Содержание
Счастливой Хануки! Как попасть в ресторан при Большой хоральной синагоге и что в нем пробовать
Что Где Есть
С 18 до 26 декабря отмечается еврейский праздник света — Ханука. «Собака.ru» попросила Елену Куликову, основательницу гастрономического проекта «Нарочито просто» с дегустациями и тематическими ужинами в местах, куда не попасть просто так (от буддийского Дацана до Соборной мечети!), рассказать как пройти в синагогу и ресторан на закрытой территории, почему в кошерном том яме не найти креветок и какое молоко там подают к кофе.
Елена Куликова, основательница проекта «Нарочито просто»
Не сразу догадаешься, что за красивой оградой на углу Лермонтовского и Декабристов прячется Большая хоральная синагога. Еще сложнее понять, что можно спокойно пройти через пункт охраны и турникет и попасть в кошерный еврейский ресторан.
Фалафель
«Лехаим» – не единственный кошерный ресторан в Петербурге, но единственный некоммерческий, который отправляет всю выручку на нужды еврейской общины. Он находится в здании синагоги на цокольном этаже, и чтобы его найти, нужно сразу после турникета обойти здание с левой стороны, пройти мимо реплики Стены Плача и найти дверь с названием заведения. В переводе с иврита оно переводится «за жизнь!», что и правда передает отношение евреев к еде, застольям, вину и их значимости в культуре и повседневной жизни.
Сюда не стоит идти за суперсовременным интерьером, вышколенным сервисом и гастрономическими экспериментами. Это классический ресторан с понятной добротной кухней. Меню достаточно эклектичное, так что шансы найти что-то на свой вкус высоки. Оливье спокойно соседствует с запеченной дорадо, а тыквенный крем-суп с том ямом. Но раз уж пойдете в кошерное заведение, стоит обратить внимание на традиционные блюда ашкеназской еврейской кухни: гефилте фиш (фаршированная рыба), форшмак, латкес и штрудель. Есть и популяризированные модными заведениями шакшука, фалафель, хумус и даже шварма с курицей.
Пончики суфганийот
Латкес
Для наших ужинов «Нарочито просто» готовят некоторые блюда, которых нет в меню. Например, цимес, про который наверняка слышал каждый в известной присказке. Как правило, это десерт из моркови и сухофруктов, томленных с медом, но иногда его подают как гарнир к мясу. В еврейской кухне он считается символом самого лучшего, сладкого и хорошего.
Бывают блюда, которые появляются в меню только на праздники. Все восемь дней Хануки в «Лехаиме» готовят традиционные пончики суфганийот с ягодным джемом и сладкой глазурью. И, если уж пойдете в ресторан в эти дни, то обязательно попробуйте латкес – картофельные оладьи, близкие родственники знакомых нам драников, которые здесь подают с томатным соусом.
Давайте коротко разберем, что же такое кашрут. Это большой свод правил жизни праведного еврея, который касается всех сфер жизни, но вот некоторые факты о кошерной еде:
- нельзя смешивать мясное и молочное. Ресторан «Лехаим» — мясной, поэтому блюд с молочкой там не найдете, а к кофе предлагается только растительное молоко;
- мясо должно быть только от млекопитающих жвачных парнокопытных животных. Евреи не едят свинину не потому что она «грязнее» других животных, а потому что свинья не пережевывает жвачку. И верблюда, к примеру, есть тоже нельзя — у него копыта не раздвоены;
- к водным жителям есть два основных требования: наличие плавников и чешуи. То есть сома и осетра, например, есть нельзя. И даже осетровая черная икра некошерна, а вот красная икра лососевых вполне приемлема. Так как у всех морских гадов вроде мидий и креветок нет ни плавников, ни чешуи, они также запрещены в пищу;
Список можно продолжать и дальше, и по каждому пункту возникает вопрос «но почему?» Ответ один и ультимативный – потому что так написано в Торе, священной для евреев книге.
Венчальный зал
После знакомства с кашрутом и еврейской кухней идем гулять по синагоге: в Большой и Венчальный залы, а также Малую синагогу. В последние две локации попасть можно только с экскурсиями, где рассказывают о строительстве здания, танцах на еврейских свадьбах, шаббате, вине, быте и миллионе других вещей. В итоге получается мини-путешествие с погружением в среду.
Самостоятельно же можно пройти только в Большой зал, в ресторан и в лавочку с еврейской едой «Кошер». Находим ее в левом углу внутреннего двора и отовариваемся халой, хумусом или баночкой тахины. Главное – четко сказать охране куда именно вы идете и спокойно реагировать на просьбу открыть рюкзак или сумку. И учитывайте особый режим работы ресторана, в котором соблюдается шаббат: в пятницу работает только с 10.00 до 13.00, а в субботу – всегда закрыт.
Следите за нашими новостями в Telegram
Автор:
Дарья Павлюкевич,
В Сочи построят большую синагогу — 12 января 2022
Проект сочинской синагоги
org/Person»>Фото: Максим ЛюбецкийПоделиться
Проект здания синагоги был опубликован на сайте «Архитектура Сочи», его автором является местный архитектор Максим Любецкий. По его словам — это будет многофункциональный комплекс в микрорайоне Бытха, по его задумке здание представляет собой стеклянный куб, опоясанный каменной аркадой.
— Стеклянный куб — это символ современного, молодого государства Израиль, а каменная аркада — это его древняя история, — рассказал автор проекта. Напротив главного входа будет обустроена пешеходная зона отдыха, где смогут проводить время гости центра и жители микрорайона. Из-за особенности рельефа здание стоит на стилобате — бетонной плите с опорами, в нем будет расположена парковка. Благодаря этому удалось отдать большую часть территории под зону отдыха, — говорит Максим. Он считает, что это будет знаковое место не только для жителей района, но и для всего города.
Парковка предполагается подземная
org/Person»>Фото: Максим ЛюбецкийПоделиться
Сочинский раввин Шолом Лазар в беседе с корреспондентом SOCHI1.RU назвал будущую синагогу долгожданным проектом для всех евреев Сочи, а также для туристов.
— Люди приходят и рассказывают, что их бабушки и дедушки в то время, когда религия была запрещена, собирались в квартирах на праздники, на молитвы. В последнее время в России стало всё доступно, сегодня еврейство в России развивается даже лучше, чем в Европе. Во всех больших городах России есть центры. Именно в Сочи долгое время разные проблемы возникали, и всё так долго затянулось, но, слава Богу, уже вопрос решается, — рассказал раввин. По его словам, сейчас идет подготовка документации, проектирование самого здания и прилегающей территории, проект проходит необходимые согласования.
— Проектировщики работают совместно с администрацией города, это всё будет до конца этого года. Мы надеемся, что через год можем уже приступить к строительству самого здания, — пояснил Шолом Лазар. Он отметил, что участок под строительство еврейского культурного центра на Бытхе предложила общине городская администрация. Синагога должна быть в доступном месте — у евреев много праздников и каждую неделю шабат, когда нужно прийти в синагогу пешком, поскольку пользоваться автомобилями, автобусами, лифтами нельзя. Микрорайон Бытха недалеко от центра, туда удобно добираться из Сочи и из Адлера, там удобная развязка, сам микрорайон активно развивается, строятся новые жилые комплексы.
— К нам много приезжают туристы-евреи из Москвы, из других городов, каждый шабат у нас тут много гостей из других городов. И до пандемии из Израиля к нам приезжали десятки тысяч туристов. И это скоро вернется.
Сейчас синагога находится на улице Альпийской, когда люди хотят приехать на шабат в Сочи и остановиться в отеле рядом, то до ближайшей гостиницы нужно идти 40 минут пешком. Не всем это под силу.
— На Бытхе таких проблем не будет, там в шаговой доступности гостиницы разной ценовой категории, — Шолом Лазар также уверен, что в Сочи будет самый красивый еврейский центр на Юге России, а может быть, и во всей Европе. Многие люди, которые видели проект, и все те, кто участвует в его создании, говорят, что Сочинский еврейский центр — мирового уровня. А делал проект местный архитектор, изначально думали пригласить мастеров из Италии или Испании. Но Сочи — город со своими особенностями, которые не могут знать приезжие архитекторы.
Сейчас сочинская синагога находится в труднодоступном даже для автомобилистов месте — в жилом районе
Фото: Анна Грицевич
Поделиться
— Мы решили, что в каждом месте свои стандарты, особенности проектирования, решили попробовать работать с местным, и потом уже, если не дотянет, то можно будет привлечь других, чтобы разработали концепцию, а уже местные будут адаптировать под Сочи. Решили дать шанс, стали наводить справки и узнали про архитектора Максима Любецкого, он не так давно переехал в Сочи, он делает очень хорошие работы. Он сделал несколько эскизных вариантов, из них выбрали этот — самый лучший, — говорит раввин. Он отметил, что сейчас во всем мире синагога — это не просто место, куда может прийти верующий и помолиться, а где каждый может почувствовать себя как дома, увидеть и познакомится с еврейской культурой. Кроме самого молельного зала, в центре будет кошерный ресторан израильской кухни.
По мнению еврейской общины, Бытха — самое подходящее место для синагоги
Фото: Максим Любецкий
Поделиться
— Кошерное питание — тоже один из сложных вопросов, который сейчас стоит. Каждый день получаю по нескольку звонков, буквально полчаса назад мне позвонил турист из Израиля, хочет приехать в Сочи и спрашивает про кошерный ресторан, он уверен, что такие в Сочи есть. Но до сих пор у нас его нет, — говорит Шолом Лазар. Кроме того, в центре будет молодежный клуб и детский центр, в который дети смогут приходить после школы. Целый этаж будет отдан под Музей толерантности, который будет работать в Сочи как филиал московского, будет экспозиция, посвященная истории народов Кубани. Проектом предусмотрено строительство Миквы — бассейна для ритуального очищения: отдельно женский и мужской. Раввин считает, что синагога станет украшением и достопримечательностью Сочи, а когда пандемия закончится, тысячи еврейских туристов из Израиля приедут на нее посмотреть.
Анна Грицевич
Ведущий корреспондент
Сочинская еврейская общинаСинагога в СочиСтроительство синагоги в Сочи
- ЛАЙК24
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ1
- ГНЕВ4
- ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ84
Читать все комментарии
Гость
Войти
Новости СМИ2
Новости СМИ2
Онлайн-кошер, дополнительные раввины для посещения евреев в Сочи обслуживать еврейских посетителей зимних Олимпийских игр в России, стране, где иудаизм возрождается после десятилетий репрессий.
Практически не говоривший в то время по-русски Ари Эделькопф, уроженец Калифорнии, 12 лет назад переехал в Сочи со своей женой Чани, чтобы основать синагогу. По его словам, в преддверии Олимпийских игр он получал электронные письма от евреев со всего мира, которые хотели узнать, где они могут есть кошерную пищу и праздновать Шаббат или Шаббат.
«Да, есть синагога, есть миква (ритуальная баня), здесь есть образование для детей, есть кошерная еда и есть Шаббат, так что вы можете приехать в Сочи, вы можете провести здесь время и позаботятся обо всех ваших еврейских нуждах. из», — сказал Эделькопф в интервью Reuters.
Евреи из Израиля, России, Австралии, Украины и Соединенных Штатов среди тех, кто собрался, чтобы молиться и петь вместе в Сочи и разделить кошерные блюда из фаршированной рыбы, курицы и вина.
«Это заслуживает уважения и признательности — я уверен, что это потребовало некоторой координации», — сказал Йосси Шарон, 29 лет, американец израильского происхождения, работающий в финансовой консалтинговой компании в Москве. «Приятно собирать вместе евреев со всего мира».
На сайте JewishSochi.com посетители могут размещать заказы на кошерную еду, которая в основном доставляется из Москвы. Они также могут найти направление к синагоге и двум молельным комнатам, оборудованным субботними свечами и свитками Торы, в отелях Сочи и в горах над городом.
РАВИНЫ ПРИЛЕТАЛИ В
Во многом возрождение иудаизма в России было вызвано Хабад-Любавич, всемирным еврейским движением, которое направило 12 раввинов-стажеров, чтобы поддержать Эделькопф во время зимних Олимпийских и Паралимпийских игр, которые продлятся до марта. 16.
«Мы действительно чувствуем, что наши корни здесь, на этой земле, и мы возвращаемся», — сказал Дж. Дж. Хехт, раввин из Элленвилля, штат Нью-Йорк, имея в виду 250-летнее происхождение Хабад-Любавич в том, что теперь Беларусь.
«Теперь, когда я приехал, после всех тех трагических событий, после последних 20 лет создания Хабадом иудаизма в России… Я очарован и очень взволнован».
Дженнифер Ульман, волонтер команды гостеприимства Олимпийского комитета США, присоединилась к Хехту и другому раввину, Довиду Кацу, в прошлую пятницу вечером, чтобы отметить начало субботы в одном из импровизированных мест для молитв в отеле, случайно встретив их в супермаркет.
«Я чувствовала их энергию, и я чувствовала, что она положительная», — сказала она. «Что важно для меня, так это сообщество и связь с моей верой».
МАССОВАЯ ЭМИГРАЦИЯ
В советское время несколько действующих синагог работали под пристальным вниманием КГБ, и большинство евреев не могли пройти обрезание, выучить иврит, получить доступ к кошерной пище и открыто исповедовать свою религию.
Все они, практикующие или нет, имели в паспорте запись «еврей» (еврей) и подвергались дискриминации в университете или на работе. Более миллиона эмигрировали, в основном в Израиль.
«Не секрет, что много-много лет еврейской жизни в России не было, многие евреи боялись сказать, что они евреи. В те дни здесь было очень трудно быть евреем», — сказал местный раввин Эделькопф.
Но после распада Советского Союза в 1991 году открылись новые синагоги, и многие евреи заново открыли для себя свои корни. «Для евреев стало нормой быть открытыми евреями, что является огромным изменением», — сказал Филип Кармель, представитель Европейского еврейского конгресса в Брюсселе.
Хотя антисемитизм существует здесь, как и на Западе, раздуваемый ростом национализма и ксенофобии после падения коммунизма, он не представляет экзистенциальной угрозы для примерно 300 000–500 000 евреев России, сказал он в телефонном интервью.
Эделькопф называет «чудом», что Сочи теперь может похвастаться синагогой с 30-40 постоянными прихожанами, кошерным магазином, дошкольным учреждением с дюжиной детей и летним лагерем, который посещает около 30 человек.
«Правда в том, что это часть большого еврейского возрождения, которое происходит сегодня в России», — сказал он.
«Мы наблюдаем большое пробуждение молодежи… Они действительно хотят узнать, что на самом деле значит быть евреем — не только в отрицательном смысле, как они привыкли в России, но и в положительном.
«О чем это наследие, о чем наша Тора, о том, как деды и прадеды жили по еврейскому образу жизни – они хотят и сегодня перенять этот образ жизни здесь, в России».
Под редакцией Митча Филлипса
Сочи готовится принять евреев с кошерной едой и 3 синагогами – The Forward
Добро пожаловать в Россию! Рабочие приводят Сочи в порядок перед открытием зимней Олимпиады. Хабад прилагает все усилия, чтобы еврейские посетители чувствовали себя как дома, с кошерной едой, тремя синагогами и 13 раввинами на черноморском курорте. Изображение Getty Images
Кнаан Липшиз
7 февраля 2014 г.
(JTA) — Мягкий песок и бирюзовые пляжи делают Сочи прекрасным местом для отдыха, но этот прибрежный российский город далеко не идеален для оказания религиозных услуг тысячам туристов-евреев.
Курорт с населением 400 000 человек, в котором мало коренных евреев и всего один местный раввин, кажется, не в состоянии справиться с десятками тысяч еврейских посетителей, которые, как ожидается, прибудут сюда на зимние Олимпийские игры 2014 года.
Но за последний год все изменилось. В пятницу, официальный день открытия Игр 2014 года, в городе будет пять еврейских информационных центров, три синагоги и 13 раввинов.
Еврейская инфраструктура в Сочи предназначена не только для обслуживания посетителей-евреев, но и для рекламы того, что Федерация еврейских общин России, связанная с Хабадом, называет еврейским возрождением в бывшем Советском Союзе. Борух Горин, старший раввин Хабада в Москве, сказал корреспонденту JTA, что еврейское присутствие в Сочи должно функционировать как посольство.
«В Сочи будут международные СМИ, политики, лучшие спортсмены», — сказал Горин. «Очень важно, чтобы мы показали, что мы на карте и что происходит с русским еврейством, его возрождением.
Среди услуг, доступных для посетителей-евреев, ежедневные молитвы, субботние обеды, тэффилин и кошерная еда.
Сочинский раввин Хабада, уроженец Лос-Анджелеса Ари Эделькопф, говорит, что община приготовила 7000 блюд. В прошлом месяце был запущен англоязычный веб-сайт jewishsochi.com, который предоставляет обновленную информацию посетителям и спортсменам, включая 10 соревнующихся израильтян.
Еврейская община Сочи начала готовиться к Играм в прошлом году с масштабной реконструкции небольшой постоянной городской синагоги и введения нового свитка Торы. На этой неделе в синагоге состоится собственная церемония открытия общины с приемом в честь еврейских спортсменов.
Как и большинство еврейских вещей в современной России, еврейские службы в Сочи возглавляет Хабад, который отправил своих первых эмиссаров в бывший Советский Союз 20 лет назад после падения коммунизма. В декабре Берл Лазар, главный раввин России, связанный с Хабадом, объявил о планах строительства новых синагог в 12 российских населенных пунктах от Калининграда, недалеко от польской границы, до Биробиджана, недалеко от Северной Кореи. Только в Москве откроются пять новых синагог.
Эмиссары Хабада помогли вдохнуть новую жизнь не только в сложившиеся еврейские общины, но и в такие места, как Сочи, где, по мнению Хабада, до ХХ века не было постоянной еврейской общины. Рост сети сделал возможными такие крупномасштабные проекты, как Сочи.
«Десять лет назад такая же работа в Сочи была бы намного сложнее и дороже с логистической точки зрения», — сказал Горин.
Как и в случае с самими играми, на которые города часто обращаются отчасти из-за их долгосрочного воздействия на развитие, Эделькопф, раввин Сочи, надеется, что глобальная известность для его небольшого сообщества будет иметь долгосрочный эффект.