Ники лауда ожоги: Ники Лауда умер: не стало легенды Формулы-1, который долго сопротивлялся смерти

Ники Лауда умер: не стало легенды Формулы-1, который долго сопротивлялся смерти

В понедельник, 20 мая, умер австрийский гонщик, трехкратный чемпион мира в гонках Формулы-1 Ники Лауда.

Лауда был скромным, сдержанным, осторожным гонщиком и при этом гениальным механиком. Его называли одним из самых расчетливых гонщиков в истории, который всегда стремился к безопасности, а только потом – к результату. Его, ставшее легендарным противостояние с Джейсом Хантом, даже было экранизировано.

Ники Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в богатой семье. Несмотря на обеспеченность родителей и широкие возможности, он увлекся гонками и прошел путь от серии Мини до Формулы-1. При этом из-за разногласий с семьей те отказались деньгами поддерживать его гоночную карьеру.

Путь в Феррари был непростым – дебютировал он в слабых командах, где были не впечатлены его результатами, он погряз в огромных долгах и, по собственным словам, даже подумывал о самоубийстве. Но ему повезло и в 1974 году стал выступать за Скудерию.

С первой гонки Ники оправдал надежды, возложенные на него, финишировав вторым в своей дебютной гонке за Феррари. Три гонки спустя, в Испании, он одержал свою первую победу, которая стала первой для команды с 1972 года.

В итоге в свой первый сезон в итальянской команде Лауда завоевал шесть поул-позиций, выиграл две гонки и занял в общем зачете 4-е место. Зато в следующем сезоне он стал чемпионом мира, а Феррари впервые за 11 лет завоевала Кубок конструкторов.

Следующий сезон Лауда начал еще увереннее, доминировав в первой его части, но все изменилось в Нюрнбургринге на Гран-при Германии. Накануне Лауда призывал своих коллег-гонщиков к бойкоту этапа, но те отказались. 1 августа на втором круге Гран-При Германии болид Лауды вылетел с трассы, врезался в ограждения и загорелся. Но и это не все — машина Лауды вновь оказалась на трассе, где, не успев затормозить, в него врезался Брет Ланджер.

Ники оказался зажат и смог покинуть машину только с помощью проезжавших мимо пилотов. К этому времени австриец получил сильные ожоги головы.

В больнице у Лауды диагностировали тяжелые ожоги и травму головы, из-за чего он вскоре впал в кому, хотя и находился в сознании после извлечения из обломков машин. Врачи сомневались, что гонщик выживет. Он не только выжил, но и спустя шесть недель вернулся на трассу, пропустив только два этапа. Инцидент оставил на его голове множество шрамов, которые он постоянно прикрывал красной кепкой Parlamat, которая позже стала одним из символов австрийского гонщика.

Авария оставила шрамы не только на лице Лауды, но и в душе. Как результат, это стоило ему чемпионства, когда в последней гонке сезона на Гран-при Японии он добровольно закончил гонку из-за проливного дождя и проиграл в борьбе за золото Джеймсу Ханту всего одно очко. Для него его жизнь была важнее чемпионства.

Решением Лауды возмутились не только фанаты, которые ругали его за трусость, но и в руководстве Феррари. В 1977-м Лауда вновь стал чемпионом и объявил об уходе из Феррари. Далее последовал переход в Брэбем, пауза в карьере, во время которой он посвятил время своему бизнесу — авиакомпании Lauda Air, которая занималась чартерными рейсами.

Спустя два года Лауда понял, что рано завершил карьеру и подписал контракт с Маклареном. В 1984-м он становится трехкратным чемпионом мира, а спустя год принимает решение об окончательном завершении карьеры.

После окончания карьеры Лауда занимался своим бизнесом в авиакомпании, был спортивным менеджером и консультантом, а также работал на телевидении в качестве эксперта и комментатора. С сентября 2012 года он был главой наблюдательного совета Мерседес, неисполнительным директором команды. Он сыграл важную роль в подписании Льюиса Хэмилтона.

При этом он до последних лет боролся с последствиями той аварии в Германии. Летом прошлого года Ники Лауда перенес операцию по пересадке легкого, после которой он несколько месяцев проходил реабилитацию.

Он надеялся вернуться на мостик Мерседеса на прошлогоднем этапе в Абу-Даби, но переоценил свое здоровье. В начале 2019 года ему пришлось вновь лечь в больницу из-за простудного заболевания, а на прошлой неделе возникли очередные проблемы с донорскими почками. Увы, эту борьбу он проиграл.

Лауду от смерти в горящем болиде спасли коллеги по «Ф-1». Их мало кто знает: один обгорел, другой обиделся на Ники за неблагодарность — Поворот не туда — Блоги

Редкий героизм, подаривший голливудскую историю.

Самый известный эпизод из жизни трехкратного чемпиона «Ф-1» Ники Лауды – история о его возвращении на гоночный трек всего через 41 день после кошмарной аварии на «Нюрбургринге». Она по-настоящему ужасает и вдохновляет одновременно: ожоги на лице австрийского гонщика еще не зажили до конца, когда он уже садился в болид на Гран-при Италии и всерьез выезжал ради продолжения битвы за титул. Более того, Лауда поразил невероятным финишем на четвертом месте – хотя ему пришлось даже гоняться в специальном шлеме со смягченной подкладкой, чтобы не слишком давить на раны.

История за 40 лет стала легендой – и даже превратилась в голливудский фильм «Гонка». А уже он лег в основу нового выпуска нашего подкаста «Каждый понедельник» – целый час рассуждений о «Формуле-1», плюсах и минусах фильма Рона Ховарда и невероятной работе Даниэля Брюля по буквальному превращению в прославленного чемпиона:

Таймкоды

0:22 Начало
1:15 Иван объясняет, почему не любит «Формулу-1»
3:07 За что девушки любят гонщиков
4:45 Реальная история Ники Лауды и Джеймса Ханта
8:10 «Девушек Ханта в фильме больше, чем гонок»
8:38 Музыка из «Гонки» похожа на игропрестольских «Рейнов из Кастамере»
12:11 Кто главный герой и за кого мы болели?
13:25 Визит жены Лауды в больницу в реальности был еще жестче
14:53 Иван негодует: романы Ханта показаны очень плоско
16:40 Кирилл спорит и видит глубину в драме Ханта
18:05 Секс со стюардессой был у Ханта в фильме, а у Лауды в реальности
19:44 Смешная сцена с итальянскими фанатами
22:40 Как Брюль работал над австрийским акцентом с самим Лаудой
27:35 Ключевая гонка на самой опасной трассе «Нюрбургринг»
29:53 Иван поражен, что некоторые события реальны, хотя кажутся выдумкой
31:36 Что Лауда сказал священнику, когда очнулся
32:21 Сцена, которую невозможно смотреть без боли
35:55 Нежданчик: в финальной гонке Лауда и Хант борются не друг с другом
38:43 Как Лауда в реальности узнал, что проиграл чемпионат
39:36 Самовозки 50 лет назад, Лауда как Никита Мазепин
42:45 Странное изобретение на следующей машине Лауды
44:28 Режиссер Рон Ховард снял GTA
45:01 Исторические неточности в «Гонке»
47:55 Истории со съемок: Хемсворт скинул 14 кг для роли, машины «Ф-1» из коллекций
51:00 Жизнь Лауды и Ханта после сезона-1976
54:05 Хант-комментатор: дрался с сокастером, ругал гонщиков
54:40 Грустный курьез с камбэком Ханта в «Формулу-1»
56:31 Смерть Лауды через 43 года связан с той самой аварией в Германии
58:58 Небольшой тизер гостя следующего выпуска!

Подкаст на Podcast. ru

Подкаст в «Яндекс.Музыке»

Подкаст в Google Podcasts

Подкаст в Apple Podcasts

* * *

Однако возвращение Лауды в «Ф-1», два следующих чемпионских титула и все остальное просто не случились бы без помощи четырех пилотов. Обычно их вспоминают лишь одной строкой, но ведь они с риском для своих жизней по сути спасли чемпиона от смерти – и даже слегка обгорели!

Эту четверку вспомнят по именам только самые олдскульные фанаты – и неудивительно: Гай Эдвардс провел в «Ф-1» только 15 Гран-при, Бретт Лунгер проехал 43 этапа, Харальд Эртл заявился на 28 заездов – и каждый из них не поднимался выше седьмого места. Артуро Мерцарио оказался успешнее: 85 Гран-при и три четвертых позиции.

Когда болид Лауды врезался в стену в «Бергверке» на скорости 220 км/ч, проскользил обратно на трек и загорелся, именно они оказались рядом с австрийцем. Эдвардс сумел объехать «Феррари» и остановиться на обочине, а Лунгер и Эртл врезались в пылающую машину – и через несколько секунд все трое бросились на помощь Ники. Еще пару мгновений спустя к ним присоединился и остановившийся Мерцарио – именно ему принадлежит большая часть лавров спасителя чемпиона. До появления Артуро гонщики никак не могли справиться с огнем и подступиться к машине Скудерии.

Рассказ Мерцарио: искусственное дыхание, первые слова Лауды после аварии, дорогие часы в качестве благодарности

«Ты просто делаешь то, что должен, – вспомнил итальянский пилот «Вольф-Уильямс». – Ники кричал от боли и страха. Поскольку его тело сильно зажало, я не смог с первой же попытки освободить его от ремней безопасности. Жар был насколько сильным, что мне несколько раз пришлось отступить. На третьей попытке Ники потерял сознание, но мне удалось открыть замок.

Я весил всего 60 кг. Просто чудо, что у получилось вытащить Ники из кокпита, а затем – подальше от болида. Я посчитал его мертвым, а потом увидел, что он проглотил язык. В армии я научился доставать его – и у меня все вышло. К счастью, на мне все еще были надеты гоночные перчатки, а они цепляли лучше, чем голые руки.

Затем я делал ему непрямой массаж сердца и дыхание рот-в-рот до приезда врачей. Шлем Ники слетел во время аварии, из-за чего кожа на его голове сильно обгорела. Я понял, что он будет жить, когда он очнулся и спросил, как теперь выглядит».

В следующий раз Лауда и Мерцарио увиделись только на Гран-при Италии – причем поведение австрийца показалось обидным итальянцу.

«Он просто прошел мимо и даже не сказал «спасибо», – вспомнил Артуро.

Ники попытался все исправить через неделю на «Зальцбургринге» во время гонки спорткаров, в которой участвовал его спаситель. Причем не с пустыми руками: чемпион преподнес Мерцарио золотые часы Rolex Oyster Perpetual Datejust за 8 тысяч долларов. Правда, итальянец жест не оценил.

«Он внезапно появился перед мной и просто протянул мне Rolex, – вспомнил Артуро. – Небрежно стянул с руки и подал мне. Точно не покупал их специально в качестве подарка».

Поначалу Мерцарио даже не хотел принимать подарок – парня убедил босс его команды Карло Кити. Спаситель Лауды засунул часы в коробку и ни разу с тех пор их не надевал.

«Правда, вообще никогда, – подтвердил он в 2018-м. – А с Ники мы затем не разговаривали практически 30 лет!

Вообще люди часто спрашивают меня насчет аварии. Все уверены, что в ней виновна сломанная подвеска или другой технический дефект, и никто не хочет верить в ошибку великого Лауды. Но он ее допустил.

На большей части трека асфальт был уже сухим – лишь местами встречались мокрые участки. «Бергверк» проезжали с полным газом по самой границе поребрика – и на нем как раз осталась лужа воды. Я видел, как Лауда наехал на нее, а после потерял контроль над болидом».

Версия Лунгера: помог огнетушитель на его машине, сработавший от удара, а еще армейский опыт из Вьетнама

«Это был слепой поворот, и его проходили на скорости в 260 км/ч, – вспомнил Бретт Лунгер. – Я ворвался в него и тут же наткнулся на машину посреди дороги – ничего не мог сделать для избежания столкновения. Мой болид воткнулся в «Феррари», и тут же сработал мой автоматический огнетушитель – возможно, он помог слегка сбить пожар на машине Ники. Арт Мерцарио быстро подоспел и расстегнул ремни Ники, а я схватил его и вытащил из болида.

Я не был героем. Люди считают мой поступок большим делом, но оно таковым не было. Возможно, мне помогла военная подготовка – я смог действовать в критической ситуации, прямо как во время службы во Вьетнаме».

Бретт и правда прошел через корпус морской пехоты США – после сезонов Can-Am в 67-68 годах он завербовался и отправился в Юго-Восточную Азию. В гонки он вернулся только после ранения близ Лаоса и комиссования – кто знает, спасли бы Лауду от гибели, если бы не тяжелый опыт Лунгера?

«В следующий раз я увидел Ники на пит-лейн в Монце во время практики – с перевязанной головой, – вспомнил Бретт. – Он подошел ко мне, посмотрел глаза и сказал только «Спасибо тебе». Развернулся и ушел, но мне этого хватило».

История Эдвардса: первым бросился на помощь и получил ожоги рук

«Его машина вылетела поперек дороги, задела мою и оттолкнула метров на 20 вверх по треку, – вспомнил Гай Эдвардс. – Я выпрыгнул и побежал к нему на помощь, но было трудно сразу что-то предпринять: его болид загорелся, а Лауду зажало».

Сперва англичанин попытался помочь Ники самостоятельно, но у него предсказуемо ничего не вышло из-за кошмарного огня – в результате Эдвардс даже получил ожоги рук второй степени. Пришлось ждать коллег.

«Лунгер, Эртл и Мерцарио подбежали и помогли мне, мы вытащили его из горящей машины и положили на траву, – рассказал пилот. – Да, он поблагодарил меня, но для него это был кошмарный момент – наверное, поэтому он не очень хотел о нем говорить. До инцидента мы друг друга почти не знали, но потом общались – регулярно встречались на Гран-при после конца его карьеры».

Благодарность от Лауды оказалась сдержанной, но награды и медали достались всем

К сожалению, воспоминания четвертого героя – Харальда Эртла – не добрались до наших дней: австрийский пилот погиб в авиакатастрофе в 1982-м, и его точка зрения так и не попала в толщи помнящего все интернета. Хотя Харальд был более чем характерным персонажем: работал австрийским журналистом, но оказался достаточно талантливым, чтобы привлечь огромным пивной бренд Warsteiner для финансирования выступлений в «Формуле-1» и гонках на машинах класса ГТ.

С другой стороны, соотечественника Лауда поблагодарил теплее остальных: сохранилась даже совместная фотка Ники с Харальдом – Эртл получил небольшой презент от «Феррари» за содействие в спасении главной звезды «Ф-1».

Общественность, кстати, не обошла вниманием каждого героя инцидента: Мерцарио, Эртлу, Лунгеру и представителю Эдвардса вручили золотые памятные медали от правительства земли Рейнланд-Пфальц за спасение Лауды сразу же после завершения гоночного уик-энда.

А Гай Эдвадс получил особую британскую Медаль Королевы за отвагу в Букингемском дворце 29 ноября 1977 года.

Все-таки подлинный героизм нужно награждать. И помнить о нем.

«Лауда для «Феррари» сделал даже больше, чем Шумахер». Творец главных побед Скудерии вспомнил карьеру в «Формуле-1»

В фильме «Гонка» показали, будто Лауда испугался борьбы за титул на дождевом Гран-при Японии. Но все было не так

Ники Лауду называли «Крысой», но он этим гордился. Даже поместил прозвище на шлем

Фото: globallookpress.com/via www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Tony Duffy, Central Press/Hulton Archive, Allsport UK /Allsport; en.wikipedia.org/

Ники Лауда | Факты, биография и аварии

Дата рождения:
22 февраля 1949 г.
Вена
Австрия
Умер:
20 мая 2019 г. (70 лет)
Вена
Австрия
Награды и награды:
Формула-1 (1984)
Формула-1 (1977)
Формула-1 (1975)

Просмотреть весь связанный контент →

Ники Лауда , псевдоним Андреас Николаус Лауда , (родился 22 февраля 1949 года, Вена, Австрия — умер 20 мая 2019 года, Вена), австрийский автогонщик, выигравший три Гран-при мира Формулы-1 (F1). чемпионаты (1975, 1977 и 1984), последние два из которых произошли после его замечательного возвращения после ужасной аварии в 1976 году, в результате которой он сильно обгорел и был на грани смерти.

Лауда родился в богатой семье производителей бумаги, которая не одобряла его интерес к гонкам. Неустрашимый, он начал участвовать в гонках на Minis в 19 лет.68, а затем перешел к Formula Vee и Formula 3. В 1971 году он получил ссуду под свой полис страхования жизни, чтобы купить себе место в команде March Engineering Formula Two. Хотя Лауда все еще был пилотом Формулы-2, он участвовал в своей первой гонке Формулы-1 в свой первый сезон в марте, а в 1972 году он участвовал в 12 гонках Формулы-1.

Викторина Британника

Индианаполис 500 Викторина

Лауда участвовал в гонках Формулы-1 1973 года в составе команды British Racing Motors. В 1974 года он подписал контракт с престижной командой Scuderia Ferrari и одержал свою первую в карьере победу в Формуле-1 (а также дополнительную победу), закончив сезон на четвертом месте. Он вспыхнул в 1975 году, выиграв пять гонок и завоевав свой первый чемпионат мира.

Гоночный сезон 1976 года — один из самых легендарных в истории Формулы-1. За девять гонок Лауда одержал пять побед и более чем в два раза набрал больше очков в турнирной таблице, чем его ближайший конкурент. Лауда пытался убедить других гонщиков бойкотировать 10-ю гонку сезона, Гран-при Германии на Нюрбургринге, из-за соображений безопасности при гонках через горы Эйфель, но он проиграл. На втором круге гонки Лауда не справился с управлением и врезался в насыпь. Машина загорелась, а Лауду вытащили из-под обломков, надышавшись ядовитыми газами. Он получил ожоги, которые стоили ему век, половины уха и значительной части головы. Позже он впал в кому, и священник совершил последний обряд, но он выздоровел и вернулся к гонкам, пропустив всего два соревнования. Британец Джеймс Хант выиграл Гран-при Германии, а также еще одно соревнование в отсутствие Лауды, и они с Лаудой вступили в захватывающую погоню за 19-м76 титул. Хант отставал от Лауды на три очка перед финальным этапом Гран-при Японии. Из-за проливных дождей в день гонки Лауда отказался от участия из соображений безопасности, а Хант занял третье место и выиграл чемпионат с преимуществом в одно очко.

Лауда выиграл три гонки и шесть раз финишировал вторым в 1977 году, чтобы выиграть еще один чемпионат мира. Однако его отношения с Ferrari были натянутыми из-за его решения отказаться от участия в финальной гонке предыдущего сезона, и, уже завоевав титул, он в знак протеста против своего обращения прекратил участвовать в гонках за команду с двумя гонками, оставшимися в 19.77. Он присоединился к команде Brabham в сезоне F1 1978 года, но, выиграв всего две гонки за два года из-за худших автомобилей, которые ему дали, он ушел из гонок в сентябре 1979 года, чтобы сосредоточиться на Lauda Air, авиакомпании, которой он владел. основана в начале года. Лауда вернулся в гонки в 1982 году, когда ему предложили самый прибыльный на тот момент контракт пилота в истории Формулы-1 от команды McLaren. Закончив 1982 и 1983 годы на 5-м и 10-м местах соответственно, он одержал пять побед в 1984, чтобы выиграть свой третий чемпионат мира в карьере с отрывом в пол-очка. Он навсегда ушел из спорта после того, как в 1985 году занял 10-е место. После выхода на пенсию он занимал различные руководящие должности в ряде гоночных команд, был телевизионным аналитиком по гонкам и основал еще одну авиакомпанию, NIKI (позже он продал свою доли в обеих авиакомпаниях).

Соперничество между Лаудой и Хантом в сезоне Формулы-1 1976 года легло в основу фильма Рона Ховарда « Rush » (2013). Лауда был занесен в Международный зал славы автоспорта в 1993.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться

Адам Августин

Ники Лауда травмирован в аварии F1 на Нюрбургринге

Автор:

Элизабет Блэксток

900 Оповещения (6) Мы можем получать комиссию за ссылки на этом страница.

Фото: Allsport UK (Getty Images)

1 августа 1976 года изменило лицо Формулы-1, какой мы ее знаем. На втором круге Гран-при Германии Ники Лауда не справился с управлением своей Ferrari, которая рванула вправо и столкнулась с металлическими ограждениями. Сила оттолкнула Лауду обратно на трассу, где его сбила другая машина. Когда его, наконец, вытащили из огня, было неясно, будет ли Лауда действительно жить. Это стало переломным моментом сезона.

( Добро пожаловать в серию «Сегодня в истории», в которой мы погружаемся в важные исторические события, оказавшие значительное влияние на автомобильный или гоночный мир. я знаю на eblackstock [at] jalopnik [dot] com.)

В том году Лауда сражался с впечатляющим, но не всегда последовательным Джеймсом Хантом из McLaren за победы и чемпионские очки. Это был один из самых диких сезонов в истории, с обвинениями в жульничестве, украденных победах и восстановлении очков, которые постоянно держали болельщиков в напряжении, потому что никто не мог сказать, какой гонщик выйдет на первое место.

Но авария Лауды изменила ход сезона. Он получил обширные ожоги, из-за которых он сначала боролся за свою жизнь, а затем боролся за сохранение места в гонке. Он пропустил две гонки в больнице — гонки, в которых не он набирал очки, а Хант. Это послужило мотивацией для Лауды покинуть больницу как можно скорее.

Всего через шесть недель после аварии Лауда собирался участвовать в Гран-при Монцы, где в итоге занял четвертое место. По его собственному признанию, он был полностью окаменел, а его пропитанные кровью бинты и специальный шлем противоречили тому факту, что австриец испытывал сильную боль. Но он был полон решимости не допустить дальнейшего роста разрыва в очках.

Из-за отсутствия Лауды битва за титул перешла в финальную гонку, Гран-при Японии, где Лауда опередил Ханта всего на три очка. Профиль F1 рос в геометрической прогрессии в течение сезона, когда BBC транслировала это событие в прямом эфире. Проливной дождь, однако, задержал старт, но гонка началась в опасных условиях, потому что промоутеры гонки должны были провести мероприятие во время телевизионного окна.

Но условия были настолько плохими, что видимость была почти нулевой. Лауда решил уйти, опасаясь за свою безопасность, что еще больше навредило и без того ненадежным отношениям с Феррари, на которого Лауда был в ярости из-за того, что заменил его Карлосом Ройтеманном, пока Лауда был в больнице.