Айртон сенна как погиб: причины гибели, фото происшествия :: Autonews

Содержание

причины гибели, фото происшествия :: Autonews

29 лет назад, 1 мая 1994 года, произошла самая загадочная и необъяснимая авария за всю историю Формулы-1. Легендарный гонщик Айртон Сенна, находясь на пике карьеры, врезался в бетонные ограждения на скорости более 200 километров в час. Медики сделали все от них зависящее, но легендарного спортсмена спасти не удалось: Сенна получил травмы, несовместимые с жизнью. В годовщину самого черного дня в истории автогонок, как его назвали журналисты, мы попытались воспроизвести события Гран-при Сан-Марино 29-летней давности.

28 апреля — Сенна прилетает в Италию

adv.rbc.ru

11:00 Адриана Галисто, подруга Сенны, собирает сумку возлюбленному. Вещей у Айртона не слишком много: гонщик не любил выделяться. Пара сменных футболок, белье и Библия — с таким набором Айртон отправлялся на большинство Гран-при.

13:00 Сенна выходит из дома, рядом с которым уже припарковано такси до аэропорта. Регулярными рейсами гонщик не летал из-за требований безопасности в команде Williams, за которую выступал. Вот и в этот раз Айртон воспользовался собственным восьмиместным самолетом British Aerospace HS125.

18:00 Самолет гонщика приземляется в итальянском городке Форли. Сенна прилетел в Италию раньше многих членов команды из-за того, что у него было несколько обязательств по рекламным контрактам. В Италии Сенна должен был присутствовать на премьере нового бренда, под которым выпускали велосипеды — Senna.

22:00 Сенна заселился в гостиницу Castello, в которой обычно останавливается McLaren. С этим отелем у него связаны самые яркие впечатления еще во времена его выступлений именно за McLaren.

29 апреля — Сенна на секунду быстрее соперников

01:30 Поужинав, гонщик отправляется в номер. Сенна, часто страдающий бессонницей, редко засыпал раньше двух часов ночи. Этот раз исключением не стал — заснул Айртон только в начале третьего.

09:00 Свободные заезды начинаются рано — уже в девять часов. Сенна смог показать лучший круг, почти на секунду опередив ближайшего преследователя.

13:04 Квалификационные заезды начинаются с первой аварии в черный уик-энд. Рубенс Баррикелло по необъяснимым причинам вылетает с трассы и врезается в ограждение. Пилот экстренно госпитализирован, а квалификация прервана. Сенна, едва узнав об аварии, решает покинуть автодром — гонщик направляется в больницу. Спустя несколько лет Барикелло еще не раз вспомнит тревожные глаза Айртона, когда тот увидел его под капельницей.21:00 Ужинают члены команды в полном молчании. Сенна, уткнувшись в бумажник, рассматривает фотографии возлюбленной — Адрианы Галисто.

30 апреля — первая жертва Гран-при

12:00 Вторая квалификационная сессия в самом разгаре. Сенна, которому удалось полностью переключиться на гонку и на время забыть о вчерашнем происшествии, улучшает результаты круг за кругом.

13:12 Автодром в Сан-Марино погрузился в тишину. В это поверить было невозможно: ровно через 24 часа на трассе происходит еще одна авария. На этот раз, с летальным исходом. Роланд Ратценбергер, разогнав болид практически до предельной скорости, врезался в ограждение.

13:20 Сенна до последнего не может поверить в то, что произошло. Он садится в машину безопасности и лично направляется к месту трагедии.

15:10 Квалификационные заезды возобновляются, но большинство гонщиков решают прекратить сессии. Сенна — в их числе.

1 мая — удар на скорости 209 км/ч

09:30 По инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков. На нем пилоты договорились о создании рабочей группы по безопасности.

13:00 До основной гонки остается ровно час. Сенна, который умело выходил из трудных ситуаций, на этот раз, по признанию партнеров, спасовал. По его лицу было видно, что желания принимать участие в гонке у него абсолютно нет.

14:17 Спустя 17 минут после старта произошла третья авария. Та, которую назовут самой необъяснимой в истории Формулы-1. Проходя скоростной поворот, Сенна врезался в отбойник на скорости более 300 километров в час. Болид откинуло в сторону заграждений. В момент столкновения скорость составляла около 209 километров в час.

14:19 Гонка прервана. Кадры, на которых видно, как пилота достают из искореженного болида, облетели весь мир. Домработница в доме Сенны в Португалии потом будет вспоминать, как девушка пилота вскрикнула: «На самом деле, это хорошо. Наконец-то Айртон приедет домой раньше, чем обычно». Но уже через считанные минуты она поняла, насколько серьезно столкновение.

14:22 К месту аварии подъезжает профессор Сид Уоткинс — один из лучший врачей тех времен. У Сенны раздроблен череп, а из-под шлема, не переставая, сочится кровь. Консилиум врачей понимает: пилота уже не спасти.


14:25 Тем временем в паддоке Берни Экклстоун принимает решение, которое потом еще долго будут обсуждать на разных уровнях: Гран-при Сан-Марино будет возобновлено.

14:57 Спустя 40 минут после трагедии был дан рестарт. В той гонке победил Михаэль Шумахер, который позже признался, что это самая горькая победа в его жизни. «Ничего более кошмарного, чем в тот день, я не испытывал», — сказал спортсмен.

3 мая — первая версия гибели Сенны. В нее не верят

Первая версия произошедшего, которую стали активно обсуждать в печати, заключалась в ошибке пилота — потере управления. Однако спустя несколько дней во всем начали обвинять трассу в Имоле. Дело в том, что покрытие незадолго до гонки там было обновлено, и многие команды жаловались на плохое сцепление. Из-за этого часто снижали давление в шинах.

19 мая — появляется новая версия причины смерти Айрона Сенны

В качестве новой причины аварии стали рассматривать возможность прокола шин, который мог произойти из-за наезда на обломки от столкновения других болидов. Однако технические экспертизы это предположение не подтвердили.


Январь, 1995 год — объявлена официальная причина аварии

Через несколько месяцев после аварии была названа ее официальная причина. Сенна потерял управление над болидом из-за поломки рулевой колонки. Смертельные ранения гонщику нанес рычаг подвески, который после удара об отбойник отлетел прямо в шлем пилота.

Декабрь, 1997 год — обвиняемые оправданы. Конструктор болида Сенны построит еще 10 чемпионских машин

Суд оправдал бывшего главного конструктора Williams Эдриана Ньюи и официальных представителей автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Погги в связи с отсутствием доказательств вины.С 1994 года на болидах Формулы 1, которые сконструирует Ньюи, различные пилоты еще 10 раз выиграют чемпионские титулы.

авария и гибель легендарного гонщика


  • 19.01.2022
  • /


  • Автоспорт,
    Автоспорт
  • /



  • Анна Криворучко

Айртон Сенна да Силва родился в бразильском городе Сан-Паулу 21 марта 1960 года. Сын обеспеченных родителей «горел» гонками с самого детства и уже в 4 года сел за руль карта. С тех пор его жизнь изменилась. Он грезил автоспортивными состязаниями, мечтал стать лучшим и был готов на всё ради победы. На трассе Сенна забывал о страхе и сомнениях, превращался с машиной в одно целое и показывал феноменальные результаты. Айртон мог извлечь из техники невообразимо далеко запрятанные резервы и заставить превзойти свой потенциал.



Дорога в большие гонки


В 17 лет он стал чемпионом Южной Америки по картингу. Это открыло дорогу в Европу, где Сенна начал свой путь к «Формуле-1». Он выиграл дебютный сезон в британской «Форму-ле-Форд 1600», в 1982 году взял чемпионский титул сразу в двух сериях «Формулы-Форд 2000» — европейской и британской. В следующем году гонщик перешёл в британскую «Формулу-3», где доминировал весь сезон, закончив его на первой строчке с тринадцатью победами в активе. Параллельно с «младшим» чемпионатом Сенна тестировал машины нескольких команд «Формулы-1» и под конец сезона смог получить место боевого пилота.


Дебют в «Формуле-1»


Айртон дебютировал за рулём болида небольшой команды Toleman, которой в сезоне 1984 года удалось построить неплохую машину. Она не могла напрямую конкурировать с доминировавшими на тот момент McLaren и Williams — шасси позволяло бороться за очки лишь на некоторых трассах. Но за рулём оказался Сенна. Он не мог довольствоваться просто финишем в шестёрке сильнейших (в те годы очки получали только первые 6 пилотов). В дождевом Монако победа ускользнула из-за остановки Гран-при и первого триумфа в сезоне не случилось. Зато было ещё два подиума — оба бронзовые. По итогам сезона дебютант занял девятое место в личном зачёте. Чемпионом стал Ники Лауда, а будущий заклятый соперник Сенны Ален Прост занял второе место.



Первая победа


Сезон 1985 года Сенна начал в команде Lotus, не без скандала расставшись с Toleman. В этом году состоялась его дебютная победа. Айртон выиграл Гран-при Португалии с «поула», но из-за проблем с надёжностью болида повторить успех удалось всего один раз — на этапе в Бельгии. По итогам «неровного» сезона бразилец остался лишь четвёртым. Следующий сезон оказался чуть более стабильным для машины, но скорости болида для реальной борьбы с лидерами не хватало. Итог: повторение результата прошлого года и большие надежды на следующий год. Смена моториста должна была пойти команде на пользу, но чуда не произошло. Отчаянная борьба за вице-чемпионство была проиграна после финиша Гран-при Австралии. Машину дисквалифицировали из-за несоответствия системы охлаждения тормозов техническому регламенту, а времени отыграться не было —гонка в Аделаиде закрывала сезон. Контракт с Lotus истёк и обидное третье место в личном зачёте только укрепило желание Айртона покинуть команду. Тем более, что предложение от легендарной британской «конюшни» было уже в кармане.



Путь в McLaren


С 1988 года Айртон Сенна начал творить историю вместе с McLaren. Он заменил шведского гонщика Стефана Юханссона и получил в напарники рекордсмена по количеству побед, двукратного чемпиона мира Алена Проста. Команда доминировала в сезоне и выиграла 15 гонок, упустив победу только в одной. На долю Проста пришлось семь триумфов, а у Сенны было на один победный кубок больше. По итогам сезона Айртон превзошёл напарника и впервые стал чемпионом мира «Формулы-1».

Следующий сезон ещё больше накалил отношения между пилотами. Сенна и Прост ожесточённо боролись за чемпионство. Кульминацией стала авария на Гран-при Японии: на гонку в Сузуку Прост прибыл лидером чемпионата, имея весомые 16 очков преимущества. Он сумел захватить лидерство, стартуя со второй позиции на стартовом поле и лидировал 45 кругов. Айртон нагнал соперника и атаковал по внутренней траектории, но Ален был не готов уступать. В итоге болиды столкнулись и остановились на обочине



Прост покинул кокпит, а Сенна, воспользовавшись помощью маршалов, смог завести машину, срезал поворот и отправился в боксы за новым передним крылом. Бразилец выиграл эту гонку, но после финиша судьи исключили его из протоколов. Эксперты до сих пор расходятся во мнении относительно виновника инцидента, но так или иначе решение судей тогда решило судьбу титула. Несмотря на протесты руководителя команды Рона Денниса, стюарды не изменили решения и по итогам сезона француз стал чемпионом в третий раз. На этом карьера Проста в McLaren была окончена. Он не смог смириться с навязываемой ролью «второй скрипки» и фаворитизмом Денниса по отношению к бразильцу, покинув коллектив и перейдя в Ferrari. Сенна остался главной и единственной звездой британского коллектива.



Сезон 1990 года вновь прошёл под эгидой соперничества француза и бразильца. И снова Сузука, и снова столкновение в борьбе за чемпионский титул. В этот раз Сенна абсолютно намеренно протаранил болид Ferrari, и благодаря двойному сходу он обеспечил себе первую строчку в личном зачёте и звание двукратного чемпиона «Формулы-1».



Машина красной «конюшни» в 1991 году откровенно не удалась, а вот Williams смогли построить действительно конкурентоспособный автомобиль и навязать борьбу McLaren. Найджел Мэнселл проиграл старт чемпионата, но в середине сезона смог выровнять положение и подобраться к Айртону. В третий раз подряд гонка в Японии предрешила исход чемпионата: Мэнселл стартовал вторым, Сенна — с поула. Найджел не смог отыграть позицию, «застряв» за бразильцем. При попытке обгона британец допустил ошибку, потерял управление над болидом и сошёл с дистанции. Сенна оформил третье чемпионство на следующем этапе в Австралии.



В 1992 году всё резко изменилось. Присоединившийся к Williams перед прошлым сезоном Эдриан Ньюи сумел создать инженерный шедевр, обеспечив Найджела Мэнселла болидом, которому не было равных. В то же время Айртон Сенна «заскучал» без сражений с Аленом Простом. Без сильного соперника рядом он потерял мотивацию и не смог навязать борьбу в чемпионской гонке, закончив сезон на втором месте.



Следующий год ознаменовался «качелями» как для McLaren, так и для Сенны. «Конюшня» потеряла своего поставщика моторов — Honda покинула «Формулу-1». Переговоры с Renault закончились провалом. Последней «соломинкой» стали моторы Ford — Рон Деннис был вынужден согласиться на них. Это решение далось команде нелегко, ведь спецификация силовой установки изначально ставила McLaren в проигрышное положение. Ford работал с Benetton, за рулём которого блистал Михаэль Шумахер, и более мощные агрегаты поставлялись именно им. В свою очередь, Айртон не хотел выходить на старт, заранее зная о неминуемом поражении. Он пытался получить место в Williams, но владелец команды уже отдал место Алену Просту. Поэтому к началу сезона подписанного контракта у бразильца на было. Несмотря на недостаток мощности, команде удалось построить удачное шасси, подходившее Айртону, и Сенна дал шанс команде. Начало сезона вышло впечатляющим: второе место в ЮАР, долгожданная победа в Бразилии, невероятный триумф в Лестершире, победа в Монако. Он почувствовал уверенность и решил остаться с командой до конца сезона. К этому моменту Прост сумел адаптироваться к активной подвеске болида Williams, «вкатился» и сумел раскрыть потенциал машины. Борьба за чемпионство оказалось неравной. Сенна смог выиграть в Японии и Австралии, но остался вторым в чемпионате. Прост взял реванш за предыдущие поражения и завоевал четвёртый титул.



Айртон устал смотреть в спину Williams и хотел оказаться за рулём чемпионского болида. Одновременно с этим было очевидно, что Прост находится не в лучшей форме и его карьера неминуемо клонится к закату. Француз не хотел Сенну в напарники, но руководство команды не могло позволить себе упустить лучшего пилота в пелетоне. В итоге Прост принял далеко не самое худшее решение — он объявил о завершении карьеры и покинул кокпит чемпионом мира. Занявший третье место в личном зачёте Дэймон Хилл остался в команде, а место Алена Проста в роковом сезоне 1994 занял Айртон Сенна.


1994 год: как это было


Разработка гоночного болида идёт по пути эволюции. Иногда эта дорога быстро приводит к успеху, иногда заводит в вязкое болото, из которого потом невозможно выбраться. Но чаще всего путь петляет, заводя то на самую вершину, то в глубокий овраг. За три года стараниями Патрика Хэда и Эдриана Ньюи Williams сумели выбраться из «ямы». Несравненная аэродинамика вкупе с активной подвеской делали шасси практически эталонным. Всему этому великолепию вторил десятицилиндровый V-образный мотор Renault, выдававший мощность в 790 лошадиных сил. Обилие электронных систем позволяло гонщикам лучше контролировать автомобиль и пилотировать за гранью человеческих возможностей. Такой была FW14 1993 года и её преемница — FW16 обещала быть ещё совершеннее, пока в дело не вмешалась политика и командный менеджмент.



В те годы одной из любимых шуток в паддоке была расшифровка аббревиатуры международной автомобильной федерации FIA как Ferrari International Aid (всемирная помощь Феррари). Эта команда действительно имела огромное влияние на федерацию и пользовалась своим привилегированным положением. Они не смогли заставить инновационную подвеску правильно работать на своём болиде, ожидаемого прогресса в работе с электронными ассистентами тоже не добились. Последним шансом вернуться в борьбу были протесты и требования о смене регламента. Ferrari им воспользовались, а руководство FIA и «Форму-лы-1» сочли, что запрет на использование высоких технологий пойдёт на пользу автоспорту. Таким образом, под запрет попало множество технологий, внедрённых командами: активная подвеска, ABS, трекшн-контроль, электронный усилитель руля, подруливающая задняя ось, launch control, усилитель тормозов и CVT-коробка передач. Это болезненно ударило по многим командам, но Williams пострадал больше других.

В аэродинамической трубе всё выглядело неплохо, но на предсезонных тестах стало очевидно, что с управляемостью есть серьёзные проблемы. Болид был непредсказуем, а на кочках становился практически неуправляем. Картина перед началом сезона выглядела тревожно, дело осложнилось и тем, что Айртону было неудобно в кокпите. Кресло и руль оказались слишком низко, но изменить конфигурацию уже не могли. Одновременно с этим серьёзно прибавил Benetton. Команда Михаэля Шумахера добилась ощутимого прогресса в межсезонье, и всё говорило о том, что они навяжут борьбу Williams.

Команда Сенны искала решение проблемы, но до начала сезона оставалось слишком мало времени. Коллектив и пилоты оказались под невероятным психологическим прессингом, но исправить ситуацию пока не могли.



Чемпионат открывала гонка в Бразилии. Сенна, подстёгиваемый родными трибунами, выиграл квалификацию. Старт прошёл успешно. и он лидировал на протяжении 21 круга, но после пит-стопа потерял лидерство. Следующие 34 круга прошли «на хвосте» у Шумахера. В последнем повороте 56 круга при очередной попытке атаки что-то пошло не по плану. Нервная машина и кочковатый «Интерлагос» сделали своё дело, и манёвр кончился разворотом. Гонка была проиграна, всю вину за это перед командой и болельщиками Айртон взял на себя.

Сенна был героем своей нации — вся Бразилия ему практически поклонялась. Он привык быть лучшим, привык побеждать, привык вести за собой миллионы человек. Всегда безраздельно верящий в свою исключительность, ориентирующийся только на собственное понятие правды и чести, сконцентрированный на результате и готовый отдать всё ради победы. Этот человек со стальным характером, кажется, был абсолютно неуязвим, но на этом Гран-при в нём вдруг что-то сломалось.



Следующая гонка должна была состояться на новой трассе в Аиде. Несмотря на проблемный болид, Сенна вновь выиграл квалификацию. Гран-при Тихого океана обещал быть непростым, но Williams надеялись на хорошие очки. Однако удача окончательно отвернулась от бразильца — он сошёл в первом же повороте после того, как Микка Хаккинен поддел машину сзади. Болид развернулся и вылетел с трассы. Машина остановилась в гравийной ловушке и не смогла самостоятельно выехать. Сенна остался на посту маршалов, наблюдая за тем, как Шумахер мчится к победе.



Задумывался ли он в тот момент о правильности выбора, ведь перед началом сезона его хотел заполучить не только Williams? Скорее всего, да, но одна вещь заботила Сенну больше. Это звук двигателя Benetton. Сенна был уверен в том, что на болиде соперников активно работает трекшн-контроль. Он сообщил об этом команде после гонки, но на то, чтобы доказать «нелегальность» машины и добиться её дисквалификации нужно время, которого у Williams не было.



Коллектив бросил все силы на поиск проблемы с управляемостью. Тесты на трассе «Ногаро» подтвердили худшие опасения конструкторов. На кочках и высокой скорости передние колёса практически отрывались от асфальта, машина вибрировала и переставала слушаться руля. Проблему попытались найти в передней части. Носовой обтекатель оказался в порядке, а вот детальное изучение воздушных потоков под днищем указало на корень всех бед. Срыв под передним краем бокового понтона разрушал всю аэродинамику и диффузор становился абсолютно бесполезным. Это не позволяло в полной мере использовать граунд-эффект и не давало болиду «прилипать» к земле. Эту проблему было сравнительно несложно решить. Достаточно было укоротить боковые понтоны, таким образом воздушные потоки можно было стабилизировать и исправить плохие манеры болида. Разработкой новых деталей занялись незамедлительно. Компоновка силовых агрегатов оставалась нетронутой, так что задача выглядела более чем решаемой, но к следующему этапу успеть было невозможно. Между гонками было всего 2 недели. Но была одна доработка, которая всё же появилась на машине Сенны — она касалась рулевого управления. Айртон попросил изменить компоновку рулевого управления. За неимением комплексного решения большой проблемы, инженеры пошли ему на уступку.



Диаметр руля уменьшили, а рулевую колонку удлинили. Необходимо было остаться в рамках рамок технического регламента, поэтому, чтобы оставить нужные зазоры, рейку наращивали с помощью трубы меньшего диаметра. Никаких проверок безопасности, никаких дотошных расчётов. Нужно было просто успеть закончить всё к этапу. Пилоты отправлялись в Имолу.

Третий этап чемпионата с самого начала походил на кровавый театр абсурда. Все началась с пятничной предквалификации. В повороте Варианте-Басса Jordan бразильца Рубенса Барикелло подскочил на поребрике и взмыл в воздух, перевернувшись на ребро. Болид врезался в ограждение на скорости около 225 км/ч. Барикелло потерял сознание. Нос был сломан о шлем, а язык заблокировал дыхательные пути. Медицинская машина подоспела вовремя, гонщику успели оказать первую помощь и вертолётом доставили в больницу.



После этого инцидента Сенна больше не был похож на себя прежнего. Всегда отстранённый и надменный, в тот момент он предстал перед миром в совершенно незнакомом образе. Взволнованный, расстроенный, отстранённый и уязвимый. У него практически не было друзей среди гонщиков, ведь это спорт одиночек, но в этот раз трагедия была слишком близко. Он отправился в больницу, когда Барикелло очнулся, Айртон был рядом с его кроватью.

В эту же пятницу в атмосфере общей нервозности молодая команда Simtek пытается решить проблему с хрупким креплением переднего крыла на своём болиде. На тренировке кронштейн треснул и элемент просто оторвался, всё нужно было исправить к квалификации. Времени было мало, инженер команды общался со спонсорами и менеджер команды Чарли Муди обратился к значительно более опытному Ньюи за помощью. Не зная устройства машины, один из главных творцов FW16 не смог предложить какое-либо решение.

Перед квалификацией Сенна просит передать привет «своему дорогому другу Алену Просту». Бывшим соперникам больше нечего делить, Айртон готов побить все рекорды француза, но при этом относится к нему с большим уважением и скучает по жарким схваткам на трассе. Такая сентиментальность — тревожный звонок. Потом многие будут говорить, что это было скорее похоже на прощание.



Тем временем Simtek не решили проблему с дефектными креплениями. Роланд Ратценбергер пытается уйти с последнего места и идёт на ещё один быстрый круг. В повороте, названном в честь погибшего гонщика Жиля Вильнёва, на скорости около 300 км/ч переднее крыло Роланда надломилось. Болид разом потерял прижимную силу и подлетел на поребрике. Предотвратить аварию было уже невозможно. На полном ходу Ратценбергер врезался в бетонное ограждение. Шансов выжить не было, от перегрузки разорвало внутренние органы, хотя внешние повреждения были практически незаметны. Сенна оказался на месте аварии одним из первых, прибыв к искорёженному болиду Simtek на медицинской машине вместе с врачом. Роланд был одним из его близких друзей, и Айртон видел как он погиб.



Сенна не продолжал участие в квалификации, но показанного времени хватило для поула, Шумахер — второй.

Сид Уоткинс (официальный гоночный врач «Формулы-1») был близок с Сенной и просил отказаться от участия в роковом Гран-при Сан-Марино. Уоткинс видел, что Айртон разбит и подавлен, он боялся, что несокрушимый Сенна пал и не сможет сконцентрироваться. Сам же бразилец несмотря на сомнения остался верен себе — «Я должен гоняться».



В воскресенье 1 мая 1994 года все уцелевшие пилоты вышли на старт Гран-при Сан-Марино. Старт дан, машины срываются с места. Неподвижным остаётся только Benetton Джей-Джея Лехто. Очень опасная ситуация, и она не проходит без последствий. Сзади заглохший болид таранит Lotus Педро Лами. Обломки летят на трибуны, несколько зрителей серьёзно ранены, гонщики самостоятельно покидают разбитые машины. На трассе появляется автомобиль безопасности, трассу чистят на протяжении пяти кругов.



Safety car везёт пелетон очень медленно, моторы греются, температура резины стремительно падает, прогреть её на такой скорости невозможно. Вся стартовая прямая засыпана кусками стеклопластика, приходится проезжать прямо по ним. На шестом круге дан рестарт «с хода». Айртон Сенна впереди, Михаэль Шумахер на втором месте, разница меньше секунды. Перед поворотом Тамбурелло из-под Williams летит сноп искр — это днище задевает кочки. Внешняя траектория ровнее, все едут по ней, но Сенне нужно удержать Шумахера позади, и он ныряет внутрь на апекс. Там друг за другом два бугра, но выход получается быстрее, это помогает сохранить преимущество и не подпустить преследователя на дистанцию атаки.



Седьмой круг, пилотов разделяет несколько корпусов, из-под машины Айртона снова летят искры. На капитанском мостике не понимают, почему это происходит, шины уже должны были прогреться, набрать давление и приподнять днище над землёй. Причину «фейерверков» так никогда и не узнают. Пилоты снова приближаются к Тамбурелло. На коротком «прямике» болиды разгоняются почти до 300 км/ч, заднюю часть Williamsа Сенны резко бросает вправо. Пилот частично отпускает газ и пытается скорректировать скольжение рулём, вывернув колёса в сторону заноса. Это не сработало — машина неуправляемо мчится в стену, тормоз выжимается «в пол», но уже поздно. FW16 бьётся в стену на скорости больше 200 км/ч, бешеная перегрузка, после удара голову гонщика откидывает назад, шея бьётся о подголовник.



Правые колёса оторваны, вокруг разлетаются обломки кузова и подвески. Один из них разбивает визор, другой — пробивает шлем. Искорёженная груда металла замирает. Сенна не двигается. Гонка остановлена, к месту аварии спешит медицинский автомобиль. Вертолёт прессы ловит кадр, на котором голова гонщика резко подаётся вперёд. Зрители выдыхают, значит Сенна жив. Более осведомлённые люди вздрагивают, понимая, что это судорога.



Айртона достают из остатков болида и грузят в вертолёт, на асфальте остаются пятна крови. На другом берегу океана его девушка Адриана видит аварию в прямом эфире. Она радуется, что после долгой разлуки Айртон вернётся домой пораньше. Частный самолёт уже ждал его в аэропорту.

Обломки убирают, гонка возобновляется. О текущем положении дел никто не знает. Никто не верит в то, что травмы оказались настолько серьёзными.



В вертолёте сердце Сенны остановилось — его удалось реанимировать. Уже в больнице провели сканирование головы, мозг был повреждён, ничего сделать уже нельзя. Вскоре сердце гонщика снова «встало», врачи заставили его биться и подключили к аппаратам жизнеобеспечения. В 18.40 Айртонна Сенну отключили от аппаратов и официально объявили о его смерти.

В кокпите разбитого болида нашли австрийский флаг. После победного финиша гонщик хотел почтить память погибшего в квалификации Роланда Ратценбергера.


Причины аварии


Самая распространённая теория причины аварии заключается в отказавшем рулевом управлении. При исследовании практически кустарно удлинённой колонки на ней обнаружили трещину — именно в том месте, где она была искусственно заужена. Но действительно ли болид лишился руля? Разрушение рейки никак не может объяснить срыва задней оси. В случае отказа этого элемента колёса просто встают прямо. Телеметрия же косвенно подтверждает, что гонщик реагировал именно на занос. Помимо процента использования газа датчики фиксировали и угол отклонения руля. Если верить системам, всё работало вплоть до того момента, пока Сенна не нажал на тормоз.

В причине возникновения скольжения задней оси можно попробовать разобраться, поискав подсказки на шестом и седьмом круге гонки. В момент рестарта резина была практически ледяной, давление упало и покрышки немного «подспустились». Это могло сильно занизить болид. Такая ситуация абсолютно нормальна, но за целый круг резина должна была достаточно прогреться для того, чтобы клиренс пришёл в норму. Этого почему-то не произошло. Тамбурелло — левый поворот и такой резкий срыв в противоположную сторону от апекса можно объяснить только медленным проколом колеса по правой стороне. Это легко могло произойти из-за проезда по обломкам. На и без того нервной машине покрышки перестали сопротивляться боковой перегрузке, одновременно с этим днище практически коснулось земли, и диффузор перестал генерировать прижимную силу. Воздушный поток сорвался, и задняя часть потеряла стабильность. К сожалению, оба правых колеса были полностью уничтожены в аварии, поэтому изучить их невозможно. Но даже если прокол действительно был, вопрос почему сам Айртон Сенна не смог «поймать» машину остаётся открытым. Вполне возможно, что рулевое управление отказало как раз в тот момент, когда гонщик компенсировал занос обратной рулёжкой. Такой вариант развития событий вполне вероятен, хотя выглядит как череда нелепых фатальных случайностей. Но есть и ещё одна версия. При обратном повороте руля (вправо) задние колёса могли неожиданно «зацепиться» за асфальт, и болид просто последовал вслед за рулём. То есть направо — прямиком в стену.



Трагические события произошли без малого 28 лет назад и официального заключения о причинах аварии всё ещё нет и, вероятно, никогда не будет. Но память об одном из величайших гонщиков современности жива. Для миллионов людей Айртон Сенна был и остаётся кумиром и примером для подражания, он вдохновляет своей целеустремлённостью и самоотдачей. На момент смерти ему было всего 34 года. Сенна многого не успел сделать, но навсегда оставил свой след в истории автоспорта и сердцах фанатов по всему миру.


Катастрофа и смерть Айртона Сенны

© Рено

Айртон Сенна погиб 1 мая 1994 года после того, как его Williams FW16 врезался в бетонный барьер, когда он лидировал на Гран-при Сан-Марино 1994 года.

Сенна скончался на следующий день после того, как австрийский гонщик Роланд Ратценбергер погиб, врезавшись на своей машине Simtek в стену во время квалификации, и через два дня после того, как Рубенс Баррикелло из Jordan зарезал бордюр и врезался в ограждение на 9-й минуте.5G, что привело к перелому носа и растяжению запястья.

Смерть Сенны и Ратценбергера стала первым случаем со смертельным исходом на этапе Формулы-1 после смерти Риккардо Палетти на Гран-при Канады 1982 года. Это побудило к внедрению новых мер безопасности в Формуле-1 и на трассах, а также к воссозданию Ассоциации гонщиков Гран-при.

Переход Сенны из McLaren в Williams

Сенна присоединился к Williams в 1994 году, проведя предыдущие шесть сезонов в McLaren, где он выиграл чемпионат пилотов в 1988, 1990 и 1991.

Уильямс боролся за титул в прошлом году с Аленом Простом, но француз решил уйти в отставку, открыв дверь Сенне, чтобы присоединиться к команде и партнеру Дэймону Хиллу.

В то время как Williams рассматривались как претенденты на титул, Сенна на предсезонных тестах отметил, что еще не смирился с машиной.

Эти проблемы были перенесены на начало сезона, поскольку бразилец неудачно стартовал в Формуле-1 после того, как не смог финишировать или набрать очки в первых двух гонках, несмотря на то, что в обеих занял поул-позицию.

В результате Сенна направился на Гран-при Сан-Марино, отстав от Михаэля Шумахера из Benetton на 20 очков.

Судьбоносный уик-энд Гран-при Сан-Марино начинается

Уик-энд начался плохо, когда Баррикелло разбился на гонке Variante Bassa China на скорости 225 км/ч.

Сенна вышел из своего автомобиля Williams и отправился на место аварии, где врач FIA Сид Уоткинс провел экстренную работу с Баррикелло, язык которого перекрыл ему дыхательные пути.

В конце концов Баррикелло пришел в сознание, так как у него был сломан нос и вывихнут запястье, хотя он не участвовал в оставшейся части гоночного уик-энда.

В субботу все стало еще хуже. Во второй квалификационной сессии днем ​​Ратценбергер врезался в бетонную стену на внешней стороне кривой Вильнёва на скорости 314 км/ч из-за подозрения на поломку переднего крыла. Сенна сел в учебную машину и прибыл на место происшествия, когда Ратценбергера увезли в машину скорой помощи.

Оттуда стало известно, что Ратценбергер скончался, а Сенна и нейрохирург Сид Уоткинс вместе покинули Медицинский центр. Уоткинс сказал Сенне, что ему больше не нужно участвовать в гонках, и предложил ему отказаться от гонок и пойти с ним на рыбалку, а бразилец заявил, что не может остановиться.

Сенна решил не участвовать в оставшейся части квалификационной сессии и не присутствовал на послеквалификационной пресс-конференции.

В воскресенье утром Сенна был быстрее всех на разминке на 0,9 секунды, а позже принял участие в брифинге пилотов с Герхардом Бергером. Участвуя в ссоре с официальными лицами гонки за реквизицию гоночной машины для посещения места аварии Ратценбергера, Сенна попросил австрийца выразить обеспокоенность по поводу присутствия гоночной машины во время круга формирования, поскольку ее единственная цель состояла в том, чтобы продвигать последние новости. Порше 911.

Затем Сенна встретился с другими гонщиками в попытке восстановить Ассоциацию гонщиков Гран-при, чтобы повысить безопасность в Ф1. Ему предложили взять на себя роль лидера, стартовавшего на следующей гонке в Монако.

Смертельная авария Сенны в Тамбурелло

Черная туча, нависшая над автодромом Энцо и Дино Феррари в тот уик-энд, продолжилась после того, как в день гонки загорелся зеленый свет. Педро Лами и Джей Джей Лехто попали в серьезную аварию, когда водитель Lotus врезался в заднюю часть заглохшего Benetton.

Обломки разлетелись повсюду и нанесли легкие ранения полицейскому и восьми зрителям. В результате столкновения сработала машина безопасности, за рулем которой находился немецкий гонщик Формулы-3 Макс Анджелелли.

Машина безопасности оставалась на трассе пять кругов, но Сенна остановился рядом с Opel Vectra, семейным седаном, жестом водителю прибавив скорости.

Гонка возобновилась на 6-м круге, Сенна лидировал, а Шумахер отставал от него на втором месте. На следующем круге Уильямс Сенны вылетел с трассы по прямой в Тамбурелло и врезался в участок незащищенного бетонного барьера.

Телеметрия показала, что Сенна вошел в поворот на скорости 309 км/ч, резко затормозил, дважды переключился на пониженную передачу, а затем врезался в стену на скорости 211 км/ч.

Удар оторвал переднее правое колесо и носовой обтекатель, прежде чем он остановился, а Сенна неподвижно находился в машине.

Правое переднее колесо оторвалось от удара и попало в кабину, тем самым задев переднюю правую часть шлема Сенны. Сам удар отбросил голову бразильца назад к подголовнику, вызвав переломы черепа.

Часть подвески, прикрепленная к колесу, также частично пробила его шлем и вызвала травму головы, а зазубренная часть стойки пробила забрало шлема чуть выше его правого глаза.

Любая из трех травм могла привести к его смерти.

Последствия аварии и объявление

Сразу после аварии Сенна сделал небольшое движение головой, что вызвало надежду относительно его травм.

Пожарные прибыли на место первыми, хотя им пришлось ждать медицинского персонала, который прибыл через несколько минут. Телевизионные репортажи с вертолета транслировались по всему миру, пока Сенне оказывали медицинскую помощь.

Нейрохирург Сид Уоткинс провел экстренную трахеотомию, чтобы обеспечить безопасность дыхательных путей. Уоткинс также очистил дыхательные пути, остановил кровоток, возместил потерянную кровь и иммобилизовал шейную область.

В то время как автомобиль Сенны в итоге погрузили на грузовик и вернули на пит-лейн, бразилец был доставлен в больницу Маджоре, где врачи доставили его в реанимацию.

Сердце Сенны перестало биться вскоре после 15:00 по местному времени, и врачи перезапустили его, но было принято решение не запускать его после очередной остановки в 18:37.

Доктор Мария Тереза ​​Фиандри, главный врач отделения неотложной помощи, наблюдала за гонкой из дома, но прибыла в больницу одновременно с Сенной. Фиандри стал ответственным за медицинские обновления для СМИ и общественности и примерно в 19:00 объявил, что Сенна скончался 20 минутами ранее.

Позже выяснилось, что в машине Сенны был найден свернутый австрийский флаг, так как он намеревался почтить память Ратценбергера после гонки.

Похороны Сенны в Бразилии

Смерть Сенны была признана национальной трагедией в его родной Бразилии, и правительство объявило трехдневный траур.

Похороны состоялись 5 мая 1994 года и транслировались в прямом эфире по бразильскому телевидению. Приблизительно 3 миллиона человек вышли на улицы Сан-Паулу, а на похоронах присутствовали многие видные деятели автоспорта.

Штаб-квартира Honda в Токио, где после каждой гонки выставлялись автомобили McLaren-Honda, была завалена цветами, несмотря на то, что Сенна больше не выступал за команду.

Повышение безопасности в F1

На следующей гонке в Монако бывший чемпион мира F1 Ники Лауда объявил о реформировании Ассоциации гонщиков Гран-при (GPDA).

Австриец был избран одним из представителей вместе с Шумахером, Бергером и Мартином Брандлом.

Немедленные изменения были внесены для Гран-при Испании и Канады, а затем последовали другие, включая улучшенные защитные барьеры, переработанные гусеницы и барьеры для шин, более высокие стандарты безопасности, более высокие пороги в кабине водителя и ограничение на 3-литровые двигатели.

Драйверы
Команды

Полная турнирная таблица

Полный календарь

Айртон Сенна, Анатомия аварии

Любимый, уважаемый и даже боготворенный, Айртон Сенна был одним из ведущих гонщиков мира на трассе Формулы-1, когда 1 мая 19 года он встретил смерть на трассе. 94.

34-летний бразилец пилотировал автомобиль Williams FW16 на Гран-при Сан-Марино в Имоле, Италия, когда он не смог свернуть за угол и врезался в бетонный барьер. При ударе передняя правая часть автомобиля была разбита, смертоносные снаряды попали ему в голову и он погиб.

Что заставило гонщика мирового класса потерять контроль над своей машиной? В конце концов, это был ясный день, и Сенна шел на седьмом круге и лидировал без машин на флангах.

КУПИТЬ- фотовыставка с автографом Айртона Сенны

На последующем судебном процессе итальянская прокуратура обвинила группу Williams в неисправности рулевой колонки, которая сломалась и сделала автомобиль неуправляемым всего за несколько секунд до удара. Уильямс утверждал, что рулевая колонка сломалась после аварии, а авария была вызвана другими силами.

Товарищ Сенны по команде, чемпион мира Деймон Хилл, полагал, что машина вылетела из-за ошибки водителя. Михаэль Шумахер, который преследовал по горячим следам сразу за Сенной в Имоле, сказал, что нервничал с первого круга и что его машина прыгала и тряслась на кочке, ведущей к роковому повороту.

В ведущем автоспорте, где опасность является частью гламура, Сенна был легендарным своей целеустремленностью и бескомпромиссностью. На момент аварии он уже был 3-кратным чемпионом мира (1988, 1990, 1991) с 41 победой в Гран-при и 65 поулами.

Трасса Сан-Марино, одна из самых быстрых в гонках Формулы-1, не была незнакомой для опытного гонщика. Он трижды преодолевал петлю длиной 3,14 мили с McLaren-Honda и теперь гнался за 4-м титулом с командой Williams-Renault.

Если вы делаете покупки на Amazon, поддержите нас в SPORTS HISTORY WEEKLY, нажав здесь, чтобы узнать о ЛЮБОЙ покупке, которая вам нужна

Гонка стала третьим Гран-при сезона и началась в пятницу зловеще с аварии одного из бразильских соотечественников Сенны, Рубенса Баррикелло, который чудом избежал смерти, перевернув свою машину на повороте Variente Bassa и перекатившись через несколько раз.

Меньше повезло Роланду Ратценбергеру, австрийскому новичку, который погиб в субботней квалификации в лобовом столкновении со стеной после того, как пропустил Вильнев Курва .

Мир гонок был потрясен после смерти Ратценбергера. В Формуле-1 не было ни одного смертельного случая на трассе за 12 лет, и прошли десятилетия с тех пор, как золотой век середины века, когда десятки бесстрашных гонщиков погибли за рулем.

КУПИТЬ на Amazon — Футболка Айртона Сенны

Обычно уверенный в себе и предусмотрительный Сенна тоже нервничал и даже признался своей девушке, что не хочет участвовать в гонках в воскресенье. Но, как всегда, его соревновательный характер взял верх над ним, и он не мог покинуть кабину.

Пятничные и субботние неудачи стали дополнением к сверхъестественному предсказанию Сенны, сделанному несколькими месяцами ранее относительно новых правил гонок, которые ограничили технические характеристики автомобилей, особенно активную электронную подвеску и тягу, в пользу восстановления большего контроля для водителей.

В интервью бразильской газете он сказал: «Это будет сезон с большим количеством аварий, и я рискну сказать, что нам повезет, если действительно не произойдет ничего серьезного».

Сенна присоединился к Williams в начале 19-го сезона.Сезон 94 после 6 успешных лет в McLaren. Но с самого начала он боролся с новым дизайном Williams, объясняя это так: «У меня очень негативное отношение к машине и езде на ней на пределе… у машины есть свои характеристики, в которых я еще не совсем уверен».

Одной из его просьб было отрегулировать рулевую колонку, чтобы в кабине было больше места. Инженеры Williams увеличили длину стальной трубы шириной 22 мм, вставив более узкую 18-миллиметровую секцию. Эта модификация легла бы в основу версии обвинения.

Несмотря на то, что Сенна выиграл поул-позиции на Гран-при Бразилии и Гран-при Тихого океана, первых двух гонках сезона, ему не удалось подняться на подиум и набрать очки. Разочарованный, он чувствовал давление, чтобы надавить и показать результат в Имоле.

День гонки был сухим и в основном солнечным, и Сенна занял первое место в стартовой решетке, завоевав свой третий поул подряд. Но снова появилось мрачное предзнаменование. Всего через несколько секунд после начала гонки пилот Lotus Педро Лами столкнулся с Джей Джей Лехто из Benetton.

Хотя Сенна был далеко впереди и не был близок к аварии, некоторые считают, что это раннее происшествие положило начало последовательности событий, приведших к его трагедии.

В то время как на асфальте разлетаются обломки, а уборка идет полным ходом, водители следовали за машиной безопасности, крутя колеса на замедленной скорости, пытаясь сохранить тормоза теплыми, а шины горячими. Погоня не возобновлялась на полной скорости до 6-го круга.

Если вы делаете покупки на Amazon, поддержите нас в SPORTS HISTORY WEEKLY, нажав здесь, чтобы узнать о ЛЮБЫХ ваших покупках

На тот момент Сенна лидировал, и с изначально запланированным 61 кругом 10% Гран-при Сан-Марино уже были пройдены. В спорте, где производительность и навыки водителя оцениваются в миллиметрах и миллисекундах, данные телеметрии добавили понимания истории.

Через 9,2 секунды после начала седьмого круга Сенна разогнал машину до 190 миль в час. Он приближался к повороту Tamburello , ровному левому повороту, который также был самым быстрым в Имоле.

На 11,0 секунде из задней части автомобиля вылетели искры, указывающие на то, что дорожный просвет упал, а металлические полозья под автомобилем царапали землю.

Через 11,2 секунды задняя часть машины внезапно вышла из-под контроля, и пока Сенна рулил в занос, передняя часть машины зацепилась, и машина повернула вправо.

Через 12,8 секунды машина врезалась в незащищенный барьер на скорости 130 миль в час. Тормоза были задействованы, и автомобиль замедлялся, но между дорогой и стеной не было достаточного пространства для стока, чтобы избежать сильного столкновения.

Отвергая аргумент о том, что рулевой механизм вышел из строя, Уильямс указал на данные, свидетельствующие о том, что Сенна все еще прикладывал крутящее усилие к рулевому колесу, указывая на то, что в критический момент оно было целым.

Одно из объяснений сбежавшего автомобиля заключалось в том, что более холодные шины, полученные из-за более медленных кругов, уменьшили дорожный просвет.