Феттель это: Феттель | это… Что такое Феттель?

Феттель | это… Что такое Феттель?

Себастьян Феттель (нем. Sebastian Vettel) — немецкий автогонщик Формулы-1. Самый молодой победитель Гран-при в истории Формулы-1 после победы в Монце в 2008 году. Был тестовым пилотом в команде BMW Sauber с Гран-при Турции 2006 года. Дебют на трассе состоялся на Гран-при США 2007 года, из-за травмы у Роберта Кубицы. Начиная с гран-при Венгрии в сезоне 2007 и до конца 2008 года выступал за команду Toro Rosso. С 2009 года выступает за команду Red Bull. До перехода в Формулу-1 возглавлял зачёт пилотов в мировой серии Renault.

Содержание

  • 1 Карьера
    • 1.1 Юниорские серии
  • 2 Формула-1
    • 2.1 Сезон 2007
    • 2.2 Сезон 2008
    • 2.3 Сезон 2009
    • 2.4 Будущее
    • 2.5 Гонка чемпионов
  • 3 Результаты выступлений
    • 3.1 Статистика
    • 3.2 Результаты выступлений в Формуле-1
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Карьера

Юниорские серии

Феттель демонстрирует болид Евросерии Формулы-3 в 2006 году.

Феттель начал участие в гонках с картинга в 1995, стал обладателем нескольких чемпионских титулов, например в чемпионате Юниоров по картингу в Монако (2001). В 2003, он перешёл в серии болидов с открытыми колёсами, и выиграл чемпионат Немецкой Формулы-БМВ одержав 18 побед в 20 гонках.

В 2005 он участвовал в Евросерии Формулы-3 за команду ASL Mucke Motorsport. Он закончил сезон пятым с 64 очками и стал обладателем звания «новичок года». Он не смог одержать победы в гонке, но это было во многом связанно с доминированием Льюиса Хэмилтона. Также он протестировал болид Формулы-1 Williams FW27 27 сентября 2005 в качестве награды за успехи в Формуле-БМВ. Затем он отправился на тесты команды BMW Sauber.

Феттель закончил сезон 2006 Евросерии Ф3 вторым, вслед за напарником по команде ASM Formule 3 Полом ди Рестой. Также он дебютировал в Мировой Серии Рено на этапе в Мизано, и стал победителем после дисквалификации Пастора Мальдонандо.[1] На следующем этапе в Спа-Франкоршам, ему практически отрезало палец, и он выбыл из гонок на несколько недель. [2] Тем не менее, он принял участие в Формула-3 Мастерс на трассе Зандвоорт всего через неделю, и финишировал шестым. Так же он показал третье лучшее время на круге, и он удивил этим владельца команды ASM Фредерика Вассеура. Вассеур сказал: «Я был поражён, потому что был уверен что он не сможет участвовать! Но он показал хорошее время на практиках. Я не уверен что он готов на 100 процентов, но я знаю что мы будем конкурентоспособными на следующем этапе Евросерии Формулы-3 в Нюрбургринге — это самое главное.» [3]

Феттель на пятничной практике Гран-при Бразилии 2006 года.

Феттель стал третьим пилотом BMW Sauber начиная с Гран-при Турции 2006 года, после того как бывшего третьего пилота Роберт Кубицу назначили основным пилотом, вместо Жака Вильнёва на Гран-при Венгрии 2006 года.

Феттель поразил всех своим дебютом на тестах, установив быстрейшее время на второй свободной пятничной практике Гран-при Турции 2006 года.[4] Молодой немец также произвёл хорошое впечатление на второй тестовой сессии Гран-при Италии 2006 года, установив лучшее время за всю пятницу, и в течение всего гоночного уик-энда пилоты BMW были очень быстры, Роберт Кубица финишировал на подиуме в этой гонке.

Он был подтверждён в качестве тест-пилота BMW Sauber в 2007 году и[5] продолжил выступать в Мировой Серии Рено, где он одержал свою первую победу на легендарной трассе Нюрбургринг. Он лидировал в чемпионате перед тем как насовсем перейти в Формулу-1, и на его место пришёл Михаэль Аммермюллер.[6]

Формула-1

Сезон 2007

В 2007 Феттель заменил на Гран-при США получившего травму на Гран-при Канады Кубицу. Себастьян стартовал 7-м за рулем BMW и финишировал на 8-м месте. Следующие три Гран-при немец был тест-пилотом BMW, а начиная с Гран-при Венгрии стал основным пилотом в команде Toro Rosso, подписав контракт и на сезон 2008 года.

Сезон 2008

Партнером по команде в 2008 году стал тёзка, опытный француз, четырёхкратный чемпион Champ Car — Себастьен Бурдэ. В первых четырёх гонках сезона Феттелю постоянно не везло, во всех гонках был сход. В Монако Феттель добился лучшего результата в карьере став пятым на не самой конкурентоспособной машине. В следующем Гран-при в Канаде Феттель также попал в очковую зону став восьмым. В дождевой квалификации Гран-при Италии Себастьяну удалось выиграть поул, и удержать лидерство на протяжении большей части гонки. Благодаря своей победе, Феттель стал самым молодым победителем и обладателем поул-позиции в истории Формулы-1.

Сезон 2009

Феттель на Гран-при Японии 2009 года, где он одержал четвёртую победу в карьере.

В 2009 Себастьян заменил в Red Bull ушедшего Дэвида Култхарда. На первом этапе в Австралии, он стартовал третьим после доминировавшей в тот уик-энд команды Brawn GP, после заминки на старте Рубенса Баррикелло, большую часть гонки он провёл на втором месте вслед за вторым пилотом Brawn GP Дженсоном Баттоном. Но за три круга до финиша в борьбе за второе место с Робертом Кубицей произошла коллизия и они оба сошли. После гонки Себастьян Феттель принёс извинения BMW Sauber и лично Кубице.[7] После гонки стало известно, что Феттель потеряет 10 мест на стартовой решётки Гран-при Малайзии из-за этого инцидента. [8] В Малайзии он квалифицировался третьим, но из-за штрафа откатился на 13 место на старте. До ливня он шёл восьмым, но как только он начался, Себастьян поехал в боксы за дождевым составом и в 7 повороте произошёл разворот и заглох мотор. Позднее оказалось что не сработала система, не позволяющая мотору заглохнуть. На последних секундах квалификации Гран-при Китая, заработал свой второй поул(первый для команды Red Bull). Днём позднее он принёс первую победу для команды в дождевой гонке и в итоге стал самым молодым обладателем первых побед в Гран-при за две разные команды. В Бахрейне Себастьян квалифицировался третьим, старт он проиграл Хэмилтону и Баттону, но за счёт большего количества топлива пересидел соперников и финишировал вторым. На Гран-при Испании, он практически взял поул, но на последних секундах квалификации его время перекрыл Баттон. Старт и гонку снова испортил пилот с KERS, на этот раз Фелипе Масса, Себастьян провёл за ним практически всю гонку, пока у Массы не начались проблемы с количеством топлива и он пропустил Феттеля. В итоге Себастьян финишировал четвёртым. В Монако состоялся дебют болида с двойным диффузором, но особых успехов он не принёс, он квалифицировался четвёртым, а в гонке его преследовали технические проблемы и завершил гонку у отбойника. В Турции Феттель впервые с Гран-при Китая заработал поул-позицию, но не смог реализовать своё преимущество в гонке ошибившись на первом же круге гонки и пропустив вперёд Баттона, а из-за ошибочной стратегии трёх пит-стопов также отдал позицию напарнику Марку Уэбберу, в итоге приехав на третье место. В Сильверстоуне, Себастьян впервые в карьере добился хет-трика(поул, победа и быстрый круг). На домашней гонке в Германии, Себастьян большую часть уик-энда уступал своему напарнику и в квалификации и в гонке, приехав вторым тем самым обеспечив второй дубль для своей команды подряд. На этапе в Венгрии Себастьян квалифицировался вторым. На первом круге гонке немец столкнулся с Кими Райкконеном и завершил гонку из-за поломки левой передней подвески. На субботней практике Гран-при Европы у немца взорвался мотор и перед квалификацией, где Феттель квалифицировался четвёртым он был заменён. Старт гонки Себастьян проиграл Райкконену и после первого пит-стопа сошёл из-за повторившихся проблем с мотором.

Будущее

21 августа 2009 года было объявлено, что Red Bull и Феттель продлили их контракт до конца сезона 2011 года.[9]

Гонка чемпионов

Феттель участвовал в Гонке чемпионов, представляя команду Германии вместе с Михаэлем Шумахером.[10] Феттель и Шумахер выиграли Кубок Наций, после захватывающих финалов. Феттель выиграл у 2-х победителей гонки чемпионов — Ковалайнена и Гронхольма.

Результаты выступлений

Статистика

СезонСерияКомандаСтартыПобедыПоулыБКПодиумыОчкиМесто
2003Формула-БМВ ADACEifelland Racing19554122162
2004Формула-БМВ ADACADAC Berlin-Brandenburg20181413203871
2005Евросерия Формулы-3ASL Mücke Motorsport200015575
Формула-3 Мастерс1000011
Испанская Формула-3Racing Engineering10001815
Гран-при МакаоASM F3100013
2006Евросерия Формулы-3ASM Formule 3204159752
Гран-при Макао1000023
Формула-Рено 3. 5Carlin Motorsport311022815
Формула-3 МастерсASL Mücke Motorsport100006
2007Формула-Рено 3.5Carlin Motorsport71114745
Формула-1BMW Sauber F1 Team10000614
Scuderia Toro Rosso70000
2008Формула-1Scuderia Toro Rosso181101358
2009Формула-1Red Bull Racing174438842
2010Формула-1Red Bull Racing4130145*5*

* Сезон продолжается

Результаты выступлений в Формуле-1

Легенда к таблице

  

В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.

ПримерОписание
1Победитель
2Второе место
3Третье место
5Финишировал в очковой зоне
12Финишировал вне очковой зоны
НКЛНе классифицирован
18Не финишировал, но классифицирован
СходНе финишировал и не классифицирован
НКВНе квалифицирован
НПКВНе предквалифицирован
ДСКДисквалифицирован
тестТестер по пятницам
НСУчаствовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке
ТТравмирован или болен
ИсклИсключён из протокола
ОткОтказ от участия
НТРНе участвовал в тренировках
НПРНе прибыл на Гран-при
Не участвовал
ОГонка отменена
Поул-позиция
Быстрый круг
ГодКомандаШассиДвигатель12345678910111213141516171819МестоОчки
2006BMW SauberF1. 06BMW P86 2.4 V8БАХМАЗАВССАНЕВРИСПМОНВЕЛКАНСОЕФРАГЕРВЕНТУЦ
тест
ИТА
тест
КИТ
тест
ЯПО
тест
БРА
тест
НКЛ0
2007BMW SauberF1.07BMW P86/7 2.4 V8АВС
тест
МАЗ
тест
БАХИСПМОНКАНСОЕ
8
ФРАВЕЛЕВР146
Scuderia Toro RossoSTR2Ferrari 056 2. 4 V8ВЕН
16
ТУЦ
19
ИТА
18
БЕЛ
Сход
ЯПО
Сход
КИТ
4
БРА
Сход
2008Scuderia Toro RossoSTR2BFerrari 056 2.4 V8АВС
Сход
МАЗ
Сход
БАХ
Сход
ИСП
Сход
ТУЦ
17
835
STR3МОН
5
КАН
8
ФРА
12
ВЕЛ
Сход
ГЕР
8
ВЕН
Сход
ЕВР
6
БЕЛ
5
ИТА
1
СИН
5
ЯПО
6
КИТ
9
БРА
4
2009Red Bull RacingRB5Renault RS27 2. 4 V8АВС
13
МАЗ
15
КИТ
1
БАХ
2
ИСП
4
МОН
Сход
ТУЦ
3
ВЕЛ
1
ГЕР
2
ВЕН
Сход
ЕВР
Сход
БЕЛ
3
ИТА
8
СИН
4
ЯПО
1
БРА
4
АБУ
1
284
2010Red Bull RacingRB6Renault RS27-2010 2. 4 V8БАХ
4
АВС
Сход
МАЗ
1
КИТ
6
ИСПМОНТУЦКАНЕВРВЕЛГЕРВЕНБЕЛИТАСИНЯПОБРАКОРАБУ4*45*

* Сезон продолжается

Примечания

  1. WS: Misano 2006 — Maldonado DQ gives Vettel win., crash.net (2006-07-17). Проверено 1 июня 2007.
  2. WS: Injury to sideline Vettel for weeks. , crash.net (2006-07-30). Проверено 1 июня 2007.
  3. журнал Autosport, 10 августа, 2006, с. 27
  4. 2006 Turkish Grand Prix – Fri Prac 2, formula1.com (2006-08-25). Проверено 1 июня 2007.
  5. BMW names same drivers for 2007, grandprix.com (2006-10-19). Проверено 1 июня 2007.
  6. Ammermuller replaces Vettel at Carlin, autosport.com (2007-08-15). Проверено 19 августа 2007.
  7. http://www.f1news.ru/news/f1-48997.htmlФеттель сожалеет о столкновении с Кубицей…
  8. http://www.f1news.ru/news/f1-48995.html Феттель потеряет десять мест на старте в Малайзии
  9. Лось, Андрей. Red Bull продлила контракт с Себастьяном Феттелем, f1news.ru (2009-08-21). Проверено 11 марта 2010.
  10. Vettel to represent Germany at RoC, planet-f1.com (2007-10-26). Проверено 26 октября 2007.

Ссылки

  • Официальный сайт Себастьяна Феттеля (нем.)
  • Статистика выступлений Себастьяна Феттеля
Спортивные достижения
Предшественник:
Максимильян Гётц
Чемпион Немецкой
Формулы-БМВ

2004
Преемник:
Нико Хюлькенберг
Предшественник:
Роберт Кубица
Премия имени Лоренцо Бандини
2009
Преемник:
действующий
Рекорды
Предшественник:
Дженсон Баттон
20 лет, 67 дней
(Гран-при Бразилии 2000 года)
Самый молодой гонщик
заработавший очки в Формуле-1

19 лет, 349 дней
(Гран-при США 2007 года)
Преемник:
Действующий
Предшественник:
Фернандо Алонсо
21 год, 237 дней
(Гран-при Малайзии 2003 года)
Самый молодой лидер
гонки в Формуле-1

20 лет, 89 дней
(Гран-при Японии 2007 года)
Преемник:
Действующиий
Предшественник:
Фернандо Алонсо
21 год, 237 дней
(Гран-при Малайзии 2003 года)
Самый молодой обладатель
Поул-позиции

21 год, 72 дня
(Гран-при Италии 2008 года)
Преемник:
Действующий
Предшественник:
Фернандо Алонсо
22 года, 26 дней
(Гран-при Венгрии 2003 года)
Самый молодой
победитель Гран-при

21 год, 73 дня
(Гран-при Италии 2008 года)
Преемник:
Действующий

Себастьян Феттель: Я останусь прежним и в новой жизни

Себастьян Феттель завершил карьеру в Формуле 1 после 299 Гран При, в 57-ми из которых он стартовал с поула и 53 раза поднялся на высшую ступень подиума. В последний, 122-й раз, он финишировал в первой тройке в прошлом году в Баку, когда уже выступал за команду Aston Martin. В интервью швейцарскому таблоиду Blick четырёхкратный чемпион мира поделился воспоминаниями о своём долгом пути в автоспорте.

Вопрос: Кто завершает карьеру после 299 гонок? ОК, Джеки Стюарт ушёл из Формулы 1 после 99 гонок, Ален Прост – кстати, тоже четырёхкратный чемпион мира, как и вы – после 199-ти. А с чего для вас начинался автоспорт?
Себастьян Феттель: Всё просто: мой отец выступал в гонках по скоростному подъёму на холм, поэтому вся семья была в какой-то степени заражена любовью к гонкам. Когда мне было три с половиной года, я получил в подарок на Рождество подержанный карт, на котором носился по двору. А в 1995-м, когда мне было семь, я впервые вышел на старт гонки вместе со сверстниками.

Вопрос: Кого вы считаете самым трудным соперником? И многим ли гонщикам вы могли доверять в ходе дуэлей на трассах?
Себастьян Феттель: Дайте подумать… Конечно, это Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо. Что касается второго вопроса, то соперникам всегда доверяешь на каком-то подсознательном уровне. В основном я мог на них положиться. В противном случае это приводило к авариям.

Вопрос: Насколько повысился уровень безопасности в Формуле 1 со времени вашего дебюта в 2007 году в составе BMW Sauber?
Себастьян Феттель: Думаю, с тех пор Формула 1 многому научалась – разумеется, на это также повлияла трагическая история с Жюлем Бьянки, произошедшая в 2014 году. Не думаю, что наш спорт утратил какую-то часть своей привлекательности. C введением в 2018 году системы Halo появился ещё один важный уровень безопасности. В целом я удовлетворён тем, как развивается эта область.

Вопрос: Что вы считаете самыми яркими моментами карьеры, кроме четырёх чемпионских титулов?
Себастьян Феттель: Первая победа в Монце за рулём машины Toro Rosso в 2008 году. Потом были успехи в составе Red Bull Racing, а спустя шесть лет – с Ferrari. Со всем этим связаны самые замечательные воспоминания, и у меня по-прежнему хранятся все 53 победных кубка!

Вопрос: Кого вы считаете лучшим напарником, и какая из ваших машин была самой любимой?
Себастьян Феттель: Это RB6 – машина 2010 года, на которой я выиграл свой первый титул. Тот чемпионат вообще был чрезвычайно интересный. Также мне было комфортно за рулём Ferrari SF70H, машины 2017 года. Из напарников я больше всего учился, пожалуй, у Марка Уэббера. Но с ним мне часто бывало непросто. А если говорить о Кими Райкконене, то из моих напарников в Ferrari он был самым талантливым.

Вопрос: Вам когда-нибудь бывало страшно?
Себастьян Феттель: Не то чтобы страшно в прямом смысле, но чувство опасности нельзя терять никогда. Вылетать с трассы не хочется. Проще говоря, чем меньше ты доверяешь машине, тем меньше ты готов рисковать. Можно сказать, что ты не стремишься отодвинуть предел возможного.

Вопрос: Вы игрок? Бываете в казино? Участвуете в лотереях? Есть ли у вас счастливый номер?
Себастьян Феттель: Казино на мне много не заработает. Хотя иногда могу туда заглянуть и сыграть в рулетку. Если везёт, то сразу иду забирать выигрыш. Счастливый номер? Даже не знаю, есть ли у меня такой. Я долго выступал под №5, но №17 мне тоже нравится.

Вопрос: Вы любите риск?
Себастьян Феттель: Нет, по характеру я не слишком склонен к риску и никогда не ввязываюсь ни в какие авантюры, предварительно не поразмыслив. Кстати, я вообще не знаю в Формуле 1 ни одного сумасшедшего, кто бы был настоящим любителем рискнуть.

Вопрос: Какой вопрос вы чаще задаёте самому себе?
Себастьян Феттель: Не знаю. Разве что перед тем, как занять место в кокпите, я спрашиваю себя: ты готов? Я имею в виду готовность в самом широком смысле. Правильный ли у меня настрой, готов ли я физически… Думаю, все гонщики перед стартом задаются подобными вопросами.

Вопрос: Когда вы решили стать защитником природы?
Себастьян Феттель: Я всегда любил природу, испытывал перед ней трепет и восторг. Мне всегда нравилось бывать на природе, это доставляет мне огромное удовольствие. Так что я никогда не менял своих убеждений. Нельзя игнорировать ту горькую правду, которая содержится в отчётах о состоянии экологии.

Если человечество окончательно загубит природу, то останется без будущего. Поэтому рано или поздно все станут защитниками экологии, другого выхода просто нет.

Вопрос: Вы готовы к более спокойной жизни, которая у вас впереди?
Себастьян Феттель: Однозначно, я останусь прежним и в этой новой жизни. Посмотрим, что готовит мне будущее. Начнём с того, что я уже в предвкушении всего, что ждёт меня впереди.

Вопрос: Когда вы в последний раз были в парикмахерской?
Себастьян Феттель: Давно, наверное, в начале года. Разве не видно? (смеётся)

Вопрос: Были ли в вашей карьере мрачные периоды?
Себастьян Феттель: Мрачных дней было не так уж много. Возможно, это были дни бразильского гоночного уик-энда 2009 года, когда я проиграл схватку за титул Дженсону Баттону. Моя победа в финальном Гран При Абу-Даби уже ни на что не влияла. А в 2014-м, когда изменился технический регламент, у меня словно почву выбили из-под ног, потому что машины Формулы 1 мне перестали нравиться.

Вопрос: Есть ли у вас уже какие-то планы на будущее?
Себастьян Феттель: После 299 гонок я достиг новой точки торможения. Мне 35 лет, и если всё будет хорошо, у меня впереди ещё лет 40. Не знаю, что ждёт меня завтра. Может быть, мне станет скучно раньше, чем я ожидаю. Каких-то конкретных планов нет.

Вопрос: Часто ли вы разбивали машины? Были ли у вас травмы?
Себастьян Феттель: Однажды я сломал палец – думаю, это было в 2006-м, когда я выступал в Мировой серии Renault. В какие-то серьёзные аварии я не попадал, хотя машины разбивал, это бывало, но ничего особо драматичного со мной не происходило.

Вопрос: Вы когда-нибудь курили? Хотя, конечно, мы столько раз слышали, как по ходу гонок вы выпускали пар, общаясь с инженером по радио. А было так, что вы в сердцах бросались шлемом?
Себастьян Феттель: Нет, я никогда не курил. Ну ладно, когда мне было 14, я попробовал, но тут же начался сильный кашель, и состояние было противное. На этом тема была закрыта. Но когда я в кокпите, часто бывало, что начинал дымиться мозг! Поэтому я мог по радио говорить какие-то резкие слова. Шлемом никогда не бросался, я отношусь к моим шлемам с большим уважением. Но бывало, что швырялся перчатками или какими-то другими вещами, которые попадались под руку.

Вопрос: У вас бывали сомнения в себе и своих силах?
Себастьян Феттель: Бывали, причём довольно часто. На самом деле, все эти 15 лет! Полагаю, эта тема обсуждается не так уж часто, если обсуждается вообще. Каждый гонщик испытывает сомнения перед каждым Гран При, но только до того момента, как окажется на стартовом поле. Полагаю, сомнения испытывают все, вне зависимости от того, насколько хорошо человек умеет это скрывать.

Вопрос: Почему, когда вы выступали за Ferrari, вам не удалось достичь цели и выиграть ещё один титул?
Себастьян Феттель: У нас никогда не было машины, которая позволила бы до самого конца сезона бороться за победы. Вероятно, мы были недостаточно сильны, чтобы по-настоящему соперничать с Льюисом и Mercedes. Понимайте это, как хотите. Разумеется, было и множество других причин, но суть в том, что мы просто не смогли достичь главной цели.

Вопрос: Ваше любимое блюдо?
Себастьян Феттель: Спагетти карбонара. Или просто любая паста.

Вопрос: Вы с лёгким сердцем расстаётесь с Формулой 1? Какие эмоции вы испытываете – может быть, даже слёзы подступают?
Себастьян Феттель: Одно другому не мешает. Я чувствую, что с моей отставкой связано много различных переживаний. Но я сам принял решение, что уже пора финишировать и увидеть клетчатый флаг. А теперь я предвкушаю, что следующий круг проеду в более спокойном темпе.

Вопрос: Вы всегда садились за руль машины в хорошем настроении и с желанием погонять?
Себастьян Феттель: Я бы сказал, почти всегда! Конечно, после бессонной ночи или после утомительного дня тестов иногда не было настроения на следующее утро в 8:30 вновь занять место в кокпите. А ещё бывало, что по ходу Гран При уже после десяти кругов хотелось, чтобы гонка финишировала прямо сейчас.

Вопрос: Выступая за Red Bull, вы одержали 38 побед, но не раз бывало, что публика вас освистывала. Было обидно?
Себастьян Феттель: Конечно, это обидно. Думаю, такая реакция была связана с тем, что мы были очень сильной командой, и наши победы всем надоели. Сейчас происходит то же самое. Два года назад болельщики радовались победам Ферстаппена, а теперь начинают немного от них уставать, потому что он слишком часто выигрывает. К тому же они радовались ещё и тому, что Хэмилтон перестал побеждать во всех гонках подряд. А теперь, если он снова начнёт выигрывать, они только обрадуются.

Вопрос: По какому занятию вы точно не будете скучать?
Себастьян Феттель: Не люблю собирать чемоданы. Но ещё больше не люблю их распаковывать.

Вопрос: Какой совет на будущее вы бы дали Мику Шумахеру, оставшемуся без работы?
Себастьян Феттель: Ему нужно какое-то время, чтобы осознать всё, что произошло. Я желаю ему побольше смелости и надеюсь, что у него появится новое дело. Ожидаю, что Мик уже скоро получит реальный шанс вернуться в Формулу 1. Я верю в его потенциал. Он способен на более высокие результаты, чем показывал в предыдущие два года. Машина Haas не отличалась скоростью, да и команда допускала немало ошибок.

Кроме того, конечно, громкая фамилия – тоже не всегда преимущество.

Вопрос: У вас есть какие-нибудь желания перед Рождеством?
Себастьян Феттель: В моей жизни столько всего было, что уже не осталось никаких желаний. Но всем нам могу пожелать научиться воспринимать жизнь во всей её полноте, становиться более открытыми и терпимыми. Общество становится всё более честным, продолжает развиваться и не стоит на месте. Есть столько всего, чему мы ещё можем научиться, и столько всего надо улучшить!

Себастьян Феттель | Биография, титулы и факты

Год рождения:
3 июля 1987 г. (35 лет)
Германия
Награды и награды:
Формула-1 (2010)

См. весь соответствующий контент →

7 мая 2023 г., 18:47 по восточноевропейскому времени (AP)

Ферстаппен сохраняет непобедимость Red Bull благодаря победе в Майами

действующий двукратный чемпион Формулы-1 проехал с девятого места до победы на Гран-при Майами

Себастьян Феттель , (родился 3 июля 1987 года, Хеппенхайм, Западная Германия [сейчас в Германии]), немецкий автогонщик, который в 2010 году в возрасте 23 лет стал самым молодым человеком, выигравшим Формулу-1 (F1). чемпионат мира среди водителей. Он также завоевал титул в 2011–2013 годах.

Феттель вырос, боготворя идола немецкого гонщика Михаэля Шумахера, и начал заниматься картингом в 1995 году. Он проявил большой талант и вскоре привлек внимание Герхарда Ноака, владельца трассы, который сопровождал Шумахера на протяжении всей его карьеры в картинге. Поддержка Ноака (а также Red Bull Racing, которая спонсировала карьеру Феттеля в картинге с 12 лет) помогла Феттелю выиграть множество титулов в картинге, прежде чем он переключился на гонки с открытыми колесами в 2003 году. Феттель занял второе место в общем зачете в своем первом сезоне. выступал в юниорской серии Formula BMW и легко выиграл чемпионат серии в 2004 году, одержав 18 побед в 20 гонках. Впоследствии он перешел в Евросерию Формулы-3 (заняв второе место в 2006 году) и Мировую серию Renault, прежде чем дебютировать в гонках Формулы-1 в 2007 году, проработав два сезона тест-пилотом Формулы-1.

Викторина «Британника»

Викторина «Все об автогонках»

Несмотря на свою растущую репутацию гоночного вундеркинда, Феттель не сразу добился успеха на трассе Формулы-1: в своей первой 21 гонке он финишировал не выше четвертого. Его первая победа пришлась на Гран-при Италии 2008 года, что сделало Феттеля в возрасте 21 года и 2 месяцев самым молодым победителем гонок Формулы-1 за всю историю. Впечатляющие обстоятельства этой победы — на мокрой от дождя трассе, на более слабой гоночной машине — побудили Red Bull привлечь его в качестве гонщика на гонку 2009 года.время года.

Феттель выиграл четыре гонки и занял второе место в зачете чемпионата мира среди пилотов в своем первом сезоне за Red Bull. В 2010 году он одержал победу в пяти гонках, включая Гран-при Бразилии, предпоследнюю гонку в сезоне F1, которая принесла Red Bull свой первый чемпионат среди производителей, и завершающий сезон Гран-при Абу-Даби, обеспечивший чемпионат пилотов для Феттель. Завоевав титул в 2010 году, он стал третьим гонщиком в истории Формулы-1, выигравшим чемпионат среди пилотов, несмотря на то, что до последней гонки сезона он никогда не возглавлял турнирную таблицу.

Вслед за своим удивительным титулом 2010 года Феттель доминировал в сезоне F1 2011 года. Он завоевал свой второй чемпионский титул за два месяца до конца сезона. В общей сложности Феттель выиграл 11 из 19 гонок сезона 2011 года. Хотя в 2012 году он был менее властным, он, тем не менее, выиграл пять гонок, завоевав свой третий чемпионский титул подряд. Результативность Феттеля позволила Red Bull завоевать свой второй чемпионский титул в 2011 году и третий в 2012 году. В 2013 году он снова проехался по полю Формулы-1, выиграв 10 из первых 16 гонок серии и завоевав свой четвертый титул подряд за месяц до конца чемпионата. сезон. В том же году он также стал первым гонщиком в истории Формулы-1, выигравшим восемь гонок подряд за сезон, и к концу года он увеличил этот рекорд до девяти побед подряд. Серия чемпионских титулов Феттеля закончилась пятым местом в 2014 году. В конце того же сезона он объявил, что покидает команду Red Bull и переходит в Ferrari, начиная с сезона 2015 года.

Феттель начал свою карьеру в Ferrari с двух солидных сезонов, которые не достигли его предыдущих высот, заняв третье место в 2015 году и четвертое в 2016 году. Его сезон 2017 года начался с сильного старта, когда он выиграл три из первых шести гонок. Однако ему удалось одержать еще лишь две победы, и год он закончил на втором месте, уступив лишь Льюису Хэмилтону. Аналогичные результаты у Феттеля были и в 2018 году, когда он выиграл пять гонок и закончил сезон вторым после Хэмилтона. Следующие два сезона он боролся с трудностями, выиграв только один турнир в 2019 году.и ни одного в 2020 году. В конце последнего сезона его пути с Ferrari расстались, а в 2021 году он подписал контракт с Aston Martin.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Адам ОгюстинРедакторы Британской энциклопедии

Себастьян Феттель — биография гонщика F1

Себастьян Феттель биография

Себастьян Феттель made aston поразительно быстрое и успешное продвижение по нижним ступеням автоспорта. В 2010 году он стал самым молодым чемпионом мира Формулы-1 и с тех пор удерживает этот титул.

Феттель провел восемь лет в картинге, выиграв чемпионат Германии по картингу среди юниоров, кубок Монако по картингу и чемпионат Европы по картингу среди юниоров в 2001 году. В следующем году он занял шестое место в чемпионате среди взрослых ICA по картингу, а затем перешел в автомобильные гонки.

Он занял второе место в чемпионате Германии Formula BMW 2003 года и был лучшим новичком. В следующем году, в возрасте 17 лет, он решительно выиграл титул, одержав 18 побед в 20 стартах и ​​набрав 387 очков из максимальных 400.

В следующем сезоне он был пятым в Евросерии Формулы-3. В чемпионате доминировали Льюис Хэмилтон и ASM — команда Феттеля ASL не выиграла ни одной гонки, хотя он был лучшим новичком.

Благодаря своим связям с BMW Феттель дебютировал в качестве тестера F1 в команде Williams. Ему было всего 18 лет, и ему пришлось попросить у школьного учителя отгул, чтобы сдать тест.

В следующем году Феттель присоединился к Полу ди Ресте в ASM, но финишировал вторым после своего товарища по команде в чемпионате. Дебютное выступление Renault в Мировой серии оказалось гораздо более плодотворным – Феттель выиграл обе гонки в Мизано.

Он также появился на следующем этапе в Спа, но сильно повредил руку в аварии на скорости 170 миль в час. Его правый указательный палец был почти оторван, и его пришлось сшивать заново.

BMW

Объявление | Станьте сторонником и избавьтесь от рекламы

Тем не менее, Феттель присоединился к команде BMW F1 в качестве тест-пилота и стал их пятничным пилотом после того, как Роберт Кубица был переведен в гоночную команду вместо Жака Вильнёва.

Феттель был быстрее всех на пятничной тренировке в свой первый уик-энд в Турции, где он не только стал самым молодым гонщиком, участвовавшим в уик-энде Гран-при (в возрасте 19 лет и 53 дня), но и получил штраф за превышение скорости на пит-лейн по пути на трассу в первый раз.

2007

Он начал сезон 2007 года в гонках Мировой серии Renault. Но когда Кубица получил травму во время Гран-при Канады, Феттель заменил его в Индианаполисе и финишировал восьмым, став самым молодым гонщиком, набравшим чемпионское очко.

Кубица вернулся в следующем раунде, но позже в том же году Феттель получил еще один шанс в Ф1.

Toro Rosso

Toro Rosso отказался от Скотта Спида после Гран-при Европы, и Феттель занял его место до конца сезона.

Во время отличного третьего заезда на мокром Гран-при Японии Феттель столкнулся с пилотом впереди него во время периода машины безопасности – хуже всего было его коллеге по Red Bull Марку Уэбберу, у которого была потенциальная победа. Феттель реабилитировал себя на следующей гонке в Китае, снова во влажных условиях, где он финишировал четвертым.

Объявление | Станьте сторонником RaceFans и бегите без рекламы

2008

Еще лучше было в 2008 году, когда Феттель доминировал на мокром Гран-при Италии, заняв поул-позицию и лидируя почти на всем пути к победе. Он сказал потом:

В самой гонке я был удивлён — ты только что взял клетчатый флаг первым, гонка окончена, и ты выиграл свой первый Гран-при. Сначала я ничего не понял и начал думать: «Что ты говоришь в такое время?»

В конце концов мой инженер, очень тихий парень, вышел по радио и сказал мне, что я только что выиграл Гран-при Италии. Я включил радио и начал говорить очень медленно и собранно, благодаря людей.

Это глупо — ты всю жизнь работаешь ради такого момента, и когда он наконец случается, ты не знаешь, где ты. Но к концу медленного круга это щелкнуло, и тогда я снова включил радио и выкрикнул свою благодарность, на этот раз по-итальянски.
Себастьян Феттель

Это стало кульминацией быстрого прогресса команды на протяжении всего сезона. Феттель часто с трудом преодолевал первый круг в начале года, но прибытие нового шасси STR3 в Монте-Карло, за которым последовала модернизация двигателя, вывело команду в лидеры.

Red Bull

2009

К тому времени Феттель уже был утвержден в качестве замены Дэвида Култхарда в Red Bull на 2009 год. Но его второй полный сезон в Ф1 начался не очень хорошо.

Бегая вторым в Мельбурне, он перешагнул отметку в попытке защитить свою позицию от Кубицы, и пара столкнулась. Стюард наложил на Феттеля штраф за сетку на следующий раунд в Малайзии, где он также не смог забить.

Это была неудача в начале года, который он закончил, заняв второе место в чемпионате пилотов. Он выиграл четыре раза, в том числе доминирующую победу в дождливую погоду в Шанхае, которая повторила его первую победу в Монце.

Позже в этом сезоне RB5 часто становился победителем, и Феттель одержал победы в Сильверстоуне, Сузуке и Абу-Даби. Но еще больше упущенных возможностей помешало его чемпионским амбициям: авария в Монако, столкновение с Кими Райкконеном на Хунгароринге и ошибка на первом круге при лидерстве в Стамбуле. Взорванный двигатель в Валенсии (его второй за выходные) еще больше уменьшил его шансы.

2010

Red Bull сохранили свою форму в 2010 году, и Феттель должен был выиграть первые две гонки года. Но у него возникли проблемы с машиной, когда он лидировал в Бахрейне и Австралии.

Он одержал победу в Малайзии, но товарищ по команде Уэббер перехватил инициативу, одержав серию побед в середине сезона. Феттеля расстроили не только проблемы с машиной, но и некоторые дорогостоящие ошибки. Он столкнулся с Уэббером в Стамбуле и врезался в Дженсона Баттона в Спа-Франкоршам.

Но он редко покидал первые ряды стартовой сетки и начал десять из 19 гонок с поула. В конце сезона он набрал хорошую форму, побеждая в Японии и Бразилии и лидируя, пока его двигатель не взорвался в Корее.

Несмотря на это, он был третьим претендентом на титул перед финалом сезона в Абу-Даби. Но когда у соперников Уэббера и Алонсо возникли проблемы, Феттель одержал свою пятую победу в году и вырвал чемпионство в драматическом повороте.

Объявление | Станьте сторонником RaceFans и избавьтесь от рекламы

2011

Незадолго до начала сезона 2011 года Феттель продлил свой контракт с Red Bull до конца 2014 года. соперники. Из 19 гонок он 15 раз устанавливал поул-позицию — новый рекорд — и выиграл 11 гонок. Он завершил чемпионат, оставив четыре гонки.

Феттель значительно превзошел своего товарища по команде Уэббера, который одержал единственную победу в финальной гонке в Бразилии, поскольку у Феттеля вышла из строя коробка передач. Это и сход на первом круге в Абу-Даби из-за прокола машины были едва ли не единственными неудачами для Феттеля, поскольку он стал первым гонщиком после Фернандо Алонсо в 2006 году, выигравшим два подряд титула чемпиона мира.

2012

Феттель снова успешно защитил свой титул в 2012 году после сезонной борьбы с Алонсо.

Изменения в технических правилах оставили Red Bull в арьергарде в первых гонках. Второе место Феттеля на открытии сезона в Мельбурне и победа в четвертом раунде сделали год многообещающим.

Но пока Red Bull пытался добиться прогресса на своем RB8, Феттель отставал в борьбе за титул, и Алонсо перехватил инициативу. Потенциальная победа в Валенсии была потеряна из-за отказа генератора. На других трассах Уэббер явно быстрее освоился с новой машиной.

Очередной отказ генератора в Италии стоил ему очков в гонке, которую он уже скомпрометировал, получив пенальти во время игры в кости с Алонсо. Он совершил аналогичную ошибку с Баттоном в Германии.

Но сезон Феттеля начал меняться после летнего перерыва. Сильный драйв в Бельгии обеспечил полезное второе место.

Он одержал победу в Сингапуре после того, как Хэмилтон сошел с дистанции раньше него. Так началась череда гонок, в которых он ни разу не лидировал, выиграв четыре раза подряд.

Уступив лидерство в чемпионате Алонсо, Феттель пошатнулся. Он был отправлен в конец стартовой сетки за техническое нарушение в Абу-Даби, но впечатляюще восстановился и финишировал на подиуме. Хэмилтон вырвал у него победу в Америке, и в финальный раунд чемпионата он вышел с отрывом от Алонсо в 13 очков.

Этого оказалось достаточно после напряженного финального этапа в Интерлагосе, в котором Феттель попал в штопор на первом круге и остаток гонки провел с поврежденной машиной. Он сохранил шестое место, в то время как Алонсо смог занять только второе место, чего ему было достаточно, чтобы сохранить чемпионство.

2013

Феттель продлил свою чемпионскую серию в 2013 году своей четвертой победой подряд.

Первые туры чемпионата обещали упорную борьбу, Феттель разделил победы с Алонсо и Райкконеном. Mercedes также сильно начал сезон, их гонщики чаще не давали Феттелю поул-позиции в первой половине чемпионата.

Но регулярные подиумы удерживали Феттеля впереди по очкам. Среди них спорная победа в Малайзии, где он нарушил приказ своей команды оставаться позади Уэббера и обогнал своего товарища по команде на последнем отрезке.

После летнего перерыва, который также совпал с изменением конструкции шин в середине сезона, что помогло Red Bull, Феттель одержал шесть побед подряд, которые решили исход титула за три гонки до конца. Он продолжал побеждать до конца сезона, установив новый рекорд, одержав девять побед подряд в Гран-при.

2014

Титул Феттеля и его победная серия подошли к концу после серьезных изменений в техническом регламенте. Переход на гибридные турбодвигатели V6 не был тем, к чему Red Bull и, в частности, его поставщик двигателей Renault, не были хорошо подготовлены.

Однако Феттель также изо всех сил пытался выжать максимум из RB11. У нового напарника Даниэля Риккардо дела обстояли намного лучше, и в тех случаях, когда доминирующие автомобили Mercedes можно было обыграть, именно он, а не Феттель, извлекал выгоду.

Феттель опустился на пятое место в чемпионате, и его растущее разочарование привело к серьезным изменениям в карьере. На Гран-при Японии Red Bull объявил, что пара разойдется, и в конечном итоге было подтверждено, что Феттель направляется в Ferrari в качестве замены Алонсо.

Ferrari

2015

Ferrari пережила еще менее конкурентоспособную кампанию 2014 года, чем Red Bull, не сумев выиграть ни одной гонки, но команда изменила ситуацию в 2015 году. Устранив некоторые фундаментальные недостатки своего первого гибридного двигателя V6 с турбонаддувом , красные машины вступили в борьбу за победу гораздо раньше, чем ожидалось.

А Феттель был в авангарде. Следуя за парой Mercedes домой в Мельбурн, он сильнее прессинговал их в Малайзии. Когда серебряные автомобили сделали ранние пит-стопы из-за использования машины безопасности, Феттель воспользовался возможностью возглавить гонку, воспользовавшись преимуществом своей машины на более мягких шинах, и одержал неожиданную победу.

Однако это не было прелюдией к заявке на чемпионство. «Мерседес» был просто слишком силен, чтобы Феттель постоянно отбирал у них очки. Однако на сегодняшний день он был их ближайшим соперником: в то время как новый товарищ по команде Кими Райкконен демонстрировал свой потенциал в Китае и Бахрейне в конце сезона, Феттель легко справился со своим товарищем по команде чемпионом мира.

Дальнейшие победы были достигнуты в Венгрии и Сингапуре: в первом из-за неудачного выступления пары Mercedes, а во втором, поскольку Ferrari снова превзошла Mercedes на горячей трассе с мягкой резиной. Несмотря на потрясение в Спа, где вероятный подиум исчез из-за взрыва шины, Феттель даже возглавлял Mercedes Нико Росберга по очкам до последних этапов года.

В конце концов он был вынужден согласиться на третье место. Но три победы и еще десять подиумов были идеальным ответом его недоброжелателям после 2014 года.

2016

Второй год в Ferrari можно назвать разочарованием. Более того, растущее разочарование Феттеля переросло в откровенный гнев, когда он приблизился к концу второй безвыигрышной кампании за три года.

Горячая точка возникла в Мексике, где Феттель, сошедшийся в бою с Максом Ферстаппеном, взорвался от ярости, когда пилот Red Bull отказался уступить позицию, которую Феттелю ошибочно сказали, что ему отдадут.

Феттель разразился тирадой из четырех букв, адресованной директору гонки Чарли Уайтингу по радио, и свернул на Даниэля Риккардо, когда тот подвергся нападению со стороны другого Red Bull. Он избежал порицания за первое, но второе стоило ему подиума.

Это произошло в конце сезона, который начался намного многообещающе. Феттель лидировал на первых кругах сезона и, возможно, выиграл бы в Австралии, если бы его команда не отказалась от возможности заменить шины во время приостановки гонки. Не сумев этого сделать, «Мерседес» легко их обогнал.

Еще один победный выстрел прошел мимо него в Канаде. Еще один быстрый старт вывел его в лидеры, но на этот раз Ferrari слишком поспешно заехала на пит-лейн во время периода виртуальной машины безопасности. Расстановка закончилась внезапно, команда не смогла извлечь выгоду из своего быстрого пит-стопа, и Феттель потерял лидерство.

Он завершил сезон на подиуме в Абу-Даби, его седьмое появление в году, но это было намного меньше, чем команда надеялась с 2016 года. сезон, когда появились новые аэродинамические правила, окупился. Команда начала сезон в хорошей форме, и Феттель лидировал в чемпионате в первой половине года.

И это несмотря на скандальную стычку с Хэмилтоном в Азербайджане. Феттель, полагая, что Гамильтон проверил его тормоза за машиной безопасности, свернул в сторону своего соперника, вызвав контакт. Ему повезло отделаться не более чем штрафом «стоп-гоу», и еще больше повезло, что он закончил гонку впереди Хэмилтона, которому пришлось заехать на пит-лейн из-за ослабленного подголовника.

Но именно в финальной серии гонок с перелетом надежды Феттеля на чемпионство рухнули. Он занял поул-позицию в Сингапуре, но спровоцировал трехстороннее столкновение, в результате которого были уничтожены обе Ferrari вместе с Red Bull Макса Ферстаппена. Победа Хэмилтона поставила его на путь к титулу, а технические проблемы Феттеля в Японии почти убили его надежды.

Хэмилтон в конечном итоге завоевал титул в Мексике, но Феттель одержал последнюю победу в Бразилии. Титул, возможно, ускользнул от него, но Ferrari, наконец, снова выставила претендентов на чемпионство.

2018

В начале 2018 года все было хорошо. Ferrari явно сократила отставание от Mercedes в лошадиных силах, а Феттель начал сезон с побед подряд в Австралии и Бахрейне.

После того, как он всесторонне провел «Мерседес» в Канаде, казалось, что Феттель наконец-то на пути к пятому чемпионату, к которому он стремился в течение пяти лет. Но этого не произошло, и во многом из-за его ошибок.

В Австрии он забил пенальти, запутался с Боттасом во Франции и, что еще хуже, выбил свой SF71H, лидировав на своем поле. И это был еще не конец.

Вырвав победу у Хэмилтона в Спа, он потерял очки, сцепившись со своим соперником на первом круге в Монце. С этого началась тенденция – то же самое он сделал с Ферстаппеном в Японии и Риккардо в Остине. Это оставило его надежды на чемпионство в клочья, и Хэмилтон должным образом завершил работу в Мексике.

2019

Этот сезон в конечном итоге станет последним победным в карьере Феттеля в Формуле-1, и за всю кампанию будет только одна победа, несмотря на то, что у Ferrari вторая лучшая машина в стартовой решетке.

Первая победа Ferrari в 2019 году, похоже, была одержана в Монреале, поскольку Феттель завоевал свой первый поул после прошлогоднего Гран-при Германии, а затем лидировал в подавляющем большинстве гонок, включая встречу с клетчатым флагом на первом месте. Но после гонки ему был назначен пятисекундный штраф за то, что он сбил Хэмилтона с трассы, подарив победу своему сопернику. В закрытом парке Феттель поменял местами таблички, чтобы поставить цифру «2» перед машиной Хэмилтона.

Феттель снова не поднимался на подиум до четырех гонок спустя, а его единственная победа в сезоне пришла только к сентябрьскому Гран-при Сингапура. Он забил только в четырех из восьми последних гонок и занял пятое место в турнирной таблице после нового товарища по команде Шарля Леклера.

2020

Последний год Феттеля в «Феррари» был худшим с точки зрения результативности.

Из-за маломощного силового агрегата Феттель опустился на самое низкое место в чемпионате с момента своего дебюта в 2007 году, поскольку единственный подиум в Стамбульском парке и шесть других результативных очков оставили его на 13-м месте в турнирной таблице.

Пилоты Ferrari столкнулись на Red Bull Ring и устроили вызывающую ярость потасовку друг с другом в Бахрейне, затем подиум Феттеля в Турции был фактически заработан, обогнав Леклерка на последнем круге.

Пятое место на Хунгароринге было единственным разом, когда Феттель квалифицировался выше десятого за весь сезон, и только трижды он добирался до Q3.

Aston Martin
2021

Racing Point превзошли Ferrari в 2020 году, и они также потратили год, пытаясь уговорить Феттеля покинуть его нынешнюю команду. Это сработало, поскольку четырехкратный чемпион мира подписал контракт с командой из Сильверстоуна на 2021 год, когда они сменили название на Aston Martin.

Феттель не смог подняться в конкурсном порядке, так как он снова оказался за рулем машины, которая очень редко представляла угрозу для подиума.

Из восьми раз, когда он заканчивал гонку по очкам, два из них фактически были подиумами, но только один действительно остался. В Баку он лидировал в гонке до своего первого пит-стопа и был четвертым, прежде чем у Ферстаппена поздно лопнуло колесо, что привело к нейтрализации гонки. Затем Хэмилтон допустил ошибку при рестарте последнего круга, а это означает, что Феттель показал свой лучший результат с 2019 года. Гран-при Мексики, заняв второе место.

Второй потенциальный подиум был на Хунгароринге. Феттель квалифицировался 10-м, но поднялся на третье место на мокром первом круге, прежде чем гонка была отмечена красным флажком. Трасса высохла, и Феттель бежал вторым почти всю перезапущенную гонку. Но неспособность предоставить адекватный образец топлива после гонки означала, что он был дисквалифицирован со второго места.

2022

Положительный тест на COVID-19 означал, что Феттель пропустил первые две гонки года. Когда он в конце концов вернулся, он несколько отстал, поскольку F1 пересмотрела свой технический регламент на 2022 год, и машины управлялись совсем иначе, чем их предшественники.

В год, когда нестандартные действия Феттеля, особенно его поддержка политической и экологической активности, привлекли к себе больше внимания, все же было о чем поговорить. Его первые очки в году пришлись на восьмое место в Имоле, и он улучшил это, заняв шестое место в Баку.

Летом Феттель объявил, что уходит из Формулы-1 в конце сезона.