Содержание
Как швейцарский хор «Поющие яичники» сражается с сексизмом
SRF / Primus Ettlin
Знакомьтесь: кантон Нидвальден, хор «Поющие яичники» (Echo vom EierstockВнешняя ссылка), цель и миссия — сражаться с сексизом. Давайте посмотрим, как первый в Швейцарии феминистский йодль-хор интерпретирует старые песни о главном на новый прогрессивный лад.
Этот контент был опубликован 07 марта 2023 года
минут
Примус Эттлин (Primus Ettlin), телеканал SRF, программа Regionaljournal Zentralschweiz
Традиционные народные и песни в стиле йодль оказывается напичканы гендерными стереотипами, образами настоящих мужчин и о том, как «матушка возьмет ведро и тихо принесет воды». Непорядок, сказали себе 45 женщин из кантона Нидвальден и других регионов страны. Их миссия — покончить с пыльными гендерно-ролевыми моделями. То есть если Магомет не идет к горе, то тогда гора насылает на его «поющие яичники».
Именно так назвал себя хор из кантона Нидвальден, позиционирующий себя в качестве первого феминистского хора в стиле йодль в Швейцарии. Идея создания хора принадлежит Елене Кайзер. «Углубленно изучая традиции йодля в Швейцарии я быстро поняла, что с текстами песен явно что-то не то». Потом она пришла к выводу, что многие женщины чувствуют то же самое, что тексты иных песен идут вразрез с их современным «прогрессивным» сознанием.
ZVG / Corinne Odermatt
И так в 2022 году в тогдашний Международный женский день у нее и возникла мысль: а что если создать первый феминистский певческий коллектив. Сказано — сделано: в 2022 году была основана общественная ассоциация Echo vom Eierstock.
Волосы встают дыбом
Музыкальный руководитель и дирижер был быстро найден в лице Симоны Фельбер из города Люцерн. Вскоре нашлись и участники хора: петь старые песни на новый лад вызвались около 45 женщин. Большинство из них родом из этого горного и в целом довольно консервативного региона, но некоторым приходится добираться даже из Цюриха и Берна.
Показать больше
Все участницы хора от души любят традиционную народную музыку. Однако очень часто они «не могут отождествить себя с текстами песен». Об этом говорит нам Симона Фельбер. «Часто это настолько сексистские тексты, что у меня просто волосы встают дыбом. И тогда я просто не хочу их петь. Например, когда девушке говорят, мол, не веди себя так (свободно), ты же должна быть такой вот милой и симпатичной (tue nid so, chli gschmützelet ond gschätzelet muess doch sii)».
Старые песни о главном на новый лад
Так что старые мелодии остаются, а тексты меняются. Например, традиционная танцевальная песня региона Нидвальден. В оригинале люди идут на танцы, женятся, а затем крестятся. «Но в наше время уже не принято жениться на своей первой возлюбленной и сразу же заводить детей», — говорит Симона Фельбер. Поэтому в новом тексте люди пускаются в пляс в гордом одиночестве.
Показать больше
Романтическое изображение горной альпийской жизни, все еще доминирующее в народной музыке? Так тоже не годится. Хор Echo vom Eierstock намерен сбросить с парохода современности все эти глупости. Так, в одной из песен речь идет не о том, грешно ли ходить на танцы, а о том, стоит ли все-таки заводить детей в таком мире, как наш.
SRF / Primus Ettlin
«Это законный вопрос, особенно если осознать, что сейчас в этом мире творится и увидеть, как всё просто катится под откос», — говорит Симона Фельбер. Сочетая феминистские проблемы с традиционными вопросами семьи и брака, хор Echo vom Eierstock явно затрагивает общественный нерв и вызывает симпатии со стороны многих женщин. «Вполне возможно, что кто-то очень даже расстроен тем, что сейчас вообще происходит с традиционными народными песнями», — говорит Симона Фельбер.
Показать больше
«Я согласна, что народная музыка в корне вовсе не сексистская, и, конечно, народная музыка совсем даже не призвана быть политической песней протеста. И все-таки, добавить сюда толику активизма — это не так уж и плохо». На «Днях музыки» в городе Штанс в апреле хор впервые споет перед большой аудиторией, а пока у них все дни расписаны и заняты репетициями.
Показать больше
Показать больше
В соответствии со стандартами JTI
Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo.ch
Показать больше
Поделиться этой историей
Швейцарский католик задает тон в протестантском Лейпциге
Андреас Райце на репетиции Хора Св. Фомы. Tom Theile
Волнение, связанное с назначением швейцарца Андреаса Райце (Andreas Reize) из Золотурна на должность кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге, было по понятным причинам велико. Но после двух месяцев работы в этой должности, кажется, всем стало ясно, что он правильный человек на правильном месте в правильное время.
Этот контент был опубликован 19 декабря 2021 года
минут
Петра Крипхов (Petra Krimphove), Лейпциг, Германия.
Перевод с немецкого и литературная обработка: Игорь Петров.
Silentium! Кантор просит тишины. И его слышат. И слушаются беспрекословно. Сейчас 3 часа дня, мальчики из Хора Святого Фомы собрались в большом светлом зале на свою ежедневную репетицию. За дверями громоздятся наспех сброшенные на пол школьные сумки и куртки. Некоторые их хористов спешат занять свои места в самую последнюю секунду. Андреас Райце поднимает руку и дает ауфтакт. Сегодня в программе хорал Nicht nach Welt, nach Himmel nicht из кантаты Баха «Оратория Вознесения» (Himmelfahrtsoratorium). Она будет исполнена на этих выходных в церкви Святого Фомы (Thomaskirche). Хор репетирует новую кантату каждую неделю, как во времена самого Иоганна Себастьяна Баха.
Тот факт, что швейцарец Андреас РайцеВнешняя ссылка с сентября 2021 года дирижирует одним из самых известных в мире хоров мальчиков, стал для многих профессионалов из сферы хорового творчества настоящей сенсацией. Для него же самого это назначение стал исполнением мечты всей его жизни. Он подал заявление, узнав об этой вакансии, потому что в его родной стране Швейцарии он уже достиг обычного для Конфедерации «стеклянного потолка», и возможности сделать следующий карьерный шаг у него уже просто не было. «В Швейцарии нет сравнимой должности», — объясняет нам кантор А. Райце, сидя в своем лейпцигском рабочем кабинете. Некоторые считают эту должность едва ли не самой важной в области протестантской церковной музыки.
А. Райце родился в 1975 году в Золотурне, изучал церковную музыку, хоровое и оркестровое дирижирование. Кроме того, обучался игре на фортепиано, клавесине, органе. Возглавлял Барочную оперу замка Вальдэгг (Barockoper auf dem Schloss Waldegg). На протяжении многих лет также был руководителем старейшего и очень известного хора мальчиков в Швейцарии при соборе Святого Урса в Золотурне, а также таких коллективов, как Gabrielichor Bern и Bach Chor в Цюрихе. С сентября 2021 года Андреас Райце — новый кантор Хора Святого Фомы в Лейпциге. Хор Thomanerchor, или Хор Святого Фомы, существует уже более 800 лет. Считается одним из старейших и самых известных хоров мальчиков в мире. Многие известные композиторы были канторами в этой церкви, в том числе и Иоганн Себастьян Бах, который руководил этим хором 27 лет.
«Я не могу представить себе более прекрасной работы»
В Швейцарии также есть выдающиеся хоры. «Мальчики и их голоса особо не отличаются друг от друга, все равно, поют ли они в Золотурне или в Лейпциге», — говорит А. Райце. Но его привлекает возможность делать культуру высших достижений мирового профессионального уровня. «Здесь, в Германии, совсем другой темп». В Золотурне он репетировал два раза в неделю, в Лейпциге — каждый день. Хористы живут вместе в интернате, занимаются по несколько часов в день, проходят индивидуальную подготовку в сфере постановки голоса, изучают музыкальные инструменты. И выступают строго каждую неделю. Кантор проводит с ними весь день, ест с ними и следит за их меню, у него есть помощники и отлаженный административный аппарат с воистину роскошным бюджетом.
«Они же ведь самые обычные мальчики». Roman Friedrich
Все они живут одной общиной и только хоровой музыкой. Его задача в качестве кантора — извлечь из певцов оптимальный результат. «Я не могу представить себе более прекрасной работы». Для хористов кантор одновременно и доступный друг, и личность, облеченная статусом, требующим уважения. Во время репетиций он надевает черные кроссовки, джинсы и футболку. Его правая рука пытается не дать съехать вниз пюпитру с нотами, левая рука задает ритм. «Это невероятно великая музыка», — мотивирует он ребят и сам радуется тому, что им всем вместе предстоит сделать. Младшим хористам в нижних рядах трудно постоянно сосредоточенно сидеть на месте, через некоторое время они начинают шептаться, падает бутылка с водой, карандаш звонко катится куда-то по полу в сторону.
Показать больше
Хормейстера это не беспокоит. «А давайте теперь встанем», — говорит А. Райце. Такая перемена помогает на некоторое время вернуть утраченную концентрацию. Новый кантор — страстный спортсмен и триатлонист, его беговые кроссовки до сих пор лежат в чемодане, они не менее важны, чем ноты. Об этом он недавно рассказал газете NZZ. Страсть к движению он умело встраивает в свою работу с хором, заставляя мальчиков перед пением для начала проводить небольшую разминку, а в паузах он позволяет им даже побегать по залу. «Они же ведь самые обычные мальчики», — говорит он. Сидеть неподвижно в течение 90 минут, и это после утренних занятий в школе?
Это не его подход. Строгая дисциплина — это тоже не самоцель. И если время от времени и можно услышать предостерегающее «ш-ш-ш», то исходит этот звук не от кантора, а от старших учеников с задних рядов. В хоре мальчиков Святого Фомы человек учится жить в коллективе. И это также часть общей образовательной стратегии. Ровным счетом 106 мальчиков и юношей в возрасте от семи до 20 лет в настоящее время живут в интернате, их расселяют по так называемым Stuben или отдельным кубрикам, которые в общем и целом и составляют их интернат. Хористы небрежно называют его или на латыни Alumneum или просто по-немецки Kasten («ящик»).
Stadt Leipzig / Jens Schlueter
Расстояния тут небольшие: на противоположной стороне улицы мальчики ходят в муниципальную среднюю школу, а репетиционный зал и столовая находятся в современной пристройке к школе-интернату на этой стороне. Несмотря на то, что домашним храмом хористов является Церковь Святого Фомы, хор сам по себе является муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Ведомство по делам культуры города Лейпциг (Kulturamt der Stadt Leipzig) управляет делами хора, финансируя и интернат и концертно-образовательную работу. Андреас Райце, как и все остальные, является нанятым сотрудником города Лейпциг, а не общины граждан города, следовательно, в своей работе он подчиняется муниципальному светскому законодательству, а не церковному. Тем не менее вопрос о злоупотреблениях в церковной среде и их профилактике является актуальным и для хора мальчиков храма Святого Фомы.
Два года назад управляющий директор Эмануэль Скобель (Emanuel Scobel) ввел в команду хора отдельного сотрудника, занимающегося вопросами защиты интересов детей. В качестве внешнего эксперта он консультирует хор, выступает контактным лицом для детей, проводит обучающие и информационные мероприятия с воспитателями интерната. «Баланс между необходимой близостью и надлежащей дистанцией — это очень важный вопрос. Тем более в хоре, участники которого живут изо дня в день вместе, занимаясь общим делом», — говорит Э. Скобель. Это явно относится и к поведению певцов по отношению друг к другу. «Внимательность и чуткость в общении — это огромная ценность, над этим мы работаем каждый день».
«Важно установить личные связи»
В такой структуре кантор — больше, чем руководитель хора; он своего рода фигура отца. С другой стороны, роль кантора не статична, она менялась на протяжении поколений, и нынешний 46-летний руководитель хора подходит к своим задачам иначе, нежели его старшие предшественники. И в школу-интернат, и в то, как он обращается с мальчиками, А. Райце старается привнести глоток свежего воздуха. «Очень важно наладить личные связи с хористами». Спорт играет в этом важную роль. Накануне кантор едва не вывихнул себе палец, играя с ними в футбол, и теперь он почти с гордостью демонстрирует последствия этой легкой травмы.
Stadt Leipzig / Jens Schlueter
А. Райце убежден, что пика производительности с помощью давящего авторитета добиться невозможно. «В наше время фон Караян не имел бы никаких шансов», — говорит он, имея в виду гениального австрийского дирижера Герберта фон Караяна, известного своим авторитарным стилем руководства. Такой новый стиль воспринимается подростками более чем позитивно. Отношения с кантором никогда не ограничиваются у них только музыкальным уровнем. Это подчеркивает после репетиции 17-летний Натанаэль Форвергк (Nathanael Vorwergk). Хор для него это замена семьи. Он один из трех так называемых «префектов», и, таким образом, он исполняет роль правой руки кантора. Его мнение имеет вес.
Показать больше
Возможно, именно поэтому Андреас Райце пригласил его в Швейцарию этим летом после своего назначения, вызвавшего такие споры, для участия в оперном проекте, длившемся несколько недель. Там, в привычной для всех обстановке, Натанаэль ближе познакомился с новым кантоном и стал ценить его уже куда больше. Что ему понравилось прежде всего? «То, как он осуществляет взаимодействие с хором, его такая открытая манера. Может быть, это потому, что он швейцарец».
«Может ли швейцарский католик работать на этой должности»?
Но как раз это-то и грозило стать главным препятствием. «Мы действительно обсуждали, может ли швейцарский католик вписаться в наш хор», — признается Эмануэль Скобель. «Но потом мы спросили себя, а что, собственно, на самом деле говорит против этого назначения? И сами себе дали ответ на этот вопрос: ровным счетом ничего».
Stadt Leipzig / Jens Schlueter
«Коллега Райце был просто наиболее убедительным кандидатом в плане уникального сочетания всех своих компетенций: он хорошо знаком с вопросами литургии и с датами церковного года, он имеет большой опыт работы в качестве руководителя хора мальчиков, а также дирижера оркестров. А еще он демонстрирует невероятные педагогические способности. Малыши буквально смотрят ему в рот и ловят каждое слово», — говорит эксперт по Баху Кристфрид Брёдель (Christfried Brödel), входивший в отборочную комиссию.
Довольны этим выбором были все равно далеко не все. В марте 2021 года некоторые из старших членов хора выступили с резкой критикой в его адрес, отрицая даже факт профпригодности нового кантора. Но комиссия в итоге однозначно проголосовала за уроженца Золотурна. Сегодня, по мнению всех сторон, конфликт уже улажен, отчасти потому, что А. Райце не стал прятать голову в песок и выступил по отношению к хору и его критикам с открытым забралом.
«Уже через десять минут стало ясно, что это идеальный кандидат»
«На собеседовании уже через десять минут мне стало ясно, что он именно тот человек, который нам нужен», — говорит пастор церкви Святого Фомы Бритта Таддикен (Britta Taddiken). Как и ее коллега Мартин Хундертмарк (Martin Hundertmark), она голосовала за назначение А. Райце и защищала его от несправедливой критики. Оба они ценят не только музыкальные, но и литургические компетенции нового кантора. Они всегда тесно сотрудничает с кантором в организации празднеств церковного года, так что их голос имел особый вес. И именно поэтому они и смогли развеять сомнения относительно того, сможет ли католик вписаться в мир протестантской этики.
Stadt Leipzig / Jens Schlueter
Со своей стороны А. Райце привнес в хор, который обычно набирает певцов и канторов из Лейпцига или области, ярко выраженный элемент интернациональности и мировой открытости. По словам Эмануэля Скобеля, хору, безусловно, не повредит большая глобальная ориентация и способность ментально выйти за пределы своего региона. Проблем с заполнением более чем ста мест в хоре и интернате нет, но и былого изобилия квалифицированных кандидатов тоже уже не наблюдается. Именно поэтому Андреас Райце привез с собой в Лейпциг одного из своих золотурнских хористов. После вступительного экзамена он стал признанным членом хора, образовав, вместе с маленьким бельгийцем, небольшую пока фракцию иностранцев.
Показать больше
«Дети хотят, чтобы им бросали вызов», — убежден он. И тут есть параллели со спортом высоких достижений: работать нужно по полной и не жалеть сил и нервов. «А потому хористы могут с гордостью указывать на плоды своего труда», — говорит Натанаэль Форвергк после репетиции. «Потому что нет большего удовольствия, чем знать и понимать, что хор, да еще в такой акустике, поет прекрасно и что публика тронута до глубины души. Это просто потрясающе!».
Показать больше
В соответствии со стандартами JTI
Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo.ch
Показать больше
Швейцарское хоровое пение: традиция, объединяющая
Совместное пение — это встреча, общение, разделение частички себя и общение с единомышленниками. Важность швейцарской традиции хорового пения отражена в количестве молодых людей, составляющих сегодняшние ансамбли.
Когда люди в хоре поют в унисон, их сердцебиение синхронизируется. Даже частота их сердечных сокращений увеличивается и уменьшается в одном и том же темпе. Каждый певец координирует свое дыхание с остальными – вдыхая, задерживая дыхание и выдыхая в одном ритме. А когда ваше сердцебиение находится в гармонии с вашими соседями, разве нет больше шансов, что вы влюбитесь? Это вопрос, на который наука не может ответить, но франкоязычные хоры Швейцарии воспевают именно такие истории о дружбе и любви.
Социологические лаборатории
В каждом хоре немало семейных пар и близких друзей. «Здесь я встретила человека, который стал крестной матерью моего сына и стал моим мужем», — говорит Марианна, поющая в церковном хоре в Лозанне. «Когда вы в хоре, вы слушаете людей вокруг вас и смотрите на них, прежде чем начать говорить. Это место, полное доброжелательности, сотрудничества и солидарности. Если кому-то из нас придется лечь в больницу или потерять родственника, мы все подписываем для них открытку. Иногда мы даже поем на похоронах. Хор — это место, где можно поделиться. Здесь нет соперничества, только желание вместе создать что-то красивое», — объясняет она. Хоры — это места, где заведующие больничными отделениями поют вместе с медсестрами, швейцарские студенты рядом с только что прибывшими иностранцами, а молодые матери — с вдовцами. Настоящая социологическая лаборатория. «Наш хор полон замечательных историй — студент юридического факультета, который присоединился к юридической фирме другого участника, двадцатилетние, которые вместе отправляются в отпуск, влюбленные люди, две незамужние пенсионерки, ставшие лучшими подругами…» — продолжает Марианна.
Почему швейцарцы поют?
Хоровая традиция имеет основополагающее значение для Швейцарии. Долгое время это была во многом религиозная традиция. В протестантском Во, например, хоровое пение было запрещено во времена Ancien Régime. Хотя этот тип полифонического пения появился там в 18 веке, он изо всех сил пытался утвердиться из-за предпочтения сольного вокального пения под влиянием французов. Только в 19 веке искусство хорового пения по-настоящему расцвело благодаря сочетанию песен с фестиваля виноградарей, шансонов Зофингена и Société vaudoise d’utilité publique, которое продвигало пение как средство обучения. В это время она в основном была направлена на обучение нравственным добродетелям и любви к Родине.
Во Фрибурге так любят петь, что каждый 35-й житель состоит в хоровой группе. Есть поговорка, что если деревня не поет, она умирает. Эти цифры можно объяснить многовековой хоровой традицией, которая прочно укоренилась в истории региона. В то время как хоровое движение развивалось во всех католических кантонах Швейцарии, именно Фрибур с его сельским населением и твердой поддержкой местного духовенства стал наиболее плодородной почвой для его размножения. В Швейцарии насчитывается около 2000 любительских светских хоров. Средний возраст хориста — 60 лет.
«Подобно нашим гимнастическим и стрелковым клубам, хоры помогли создать швейцарское национальное государство», — объясняет Грегуар Майор, содиректор Этнографического музея в Невшателе и баритон. «Коллективное пение – один народ, один голос – и слушание друг друга: вот что такое швейцарский консенсус. Участие в хоре также дало швейцарцам возможность путешествовать по другим кантонам и встречаться с разными людьми через различные конкурсы и пение. например, фестивали. В настоящее время этот образовательный и политический аспект значительно ослаб, и пение в основном связано с удовольствием», — объясняет Майор.
А молодое поколение?
С каждым годом хоров становится все меньше и меньше. Это повод для беспокойства. В деревнях одним из решений является объединение групп, находящихся рядом друг с другом. В общем отсутствии интереса у подрастающего поколения обвиняют школы – в том, что они не поощряют пение во всем его многообразии. Такие программы, как «Голос», ориентированные на личность, не вдохновляют молодых певцов на вступление в хор. «Несмотря на то, что некоторые группы уязвимы и в конечном итоге исчезают, постоянно рождаются новые», — говорит обнадеживающий Кристоф Джессени, который дирижирует ораториальным хором Vivace в Лозанне. «После окончания консерватории многие молодые дирижеры создают небольшие вокальные ансамбли, чтобы получить степень магистра, и некоторые из них выживают. Люди всегда будут беспокоиться о следующем поколении, но я не из их числа. посмотрите на все концерты, которые были организованы в Лозанне в этом году». Гессени — один из дирижеров, который проводит прослушивания для своих певцов. «Должен быть определенный уровень и правильный микс. Я не беру новых певцов после пенсионного возраста, кроме теноров, но и никого не прогоняю. Я никогда не попрошу уйти старшего певца. Но такой подход означает, что группа может продолжать изобретать себя заново».
Школьные и университетские хоры — хорошее место, где потенциальные новобранцы могут попробовать себя в этом виде пения. В хоре Женевского университета много молодых талантов, и его дирижер Пьер-Антуан Марсе не беспокоится об этом. «Здесь около 90 певцов, и по крайней мере половина из них — молодые студенты. Наша единственная проблема — найти теноров, но это вызов для всех. Большинство студентов, прошедших прослушивание, имеют музыкальное образование, но некоторые из них являются новичками, когда дело доходит до пения. Привлекательность хорового пения не уменьшилась за 50 лет, прошедших с момента создания университетского хора. Дело в том, что предлагается так много других занятий, что существует некоторая конкуренция».
В наши дни также существует впечатляющий диапазон репертуара. Во франкоязычной части Швейцарии певцы могут присоединиться к любому количеству ансамблей — джазовых, госпел, литургических — для обучения вокальным шедеврам классической музыки или местных народных песен. «Удивительно, сколько существует разных стилей», — говорит Гессени. «И это свидетельствует о разнообразии нашей швейцарской народной культуры».
Статья Айны Скьеллауг, впервые опубликованная в журнале Le Temps в августе 2020 г.
Швейцарский хор – Швейцарское общество Ванкувера
Мы — веселый смешанный хор всех возрастов и многих национальностей, которым нравится многоязычная швейцарская народная музыка в хоровом исполнении. Новичкам предлагается присоединиться. Под руководством Дубравко Паялича мы с удовольствием изучаем широкий репертуар швейцарской народной музыки со здоровой дозой йодлинга.
Приветствуем новых певцов – старых и молодых! Тебе нравиться петь? Приходите и присоединяйтесь к нам сейчас — без прослушивания!
Venez chanter avec nous! Kommen sie einfach vorbei! Вена с Ной! Приветствуются все национальности. Наш хор поет на различных концертах и мероприятиях в течение года, и, кроме того, мы всегда находим время для приятных совместных часов. Пожалуйста, свяжитесь с любым из участников хора ниже, чтобы присоединиться к нам на нашей следующей репетиции.
Андреа Флюкигер (президент): 604-819-7003 & [email protected]
Дубравко Паялич (директор хора)
Дорли Мейер (член): 604-853-0890
Первый ряд слева: Мари-Луи Ханна; Марианна Влек; Андреа Флюкигер; Регина Видемейер; Сильвия Кинвиг; Эрна Шефер; Рози Шупбах; Анна-Мари Спэти; Майя Джоэл, Серхио Пирес
Второй ряд слева: Beat Heeb; Альфред Эйгенманн; Ким Хон Чул; Рольф Брюлхарт, Карин Капп
Пропавшие певцы: Ханс-Петер Вакер; Дорли Мейер
Репетиции
Наши репетиции проходят каждые
по четвергам, с 19:30 до 21:30, в англиканской церкви Всех Святых, 7405 Royal Oak Avenue, Burnaby, V5J 4J8
Проводник
События
В настоящее время нет.
Членство
Членские взносы хора включают базовый членский взнос Швейцарского общества плюс дополнительный членский взнос. Пожалуйста, ознакомьтесь с таблицей комиссий на нашем веб-сайте ниже.
Членство
История
Швейцарский хор Ванкувера был основан в 1966 году.