Стиль боя брюса ли: Боевое искусство Брюса Ли. Брюс Ли: становление легенды

Содержание

Боевое искусство Брюса Ли. Брюс Ли: становление легенды

  • Главная

  • Публикации

  • Обзоры

Брюс Ли, как отмечают кинокритики, открыл новую эру в американском кинематографе. Фото: fb.ru

Жизнь мастера восточных единоборств Брюса Ли кардинальным образом стала меняться после его отъезда из Гонконга в США, где он не только усовершенствовал свои навыки в области боевых искусств, но и сумел стать звездой кинематографа. Однако путь к славе был не из лёгких.


Семья Ли богатой не считалась, поэтому молодому человеку, чтобы выжить в каменных джунглях США в одиночку, некоторое время пришлось подрабатывать мытьём тарелок в ресторане. Оставшееся время он посвящал учебе и тренировкам. В конце концов боевые искусства стали его единственным делом, которому он отдавался безоглядно. Именно в китайской общине Сиэтла Брюс Ли серьёзно усовершенствовал свои навыки кунг-фу (на Западе «кунг-фу» обычно называли восточные единоборства в целом). Он начал изучать другие стили. Познакомившись с мастерами северных стилей, Ли брал уроки и у них, расширяя собственный арсенал ударов ногами.

Когда он понял, что мытье посуды — это, мягко говоря, не его конёк, что существуют и другие способы заработать на жизнь, то открыл секцию кунг-фу. Очень быстро она стала популярной – в то время многие люди в США «заболели» восточными единоборствами. Некоторые американцы наивно полагали, что кунг-фу — это засекреченное искусство буддийских монахов. И тогда молодой мастер «рассекретил» вин чун, взимая чуть больше двадцати долларов в неделю за занятия в своей секции. Всего лишь через несколько лет ему будут предлагать по пятьсот за каждый час занятий. Он брал, но далеко не у всех.  



Брюс Ли находил любую возможность, чтобы потренироваться. Фото: likhoichan.wordpress.com


Учениками Брюса Ли считаются кинозвезды Стив Маккуин, Ли Марвин, Роман Полански. Как-то раз в секцию пришла познать азы кунг-фу шведка Линда Эмери. Между молодыми людьми, как говорится, пробежала искра — они поженились. Это не будет преувеличением, но именно благодаря Брюсу Ли стиль вин чун стал популярным — сначала в США, а затем, в конце 1970-х, он покорил и Европу. Но Ли всегда считал, что вин чун с его сложной философией не очень-то подходит для людей плохо знакомых с традициями Востока. И начал создавать собственный стиль, назвав его «джит кун до». По мнению Ли, он лучше соответствовал традициям американского общества с большим трудом «переваривавшего» все эти «восточные заморочки».

В кунг-фу (назовём эту пёструю смесь восточных единоборств именно так) существует очень много различных школ. Каждая заявляет о своей исключительности. Ли также не избежал этой «болезни» и утверждал, что самым-самым может быть лишь один стиль, где нет давно устаревших элементов, перегруженности традициями, ритуалами и условностями, которые, как ему казалось, только обедняют арсенал настоящего бойца, обрекая его на поражение в реальном поединке. А в нём никогда не бывает чётко установленной схемы и правил — ситуация всегда непредсказуема. В конце концов Ли убедил себя и своих поклонников в том, что тактика ведения боя не должна быть каноничной. «Путь опережающего кулака» Брюса Ли — это использование максимально возможного набора известных приёмов любой системы. Не важно какой — из классической европейской борьбы или тайского бокса, например. По разумению Ли, его система ведения поединка предполагала, что побеждает тот, кто умеет лучше использовать в собственных интересах конкретную ситуацию и универсальный набор приёмов. Теперь его интересовал лишь прикладной аспект — восточная философия была забыта, в создаваемом им стиле появились приёмы из различных видов единоборств.  



В своих фильмах Брюс Ли так и не продемонстрировал ту систему ведения поединков, которую разрабатывал. Фото: desktopbackground.org


Популярность молодого китайца росла как на дрожжах, чему способствовали и показательные выступления, которые давал Ли в рамках турниров по каратэ-до. Ещё бы! Тощий боец демонстрировал сногсшибательную технику ведения поединка и укладывал на татами одного за другим обладателей чёрных поясов. Всем казалось, что никто не в состоянии среагировать на его молниеносные удары — особенно с близкого расстояния.

Брюса Ли заметили и телевизионщики: сначала на американцев настоящий фурор произвела одна из передач о кунг-фу, в которой участвовал Ли, а затем последовало приглашение сняться в фильме «Зелёный шершень». В нём Ли исполнил роль помощника детектива. Западных маховик раскрутки героев заработал в полную силу! Фильм заметили — и пришёл звездный час нашего героя, а предложения посыпались одно за другим. Именно такого героя и искала западная киноиндустрия: ей нужен был тот, кто наглядно бы демонстрировал, что добро должно быть с кулаками, кто всегда одерживал победы — даже, в  казалось бы, безвыходных ситуациях. Никого не волновало, что на экране рекой лилась кровь. Ещё меньше люди задумывались над тем, правда это или вымысел, может ли такое происходить вообще. Главное — зло всегда наказывалось. 



Его слава так и не закатилась, как это часто случается со стареющими актерами. Фото: zh.fanpop.com


Свои тренировки Брюс Ли проводил даже во время съёмочного процесса: если не было возможности позаниматься в зале, то он упорно набивал руки о какой-нибудь твёрдый предмет. В 1967 году Ли публично  заявил, что создал новый стиль джит кун до (в вольном переводе — «путь опережающего кулака»). Примечательно, в своих фильмах этот стиль Ли не демонстрировал. Оно и понятно: эффективность и эффектность в боевых искусствах порой совсем не дружат!

Брюс Ли никогда не принимал участия в официальных турнирах и чемпионатах — ни спортивных, ни профессиональных. Вполне возможно, что на них он добился бы выдающихся результатов. Но этого не произошло — поэтому сегодня нет смысла вступать по этому поводу в жаркие дискссии, как делали и ещё делают до сих пор поклонники и критики Брюса Ли. Сегодня ясно другое, что как таковые спортивные состязания этого человека попросту не интересовали — поэтому у него и не было никакой степени в боевых искусствах. Ему это было не нужно! Как знать, возможно, Ли продолжал считать себя уличным бойцом, который выживает в этом суровом мире не потому, что у него на бёдрах висит чёрный пояс, годящийся лишь для поддержания штанов, а исключительно благодаря своему умению побеждать. А это искусство — все же знают! — проверяется на практике. А тех жёстких боёв без правил, которые сегодня официально проводятся, тогда ещё не было. Но и в этих поединках, порой довольно кровавых, существует много ограничений и запретов… 

В 1973 году Брюс Ли, в то время купающийся в лучах славы, основал в Гонконге киностудию «Конкорд». Начал снимать фильм «Игра смерти», но так и не успел завершить его. 20 июля того же года он почувствовал себя плохо, выпил таблетку от головной боли, которую попросил у партнёрши по фильму, но не помогло — у него вдруг начались судороги… Он умер в больнице не приходя в сознание. 



Могилы Брюса Ли и его сына Брэндона. Фото: henequenerosblog.blogspot.com


Хоронили Брюса Ли в Сиэтле. Траурная церемония превратилась в демонстрацию — нескончаемым потоком люди шли за гробом великого популяризатора «истинного кунг-фу». После себя Брюс Ли оставил пять фильмов, а также незавершенный труд о джит кун до да сына Брэндона. Он пошёл по стопам отца, но не стал даже бледной тенью своего родителя. Погиб трагически, не дожив и до тридцати лет. Могилы отца и сына расположены рядом.

«Будь свободным. Следуй принципу, раствори принцип, но не будь привязан к нему», — жизненный девиз, которому следовал Ли. 

О юношеских годах знаменитого спортсмена-актера Брюса Ли мы рассказывали в нашей предыдущей публикации.

Брюс Ли
Боевые искусства
Восточные единоборства
кино

content

Глава 31. Истоки боевых искусств. Брюс Ли: сражающийся дух

Глава 31. Истоки боевых искусств

Несмотря на то что Брюс Ли начинал в школе вин-чунь, — писал Дуг Палмер, — каждый раз, когда мне случалось встретиться с ним, он уже расширял свой стиль, включая в него не только известное ранее, но и какие-то новые измерения, умножавшие эффективность и универсальность его собственной «школы». Это была не просто техника, джит кюн до уже вышел за рамки стиля как такового. По мнению Брюса, стиль — это что-то ограничивающее. Джит кюн до — это подход, мировоззрение, Путь.

Этот «путь» был кратко изложен в изречении, висевшем на стене школы Брюса. Оно гласило: «Истина в единоборстве различна для каждого. Ищи свой собственный опыт истины. Отбрасывай бесполезное, накапливай то, что присуще именно тебе.

Человек, творческая личность, значит гораздо больше, чем любой стиль или система».

В течение семидесятых годов многие мастера боевых искусств, считая, что они следуют философии Брюса Ли, отказались от своих систем всего лишь для того, чтобы обнаружить, что совсем без структуры им вообще нечего делать. Они перешли от состояния слепой традиционности к состоянию слепой нетрадиционности.


Философия джит кюн до подсказала многим мастерам боевых искусств более синтетический подход. Но опять же, если конкретный индивидуум не «утверждается» вначале на одной из конкретных форм, то этот подход мало что дает. «Впитывать полезное не означает просто выбирать, объединять и накапливать технические приемы из ряда различных стилей, думая, что ваш новый гибрид будет самым лучшим. Впитывать полезное в первую очередь означает иметь «чувство тела», которое будет служить отправной точкой для начала работы.

«Брюс думал, что можно изучать дисциплину без дисциплины, — говорил Уильям Чен. — Это невозможно. Однако, несмотря на ошибочность некоторых его идей, многие люди боготворили Брюса Ли. Человеку нужно иметь образцы, иначе как он может покончить с тем, чего нет? Я говорил об этом Брюсу. Я говорил, что мы рождаемся без знаний, и, чтобы освободиться от них, их надо приобрести».

Эти замечания находят отклик и у Дэна Иносенто: «Брюс не любил ничего организованного, и, по его мнению, джит кюн до не нуждался в планировании. В свое время это было основой его философии. Я говорил, что необходимо начать с какого-то места. Даже ребенка перед тем, как он начнет чувствовать свободу, необходимо чему-нибудь научить».

Несмотря на утверждения Уильяма Чона и Дэна Иносенто, необходимо помнить о том, что Брюс регулярно практиковал приемы вин-чунь еще задолго до переезда в Америку. В фильме о Брюсе Ли, который был снят в Окленде, показывается, как он выполняет сил лам дао. Его движения натренированы, изящны и точны. Второй раз посещая Гонконг, Брюс специально разыскивал Ип Мэна, чтобы завершить изучение формы деревянной куклы, которую он интенсивно отрабатывал.

Как ранее говорил Дэн Иносенто, Брюс шел в одну сторону, а его ученики — в другую. Ни одного из своих учеников Брюс никогда не учил формам. Он предпочитал учить людей, которые уже прошли тренировку форм и могут должным образом оценить то, что он им предлагал. Брюс считал, что новичкам необходимо изучать формы, однако по достижении ими определенного уровня понимания можно выходить за рамки установленных ограничений в область, где находится настоящее боевое искусство.

Мастер боевого искусства не может начинать без позиции, формы или техники, точно так же, как музыкант не может сразу стать виртуозом. Каждый из них должен изучить основы и формы музыки или борьбы, на которых может развиваться и которые может использовать для импровизации и творчества.

Только после этого можно начать «отбрасывать бесполезное», не пользуясь тем, что не годится для данной личности. И здесь, опять же, знание самого себя должно соответствовать принципу: неспособность успешно выполнить автоматически не означает, что этот прием бесполезен!

Понятно, что Брюс Ли начинал изучать боевые искусства с вин-чунь, а затем перешел к овладению другими методами. Все это было не столько суммирование и накопление приемов, сколько воплощение[24] их в простые принципы.

Выражение «добавлять то, что присуще конкретной личности» ни в коей мере не означает приукрашивание искусства своим личным. Например, никто из нас не ездит сейчас только тем способом, который мы вначале изучали для сдачи экзамена по вождению. Приобретя опыт, мы все внесли в него какие-то собственные изменения, так что можем сейчас управлять автомобилем одной рукой, а другой настраивать радиоприемник, вместо того чтобы управлять обеими руками.

Что Брюс Ли подразумевает под фразой «Человек, творческая индивидуальность значит гораздо больше, чем любая установленная система или стиль»? Существенным в данном случае является различие между «стилем» и «индивидуальным стилем». Например, все боксеры имеют один общий стиль. Но Мухаммед Али не боксирует так, как Джо Фрэйзер, современные боксеры ведут бой совсем не так, как это делали чемпионы прошлых лет. У западных мастеров боевых искусств более мощное тело, в то время как азиаты намного легче и быстрее.

Отвлекаясь от общих основ технической подготовки, каждый боец стремится извлечь максимум из своих индивидуальных качеств — темперамента, скорости, силы, построения стратегии и так далее. И снова ключевым фактором всех этих действий является не просто теоретическое знание, а понимание, основанное на опыте.

Любой, кто пытается дать определение джит кюн до, рискует уподобиться слепым из сказки, которые пытались описать слона: один ощупывал хвост и считал, что слон похож на змею; другой держал его за ногу и думал, что слон похож на дерево, и так далее. Природа человека по своей сути такова, что он способен судить только о том, о чем имеет понятие. Естественно, что практикующий вин-чунь будет видеть вин-чунь в основе искусства Брюса.

До встречи с Брюсом Ли Джим Келли уже применял принципы джит кюн до, преломленные через его собственное восприятие к каратэ, что вызвало различную реакцию большинства профессионалов. Брюс оценил работу Келли и выразил свое глубочайшее признание тем, что устранился от участия в постановке его боевых сцен в «Появлении дракона», сказав Келли, что тот постиг свое собственное искусство и должен делать то, что считает нужным.

И наоборот, любому, кто занимается джит кюн до в наши дни, можно простить, что он считает его филиппинским боевым искусством, ведь теперь благодаря Дэну Иносенто оно стало тесно связанным с его любимым искусством кали.

Действительным смыслом джит кюн до после достижения достаточного уровня технической подготовки является использование его как средства самоопределения и самовыражения. Термин джит кюн до нельзя применять к тем из нас, кто занимается базовой подготовкой. Это концепция, или система идей, предполагающая достижение определенного уровня мастерства, и соответственно, самообладания.

Таким же образом, те, кто владеет искусством кали, каратэ или вин-чунь, могут развивать свое мастерство, основываясь на приемах и формах своего стиля и не забывая его форм и техник.

И если они решаются на это, они могут называть свое мастерство «джит кюн до», «Тело-разум-дух» или как им заблагорассудится.

Комментирует Боб Уолл:

Брюс подвергал сомнению основы традиционных боевых искусств, считая, что они должны быть продолжением личности. До появления Брюса корейцы считали свой стиль лучшим, японцы — свой, а Брюс говорил, что удар кулаком в лицо — это удар кулаком в лицо.

Когда однажды ученик Пит Джейкобс спросил Брюса Ли о его любимом движении, тот ответил: «Нанести тебе удар!»

«Моя истина — не твоя истина», — говорил Брюс. То, что годилось для Брюса Ли, не обязательно должно было подходить Джиму Келли, Дэну Иносенто или Джо Льюису.


«Я никогда не верил в грубую силу», — говорит Льюис.

Однако, склоняясь к принятию рекомендованных Брюсом Ли положений, Льюис фактически использует основополагающую философию джит кюн до. В результате совместной работы с Брюсом Ли Льюис воспринял все, что было полезным, и освободился от рамок классического каратэ.

В результате совместных тренировок с Брюсом Ли в течение первого же года Джо Льюис стал непобедимым в турнирной борьбе. Десять самых искусных представителей каратэ встречались с Льюисом, и все десять были побеждены еще до конца второго раунда. Джо Льюис был самым удачливым турнирным бойцом из всех «учеников» Брюса.

Брюс Ли посоветовал Джо Льюису использовать боксерские приемы в каратэ, он также показал ему, как применять «угловую атаку» — один из принципов вин-чунь. Далее, в начале семидесятых годов, при поддержке Брюса в использовании более реалистичных форм поединка Льюис стал одним из основоположников спортивного каратэ — «полный контакт». Фактически, Брюс изобретал стратегии, а Льюис испытывал их на ринге.

Мастер таэквондо Джун Ри, который с уважением относился к способностям Брюса и его «революционному» подходу, изобрел и представил оборудование «сэйф-Т», которое было впервые использовано на чемпионате мира по профессиональному каратэ в 1974 году. Публика увидела методы тренировки Брюса благодаря появлению Льюиса на соревнованиях с использованием защитных приспособлений Джуна Ри. Таким образом Брюс Ли оказался у истоков перерастания боевых искусств на Западе в спортивные соревнования. В своем зародыше современный американский кикбоксинг был не чем иным, как прикладным джит кюн до.

Джо Льюис и его ученик Том Танненбаум (продюсер «Лонгсгрит», ставший впоследствии директором Юниверсал-ТВ) были создателями 90-минутного экстренного выпуска о чемпионате 1974 года. Здесь же было положено начало каратэ фул-контакт как спортивного вида.

Поскольку Брюс Ли никогда не участвовал в соревнованиях лично, остается гадать о том, чего он мог бы достичь. Джим Келли, например, высказал предположение, что многие мастеpa боевых искусств, с которыми он проводил тренировочные бои, не раскрывали полностью своих возможностей, поскольку хотели защитить свою репутацию и репутацию своих соперников. На спарринге между Брюсом Ли и Чаком Норрисом, после которых чемпион каратэ ушел «с красным лицом», присутствовали только Ричард Бустилло и лос-анджелесский полицейский.

Говард Уильямс добавляет, что Брюс никогда не пытался включить джит кюн до в спортивные состязания, поскольку не придерживался правил в единоборстве, что могло привести к дисквалификации как методов, так и позиции Брюса.

И тем не менее влияние Брюса ощущалось на ринге. В своем интервью журналу «Плейбой» в июне 1982 года чемпион по боксу Шугер Рей Леонард сказал:

Один парень, повлиявший на меня, не был боксером. Мне всегда очень нравились кошачьи рефлексы и мастерство Брюса Ли, и я хотел бы достичь в боксе того, что он достиг в каратэ (!). Я начал смотреть его фильмы еще до того, как он стал действительно популярным в фильме «Появление дракона», и старался подражать ему во всем. Ли был мастером, и, подобно ему, я стараюсь выйти за рамки основ моего спорта.

* * *

Брюс Ли всегда раскаивался в том, что начал говорить публично о джит кюн до, поскольку справедливо опасался, что оно будет превращено из гибкого учения в фиксированную «классическую» систему. Если вспомнить мнение Брюса по поводу классических боевых искусств, покажется иронией то, что в 1981 году федерация Кюошо в республике Китай объявила джит кюн до официальным боевым искусством, официальными «старейшинами» которого считались Дэн Иносенто и Таки Кимура, а также их «преемники», такие, как Тим Тэккет.

Несмотря на то что Таки Кимура по-прежнему обучает небольшую частную группу тому, что называет «джун фан гунфу», очевидно, что искусство Брюса немало обогатилось с того дня, когда он сказал Таки: «Найди тихое место и работай там; приятно проводи время, найди верных друзей и свое мировоззрение».

Брюс также знал, что боевые искусства постигнет участь религии. Уже сейчас имеется несколько версий джит кюн до.

Есть такие, кто обучают экранной версии борьбы Брюса и называют ее джит кюн до. Есть такие, кто обучают классическому джит кюн до, где перечисляется десять пунктов, определяющих «настоящее» искусство. Имеются и такие, кто изобретают смешанный стиль и обучают тому, что нравится им самим, называя это джит кюн до. Практически за пределами понимания находятся так называемые институты джит кюн до, которые предлагают заочное обучение с последующей выдачей диплома уличного бойца!

Даже Дэна Иносенто обвиняли в том, что он сбивает людей с толку. Недавно Говард Уильямс представил себя как серьезного уличного бойца, объясняя, что он считает джит кюн до «оригинальным» искусством, которому Брюс обучал в Окленде, и добавил, что оно не может быть смешано с другими стилями, такими, например, как кали. «Люди думают, что это можно смешивать, но это как масло и вода: взболтнешь их, и кажется, что они смешались, однако через некоторое время они вновь расслоятся».

Инструктор джит кюн до Ричард Бустилло спрашивает:

«Но что значит слово «оригинальное»? Это оригинальность тех дней, когда Брюс был в Гонконге, Сиэтле, Окленде или Лос-Анджелесе? Любое, чему Брюс Ли мог учить сегодня, безусловно, было бы развивающимся и включающим что-то новое».

Обучая джит кюн до, многие последователи Брюса начинают с того уровня понимания, до которого он сам дошел только после десяти лет тяжелейшего труда. Никто не имеет возможности изучить или познать на практике жизненные основы, которые стимулировали его последующий рост. Джит кюн до Брюса было цветением дерева с очень глубокими корнями.

Брюс Ли продолжал отрабатывать приемы вин-чунь многие годы после переезда из Гонконга. Причина была в том, что осознанность, которую они давали, стала частью его самого — настолько, что он не просто «знал», а был ею, — и позволяла позже использовать это чувство тела для того, чтобы быть свободным от всяких правил.

Бесполезно пытаться просто имитировать свободу Брюса Ли. Вначале необходимо практически усвоить четко определенные образцы. Творчество возникает из ограниченности форм — из-за того, что имеется только семь цветов или двенадцать нот, или только две руки и две ноги, с которыми можно работать. «Если бы существовали люди с четырьмя руками и четырьмя ногами, — говорил Брюс, — тогда бы существовали другие способы борьбы». Тогда бы существовали и другие формы в музыке!


Блуждание в «круге без окружности» не означает быть свободным, скорее — быть потерянным. Возможно, Брюс Ли сказал бы, что мастер боевого искусства должен научиться действовать в малом, хорошо определенном круге, а затем постепенно расширять границы этого круга до тех пор, пока они не станут практически беспредельными.

«Взрывайтесь, расширяйтесь и изменяйтесь», — призывал Брюс. Но этот тип потока энергии должен быть правильно понят по его действительному отношению к форме. Например, для того чтобы блокировать удар рукой, существует ограниченное число возможностей; есть только несколько способов сделать это надежно и безопасно — и все они основаны на законах анатомии (тело человека) и физики (поток энергии). Нельзя ожидать, что кто-либо сможет инстинктивно выполнить правильное движение. Наоборот: для правильного выполнения необходимо на практике отрабатывать его много-много раз.

Мы можем научиться делать только то, что мы хотим делать, при помощи непрерывной отработки этого, посредством включения всех необходимых нейромышечных связей или, если вам так больше нравится, открытием необходимых каналов энергии. Но главное, о чем нужно помнить при таких тренировках — это осознанность, а не чисто механическое повторение. Поэтому мы никогда не делаем формы и не выполняем приемы, а совершаем поиск внутри них.

Истина со временем открывается в процессе. Как выращивание сада, это нельзя построить, оно должно раскрыться изнутри, из основы собственного бытия. Тело само по мере обучения учит вас.

Этот процесс предполагает непрерывное совершенствование, и, возможно с некоторым противоречием к предыдущему параграфу, он может быть уподоблен скульптору, который обтесывает каменную глыбу, чтобы увидеть спрятанную внутри «форму». Точно так же любое несущественное эмоциональное напряжение, физическая жесткость или психическое расстройство могут быть постепенно отброшены, чтобы увидеть внутреннего мастера.

Короче говоря, истина раскрывается изнутри, а все ненужное отбрасывается прочь.

Только это, а не простая имитация ведет к развитию экономичных и эффективных движений, которые дают соответствующую скорость и силу. Хорошая форма практики является принципиальным средством генерирования и открытия каналов внутренней энергии ци.

Брюс Ли объяснял различие между терминами «не иметь формы» и не иметь «формы». «Не иметь формы» (вовсе) значит просто быть глупым и некомпетентным. Не иметь «формы» (фиксированной) — значит не быть ограниченным формой, но иметь возможность ее использовать, не будучи связанным с ней. В сочетании с другой полезной привычкой — осознанием диапазона борьбы, все эти элементы затем вводятся в тренировки. Давление нарастает по мере того, как боец старается держать форму и не распыляться на ненужную человеческую реакцию. Только тогда при отражении серьезной атаки будет появляться возможность, чтобы «инструменты ударяли сами по себе». Это все то, что должно происходить в упражнении приклеивающихся рук.

Наиболее ценным и, я думаю, обязательным приемом, который был у Брюса для понимания истоков борьбы, явилось упражнение приклеивающихся рук, чи-сяо, которое вырабатывает осознание, позволяющее переходить в состояние спонтанной экспрессии.

Брюс мог сказать, что у него был «не стиль, а все стили», благодаря тем рефлексам, которые он приобрел в упражнении приклеивающихся рук и которые позволяли ему автоматически отвечать на любую атаку соответствующим блоком и нанесением ответного удара. Б этом смысле его техника была ответом на технику противника. «Вы не знаете, что я собираюсь сделать», — любил говорить Брюс Ли. Он и сам не знал до тех пор, пока это не случалось!

Но так же, как Брюс не обучал своих учеников никаким формам, у него не было времени для того, чтобы тратить годы на интенсивное индивидуальное обучение приему приклеивающихся рук. Однако тот факт, что Брюс считал чи-сяо краеугольным камнем своего искусства, очевиден и подтверждается фотографиями, на которых он обучает этому упражнению Вэна Уильямса во время съемки рекламного ролика для фильма «Зеленый шершень». Гораздо позже его сфотографировали в аналогичной ситуации, когда он обучал этому же приему Джеймса Францискуса, а также Джона Саксона при съемках «Появления Дракона».

Упражнение чи-сяо служит для развития «рефлекса контакта» и навыков «утверждающего давления», которые при их полном использовании являются чем-то гораздо большим, чем просто ловушкой или даже физическим превосходством, и которые позволяют мгновенно понять направление энергии и намерения противника во время автоматической подготовки ответа на решение поставленной им задачи. Однако необходимо отметить, что упражнение на основе вин-чунь является по-настоящему эффективным только тогда, когда сочетается со стратегией работы ногами. Брюс Ли и Дерек Джоунс поняли это, но каждый решил проблему по-своему.

В настоящее время упражнение приклеивающихся рук почти повсеместно неправильно понимают. Большинство людей осознают только часть его потенциала, используя в тренировках лишь отдельные фрагменты, а определенные движения нередко выполняют из «неправильных» позиций. В правильной интерпретации упражнение приклеивающихся рук есть непрерывный процесс, позволяющий в первую очередь «держать форму» и производить внутри нее поиск взаимодействия энергий.

Упражняясь час за часом, день за днем на основе спарринга, чи-сяо выполняют как вид динамической медитации, которая сливается с тренировкой формы и техники. Это является центральным стержнем, который дает органическое понимание истоков борьбы и позволяет мастеру боевых искусств превосходить все стили.

* * *

Музыка, танец, борьба являются непрерывным потоком движения. Брюс Ли осознавал это родство и поэтому проводил много времени в наушниках, слушая индийскую музыку, стараясь впитать ее импровизированные мелодии и певучие ритмические узоры.

По моему собственному мнению, существуют параллели между изучением боевого искусства и музыки. Музыкальная группа, в которой я играл, старалась совместить рок, поп, кантри, соул, блюз и рэгги, сохраняя при этом свой стиль. Однако, для того чтобы свободно пересекать все музыкальные границы, потребовалось вначале провести много лет, оттачивая свою технику в базовых навыках, таких, как ритм и синхронность (помимо этого правильно играть ноты!), копируя простые популярные мелодии своей любимой фирмы грамзаписи. Брюс Ли нашел истоки своего мастерства в вин-чунь задолго до того, как интегрировал фехтование, бокс, кикбоксинг, борьбу и джиу-джитсу.


Даже если временами кажется, что Брюс Ли обучал только той музыке, которую мог исполнять сам, на самом деле он стремился обучить людей настолько, чтобы дальше они могли сами импровизировать, а не только проигрывать «заученные» куски.

К чему бы ни склонялся музыкант — джазу, классике или кантри, ко всему применимы одни и те же формы: те же гаммы, структуры аккордов, гармония и диссонанс. Сказав это, необходимо признать, что для понимания недостатков чисто формального обучения нужно только прислушаться к попыткам большинства классически образованных музыкантов импровизировать «чувственную» музыку, такую, как рок или блюз.

Поэтому любой должен начинать с некоторым запасом свободы. Один музыкант может иметь превосходство в выражении одной формы, другой — пойти иной дорогой; но если оба они обладают талантом и работают над ним, то каждый доберется туда, куда рассчитывает добраться,

Исполнение музыкальных произведений, подобно тренировкам в боевых искусствах, может служить различным целям: зарабатывать деньги, устраивать показуху, побеждать, запугивать и лечить. Их может использовать самовлюбленный человек для своих личных целей. Они могут послужить средством выражения духа и истины.

Таким образом, осознанность может сочетаться с намерением создать основу не только мастерства в боевых искусствах, но и в любом другом виде искусства или средстве самовыражения. Она также может служить ключом к любому типу озарения — будет ли оно называться «философской интуицией», «духовным откровением», «освобождением» или «мастерством».

Глава 19 НАЧАЛО БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Глава 19
НАЧАЛО БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
9 ноября 1940 года, примерно три недели спустя после неосуществившегося воздушного нападения, я отплыл на лайнере на Гавайские острова, чтобы принять командование тяжелым крейсером «Солт Лейк Сити». Моим попутчиком до Гавайских островов

Глава 19.

НАЧАЛО БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Глава 19.
НАЧАЛО БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
9 ноября 1940 года, примерно три недели спустя после неосуществившегося воздушного нападения, я отплыл на лайнере на Гавайские острова, чтобы принять командование тяжелым крейсером «Солт Лейк Сити». Моим попутчиком до Гавайских островов

Глава 18 ОПЕРАЦИЯ У ОСТРОВА ГУАДАЛКАНАЛ: ОЦЕНКА АМЕРИКАНСКИХ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ

Глава 18
ОПЕРАЦИЯ У ОСТРОВА ГУАДАЛКАНАЛ: ОЦЕНКА АМЕРИКАНСКИХ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ
Первым страшным соперником, с которым столкнулся истребитель Зеро, был четырехмоторный «Боинг В-17» «Летающая крепость». Перед войной, как сообщалось, на острове Лусон было размещено тридцать

Глава 1 ИСТОКИ

Глава 1 ИСТОКИ
Чилийско-боливийская граница. В небольшой бар при контрольно-пропускном пункте зашли двое мужчин средних лет. В руках у одного, который постарше, небольшой чемоданчик-«дипломат». Они заказали виски со льдом и стали молча пить. Через минут десять один из них

Глава I. ИСТОКИ

Глава I. ИСТОКИ
Рождение Платона, философа, которого сами греки за мудрость называли «божественным», было овеяно легендами. Правда, биографии почти каждого древнегреческого философа раннего времени обязательно связаны с удивительными преданиями, которые должны

Дом искусств, клуб Дома искусств, литературная студия Дома искусств

Дом искусств, клуб Дома искусств, литературная студия Дома искусств
Об этих учреждениях первых лет революции, основанных по инициативе Горького, я обязан рассказать, чтобы сделать понятным мой дальнейший рассказ. Вся жизнь художественной и литературной интеллигенции

ДОМ ИСКУССТВ, КЛУБ ДОМА ИСКУССТВ, ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ ДОМА ИСКУССТВ

ДОМ ИСКУССТВ, КЛУБ ДОМА ИСКУССТВ,
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ ДОМА ИСКУССТВ
Об этих учреждениях первых лет революции, основанных по инициативе Горького, я обязан рассказать, чтобы сделать понятным мой дальнейший рассказ. Вся жизнь художественной и литературной интеллигенции

ГЛАВА 3. Война. Создание разведки в ходе боевых действий

ГЛАВА 3. Война. Создание разведки в ходе боевых действий
В атмосфере строжайшей секретности в РУ РККА в ночь на 22 июня проводилось штабное учение, на котором прорабатывались вопросы организации разведки при возможном нападении Германии. А на рассвете всем участникам

Глава 5. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (1955–1963)

Глава 5. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (1955–1963)
Среди москвичей выставка картин Дрезденской галереи произвела настоящий фурор. После 20-х годов выставки зарубежного искусства вообще не устраивались в Советском Союзе. Государственный

Глава XXVII. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА В ДОМЕ ИСКУССТВ

Глава XXVII. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА В ДОМЕ ИСКУССТВ
Весной 1920 года квартиру на Введенской нередко наведал становившийся все более известным живописец Исаак Бродский. Он быстро шел в гору как художественный летописец советской власти, не был обделен официальными заказами и

Глава XVI. Мы теряли друзей боевых…

Глава XVI. Мы теряли друзей боевых…
Полк вел усиленную разведку аэродромов противника. Нам повезло: сбитый и взятый в плен несколько дней тому назад вражеский летчик сообщил о том, что с запада прибыли новые авиационные части, и указал приблизительно место их базирования.

Глава 5 Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1955–1963)

Глава 5
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1955–1963)
Среди москвичей выставка картин Дрезденской галереи произвела настоящий фурор. После двадцатых годов выставки зарубежного искусства вообще не устраивались в Советском Союзе.

ГЛАВА 3. Война. Создание разведки в ходе боевых действий

ГЛАВА 3. Война. Создание разведки в ходе боевых действий
В атмосфере строжайшей секретности в РУ РККА в ночь на 22 июня проводилось штабное учение, на котором прорабатывались вопросы организации разведки при возможном нападении Германии. А на рассвете всем участникам

Все боевые стили Брюса Ли (и где он им научился)

Автор
Чарльз Николас Рэймонд

На протяжении многих лет Брюс Ли практиковал несколько различных видов боевых искусств. Вот все боевые стили, которые Ли знал, и где он их выучил.

Брюс Ли практиковал множество боевых стилей, которым научился за годы. Проявив интерес к боевым искусствам в очень молодом возрасте, Ли провел большую часть своей жизни, развивая свои навыки бойца. Но в то время как большинство мастеров боевых искусств, как правило, посвящают свое время овладению одним способом ведения боя, Ли всегда развивался, перенимая приемы, стойки и идеи из других стилей.

Некоторые из крупнейших актеров жанра боевых искусств, такие как Чак Норрис, Стивен Сигал и Жан-Клод Ван Дамм, имели многолетнюю формальную подготовку и несколько черных поясов. В отличие от них, у Ли никогда не было черного пояса, и он провел очень короткий период своей жизни в качестве ученика в школе боевых искусств. При этом он по-прежнему известен как легенда кунг-фу и величайший актер боевых искусств всех времен. Напряженные боевые сцены, которые Ли снимал для таких фильмов, как «: выход дракона 9».0016 , Путь Дракона и Игра Смерти указывают на таланты, которыми он обладал.

СВЯЗАННЫЙ: Кулак единорога был фильмом Брюса Ли? Секретная камея и судебное разбирательство

Несмотря на то, что у Брюса Ли не было опыта, определяющего способности многих других актеров боевых искусств, он усердно тренировался как один, так и с партнерами, и всегда был в поиске новых идей, которые можно было бы добавить в его арсенал. Благодаря времени и усилиям, которые он посвятил своим тренировкам, Ли смог хорошо разбираться в разнообразном списке дисциплин боевых искусств, помимо кунг-фу. Вот все боевые стили, которые практиковал Ли, и где он их изучил.

Тай-Чи

Используемый в основном практикующими для поддержания здорового образа жизни, Тай-Чи обычно узнают по его плавным техникам, которые обычно практикуются в замедленном темпе. Поскольку ему не хватает быстрого темпа большинства форм боевых искусств, он не является популярным выбором для уличных боев и имеет лучшую репутацию среди тех, кто хочет улучшить свое общее состояние здоровья. Отец Ли, Ли Хой-Чуэн, ежедневно практиковал тайцзи и научил сына основам, когда Ли был еще ребенком. Согласно Брюс Ли: Жизнь Мэтью Полли, Ли признался, будучи взрослым, что считает техники « бесполезными ». Так что, хотя это, возможно, было первое боевое искусство, которое он когда-либо изучал, оно почти не повлияло на его развитие как бойца кунг-фу.

Вин Чун

В юности Ли не любил тайцзи, но быстро увлёкся Вин Чунь, « мягкой » формой кунг-фу, построенной на рефлексивных моментах, скорости и времени. Вместо того, чтобы концентрироваться на развитии грубой силы, бойцов Вин Чун учат перенаправлять атаки своих противников и нарушать их равновесие. В течение 19В 50-е годы Ли был учеником гроссмейстера Вин Чун Ип Мана, самого известного практика этого искусства, а также главного героя фильмов « Ип Ман » с Донни Йеном в главной роли. Хотя Ип считается мастером кунг-фу Ли, большая часть того, что Ли знал о Вин Чун, на самом деле исходило от кого-то другого. После зачисления Ли Ип назначил Вонг Шун Леунга — одного из своих старших учеников (и будущего гроссмейстера Вин Чун) — основным инструктором Ли. Позже Ли признал в письме, что считает Вонга своим истинным учителем кунг-фу.

Бокс

Еще будучи учеником Вин Чу, Ли познакомился с совершенно другим видом боя, когда он открыл для себя западный бокс в своей старшей школе Святого Франциска Ксаверия. Судя по всему, мастер спорта школы был опытным боксером, который увидел в Ли потенциал и решил тренировать его лично. Объединив свое руководство со своим опытом в Вин Чун, Ли участвовал в школьном турнире по боксу и выиграл свой первый и единственный официальный матч. Это ознаменовало начало (и конец) дней Ли как боксера, но его интерес к спорту остался. Спустя годы Ли изучил бои Мухаммеда Али и включил известные приемы работы ног чемпиона по боксу в супертяжелом весе в свой собственный боевой стиль.

СВЯЗАННЫЙ: Был ли «Кулак единорога» фильмом Брюса Ли? Секретная камея и объяснение судебного процесса

Каратэ

Хотя у Ли не было формального обучения карате, Ли был достаточно опытным в японских боевых искусствах и использовал приемы, играя Като в шоу ABC «Зеленый шершень ». Знания Ли о карате почти полностью основаны на спаррингах, которые он проводил с некоторыми из своих товарищей по боевым искусствам в 1960-х годах. Среди них были чемпионы мира по каратэ Эд Паркер и Чак Норрис. Совместные тренировки позволили им многому научиться друг у друга. Норрис, например, научил Ли выполнять высокие удары ногами.

Дзюдо

Инцидент на съемках Зеленый шершень познакомил Ли с еще одним стилем боя – дзюдо. Как сообщается, группа каскадеров, разочарованных грубостью Ли во время съемок, попросила Джина ЛеБелла вмешаться от их имени и преподать Ли урок. ЛеБелл, выдающийся профессиональный борец и чемпион по дзюдо, напал на Ли врасплох и успешно сумел перевезти актера на спине. Ли не мог самостоятельно вырваться из его хватки. Ли, естественно, злился на ситуацию, но не мог отрицать практичность подхода ЛеБелла. В ответ Ли взял уроки у ЛеБелла и впоследствии дополнил свой боевой стиль несколькими приемами борьбы борца. Джин ЛеБелл в прошлом заявлял, что приемы, использованные Ли в Enter the Dragon появился прямо с уроков дзюдо.

Эскрима

Эскрима — широко известный филиппинский стиль боя с применением оружия. Одним из самых известных его практиков был Дэн Иносанто, давний друг и партнер по тренировкам Брюса Ли. Используя свои знания об Эскриме, Иносанто еще больше расширил диапазон Ли, обучив его филиппинскому бою на палках, в том числе культовым приемам нунчаков, которые Ли позже использовал в Fist of Fury , Game of Death 9.0016 и Вход в дракона.

Тхэквондо

Одним из друзей Ли в 1960-х годах был Джун Ри, гроссмейстер корейского стиля боевых искусств тхэквондо. В тхэквондо, одном из самых уважаемых боевых стилей в мире, особое внимание уделяется мощным ударам ногами. Спарринг с Ри позволил Ли лучше понять корейские боевые искусства, а также улучшить технику ударов ногами. Но одним из самых заметных движений, которые он перенял у Ри, был не удар ногой; именно от Ри он научился AccuPunch, невероятно быстрой атаке, которую сам Мухаммед Али назвал неблокируемой.

Джит Кун До

В течение многих лет Вин Чун был основным методом ведения боя Ли, но все изменилось, когда он изо всех сил пытался выиграть бой с китайским мастером боевых искусств Вонгом Джек Маном. Из-за трудностей, с которыми он столкнулся, чтобы максимально использовать Вин Чун, Ли пришел к выводу, что Вин Чун был ошибочной системой. Чтобы стать лучшим бойцом, Ли заменил Вин Чун своим собственным стилем боя. Объединив все формы борьбы, которым он научился до этого момента, с работой ног, связанной с фехтованием, Ли создал « путь перехватывающего кулака ». Известный сегодня как Джит Кун До, ученик боевых искусств представляет собой скорее набор идей, чем стиль, поскольку он не требует от практикующего использования определенных позиций или движений. Вместо этого цель Джит Кун До состоит в том, чтобы предоставить бойцу свободу, в которой он нуждается, чтобы реагировать на любую ситуацию, не ограничиваясь определенным набором движений. Брюс Ли специально разработал Джит Кун До, чтобы он был практичным и эффективным в уличных боях.

NEXT: Как Брюс Ли получил роль в «Большом боссе»

Подписывайтесь на нашу новостную рассылку

Связанные темы

  • Оригиналы SR
  • Фильмы
  • Брюс Ли

Об авторе

Николас Рэймонд (Nicholas Raymond) является штатным автором фильмов и телепрограмм для Screen Rant. Он имеет степень журналиста Университета Монтевалло и является автором психологического триллера и романа о путешествиях во времени «Человек против всего мира». Любовь Николаса к рассказыванию историй вдохновлена ​​его любовью к фильмам нуар, вестернам, фильмам о супергероях, классическим фильмам и древней истории. Его любимыми актерами являются Тайрон Пауэр и Элеонора Паркер. С ним можно связаться по электронной почте cnrmail@bellsouth. net и в Twitter по адресу @cnraymond9.1.

Джит Кун До — Брюс Ли

«Никогда не пользуйся способом; не имеющий ограничения как ограничения».

Брюс Ли разработал личное выражение боевых искусств под названием Джит Кун До (в переводе:

Путь Перехватывающего Кулака ). Искусство имеет в качестве своего символического представления то, что мы называем Ключевым символом Брюса Ли [см. ниже], и использует в качестве своего основного принципа: не использовать путь как путь; не имеющий ограничения в качестве ограничения.

Термин джит кун до был придуман и введен в употребление в 1967 году Брюсом Ли в попытке дать имя своему боевому выражению. Ли боролся с тем, чтобы дать имя своему искусству, поскольку он постоянно отклонялся от любого типа кристаллизации (и, следовательно, ограничения) его сущности, однако простая необходимость сослаться на него каким-то конкретным образом победила, и джит кун до родился.

Идея перехвата является ключевой для jkd, будь то перехват техники вашего противника или его намерения. Основные руководящие принципы: простота , прямота и свобода (форма без формы).

Техники и философия JKD могут применяться как в реальном бою, так и в сложных жизненных ситуациях. Джит Кун До состоит из физических техник и прикладной философии и требует, чтобы человек тренировал себя до своего наиболее развитого состояния бытия, чтобы, столкнувшись с боевой ситуацией или сложной личной ситуацией, необходимые инструменты были доступны в данный момент. и может быть выполнен без раздумий. Джит Кун До прославляет совершенствование и честное самовыражение личности над любым организованным стилем.

Исследуйте собственный опыт. Поглощайте то, что полезно. Отвергайте бесполезное. Добавьте то, что по сути является вашим собственным. – Брюс Ли

 

Ресурсы по Джит Кун До:

Дао Джит Кун До

Боевые методы Брюса Ли

Джит Кун До: комментарии Брюса Ли о боевом пути

Брюс Ли.