — выживший в Аушвице, узник коммунистических тюрем, почетный гражданин Израиля за его роль в спасении евреев во время войны — был вызван, чтобы дать свой совет по поводу предстоящей поездки Иоанна Павла II на Украину, первой поездки этого Папы, или любой другой. Украинские христиане признали Рим в 16 веке, во времена Речи Посполитой, в которую входила большая часть сегодняшней Украины. Затем последовали столетия преследований как в царской, так и в коммунистической России. Теперь польский папа советовался с польским министром иностранных дел о том, как возвращение папы может вернуть Украину в лоно Запада.

Украинская поездка в июне 2001 года имела ошеломляющий успех, а три года спустя в Украине произошла собственная демократическая революция. Большая часть поддержки Виктора Ющенко исходила от паствы Иоанна Павла II в Западной Украине. Это не было совпадением. Чего, кажется, не понимают критики Папы, так это того, что прежде чем люди потребуют демократии и социальных прав, они должны обрести веру в собственное человеческое достоинство. Уверенность Иоанна Павла II в неотъемлемости некоторых прав была той духовной скалой, на которой целые народы восстанавливали эту веру.

С другой стороны, одним из самых больших сожалений Папы было то, что Россия решила стать единственной исторически христианской страной, которая никогда не позволяла ему ступить на свою землю. Учитывая направление, в котором движется страна, российские власти, возможно, слишком хорошо знали, почему они не допустили его.

Радек Сикорский — исполнительный директор Новой Атлантической инициативы и научный сотрудник АЕИ, а также бывший заместитель министра иностранных дел Польши.

Поляки и их папа

[bsa_pro_ad_space id=4]

23 декабря 2010 г. — В немногих странах есть столько монет с изображением Иоанна Павла II, сколько в Польше. И немногие темы появляются в польской нумизматике так часто, как портрет польского папы. Есть памятные монеты по случаю его папских поездок в Польшу, а также по случаю его визита в Соединенные Штаты; кроме того, «10-летие понтификата» отмечается монетой и 25-летие, разумеется, тоже. Даже Папа как паломник и благословляющий Папа являются нумизматическими мотивами. Его визит к Ченстоховской Богоматери запомнился монетой и, разумеется, его смертью в 2005 г.
Поляки имеют особенно близкие отношения с этим понтификом. Далее мы хотели бы пролить немного света на эту связь.

10 злотых 2002 г. Фото: Монетный двор Польши.

Римско-католическая церковь в Польше
Быть членом Римско-католической церкви для многих поляков само собой разумеется. Церковь является частью их национальной идентичности; на протяжении веков дух единения страны определялся через веру. Ранним примером этого является успешное сопротивление укрепленного монастыря Ченстохова против протестантских захватчиков в 1655 году во время шведского потопа. Победа была приписана Черной Мадонне из монастыря на Ясной горе, которая и по сей день является одной из самых почитаемых икон страны.
Римско-католическая вера стала домом для тех поляков, которые попали под власть монархов другой веры. Неудивительно, что голоса, призывающие к независимости, раздавались на этих территориях гораздо громче, чем в той части, которой правила католическая династия Габсбургов.
В ХХ веке Римско-католическая церковь неоднократно играла заметную роль в борьбе за независимость, отчасти даже вооруженной, во время Первой мировой войны и против террора нацистов. Четверть всех польских священников погибла в сопротивлении немецкому правлению.

20 злотых 2003 г. по случаю серебряной годовщины рукоположения Папы. Фото: Монетный двор Польши.

Польская биография
Кароль Йозеф Войтыла родился 18 мая 1920 года в Вадовицах. Он был из бедной семьи. Кароль, вероятно, был обычным ребенком, который любил играть в футбол, размахивал кадилом в качестве прислужника и хорошо учился. В 1938 году, за год до вторжения Германии в Польшу, он поступил в университет. Однако после оккупации Польши немцы закрыли все университеты. Студенты и смелые преподаватели ушли в подполье, чтобы управлять подпольным университетом — опасное предприятие. Как и многие другие, Войтыла был арестован; однако ему удалось избежать депортации в Германию.

Кароль Войтыла среди друзей в Кракове. Фото: Википедия.

В те годы он поступил в подпольную семинарию Краковской архиепископии. 1 ноября 1946 года рукоположен в священники. Работая пастором, а после получения докторской степени профессором богословия и этики, Кароль Войтыла пережил сталинский террор. В 1959 году он был назначен вспомогательным епископом Кракова. В этой функции он принял участие во Втором Ватиканском соборе, который положил начало модернизации католической доктрины.
В 1964 году Войтыла стал архиепископом Кракова. В постоянном ненасильственном сопротивлении он требовал свободы вероисповедания для всех поляков. Верная паства воспринимала его как неустрашимого борца с коммунизмом. В Германии он стал известен своими усилиями по инициированию германо-польского примирения.

Польский Папа
16 октября 1978 года Кароль Войтыла, ранее считавшийся аутсайдером, был избран 264-м Папой на конклаве из 111 кардиналов с 99 голосами в восьмом туре голосования. Своим избранием он был обязан патовой ситуации между двумя ведущими (итальянскими) кандидатами и одобрению неитальянских кардиналов, которые впервые почти за 500 лет увидели шанс избрать неитальянского папу.
Кароль Войтыла стал первым в истории славянином, ставшим папой; кроме того, в свои 58 лет он был удивительно молод.

Второй визит Папы Римского в Польшу в 1987 году. Фото: Википедия.

Визит в Польшу
С самого начала новый Папа проявил себя как бескомпромиссный борец за свободу. Уже в 1979 году, всего через несколько месяцев после вступления в должность, Иоанн Павел II отправился на родину по приглашению польского правительства, которое надеялось этим шагом завоевать симпатии масс. Приглашение было согласовано с Москвой, но коммунистические чиновники были потрясены, когда поняли, что вызвали лавину.
10 миллионов человек, около четверти всего населения Польши или, другими словами, каждый второй взрослый поляк посещали публичные выступления Иоанна Павла II. Таким образом, Папа Римский стал символом сопротивления коммунизму, а сопровождающий его визит политическим манифестом. Лех Валенса, в то время лидер рабочего движения «Солидарность», позже скажет, что Иоанн Павел II пробудил страну, призывая всех поляков забыть о своих страхах.

Солидарность
14 августа 1980 года 17 000 рабочих гданьской верфи имени Ленина объявили забастовку во главе с Лехом Валенсой. Вскоре сопротивление распространилось по всей стране. Весь мир ждал реакции Советского Союза. 7 декабря Иоанн Павел II был проинформирован американским президентом Джимми Картером о том, что Советский Союз, по-видимому, планирует вторгнуться в Польшу. Добраю неделю спустя Иоанн Павел II напрямую связался с Брежневым, сравнив Советский Союз с войсками нацистов, которые когда-то оккупировали его родину. Мы никогда не узнаем, была ли угроза Папы возбудить общественное мнение советским руководством воздержаться от военной интервенции. В конце концов, вторжение в Польшу не состоялось.
Уже 15 января 1981 года Иоанн Павел II принял на аудиенции в Ватикане делегацию «Солидарности» во главе с Лехом Валенсой. Моральная поддержка со стороны главы католической церкви польскому народу, жаждущему свободы, сыграла свою роль, которую нельзя недооценивать, способствуя дестабилизации польского правительства и стойкости лидеров движения «Солидарность».

Попытка покушения
Возможно, это послужило причиной покушения, совершенного турецким правым экстремистом Мехмедом Али Агджа 13 мая 1981. В 2006 году итальянский следственный комитет установил, что покушение на Папу было спланировано российской разведкой в ​​сотрудничестве с болгарской секретной службой. Польские коммунисты, похоже, ничего об этом не знали.
Через несколько месяцев, в декабре 1981 года, в Польше было объявлено военное положение. Церковь оставалась единственной организацией, в которой еще оставались возможности для сопротивления. Его решающая роль в быту была связана еще и с тем, что ему разрешалось распределять гуманитарную помощь с Запада, главным образом из Германии, среди нуждающегося населения.

Борец против коммунизма
Во время своих 104 папских поездок Иоанн Павел II неоднократно посещал Польшу. В 1983 году, во время своего второго визита в Польшу, Папа снова встретился с Лехом Валенсой, хотя фактически лидер профсоюза находился под домашним арестом, а «Солидарность» тем временем была запрещена.
Во время другого визита в 1987 году он призвал правительство уважать права человека и снять запрет на «Солидарность». Ни один папа современности никогда не вмешивался в политические дела в такой степени. Фактически, государство Ватикан, похоже, участвовало в финансировании польского движения сопротивления. Сегодня принято считать, что Иоанн Павел II организовал финансовую поддержку польского сопротивления со стороны американцев.
В 1989 году наступил переломный момент. Было широко признано, что Иоанн Павел II сыграл важную роль в падении коммунизма. Он даже получил в подарок кусочек Берлинской стены, который сегодня можно увидеть в садах Ватикана.
Тем не менее, Папа оставался тесно связан с Польшей, когда она снова стала свободной, посетив родную страну еще пять раз – в 1991, 1995, 1997, 1999 и 2002 годах. Иоанн Павел II канонизировал польскую монахиню Марию Фаустину программным решением. Ковальской как первой святой нового тысячелетия.

10 злотых 2005 г. по случаю смерти Папы. Фото: Монетный двор Польши.

Польский святой?
Когда 2 апреля 2005 года скончался Иоанн Павел II, вся страна была в трауре. Ходили слухи, что Папа хотел быть похороненным в Польше, на своей родине. До сегодняшнего дня Польская Церковь надеется закрепить папское сердце за Варшавой. Фактически, в своем завещании Папа оставил решение о его погребении на усмотрение Коллегии кардиналов, которая до сих пор еще не приняла такого решения.
3,5 миллиона паломников посетили панихиду по Иоанну Павлу II в Риме, среди них огромное множество поляков. Не прошло и полугода, как был начат процесс его беатификации. Это дело преследуется с большой настойчивостью, не имеющей себе равных ни в одной другой предыдущей беатификации. С 19 декабря 2009 года Иоанн Павел II именуется «Почтенным Рабом Божьим», что является ступенью, предшествующей беатификации.

Приложение: Римско-католическая вера и свобода вероисповедания
Внутренний опрос, проведенный польским епископатом, показывает, что религиозность в Польше резко снизилась после свержения коммунистического режима.