Содержание
Эдоардо Манджаротти: история величайшего фехтовальщика мира
Спортивный путь величайшего фехтовальщика мира и обладателя самого большого количества наград Олимпийских игр в истории фехтования
(Фото © Film Edoardo Mangiarotti, il Re di Spade (Documentario, 2012, 30 min, ITA))
Эдоардо Манджаротти вошел в историю мирового фехтования в середине прошлого века. Он принимал участие в пяти Олимпийских играх и с каждой из них уезжал с наградами. Свою первую олимпийскую медаль Манджаротти выиграл в Берлине в 1936 году, когда ему было 17 лет. Свои последние олимпийские медали выдающийся фехтовальщик завоевал в 1960 году в Риме в 41-летнем возрасте. Всего же за 25 лет Манджаротти сумел выиграть тринадцать олимпийских наград, в числе которых шесть золотых. Уникальность итальянца еще и в том, что медали он завоевывал и в шпаге, и в рапире.
Эдоардо родился в семье известного фехтовальщика Джузеппе Манджаротти, 17-кратного чемпиона Италии по фехтованию на шпагах. В 1908 году в Лондоне Джузеппе принимал участие в Олимпийских играх и занял 4-е место в составе сборной Италии в командном турнире шпажистов. В семье Джузеппе Манджаротти росли три сына – старший Дарио Манджаротти, младший Марио Манджаротти и средний Эдорадо. С детства отец передавал своим наследникам знания, опыт и навыки, чтобы дети продолжили семейное дело. Все трое братьев оказались способными: Дарио стал чемпионом мира, вместе с Эдоардо выиграл золото в командном турнире шпажистов на Олимпиаде-1952 в Хельсинки; Марио становился вице-чемпионом мира. Но самым талантливым из братьев оказался средний – Эдоардо.
Братья Манджаротти в детстве (Film Edoardo Mangiarotti, il Re di Spade (Documentario, 2012, 30 min, ITA))
Джузеппе Манджаротти видел потенциал сына и с детства готовил его к блестящей спортивной карьере. Чтобы сделать стиль фехтования неудобным для соперников, он учил 9-летнего Эдоардо – «правшу» от природы – фехтовать левой рукой. Сделал это Джузеппе, вдохновившись выступлениями четырехкратного олимпийского чемпиона Люсьена Годена, который фехтовал левой и почитателем которого Манджаротти-старший был. В 1951-м эта «двурукость» помогла Эдоардо выиграть чемпионат мира в Стокгольме, когда по ходу турнира после падения на левую руку он смог продолжить соревнование, фехтуя правой.
С 11-ти лет Эдоардо начал выигрывать национальные первенства. В 16 лет он дебютировал за сборную Италии на чемпионате мире 1935 года. Год спустя Манджаротти отправился на свою первую Олимпиаду в Берлин и выиграл там золото в составе итальянской сборной шпажистов. Через год в Париже Эдоардо завоевал свой первый титул чемпиона мира в командной шпаге.
Эдоардо Манджаротти на Олимпийских играх в Берлине, 1936 год (Film Edoardo Mangiarotti, il Re di Spade (Documentario, 2012, 30 min, ITA))
После Второй мировой войны Манджаротти оставался одним из лидеров мирового фехтования. На своей второй Олимпиаде в Лондоне-1948 он завоевал две серебряные награды – в командной шпаге и в командной рапире. Эти Игры стали единственными в карьере легендарного итальянца, где он не выиграл ни одного золота.
В следующем олимпийском цикле Манджаротти пять раз становился чемпионом мира, трижды выигрывал серебро мировых первенств и пополнил коллекцию одной бронзой. Олимпиада в Хельсинки 1952 года стала пиком в карьере выдающегося фехтовальщика. На своих третьих Играх 33-летний Эдоардо выиграл свою первую и единственную золотую медаль в личном турнире (серебро завоевал его брат Дарио Манджаротти, бронзу – швейцарец Освальд Цапелли). Помимо этого, Эдоардо стал олимпийским чемпионом в командном турнире шпажистов и дважды вице-чемпионом – в личной и в командной рапире.
Эдоардо Манджаротти (в центре), Дарио Манджаротти и Освальд Цапелли на Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки (Film Edoardo Mangiarotti, il Re di Spade (Documentario, 2012, 30 min, ITA))
К своей четвертой Олимпиаде в Мельбурне-1956 Манджаротти подошел в статусе трехкратного олимпийского чемпиона и 10-кратного чемпиона мира. Выдающегося спортсмена выбрали в качестве знаменосца сборной. На фехтовальной дорожке Манджаротти снова ждал успех. Он одержал две победы в командных турнирах шпажистов и рапиристов. А вот личный турнир шпажистов оказался более драматичным. После основных соревнований выяснилось, что сразу 3 итальянца — Эдоардо Манджаротти, Карло Павези и Джузеппе Дельфино — лидируют с пятью победами и двумя поражениями. Организаторам пришлось дважды проводить дополнительные бои, так как силы противников были равны. В итоге 37-летний Манджаротти проиграл более молодым соотечественникам и стал бронзовым призером.
Домашняя Олимпиада в Риме-1960 стала последней в карьере великого Манджаротти. Он вновь был избран знаменосцем сборной. В Риме 41-летний итальянец выиграл свои последние олимпийские медали — золото в командном турнире шпажистов и серебро в командной рапире. И таким образом стал первым спортсменом в истории, выигравшим 13 олимпийских медалей за карьеру. Впоследствии рекорд по количеству медалей побили только Майкл Фелпс, Лариса Латынина, Николай Андрианов и Марит Бьерген.
Эдоардо Манджаротти в перерывах между боями (Film Edoardo Mangiarotti, il Re di Spade (Documentario, 2012, 30 min, ITA))
В 1961 году легендарный фехтовальщик завершил карьеру в статусе шестикратного олимпийского чемпиона и 13-кратного чемпиона мира. После окончания карьеры Манджаротти работал тренером итальянской сборной по фехтованию, был генеральным секретарем Международной федерации фехтования.
В 2003 году Международный олимпийский комитет наградил Эдоардо Манджаротти специальным Платиновым венком с формулировкой «39 золотых, серебряных и бронзовых медалей, завоеванных Эдоардо Манджаротти на Олимпийских играх и чемпионатах мира, делают его не только величайшим фехтовальщиком в спортивной истории, но и самым титулованным спортсменом во всех олимпийских видах в истории Олимпиад». Его рекорд в 2011 году был побит Майклом Фелпсом — 23-кратным олимпийским чемпионом и 26-кратным чемпионом мира по плаванию.
Кроме того, Манджаротти известен как автор «Кодекса фехтовальщика» с основополагающими принципами для тех, кто занимается этим видом спорта.
Величайший фехтовальщик Эдоардо Манджаротти скончался 25 мая 2012 года в возрасте 93 лет.
Добавить это в ваше избранноеEdoardo MANGIAROTTIФехтованиеITAБольше от
Тебе может понравиться
Фехтование — известные мировые фехтовальщики выступили против допуска российских оккупантов
- Главная
- Спорт
28 марта, 2023, 14:08
Поделиться
Спортсмены из РФ и Беларуси могут принять участие в соревнованиях
© fie. org
Оккупанты были допущены к соревнованиям.
318 фехтовальщиков направили письмо в Международный олимпийский комитет (МОК) и Международную федерацию фехтования (FIE) с просьбой пересмотреть решение о допуске россиян и белорусов к международным соревнованиям.
«Полностью пренебрегая голосами спортсменов, вы позволили России и Беларуси вернуться к соревнованиям FIE. Это очевидное нарушение позиции МОК. И это еще раз показывает, что интересы России важнее голосов и прав спортсменов, особенно из Украины», — говорится в письме.
Письмо подписало 286 действующих спортсменов и 32, завершивших карьеру. Среди них спортсмены из Европы, США, Канады, Мексики, Бразилии, Чили и Японии.
Напомним, 10 марта Международная федерация фехтования (FIE) приняла решение разрешить спортсменам из России и Беларуси снова выступать на турнирах под эгидой организации.
Ожидается, что снятие запрета FIE вступит в силу в апреле, после чего россияне и белорусы смогут поехать на чемпионаты мира и Европы летом и участвовать в отборе на Олимпиаду-2024 в Париже.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Федерация фехтования Украины объявила о бойкоте турниров с участием россиян и белорусов
Related video
Ранее сообщалось о том, что международная федерация фехтования заставила сборную США снять повязки с украинским флагом.
Подготовил/ла Алексей Леоничев
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме
Вам понравится
Эти легендарные бойцы владели самыми сильными мечами в истории
Автор: Эван Эндрюс
Обновлено: | Оригинал:
Musashi Tsukahara Shiai-Zu / Wikimedia Commons
Мастера фехтования — повторяющийся мотив в художественной литературе, но было также несколько исторических личностей, которые были известны своей способностью владеть клинком со смертельной точностью. От солдат и самураев до дуэлянтов и опытных фехтовальщиков — вспомните приключения шести легендарных фехтовальщиков.
1. Миямото Мусаси — Святой меч Японии
Asian Art & Archaeology, Inc. / CORBIS/ Getty Images
Миямото Мусаси в Дуэльном зале.
Жизнь японского самурая Миямото Мусаси овеяна мифами и легендами, но, как сообщается, этот «святой меч» пережил 60 поединков, первый из которых состоялся, когда ему было всего 13 лет. В то время как он иногда служил солдатом, Мусаси провел большую часть своей карьеры, бродя по японской деревне и сражаясь с любым воином, который осмелился бросить ему вызов. Говорят, что он усовершенствовал технику боя с двумя клинками, но он был настолько совершенным, что часто вступал в единоборства, вооруженный только деревянным мечом, или «боккеном». Одна из таких дуэлей произошла в 1612 году, когда он сразился с соперником-самураем по имени Сасаки Кодзиро, используя меч, вырезанный из весла лодки. Кодзиро был известен как один из величайших фехтовальщиков Японии, однако Мусаси легко уклонялся от его атак и наносил смертельный удар своим деревянным оружием. Ни разу не потерпев поражения в бою, Мусаси позже ушел из дуэлей и стал известным художником тушью и писателем. Его Книга Пяти Колец в настоящее время считается знаковым текстом по боевым искусствам и стратегии.
2. Жозеф Болонь, кавалер де Сен-Жорж — джентльмен-фехтовальщик
Hulton Archive / Getty Images
Жозеф Болонь, кавалер де Сен-Жорж.
Сын белой расы дворянин и африканская рабыня, шевалье Сен-Жорж достиг совершеннолетия во Франции в конце 18 века и получил джентльменское образование, которое включало уроки игры на скрипке и обучение у известного мастера фехтования. К подростковому возрасту он уже был опытным фехтовальщиком, победив своего коллегу-мастера, который пренебрежительно отозвался о его расе. Многогранный аристократ позже стал одним из самых знаменитых фехтовальщиков Франции, часто участвуя в матчах, на которых присутствовали европейские королевские особы. Разнообразная жизнь Шевалье также включала в себя службу в качестве военного — во время Французской революции он возглавлял полностью черный полк, — но сегодня он наиболее известен своими подвигами как музыкант и композитор. Среди других достижений он какое-то время был директором Концерта любителей, одного из лучших оркестров Франции.
Спутник опытного фехтовальщика / Дональд Макбейн / Wikimedia Commons
Портрет Дональда Макбейна, шотландского мастера фехтования.
Яркая карьера Дональда Макбейна включала подработки в качестве владельца таверны и публичного дома, но больше всего его помнят как одного из самых опытных фехтовальщиков 18-го века. Профессиональный солдат по профессии, этот шотландский горец был прирожденным скандалистом, который утверждал, что участвовал как минимум в 100 дуэлях, в том числе в нескольких, в которых он скрестил сталь с несколькими разными противниками подряд. Попутно он также открыл школу фехтования и разработал технику боя на мечах, сочетающую грациозные движения с быстрыми и смертоносными выпадами. Одно характерное движение, «Удар вепря», требовало, чтобы боец упал на одно колено, одновременно нанося удар мечом вверх в яростном ударе апперкотом. Несмотря на то, что за свою военную карьеру он получил около двух десятков ранений от мушкетных пуль, штыков и гранат, Макбейн продолжал участвовать в дуэлях до глубокой старости и даже работал боксером-призером, когда ему было за шестьдесят. Незадолго до своей смерти в 1732 году он подытожил свой опыт в хриплой автобиографии и руководстве по фехтованию под названием 9.0017 Спутник эксперта-мечника .
4. Акилле Мароццо — мастер фехтования эпохи Возрождения
Коллекционер эстампов / Heritage Images / Getty Images
Рука против кинжала.
Самые старые из известных европейских руководств по фехтованию датируются 1400-ми годами, но самый важный ранний трактат появился только в середине 16-го века и был написан итальянским мастером-фехтовальщиком Акилле Мароццо. Его книга Opera Nova (Новая работа) представляет собой сборник фехтования на мечах эпохи Возрождения, который может похвастаться подробным описанием боевых стоек, методов парирования и даже инструкциями о том, как побеждать противников-левшей. «Вы никогда не должны нападать, не защищаясь, или защищаться, не нападая, — пишет он в одной из первых глав руководства, — и если вы сделаете это, вы не потерпите поражения». Мало что известно о жизни Мароццо, но считается, что он достиг совершеннолетия в Болонье, а позже сделал себе имя в качестве оператора одной из лучших городских академий фехтования. Один современник писал, что итальянец был «самым совершенным мастером» в искусстве боя на мечах и «воспитал огромное количество доблестных учеников».
5. Жюли д’Обиньи — Свирепая леди-меченосец
Коллекция Ширли Маркхэм / Heritage Images / Getty Images
Иллюстрация мадемуазель де Мопен из «Шести рисунков, иллюстрирующих роман Теофиля Готье о мадемуазель де Мопен», Обри Бердслей, 1897.
В конце 17-го и начале 18-го веков Жюли д’Обиньи очаровала французскую публику своей выдающейся личностью, божественным певческим голосом и смертоносным владением мечом. Дочь придворного дворянина короля Людовика XIV, д’Обиньи была вундеркиндом в фехтовании, с юных лет побеждала противников-мужчин. После того, как в подростковом возрасте она сбежала от брака без любви, она закрутила роман с мастером фехтования и зарабатывала на жизнь, устраивая выставки фехтования на мечах в тавернах. Несмотря на то, что у нее не было вокального образования, позже она прославилась как оперная певица контральто и провела несколько лет, выступая под именем «Мадемуазель де Мопен» или «Ла Мопен». дворянин, который сначала принял ее за мужчину. В другом известном инциденте 169 г.5, она возмутила гостей бала-маскарада, поцеловав молодую женщину в губы, а затем сразившись и победив трех разных фехтовальщиков, которые пытались защитить честь дамы. Д’Обиньи продолжала свою выдающуюся карьеру певицы и дуэлянтки до тридцати с небольшим лет, когда она резко повесила шпагу и ушла в монастырь. Она оставалась там до своей смерти несколько лет спустя в 1707 году.0002 Миямото Мусаси сражается с Цукахарой Бокуденом
Пожалуй, нет лучшего примера «странствующего фехтовальщика», чем Цукахара Бокуден. Родившийся около 1488 года, этот японский самурай покинул дом в возрасте 17 лет, чтобы проверить свои навыки против других воинов. В течение следующих нескольких лет он выиграл множество поединков с боевыми клинками, в том числе один против человека, владевшего 6-футовой пикой. По мере того, как его слава росла, он начал путешествовать с большой свитой последователей и основал собственную школу фехтования. Бокуден остался непобежденным в десятках дуэлей и, как говорят, убил около 200 человек как в единоборствах, так и в боевых действиях. Тем не менее, когда он стал старше, он больше не хотел проявлять себя против других мечников. В одном легендарном инциденте, позже сымитированном в фильме Брюса Ли Выход дракона Бокуден якобы был вызван на дуэль высокомерным молодым самураем. Пожилой мастер согласился и поплыл с человеком к острову, но когда его противник выпрыгнул из лодки и выхватил меч, Бокудэн просто оттолкнулся от берега и оставил его на мели.
Самые известные и лучшие фехтовальщики в истории [Обновлено]
Владение мечом было важной чертой мужественности во многих культурах в истории. Во времена частых войн и сражений как изготовление мечей, так и владение ими позволяло населению защищаться от внешних угроз, а отдельным людям проявлять свою дееспособность и респектабельность.
Обычно мы думаем о мечниках в средневековом европейском контексте или, возможно, как о храбрых и неуловимых самураях Японии.
Хотя некоторые из фехтовальщиков, о которых здесь идет речь, принадлежат к этому времени и месту, мы также рассмотрим великих фехтовальщиков и бойцов эпохи Просвещения, когда хорошее владение мечом все еще было признаком достижений и мужской храбрости.
Ниже представлены одни из лучших фехтовальщиков в истории. Некоторые из них хорошо известны, а другие окутаны тайной. Каждый фехтовальщик внес свой уникальный вклад в историю фехтования и борьбы, будучи учителем, писателем, военачальником и многим другим.
1) Йоханнес Лихтенауэр
(1300-1389, Германия)
Иллюстрация Йоханнеса Лихтенауэра, немецкого мастера фехтования в 14 или 15 век.
Йоханнес Лихтенауэр был выдающимся немецким фехтовальщиком, чей стиль боя повлиял на традиции фехтования в Германии. Он известен своими расчетливыми ударами и приемами маневрирования.
Помимо того, что он был сильным бойцом, Лихтенауэр научил своим навыкам многих других, которые впоследствии стали мастерами фехтования.
Учения Йоханнеса Лихтенауэра были записаны его учениками в мнемонической поэме под названием Цеттель. Это обобщало мудрые слова их учителя и помогало ученикам после смерти Лихтенауэра в 1389 году. Стихотворение является одновременно учебным пособием для учеников Лихтенауэра и своего рода скрытым посланием, предназначенным только для тех, кто знал его учение.
2) Зигмунд Рингек
(до 1470 г., Германия)
Зигмунд Рингек был мастером фехтования и полезным писателем, комментировавшим произведения Иоганна Лихтенауэра. Дбахманн на en.wikipedia, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Зигмунд Рингек был мастером немецкого фехтования, жившим во времена Йоханнеса Лихтенауэра. О его жизни известно немногое, но его вклад в труды по средневековому фехтованию позволил ученым лучше понять фехтование и фехтование в средние века.
Рингека помнят за его комментарии к трудам Йоханнеса Лихтенауэра, который, возможно, был учителем Рингека. Сочинения Лихтенауэра по фехтованию ценны сегодня для ученых, но многие из его комментариев и стихов совершенно непонятны современным читателям.
Рингек разъяснил описания Лихтенауэром фехтования и добавил столь необходимые комментарии ко многим инструкциям Лихтенауэра по фехтованию на длинных мечах, конному бою, бою в доспехах и другим боевым темам.
Работы Зигмунда Рингека о средневековом фехтовании на мечах — одни из самых ярких в его время. Он пишет с расчетом на новичка, начиная с основ и шаг за шагом подробно объясняя сложные темы фехтования.
Рингек известен не только как искусный фехтовальщик, но и как превосходный писатель и внимательный учитель.
3) Фиоре деи Либери
(1350-1410, Италия, Франция, Германия)
Иллюстрация из знаменитого трактата Фиоре деи Либери «Цветок битвы» о фехтовании . Его учение помогло определить немецкое фехтование в средние века. Обзор общественного достояния / CC BY-SA
Фиоре деи Либери был итальянским мастером и учителем фехтования. Он учился у ряда немецких и итальянских мастеров в пределах Священной Римской империи.
Он участвовал в пяти дуэлях за свою честь и преподавал свое искусство в королевских домах по всей Европе. Он широко считается одним из лучших фехтовальщиков и учителей в европейской истории.
В то время как высококвалифицированный фехтовальщик и инструктор, Фиоре деи Либери наиболее известен сегодня своим трактатом по фехтованию под названием Цветок битвы. Это руководство является одним из старейших сохранившихся руководств по фехтованию и фехтованию и дает представление о средневековых боевых стилях и приемах.
В руководстве Либери излагает некоторые из своих боевых сцен и организует трактат таким образом, чтобы он был полезен для студентов и мастеров. Четыре иллюминированные рукописные копии «Цветок битвы» существуют до сих пор, и их иллюстрации можно просмотреть в Интернете.
Фиоре деи Либери сражался и изучал фехтование более 50 лет, прежде чем написать «Цветок битвы» и другие работы, которые, к сожалению, не пережили века. Он действительно авторитет в средневековом европейском фехтовании.
4) Камиидзуми Нобуцуна
(1508-1577, Япония)
На этой иллюстрации показаны детали доспехов самураев и внешний вид этих прославленных бойцов. Samuraiantiqueworld, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons
Камиидзуми Нобуцуна — один из знаменитых самураев Японии 16-го века. Он известен усовершенствованием стиля боя на мечах каге-рю, который был популярен в то время.
Как и другие фехтовальщики, Камиидзуми Нобуцуна посвятил часть своей карьеры обучению других бою и защите. Он открыл свою собственную школу под названием Синкагэ-рю, или Новая школа теней. В его учениях упор делался на оборонительный, защитный стиль боя, который включал в себя множество низких скрытных стоек.
Нобуцуна известен как лидер в развитии японских школ фехтования, известных под общим названием кендзюцу. Стиль бойца передался его многим одаренным ученикам, и школы фехтования по всей Японии познакомились с его стилем через них.
5) Сасаки Кодзиро
(1583-1612, Япония)
Памятник Сасаки Кодзиро и Миямото Мусаси, изображающий их знаменитую дуэль. Кодзиро потерпел бы поражение, но его помнят за его вклад в учения самураев. Роджер Ферланд / CC BY-SA
Родившийся сразу после великого Камиидзуми Нобуцуна, Сасаки Кодзиро был еще одним самураем периода Сэнгоку японской истории. Сасаки Кодзиро считается самым опытным фехтовальщиком всех времен и известен своим быстрым ударом вниз.
Сасаки Кодзиро стал мастером школы Тюйо-рю и научился использовать нодати, более длинную версию катаны.
Хотя Кодзиро известен своими превосходными боевыми навыками, в конце концов он потерпел поражение в поединке с великим Миямото Мусаси, описание которого приведено ниже.
Кодзиро и Мусаси были давними соперниками до их знаменитой дуэли. Эта дуэль стала легендой на протяжении веков, с множеством версий истории и небольшим количеством доказательств, подтверждающих ряд утверждений. Некоторые версии этой истории утверждают, что Мусаси прибыл на дуэль с Кодзиро с опозданием на три часа, и разъяренный Кодзиро бросился в бой.
Хотя мы никогда не узнаем истинных подробностей последней дуэли Кодзиро, его помнят за его мастерство владения мечом, его вклад в японские школы боя на мечах и его многочисленные фирменные приемы боя на мечах.
6) Миямото Мусаси
(1584-1645, Япония)
Миямото Мусаси был одним из величайших самураев в истории Японии и известен своим поражением Саки Кодзиро. Музей искусств округа Лос-Анджелес, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Миямото Мусаси был современником Сасаки Кодзиро и чрезвычайно опытным бойцом. Он родился в провинции Харима в Японии и сражался за клан Тоётоми.
Миямото Мусаси предположительно дрался и провел одну свою первую дуэль в возрасте тринадцати лет, а затем выиграл еще 60 дуэлей за свою жизнь.
Многие считают величайшим из них его поединок с Сасаки Кодзиро, в котором, как говорят, Миямото Мусаси сражался, используя только деревянное весло, и победил.
Мусаси также известен тем, что усовершенствовал боевую технику с двумя клинками, которую воспроизвели современники.
Миямото Мусаси в конце концов ушел из боя и стал художником и писателем. Его знаменитая книга «Книга пяти колец » описывает множество самурайских тактик, боевых стратегий и философии.
7) Дональд Макбейн
(1664-1732, Шотландия)
анион (1728).
Дональд МакБейн прожил очень яркую жизнь профессионального солдата, трактирщика и владельца публичного дома в конце 17-го и начале 18-го веков. Он был чрезвычайно опытным фехтовальщиком, который утверждал, что за свою жизнь участвовал в более чем 100 дуэлях.
МакБейн открыл собственную школу фехтования, где обучал учеников приемам, которым научился в годы службы в армии, и другим навыкам, изобретенным им самим.
Его боевой стиль был мощным и напористым. Один из его знаменитых приемов, «Удар вепря», заключался в том, чтобы опуститься на одно колено и нанести удар мечом вверх для нанесения апперкота.
Не из тех, кто уходит в отставку, Дональд Макбейн продолжал работать призовым бойцом даже в свои 60, несмотря на то, что за время службы в армии накопил десятки ран. В конце жизни Макбейн написал автобиографию о том, как он был фехтовальщиком, и руководство по фехтованию под названием «Компаньон опытного фехтовальщика».
8) Жозеф Болонский
(1745-1799, Гваделупа, Франция)
Современный офорт картины (1787 г.) с изображением Жозефа Болонского , Шевалье де Сен-Жорж.
Жозеф Болонь родился в Гваделупе в 1745 году, сын плантатора и африканского раба.