Олимпиада 1938 года: Олимпийские игры 1920 — 1948 гг.

Олимпийскому телевидению – 70 лет! Берлинская Олимпиада 1936 года

В рубрику «Гуманитарные технологии» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Олимпийскому телевидению — 70 лет!


Берлинская Олимпиада 1936 года

Владимир Маковеев

История выкапывает факты,

которые закапывает политика

(Грустная шутка)

Телевидение всегда двигали вперед политика и спорт. Во время Олимпийских игр эти факторы складываются синергетически, и толчок к прогрессу бывает довольно значительным. Особенно ярко это проявилось во время Токийской Олимпиады 1964 г. (перелом в пользу цветного телевидения) и во время Олимпиады-80 в Москве (прямая трансляция на все континенты, реализация системы «Мировиде-ния» ). Но мало кто знает, что толчком к массовому телевизионному вещанию по электронной системе стала почти забытая Берлинская Олимпиада 1936 г., трансляции с которой только в видеозалах просмотрели более 160 тыс. человек в трех городах Германии. Однако явные попытки использовать Олимпиаду для фашистской пропаганды надолго сделали эту тему запретной, причем не только в нашей стране

Немного личного

Знаете ли вы, что такое «Греция»? Именно так в любой радиолаборатории называется ящик (шкаф, кладовка), где как «в Греции все есть» (по Чехову). Там накапливаются и хранятся (на всякий случай) ненужные радиодетали, блоки аппаратуры и т.д. В такой «греции», как и в любом неупорядоченном архиве, всегда живет «нечаянная радость» (из фольклора архивистов).

Так было и у меня. Разбирая осенью 1959 г. такую «грецию» в лаборатории телевидения МЭИС, я обнаружил малогабаритный супериконоскоп типа IS-9 явно трофейного происхождения с наглухо закрепленными на колбе катушкой переноса и фокусирующе-отклоняющей системой. Сначала я решил брать его на лекции в качестве наглядного пособия: он хорошо умещался в портфеле. Но заведующий кафедрой СИ. Катаев мою методическую находку не одобрил и посоветовал найти для показа студентам ЛИ-3 — советский аналог этой трубки. Он пояснил, что трубка IS-9 имеет зловещее прошлое: она работала в немецкой военной аппаратуре «Тонне-6» (фирма «Фернзее»), использовавшейся для наведения самолетов-снарядов ФАУ-1 и предцелевой коррекции баллистических ракет ФАУ-2.

Однако позже я узнал, что на базе этой аппаратуры была построена первая отечественная передвижная телевизионная станция ПТС-47, что в послевоенной реконструкции Московского телецентра участвовали немецкие специалисты, а первые советские послевоенные телевизоры «Ленинград» были разработаны немцами и т.д.

С этих пор я начал по крохам собирать информацию о довоенной истории электронного телевидения в Германии, страны, которая раньше всех в мире
в марте 1935 г. начала регулярное электронное телевизионное вещание, а 70 лет назад впервые организовала телетрансляции с Олимпийских игр 1936 г.

Немецкий изобретатель телевидения

Отмечу, что сбор этой информации не обходился без курьезов: в 1962 г. во время отдыха в Коктебеле в кемпинге на площадке для мототуристов рядом с нашей палаткой разместился нестарый и очень разговорчивый военный отставник, приехавший на очень редком в те времена немецком мотоцикле MZ-250. Узнав, что я работаю в области телевидения, он похвастался, что несколько лет прослужил рядом с «великим немцем — изобретателем телевидения». Немца этого он именовал «бароном», фамилию назвать отказывался, о сути их работы тоже умолчал, но охотно рассказывал о странных его привычках. Например, о том, что на письменном столе у «барона» всегда кипел на спиртовке маленький кофейник; кофе он, чудак, пил «густой как мазут», причем для его личной спиртовки выписывался только спирт-ректификат (моего соседа искренне возмущало такое использование драгоценного продукта).

Позже мой шеф по кафедре СИ. Катаев, слушая этот рассказ, сразу же определил, что «барон» — это Манфред фон Арденне, который в августе 1931 г. первым в мире публично продемонстрировал полностью электронную систему телевидения на основе датчика бегущего луча с разверткой на 90 строк. Потом он же разработал телевизионную систему для вещательных целей с разверткой на 180 строк. Именно она использовалась для телетрансляций с забытой Берлинской Олимпиады 1936 г.

О фон Арденне стоит рассказать отдельно. Это имя мало известно у нас даже специалистам, хотя он долго и плодотворно работал в нашей стране. В 1920-е гг. он еще студентом придумал первую в мире вакуумную интегральную радиосхему (трехкаскадный усилитель в одном баллоне), а с середины 1930-х гг. уже работал в рамках гитлеровского атомного проекта, построив в пригороде Берлина Лихтенфельде подземную лабораторию с одним из первых в мире циклотронов. Паразитный поток отрицательных ионов («проклятое явление» для разработчиков первых кинескопов) был им использован для разделения изотопов, в результате чего в физике появилось целое направление — «масс-спектроскопия».

С 1945 по 1955 гг. фон Арденне работал уже в рамках советской ядерной программы: он был «самым ярким научным трофеем» советской армии. В Сухуми на базе бывшего санатория «Синоп» для него был организован Институт промышлейного разделения изотопов. Работы фон Арденне были удостоены Сталинских премий в 1947 и 1953 гг. Позже с 1955 по 1997 гг. он жил и работал в Дрездене, где для него был создан MVA-институт с экспериментальным атомным реактором.

В конце жизни фон Арденне стал известен своим вкладом в развитие медицинской техники. Его при жизни называли «немецким Эдисоном», после смерти — «последним энциклопедистом». Именем фон Арденне теперь назван один из городских парков Дрездена.

Немного истории

Первый бесспорно реальный шаг в электронное телевидение сделал в 1907 г. в Петербурге Б.Л. Розинг (кстати, один из учителей В.К. Зворыкина). Он доказал, что именно электронный луч в вакуумной колбе будет тем «безынерционным пером», которое способно нарисовать высококачественное телевизионное изображение. Розингу удалось сформировать электронным путем только очень простые изображения (крест и решетку), но «семена были посеяны».

Последователей у Розинга оказалось так много, что тема приоритета изобретения электронного телевидения стала делом спорным. В США господствует мнение, что электронное телевидение изобрел в 1931 г. выходец из России В.К. Зворыкин по поручению другого выходца из России Д.А. Сарнова. Но есть также сведения о приоритете американца Ф.Т. Фарнсуорта в 1929 г. В мои молодые годы я уверовал, что электронное телевидение началось в 1931 г. с изобретения нашего соотечественника СИ. Катаева. Есть много публикаций о создании в 1928 г. системы электронного телевидения изобретателем из Ташкента Б.П. Грабовским. В Германии же убеждены, что первую полностью электронную систему телевидения создал в 1931 г. уже упомянутый выше Манфред фон Арденне.

Дело в том, что В.К. Зворыкин сообщил о завершении своей работы лишь в 1933 г., публичная же демонстрация электронного телевидения состоялась
только в 1934 г. Первые упоминания в печати о работах Фарнсуорта появились только в 1931 г., а проведение им публичной демонстрации стало возможным в 1932 году.

Приоритет Катаева на изобретение передающей трубки с накоплением зарядов, мозаичной мишенью и коммутацией с использованием вторичных электронов (авторское свидетельство от 24. 09.1931 г.) юридически бесспорен. Но в СССР такую трубку (позже Зворыкин назовет ее «иконоскопом», именно с нее началось настоящее электронное телевидение) удалось изготовить только в 1934 г., а официальная демонстрация для государственной комиссии состоялась в 1935 г.

Что же касается работ Грабовского, то, к сожалению, работоспособность его «радиотелефота» не доказана ни документами, ни показаниями непосредственных свидетелей. Все позднейшие попытки повторить его опыты были безуспешными.

Интересно отметить, что все изобретатели телевидения в воспроизводящих
устройствах использовали по-разному доработанные осциллографические трубки другого немецкого ученого К. Брауна; отличия были только на передающей стороне. В итоге наиболее результативным оказался путь с применением иконоскопа при таком распределении ролей: Катаев — автор изобретения, Зворыкин — создатель действующей системы на базе иконоскопа, разработанного им самим. Путь Фарнсуорта оказался тупиковым: его «диссектор» имел недопустимо низкую для вещательных целей чувствительность. Фон Арденне пошел по «боковой дорожке». Он передавал кинокадр, просвечивая его «бегущим лучом», создаваемым с помощью кинескопа. Этот способ применяется и сейчас для передачи кинофильмов, слайдов, открыток.

Тем не менее следует признать, что именно фон Арденне первым осуществил публичную демонстрацию полностью электронной системы телевидения в августе 1931 г. в рамках Берлинской радиовыставки на стенде известной и в наше время фирмы Loeve.

Телецентр имени Пауля Нипкова в Берлине

В начале 1930-х гг. более чем в десяти странах мира велось опытное телевизионное вещание с механической системой развертки (30 строк при 12,5 кадр/с). Этот формат, созданный в Германии, стал на некоторое время фактически международным стандартом, поскольку хорошо сопрягался с обычным радиовещательным радиоканалом. Хотя на маленьком экране можно было лишь с трудом узнать знакомых или отличить мужское лицо от женского, интерес к такому телевидению усиливался возможностью дальнего приема (2-3 тыс. км.) и относительной простотой телевизионной приставки к радиоприемнику. Расхожей шуткой тех лет стала: «аппарат размером в почтовый ящик, экран — в почтовую марку».

Первая действующая замкнутая система передачи сигналов телевидения (движущихся изображений) была создана англичанином Д. Бердом в 1925 г. с применением немецкого изобретения — диска Нипкова. Первые передачи в эфир состоялись много позже: в США — 1927 г., в Англии — 1928 г. и в Германии — 1929 г. В России такая передача состоялась в апреле 1931 г.

Наиболее серьезно к разработкам систем механического телевидения отнеслись в Германии, где, несмотря на трудности Великой депрессии, для поддержки этих работ был создан Всегерманский телевизионный союз из промышленных, телекоммуникационных и радиовещательных фирм. В Германию были приглашены известные изобретатели — англичанин Д. Берд и венгр Д. Михали, создавшие вещательную систему телевидения с форматом 30 строк на 12,5 кадр/с. Первые регулярные передачи в эфир в Германии начались в марте 1929 г. , а в январе 1931 г. к сигналу изображения было добавлено звуковое сопровождение.

С приходом к власти в Германии нацистов работы в области телевидения были активизированы. Министерством пропаганды была поставлена задача (цитируем): «Донести пропагандистские телепередачи до всей Германии и тем самым тронуть немецкие сердца». Был вызван из забвения П. Нипков, изобревший свой диск еще студентом в 1877 г. (запатентовавший его в 1884 г.) и возведен в ранг национального героя. Ему была назначена государственная пенсия, а объект в берлинском районе Вицлебен, из которого велись телепередачи, получил название «Телецентр имени Пауля Нипкова». К слову сказать, после изобретения диска Нипков никогда больше к работам в области телевидения уже не возвращался.

Перелом в сторону электронного телевидения

Нацисты довольно быстро поняли бесперспективность вещательных систем механического телевидения и перенесли основное свое внимание на электронную систему, созданную фон Арденне, с форматом 180 строк при 50 кадр/с и прогрессивной (то есть построчной) развертке. Была поставлена задача первыми в мире организовать вещание по электронной системе телевидения к лету 1936 г., то есть к открытию Олимпиады в Берлине, и тем самым доказать миру научно-техническое превосходство Третьего рейха.

В итоге уже в марте 1935 г. телецентр имени Пауля Нипкова в Берлине начал регулярные телепередачи по электронной системе из студии «Большой Берлин», продолжавшиеся почти непрерывно до февраля 1943 г., когда здание телецентра было разрушено при бомбежке. Сигнал изображения передавался на волне 6, 772 м., а звуковое сопровождение на волне 7,06 м.

В апреле 1935 г. в Берлине открылся первый общедоступный телесалон на 30 мест, в котором 3 раза в неделю (а с января 1936 г. ежедневно) с 20 до 22 часов проходили платные телесеансы длительностью один час каждый. Зрителей в телесалонах было много, но на первых порах их больше привлекала сама техническая новинка, чем содержание программ. К открытию Олимпийских игр в июле 1936 г. число телесалонов возросло до 33.

Во время Олимпиады в этих телесалонах было показано 48 специальных спортивных телепрограмм для аудитории общей численностью 160 тысяч человек. Телесалоны были оснащены двумя телевизорами с квадратным экраном размером 25×25 сантиметров, которые обслуживались техническим специалистом (фото 1). Очевидцы замечали, что довольно часто билеты в эти телесалоны купить было сложнее, чем на стадионы, поскольку по телевидению удавалось лучше рассмотреть детали спортивной борьбы, чем с трибун огромного стадиона. Один телесалон был построен для спортсменов в Олимпийской деревне (советских спортсменов на этих играх не было. СССР начал участвовать в них только с 1952 г., с Олимпиады в Хельсинки). Было также освоено производство телевизоров для индивидуального пользования (фото 2), но выпустили их очень немного: по разным источникам, от 500 до 800 штук, и в основном для кабинетов высокого начальства.

Для показа спортивных соревнований создали два типа передающих телевизионных камер: большую на иконоскопе (фото 3) и портативную (фото 4) на супериконоскопе, прототипе упомянутого выше IS-9. Однако обе камеры изначально предназначались для работы в студиях телецентра, для внестудийных же условий они могли иметь только очень ограниченное применение (даже в летнюю пору) ввиду недостаточной чувствительности. Поэтому немецкие специалисты применили для спортивных трансляций комбинированную кинотелевизионную систему с промежуточным фильмом (по-немецки — цвишенфильм), впервые предложенную в 1922 г. нашим соотечественником Г.В. Благовещенским. (Такой же принцип был использован советскими специалистами на космической станции «Луна-3» при первом фотографировании обратной стороны Луны в 1959 г.).

На крыше специально оборудованного автобуса (фото 5) была установлена киносъемочная камера, с которой отснятая пленка по светонепроницаемому фильмо-каналу запускалась в проявочную машину, смонтированную внутри автобуса (фото 6). Проявленная, закрепленная и высушенная кинопленка сразу же подавалась в телекинопередатчик бегущего луча, телесигнал от которого по УКВ-радиолинии подавался на телецентр для передачи в эфир. Качество изображения при этом получалось даже несколько выше, чем при прямой телепередаче, а некоторое запаздывание изображения зрители обычно не замечали. Кроме того, такая технология вещания создавала возможность повторов спортивных репортажей, что было особенно важно при сеансовых просмотрах в телесалонах.

Интересно отметить, что немецкий опыт телетрансляций с Олимпиады 1936 г. внимательно изучала большая группа японских специалистов, поскольку Олимпиада 1940 г. была намечена в Токио. Но она, как мы знаем, состоялась только в 1964 г. Кстати, часть помещенных в данной статье фотографий я впервые увидел именно в Японии в 1968 г. на Олимпийском телецентре телекомпании NHK в токийском районе «Ееги-сиба» на стенде, посвященном истории Олимпийских игр.

Новый высококачественный формат

После Олимпиады телевидение начало поиск своего места в пропагандистской машине Третьего рейха. Даже с учетом попыток подачи телесигнала по кабелю в Нюрнберг и Гамбург, ежедневная аудитория телесалонов не превышала 17 тыс. человек, при этом ежедневная киноаудитория была более 2 млн, а радиоаудитория -13 млн человек. Регулярное телевещание велось пять дней в неделю по 4 часа, и основу его составляли: пропаганда — официальные киносюжеты (25%), развлечения — концертные номера (20%), спорт (10%), учебные программы и т.д. Среди учебных программ обязательными были, например, «Школа домохозяек» (об экономии в быту) и «Школа солдатских невест».

Серьезной причиной малой популярности телевидения было очень невысокое качество изображения на экране при прогрессивной развертке на 180 строк. Рассказывают, что когда министр пропаганды И. Геббельс увидел самого себя на телеэкране, то ужаснулся и велел убрать телевизор из кабинета. Однако разобравшись в ситуации, он приказал форсировать переход на новый высококачественный телевизионный стандарт.

В ноябре 1938 г. телецентр имени Пауля Нипкова начал регулярные передачи с форматом кадра 4:3 и чересстрочным разложением на 441 строку при 25 кадрах (50 полей) в секунду. Заметим, что формат был по тем временам весьма передовой: в США и СССР готовилось вещание с разверткой на 343 строки, а в Англии с 1936 г. велось экспериментальное вещание с разверткой на 405 строк!

К началу вещания в новом стандарте было выпущено несколько десятков опытных бытовых телевизоров типа FE-1 (Fernseheempfanger-1), реконструированы телесалоны и начата в соответствии с тогдашней идеологией подготовка к массовому производству «народных телевизоров» (Volksfernseheempfanger). В то время уже были известны «народные автомобили» «Фольксваген», серийно выпускались «народные радиоприемники» «Фольк-семпфенгер».

Но у «Фольксфернзеемпфенгера» судьба не сложилась, Воюющая страна не смогла изыскать необходимые материалы для производства первой заводской партии телевизоров: нужны были, по имеющимся данным, 85 тонн стали и 23 тонны меди. Есть, однако, основания предполагать, что некоторые конструктивные решения, примененные в этих телевизорах, были позже использованы теми же немецкими инженерами в послевоенных советских телевизорах серии «Ленинград».

Как уже говорилось, несмотря на все сложности военного времени, телецентр имени Пауля Нипкова продолжал работу до февраля 1943 г. Его передачи были большей частью ориентированы на выздоравливающих после госпиталя солдат. Один из циклов передач был посвящен, например, своеобразным «параолимпийским играм» — спортивным соревнованиям среди солдат-инвалидов с ампутированными конечностями.

Конец спорам вокруг электронного телевидения

Успех электронных телетрансляций с Олимпиалы 1936 г. в Берлине, подкрепленный более чем годовым опытом регулярных передач для довольно многочисленной аудитории, стимулировал аналогичные работы во многих странах. Например, уже в августе 1936 г. в Лондоне, благодаря объединенным усилиям упомянутых выше Д. Бэрда и Ф. Фарнсуорта, начались телепередачи с прогрессивной разверткой на 240 строк, а в ноябре того же 1936 г. знаменитая ВВС начала вещание по стандарту с чересстрочной разверткой на 405 строк, в разработке которого решающее участие принимал выходец из России И. Шенберг.

В СССР же именно осенью 1936 г. началась работа над грандиозным планом телефикации всей страны. Центральным объектом данного плана предполагалось сделать проектировавшийся с 1931 г. высотный Дворец Советов (420 метров), а вспомогательным — Московский телецентр на Шаболовке. Реализация этого плана задержалась более чем на 10 лет из-за войны, а центральным его объектом, как известно, стал Общесоюзный телецентр в Останкино.

В долгих поисках информации об Олимпиаде в Берлине мне помогали многие люди, но особая моя признательность за ценные советы С.А. Муратову.

Опубликовано: Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» #5, 2006
Посещений: 30843

  Автор


Владимир МаковеевЗаместитель председателя редакционного совета

Всего статей:  69

В рубрику «Гуманитарные технологии» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ОЛИМПИЯ · Фильмы · Челябинский кинотеатр имени Пушкина

ОЛИМПИЯ I: ФЕСТИВАЛЬ НАЦИИ

«Олимпия I» включает зажигание факела на стадионе, спортивные события и марафон. Адольф Гитлер смотрит в изумлении, как Американская звезда легкой атлетики Джесс Оунес выигрывает беспрецедентные четыре золотые медали.

ОЛИМПИЯ I: ФЕСТИВАЛЬ НАЦИИ

«Олимпия I» включает зажигание факела на стадионе, спортивные события и марафон. Адольф Гитлер смотрит в изумлении, как Американская звезда легкой атлетики Джесс Оунес выигрывает беспрецедентные четыре золотые медали.

ОЛИМПИЯ II: ФЕСТИВАЛЬ КРАСОТЫ

В фильме «Олимпия II» захватывает грация спортсменов в действии во время хоккея на траве, футбола, велогонок, конного спорта, водного спорта и гимнастических соревнований. Центром внимания явились пятиборье и десятиборье, победителем которых был Американец Глен Морис. Часть 2 заканчивается триумфальным окончанием игр.

ОЛИМПИЯ II: ФЕСТИВАЛЬ КРАСОТЫ

В фильме «Олимпия II» захватывает грация спортсменов в действии во время хоккея на траве, футбола, велогонок, конного спорта, водного спорта и гимнастических соревнований. Центром внимания явились пятиборье и десятиборье, победителем которых был Американец Глен Морис. Часть 2 заканчивается триумфальным окончанием игр.

XI Олимпиада. Местом проведения очередных Олимпийских игр Берлин был избран еще до прихода Гитлера к власти. В 1933 нацистская пресса начала нападки на предстоящие игры, называя их «фестивалем, на котором торжествуют евреи», однако после того как Гитлер решил, что Олимпийские игры способны поднять престиж его режима в глазах мировой общественности, всякая критика тут же была прекращена. Подготовка к играм велась с размахом. Нацистское правительство выделило 25 млн. рейхсмарок на строительство девяти спортивных объектов, в том числе на строительство огромного Олимпийского стадиона в Берлине. За три недели до начала игр в стране была строжайше запрещена какая-либо антисемитская пропаганда.

XI Олимпиада. Местом проведения очередных Олимпийских игр Берлин был избран еще до прихода Гитлера к власти. В 1933 нацистская пресса начала нападки на предстоящие игры, называя их «фестивалем, на котором торжествуют евреи», однако после того как Гитлер решил, что Олимпийские игры способны поднять престиж его режима в глазах мировой общественности, всякая критика тут же была прекращена. Подготовка к играм велась с размахом. Нацистское правительство выделило 25 млн. рейхсмарок на строительство девяти спортивных объектов, в том числе на строительство огромного Олимпийского стадиона в Берлине. За три недели до начала игр в стране была строжайше запрещена какая-либо антисемитская пропаганда.

Лени Рифеншталь была назначена лично Гитлером официальным хроникером олимпиады 1936 года в Мюнхене. Получившийся фильм стал шедевром документалистики и революцей в технике съемок и монтажа. Задачей фильма было прославление превосходства арийской расы… Фильм был выпущен в апреле 1938 года, после 18-ти месяцев монтирования фильма, впечатляющая запись событий Рифеншталь в двух частях была признана лирическим шедевром фотографии и звука. Однако “Олимпия” была не одобрена Голливудом — многие полагали, что это гимн Гитлеровским убеждениям. Сегодня, “Олимпия” по прошествии многих лет вышла в свет, выдержав испытание временем как величественное празднование великолепия человеческого тела и духа.

Лени Рифеншталь была назначена лично Гитлером официальным хроникером олимпиады 1936 года в Мюнхене. Получившийся фильм стал шедевром документалистики и революцей в технике съемок и монтажа. Задачей фильма было прославление превосходства арийской расы… Фильм был выпущен в апреле 1938 года, после 18-ти месяцев монтирования фильма, впечатляющая запись событий Рифеншталь в двух частях была признана лирическим шедевром фотографии и звука. Однако “Олимпия” была не одобрена Голливудом — многие полагали, что это гимн Гитлеровским убеждениям. Сегодня, “Олимпия” по прошествии многих лет вышла в свет, выдержав испытание временем как величественное празднование великолепия человеческого тела и духа.

Глава 3: Начало войны и отмена Олимпийских игр. Калейдоскоп книг

Ликование Токио, получившего право на проведение Олимпийских игр 1940 года, было недолгим. То, что поначалу казалось блестящим будущим, постепенно омрачалось, пока в июле 1938 года запланированные Олимпийские игры в Токио не были отменены.

В этой главе мы рассмотрим события, приведшие к отмене, мысли и действия тех, кто участвовал в процессе принятия решений, а также реакцию спортсменов, которых коснулась отмена.

Летние Олимпийские игры 1936 года

Игры XI Олимпиады проводились в Берлине в августе 1936 года, сразу после сессии МОК, на которой Токио был назван местом проведения XII Олимпиады. Олимпийские игры в Берлине были политически заряженными событиями, которые иногда называют «нацистскими Олимпийскими играми». Хотя Гитлер выражал крайне негативное отношение к проведению Олимпийских игр до прихода к власти, став рейхсканцлером, теперь он рассматривал игры как возможность для продвижения политики и повышения престижа нацистской Германии, и с этой целью, режиссера Лени Рифеншталь попросили задокументировать Игры на пленку. Документальный фильм Ридфеншталь под названием «Олимпия» был выпущен в двух частях: Fest der Völker (фестиваль наций) и Fest der Schönheit (фестиваль красоты). Эти фильмы хвалили за их художественное качество и новаторские приемы, но их также часто критиковали как нацистскую пропаганду.

Олимпийские игры в Берлине привлекли большое внимание в Японии из-за успехов японских спортсменов на предыдущих Олимпийских играх в Лос-Анджелесе, а также из-за того, что МОК выбрал Токио местом проведения следующих Олимпийских игр.

8) Изд., Ассоциация болельщиков XI Олимпийских игр,

Dai juichi kai Olympic Taikai Shashin cho: Berlin 1936 (Коллекция фотографий XI Олимпийских игр: Берлин, 1936 г.), Ассоциация болельщиков XI Олимпийских игр, 1936 г. [特278 -103]

Сборная Японии по футболу принимает команду Швеции

Вверху слева: Kotenteki Keiba (классические скачки) SUZUKI Sujaku

Внизу справа: aisu hokkee (хоккей) FUJITA Ryuji

Это фотокнига, посвященная успехам японских спортсменов на XI Олимпийских играх . Ожидалось, что японские спортсмены преуспеют в соревнованиях по плаванию, но не оправдали этих высоких ожиданий. Тем не менее, они продолжили свой успех на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе, но выиграли большое количество медалей. В книгу включены фотографии ТАДЖИМА Наото в тройном прыжке и МАЭХАТА Хидэко в брассе.

Японская футбольная команда в своем первом матче встретилась со Швецией, пользующейся большим преимуществом. Шведы быстро повели в счете на два гола и, казалось, переиграли японцев в первом тайме. Однако, используя тактику коротких передач во втором тайме, японская команда восстановилась и набрала три очка, одержав драматическую победу. Многие местные зрители искали автографы у японских игроков. Несмотря на это, японские СМИ не смогли подробно рассказать об этом «чуде в Берлине» дома.

Художественные соревнования также были характерной чертой ранних Олимпийских игр, начиная с 19-го века.12 Олимпийских игр в Стокгольме, включая образцы архитектуры, живописи, скульптуры и музыки. Судзуки Судзаку и Фудзита Рюдзи были награждены бронзовыми медалями в живописи на Олимпиаде в Берлине. Позднее художественные конкурсы были отменены после 14-й Олимпиады в Лондоне в 1948 году из-за трудностей, связанных с оценкой работ, и старением участников.

Подготовка к Олимпийским играм в Токио

В рамках подготовки к Олимпийским играм в Токио был издан ряд программ, а также брошюры, знакомящие с Японией.

9)

Дай джуни кай Олимпик Токио Тайкай Иппан Кисоку ойоби Программа: Сёва 15 (общие правила и программа Игр XII Олимпиады в Токио), 1940 г. [特202-268]

Данная брошюра содержит план программа Олимпийских игр 1940 года в Токио, охватывающая не только соревнования по легкой атлетике или плаванию, но и запланированные выставки боевых искусств и бейсбола. И это показывает, что художественные конкурсы также планировалось провести в Токио. Эта книга была переведена на английский, французский и немецкий языки для распространения на сессии МОК в 1919 г.38.

 

Английская версия XII Олимпиады Токио, 1940 г., Общие правила и программа

10) XII Олимпиада Токио 1940 г.: олимпийская подготовка к празднованию XII Олимпиады iad Tokyo 1940 , Организационный комитет XII Олимпиада Токио, 1940, [1938]. [Ea-230]

Этот буклет на английском языке знакомит с Олимпийскими играми в Токио и Японией. Обильно иллюстрированный и визуально привлекательный, он описывал не только спортивные мероприятия и стадионы, но и доступ в Токио со всего мира, включая общественный транспорт и жилье в Токио. Также были опубликованы и распространены версии на английском, французском и немецком языках.

В начале книги находится «Последнее послание барона де Кубертена», в котором описывается, почему Токио должен принимать Олимпийские игры.

Кубертен скончался в сентябре 1937 года, так и не увидев, как Олимпийские игры в Токио стали реальностью.

Внутренняя критика Олимпиады

Задержки с подготовкой к Олимпиаде и обострение международной обстановки омрачили первые дни 1937 года. игры начали всплывать. Согласно Dai juni kai Olympic Tokyo Taikai Tokyo shi houkokusho (отчет о 12-й Олимпиаде в Токио из г. Токио) (Токио, 1939. [785-25]), КОНО Итиро, член Палаты представителей, впоследствии служивший в качестве государственного министра по вопросам Игр XVIII Олимпийских игр после войны был одним из первых государственных чиновников, высказавших критику. Заявив, что из-за эскалации международной напряженности провести Олимпийские игры должным образом будет невозможно, Коно попросила премьер-министра и министра образования ХАЯСИ Сендзюро, а также министра иностранных дел САТО Наотаке прокомментировать это на заседании Бюджетного комитета нижней палаты 20 марта 19 года.37. ( Dai nanaju kai Teikoku Gikai Shugiin Yosan Iinkai Giroku (Sokki) Dai jugo kai (протоколы 15-го комитета по бюджету нижней палаты во время 70-го Имперского сейма)
Коно также раскритиковал Организационный комитет Олимпийских игр в Токио за нерешительность, позволившую отстать от графика, а также мэра Токио за его деспотичное отношение, тем самым предоставив нам представление о том, насколько все было неорганизованно на самом деле.0004

Коно Ичиро

Этот комментарий стал известен, поскольку оппозиция проведению Олимпиады возросла из-за международной ситуации. Коно также раскритиковал Организационный комитет Олимпийских игр в Токио за нерешительность, позволившую подготовке отстать от графика, а также мэра Токио за его деспотичное отношение, тем самым дав нам представление о том, насколько все было неорганизованно на самом деле. С началом китайско-японской войны в июле 1937 года строительные материалы и другие товары в Японии находились под тщательным контролем. Национальный закон о всеобщей мобилизации и правила контроля за распределением железа и стали еще больше затруднили строительство новых объектов. Министерство финансов предложило отказаться от строительства новых объектов к Олимпиаде и использовать существующие объекты для проведения международных выставок, запланированных в рамках празднования 2600-летия со дня основания Императорского дома. Организационный комитет, естественно, яростно протестовал. Были даже те, кто считал, что Япония не должна принимать Олимпиаду, если не будет другого выбора, кроме как использовать существующие объекты. Был предложен план строительства нового стадиона полностью из дерева, но он не был реализован.

Статья о снижении стандартов строительства предлагаемого Олимпийского стадиона

Сессия МОК в Каире и вера Кано Дзигоро

Несмотря на преодоление жесткой конкуренции за право проведения Олимпийских игр, Токио был подвержен последствия длительной китайско-японской войны. Китай, а также некоторые западные страны хотели, чтобы Япония лишилась права участвовать в Олимпийских играх, и число людей, которые сомневались в способности Японии проводить игры, только росло.

Тем не менее, сессия МОК, состоявшаяся в Каире в марте 1938 года, официально согласилась на проведение летних Олимпийских игр в Токио и зимних Олимпийских игр в Саппоро в 1940 году благодаря отчаянным интригам и убеждениям Кано и других. Сын Кано, Рисей, дал интервью после того, как Токио был выбран местом проведения летних Олимпийских игр 1964 года, и его комментарии дают некоторое представление о том, что произошло в Каире. «Сессия стала тяжелой, потому что Японию критиковали за участие в войне. Мой отец вел дневник в черной кожаной записной книжке, которая досталась мне, когда он умер. Есть записка от 15 марта, в которой говорится: «Мы проявили твердую веру, и решение о проведении Олимпийских игр в Токио было принято», но все дни за неделю до и неделю после этого пусты. Он явно должен был быть очень занят». (Ёмиури Симбун, Токио, 27, 19 мая.59, утренний выпуск, стр. 11 [Z81-16])

В Японии сообщили, что сессия МОК в Каире убедительно проголосовала за проведение Олимпиады в Токио. Но правда в том, что идея отмены Олимпийских игр в Токио и разрешения проведения игр в другой стране также рассматривалась. Мало того, даже после сессии МОК продолжал призывать Японию отменить игры.

11) YOKOYAMA Kendo, Kano Sensei Den (жизнь мистера Кано), Kodokan, 1941. [289-Ka582ウ]

Вверху: Карикатура на Кано

Внизу: Кано в гостях у Сфинкса

Хотя некоторые из книг, написанных о Кано Дзигоро, посвящены образованию и дзюдо, эта книга весьма интересна, поскольку раскрывает другие аспекты его жизни. . Например, в главе 4 этой книги, озаглавленной «Отец спорта», рассказывается о его достижениях в качестве одного из первых сторонников спорта и Олимпийских игр в Японии, а также о его деятельности до сессии МОК в Каире. В нем упоминается, что «он сказал, что планы по основному стадиону еще не доработаны и что сообщать не о чем. Обсуждения, вероятно, будут очень активными. Он уехал из Токио, заявив, что собирается изложить свою точку зрения открыто и с гордостью, потому что он считал Японию крупной державой, способной принять у себя Олимпийские игры, даже несмотря на то, что он, по сути, был с пустыми руками… Он также сказал, что «в конце день, вы должны оставаться гибкими, но быть готовыми использовать свой лучший ход ». Мы можем интерпретировать этот отрывок так, что Кано уехал в Каир, зная, что все, что он может сделать, это придерживаться своей веры в то, что Япония справится.

Кано Дзигоро скончался, так и не осуществив свою мечту всей жизни

Кано едва удалось предотвратить отмену Олимпийских игр в Токио, но на обратном пути с конференции МОК в Каире он простудился, переросшая в пневмонию, и скончался в мае 4 ноября 1938 года. Его внезапная смерть произвела впечатление как дома, так и за рубежом, особенно среди участников Олимпийских игр и дзюдо.

Разговор с американским репортером был опубликован на странице 8 утреннего номера «Асахи Симбун» от 5 мая 19 года. 38 [Z81-1]. «Мистер. Кано выполнил свою миссию на сессии в Каире и скончался по дороге домой. Его судьба напоминает судьбу Фидиппида, греческого посланника, который умер после того, как побежал назад, чтобы сообщить афинянам о победе в битве при Марафоне». Тем не менее, несмотря на усилия Кано, Олимпийские игры в Токио были аннулированы менее чем через три месяца после его смерти.

Гроб Кано возвращается в Иокогаму, задрапированный олимпийским флагом

12) Сёва 13 нэн 4 гацу 4 ка дзукэ Шимомура Хироси атэ Кано Дзигоро Шокан (письмо Кано Дзигоро ШИМОМУРЕ Хироши от 4 апреля 1938 г.). [Документ, связанный с Симомура Хироси (№ 1) 256]

Перевод письма Кано Дзигоро Шимомуре Хироши от 4 апреля 1938 года из Палата пэров и председатель Японской ассоциации любительского спорта за месяц до его смерти. В нем мы можем прочитать о его страданиях, вызванных проблемами, которые сохраняются даже после того, как он достиг своих целей во время сессии МОК в Каире. Кано скончался 4 мая, всего через месяц после того, как написал это письмо, возвращаясь в Японию.

<Перевод>

Уважаемый сэр,

Я сказал вам, что сообщу о результатах недавней сессии по телеграфу позже, так как был слишком занят, чтобы выполнить это обещание. Тем не менее, я продолжаю безопасно путешествовать домой. Сессия завершилась благополучно, но осталось еще много проблем, которые нужно решить, и я сейчас изо всех сил пытаюсь с ними справиться.

Мы изменили наш график, чтобы вернуться в Токио в начале мая.

Мистер Нагаи* также вернется в Японию в это время, и я думаю, что это хорошее время.

4 апреля

Париж, Кано Дзигоро

Мистеру Симомура Хироши

8-го числа мы отправимся из Гавра в Сиэтл, Северная Америка.

*НАГАИ Мацудзо, исполнительный секретарь Организационного комитета Токио, позднее член МОК.

Соэдзима Мичимаса и решение об отмене Олимпиады

Ухудшение международной ситуации, в том числе обострение китайско-японской войны, контроль над сырьем и волна призывов как внутри страны, так и за рубежом к проведению Олимпиады отменённый сделал невозможным уклонение от принятия решения. 15 июля, 1938 января Кабинет министров принял решение отменить и Олимпиаду в Токио, и Олимпиаду в Саппоро.

По идее, отмена должна была быть решением Оргкомитета Токио, но фактически ею руководило правительство. Со смертью Кано Дзигоро на обратном пути в Японию, а также с председателем Организационного комитета Токио и членом МОК ТОКУГАВА Иэсато, страдающим от болезни, это выпало на долю Соэдзимы Мичимасы, который работал в правительстве, а также занимал должность на МОК, чтобы принять решение о том, проводить игры или нет.

Следующий отрывок из статьи в Asahi Shimbun утверждает, что Соэдзима знал о возможной отмене за целый год до принятия решения. «[Соэдзима] потребовал, чтобы правительство приняло немедленное решение. Приняв возможность проведения Олимпийских игр в 1940 году, Япония должна придерживаться своего обязательства независимо от международной ситуации, потому что, если Япония отменит игры, Англии потребуется полтора года или два года для Финляндии, чтобы подготовиться к проведению. Олимпийские игры.» (Асахи Симбун, Токио, 31 августа 1919 г.38, вечерний выпуск, с. 2 [Z81-1])

По иронии судьбы, во время серии обсуждений с премьер-министром КОНОЕ Фумимаро и другими заинтересованными сторонами, Соэдзима стал центральной фигурой в стремлении отменить игры, несмотря на его предыдущую роль в переговорах с Муссолини во время процесса отбора.

МОК был оперативно проинформирован об отмене, и в ответ были отправлены многочисленные телеграммы. Содержание этих ответов было опубликовано в отчете, выпущенном Оргкомитетом после аннулирования. (Отчет Оргкомитета о работе по проведению XII Олимпийских игр 1940 в Токио до их отмены, Организационный комитет XII Олимпиады, 1940 г. [54-123]) Некоторые сочувствовали Японии, в то время как другие осуждали отмену и ставили под сомнение пригодность Токио для проведения любых будущих Олимпийских игр.

Статья о решении отменить запланированные Олимпийские игры 1940 года в Токио

Влияние отмены на спортсменов

Излишне говорить, что отмены Олимпийских игр 1940 года в Токио и Саппоро, а также последующих 1944 Игры лишили многих спортсменов возможности участвовать в Олимпиаде в расцвете сил. История полна «если», и нет никаких сомнений в том, что жизнь многих спортсменов была бы совсем другой, если бы продление войны не привело к отмене Олимпийских игр в Токио и Саппоро.

Оэ Суэо и медаль дружбы

Оэ Суэо принял участие в Олимпийских играх в Берлине в качестве прыгуна с шестом и занял третье место сразу после НИШИДЫ Шухей. Хотя оба мужчины преодолели высоту 4,25 м, Нисиде присудили второе место, потому что он прыгнул первым. Оэ не только очень ждал Олимпийских игр в Токио, но и чувствовал сильное чувство ответственности. Во время лекции, которую он прочитал в молодежной организации Нихомбаши, он сказал: «Мы должны побеждать на международных соревнованиях. Наш национальный характер отражается в моральном духе наших спортсменов». (Осима Дзюкуро, 9Олимпийские игры 0013 shashin shi taikan: dai juni kai Olympics Tokyo shouchi kinenjigyou (книга истории олимпийских фотографий: мемориальный проект торгов 12-й Олимпиады в Токио). [748-122])

Оэ был призван в армию в 1939 году и погиб на фронте в 1941 году. Некоторые газеты сообщали, что Оэ и Нисида разделили свои олимпийские медали пополам, чтобы создать две медали, каждая из которых была наполовину серебряной и наполовину бронзовой, тем самым отражая тот факт, что они разделили второе и третье места на Олимпийских играх в Берлине. В послевоенное время эти медали фигурировали в журналах и на телевидении, а также в учебниках для начальной школы как «медали дружбы».

Статья о медалях дружбы Оэ и Нисиды. 1936 г. и занял десятое место как самый молодой олимпийский спортсмен Японии. Соня Хени, победительница этого турнира, заметила, что «эра Инады наступит в ближайшее время». Выиграв всеяпонский чемпионат пять раз, она считалась фавориткой, и все в Японии с нетерпением ждали ее выступления на Олимпиаде в Саппоро, но отмена 19-й40 Олимпиад лишили ее шанса. Она вернулась на мировую арену впервые за 15 лет в 1951 году, участвуя в чемпионатах мира, где не смогла произвести впечатление и опустилась на более низкий ранг. Разница в технике и костюме на мировом уровне была колоссальной.

Примерно через 52 года после отмены Олимпийских игр в Токио ИТО Мидори наконец выиграла олимпийскую медаль по фигурному катанию для Японии, завоевав серебро на зимних Олимпийских играх в Альбервиле в 1992 году. мужской золотой призер

Колонка: Дилемма для Олимпийских игр в Саппоро — FIS и любительские правила

Как правило, страна, принимающая летние Олимпийские игры, в том же году также принимает зимние Олимпийские игры. Таким образом, когда Токио был награжден Летними Олимпийскими играми 1940 года на сессии МОК в Берлине в 1936 году, Зимние Олимпийские игры должны были быть присуждены Саппоро в то же время. Но неуверенность в способности Японии должным образом подготовиться означала, что зимние Олимпийские игры не были присуждены до варшавской сессии МОК в июне следующего года и снова были подтверждены на сессии МОК в Каире через год после этого решения.

Однако решение не обошлось без разногласий, поскольку предлагалось провести зимние Олимпийские игры без лыжных соревнований.

Этот спор возник из-за вражды между МОК и Международной федерацией лыжного спорта (FIS). Правила МОК в то время не позволяли профессиональным спортсменам участвовать в Олимпийских играх из-за идеала, приписываемого древним Олимпийским играм. Тем не менее, в наше время многие лыжники мирового класса зимой работают инструкторами. МОК уведомил FIS, что лыжным инструкторам не будет разрешено участвовать в Олимпийских играх из-за их статуса нелюбителей. Естественно, ФИС возражала, поскольку не считала лыжных инструкторов профессиональными спортсменами.

Эта же проблема вызвала проблемы на 4-х зимних Олимпийских играх в Гармиш-Партенкирхене в 1936 году, но лыжные соревнования были проведены из-за уступки FIS. Однако по мере того, как разрыв между МОК и FIS увеличивался, они, наконец, зашли в тупик, и лыжные соревнования были исключены из Олимпийских игр в Саппоро.

Хотя сейчас на зимних Олимпийских играх очень много мероприятий, в то время планировалось значительно меньше, чем сейчас, и многие говорили, что нет смысла проводить зимние олимпийские игры без лыжных соревнований. Барон ИНАДА Масатане, председатель Лыжной ассоциации Японии, и другие лица, знакомые с планированием Олимпийских игр в Саппоро, изо всех сил пытались найти компромисс, который позволил бы провести лыжные соревнования, но их усилия ни к чему не привели, когда Олимпиада была отменена.

Следующий
Хронология

«Протестная» Олимпиада, которой так и не состоялось | История

Чисто спортивное мастерство на самом деле не имело значения — Народная олимпиада была посвящена культивированию духа равенства, что прямо противоречило нацистским идеалам.
Центр современной звукозаписи Уорикского университета

Очень жарким летом 1936 года группа американских олимпийцев пересекла на корабле Атлантику и 13 июля достигла Шотландии. Оттуда они отправились в Париж, где сели на другой поезд и, наконец, прибыли в пункт назначения за несколько дней до игры должны были начаться. Они осмотрели город и посетили Олимпийский стадион. «Никогда в жизни не чувствовал себя так хорошо. Отлично провел время», — написал своим родителям гимнаст Бернард Данчик 16 июля. Но Данчик писал не из Берлина, города, где проходили официальные Олимпийские игры того года. только что приземлился на солнечных улицах Барселоны для участия в Народной олимпиаде, контрмероприятии, организованном в знак протеста против того, что они называли «гитлеровско-нацистскими Олимпийскими играми».

Пять лет назад Берлин выиграл заявку на проведение Олимпийских игр, опередив другие города-финалисты, включая Барселону. В то время Германия находилась под властью Веймарской республики. После прихода к власти в 1933 году Адольфа Гитлера еврейские группы, союзы и торговые организации в Соединенных Штатах и ​​по всей Европе критиковали разрешение нацистам проводить Олимпийские игры, особенно после того, как Нюрнбергские законы 1935 года лишили немецких евреев большей части их прав. Согласно исследованию историка Питера Кэрролла, автора 1994 книга Одиссея бригад Авраама Линкольна , к 1935 году «полмиллиона американцев подписали петиции с требованием альтернативного сайта», и несколько газет, включая New York Times , зарегистрировали возражения против участия США.

То же самое Году смешанная группа церковных лидеров, президентов колледжей и профсоюзных деятелей создала Комитет по честной игре в спорте с явной целью помешать Соединенным Штатам отправлять своих элитных спортсменов в Берлин. должны возражать против нашего участия, — говорилось в одной из их брошюр, — потому что нацистское правительство намеренно планирует использовать Олимпийские игры для повышения своего политического престижа и прославления своей политики». Оппозиция была основана на антифашистских настроениях, возражении против обращения Гитлера с «неарийцами».

Среди сторонников бойкота был Джереми Махони, президент Любительского спортивного союза (AAU), который тесно сотрудничал с Олимпийским комитетом, отправляя спортсменов на игры. Махони, активный противник религиозной и расовой дискриминации, считал, что участие в Берлинской Олимпиаде будет молчаливым одобрением нацистского режима.

Соединенные Штаты почти бойкотировали летние Олимпийские игры 1936 года, которые проводились в контролируемом нацистами Берлине.

Н.Н. через Wikimedia Commons под CC BY-SA 4.0

Американский олимпийский комитет, однако, решительно выступил против этого бойкота; его лидер Эвери Брандейдж, антисемит, впоследствии занимавший пост президента Международного олимпийского комитета , , назвал движение бойкота «еврейско-коммунистическим заговором».

Наконец, 8 декабря 1935 года, менее чем за девять месяцев до Игр, AAU проголосовала с очень небольшим перевесом за отправку команды на Олимпийские игры в Берлине — если бы еще три делегата проголосовали за бойкот, Соединенные Штаты Штаты не участвовали бы в Берлинской Олимпиаде. Движение бойкота потерпело неудачу.

За Атлантикой в ​​Испании политический и культурный ландшафт выглядел совсем иначе. В 1931 году, после того как военный диктатор Примо де Ривера и испанский король Альфонсо XIII были вынуждены покинуть страну, Испания стала республикой. В последующие годы на короткое время правили несколько партий: левые республиканцы и социалисты находились у власти с 1931 по 1933 год, за ними последовала консервативная коалиция. Наконец, левая коалиция левоцентристов республиканцев , социалистов и коммунистов под названием Народный фронт победила на выборах в Испании 19 февраля.36.

По словам историка спорта Ксавьера Пухадаса-и-Марти, движение против Олимпийских игр, порожденное ненавистью левых к фашизму, возникло в Каталонии, северном регионе Испании, столицей которого является Барселона. . «Барселона была городом с сильными левыми, низовыми и рабочими традициями, — объясняет Пухадас-и-Марти. Олимпийские игры, которые должны состояться позже в том же году, предоставили левым по всей Европе прекрасную возможность выразить свои политические убеждения. В то время как протесты планировались в Париже и других городах, Барселона стала логическим центром, поскольку ее неудачная заявка на эти же Игры означала, что у них уже была большая часть инфраструктуры, включая олимпийский стадион. Как и американцы, многие европейские левые понимали угрозу, которую представлял Гитлер.

Историки не уверены, когда и где Народная олимпиада Барселоны, или Народная олимпиада , стала официальной, но молва начала распространяться через несколько месяцев после избрания Народного фронта. Более десяти лет в Барселоне, как и в других городах Европы, культивировалась культура «рабочего спорта»: и социалисты, и коммунисты организовывали «рабочие игры» для членов своих партий. Но с самого начала Народная Олимпиада была другой. Он явно стремился быть инклюзивным и не связанным с политической партией. Их поддерживали левоцентристские партии, а также социалисты и коммунисты.

Организационный комитет Народной олимпиады разослал приглашения спортсменам со всего мира в надежде создать мероприятие такого масштаба, которое могло бы соперничать с берлинскими играми, которые состоятся этим летом. По официальным данным того времени, около 6000 спортсменов должны были соревноваться за 20 000 зрителей. Многие были направлены профсоюзами и рабочими организациями. Некоторые спортсмены пришли в знак протеста против Берлинских игр; у других были планы пойти в оба.

Программа народной олимпиады в альбоме, 1936

Документы Бернарда Н. Данчика; АЛЬБА 033; Вставка 2; Библиотека Тамимента / Трудовой архив Роберта Ф. Вагнера, Нью-Йоркский университет.

В отличие от берлинских игр, к участию приглашались и ненациональные группы. В дополнение к отрядам, присланным профсоюзами, представляющими суверенные государства, такие как Франция, Великобритания и США, другие отряды идентифицировали себя как выходцы из Эльзаса, Страны Басков и Каталонии. Евреи, уже покинувшие нацистские преследования, сформировали другую команду, как и итальянцы в изгнании от фашистского режима Бенито Муссолини.

От 21 мая 1936 года приглашение, направленное организаторами американцам в Комитет по честной игре, гласит: «НАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА объединит в дружеском соревновании настоящих спортсменов-любителей всех стран». В письме комитет запросил присутствие «небольшой, но высококвалифицированной команды» спортсменов из США и предложил покрыть часть их дорожных расходов. «Мы особенно заинтересованы в том, чтобы в вашей команде были спортсмены-негры, ибо… мы защищаем настоящий олимпийский дух, который означает братство между расами и народами», — продолжает он. Десять американских спортсменов, трое из них Black , приняли предложение организаторов и отправились на игры в Барселону 3 июля на пароходе S.S. Transylvania .

Питер Кэрролл поговорил с несколькими спортсменами для своей книги. Он описывает команду политически сознательных, левых, но не радикальных молодых людей, достигших совершеннолетия в период высокой безработицы и большой трудовой активности. «Спортсмены, с которыми я разговаривал, не были тусовщиками, — говорит он. «Они были посторонними, и у них были причины… возражать против Гитлера». Для них участие в Народной олимпиаде было шансом поехать в Европу, посоревноваться в своем виде спорта и выступить против нацизма. «Они хотели показать, что Олимпийские игры в Берлине не обязательно были самым важным событием в спорте».

Их тренер, Альфред «Чик» Чакин, был, вероятно, самым политическим в группе как член Коммунистической партии. Старший, чем его подопечные, Чакин был тренером по борьбе в Городском колледже Нью-Йорка.

В команду входили боксеры Ирвин Дженкинс и Чарльз Берли; легкоатлеты Эдди Краус, Майрон Дикс, Гарри Энгель и Фрэнк Пэйтон; Дороти «Дот» Такер, бегунья и пловчиха, единственная женщина в команде; велосипедист Джулиан Рауль; и гимнаст Бернар «Берни» Данчик. Некоторые из них были евреями, и все, кроме двоих — Дженкинса и Берли — были отобраны профсоюзами или профсоюзными организациями, которые спонсировали их поездки. Берли, темнокожего боксера и победителя Golden Gloves Senior, пригласили попробовать себя в 1936 олимпийской сборной, и отказались на основании расистской и религиозной дискриминации в нацистской Германии. За исключением Берли, который был из Питтсбурга, вся команда приехала из Нью-Йорка. Ирвинг Дженкинс, единственный студент колледжа в команде, был в университетской боксерской команде Корнеллского университета.

«Они явно не были спортсменами, которые прошли квалификацию для участия в Берлинских играх», — говорит Дэвид Валлечински, президент Международного общества олимпийских историков. «Их выбрал местный клуб или профсоюз».

Вам не нужно было проходить квалификацию на игры в Барселоне, говорит он, в отличие от спортсменов, которые были выбраны для участия в играх в Берлине. Нужно было только найти спонсора и уйти.

Республиканские солдаты и штурмовая гвардия сражаются в Барселоне во время июльского восстания 1936 года.

Общественное достояние через Wikimedia Commons

Но чистое спортивное мастерство на самом деле не было целью — Народная олимпиада была направлена ​​на культивирование духа равенства, что прямо противоречило нацистским идеалам, объясняет Пухадас-и-Марти. «Они стремились создать что-то, в чем мог бы участвовать каждый, любая нация или национальное представительство, и они хотели иметь разные категории, более соревновательные и менее… Эти игры олицетворяли более общий, более открытый дух антифашизма».

Команда США прибыла в Барселону 16 июля, за несколько дней до того, как игры должны были начаться 19 июля. В то время даже небольшая команда американских спортсменов, участвовавших в Народной олимпиаде, попала в заголовки газет, говорит Пухадас-и-Марти. «Когда впервые были объявлены новости о том, что спортсмены прибывают из Северной Америки, это оказало большое влияние здесь». Североамериканские спортсмены считались эталоном мастерства в спорте. «Это вселяло надежду на успех и влияние [игр]», — добавляет он.

Но за несколько месяцев до Олимпиады протеста, когда Барселона готовила международную демонстрацию «рабочего спорта» против фашизма, политический ветер переменился. Расстроенная результатами выборов, состоявшихся ранее в том же году, коалиция испанских националистов, монархистов и консерваторов во главе с группой военных генералов планировала переворот с целью свержения правительства Народного фронта.

Когда Олимпиада протеста должна была начаться, они ударили. Военные лидеры взяли под свой контроль испанский протекторат в Марокко и расстреляли 189 человек.человек 17 июля, за два дня до запланированной церемонии открытия. Бои достигли Барселоны перед рассветом 19-го числа, и спортсмены, добравшиеся до Барселоны, проснулись от звуков выстрелов. Некоторые спортсмены, направлявшиеся в Барселону, например, немецко-еврейская команда в изгнании, застряли на границе, не имея возможности въехать в Испанию.

Большая часть испанской армии поддержала переворот, но гражданская гвардия и каталонская полиция остались верны правительству и сражались с ним на улицах вместе с членами анархистского союза.

Один спортсмен из Франции погиб, возможно, попал под перекрестный огонь.

Плакаты, рекламирующие Народную олимпиаду

Центр современной звукозаписи Уорикского университета

Несмотря на то, что в Барселоне преобладали прореспубликанские силы, переворот не удалось остановить быстро. Началась гражданская война в Испании, и Народная олимпиада, мечтавшая объединить все народы и расы с помощью спорта, была отменена. Через несколько дней после начала боев спортсменов эвакуировали из города.

«Когда мы плыли на Трансильвании во Францию ​​по пути в Барселону, я знаю, что в американской команде было несколько спортсменов, которые не слишком много думали о политике и не имели каких-либо устоявшихся мнений, — написал бегун Фрэнк Пэйтон в газетной статье по возвращении. «Когда мы говорили об этом на обратном пути, все согласились, что бои, которые мы видели в Барселоне, научили нас необходимости единства в борьбе против фашизма».

В те самые первые дни казалось, что республиканцы имели преимущество в гражданской войне в Испании. Но фашистская Италия и нацистская Германия поддержали переворот боеприпасами, авиаударами и солдатами, в то время как остальная Европа и США практиковали политику невмешательства. Вскоре Испанская республика пошатнулась.

Через год после отмены Олимпийских игр Чик Чакин вернулся в Испанию в составе Интернациональных бригад, около 40 000 бойцов со всего мира, приехавших поддержать борьбу Испанской Республики. К борьбе присоединились и другие спортсмены с Народной олимпиады, хотя точное количество неизвестно.