Содержание
«Это был шок для всех» Десять лет назад погибла команда ярославского «Локомотива». Как трагедия изменила жизнь города?: Хоккей: Спорт: Lenta.ru
7 сентября 2011 года, через несколько секунд после взлета разбился Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда ярославского «Локомотива». Вместе с игроками тем рейсом из Ярославля в Минск отправились представители тренерского штаба и администрации, врач и массажисты — всего 37 человек. Погибли все пассажиры и семь членов экипажа, выжил только бортинженер Александр Сизов. Трагедия потрясла всю Россию, но настоящим шоком она стала для жителей Ярославля. Как переживали случившееся люди, знавшие каждого игрока в лицо? Что происходило в городе в те дни и что напоминает о трагедии сегодня? Каким запомнили тот «Локомотив» его болельщики? Самые горькие, тревожные и светлые воспоминания — в материале «Ленты.ру».
***
В сезоне-2011/2012 ярославский «Локомотив» должен был стать одним из фаворитов Кубка Гагарина. Первый матч регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) предстояло сыграть на выезде с минским «Динамо». Встреча была назначена на 8 сентября. Прибыть в Белоруссию российский клуб собирался накануне вечером. Вылетала команда из ярославского аэропорта Туношна самолетом Як-42 авиакомпании «Як Сервис». Этим бортом хоккеисты пользовались и раньше. Погода в тот день была летная.
«Локомотив» вез на матч основной состав: на борту были 26 игроков (19 россиян и семь легионеров), тренерский штаб из четырех специалистов во главе с канадцем Брэдом Маккриммоном, врач, четыре массажиста, администратор и методист. Экипаж насчитывал восемь человек.
Самолет оторвался от земли, но не смог набрать высоту. Спустя несколько секунд Як задел крылом мачту радиомаяка, деревья и рухнул на берег реки Туношонка. Позднее было установлено, что авария произошла из-за ошибки экипажа. Все, кто был на борту, за исключением хоккеиста Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова, погибли на месте. Галимов был в сознании, когда его забирала скорая помощь, однако он получил ожоги 80 процентов тела и на пятый день умер в больнице. Сизов перенес сложную операцию, провел несколько дней в реанимации и выжил. Вскоре после выздоровления он дал несколько коротких комментариев и с тех пор избегает общения с прессой.
После того как о трагедии объявили по телевидению, на улицах Ярославля началась поминальная акция, собравшая, по разным подсчетам, от 10 до 12 тысяч человек. С 9 сентября в Ярославской области был объявлен трехдневный траур. Церемония прощания с погибшими прошла на домашнем стадионе «Локомотива», «Арене 2000». На ней присутствовали около 100 тысяч человек. На матч, который должен был пройти в Минске, не сдали ни одного билета.
Матч открытия сезона КХЛ между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом», который проходил в Уфе вечером 7 сентября и был прерван новостью о трагедии, отменили. С минуты молчания начались все встречи 23-го тура чемпионата России по футболу. С траурными повязками вышли на площадку сборные России по баскетболу и волейболу. Несколько матчей Национальной хоккейной лиги (НХЛ) было сыграно в память о «Локомотиве». Соболезнования близким выразили национальные спортивные федерации десятков стран. А футболисты испанской «Севильи» перед матчем с «Реал Сосьедадом» появились на поле в футболках с эмблемой «Локомотива» и словами: «Севилья скорбит вместе с русским народом».
Почти сразу стало известно, что «Локомотив» воссоздадут. По мнению главы Федерации хоккея России Владислава Третьяка, возрожденная команда должна служить памятником трагическим событиям. Уже спустя четыре месяца ярославцы сыграли первый матч в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ), а в новом сезоне вернулись в КХЛ. В этом году 7 сентября, десять лет спустя, ярославский «Локомотив» сыграет на «Арене 2000» с минским «Динамо».
«Лента.ру» поговорила с ярославцами, которые болели за «Локомотив» десять лет назад, смотрели матчи с трибун и знали все об игроках. Они рассказали о том роковом дне и о том, какой осталась команда в их памяти.
«Город замер. Шок был даже у тех, кто не связан с хоккеем»
Никита, осенью 2011 года — восьмиклассник: С хоккеем меня познакомили дедушка и отец, которые болеют за команду еще со времен, когда она называлась «Торпедо» (клуб был переименован в «Локомотив» в 2000 году — прим. «Ленты.ру»). В детстве меня часто брали на игры. Лет в пять или шесть я уже знал про «Локомотив», ждал, когда мы пойдем на очередной матч.
Больше всего запомнилась пятая встреча против «Атланта» в последнем сезоне для того состава «Локомотива». Мы проигрывали 0:3 в серии, зацепили одну игру на выезде и теперь играли дома. Дошло до овертайма, а там Иван Ткаченко забил в падении. Эмоции были невероятные! Прошло уже больше десяти лет, но я иногда пересматриваю этот матч. Мурашки до сих пор, особенно в концовке.
В день трагедии я был на базе «Локомотива» на тренировке по теннису. Мы часто занимались там. Помню, сотрудники базы вызвали нашего тренера, а когда он вернулся, на нем не было лица. Он и сообщил нам эту новость. Тренировку прервали, нас отправили домой.
Первая реакция — шок и непонимание. В Ярославле многие ребята проходили через хоккейную школу «Локомотива», многих игроков знали близко. В первые часы мы не могли поверить в произошедшее и просто ждали новостей. Город замер. Шок был даже у тех, кто не связан с хоккеем.
Выходишь на улицу — и видишь взрослых мужчин, которые просто плачут. Люди стали собираться вместе, но никто ничего не говорил
Все просто молчали, максимум — уточняли информацию о выживших. Было ощущение, что горе охватило весь Ярославль, и это продолжалось несколько дней. Идешь по городу, каждый третий — с шарфом «Локомотива», практически все смотрят в пол.
Мне кажется, осознание случившегося пришло ближе к 10 сентября, когда более 100 тысяч человек (при населении менее 600 тысяч) пришли попрощаться с командой. Многие воспринимали гибель команды как потерю части города или самих себя.
На первую игру воссозданного «Локомотива» мы с отцом решили не ходить, посмотрели ее по телевизору. Тогда это казалось слишком сложным, все же прошло совсем мало времени.
Сегодня о трагедии в Ярославле напоминают стадион и мемориал перед ним. Ну и, конечно, гудки автомобилей в 16:00 в этот день по всему городу. Первые несколько лет это было самым запоминающимся моментом.
7 сентября 2012 года состоялся «Марш тишины», когда несколько десятков тысяч человек прошли по Московскому проспекту до арены. Знаю, что многие приходят на Леонтьевское кладбище к мемориалу команды. В Ярославском теннисном клубе каждый год проходит турнир памяти команды, так как Александр Беляев и Андрей Зимин были членами этого клуба.
«По всему городу зажигали свечи»
Кирилл, следит за «Локомотивом» с детства: Мой дед обожает хоккей, любовь к «Локомотиву» у меня от него. Если говорить про любимых игроков того состава, одного выделить не смогу. Были и звезды мирового уровня у нас — Павол Демитра, Карел Рахунек, Йозеф Вашичек. Еще любимчиком у всех был и есть Иван Ткаченко. Он навсегда капитан той команды, земляк, всем сердцем любил клуб и болельщиков.
В день катастрофы я был на работе. Сначала мне кто-то написал о случившемся, я не поверил. Вокруг стали говорить об этом, и хотя подтверждения не было, волнение поднималось. А потом по телевизору официально объявили о трагедии. Это просто шок был для всех.
Мне поступало очень много звонков и сообщений с соболезнованиями, так как все знали, что я люблю клуб. Вечером мы собрались компанией, по всему городу в разных местах зажигали свечи, рядом с символами «Локомотива» лежали цветы. На улице было очень много людей — кто просто молчал, кто вытирал слезы. Горе захлестнуло и всю область, и соседние регионы. Везде был траур, это было очень больно для всех…
Воспитанники спортивной школы «Локомотива» во время минуты молчания на церемонии-реквиеме в ярославском ледовом дворце «Арена 2000»
Фото: Фото: Ярослав Неелов / РИА Новости
У «Арены 2000» слева от входа вывесили очень большого размера портреты всех ушедших ребят. По сей день перед каждой игрой люди несут к ним цветы. Перед входом установили памятник «Хоккейное братство». Он состоит из 37 клюшек — по количеству погибших игроков и сотрудников клуба. Сбоку и сверху он напоминает птицу. Почти все хоккейные команды, которые приезжают к нам на матчи, посещают кладбище и могилы ребят. Очень много машин и сегодня ездит по городу с памятной символикой.
Я ходил на первую игру воссозданного «Локомотива». Были полные трибуны. До начала встречи прошла минута молчания, показывали ролики, посвященные команде. Мурашки по коже и слезы на лицах были у всех в тот момент — непередаваемые чувства…
«И сейчас не могу до конца осознать, что произошло»
Николай, болеет за «Локомотив» более 20 лет: Мы приехали в Ярославль всей семьей в январе 2000 года. Я тогда уже хоккей смотрел, но болел почему-то за ЦСКА. А тут увидел игру «Локомотива», и мне до того понравилось, что каждый матч был просто как праздник. И тогда как раз «Арена 2000» открылась — впечатления невероятные!
После того как я впервые попал на матч «Локомотива», домашние игры практически не пропускал. Мы ходили с сыном и невесткой, внучку брали с собой. На арене были игровые комнаты, мы ее там оставляли. А если я уезжал в командировку, делал так: идет трансляция, жена включает телефон, кладет у телевизора, а я на том конце слушаю комментатора. На выездные матчи ходил раза три или четыре — в Череповце. Был там по работе и на хоккей попадал. А специально чтобы ездить — один раз в Москву, когда играли с ЦСКА.
Кто из того состава мой любимый игрок? Александр Галимов. Человек с открытой душой. Я с ним лично знаком был, с его отцом мы вместе работали. И на охоту с ними ездили, Галимов был заядлый охотник. А из легионеров очень нравились Карел Рахунек и Йозеф Вашичек.
В день трагедии я работал, сидел в кабинете. Тут секретарь заходит и говорит: «С «Локомотивом» что-то случилось». А я знал, что они в этот день должны были лететь в Минск на игру. Включили телевизор, там сказали, что авиакатастрофа произошла. Как на грех, у меня дача от места падения самолета метрах в двухстах…
Стела в память о гибели «Локомотива»
Фото: Ярослав Неелов / РИА Новости
Я участвовал в прощании на «Арене 2000». Был в зале и когда Путин прилетел. Какая была погода в то утро — просто не передать. Холодно, дождь, слякоть, будто и небо плакало по хоккеистам. На улицу вышли тысячи людей, все со слезами на глазах. Очень тяжелое состояние. На кладбище Леонтьевское я, к сожалению, не попал, доступ туда был ограничен. Пускали только родственников, прессу, делегации разные. А после я много раз бывал и там у мемориала, и в Туношне, где стела.
Я и сейчас не могу до конца осознать, что эта команда пропала. Вот знак, который у хоккеистов на груди, — такой же, только больше в несколько раз, у меня на заднем стекле машины. Это вот, считайте, десять лет он там
Сейчас на хоккей я не хожу. Близко принимаю к сердцу, если команда проигрывает — у меня давление поднимается. Хоккей хоккеем, а инфаркт схватить не хотелось бы. Дома смотрю по телевизору, и если проигрывают — переключаю на другой канал.
Ко мне приезжал с Дальнего Востока товарищ, мы вместе работали. Так куда мы его водили, что показывали? Ну город, храмы, понятно, а еще? «Арену 2000», Леонтьевское кладбище, Туношну — место трагедии. В остальной-то части города ничего о той команде и катастрофе не напоминает. Те, кто не местные, могут даже не знать. Турниров в память о команде не проводят, атрибутики с тем составом нет. Мне трудно сказать, почему так получается, это зависит от руководства команды, спонсоров, администрации области.
Но в памятную дату тысячи людей идут к кладбищу — не только ярославцы, из соседних областей тоже приезжают…
***
Мы помним.
Стефан Лив, вратарь.
Александр Вьюхин, вратарь.
Виталий Аникеенко, защитник.
Михаил Баландин, защитник.
Роберт Дитрих, защитник.
Марат Калимулин, защитник.
Карел Рахунек, защитник.
Руслан Салей, защитник.
Карлис Скрастиньш, защитник.
Павел Траханов, защитник.
Юрий Урычев, защитник.
Максим Шувалов, защитник.
Александр Галимов, нападающий.
Александр Васюнов, нападающий.
Йозеф Вашичек, нападающий.
Павол Демитра, нападающий.
Александр Калянин, нападающий.
Андрей Кирюхин, нападающий.
Никита Клюкин, нападающий.
Ян Марек, нападающий.
Сергей Остапчук, нападающий.
Павел Снурницын, нападающий.
Даниил Собченко, нападающий.
Иван Ткаченко, нападающий, капитан команды.
Геннадий Чурилов, нападающий.
Артем Ярчук, нападающий.
Брэд Маккриммон, главный тренер.
Александр Карповцев, тренер.
Игорь Королев, тренер.
Николай Кривоносов, тренер по физической подготовке.
Андрей Зимин, врач.
Юрий Бахвалов, массажист.
Александр Беляев, массажист.
Евгений Куннов, массажист.
Вячеслав Кузнецов, массажист.
Владимир Пискунов, администратор.
Евгений Сидоров, методист.
Андрей Соломенцев, командир воздушного судна.
Игорь Жевелов, второй пилот.
Сергей Журавлев, бортмеханик.
Елена Сарматова, бортпроводница.
Надежда Максумова, бортпроводница.
Елена Шалина, бортпроводница.
Владимир Матюшкин, инженер по наземному обслуживанию планера и двигателей.
десять лет назад в авиакатастрофе погибли хоккеисты «Локомотива» — РТ на русском
Десять лет назад при вылете из ярославского аэропорта Туношна рухнул самолёт Як-42, выполнявший рейс в Минск. В авиакатастрофе погибла почти вся хоккейная команда «Локомотив», тренерский штаб клуба и экипаж — выжил лишь бортинженер. RT поговорил с коллегами, родственниками и друзьями погибших спортсменов и тренерского состава и узнал, как авиакатастрофа изменила их жизни.
«Не дай бог стать свидетелем подобного»
7 сентября 2011 года в ледовом дворце «Арена-2000», где проходили все домашние матчи и тренировки погибшей команды, открылся III Мировой политический форум с участием президента России Дмитрия Медведева и иностранных делегаций более чем из 30 стран мира.
Александр Шиханов был начальником отдела информации и общественных связей УМВД по Ярославской области и писал о работе полиции во время форума. По его словам, события того дня он помнит почти поминутно: «16:02. Звонит журналист: «Правда ли, что в Туношне упал самолёт, на котором вроде бы летел «Локомотив»?» У нас, в Ярославле? Упал самолёт? Не может быть. Звоню в дежурку».
Спустя семь минут, в 16:09, оперативный дежурный подтверждает по телефону: в Туношне действительно упал самолёт. Шиханов с оператором выезжают к месту катастрофы. «Телефон разрывается, мы явно превышаем скорость, но наряды ДПС на протяжении всего пути от центра до аэропорта — в городе ведь был мировой форум — просто провожают нас взглядом», — вспоминает он.
От места падения Як-42 до домов на окраине посёлка — буквально 50 метров, продолжает Шиханов. Рухнувший самолёт чудом не задел жилые дома. Всё место падения было перепахано рухнувшим бортом и дымилось, осколки рассыпались на 100 метров вокруг, а хвост лежал в реке Туношонке — пожарные ещё заливали на нём огонь.
«На пригорке видна берёза, буквально срезанная самолётом при падении, и покосившийся столб линии электропередачи, похожий на обгоревший крест. Тела погибших — тут же. На них только бельё и носки, вся остальная одежда — видимо, из синтетики — сгорела, — рассказывает Александр Шиханов. — Молодые мужчины, высокие, прекрасно развитые, но сильно покалеченные, обгоревшие, лиц не различить из-под слоя копоти. Среди обломков белеют хоккейные свитера «Локомотива». Походив по месту аварии, понимаю, что это спасатели накрыли свитерами останки погибших. Не дай бог стать свидетелем подобного».
К пяти часам вечера областная дежурная часть полиции узнала от спасателей, что обнаружено 22 трупа. Всего в самолёте было 45 человек — восемь членов экипажа, 11 представителей тренерского штаба и почти весь основной состав ярославского «Локомотива».
«Выходим за красно-белые сигнальные ленты. Около наряда ОМОНа стоит высокий мужчина в тёмно-синей майке и, держась руками за голову, смотрит в сторону обломков, — вспоминает Александр Шиханов. — Знакомые говорят, что это отец нападающего Александра Галимова. В момент аварии он был на даче у друзей неподалёку от Туношны и, услышав о трагедии, сразу же прибежал сюда».
Многие из журналистов, работавших на форуме, к пяти часам тоже приехали в Туношну: новости об авиакатастрофе начали передавать съёмочные группы федеральных каналов, корреспонденты из Японии, Швеции, Польши, Великобритании. К семи часам вечера и полиции, и съёмочным группам стало известно о стихийном сборе в районе «Арены-2000» болельщиков «Локомотива». Ледовая арена была оцеплена на время проведения форума, но часть турникетов охране пришлось снять, чтобы пустить к спорткомплексу всех желающих выразить соболезнования близким погибших.
«Жена и сын поехали со мной. Хотели купить цветы, но в ларьках всё скупили до нас, — говорит Александр Шиханов. — Люди шли нескончаемым потоком. Ближняя к автобусной остановке стена «Арены-2000» стала стеной памяти: горы цветов, шарфы, хоккейные свитера, рукописные плакаты, фотографии, горящие свечи. Много плачущих: горе объединило всех».
К восьми вечера стало известно о двоих выживших на месте катастрофы: бортинженере Александре Сизове и нападающем «Локомотива» Александре Галимове.
26-летний Александр Галимов смог выбраться из-под обломков хвоста самолёта, но получил ожоги почти 90% тела. Его вытащили из воды живым и в сознании, сотрудники ОМОНа отвезли его в Соловьёвскую больницу. Затем Галимова перевели в Москву, где он скончался 12 сентября. Также сидевший в хвосте самолёта бортинженер Александр Сизов остался единственным выжившим.
Около девяти вечера порядка трёх тысяч хоккейных болельщиков начали стихийное шествие по улицам Ярославля. От стены памяти у «Арены-2000» фанаты двинулись по проезжей части улицы Гагарина к Московскому проспекту — это был первый «марш тишины» в память о погибшей команде. По словам Шиханова, болельщики не расходились до самого утра.
- Reuters
- © Denis Sinyakov
10 сентября в Ярославле состоялись церемония прощания и похороны погибших игроков, тренеров, врачей и администраторов «Локомотива».
«В тот день к «Арене» пришло не меньше 100 тыс. человек. Люди часами стояли под проливным дождём, чтобы пройти мимо гробов любимых игроков и положить цветы к их портретам. До сих пор помню море зонтов перед центральным входом комплекса», — добавляет Александр Шиханов.
Ожоги, несовместимые с жизнью
По факту крушения самолёта было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Расшифровкой чёрных ящиков занимался Международный авиационный комитет.
Выяснилось, что самолёт выкатился за пределы полосы и взлетал уже с грунта, но спустя несколько секунд после отрыва от земли задел дерево, радиомаяк и рухнул на берег реки Туношонки. После падения и взрыва топлива Як-42 загорелся.
Эксперты выяснили, что от удара о землю 39 человек скончались на месте, ещё трое захлебнулись, упав в реку вместе с обломками фюзеляжа, а ещё двое, в том числе хоккеист Галимов, скончались от ожогов, несовместимых с жизнью: пламя охватило весь самолёт почти сразу, сгорели даже шины на колёсах шасси.
Экспертиза выявила в крови второго пилота Як-42 Игоря Жевелёва психотропный препарат фенобарбитал, при приёме которого к лётной работе не допускают. Второй пилот несколько лет наблюдался у невролога.
Также эксперты МАК выяснили, что оба пилота рейса Як-42 проходили переобучение с самолётов Як-40 на Як-42, имеющих разное расположение тормозных педалей.
«В методических материалах по подготовке лётного состава на самолёт Як-42 отсутствуют рекомендации экипажу по положению ног на педалях на различных этапах полёта, — говорится в отчёте МАК. — Во время аварийного полёта имел место негативный перенос навыков пилотирования в части положения ног на педалях в процессе разбега».
После отрыва от земли самолёт успел набрать высоту пять-шесть метров и развить скорость около 230 км/ч. По заключению специалистов МАК, Як-24 рухнул с сильным левым креном примерно в 600 метрах влево от торца взлётно-посадочной полосы аэропорта.
Осуждённым по делу «Локомотива» оказался заместитель генерального директора по организации лётной работы авиакомпании «Як-Сервис» Вадим Тимофеев, который, согласно материалам следствия, незаконно допустил к работе экипаж самолёта. Суд приговорил бывшего работника фирмы к пяти годам тюрьмы, но в связи с амнистией освободил мужчину в зале суда.
На данный момент и Вадим Тимофеев, и единственный выживший в авиакатастрофе бортинженер Александр Сизов проживают в Московской области и от общения со СМИ отказываются.
«Отцепили» от основного состава
«Нас троих — меня, ещё одного нападающего, Максима Зюзякина, и вратаря Никиту Ложкина, по сути, в последний момент «отцепили» от основного состава», — рассказывает RT экс-нападающий молодёжки ярославского клуба Иван Краснов. Он выступал за молодёжную команду «Локо», но успел потренироваться и с основным составом — спортсмен перешёл в КХЛ летом 2011 года и был с командой на спортивных сборах в Швейцарии.
«Потом весь август мы тренировались на базе в Ярославле, провели предсезонный турнир в Риге, и буквально за три дня до рейса в Минск мне сказали, что я пока туда не попадаю, но после выездной серии мы вместе продолжим работу», — вспоминает Иван.
После авиакатастрофы Иван Краснов отыграл ещё два сезона за молодёжку. На сегодняшний день нападающий завершил активную спортивную карьеру. «Тот «Локомотив» был не просто сильным — это была команда мечты, куда я очень стремился», — добавляет он.
Никита Ложкин на момент авиакатастрофы был вратарём молодёжной команды «Локо». Он тренировался вместе с хоккеистами из основного состава, а 8 сентября у «Локо» должна была быть игра с магнитогорскими «Стальными лисами».
«Это было начало сезона, я отдыхал дома, в Ярославле, готовился к игре. Моей девушке позвонили и сказали, что «Локомотив» разбился. Я, конечно, не поверил, лёг дальше спать. Но потом раздался второй звонок, и мы поняли, что это правда».
Узнав о случившемся, хоккеист сначала поехал в Соловьёвскую больницу, где врачи пытались спасти нападающего «Локомотива» Александра Галимова. «На тот момент Санька был ещё жив… Потом, конечно, мы с девушкой поехали к «Арене-2000». Там были все — вся молодёжка, болельщики, — вспоминает тот день Никита Ложкин. — Ясное дело, никакой игры со «Стальными лисами» на следующий день не было».
Команда «Локо» успела отыграть примерно половину сезона, а когда было принято решение восстановить «Локомотив», то вместе с другими игроками молодёжки Никита Ложкин перешёл в основной состав. В «Локомотиве» вратарь отыграл два года, затем перешёл в новокузнецкий «Металлург», успел поиграть за питерское «Динамо» и хоккейный клуб «Тамбов». Сейчас он продолжает играть в одном из региональных хоккейных клубов. Он женат и воспитывает сына.
В тамбовском хоккейном клубе Никита Ложкин встретил бывшего нападающего «Локомотива» Максима Зюзякина, который должен был лететь в Минск 7 сентября. В последний момент тренер заменил его на Александра Калянина.
На момент крушения Як-42 Зюзякин играл и за «Локо», и за основной состав. Именно Максим стал капитаном возрождённой команды после авиакатастрофы и расстался с ярославским клубом только в 2013 году.
Зюзякин сменил несколько региональных команд. Последним клубом, за который играл воспитанник «Локомотива», стал «Тамбов». В администрации клуба RT сообщили, что он временно ушёл из хоккея весной этого года после травмы и перенесённой операции.
Обновлённый бронепоезд
Экс-защитник ярославского «Локомотива» Михаил Пашнин был одним из тех, кто попал в восстановленный состав клуба после авиакатастрофы. По словам игрока, ему поступило несколько предложений, в том числе от столичного ЦСКА, но он сделал выбор в пользу ярославского хоккея.
«Поначалу было тяжело оправдывать ожидания, — вспоминает хоккеист. — Мы выходили на лёд и отдавались полностью, ведь по-другому было никак: фанаты всегда поддерживали нас, всегда был полный стадион, и это было здорово».
Хоккеист отыграл за «Локомотив» пять лет, затем играл за столичный ЦСКА и «Салават Юлаев». Вместе с защитником Егором Яковлевым, который также играл в возрождённом составе «Локомотива», Михаил Пашнин теперь представляет магнитогорский «Металлург».
Спортсмен говорит, что за пять лет в составе железнодорожников он успел построить в Ярославле дом и до сих пор периодически приезжает в город летом, чтобы встретиться с друзьями. «В Ярославле было хорошее время, одно из лучших. Всегда вспоминаю город и команду с теплотой, — добавляет он. — Раньше часто звал на ужин всю команду и персонал».
Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк рассказал RT, что память «Локомотива» увековечена в турнирах, которые проводятся в стране ежегодно, они посвящены как отдельным хоккеистам, так и всей команде.
«Состав участников самый разный: спортивные школы, ветераны хоккея, друзья игроков, болельщики. За прошедшие десять лет наша федерация проводила в Ярославле домашние матчи сборной России против сильнейших команд Европы», — отметил президент ФХР.
По словам главы ФХР, в мае 2012 года, когда сборная России оформила десять побед в десяти матчах чемпионата мира и выиграла золото, ту победу прямо на пресс-конференции посвятили «Локомотиву».
«И это правильно. В погибшей команде было много парней, достойных выступать в сборной на чемпионате мира, — добавил Владислав Третьяк. — В этом году впервые «Локомотив» сыграет матч чемпионата России 7 сентября. Раньше на годовщину трагедии матчи не назначались, но теперь это сделано по просьбе ярославского клуба — чтобы почтить память погибшей команды».
«Стал защитником, как папа»
Антон, сын погибшего вместе с командой врача «Локомотива» Андрея Зимина, на момент авиакатастрофы был в Тюмени, где выступал за местный хоккейный клуб «Рубин». «Тогда ко мне как раз приехали друзья из Ярославля в гости. Им позвонили и сказали, что упал самолёт с командой. Спустя несколько часов я уже был в Ярославле», — вспоминает хоккеист.
Вместе с матерью спортсмен был на церемонии прощания в «Арене-2000» и на похоронах. По словам Антона Зимина, иностранных хоккеистов и новичков сезона лично он не знал, но почти весь погибший административный штаб — массажисты Юрий Бахвалов и Александр Беляев, администратор Владимир Пискунов, методист Евгений Сидоров — знали его отца практически с университета.
«Отец работал в команде на момент моего рождения, я с самого детства ходил к нему на работу и смотрел, как тренируются взрослые дяди, — вспоминает Антон Зимин. — Как, наверное, и большинство детей, я хотел быть вратарём. Но папа сказал: «Или нападающим, или никак».
Почти всю карьеру Антон Зимин играл в Высшей лиге — за клубы Нижнего Тагила, Кургана, Тюмени. Четыре года назад он завершил карьеру, вернулся в Ярославль и сейчас работает тренером по развитию игроков молодёжных команд в системе «Локомотива». А три года назад хоккеем начал заниматься старший сын бывшего спортсмена.
«Приятно вернуться туда, где я практически вырос благодаря отцу, — делится Антон Зимин. — Когда ты с шести лет в раздевалках вместе с командой, ездишь на сборы вместе с командой… У меня был шанс продолжать играть. Но шанс вернуться в родной клуб, да ещё и на должность тренера молодёжки, выпадает очень редко».
Имя спортивного врача Андрея Зимина сейчас носит ежегодная международная конференция по спортивной медицине. Именно он оказывал первую помощь 19-летнему защитнику «Локомотива» Алексею Стонкусу после перелома позвоночника во время матча с магнитогорским «Металлургом». По сообщениям очевидцев, медик быстро распознал перелом при осмотре на льду и не позволил Стонкусу подняться самостоятельно, иначе спортсмен мог остаться инвалидом. После перенесённых операций защитник досрочно завершил карьеру и стал тренером.
Старший сын защитника Павла Траханова 18-летний Георгий перешёл из хоккея в футбол. Младший, 11-летний Алексей, вышел на лёд с пяти лет, а последний год тренируется в московской спортивной школе «Янтарь».
«Достала ему шлем, коньки, свитер старшего брата. Одели и поставили на лёд. Тоже стал защитником, как папа, — рассказывает мама Алексея Екатерина Траханова. — И играет в свитере с отцовским номером 3».
Как вспоминает Екатерина, когда младший сын ещё только пришёл в «Янтарь», у его команды была товарищеская игра с «Крыльями Советов» и на лёд вышли сразу два хоккеиста Траханова — за «Крылья Советов» на тот момент выступал и сын двоюродного брата Павла Траханова, Дениса.
«Паша всегда негласно с нами. До сих пор, к примеру, за рулём едешь — и дети такие: «Сейчас бы и папа так ехал!» — делится Екатерина Траханова. — Он любил скорость, её все хоккеисты, наверное, любят».
Павел и Екатерина познакомились, когда учились в одной в спортивной школе, где будущая жена хоккеиста занималась художественной гимнастикой.
«Практически с окончания школы мы и вместе — мне было 18, а ему 19 лет. Так и прожили вместе 15 лет. Всё то время, что мы могли провести вместе, мы проводили по максимуму, — вспоминает Екатерина Траханова. — Замуж я больше не вышла: заменить Пашу невозможно, а того, кто будет хуже, мне не надо».
По воспоминаниям вдовы хоккеиста, пик карьеры у Павла Траханова был уже позади, поэтому подписать контракт с клубом уровня «Локомотива» в солидном для профессионального спортсмена возрасте 33 лет считалось большой удачей.
В Ярославль Трахановы поехали вместе. По словам Екатерины, сумки с вещами для разъездов она практически не разбирала: как только муж получал новый контракт в другом городе, семья перебиралась следом за ним.
«Он только-только подписал контракт и съездил на первый предсезонный сбор «Локомотива», — говорит Екатерина. — Пашу ввели в команду, он со всеми познакомился, встретил там Мишку Баландина, с которым раньше играл в «Атланте». И вот в Минске должна была быть первая игра».
Накануне вылета команды в Белоруссию Екатерина с детьми вернулась в Москву, а о случившемся узнала от матери Павла, когда гуляла с сыновьями: «Дальше всё как в страшном сне… Опознавать Пашу не пришлось — его мама сдавала анализ ДНК. Тело отдали в закрытом гробу — после катастрофы от мужа мало что осталось. Я и сейчас бываю в Ярославле только раз в год — на ту самую годовщину. Первый год после катастрофы вообще не помню. Потом дети как-то помогли вернуться в прежнюю жизнь своими занятиями. Друзья поддерживали, ребята-хоккеисты, Пашин агент. Вытягивали, можно сказать: то в ресторан позовут, то ещё куда. Волей-неволей соберёшься, чтобы достойно выглядеть. Хотя бы на людях».
11 лет назад авиакатастрофа уничтожила российскую хоккейную команду
Хотя все слышали о мюнхенской авиакатастрофе 6 февраля 1958 года, когда рейс BEA 609 потерпел крушение во время третьей попытки взлета с покрытой слякотью взлетно-посадочной полосы в Мюнхене. , кто из вас слышал о рейсе 9633 ЯК-Сервис? В отличие от Великобритании, где царит футбол, хоккей с шайбой — самый популярный вид спорта в России, за которым следят миллионы людей.
Пассажирский трехмоторный среднемагистральный пассажирский самолет Як-42 разработки середины 1970-е годы. Изображение: GCmaps.
11 лет назад, в среду, 7 сентября 2011 года, хоккейная команда «Локомотив-Ярославль» ехала из аэропорта Туношна (IAR) в аэропорт Минск-1 (МХП) в Беларуси на матч, посвященный открытию сезона 2011–2012. В то время «Локомотив Ярославль» был одной из лучших хоккейных команд России. Для 554-километрового путешествия в Беларусь «Локомотив Ярославль» зафрахтовал восьмилетний Яковлев Як-42Д с регистрационным номером RA-42434.
До взлета все выглядело нормально
Рейс 9633, выполняемый чартерной компанией «ЯК-Сервис», въехал на взлетно-посадочную полосу 05/23 на РД 5, расположенную в 980 футах от порога взлетно-посадочной полосы. Взлетно-посадочная полоса 05/23 имела длину 9800 футов, а это означало, что у трехмоторного самолета было 8900 футов для разбега. Пилоты установили закрылки на 20 градусов (взлетное положение) и стабилизатор на -8,7 градусов (нос вверх).
После контрольной проверки самолет разогнался до 140 миль в час, но не смог взлететь. При идеальных погодных условиях в аэропорту Туношна самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, разогнавшись до конца взлетно-посадочной полосы на 1300 футов и, наконец, взлетев. Затем ЯК-42 врезался в антенную мачту на высоте 20 футов над землей. После удара самолет отклонился влево и упал на берег реки Туношонка в 1,9 км от конца взлетно-посадочной полосы. Из 45 пассажиров и членов экипажа выжил только один человек.
В авиакатастрофе погиб игрок международной сборной Словаля и трижды звезда НХЛ Павол Демитра. Фото:
Мариан 2 через Wikipedia Commons.
Свидетели крушения по-разному рассказывают о том, что самолет загорелся после удара о мачту, а двигатели заглохли незадолго до удара.
Расследование
Сразу после авиакатастрофы Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начал расследование обстоятельств авиационного происшествия. Самописцы полетных данных были восстановлены, и были взяты пробы топлива, которые оказались в порядке. Бортовые самописцы показали, что триммерный горизонтальный стабилизатор самолета был установлен на 8,7 градуса «носом вверх», а его закрылки находились во взлетном положении на 20 градусов. После осмотра всех трех двигателей было установлено, что до удара мачты они работали исправно. Первоначальные результаты показали следующее:
- Двигатели работали правильно
- Погода не сыграла роли в крушении
- Пилоты провели надлежащие проверки, в том числе рули
- Взлетный вес был меньше максимально допустимого
- Закрылки были установлены в правильное положение для взлета
14 сентября 2011 года московская газета сообщила, что во время взлета был включен стояночный тормоз. Эта теория позже была опровергнута экспертами, которые утверждали, что если бы тормоз был включен, на взлетно-посадочной полосе остались бы следы заноса и куски резины.
Виновата ошибка пилота из-за отсутствия подготовки
После долгих анализов и спекуляций в прессе следственный комитет опубликовал свой окончательный отчет 2 ноября 2011 года. Комитет установил, что Як-Сервис не смог обучить свои Як- 42 экипажа правильно и экипаж не смог правильно рассчитать взлетные параметры. В нем также говорилось, что пока один из пилотов увеличивал тягу, другой затормозил самолет. У второго пилота в организме также был обнаружен фенобарбитал, запрещенный наркотик.
Пэт самолета попал в реку Туношонку, приток Волги. Фото:
MAK через Wilimedia Commons.
Следователи также установили, что у обоих пилотов были поддельные документы о том, что они прошли необходимую подготовку на Як-42.
Детройт Ред Уингз: В авиакатастрофе погибли Брэд МакКриммон, Руслан Салей и Стефан Лив | Новости, результаты, основные моменты, статистика и слухи
Джейми Сабау/Getty Images
Среди того, что уже было трагическим летом для НХЛ, сокрушительный удар был нанесен самой игре и Детройт Ред Уингз в частности.
Этим летом силовики Дерек Бугаард, Рик Рипьен и Уэйд Белак умерли от очевидных самоубийств, связанных с непрекращающейся борьбой с депрессией.
В то время как лига, игроки и болельщики все еще ищут ответы на вопрос, что можно сделать, чтобы предотвратить подобные трагедии в будущем, еще более крупная трагедия оказалась в центре внимания.
37 игроков команды Континентальной хоккейной лиги «Локомотив» погибли во вторник во время полета на матч открытия сезона с минским «Динамо», когда их самолет разбился вскоре после взлета.
Среди погибших была бывшая звезда НХЛ Павол Демитра и несколько бывших игроков НХЛ, в том числе Йозеф Васичек, Карел Рачунек и Карлис Скрастиньш.
Тем не менее, Detroit Red Wings, похоже, единственная команда НХЛ, которая сильнее всего связана с этой трагедией.
Трех бывших игроков Детройт Ред Уингз больше нет.
Брэд МакКриммон был защитником «Ред Уингз» с 1990 по 1993 год и фактически был первым партнером нынешнего капитана «Детройта» Никласа Лидстрома.
МакКриммон вернулся в команду в сезоне 2008-09в качестве помощника тренера, которому поручено управлять оборонительным корпусом команды.
Ранее этим летом пути команды и МакКриммона полюбовно разошлись, что позволило ему продолжить работу главного тренера в КХЛ.
Долгосрочные планы МакКриммона заключались в том, чтобы занять должность главного тренера в НХЛ, и он рассматривал свою работу в КХЛ как шаг к достижению этой цели.
Прошлым летом Руслан Салей подписал контракт сроком на один год, который заполнил пустоту, оставленную Андреасом Лильей.
Салей взял на себя роль шестого защитника и в достойном сезоне показал себя надежным защитником с домашней статистикой.
У Салея была история с главным тренером «Детройта» Майком Бэбкоком, поскольку он был защитником «Майти Дакс» из Анахайма, когда Бэбкок работал в той же команде.
В марте Салей провел дополнительное время со своей семьей, которая осталась в Анахайме даже после того, как он покинул Ducks, так как его жена родила третью дочь в семье.