Содержание
Система начисления очков в Формуле-1
Очки в Формуле-1 присуждаются одновременно и пилоту, и его команде.
Соревнование пилотов называется чемпионатом мира, а соревнование команд — Кубком конструкторов (последний был введен с 1958 года).
Содержание
|
Таблица
За всю многолетнюю историю чемпионатов мира принцип начисления очков неоднократно менялся.
В следующей таблице приведены все использовавшиеся системы.
- В столбце «Место» указано количество очков за конкретное место в итоговой классификации.
- В столбце «ЛК» — количество очков за лучший круг в гонке.
- Поскольку до 1991 года в личном зачете учитывались результаты не всех гонок, а только определенное число лучших из них, то в столбце «Количество лучших результатов, идущих в зачёт» указаны ограничения на лучшие результаты.
Период действия | Место | ЛК | Гонок в сезоне | Количество лучших результатов, идущих в зачёт | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1950 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 7 | 4 | |||||
1951—1952 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 4 | |||||
1953 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 4 | |||||
1954 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1955 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 7 | 5 | |||||
1956—1957 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 5 | |||||
1958 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 6 | |||||
1959 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1960 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 6 | |||||
1961 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 5 | |||||
1962 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1963—1965 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 6 | |||||
1966 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1967 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 5 из первых 6 гонок 4 из следующих 5 | |||||
1968 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 12 | 5 из первых 6 гонок 5 из следующих 6 | |||||
1969 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 5 из первых 6 гонок 4 из следующих 5 | |||||
1970 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 13 | 6 из первых 7 гонок 5 из следующих 6 | |||||
1971 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 5 из первых 6 гонок 4 из следующих 5 | |||||
1972 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 12 | 5 из первых 6 гонок 5 из следующих 6 | |||||
1973—1974 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 | 7 из первых 8 гонок 6 из следующих 7 | |||||
1975 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 14 | 7 из первых 8 гонок 5 из следующих 6 | |||||
1976 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 | 7 из первых 8 гонок 7 из следующих 8 | |||||
1977 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 17 | 8 из первых 9 гонок 7 из следующих 8 | |||||
1978 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 | 7 из первых 8 гонок 7 из следующих 8 | |||||
1979 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 | 4 из первых 7 гонок 4 из следующих 8 | |||||
1980 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 14 | 5 из первых 7 гонок 5 из следующих 7 | |||||
1981—1990 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 или 16 | 11 | |||||
1991—2002 | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 или 17 | результаты всех гонок | |||||
2003—2009 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | от 16 до 19 | результаты всех гонок | |||
2010—2013 | 25 | 18 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | 19 или 20 | результаты всех гонок |
Примечания:
- Если пилот фактически закончил гонку в очковой зоне, но не попадает в итоговую классификацию, то очков он не получает.
- В сезоны 1952—1953 чемпионат мира проводился по регламенту Формулы-2.
- Кубок конструкторов разыгрывался с 1958 года.
- Очки за лучший круг в зачете Кубка конструкторов не учитывались
- В 1958—1960 годах в Кубке конструкторов не начислялись очки за 500 миль Индианаполиса (однако в чемпионате мира они учитывались).
- Вплоть до 1978 года включительно очки в Кубке конструкторов начислялись с такими же ограничениями, как и в личном зачете. В зачёт по результатам каждой гонки шёл только один лучший результат гонщиков, выступавших на автомобилях данного производителя. С 1979 года в Кубок конструкторов попадали все результаты пилотов команды, вне зависимости от действующих ограничений в личном зачете.
Равенство очков
Общие положения регламента
- В случае если в конце чемпионата два и более гонщиков (конструкторов) набирают одинаковое количество очков, более высокое место займет обладатель большего количества первых мест.
- В случае равенства первых мест, более высокое место займет обладатель большего количества вторых мест и так далее
- Если полная статистика мест, занятых по ходу чемпионата, совпадает, то, как сказано в регламенте, решение о том, кому отдать предпочтение, принимает FIA. На практике более высокое место присуждается тому гонщику(конструктору), который раньше показал свой наилучший результат.
Примеры
- Если за весь сезон один гонщик набрал 25 очков за победу, а второй гонщик набрал 25 очков за третье и пятое места на финише, преимущество в итоге получает первый гонщик.
- Если первый гонщик набрал 37 очков за победу и четвёртое место, а второй набрал те же 37 очков за победу, пятое и девятое места, то первый побеждает, так как при равенстве побед, вторых и третьих мест у него больше четвёртых мест.
- Если все результаты двух пилотов совпадают, то чемпионом становится выигравший гонку раньше.
Особые случаи
Остановка гонки
В случае если гонка по какой-то причине была остановлена и не была возобновлена и при этом лидер не прошёл двух кругов, такая гонка не идет в зачет.
В случае если гонка по какой-то причине была остановлена когда лидер прошёл более 2-х кругов, но менее 75 % дистанции, она идет в зачет чемпионата, однако за неё первой десятке гонщиков засчитывается только половина очков (по нынешней очковой системе):
- 1 Место — 12,5 очков
- 2 Место — 9 очков
- 3 Место — 7,5 очков
- 4 Место — 6 очков
- 5 Место — 5 очков
- 6 Место — 4 очка
- 7 Место — 3 очко
- 8 Место — 2 очка
- 9 Место — 1 очко
- 10 Место — 0,5 очка
В последний раз (по старой системе начисления очков) подобное случилось на Гран-при Малайзии в 2009 году. Незапланированная остановка одной из гонок косвенно повлияла на результат чемпионата мира 1984 года, в котором был зафиксирован самый маленький разрыв в общем зачёте между чемпионом мира (Ники Лаудой) и обладателем второго места (Аленом Простом) — всего 0,5 очка. Гонка в Монако по причине сильного дождя была остановлена на 31 круге из 76, и её лидер, Ален Прост, получил лишь 4,5 очка вместо полновесных 9 (за победу) или 6 очков (за возможное второе место, поскольку его стремительно нагонял Айртон Сенна).
Смена пилотов
До 1959 года командам разрешалось проводить замены пилотов за рулем прямо во время гонки. В таком случае, если один из пилотов доводил машину до финиша в очковой зоне, то набранные им очки разделялись поровну между всеми, кто пилотировал эту машину на протяжении Гран-при.
Именно то, что на Гран-при Италии в 1956 году Фанхио забрал машину у своего конкурента в борьбе за первенство в личном зачете (и вместе с тем, напарника по команде «Феррари») Питера Коллинза, и принесло ему очередной титул чемпиона мира. Расклад после 20 кругов гонки был таков: Фанхио сошёл, а Коллинз находился на трассе и потенциально мог набрать достаточно очков, чтобы обойти лидера общего зачёта. Если же Хуан Мануэль занимает место в машине Коллинза, то, на каком бы месте англичанин ни финишировал, он не сможет опередить аргентинца (поскольку очки делятся поровну). В итоге оба претендента получили по три очка из шести за второе место, и Фанхио в чемпионате мира опередил Коллинза на пять очков. Кстати, сломанную машину все же смогли отремонтировать, и в итоговом протоколе Фанхио значится дважды: сначала на втором месте в паре с Питером Коллинзом, а затем на восьмом месте с Эудженио Кастеллотти.
Очко за быстрый круг
По регламенту того времени, когда гонщики могли получить очко за лучший круг в гонке (с 1950 года по 1959 год), если несколько гонщиков показывали одинаковый результат, то это единственное очко делилось поровну между кандидатами на него. А поскольку время прохождения круга иногда замерялось с точностью до целых секунд, то иногда несколько пилотов получали за Гран-при нецелое число очков.
Самый известный случай подобного рода произошёл на Гран-при Великобритании в 1954 году. Сразу семь пилотов — Хосе Фройлан Гонсалес, Майк Хоторн (оба на «Феррари»), Стирлинг Мосс, Альберто Аскари, Онофре Маримон (все трое на «Мазерати»), Хуан Мануэль Фанхио на «Мерседес», Жан Бера на «Гордини» — показали одинаковое время: 1 мин 50 с. Все эти гонщики получили по 1/7 (0,14) дополнительных очка.
Сравнение старых очковых систем с современной
Пример приводится на основании данных чемпионата мира 2005 года.
Указана первая восьмерка гонщиков и первая пятерка команд. В скобках — число набранных ими очков. Отличия систем выделены.
Пилоты
Место | 1981—1990 | 1991—2002 | 2003—2009 | 2010 |
---|---|---|---|---|
1 | Фернандо Алонсо (87) | Фернандо Алонсо (115) | Фернандо Алонсо (133) | Фернандо Алонсо (322) |
2 | Кими Райкконен (84) | Кими Райкконен (99) | Кими Райкконен (112) | Кими Райкконен (277) |
3 | Хуан Пабло Монтойя (43) | Хуан Пабло Монтойя (46) | Михаэль Шумахер (62) | Михаэль Шумахер (153) |
4 | Михаэль Шумахер (39) | Михаэль Шумахер (40) | Хуан Пабло Монтойя (60) | Хуан Пабло Монтойя (150) |
5 | Джанкарло Физикелла (37) | Джанкарло Физикелла (38) | Джанкарло Физикелла (58) | Джанкарло Физикелла (146) |
6 | Ярно Трулли (26) | Ярно Трулли (26) | Ральф Шумахер (45) | Ральф Шумахер (122) |
7 | Рубенс Барикелло (23) | Рубенс Барикелло (23) | Ярно Трулли (43) | Ярно Трулли (108) |
8 | Ральф Шумахер (20) | Ральф Шумахер (20) | Рубенс Барикелло (38) | Рубенс Барикелло (103) |
Команды
Место | 1981—1990 | 1991—2002 | 2003—2005 |
---|---|---|---|
1 | Рено (145) | Рено (153) | Рено (191) |
2 | Макларен (141) | Макларен (151) | Макларен (182) |
3 | Феррари (62) | Феррари (63) | Феррари (100) |
4 | Тойота (46) | Тойота (46) | Тойота (88) |
5 | Уильямс (34) | Уильямс (34) | Уильямс (66) |
В «Формуле-1» изменили схему начисления очков :: Формула-1 :: РБК Спорт
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Спорт
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК Компании
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Изменения касаются гонок, которые будут завершены досрочно. Теперь если пилоты не проедут минимум два круга в боевом режиме, то очки за этап начисляться не будут
Читайте нас в
Новости
Фото: Rudy Carezzevoli/Getty Images
«Формула-1» объявила об изменении формата начисления очков в гонках, которые будут завершены досрочно. Об этом сообщается на сайте гоночной серии.
Теперь если в гонке не было пройдено минимум два круга в боевом режиме, то очки за этап начисляться не будут.
В прошлом сезоне во время Гран-при Бельгии из-за сильнейшего ливня пилоты проехали несколько кругов за машиной безопасности, после чего организаторы объявили гонку состоявшейся и топ-10 пилотов получили за гонку половинчатые очки.
adv.rbc.ru
Большего такого не повторится. Отныне если пилоты проехали до остановки гонки более двух кругов, но менее 25% дистанции, то очки получат первые пять на финише по схеме 6-4-3-2-1. Если от 25 до 50% дистанции, то очки получат девять пилотов по схеме 13-10-8-6-5-4-3-2-1. А если от 50 до 75% дистанции, то десять гонщиков по схеме 19-14-12-9-8-6-5-3-2-1. Как и прежде, если проехали 75% изначально запланированной дистанции, то первой десятке начисляют полные баллы.
Кроме того, «Формула-1» объявила, что спринтерские гонки в следующем сезоне пройдут на этапах в Эмилии-Романье (22-24 апреля), Австрии (8-10 июля) и Бразилии (11-13 ноября). В спринте также будет изменен формат начисления очков: они будут начисляться первой восьмерке по схеме 8-7-6-5-4-3-2-1. Поул-позиция теперь будет присуждаться по итогам квалификационной сессии, а не спринта, как было в прошлом сезоне.
Автор
Иван Витченко
Формула-1
гран-при
Читайте нас в
Новости
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
2023 Позиция конструктора
Перейти к глобальной навигации
Перейти к основному содержанию
Перейти к основному содержанию
видео
F1 разблокирован
Расписание
Полученные результаты
Драйверы
Александр
АлбонФернандо
АлонсоВалттери
БоттасНик
Де ВрисПьер
ГаслиЛьюис
ГамильтонНико
ХюлкенбергЧарльз
ЛеклеркКевин
МагнуссенЛандо
НоррисЭстебан
ОконСерхио
ПересОскар
ПиастриДжордж
РасселКарлос
СайнсЛоган
СержантЛэнс
ПрогулкаЮки
ЦунодаМакс
ФерстаппенГуаньюй
Чжоу
Команды
Альфа-Ромео
АльфаТаури
Альпийский
Aston Martin
Феррари
Хаас
Макларен
Мерседес
красный Бык
Уильямс
Игры
Живое время
ОБЗОР ГОНКИ
F1 разблокирован
Загрузка. ..
20232022202120202019201820172016201520142013201220112010200920082007200620052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119
RacesDRIVERSTeamsDHL НАГРАДА ЗА САМЫЙ БЫСТРЫЙ КРУГ
ВсеAlfa Romeo FerrariAlphaTauri Honda RBPTAlpine RenaultAston Martin Aramco MercedesFerrariHaas FerrariMcLaren MercedesMercedesRed Bull Racing Honda RBPTWilliams Mercedes
Поз. | Команда | ПТС | ||
---|---|---|---|---|
1 | Red Bull Гонки Хонда RBPT | 123 | ||
2 | Астон Мартин Арамко Мерседес | 65 | ||
3 | Мерседес | 56 | ||
4 | Феррари | 26 | ||
5 | Макларен Мерседес | 12 | ||
6 | Альпийский Рено | 8 | ||
7 | Хаас Феррари | 7 | ||
8 | Альфа Ромео Феррари | 6 | ||
9 | АльфаТаури Хонда РБТТ | 1 | ||
10 | Уильямс Мерседес | 1 |
Рейтинг пилотов 2023 года
Перейти к глобальной навигации
Перейти к основному содержанию
Перейти к основному содержанию
видео
F1 разблокирован
Расписание
Полученные результаты
Драйверы
Александр
АлбонФернандо
АлонсоВалттери
БоттасНик
Де ВрисПьер
ГаслиЛьюис
ГамильтонНико
ХюлкенбергЧарльз
ЛеклеркКевин
МагнуссенЛандо
НоррисЭстебан
ОконСерхио
ПересОскар
ПиастриДжордж
РасселКарлос
СайнсЛоган
СержантЛэнс
ПрогулкаЮки
ЦунодаМакс
ФерстаппенГуаньюй
Чжоу
Команды
Альфа-Ромео
АльфаТаури
Альпийский
Aston Martin
Феррари
Хаас
Макларен
Мерседес
красный Бык
Уильямс
Игры
Живое время
ОБЗОР ГОНКИ
F1 разблокирован
Загрузка.