Ограничения бюджета в формуле 1: В «Формуле-1» повысили лимит бюджетов

Содержание

«Ограничение расходов? Нет, не слышали!» Бюджеты команд Формулы 1 в 2023 году

Несмотря на лимит в $153 млн., разница в бюджете команд Ф1 по-прежнему колоссальная, ведь далеко не все статьи затрат подпадают по правила FIA. Взглянем на цифры от Motorsport-Total…

10. Haas – $150 млн

Фото: Haas

Команда Haas оперирует наименьшим бюджетом в Формуле 1. Причём даже со средствами нового титульного спонсора MoneyGram бюджет настолько маленький, что практически всё финансирование американского коллектива укладывается в лимит расходов. Впрочем, в прошлом сезоне скромное финансирование не помешало Haas опередить две команды в Кубке конструкторов и занять восьмое место.

Стали известны зарплаты Штайнера, гонщиков и персонала Haas в 2023 году

9. Alfa Romeo – $170 млн

Фото: Sauber Group

Через три года нынешняя Alfa Romeo-Sauber станет заводским проектом Audi, так что недолго швейцарская команда будет находиться в конце списка. Ну а пока приходится тщательно распределять средства и по возможности экономить. По крайней мере, в прошлом году в Хинвиле заручились поддержкой сразу нескольких новых спонсоров.

8. AlphaTauri – $175 млн

Фото: AlphaTauri

Как и Haas, AlphaTauri закупает многие компоненты машины у другой команды, поэтому не нуждается в огромном штате, ресурсах и, следовательно, в запредельном финансировании. В то же время важно отметить, что даже при такой схеме пару лет назад младшая команда Red Bull располагала большими денежными ресурсами, чем сейчас.

Honda может не рассчитывать на покупку AlphaTauri, и вот почему…

7. Williams – $205 млн

Фото: Williams

С приходом новых владельцев, инвестиционной компании Dorilton Capital, Williams заметно улучшила своё финансовое положение. Мало того, в Гроуве ещё и пополнили штат сотрудников. Дело осталось за прогрессом на трассе.

8 советов новым хозяевам команды Williams

6. Alpine – $240 млн

Фото: Alpine

С одной стороны, бюджет Alpine удивляет. Ну что такое $240 млн для заводской команды, тем более учитывая большие амбиции? С другой, в Энстоуне умеют тратить деньги с умом. Тому свидетельство – впечатляющий прогресс в 2022-м, сравнимый разве что с высоким темпом доработки в Mercedes.

5. Aston Martin – $260 млн

Фото: Aston Martin

Большие амбиции требуют больших вложений, а владелец Aston Martin Лоуренс Стролл ставит нацелен ни много ни мало на победу в чемпионате. За последние годы команда переманила немало высококлассных специалистов из других коллективов, приступила к строительству новой базы в Сильверстоуне. Так что бюджет у «зеленых» соответствующий.

4. McLaren – $320 млн

Фото: McLaren

К счастью, McLaren выбралась из корона-кризиса, при котором отдала под залог территорию базы и продала часть акций. В Уокинге не только наладили финансирование, но и сейчас активно обновляют свою техническую инфраструктуру, в том числе строят новую аэродинамическую трубу.

3. Ferrari – $375 млн

Фото: Ferrari

Хоть Ferrari не выигрывала титулы в Формуле 1 уже 15 лет, проблем с деньгами у итальянской команды нет. Да, бюджет у «красных» чуть меньше, чем у Mercedes и Red Bull Racing, но во многом эта разница обусловлена меньшей зарплатной ведомостью гонщиков.

Сколько заработали гонщики Формулы 1 в 2022 году?

2. Mercedes – $380 млн

Фото: Mercedes

Присоединившись к Mercedes в 2013 году, Тото Вольф сходу заявил, что команде не хватает денег для достижения. Проблема была решена в кратчайшие сроки, и до сих пор «Серебряные стрелы» остаются одним из самых богатых коллективов чемпионата.

1. Red Bull Racing – $400 млн

Фото: Red Bull Content Pool

По данным бизнес-издания Forbes, одна только зарплата действующего чемпион мира Формулы 1 Макса Ферстаппена составляет почти $50 млн. Конечно, такой гонорар напрямую влияет на бюджет Red Bull Racing, тем более, что пока заработные платы гонщиков не подпадают под лимит бюджетов. Но всё равно «Красным быкам» стоит быть поосторожнее с расходами после прошлогоднего скандала.

«Похоже, превысим лимит бюджетов». Red Bull Racing посмеялась над штрафом и подколола конкурентов

Фото: Motorsport-Total

Источник: motorsport-total.com

ограничение бюджетов команд не поможет Формуле 1

Нажмите, чтобы загрузить аудиоплеер

Формула 1 – это очень высокотехнологичный спорт. Технологии стоят денег. У кого денег больше, тот и побеждает. Логично? Логично! А значит победа завоевывается не на гоночной трассе, а в офисных кабинетах финансистов. Вам интересно наблюдать за работой человека в пиджаке, который сидит в офисе? Мне – не очень.

И не только мне. Включаешь трансляцию и заранее знаешь: вот эта команда потратилась на разработку больше всего денег, наняла самого дорогого пилота и вот сейчас он станет победителем если и не каждого Гран При, то всего чемпионата. А потому главная интрига сезона 2020 на самом деле звучит так: у кого деле больше денег, у Mercedes или у Red Bull в сумме с Honda? Ответ мы узнаем, когда титул вручат Хэмилтону или Ферстаппену. Я конечно упрощаю, (и не забываю про Скудерию). Одними только деньгами титул за год не выиграешь, но в долгосрочной перспективе все сводится именно к финансам.

Все это не способствует росту зрительского интереса, который для владельцев чемпионата конвертируется в прибыли от трансляций и продажи билетов. И Liberty очевидно хочет с этим что-то поделать, как желал того же еще Берни Экклстоун.

И вот, после длительных переговоров, были приняты новые правила чемпионата на 2021 и последующие годы. В которых прописано самое прямое решение проблемы: потолок бюджетов команд в 175 миллионов долларов. Примерно столько команды средней группы сейчас и платят, в то время как лидеры тратят кратно больше.

Проблема решена? Ну да, конечно…

Давайте просто приведу далеко не полный список того, на что ограничение бюджета не распространяется.

  • Разработка моторов.
  • Зарплаты пилотов.
  • Зарплаты трех ключевых сотрудников.
  • Бонусы сотрудникам в размере до 10 миллионов.
  • Оплата перелетов и отелей для команды в дни гонок и тестов.
  • Маркетинг.
  • Расходы на финансовые операции.
  • Расходы на любую деятельность вне Формулы 1.

Понимаете? Все вышеперечисленное обойдется в сотни миллионов, что увеличивает бюджет опять до уровня топ-команд.

По данным Forbes на закупку двигателей команды тратят около 17 миллионов долларов в год, однако разработка моторов обходится существенно дороже – сотни миллионов. И эти затраты пока никак не регламентированы.

Не регламентированы и расходы команд на закупку оборудования. Хотите новую аэродинамическую трубу? Пожалуйста. Только расходы на ее эксплуатацию в 175 миллионов уложите.
Наконец, наибольшие затраты ждут команды именно в этом году, так как нужно разработать принципиально новые болиды к 2021 году. И сейчас на это не предусмотрено вообще никаких ограничений.

Кристиан Хорнер, Red Bull, Тото Вольф, Mercedes AMG, Маттиа Бинотто, Ferrari

Фото: Evgeniy Safronov

История с ограничением бюджетов в Формуле 1 длится чуть ли не с самого запуска чемпионата. Организаторы не раз меняли правила, пытаясь сделать автоспорт более доступным. Но лидеры всегда искали возможность конвертировать деньги в победы. И за редкими исключениями им это удавалось.

10 лет назад команды пытались договориться о добровольном ограничении расходов. Затем к этому присоединилась FIA. Тогдашний глава Федерации Макс Мосли мечтал ограничить бюджет 40 миллионами фунтов стерлингов.

Закончилось все это печально. Ассоциация команд FOTA развалилась, отрыв лидеров от середняков вырос безмерно, а Макса Мосли журналисты поймали на камеру в фашистской униформе во время bdsm-оргии с проститутками. Совпадение? Многие так не думают.

Через несколько лет был принят новый технический регламент, и с 2014 года ни одна команда не из лидирующей тройки не выиграла ни одного Гран При. Стоит ли говорить, что ограничения бюджета в том регламенте не было.

Так сколько денег нужно для того, чтобы победить в Формуле 1? По разным оценкам от 400 миллионов до миллиарда долларов в год. Даже эти деньги не гарантируют титул, но позволяют хотя бы бороться за победы. Ferrari тому пример. Но если у вас меньше 300 миллионов, то даже на подиум ваш гонщик будет заезжать разве что случайно. Renault вот уже какой год не может туда доехать.

Если бы все без исключения расходы команд укладывались в обозначенные 175 миллионов, то у той же Renault не осталось бы оправданий за поражения от Mercedes. Однако на деле принятые ограничения вообще ничего не меняют.

Давайте, расскажите нам тут в России о финансовой прозрачности

В FIA обещают жестко контролировать расходы команд, однако я совершенно не представляю, как они собираются это делать. Что мешает, например, Mercedes перевести часть сотрудников команды на работу в отдел шасси легковых автомобилей? При этом они станут делать совершенно ту же работу, что и прежде, но числится будут в штате не команды, а автопроизводителя.

Как Федерация это проверит? Кто пустит ее функционеров в исследовательский центр концерна Daimler?

Что мешает Маттиа Бинотте повысить себе зарплату до, условно, 50 миллионов долларов. Создать частную инжиниринговую компанию и платить ее сотрудникам зарплату из своего заработка в Формуле 1. А потом бесплатно дарить Скудерии разработки собственной фирмы.

Есть в длинном списке исключений из ограниченного бюджета и вовсе труднопереводимые пункты. Например, ограничения трат не распространяются на сохранение командами своего гоночного наследия. Быть может, я слишком долго живу в России, но у меня подобные формулировки прочно ассоциируются с выводом денег из под финансового контроля.

Недавно наш редактор беседовал с бывшим гонщиком Williams Сергеем Сироткиным. И он рассказал, что в паддоке бытует мнение, что новый технический регламент напротив приведет к тому, что по крайней мере в первый год отрыв топ-команд от середняков только увеличится (полное интервью с Сергеем Сироткиным мы опубликуем в середине сегодняшнего дня — прим. ред.).

При этом все поголовно сходятся во мнении, что ограничение расходов в Формуле 1 необходимо. Но никто из команд не хочет, чтобы оно касалось именно их собственных расходов.

Так что же делать, спросите вы? Есть несколько вариантов. В Liberty очевидно намерены разыграть долгую по ограничению расходов, распространив его на моторы, а позже, быть может, и на гонщиков. Если не поможет – начать снижать сумму.

Другая идея – переходить на стандартизированные узлы – особой поддержки не нашла. И это, пожалуй, даже хорошо. В мире достаточно монокубков, где гонщики сражаются на одинаковых машинах, однако именно Формула 1 стала королевой автоспорта благодаря конкуренции не только лучших пилотов, но и лучших инженеров.

Росс Браун и президент FIA Жан Тодт

Фото: Mark Sutton / Motorsport Images

Наконец, есть третий путь: сделать так, чтобы деньги просто перестали решать судьбу титула. Чтобы этого добиться, придется менять регламент таким образом, чтобы постройка машины обходилась дешевле. Возможно, следует упростить и работу команд в паддоке, например ограничив как в DTM число гайковертов во время пит-стопов. На одном гайковерте много не сэкономишь, но с мира, как говорится, по нитке. Тогда не придется содержать огромный штат механиков, если в боксах останется работы только для, скажем, пятерых.

Ну и лучший рецепт, который уже применяется в гонках – это различные поддавки для аутсайдеров. В Формуле Е, например, в квалификации небольшое преимущество получают те гонщики, кто расположен ниже всех в турнирной таблице. В Ралли-рейдах лидер вынужден стартовать первым, и соперникам легче его преследовать по накатанным следам. В порядок старта в ралли также определяется не в пользу лидеров заезда.

Вы скажете, что это не спортивно? Быть может и так. Но это работает. И приводит к тому, что командам просто не зачем тратить колоссальные средства. Чем большее техническое преимущество ты получаешь, тем в наименее выгодные условия себя загоняешь.

При таких правилах возрастает роль во-первых пилотов, которые должны уметь выигрывать в невыгодных для себя условий. И стратегов, чьи ошибки по ходу гонки уже нельзя будет компенсировать преимуществом болида в скорости. А главное, к концу сезона судьба титула еще не решена, и на последних этапах действительно побеждает сильнейший.

Самое интересное, что в Liberty в этом направлении уже думают. В прошлом году исполнительный директор чемпионата Росс Браун предлагал квалификационные гонки с реверсивным стартом вместо квалификаций. В субботу пилоты проводят короткую гонку, стартуя в порядке, обратном их положению в общем зачете. Очки при этом не зарабатываются, но определяется стартовый порядок уже в воскресной основной гонке.

Идею многие сочли слишком радикальной, а на голосовании по этому предложению две команды заблокировали данный проект. Однако никто не запрещает и дальше думать в этом направлении.

В конце концов, не стоит исключать и теории заговора, согласно которой в Liberty специально согласились уступить топ-командам и сделать ограничение бюджета формальным, дабы после 2021 года, сославшись на то, что переговоры ни к чему не приводят, начать наводить в чемпионате порядок диктаторскими методами. И если так, то в наступившие 20-е нас ждет много интересного.

Что это такое и как это работает?

Послушайте эту статью

Есть несколько видов спорта, для игры в которые не требуется ни копейки. На ум приходят бег, плавание и борьба. Автоспорт — и Формула 1 в частности — всегда был полной противоположностью им. По самой своей природе большие суммы денег требуются даже для того, чтобы воплотить в жизнь один единственный Гран-при.

Большинство водителей происходят из богатых (или связанных) семей, без которых они вообще не попали бы в автоспорт. Сами автомобили представляют собой вершину автомобильных технологий, поддерживаемую брендами, стремящимися показать, что они лучшие. И давайте просто скажем, что это бой, который нельзя выиграть на шнурке.

Тем не менее, как сейчас понимает каждое обычное домашнее хозяйство на планете, небольшая жертва может принести большую экономию. Ни одно из этих двух s-слов не приходит в голову лицам, принимающим решения, погруженным в конкурентную борьбу, но правила могут заставить их затянуть пояса потуже. И хотя такие правила появились в Формуле 1 намного позже, чем во многих других видах спорта и даже в других категориях автоспорта, теперь они также являются важной частью игры на вершине.

Какова максимальная стоимость F1?

Предельная стоимость F1 ограничивает сумму, которую команда может потратить на свои машины в течение данного календарного года. Впервые он вступил в силу в 2021 году. Первоначальный план, который был разработан до начала пандемии, заключался в том, чтобы предел расходов составлял 175 миллионов долларов. Но когда COVID-19 нанес ущерб сезону 2020 года и поставил некоторые команды в отчаянное финансовое положение, он был сокращен до 145 миллионов долларов.

План состоял в том, чтобы дополнительно уменьшить сумму на 5 миллионов долларов за сезон в 2022 и 2023 годах с последующими корректировками только на инфляцию. Однако эти корректировки уже начали применяться благодаря безудержному росту цен, ударившему по мировой экономике в 2022 году9.0003

Почему у F1 есть предел стоимости?

Некоторые команды имеют огромные бюджеты, в то время как другие обходятся относительно скромными суммами денег. Это, как правило, коррелирует с производительностью на трассе и делает практически невозможным для «более бедных» команд догнать их по скорости.

Ограничение затрат — это прежде всего давно назревшая попытка уравнять правила игры, а также обеспечить выживание достаточного количества команд, чтобы составить сетку. Кроме того, в мире, где упор делается на экономию и устойчивость, это также шаг в правильном направлении для имиджа спорта, который многие считают греховно расточительным.

Старт Гран-при Испании

Фото: Сэм Блоксхэм / Motorsport Images

На что распространяется предельная стоимость F1?

Любые расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, но не с двигателями, относятся к предельной стоимости. Сюда входят:

  • Все детали автомобиля (от рулевого колеса до колесных гаек)
  • Все элементы, необходимые для запуска автомобиля
  • Большая часть персонала команды
  • Гаражное оборудование
  • Запчасти
  • Транспортные расходы
  • Все что между

Наибольшее внимание уделяется затратам на разработку автомобилей, при этом команды взвешивают, что разрабатывается, сколько тратится на каждую произведенную деталь и сколько деталей необходимо и может быть предоставлено без перерасхода средств.

На что не распространяется предельная стоимость F1?

Есть несколько крупных вещей, на которые не распространяется предельная стоимость, в том числе:

  • Заработная плата водителей
  • Заработная плата трех самых высокооплачиваемых сотрудников
  • Командировочные расходы
  • Расходы на маркетинг
  • Имущество и судебные издержки
  • Вступительные и лицензионные сборы
  • Любая деятельность, не относящаяся к F1 или дорожным автомобилям
  • Отпуск по уходу за ребенком и отпуск по болезни
  • Премии работникам и медицинские льготы для персонала

Двигатели, которые сложнее, потому что некоторые команды делают их сами, а другие покупают, покрываются собственным набором правил затрат.

Старт Гран-при Сингапура

Фото: Стив Этерингтон / Motorsport Images

Каковы штрафы за нарушение предела стоимости F1?

Помимо процессуальных правонарушений, связанных с отчетностью, существует четкая граница в отношении нарушений предельных затрат: превышение установленной суммы на 5%. Под этой цифрой это официально определяется как «незначительный перерасход».

Если вы превысите его, команды окажутся на территории «материального перерасхода». Но песок по обе стороны от линии довольно размыт с точки зрения возможных штрафов. Расходы — это сложная область, которую нужно регулировать, когда вы вникаете в детали, поэтому правила были специально написаны, чтобы предусматривать наказания в каждом конкретном случае.

Таким образом, широкий спектр возможных наказаний, которые могут быть назначены, аналогичен как для незначительных, так и для серьезных нарушений правил: вычет очков за сезон 2021 года, исключение из гонок, штрафы и ограничения на испытания в аэродинамической трубе.

Но есть одно ключевое отличие, если вы перерасходовали более чем на 5%: вас могут исключить из всего чемпионата мира.

Кто определяет штрафы за нарушение предельной стоимости F1?

Любые штрафы будут вынесены Судебной коллегией по ограничению затрат, группой из шести судей, предложенных FIA и командами.

Старт Гран-при Австрии

Фото: Энди Хоун / Motorsport Images

Как ограничение бюджета F1 может изменить иерархию

F1 2022

В третьей части серии обзоров, посвященных различным изменениям в преддверии сезона F1 2022 года, RacingNews365.com рассматривает ограничение бюджета, которое в этом году снова сокращается.

Анализ

К обзору новостей

© Red Bull Content Pool / Getty Images

Продолжая серию статей, освещающих некоторые из самых больших изменений и актуальных тем для «новой эры» соревнований F1, Дитер Ренкен рассматривает потенциальные последствия ограничения бюджета, которое было введено в 2021 году и снова ужесточается в этом году.

Ограничение бюджета F1 вступает в игру

На рассмотрении еще до того, как Liberty Media получила контроль над правами F1 в 2017 году, ограничение бюджета было введено на 2021 год и, таким образом, напрямую влияет на дизайн автомобилей 2022 года. Ограничение ограничивает расходы, критически важные для производительности, чтобы уравнять правила игры, с тремя основными целевыми областями: дизайн / разработка автомобиля, производство компонентов и испытания / гоночные операции. Расходы в этих областях были ограничены 145 млн долларов, сокращаясь на 5 млн долларов в каждом сезоне 2022/3 года.

Выступая в преддверии сезона 2022 года, генеральный директор McLaren Racing Зак Браун приветствовал ограничение, изложенное в финансовых правилах F1, заявив: «Поскольку лимит расходов снижается до 140 миллионов долларов в этом году и 135 миллионов долларов в следующем, новые финансовые правила представляют нам — и спорт в целом — с более справедливой конкуренцией за счет уменьшения неизбежного преимущества команд с наибольшими расходами и лучшими ресурсами».

Исключением из ограничения являются (в настоящее время) энергоблоки, маркетинг/гостиничный бизнес, групповые поездки – чтобы не допустить сокращения расходов на проживание и полеты – а также демонстрации автомобилей и операции с наследием (музеи). Важно отметить, что, несмотря на то, что водители являются основным фактором, определяющим производительность, их стипендии также (в настоящее время) исключены из ограничения, что, в свою очередь, позволяет лучше финансируемым командам получить явные преимущества в этом квартале.

Точно так же исключаются три самые высокие зарплаты, выплачиваемые персоналу команды, поэтому суперзвездные дизайнеры или стратеги все еще могут иметь огромное значение. Тем не менее, лимит компенсирует большую часть диспропорций, хотя возможности и операционные преимущества, накопленные крупными командами за эти годы, таковы, что, по словам руководителя команды AlphaTauri Франца Тоста и руководителя команды Haas Гюнтера Штайнера, импульса хватит как минимум на три года.

© Red Bull Contentpool/Getty Images

Проблемы для тех, кто много тратит в Формуле-1

Учитывая масштабы сокращений, основным командам было трудно их соблюдать, учитывая, что они были приспособлены к гонкам с бюджетом примерно вдвое меньше предыдущего уровня. Руководитель команды Ferrari Маттиа Бинотто сказал: «В соответствии с финансовыми правилами мы сократили некоторые разработки и части нашей организации. Машина 2021 года в апреле.

С другой стороны, руководитель команды Alfa Romeo Фред Вассер считает, что «ограничение бюджета изменило мышление Формулы-1, заставив спорт перейти в режим эффективности. У нас есть [конечный] бюджет, и мы должны использовать его наилучшим образом. Это больше реальность бизнеса, возвращение к реальности жизни. Вы должны предвидеть гораздо больше, чем раньше – как изменения повлияют на время прохождения круга, какие проблемы могут возникнуть?»

Хотя Тост уверен, что его команда не пострадает, учитывая, что в последнее время они работали на уровне, близком к лимиту бюджета, неизвестный фактор — ущерб от несчастного случая, который, в свою очередь, может замедлить разработку.

«Единственное, что может вызвать проблемы, — это несколько очень крупных аварий — дорогостоящих аварий — но у нас есть на это деньги», — говорит он. Тем не менее, команды, работающие на абсолютном пределе лимита, могут столкнуться с очень трудным выбором в случае непредвиденных обстоятельств. Точно так же повреждения в результате несчастных случаев могут повлиять на выбор конструкции автомобилей следующего года, поскольку ограничение покрывает все расходы, понесенные в течение сезона.

Капитальные затраты также ограничены, что не позволяет более состоятельным командам постоянно модернизировать свои объекты, что еще больше сокращает разрыв между богатыми и бедными.

© Red Bull Contentpool/Getty Images

Строгие сокращения, которые могут изменить порядок проведения соревнований.

Финансовые правила Формулы-1 требуют, чтобы все команды представляли полную отчетную документацию, относящуюся к их полным годам работы, до 31 марта следующего года. Кроме того, FIA оставляет за собой право проводить выборочные проверки в любой момент.

Товары или услуги, полученные извне, вне зависимости от того, получены ли они от другой команды или от внешнего поставщика, подлежат проверке, чтобы убедиться, что они зарегистрированы по «условной стоимости», чтобы команды не могли косвенно получать прибыль от передачи ассоциированным организациям или от них. Таким образом, Red Bull не может поставлять коробку передач родственной команде AlphaTauri за доллар, а Mercedes может выполнять литейные работы материнской компании Daimler за полцены.

Тем не менее, лакмусовой бумажкой станут штрафы, применяемые в случае нарушения командами каких-либо положений. Они варьируются от выговоров до денежных штрафов, временных штрафов и приостановки гонок до исключения из чемпионата, при этом назначенные руководители потенциально могут быть отстранены.

Важно отметить, что никаких предписанных тарифов не существует – в соответствии со спортивными и техническими нарушениями: нарушения будут подлежать штрафам, назначаемым судейским комитетом на дискреционной основе, чтобы команды не обменивали выигрыш времени на круг в обмен на определенные штрафы. Так что никаких умных игр с бюджетами.

Все это потенциально указывает на некоторые серьезные изменения в иерархии F1, когда обычные лидеры будут сокращены, в то время как для остальной части поля все останется как обычно. Даже если исторический статус-кво сохранится, общий разрыв, вероятно, существенно сократится. В качестве бонуса сокращение расходов означает, что ряд ранее осажденных команд перешли из списка находящихся под угрозой исчезновения в положение с прибылью.

Что не нравится?

Также интересно:

Видео: Насколько безопасен болид Формулы-1?

RacingNews365.com рассматривает наиболее важные изменения, произошедшие за последние годы в отношении безопасности автомобилей F1.

Вы должны принять файлы cookie для просмотра этого контента

В настоящее время вы не приняли все необходимые файлы cookie. Вы можете изменить настройки файлов cookie здесь.
Вы продолжаете видеть это сообщение?
Отключите все установленные расширения браузера или попробуйте другой веб-браузер.