Пахтакор разбился: Пахтакор: Тайна гибели футбольной команды

Пахтакор: Тайна гибели футбольной команды

Сегодня 41 годовщина трагедии, когда 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (ныне Каменское) столкнулись два пассажирских самолета Ту-134. Эта катастрофа стала одной из крупнейших в истории авиации. Погибли 178 человек, в том числе все футболисты ташкентской команды Пахтакор.

Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и шесть членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Помимо 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и семь членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.

Столкновение произошло в 13:35 по восточноевропейскому времени на высоте 8 400 метров в небе над Украиной.

Сейчас смотрят

Версии трагедии

Согласно официальной информации, следствие все свалило на человеческий фактор. Диспетчеры не разобрались в сложной ситуации, не учли правила фразеологии и радиообмена, пилоты из-за облачности и дождя, просто не могли заметить самолеты друг друга.

Читайте: Эйзельська трагедия: 35 лет назад во время финала Кубка чемпионов погибло 39 человек

В итоге молдавский ТУ-134 врезался в минский, отсек ему часть крыла и сразу же взорвался. Пилот минского лайнера, несмотря на повреждения и разгерметизацию, еще некоторое время находился на лету, но на высоте 4 500 метров самолет вошел в пике и разбился недалеко от села Куриловка.

А вот неофициальная версия трагедии была куда более громкой. В этот же день в Москве проходил финал Кубка СССР по футболу. В конце игры болельщики почти не следили за тем, что происходит на поле — пошел слух, что Пахтакор разбился в полном составе.

На выходе со стадиона многие были уверены — высоту расчистили для Леонида Брежнева. Якобы он направлялся то ли в Крым, то ли из него. Поэтому ни один из бортов не пустили на высоту 10 тыс. метров.

Фото: aviaforum.ru

В тот день действительно один из высокопоставленных партийцев осуществлял перелет и для него расчистили злосчастные 10 тыс. По одной из версий, это секретарь ЦК КП Украины, по другой — руководитель монгольских коммунистов, направлявшийся в Крым как раз на встречу с Брежневым.

— Мне кажется, что Пахтакор погиб из-за безалаберности наших ПВО, став их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться… Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом, — позже выразил такую ​​версию тренер Пахтакора Олег Базилевич.

Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.

Под грифом Секретно

Об авиакатастрофе советские СМИ сообщили только через неделю, и то мимоходом, на последней странице спортивного издания, в небольшой заметке, где рассказывалось о похоронах футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации о трагедии не было. В газете ЦК КП Узбекистана Правда Востока написали небольшой некролог за три дня до похорон.

Возможно, трагедия не приобрела бы впоследствии такую ​​огласку, если бы в числе погибших не оказалось футбольной команды из высшей лиги.

По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным Динамо.

Остаться в живых

Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно.

Удалось избежать трагедии массажисту клуба Анатолию Дворникову, который с друзьями праздновал день рождения и опоздал на рейс. Среди гостей был журналист Олег Якубов. Мужчины засиделись и проспали рейс.

Читайте: Трагедия на стадионе Хиллсборо: как погибли 96 человек в ужасной давке

Футболист Анатолий Могильный не рассчитал время до аэропорта и его место занял травмирован Михаил Ан.

Фото: sputniknews-uz.com

Пахтакор после трагедии

Спорткомитет СССР в первые дни после гибели футболистов бросился собирать новую команду. Так как найти в Узбекистане футболистов нужного уровня признали невозможным, обратились ко всем советским клубам. На обращение оперативно отреагировали многие спортсмены, среди которых были футболисты ЦСКА, Спартака, Торпедо, Черноморца.

Первый матч нового Пахтакора состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против Арарата. Игра закончилась со счетом 3:1 в пользу хозяев.

В регламент чемпионата СССР была внесена статья, по которой в течение трех лет независимо от результатов Пахтакор сохранял место в высшей лиге (на практике этот пункт был применен в 1981 году, когда Пахтакор занял последнее, 18 место в чемпионате).

Трагедія, Футбол

Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как погиб «Пахтакор». Тайна крупнейшей авиакатастрофы СССР

Самая страшная катастрофа в истории советской авиации и футбола произошла в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В этот день столкнулись два пассажирских самолёта, в одном из которых почти в полном составе летел футбольный клуб «Пахтакор». 178 погибших, десятки семей, лишившихся родных, более 30 лет под грифом «Секретно».

Полетели

Суббота, 11 августа. Ташкент. Раннее утро. 14 футболистов, второй тренер, врач и администратор приезжают в аэропорт, чтобы вылететь на игру с минским «Динамо». Все одеты легко, по погоде, только нападающий Владимир Фёдоров утеплился.

— Ты чего это?

— Да жена собрала, говорит, в Минске холодно.

Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» взлетает в 11:30, без опозданий, из ташкентского аэропорта. За 20 минут до этого из Челябинска стартовал ещё один Ту-134, который направлялся в Кишинёв.

Ту-134А. Фото: © Wikipedia.org

В это время в Харьковском РЦ ЕС УВД на смене находилась команда диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. Вместе с ним дежурили Владимир Сумской и Николай Жуковский. Стаж работы последнего составлял всего 2,5 месяца. До сих пор так и остаётся невыясненным, почему рейс сказали курировать стажёру. Более опытному сотруднику — Сумскому — поручили за ним следить. Почему сам Сергеев не делал этого — остаётся загадкой. Причём местным диспетчерам почти каждый день приходилось следить одновременно за десятками самолётов — пункт характеризовался высокой интенсивностью полётов.

Не рассчитал

Молодой диспетчер рассчитал, что лайнеры должны разойтись в небе — они пройдут одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле у экипажей было меньше 60 секунд. Оба самолёта поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

За пару минут до трагедии Сумской перепроверил расчёты стажёра и похолодел. Диспетчер перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из Ту срочно поднимался. Ему ответили утвердительно, Сумской выдохнул. Лишь через несколько минут он понял, что «принято» сказали не с того борта — высоту меняла не «тушка», а Ил-62, который по ошибке получил срочный сигнал.

Фото: © РИА Новости / Фред Гринберг

Куриловка

Жители деревни Куриловки в тот день отмечали свадьбу. Прямо во время застолья с неба посыпался «чёрный град». Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолётов, падали останки людей, разорванные в клочья вещи. Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.

По слухам, несколько очевидцев погибли от разрыва сердца. Сейчас в Куриловке стоит обелиск в память о жертвах катастрофы.

Фото: © Wikipedia.org

Столкновение и первые новости

До сих пор остаются вероятными две версии столкновения. По одной из них лайнеры врезались лоб в лоб. Вторая же гласит, что челябинский самолёт крылом врезался в хвостовую часть ташкентского.

Вторая появилась в связи с тем, что, как предполагается, пилоты могли увидеть борт, несущийся на них, но за мгновение до трагедии. Окончательно разойтись в небе в тот момент у них фактически не было шансов.

На фото хвостовая часть 65816. Фото: © Wikipedia.org

Как позже вспоминали правоохранители, на местах, куда падали обломки, в считаные минуты появились мародеры. Они разыскивали уцелевшие вещи и детали самолётов. Многие же, напротив, осознав, что произошло, упали на колени и стали молиться.

Родственники спортсменов узнали о произошедшем далеко не сразу.

— 12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу, — вспоминала вдова Владимира Макарова, Алла.

Неладное она почувствовала, оказавшись на борту с другими родственниками футболистов. Кошмарная правда выяснилась уже после прилёта.

«Это Брежнев всё «купил»

Столкновение двух лайнеров было зафиксировано в 13:35. В этот же день в Москве, на стадионе имени Ленина, проходил финал Кубка СССР по футболу. В самом конце игры болельщики слабо следили за происходящим: пошёл слух, что «Пахтакор» разбился в полном составе.

Слухи дошли до того, что на выходе со стадиона многие были уверены — высоту расчистили для Леонида Брежнева. Якобы он направлялся то ли в Крым, то ли из него. Поэтому ни один из бортов не пустили на высоту 10 тысяч метров.

В тот день действительно один из высокопоставленных партийцев совершал перелёт и для него расчистили злополучные 10 тысяч. По одной из версий, это секретарь ЦК КП Украины, по другой — руководитель монгольских коммунистов, направлявшийся в Крым как раз к Брежневу.

Плохие приметы, или Всё наоборот

После авиакатастроф нередко оказывается, что несколько пассажиров опоздали на роковой рейс по чистой случайности: один забыл ключи, машину второго подрезали по пути в аэропорт, третьему позвонили с работы и потребовали вернуться. Злющие пассажиры вбегают в терминал и машут лайнеру рукой — ну не могли больше ждать, и так вылет держали до последнего. Проходит час, два, три, а потом из новостей люди узнают, что противный водила, ужасные пробки или зануда-начальник, сами того не зная, спасли им жизнь.

В случае с «Пахтакором» было всё наоборот. На борт поднялись даже те, кто не должен был вылететь в этот день или вообще пропускал матч в Минске.

Самый молодой из спортсменов, 18-летний Сирожиддин Базаров, должен был оказаться в нынешней столице Белоруссии накануне — вместе со всем дублирующим составом. Но у молодого человека прилетал отец, спортсмен опоздал на борт. Поэтому для него сделали исключение и взяли вместе с основой.

Ещё один футболист — Михаил Ан — не должен был вообще лететь в Минск. Дело в том, что молодой человек получил травму во время предыдущего матча. Он приехал в аэропорт проводить своих товарищей. Но его уговорили лететь ради поддержки своих.

Чемпионат СССР по футболу (Высшая лига). Матч «Динамо» (Москва) — «Пахтакор» (Ташкент). 1978 год. Крайний справа: Михаил Ан. Фото: © РИА Новости / А. Варфоломеев

Впрочем, несколько человек на борт всё-таки не попали. Анатолий Могильный, например, не рассчитал время до аэропорта. На его месте, как вспоминают близкие спортсменов, и оказался Ан.

Один из массажистов команды — Анатолий Дворников — праздновал день рождения. Среди гостей был журналист Олег Якубов. Квартира была недалеко от аэропорта, мужчины решили, что утром просто вместе дойдут до самолёта. Но засиделись и проспали. Старший тренер команды Олег Базилевич по семейным обстоятельствам вылетел в Минск раньше, чем все остальные игроки.

Похороны

Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Советские СМИ практически никак не освещали произошедшее долгое время. Через неделю после трагедии вышла заметка на последней полосе одной из спортивных газет, в которой содержалось лишь пара предложений: что произошла трагедия и разбилась команда. В газете ЦК КП Узбекистана «Правда Востока» написали небольшой некролог за три дня до похорон.

Однако на церемонии прощания присутствовало всё партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Практически все жители вышли проводить футболистов в последний путь. Футболистов, которым прочили чемпионство СССР, похоронили на Боткинском кладбище.

Памятник игрокам футбольной команды «Пахтакор», погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Боткинское кладбище в Ташкенте. Фото: © РИА Новости / Юрий Тутов

Игра после похорон

Спорткомитет СССР в первые дни после гибели футболистов бросился собирать новую команду. Так как найти в Узбекистане футболистов нужного уровня сочли невозможным, обратились ко всем советским клубам. На клич оперативно отреагировали многие спортсмены, среди которых были футболисты ЦСКА, «Спартака», «Торпедо», «Черноморца»…

Первый матч нового «Пахтакора» состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против «Арарата». Игра закончилась со счётом 3:1 в пользу хозяев.

Суд и приговор

Владимир Сумской

Разбирательство о причинах авиакатастрофы продолжалось девять месяцев. Подсудимыми по делу проходили Сумской и Жуковский. Почему Сергеев никак не фигурировал не стало понятно даже через три десятилетия.

Основной версией случившегося так и осталась ошибка диспетчеров. Им дали по 15 лет в колонии общего режима. Сумского выпустили через 6 с половиной лет за хорошее поведение. Николай Жуковский, по слухам, покончил с собой в колонии.

Инфографика: © L!FE

Судьбоносное последнее путешествие ФК «Пахтакор» Ташкент

Первоначально эта статья была опубликована на VICE Sports UK.

Середина двадцатого века отмечена разрушительными авиакатастрофами, трагедиями, которые часто уносят сотни жизней в одно мгновение. По мере снижения стоимости коммерческих авиаперелетов число пассажиров росло. Было неизбежно, что это приведет к эскалации смертности в авиакатастрофах, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Многие из самых известных случаев связаны с потерей спортивных команд. Тот факт, что отряды почти всегда путешествуют в массовом порядке, означает, что когда что-то идет не так, это происходит в больших масштабах. В некоторых случаях целые команды — игроки, тренеры и административный персонал — могут быть потеряны в одной разрушительной аварии.

Реклама

Хотя прошло более полувека, большинству европейских болельщиков знакомы мрачные истории «Манчестер Юнайтед» Мэтта Басби в 1958 году и «Торино» в 1919-м.49. Первые попали в аварию в мюнхенском аэропорту, в результате которой 23 человека погибли, восемь из них были игроками «Юнайтед» и несколько других были серьезно ранены. В последнем вся команда была уничтожена в один ужасный момент, после того как их самолет врезался в стену в задней части Basilica di Superga , расположенной на вершине холма за пределами Турина.

Менее известна, разумеется, за пределами бывшего Советского Союза, печальная история ташкентского футбольного клуба «Пахтакор». 19 августа79 весь их основной состав погиб в воздушном столкновении, которое произошло в небе над Украиной по пути на игру в Белоруссии. Катастрофа была трагической случайностью, но в событиях того дня ощущается неизбежный запах сокрытия коммунистической партией.

Базирующийся в столице Узбекистана Ташкенте, в то время входившем в состав Советского Союза, клуб получил название «Пахтакор» (буквально «хлопкоровод») в знак уважения к статусу Узбекистана как крупного экспортера хлопка. Как единственные представители Узбекистана в Высшей советской лиге, они были флагманом республики и должным образом пользовались поддержкой Шарофа Рашидова, первого секретаря Коммунистической партии Узбекистана. (Чрезвычайно коррумпированный Рашидов покончил жизнь самоубийством в 1983, когда стала очевидной его ведущая роль в «Большом хлопковом скандале»).

Реклама

К 1979 году «Пахтакор» уже был наполовину состоявшимся членом Высшей лиги, клуба, который иногда попадал в низшую лигу, но стремился быстро вернуться в высший дивизион. 11 августа они должны были вылететь в белорусскую столицу Минск, чтобы встретиться с городским клубом «Динамо». В эту игру не играли бы.

ПОДРОБНЕЕ: Готфрид фон Крамм, Человек, которого Уимблдон забыл

Семидесятые, как и предшествующие шестидесятые, были отмечены ужасающим количеством трагедий в небе. Если говорить только о спорте, то осенью 1970 года две американские футбольные команды колледжей были почти полностью уничтожены в авиакатастрофе; в 1972 году команда регби старых христиан потерпела крушение в Андах, и число выживших оставалось там более двух месяцев; в то время как другие трагедии постигли команду Формулы-1 и баскетбольную команду американского колледжа в 1919 году. 75 и 1977 соответственно.

«Пахтакор» сам уже испытал на себе пугающую сторону авиаперелетов в 1979 году: поездка в Индонезию в начале года была вызвана такой сильной турбулентностью, что некоторые игроки страдали от кошмаров и беспокоились о полетах.

Таким образом, солдаты должны были испытывать некоторый трепет, когда в тот день они ступили на борт коммерческого самолета Туполев Ту-134 вместе с еще примерно сотней пассажиров.

Пропавшая команда «Пахтакора» // Изображение via

Сидя на взлетной полосе, они могли знать, а могли и не знать, что в небе больше загруженности, чем обычно. Леонид Брежнев, лидер Советского Союза, собирался в поездку в Крым. Это вызвало значительные разрушения в этом районе: траектории полета были расчищены для самого влиятельного человека в частном самолете СССР. Чем больше самолетов пытались использовать меньший объем воздушного пространства, тем больше вероятность столкновения.

Объявление

После начального этапа рейса самолет с «Пахтакором» сделал остановку в аэропорту Донецка в Украине. После повторного взлета именно в небе над Днепродзержинском произошла трагедия.

Во-первых, самолет «Пахтакор» был ошибочно направлен на прямую траекторию полета другого самолета, который сам перевозил около 100 пассажиров и направлялся в Молдову. Осознав свою потенциально катастрофическую ошибку, авиадиспетчерская служба быстро приказала другому самолету подняться над кораблем «Пахтакора». По радио быстро пришел ответ «Понятно», что развеяло опасения наземной команды.

ПОДРОБНЕЕ: Затерянные в дюнах – смерть Роджера Уильямсона

Но ответ пришел не от самолета, направлявшегося в Молдову, и не от корабля «Пахтакор», а от третьего самолета в переполненном небе (направлявшегося, как оказалось, на Ташкент). В то время как этот поднимался по ошибочному указанию, два других направлялись прямо друг к другу.

Результат был разрушительным: лобовое столкновение на высоте почти 10 000 футов, в результате которого погибли все на борту обоих самолетов. Всего в небе над Днепродзержинском погибло 178 человек.

Среди них 14 игроков и трое закулисных сотрудников «Пахтакора». В состав играющей команды входила пара советских игроков сборной — Владимир Федоров и Михаил Ан, а на борту находились тренер, врач и администратор.

Учитывая роль, которую невольно сыграл полет Брежнева в авиакатастрофе, советские информационные агентства не спешили сообщать об этом. Впервые оно появилось в молдавских и белорусских газетах в следующий вторник, а затем в национальной прессе через неделю после крушения. Уже тогда было просто заявлено, что хоронят пахтакорцев, а не то, что их убило. Хотя это и не скрывалось агрессивно, безусловно, был элемент, чтобы история оставалась как можно более тихой.

Реклама

Мемориал команде теперь стоит в Ташкенте / Image via

Неудивительно, что в Узбекской республике, да и во всем СССР, было много горя. «Пахтакор» были популярной командой, которая представляла регион с населением более 15 миллионов человек. Конечно, речь шла не только о футболе: погибло 178 человек, а не 17. Но известность «Пахтакора», особенно в узбекском регионе, сделала трагедию еще более реальной. По крайней мере, это увеличило масштабы потерянных жизней.

Легко представить себе катастрофу такого масштаба, означающую конец футбольного клуба. Потеря всего игрового состава, а также некоторого тренерского штаба фактически превратила «Пахтакор» в организацию, которой нечего было организовывать.

И все же они пережили катастрофу. Фактически, они снова сыграли всего через 12 дней после краха.

Главного тренера Олега Базилевича не было на борту самолета со своими игроками, поэтому перед ним стояла серьезная задача восстановить разрушенный футбольный клуб (40-летнему футболисту предстояло доиграть сезон, прежде чем отправиться из «Пахтакора» в ЦСКА). Советские футбольные власти оказали поддержку, поручив другим клубам предоставить игроков, чтобы узбекская сторона могла завершить 19-й раунд.79 кампания. Среди выбранных был Геннадий Денисов, который за два периода провел за клуб около 400 игр.

ПОДРОБНЕЕ: День, когда английские футболисты отдали нацистский салют

Кроме того, лига предоставила «Пахтакору» трехлетнее освобождение от вылета в низшую лигу. Они не финишировали достаточно низкими, чтобы нуждаться в этом, сражаясь в течение первых двух сезонов после катастрофы, а затем финишировав шестыми в 1982 году, что сравнялось с их предыдущим лучшим результатом за всю историю, установленным 20 годами ранее.

Это должно было доказать высшую точку «Пахтакора» в советских соревнованиях. Клуб вылетел в низшую лигу в 1984 году и провел следующие шесть лет, играя во втором дивизионе (Денисов был частью команды, которая привела их к титулу Советской Первой лиги в 1990 году). После распада Советского Союза клуб присоединился к новой узбекской футбольной лиге и, что неудивительно, стал ее крупнейшим центром. «Пахтакор» стал чемпионом страны в первом сезоне 1992 года и с тех пор выиграл еще 10 титулов, прочно зарекомендовав себя как сильнейшая сила узбекского футбола.

И все же они могли так легко впасть в неизлечимое недомогание после потери своего игрового отряда. Продолжающееся существование клуба является свидетельством силы местных спортивных команд и их почти религиозного значения для района и его жителей. Как единственный узбекский клуб, играющий в советском высшем дивизионе, «Пахтакор» представлял собой нечто вроде национальной сборной (как и противники, на встречу с которыми они летели, в том числе минское «Динамо»). Таким образом, клуб действительно включал в себя гораздо больше, чем просто мужчин, которые вышли на поле в своих цветах. Их потеря была трагична, но никто не сомневался, что «Пахтакор» продолжит свое существование.

Клуб завершил сезон 1979 года на восьмом месте, и, конечно же, их болельщики продолжали приходить на игры, как и до крушения. Почти религиозный пыл, который может привить футбол, означал, что после поражения им больше некуда было идти, кроме как болеть за свою команду на своем стадионе.

@Jim_Weeks

Путешествия по Узбекистану: Узбекистан все еще скорбит о футбольном поколении, погибшем в авиакатастрофе

Владимир Федоров, капитан Михаил Ан и Василис Хаципанагис – звезды «Пахтакора»

Как сильнейшая футбольная команда Центральной Азии, Узбекистан доходил до финального отборочного раунда последних пяти чемпионатов мира. К сожалению, каждый раз команда спотыкалась на последнем препятствии.


Футбол в Узбекистане зародился в 1912 году, т. е. в царские времена, в
Коканд и Фергана. В 1926 году был проведен первый чемпионат Узбекской ССР.
играл.


Самым успешным клубом советского периода был ФК «Пахтакор»,
единственный узбекский футбольный клуб, игравший в высшей лиге СССР.
(Пахтакор означает сборщик хлопка, а станция метро «Пахатор» в
В Ташкенте, недалеко от домашнего стадиона «Пахатора», есть великолепные мозаики из стилизованных цветов хлопка).



Берадор
Адбураимов, выступавший за «Пахтакор», считается одним из лучших
нападающие и величайшие футболисты в истории узбекского футбола. Команда середины-конца 19Особой популярностью пользовались 70-е годы, в которых почти исключительно играли игроки узбекского происхождения.



Трагедия случилась с «Пахтакором» в 1979 году, когда команда летела на матч
Выездная игра в высшей лиге СССР. Их самолет столкнулся с другим
в воздухе над Украиной, и все члены команды погибли.



Во время ЧМ-2018 самое время вспомнить об этой замечательной команде и о том, как память до сих пор влияет на узбекистанцев и узбекский футбол. Эта статья, написанная Крисом Риклтоном, перепечатывается с разрешения Eurasianet.org.

Когда диктор советского радио зачитывала футбольные результаты дня, Владимир Сафаров, преданный болельщик ташкентского клуба ФК «Пахтакор», почувствовал, что что-то не так.

«Матч между минским «Динамо» и ФК «Пахтакор» не состоялся и состоится значительно позже», — сообщил диктор.

Фотография команды «Пахтакора» в городе Сочи, весна 1979 года.

Это было 19 августа79, а Сафаров находился в Дамаске в составе советского инженерного корпуса, работавшего на национальной железнодорожной сети Сирии. Через несколько часов арабские коллеги Сафарова сообщили плохие новости, которые советские СМИ по-прежнему старательно игнорировали.

«Мне сказали, что самолет с игроками из «Пахтакора» упал с неба в Украине по пути в Беларусь. Я сначала не поверил. Но потом мы подключились к «Голосу Америки» и услышали то же самое», — сказал он Eurasianet.org.

Потребуется целая неделя, чтобы официальная версия событий дошла до Ташкента. 11 августа в результате столкновения двух самолетов над украинским городом Днепродзержинск (ныне Каменское) погибли 178 человек, в том числе 17 игроков и сотрудников «Пахтакора».

К этому моменту столица Узбекистана уже была
утонула в печали. Питаясь диетой иностранных радиорепортажей и
по слухам, собралась оцепеневшая, потрясенная толпа из тысяч человек.
за пределами легендарного стадиона клуба. Некоторые стали спать на
улицы.

Ходил слух, что самолет
был сбит после того, как его приняли за вражеский корабль. После всего,
Советский лидер Леонид Брежнев летал в Крым около
одновременно произошло столкновение.

Запоздалый отчет государственной газеты с посвящением
За погибшими в авиакатастрофе игроками последовали массовые публичные похороны
в Ташкенте, где зарыто 178 символических камней.

Новость о том, что суд вынес приговор двум авиаперевозчикам
контролеры приговорены к 15 годам за неисполнение служебных обязанностей при условии
подобие закрытия для некоторых, но не утешение.

Место крушения после столкновения над Днепродзержинском, Украина

«То, что мы потеряли в той катастрофе, трудно
количественно», — сказал 79-летний Сафаров, который в конце концов переехал из
инженерии в спортивную журналистику и теперь считается узбекским
выдающийся историк футбола.

Национальная трагедия

«Пахтакор» был не первым и не последним футбольным клубом, пострадавшим от авиакатастрофы.

Авиакатастрофа, унесшая жизни 23 человек в результате неудавшегося взлета в Мюнхене в 1958 году, лишила «Манчестер Юнайтед» и английский футбол некоторых из его лидеров. Итальянский «Торино» был, возможно, величайшим клубом в мире во времена 19-го века.49 авиакатастрофа под Турином, унесшая жизни 38 человек и не оставившая выживших. В 2016 году все, кроме трех членов талантливой первой команды бразильского клуба «Шапекоэнсе», погибли в результате крушения самолета, приближавшегося к главному аэропорту Медельина, Колумбия.

Странная структура советского футбола означала, что авиакатастрофа «Пахтакора» была во многом национальной трагедией.

Футбольные власти Москвы сочли желательным, чтобы каждая республика была представлена ​​в Высшей лиге Союза. «Пахтакор» стал первой командой из Центральной Азии, сыгравшей на таком уровне в 1959. Вскоре к нему присоединился ФК «Кайрат» из Алматы в Казахстане.

Хотя другие команды «Пахтакора» добились большего, особенно любимой была команда середины-конца 1970-х годов, состоявшая почти исключительно из игроков узбекского происхождения.

«Вышли бы попробовать и разнести команды», — вспоминал капитан команды и центрфорвард Туляган Исаков, который пропустил визит в минское «Динамо» из-за травмы, угрожающей карьере, и приехал на похороны на костылях.

Одним из очевидных недостатков уходящего стиля игры «Пахтакора» — старомодной версии тактики высокого прессинга, которую предпочитают современные супертренеры, такие как Юрген Клопп и Пеп Гвардиола, — было то, что он оставлял линию обороны очень уязвимой.

Памятник команде «Пахтакор» на Бодкинском кладбище, Ташкент

В сезоне 1974 года «Пахтакор» уступал только победителю лиги «Динамо Киев» по ​​количеству забитых голов, но по количеству пропущенных мячей занимал третье место из 16 команд лиги. Команда завершила сезон в середине таблицы.

В следующем сезоне киевское «Динамо» прибыло в борющийся «Пахтакор» для участия в матче чемпионата всего через неделю после победы над старинной мюнхенской «Баварией» в финале Суперкубка Европы.
С ошеломляющим результатом узбекская команда, название которой переводится как «сборщик хлопка», разгромила чемпионов со счетом 5:0.

Стержнем этого выступления и других знаменитых побед «Пахтакора» был выносливый и одаренный полузащитник Михаил Ан.

«Сколько стоил бы Ан на сегодняшнем футбольном рынке?» — недоумевал Исаков, забивший дубль в легендарной игре. «Он был капитаном молодежной сборной Советского Союза. Полная команда игроков из Москвы, Ленинграда, Киева, иногда из Тбилиси. Но капитаном был этнический кореец из Ташкента».

Ан также был исключен из судьбоносного матча с минским «Динамо» из-за травмы, но его все равно уговорили сесть в самолет, чтобы поднять боевой дух команды. Когда после аварии Исаков навестил скорбящую мать своего товарища по команде, «она встретила меня как сына», — вспоминает он.