Дакар 2023 маз: МАЗ имел реальный шанс выступить на «Дакаре-2023» – правда, без флага и осудив войну. Но чиновники против такого варианта, плюс санкции закрыли доступ к запчастям

МАЗ имел реальный шанс выступить на «Дакаре-2023» – правда, без флага и осудив войну. Но чиновники против такого варианта, плюс санкции закрыли доступ к запчастям

Сейчас трудно понять, для чего существует «МАЗ-СПОРТавто».

Практически гарантированно  уже второй ралли-рейд «Дакар» пройдет без беларусов. С 2012-го команда «МАЗ-СПОРТавто» неизменно участвовала в одной из главных гонок в мире автоспорта, а в 2018-м и 2020-м экипаж Сергея Вязовича в зачете грузовиков попадал на пьедестал – брал серебро и бронзу соответственно.

Однако «Дакар-2022» беларусы пропустили из-за санкций, наложенных Евросоюзом на МАЗ в связи с репрессиями режима Лукашенко. Предстоящей зимой гонка, скорее всего, также останется без представительства беларусов, так как Россия при поддержке режима Лукашенко ведет войну в Украине. От «МАЗ-СПОРТавто» требуют осудить войну, но команда на это идти не собирается, о чем прямо заявил руководитель коллектива Вязович.

Вязович удивляет речами – решил, что недопуск МАЗа на «Дакар» убрал интригу, хотя ее и так давно нет, и дистанцировался от режима, где решают судьбу команды

Что в таком случае ждет «МАЗ-СПОРТавто»? Может ли нынешняя ситуация привести к роспуску команды? И на что вообще надеются члены коллектива? Об этом мы хотели поговорить с Вязовичем, однако пилот все наши попытки с ним связаться оставил без внимания. Поэтому «Трибуна» на условиях анонимности поговорила с человеком, который глубоко осведомлен о делах в коллективе.

– Давайте сразу определимся в главном: «МАЗ-СПОРТавто» будет выступать на «Дакар-2023»?

– Нет, и эта информация 100-процентная. Организаторы ралли уже сейчас требуют от команды конкретного ответа по отношению к войне в Украине. Соответственно, от этого можно будет отталкиваться в вопросе участия беларусов. Конкретного ответа со стороны МАЗ никто дать не может. Мы слышим только какие-то размытые формулировки, фразы и странные комментарии. Ни капитан «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович, ни руководители команды не могут назвать вещи своими именами. А организаторы «Дакара» именно этого и хотят.

При этом я скажу, что беларусам предоставили возможность поехать на «Дакар-2023», но при двух условиях: если команда подпишет бумаги, где осуждает войну в Украине. Второе – выступать коллектив будет без флага. На все это «МАЗ-СПОРТавто» и, прежде всего, беларусские чиновники, отвечающие за команду, не идут.

– То есть слова Вязовича о письмах – правда?

– Да, так все на самом деле и есть. От беларусов требуют осудить войну, то есть проявить ту же позицию, что и весь адекватный мир. Но МАЗ не пойдет на это (я тут прежде всего говорю о заводе, в подчинении которого находится гоночная команда). МАЗ – это государственная структура, действующая только так, как укажут сверху. Ну а в нашем случае власти, понятное дело, не позволят заводу осудить войну.

Может ли Вязович выступить лично? Он этого не сделает, потому что ему после такого просто некуда будет идти. В Беларуси – без шансов найти новую команду, в других странах коллективы уже укомплектованы, мест попросту нет. Если Вязович выскажется, то, объективно, вынужден будет уехать из страны, ну а за границей продолжить свою карьеру он не сможет. Вязович живет автоспортом, «Дакаром», поэтому сейчас придерживается позиции властей Беларуси, чтобы сохранить свое место. И он будет действовать и говорить так до конца – пока есть какой-то шанс выступать дальше.

Хотя при этом могу отметить, что Вязович уже сталкивается с определенными проблемами. Например, осенью в России должно пройти легковое ралли, по сути, чемпионат страны. Вязович хотел там выступить в качестве пилота, но ему не удалось найти себе штурмана. Люди банально отказывались. Причем и штурман, который всегда ездит с Вязовичем, и остальные парни – никто не согласился ехать в Россию.

– Люди не хотят ехать в РФ из-за того, что страна ведет войну с Украиной, или дело в личных отношениях с Вязовичем?

– И то, и то. После событий 2020-го и того, как Сергей поступил с некоторыми своими коллегами по команде, как отзывался о режиме, отвернулись многие. Реально, люди стали плохо к нему относиться. Я видел не один ролик, где поклонники Вязовича рвали плакаты с его изображением, потому что разочаровались в нем как в человеке.

– Также Вязович говорит о том, что российских и беларусских перевозчиков не пускают в Европу, перевозка грузов по территории ЕС на автомобилях, зарегистрированных в Беларуси и России, запрещена, поэтому участие в «Дакаре» невозможно.

– Это просто отмазки. Он озвучил написанный кем-то наверху текст. А причина на самом деле одна – никто на предприятии МАЗ не хочет подписывать документы с осуждением войны в Украине. Потому что нет такого указания от властей страны.

А вторая причина, по которой «МАЗ-СПОРТавто» не будет участвовать в «Дакаре-2023», – команде просто не на чем туда поехать.

– Что имеете в виду?

– Начнем с того, что на летнем «Шелковом пути» в России МАЗ выставил всего два экипажа, хотя имеет в арсенале три. Поехали Сергей Вязович и Алексей Вишневский. Второй получил более новую машину, потому что ездит аккуратнее коллеги по команде. Руководители команды решили так для снижения рисков – вдруг осенью пройдет еще какая-нибудь гонка, тогда в распоряжении есть более-менее новая машина. Руководители берегут транспорт, потому что приобрести запчасти невозможно из-за санкций. Покупается все в ЕС по безналичному расчету, а в нынешних условиях сделать это просто невозможно. Можно было бы купить у русских, но у них у самих практически ничего нет. Поэтому «МАЗ-СПОРТавто» столкнулся с жестким дефицитом запчастей, необходимых для обслуживания машин.

– На самом заводе невозможно произвести детали?

– Нет, мы же все-таки говорим о комплектующих в спортивных машинах, тем более грузовых. Эти детали производятся индивидуально, по заказу. Это не серийное производство. Да даже такие мелочи, как масло, фильтра – это не что-то классическое или что можно найти или произвести в Беларуси. Всё – из Европы. На бортах машин есть наклейки G-Energy. Это масло «Газпрома». Но на самом деле наклейки – просто рекламная кампания. В машины заливается исключительно европейское масло, которое подходит для гоночных грузовиков. Сейчас беларусы достать его не могут. То же касается и деталей.

– То есть, по сути, машину для участия в гонке банально не из чего собрать?

– Да. Хотя на МАЗ сейчас пытаются как-то улучшить старые детали, исправить их. Но разве это спасение? Конечно, нет. Это можно сравнить с ситуацией, когда вы разбили экран айфона и решили заменить его аналоговым, который гораздо дешевле. Естественно, проблемы возникнут намного быстрее. То же самое касается машин. Но тут детали – это жизнь человека, риски слишком высоки. Пилоты гоняют на пределе своих возможностей, выжимают из машины максимум, поэтому нужно использовать хорошие спортивные детали, которые предназначены именно для этих нагрузок. Какие-то мелочные детали в процессе гонки просто не выдержат нагрузки и сломаются. А если мы говорим о подвеске и тормозной системе? Возьмите аналог, то есть не то, что предназначено конкретно для спорта, – и это может привести к трагедии. На такие риски никто, естественно, идти не хочет, а другой возможности решить вопрос нет – комплектующие из Европы не достать.

– Сколько в процентном соотношении зарубежных деталей в машинах, на которых гоняет «МАЗ-СПОРТавто»?

– Чтобы вы понимали, практически все машины, участвующие в том же «Дакаре», одинаковы по своим характеристикам. Соревнуются не автомобили, собранные из европейских комплектующих, а именно пилоты. Поэтому машины отличаются незначительными деталями. По сути, из своего у экипажей только дизайн, эмблема, какие-то детали, связанные с визуалом машины. Ну и какие-то инженерные моменты, направленные на улучшение аэродинамики автомобиля, на смещение веса или что-то такое. В остальном – все у всех практически одинаково. Так что, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что машины «МАЗ-СПОРТавто» почти на 100 процентов состоят из зарубежных специальных деталей. Так что ездить команде сейчас просто не на чем.

– Однако, как вы уже сказали, Вязович и Вишневский приняли участие в «Шелковом пути».

– Их просто отправили, а пилоты и не сопротивлялись. Понимаете, сейчас очень многие представители беларусского автоспорта не хотят ездить в Россию, которая ведет войну в Украине. Люди здравомыслящие, они понимают, что если засветятся на соревнованиях в стране-агрессоре, то больше никуда их не пригласят. Зачем рисковать лишний раз? Поэтому люди и не едут в РФ. Ну а Вязович и Вишневский поехали.

По поводу Леши [Вишневского] не могу сказать, о чем он думал. Возможно, не все так однозначно, у него были причины, чтобы поехать. А что касается Сергея [Вязовича], то это такой человек, который ради автоспорта пойдет на все. Даже если кто-то из его близких попадет под самые жесткие репрессии, он все равно будет в стороне, будет максимально нейтрален, потому что испугается потерять возможность гонять. Вязович живет автоспортом, и сделает для него все.

А вот если кто-то из зарубежных команд пригласит его, поверьте, риторика Вязовича сразу же очень сильно изменится. Начнет рассказывать, как его заставляли говорить то и то беларусские власти, как он осуждает войну. Но никто не приглашает, и он ретранслирует позицию режима, готов пойти на все ради возможности гоняться.

– Как было в ситуации с другим пилотом команды Александром Василевским, который случайно попал в 2020-м под хапун силовиков, но не нашел поддержки у Вязовича.

– Именно так. К слову, в 2020-м команду покинул Дмитрий Вихренко. Он был в коллективе с 2010 года, с момента основания, являлся начальником конструкторского отдела и штурманом Василевского. По сути, на нем очень многое держалось, потому что он был по-настоящему гениальным механиком. Но на его решение в первую очередь повлияла позиция Вязовича относительно ситуации в стране и то, как он поступил в ситуации с Василевским.

После выборов-2020 за политику (ошибочно) уволили пилота МАЗа, Вязович не стал его защищать, в команде раскол, а «Дакар» был очень выгоден заводу

– Что сейчас с Василевским?

– Он по-прежнему в команде, но находится, скажем так, в стороночке. Его держат на подхвате, потому что если не он, то третий экипаж просто не из кого сформировать. Объективно, сейчас никто не хочет идти в команду «МАЗ-СПОРТавто». Василевский числится в коллективе, работает, но к гонкам его уже не привлекают.

– Что насчет денег, выделяемых на содержание команды?

– В этом плане мне непонятна позиция главного спонсора – IBА Group. Многие сотрудники этой IT-компании попали под репрессии в Беларуси, прошли через тюрьмы, но в то же время компания продолжает финансировать команду, которая находится под патронажем властей.

Ну и чтобы вы понимали, как сейчас живет «МАЗ-СПОРТавто». Учитывая, что команда нигде, по сути, не гоняет, за все приходящие от спонсоров финансы отвечает уже завод, а не сама команда. Деньги под контролем директора завода – они поступают на расчетный счет предприятия.

– Много спонсоров отказалось от поддержки «МАЗ-СПОРТавто», учитывая, что команда нигде не выступает?

– Дело в том, что контракты со спонсорами были заключены несколько лет назад, соглашения долгосрочные. И разорвать контракты не так просто, поэтому спонсоры остались. Но, повторюсь, сейчас нужно учитывать, что все деньги идут на расчетный счет завода, а не непосредственно в «МАЗ-СПОРТавто». И определенное количество финансов государство просто забирает себе – на содержание силовиков, армии и так далее.

Хотя одного спонсора команда все-таки потеряла. Но это «благодаря» властям. И речь идет о разгромленном интернет-портале TUT.BY.

– Какие перспективы у команды?

– Пока все складывается так, что гонок в этом году больше не будет. Хотя в «МАЗ-СПОРТавто» рассчитывают, что россияне вдруг что-то организуют, в Казахстане что-нибудь пройдет. Весной проходит гонка «БАХА-1000», но ее могут сместить на осень или на зиму. Однако это все пока на уровне разговоров.

– По сути, следующая крупная гонка у «МАЗа» – это «Шелковый путь» летом 2023-го?

– Да. И тут тоже нужно заметить, что самая главная гонка в течение сезона – это все-таки «Дакар». Остальные можно назвать тренировочными. «Дакара» нет, причем второй год подряд. Для чего тогда содержать команду? «МАЗ-СПОРТавто» не гоняет, завод находится под санкциями…

– Какое вообще настроение в команде сейчас, на что надеются пилоты?

– Да ни на что не надеются. Все понимают, что это конец. Или, по крайней мере, конец очень близок. После того, как в первый раз команда пропустила «Дакар», ее не решились распускать. Надеялись, что все улучшится, ситуация исправится. Но мы видим, что дальше становится только хуже – пропускается второй «Дакар». В сезоне остается одна более-менее серьезная гонка – «Шелковый путь». Ради нее кормить весь год команду? Это бессмысленно.

Но у пилотов и сотрудников «МАЗ-СПОРТавто» сейчас очень интересная жизнь. Им ничего не нужно делать, они просто приходят на завод, играют, условно говоря, в домино и получают за это зарплату. Но такая ситуация вряд ли долго будет устраивать власти. Тем более автоспорт в Беларуси – это не хоккей, не футбол. Автоспорт никому не нужен. И когда власти решат, что денег нет, то одной из первых пострадает именно команда «МАЗ-СПОРТавто», которая, по сути, уже непонятно для чего существует.

Фото: dakar.com

«КАМАЗ-мастер» пропустит «Дакар-2023». Российской команде не оставили выбора

Российская команда «КАМАЗ-мастер» впервые с 1990 года не примет участия в Дакаре. 19-кратные победители знаменитого ралли-марафона отказались от политических условий, выдвинутых организаторами, и не поедут на гонку, которая пройдёт с 31 декабря по 15 января в Саудовской Аравии.

Невыполнимые условия

С июня российская команда вела переговоры с организаторами, но, как сказал руководитель Владимир Чагин, все попытки найти компромисс оказались тщетными. В обмен на допуск к ралли-марафону менеджмент, гонщики, штурманы, механики и персонал «КАМАЗ-мастер» должны были подписать специальный документ, о котором ранее рассказывал победитель «Дакара-2017» в категории квадроциклов Сергей Карякин.

«В этом документе говорится, что мы осуждаем специальную военную операцию на Украине, решения правительства, руководства страны, нашего президента и соглашаемся участвовать в нейтральной символике без российского флага и так далее.

Мы подробно изучили перевод этого документа на русский язык. Там написано в лоб: «Мы осуждаем», – рассказал Чагин в интервью Чемпионат. com.

Понятное дело, что сотрудники крупнейшей автомобильной корпорации страны, а «КАМАЗ-мастер» – это спортивное подразделение «КАМАЗа», да ещё и выступающее при финансовой поддержке госкомпании «Газпром», априори не могли принять подобные политические условия.

Фото: «КАМАЗ-мастер».

Не пустили бы и с подписанным документом

Согласие с условиями федерации не гарантировало бы «КАМАЗу» участия в «Дакаре»-2023. Во-первых, в специальном документе есть пункт, по которому организаторы могут в одностороннем порядке отказать подписанту в участии. А во-вторых, кто бы допустил на соревнование автопроизводителя, который находится под санкциями Евросоюза? Да, соревнование проводится в Саудовской Аравии, но ведь промоутеры – французская компания A.S.O.

Белорусский «МАЗ» в прошлом году французы вернули домой прямо на пути на погрузку на паром в Марселе, предупредив, что не допустят до старта, даже если команда доберётся на гонку окольными путями. Такая участь ждала бы и «Синюю армаду», а то и хуже.

Представьте, доехали бы действующие чемпионы своим ходом до Саудовской Аравии, а уже на административных проверках за два дня до гонки им бы дали от ворот поворот. Вот это был бы удар по репутации команды. Так что в «КАМАЗе» всё правильно сделали, не став дожидаться, пока устроители «Дакара» публично откажут им в участии.

Фото: «КАМАЗ-мастер».

И за кем теперь следить на «Дакаре»?

Ралли-марафон «Дакар» в последние 15-20 лет, безусловно, стал самой родной международной гонкой для российских болельщиков. И дело не только в многолетнем доминировании «КАМАЗа». Наши ребята гонялись и во всех остальных категориях – на мотоциклах, джипах, багги, квадроциклах. Так, в 2020-м на старт вышло рекордное количество участников из России – 22. Но на следующем «Дакаре» болеть, похоже, будет не за кого.

Да, скорее всего, под лицензиями других стран поедут в легковом зачёте штурманы Константин Жильцов и Алексей Кузьмич, но, кажется, на этом всё. Большинство гонщиков и штурманов привязаны к российским командам и спонсорам, поэтому подписание специального документа FIA и смена спортивного гражданства практически исключены.

Фото: «КАМАЗ-мастер».

В грузовом зачёте появится интрига?

Главного конкурента «КАМАЗа», белорусскую команду «МАЗ-СПОРТавто» отстранили от «Дакара» из-за санкций Евросоюза ещё в конце прошлого года и допускать на следующую гонку не собираются. Получается, вопрос о победителе открыт? Как бы не так!

Взгляните на результаты «Дакара-2022» в грузовом зачёте и посмотрите, кто занял места с пятого по 11-е, позади квартета «КАМАЗа». Шесть голландцев и один чех на машинах Iveco! С маркой-победителем всё ясно, а кто уж там из гонщиков выиграет, Янус ван Кастерен, Мартин Мацик или Рихард Де Грот, без разницы. По крайней мере, российским болельщикам.

Фото: «КАМАЗ-мастер».

«КАМАЗ-мастер» не до «Дакара»

Пропуск «Дакара»-2023 даже пойдёт «КАМАЗ-мастер» на пользу. За последние полгода российская команда по известным причинам потеряла десяток спонсоров и партнёров, среди которых Red Bull, Motul, Total Energies. Ушли поставщики: производитель кабины Daimler, мостостроительная компания Cummins и производитель коробок передач ZF, поставщик шин Goodyear, поставщик тормозного оборудования и подвески Wabco, изготовитель аккумуляторов Varta и производитель кулеров Webasto.

Запасные детали и комплектующие, конечно, есть, но в ограниченном количестве. И на гонке длиной 9000 км пришлось бы изрядно экономить. То же самое касается и финансов, ведь ежегодно участие в Дакаре обходилось «КАМАЗу» в € 11 млн. Чтобы выручить хоть какие-то деньги в нынешних реалиях, команда продаёт и сдаёт гоночные грузовики в аренду.

Потому лучше пока сосредоточиться на российских соревнованиях, таких как Шёлковый путь, чемпионат страны по ралли-рейдам. А безумно дорогой ралли-марафон в Саудовской Аравии подождёт до лучших времён – может, и партнёры вернутся или импортозамещение получится наладить.

Одним словом, смысла изо всех сил рваться на старт следующего «Дакара» не было. Этот политический документ даже в каком-то смысле помог команде быстрее определиться. Всё, что ни делается, всё к лучшему.

Смешанные чувства, неопределенность окружают планы Дакар 2023 для КАМАЗ, МАЗ

С Ралли Дакар 2023 пять месяцев, но решение о вторжении России в Украину нигде не видно, команды из России и союзной Беларуси надеются принять участие в ралли-рейде застряли в затруднительном положении, не зная, будет ли им разрешено принять участие. В отдельных интервью российскому спортивному изданию Чемпионат , КАМАЗ-мастер ‘s Дмитрий Сотников и Эдуард Николаев и МАЗ-СПОРТавто s Сергей Вязович рассказали о планах на будущее своих грузовиков, в том числе об их судьбе на Дакаре и о том, как они скорректировали свою деятельность с момента начала вторжения в феврале.

Родительские автомобили обеих команд КАМАЗ (Камский автомобильный завод) и МАЗ (Минский автомобильный завод) принадлежат соответственно правительствам России и Беларуси и подлежат международным санкциям. КАМАЗ является крупным производителем бронетехники и личного транспорта для войны российских военных в Украине, что неудивительно, что он попал в несколько западных санкционных списков, таких как Европейский союз. Годом ранее ЕС ввел санкции против МАЗ из-за подавления компанией забастовок рабочих и протестов против президентских выборов 2020 года, на которых авторитарный лидер Александр Лукашенко, как утверждал, уверенно победил. В результате финансовое положение компаний резко ухудшилось, поскольку им пришлось увеличивать продажи на внутреннем рынке, чтобы компенсировать исчезновение экспорта и иностранных инвестиций, а «КАМАЗ-мастеру» даже пришлось продать некоторые из своих победивших в гонках грузовиков.

«КАМАЗ-мастер» — девятнадцатикратный победитель «Дакар Трак», который выиграл свой класс шестой год подряд в январе и недавно стал победителем «Шелковый путь» в общем зачете вместе с Сотниковым. Хотя неизвестно, будет ли команда допущена к Дакару, Николаев заявил, что они продолжат свою программу, как если бы готовились к мероприятию, например, проведут тренировочный сбор после финиша Чемпионата России по ралли-рейдам .

«Да, сейчас непростая ситуация, но Дакар еще в следующем году», заявил Николаев. «Мы еще бегали по Шелковому пути и тестировали новинки с прицелом на Дакар, и даже если вдруг у нас его не будет, мы все равно поедем на сборы и продолжим готовиться, чтобы когда все восстановится — Боже хотите, это произойдет быстрее — мы готовы. Мы должны быть в форме, как технически, так и сами, чтобы сразу включиться в гонку и показать достойный результат».

Из-за глобальных санкций и множества спонсоров, включая Red Bull отзыв, КАМАЗ-мастер больше зависел от отечественного производства по запчастям и финансированию. Государственная энергетическая компания «Газпром » заняла место Red Bull в качестве генерального спонсора и сотрудничает с КАМАЗом в разработке новых грузовиков, таких как газодизельный КАМАЗ 43509, пилотируемый Александром Куприяном на Шелковом пути; больше альтернативных топливных грузовиков, использующих такие источники, как водород, также находятся в разработке в рамках цели ралли Дакар по созданию автомобилей с нулевым уровнем выбросов к 2030 году. Поскольку такой проект требует многолетней разработки, команда в основном продолжала использовать свои традиционные двигатели внутреннего сгорания грузовики. Конечно, международная ситуация означает, что даже этот процесс сопряжен с трудностями: такие компоненты, как пружины подвески, могут производиться на месте в Набережных Челнах, но резиновые достать труднее.

«Многие детали мы стараемся делать сами, но есть еще кое-что, что мы не охватили: резинотехнические изделия, например, манжеты, сальники», — уточнил Сотников. «Для наших следующих поездок мы будем пробовать новых поставщиков, плюс нас поддерживают партнеры по топливу, но мы активно ищем российских производителей, готовых к спецзаказам».

Фото: МАЗ-спортавто

МАЗ-СПОРТавто не допустили к участию в ралли «Дакар-2022», поскольку европейские санкции, введенные в отношении Минского автомобильного завода, привели к тому, что их техника, направлявшаяся на Дакар, была перехвачена французской таможней и отправлена ​​обратно в Беларусь. Вступительный взнос команды также не был возмещен.

«Ситуация на паузе, и дело не в том, вернули деньги или не вернули — чего, кстати, не было, — а в том, что нет диалога», — сказал Вязович, занявший третье место в Категория «Грузовики» ралли «Шелковый путь». «Они просто не хотят с нами разговаривать. Если и есть разговор, то неофициальный, в котором организаторы гонки говорят, что рады видеть нас на Дакаре. Но по всем понятным причинам до официальных переговоров и официальной переписки дело не доходит. Нам просто не отвечают.

«Но как бы ни относилась к нам мировая политическая общественность, весь мир автоспорта наблюдает за битвой МАЗ-СПОРТавто и КАМАЗ-мастер. Они хотели увидеть эту битву на Дакаре, а в итоге увидят ее на Шелковом пути. Мы знаем это, потому что получаем много личных сообщений со словами поддержки от спортсменов, которые не могут публично выразить это, но смотрят гонки и ждут нашего возвращения».

Как и КАМАЗ, МАЗ обратился к отечественному производителю за поставками и деталями, а также получил помощь от некоторых российских и китайских фирм. Вязович описал дело как «неизбежное развитие событий, способное повлиять на технический уровень команды как в отрицательную, так и в положительную сторону. Нам придется пройти через это, и, возможно, мы даже выиграем от этого. Просто потому, что, по-моему, так не ведутся дела, когда все смешано в одну кучу».

Несмотря на то, что КАМАЗ был в одной лодке, он не собирался слишком сильно помогать команде-сопернику.

«Насколько я слышал, они работали через Россию, но сейчас наша страна закрыта для многих поставщиков», прокомментировал Сотников. «Они тоже ищут, и я не знаю, как они справляются. Вне сотрудничества они однажды спросили нас что-то об амортизаторах. У нас есть своя сборка, но мы не можем отдать свои пружины конкурентам; они узнают, как все работает, поймут, какие настройки используют, а такая информация иногда является ключевой. Так что по амортизаторам пришлось искать другое решение, а по остальным вопросам к нам не обращались».

В то время как программа построссийского чемпионата КАМАЗа по ралли-рейдам по-прежнему построена так, как будто они будут участвовать в гонках на Дакаре, Вязович предложил более простой взгляд на зимние планы МАЗа: «Посмотрим. Полгода — это большой срок, и, возможно, что-то изменится в головах людей, и наши команды, и МАЗ, и КАМАЗ, попадут на «Дакар-2023». Если нет, то это не повлияет на наш моральный дух и развитие нашей техники. Такой опыт у нас уже есть».

МАЗ был приглашен на Africa Eco Race (запланирован на 15–30 октября) вскоре после того, как его исключили из ралли «Дакар 2022», хотя Вязович указал, что логистические проблемы усложняют потенциальное участие.

«Оборудование перевозится морским транспортом, и все эти перевозки, как правило, европейские. Их также страхуют европейские компании, которые отказываются принимать груз от предприятия, находящегося под европейскими санкциями», — пояснил он . «Вся наша техника принадлежит Минскому автомобильному заводу, и это создает трудности для перевозчика.

«Лично я бы не рискнул отправлять грузовики в такой ситуации, потому что непонятно, что в головах у людей, по территории которых будет проходить техника. Если грузовики вдруг окажутся под арестом, то это, мягко говоря, для нас неприемлемый сценарий. Легче избежать ненужного риска и не участвовать в мероприятиях, которые могут привести к потере дорогостоящей современной техники с решениями, которые мы вообще не хотели бы раскрывать. Это того не стоит».

Предоставлено: МАЗ-СПОРТавто

Вопрос о том, смогут ли российские и белорусские спортсмены принять участие в Дакаре, зависит от нескольких сторон, в том числе от инспектора гонки Amaury Sport Organization . Вязович утверждал, что ASO, общаясь со своей командой во время их поездки на ралли 2022 года, проинформировал польские и французские власти об их перемещении, в результате чего им был заблокирован отъезд на корабле, хотя он также утверждал, что действия ASO были вызваны политическим давлением и не по своей воле.

В то время как FIA , которая совместно санкционирует ралли «Дакар» через чемпионат мира по ралли-рейдам , заявила, что команды из этих стран могут участвовать в гонках под нейтральными флагами, Вязович настаивал на сохранении белорусского гражданства своей команды. В соответствии с политикой FIA после вторжения, россияне и белорусы должны признать осуждение санкционирующим органом вторжения, согласиться с «не демонстрировать какие-либо российские/белорусские национальные символы, цвета или флаги публично или через социальные сети» , а также названия обеих стран и их автомобильные ведомства ( Российская автомобильная федерация и Федерация автомобильной промышленности Беларуси ), а «не будет выражать никакой поддержки (прямой или косвенной) российскому и/или Действия Беларуси в отношении Украины». российских членов FIA уже представляли интересы РАФ после того, как Спортивный арбитражный суд запретил использование национального флага после олимпийского допингового скандала.

Некоторые российские/белорусские команды и гонщики, участвующие в международных соревнованиях, отвергли решение FIA и отказались от участия в соответствующих чемпионатах, таких как 9-й этап чемпионата мира по гонкам на выносливость. 0003 G-Drive Racing и Даниил Квят вместе с SMP Racing Формулы 3 (пилот SMP Александр Смоляр согласился с условиями FIA, сменил команду и в настоящее время участвует в гонках F3 с FIA в качестве «национальности»). Сергей Карякин , чья экипировка SNAG Racing выиграла класс Silk Way T3 с Никитой Мазепиным (который потерял свою гонку в Формуле-1 и был подвергнут санкциям Европейского Союза после вторжения), выразил оптимизм по поводу участия в Дакаре 2023, но был уклончив, когда его спросили, сделал бы он это с нейтральным баннером.

«Спорт всегда объединял всех, в том числе и непримиримых врагов», — заметил Вязович. «Я лично не считаю спортсменов каких-либо стран врагами, и я только за здоровую конкуренцию. Общая тенденция, сложившаяся в мире в отношении спортсменов из Беларуси и России, я считаю неприемлемой и свидетельствует о низком уровне социального развития людей, принимающих такие решения.

«В первый раз было тяжело пропустить Дакар, а сейчас мы это мысленно пережили и не готовы принимать неприемлемые для нас условия участия в гонке. Понятно, что мы заводская команда и мое решение не окончательное, но лично мое мнение, как человека, а не руководителя МАЗ-СПОРТавто, возможность выступать без национальных флагов и упоминать завод унизительна».

Российское вторжение в Украину идет уже 156-й день. Federation Automobile D’Ukraine приостановила все санкционированные гоночные мероприятия в мае, но в октябре направит делегацию на FIA Motorsport Games .

Подписывайтесь на @tcfoffroad:  Twitter  | Facebook  | Instagram

КАМАЗ-мастер официально убивает планы Дакара 2023

Поскольку крайний срок подачи заявок на участие в ралли Дакар остается всего через месяц, российские и белорусские команды сталкиваются либо с осуждением вторжения бывшей страны в Украину, в соответствии с FIA политики, или полностью выбывают из гонки. Совершенно неожиданным ходом КАМАЗ-мастер объявил в среду, что они отказались подписывать документацию FIA, которая повлекла за собой запрет российско-белорусским участникам вывешивать флаги своей страны и стоять в знак солидарности с Украиной.

Поскольку девятнадцатикратные победители в категории «Грузовики» исключены из поля зрения, в этом классе впервые после IVECO в 2016 году выиграет команда помимо КАМАЗа. — управляет оборонным конгломератом Ростех и производит транспортные средства для российских вооруженных сил, такие как транспортеры личного состава, MRAP и бронированные грузовые автомобили. Такие машины участвовали в тяжелых боях на Украине, многие из них также были захвачены украинскими войсками для собственного использования. Производитель попал под санкции всего через два дня после начала вторжения, а Daimler приостановил сотрудничество с КАМАЗом; к июню экспорт компании сократился из-за нехватки иностранных инвестиций до такой степени, что пришлось увеличить продажи на внутреннем рынке.

Штрафы коснулись и «КАМАЗ-мастер», которому пришлось продать часть победивших в гонках грузовиков и начать разработку деталей в родном городе Набережные Челны. Внешние сторонники, такие как Red Bull, прекратили свою помощь и были заменены государственной нефтяной компанией ПАО «Газпром »; в то время как Газпром также попал под санкции Запада, сильная зависимость Европы от его продукции спровоцировала газовый кризис на всем континенте.

Пока КАМАЗ продолжает участвовать в Чемпионате России по ралли-рейдам , пилоты Дмитрий Сотников и Эдуард Николаев заявили в июле, что команда продолжит свою программу, как если бы Дакар все еще был в их расписании. В начале сентября владелец команды Владимир Чагин заявил, что ведет переговоры с Amaury Sport Organization, чтобы позволить им принять участие, хотя объявление в среду дает очевидный признак того, что такие переговоры провалились.

«Участие российских спортсменов в ралли Дакар обусловлено необходимостью подписания Водительского обязательства Международной автомобильной федерации (ФИА), осуждающего российскую спецоперацию в Украине», читает заявление команды. «На наш взгляд, содержание этого документа носит политический характер, а также нарушает принципы равных условий для спортсменов. Мы считаем невозможным для себя подписывать такие документы и участвовать в соревнованиях на таких условиях.

«Наш выбор ясен – мы всегда с Родиной, особенно когда она в трудной ситуации».

Многие российские организации, не участвующие в так называемой «специальной военной операции» России, заявили, что не будут подписывать документы FIA и, следовательно, не будут участвовать в ралли «Дакар 2023», в том числе Bike rider Анастасия Нифонтова и водитель SSV Сергей Карякин . И наоборот, Константин Жильцов и Денис Кротов согласились с условиями, и первый будет соревноваться по израильской лицензии. Такое разделение выходит за рамки ралли-рейдов: гонщик Формулы-3 Александр Смоляр и тест-пилот Формулы-1 Роберт Шварцман соответственно продолжают свою карьеру под флагами FIA и Израиля, в то время как команда Смоляра SMP Racing и экипировка World Endurance Championship G-Drive Racing сняли с производства.