Где погиб сенна: причины гибели, фото происшествия :: Autonews

причины гибели, фото происшествия :: Autonews

29 лет назад, 1 мая 1994 года, произошла самая загадочная и необъяснимая авария за всю историю Формулы-1. Легендарный гонщик Айртон Сенна, находясь на пике карьеры, врезался в бетонные ограждения на скорости более 200 километров в час. Медики сделали все от них зависящее, но легендарного спортсмена спасти не удалось: Сенна получил травмы, несовместимые с жизнью. В годовщину самого черного дня в истории автогонок, как его назвали журналисты, мы попытались воспроизвести события Гран-при Сан-Марино 29-летней давности.

28 апреля — Сенна прилетает в Италию

adv.rbc.ru

11:00 Адриана Галисто, подруга Сенны, собирает сумку возлюбленному. Вещей у Айртона не слишком много: гонщик не любил выделяться. Пара сменных футболок, белье и Библия — с таким набором Айртон отправлялся на большинство Гран-при.

13:00 Сенна выходит из дома, рядом с которым уже припарковано такси до аэропорта. Регулярными рейсами гонщик не летал из-за требований безопасности в команде Williams, за которую выступал. Вот и в этот раз Айртон воспользовался собственным восьмиместным самолетом British Aerospace HS125.

18:00 Самолет гонщика приземляется в итальянском городке Форли. Сенна прилетел в Италию раньше многих членов команды из-за того, что у него было несколько обязательств по рекламным контрактам. В Италии Сенна должен был присутствовать на премьере нового бренда, под которым выпускали велосипеды — Senna.

22:00 Сенна заселился в гостиницу Castello, в которой обычно останавливается McLaren. С этим отелем у него связаны самые яркие впечатления еще во времена его выступлений именно за McLaren.

29 апреля — Сенна на секунду быстрее соперников

01:30 Поужинав, гонщик отправляется в номер. Сенна, часто страдающий бессонницей, редко засыпал раньше двух часов ночи. Этот раз исключением не стал — заснул Айртон только в начале третьего.

09:00 Свободные заезды начинаются рано — уже в девять часов. Сенна смог показать лучший круг, почти на секунду опередив ближайшего преследователя.

13:04 Квалификационные заезды начинаются с первой аварии в черный уик-энд. Рубенс Баррикелло по необъяснимым причинам вылетает с трассы и врезается в ограждение. Пилот экстренно госпитализирован, а квалификация прервана. Сенна, едва узнав об аварии, решает покинуть автодром — гонщик направляется в больницу. Спустя несколько лет Барикелло еще не раз вспомнит тревожные глаза Айртона, когда тот увидел его под капельницей.21:00 Ужинают члены команды в полном молчании. Сенна, уткнувшись в бумажник, рассматривает фотографии возлюбленной — Адрианы Галисто.

30 апреля — первая жертва Гран-при

12:00 Вторая квалификационная сессия в самом разгаре. Сенна, которому удалось полностью переключиться на гонку и на время забыть о вчерашнем происшествии, улучшает результаты круг за кругом.

13:12 Автодром в Сан-Марино погрузился в тишину. В это поверить было невозможно: ровно через 24 часа на трассе происходит еще одна авария. На этот раз, с летальным исходом. Роланд Ратценбергер, разогнав болид практически до предельной скорости, врезался в ограждение.

13:20 Сенна до последнего не может поверить в то, что произошло. Он садится в машину безопасности и лично направляется к месту трагедии.

15:10 Квалификационные заезды возобновляются, но большинство гонщиков решают прекратить сессии. Сенна — в их числе.

1 мая — удар на скорости 209 км/ч

09:30 По инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков. На нем пилоты договорились о создании рабочей группы по безопасности.

13:00 До основной гонки остается ровно час. Сенна, который умело выходил из трудных ситуаций, на этот раз, по признанию партнеров, спасовал. По его лицу было видно, что желания принимать участие в гонке у него абсолютно нет.

14:17 Спустя 17 минут после старта произошла третья авария. Та, которую назовут самой необъяснимой в истории Формулы-1. Проходя скоростной поворот, Сенна врезался в отбойник на скорости более 300 километров в час. Болид откинуло в сторону заграждений. В момент столкновения скорость составляла около 209 километров в час.

14:19 Гонка прервана. Кадры, на которых видно, как пилота достают из искореженного болида, облетели весь мир. Домработница в доме Сенны в Португалии потом будет вспоминать, как девушка пилота вскрикнула: «На самом деле, это хорошо. Наконец-то Айртон приедет домой раньше, чем обычно». Но уже через считанные минуты она поняла, насколько серьезно столкновение.

14:22 К месту аварии подъезжает профессор Сид Уоткинс — один из лучший врачей тех времен. У Сенны раздроблен череп, а из-под шлема, не переставая, сочится кровь. Консилиум врачей понимает: пилота уже не спасти.


14:25 Тем временем в паддоке Берни Экклстоун принимает решение, которое потом еще долго будут обсуждать на разных уровнях: Гран-при Сан-Марино будет возобновлено.

14:57 Спустя 40 минут после трагедии был дан рестарт. В той гонке победил Михаэль Шумахер, который позже признался, что это самая горькая победа в его жизни. «Ничего более кошмарного, чем в тот день, я не испытывал», — сказал спортсмен.

3 мая — первая версия гибели Сенны. В нее не верят

Первая версия произошедшего, которую стали активно обсуждать в печати, заключалась в ошибке пилота — потере управления. Однако спустя несколько дней во всем начали обвинять трассу в Имоле. Дело в том, что покрытие незадолго до гонки там было обновлено, и многие команды жаловались на плохое сцепление. Из-за этого часто снижали давление в шинах.

19 мая — появляется новая версия причины смерти Айрона Сенны

В качестве новой причины аварии стали рассматривать возможность прокола шин, который мог произойти из-за наезда на обломки от столкновения других болидов. Однако технические экспертизы это предположение не подтвердили.


Январь, 1995 год — объявлена официальная причина аварии

Через несколько месяцев после аварии была названа ее официальная причина. Сенна потерял управление над болидом из-за поломки рулевой колонки. Смертельные ранения гонщику нанес рычаг подвески, который после удара об отбойник отлетел прямо в шлем пилота.

Декабрь, 1997 год — обвиняемые оправданы. Конструктор болида Сенны построит еще 10 чемпионских машин

Суд оправдал бывшего главного конструктора Williams Эдриана Ньюи и официальных представителей автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Погги в связи с отсутствием доказательств вины.С 1994 года на болидах Формулы 1, которые сконструирует Ньюи, различные пилоты еще 10 раз выиграют чемпионские титулы.

Место, где погиб Сенна. «Ф-1» возвращается в Имолу

Айртон Сенна / Фото: © Pascal Rondeau / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Автодром Энцо и Дино Феррари, принимавший у себя гонки «Формулы-1» с 1980-го по 2006 годы, в грядущие выходные вновь станет частью «больших призов». Вспоминаем трагическую историю итальянского трека, который у многих ассоциируется вовсе не с заездами.

Трасса в Имоле / Фото: © Pascal Rondeau / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Трасса, открывшаяся для гонок чуть менее 70 лет назад, в 1953-м, за все время своего существования пережила как минимум три изменения конфигурации. В 1970-х ей добавили две шиканы, чтобы замедлить и без того скоростное движение, — это нынешние 10, 11 и 12 повороты. Еще одно кардинальное изменение внесли значительно позже, причем после не самых радостных событий.

Дугообразный длинный вираж «Тамбурелло» с приездом в Имолу быстрых автомобилей «Ф-1» второй половины 1980-х годов стал довольно опасным для гонщиков. В этом повороте нога не снималась с педали газа, но кочки на полотне нередко отправляли пилотов в расположенный рядом барьер безопасности. Во время тренировки на Гран-при Сан-Марино 1987-го Нельсон Пике вылетел в стену после возникших проблем с колесом на его «Уильямсе» — удар был настолько сильный, что бразильцу даже пришлось пропустить гонку. Подобная ситуация возникла и у Герхарда Бергера двумя годами позже. Из-за поломки переднего антикрыла он вылетел, а его машина загорелась. Благо, все сработали быстро, и Бергер отделался ожогом рук и пропуском только одного (следующего в календаре) Гран-при. Не простил «Тамбурелло» ошибок Микеле Альборето и Риккардо Патрезе во время тестов в 1991-м и 1992-м соответственно. Однако главной трагедией был и остается уик-энд 1994-го, навсегда изменивший и саму Имолу, и жизнь гоночного сообщества.

Уже в пятницу над автодромом начали сгущаться тучи: Рубенс Барикелло ошибся, промахнулся мимо поворота и на полной скорости въехал в стену в повороте «Басса», по пути сильно подлетев на поребрике и приземлившись на крыше. Благодаря быстрой работе медицинской бригады оставшийся без сознания бразилец был спасен — ему не поступал кислород, и из-за несвоевременной помощи его жизнь могла оказаться под угрозой.

События субботы были еще более ужасными. Во время квалификации подломленное антикрыло на машине Роланда Ратценбергера треснуло окончательно и зашло под днище — пилот потерял управление и не смог повернуть, влетев в барьер на скорости 315 км/ч. Это столкновение стало роковым — Роланд получил травмы, не совместимые с жизнью, и погиб на пути в больницу.

Болид Роланда Ратценбергера / Фото: ©Paul-Henri Cahier / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Несмотря на эти ужасные события, уик-энд останавливать не стали, и в воскресенье весь гоночный мир стал свидетелем второй подряд фатальной аварии — на этот раз в том самом повороте «Тамбурелло». Трехкратный чемпион Айртон Сенна потерял контроль над автомобилем и врезался в стену на седьмом круге заезда — деталь машины пробила ему шлем, бразилец скоропостижно скончался. В мире стало чуть меньше волшебства…

Авария Айртона Сенны / Фото: © Anton Want / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Только после этого черного уик-энда «Тамбурелло» решили изменить и сделать более безопасным, увеличив зону вылета и внедрив в плавный скоростной поворот замедляющую шикану. Подобное сделали с «Вильневом», где разбился Ратценбергер, и еще несколькими опасными виражами.  

Мемориальная стена Сенны на трассе / Фото: © Mike Hewitt / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

К несчастью для автодрома, все эти события, пусть произошедшее и более десяти лет назад, все равно стали одними из определяющих в конце 2006 года — именно тогда приняли решение больше не включать Гран-при Сан-Марино в календарь «Формулы-1». Из-за возросших требований к безопасности трассу имени Энцо и Дино Феррари нужно было перестраивать дальше — этим должен был заниматься Германа Тильке. Проблемой стал и финансовый вопрос: на тот момент владелец «Ф-1» Берни Экклстоун планировал взимать с автодрома больше взносов. Но самое главное, в Италии проводился еще один Гран-при — в легендарной Монце. Все это заставило Имолу на долгое время исчезнуть из жизни «королевских гонок», однако благодаря пандемии и робким попыткам с 2016 года вернуть «Ф-1», владельцам трассы удалось подписать соглашение с Liberty Media о проведении у себя этапа вместо отмененного уик-энда в Китае.

https://twitter. com/F1/status/1321121029150941185

Были в истории Имолы и позитивные дни — например, эпичный уик-энд 1985-го. Из-за растущих мощностей двигателей — и, соответственно, возраставших скоростей — в ФИА решили как-то укротить почти 1000 лошадиных сил, сначала убрав годом ранее дозаправки, а затем ограничив количество топлива на гонку. Это стало настоящим испытанием для прожорливых турбомоторов, но делать было нечего — командам приходилось изощряться в стратегических планах на гонку. Особенно это касалось скоростных этапов, каким, очевидно, и был Гран-при Сан-Марино. Вся эта эпопея привела к очень интересным событиям за четыре круга до конца заезда. У лидеров, включая Сенну, Стефана Йохансенна и Нельсона Пике, попросту закончилось горючее, а кому-то, как, например, Тьерри Бутсену, пришлось самому толкать машину до финиша за несколько метров до черты. Первым приехал Ален Прост, но его постигла неприятность –во время взвешивания у его автомобиля обнаружили недовес. Француза пришлось дисквалифицировать. Самоустранение всех фаворитов в итоге подарило вторую и последнюю в карьере победу изначально пришедшему вторым Элио де Анджелису — одному из шести пилотов, которым в то воскресенье удалось доехать до конца заезда.

https://twitter.com/F1/status/728171612739145728

Не менее впечатляющими были и последние минуты Гран-при Сан-Марино 2005 года. Тогда стартовавший 13-м Михаэль Шумахер за 12 кругов до конца догнал лидера гонки Фернандо Алонсо и вплоть до самого финиша сражался с будущим двукратным чемпионом, но так и не смог его обогнать.

https://twitter.com/JuanjoSaezF1/status/988737067663454208

Годом позже Красный Барон все же увидел клетчатый флаг первым. На сегодняшний день великий немец остается последним покорителем «Имолы» в «Ф-1».

Михаэль Шумахер одерживает последнюю победу в Имоле / Фото: © Paul Gilham / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Автодром Энцо и Дино Феррари — довольно интересный трек с трагической и не самой обычной историей. Скоростная трасса с немаленьким перепадом высот и крутыми поворотами, возможно, не подарит нам множество обгонов в это воскресенье, однако отсутствие пятничных тренировок и не самая обычная конфигурация обязательно приведут к тактической и позиционной борьбе.