Содержание
«Есть желание порвать всех» Эта гонка длится 24 часа. До финиша добираются самые стойкие: Авто: Спорт: Lenta.ru
«24 часа Ле-Мана» — старейшая гонка на выносливость. Соревнования длятся целые сутки: за это время болиды ломаются, попадают в аварии и продолжают борьбу, а гонщики успевают поесть и поспать. Добраться до финиша — уже испытание. Российская команда G-Drive Racing выпустила фильм «Россия на драйве», в котором рассказала о 24-часовом марафоне изнутри. «Лента.ру» посмотрела картину и выяснила, почему стоит следить за «Ле-Маном».
C размахом
«Ле-Ман» — самое эпичное соревнование автоспорта. Скорость здесь не главное. Болид должен выдержать 24 часа на трассе. Побеждает команда, прошедшая за сутки наибольшее число кругов с минимальными потерями ресурсов. Для этого команды вынуждены искать баланс между тем, чтобы пройти гонку максимально быстро и не повредить автомобиль. Топливо, шины и тормозные колодки — все должно использоваться рационально.
Дойти до финиша удается не всем: за 24 часа болид может попасть в аварию или получить поломку (а то и несколько). Тогда за дело берутся инженеры и техники, чья задача как можно скорее устранить неполадки. Это возможно сделать только на пит-стопе.
Главные драмы «Ле-Мана» случаются из-за невозможности остановиться на самой трассе из-за аварий или поломок. Если гонщик не смог доехать до боксов, то команда выбывает из борьбы. Поэтому пилоты, если что-то пошло не так, всеми силами стараются дотянуть до пит-лейна (место, где располагаются боксы команд).
В отличие от «Формулы-1», где пит-стопы проводятся за секунды, ремонт в «Ле-Мане» может занимать более двух часов. Шансов на победу у такой команды уже не остается, но доехать до финиша желает каждый.
Во время пит-стопов механики меняют шины и дозаправляют болиды. Полного бака хватает примерно на час заезда, так что дозаправляться в гонке приходится не раз. Топливо проходит множество проверок. У российской команды G-Drive Racing — премиальное топливо G-Drive. Им пользуются во время тестов и испытывают на сложнейшей технике в экстремальных гоночных условиях.
Перед заправкой команды обязаны остановить двигатель (это сделано для того, чтобы проверить способность многократно запускать движок во время гонки), а механики не могут чинить болид или менять шины во время дозаправки.
Фото: G-Drive Racing media
Правила должны соблюдаться неукоснительно. В 2018 году G-Drive Racing победила, но за использование нерегламентированных доработок в модуле дозаправки была дисквалифицирована. В фильме «Россия на драйве» команда вспоминает разочарование, когда ровно через сутки радости и эйфории их мечты были разбиты.
Перемены к лучшему
Правила и формат соревнований за почти сто лет (впервые гонка состоялась в 1923 году) менялись неоднократно. До 1970-х машины стартовали необычным образом — в стиле «Ле-Ман». Болиды были припаркованы в одну линию вдоль боксов, а пилоты стояли на другой стороне дороги. После сигнала о старте гонщикам нужно было перебежать дорогу, сесть в машину, завести ее и стартовать.
Этот формат посчитали небезопасным, так как некоторые пилоты, торопясь побыстрее стартовать, пристегивали ремни безопасности на ходу, либо проезжали первые круги непристегнутыми, из-за чего рисковали жизнью, попадая в аварии.
Тогда старт гонки изменили. Болиды также стояли в линии вдоль боксов, но гонщики уже сидели пристегнутыми за рулем. По сигналу они запускали двигатели и стартовали. В 1971 году этот метод также посчитали устаревшим и перешли на стандартную систему, когда гонщики выстраиваются перед стартом согласно результатам квалификации.
Неизменными в проведении «Ле-Мана» остаются две вещи: французский триколор в качестве сигнала к началу гонки и душ из шампанского. Поливать друг друга игристым после победы придумали именно здесь.
В 1967 году победителями стали гонщики Дэн Герни и Эй-Джей Фойт из команды Ford. Они поднялись на подиум и получили большую бутылку шампанского в подарок. Рядом пилоты заметили президента Ford Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби и их жен. Тогда Генри решил встряхнуть бутылку и окатить шампанским высокопоставленных шишек. Традиция живет уже больше 50 лет.
Класс налицо
Сегодня в «Ле-Мане» участвуют в среднем 50 болидов. За победу борются не отдельные гонщики, а команды из трех человек, выступающие на одном автомобиле. Пилоты сменяют друг друга за рулем во время пит-стопов, и им не приходится соревноваться целые сутки. Ни один член экипажа не может находиться за рулем более четырех часов подряд и 14 часов суммарно. Пока один гонщик за рулем, другие отдыхают и спят.
Гонка проводится на трассе «Сартэ», частично проходящей по дорогам общего пользования (их закрывают на время гонки), частично по специально построенным участкам. Раньше в состав трассы входила пятикилометровая прямая, на которой гонщики могли разогнаться до 406 километров в час. В 1990 году она была разделена двумя поворотами для того, чтобы пилоты сбрасывали скорость.
Гонка проходит одновременно среди всех участников, разделенных на четыре класса. Победитель определяется и в общем зачете, и в каждом классе отдельно. Несмотря на наличие общего зачета, в первую очередь команды соревнуются с соперниками из своего класса.
LMP1 — самый быстрый, престижный и малочисленный класс «Ле-Мана». Машины класса LMP1 обычно имеют больше шансов на победу. Версией этого прототипа в 2019 году пользовалось всего шесть экипажей.
LMP2 — класс прототипов, созданный для частных команд. В этом классе автомобили обязаны иметь идентичный двигатель (8-цилиндровый, объемом 4,2 литра). Именно в этом классе самая жесткая конкуренция. Команда G-Drive Racing во главе с Романом Русиновым с 2013 года штурмует подиум 24-часового марафона в категории LMP2.
Фото: G-Drive Racing media
Последние классы — это LGMTE Pro и LGMTE Am. Они используют один технический регламент. Разница лишь в том, что в первом классе участвуют профессиональны, а во втором — любители, а болиды похожи на дорожные спортивные автомобили.
Только лучшие
За рулем болидов часто можно встретить бывших спортсменов, среди них — чемпион мира по футболу в составе сборной Франции Фабьен Бартез и экс-гонщики «Формулы-1»: Рубенс Баррикелло, Джанкарло Физикелла и Жан-Эрик Вернь, выступающий за G-Drive Racing. Француз признается, что такие эмоции, как в «Ле-Мане», он испытывал далеко не в каждой гонке.
Желание проверить выдержку и выносливость толкает знаменитостей к участию в 24-часовых гонках. Американский актер, обладатель премии «Оскар» Пол Ньюман пытался покорить «Ле-Ман» в 1979 году, британский музыкант Ник Мейсон — с 1982-го по 1984-й, американский актер, исполнитель роли доктора Дерека Шепарда в сериале «Анатомия страсти», Патрик Демпси стал серебряным призером соревнований в классе любителей в 2013 году.
Еще дальше пошел актер и каскадер Джеки Чан. В 2016-м он стал соучредителем команды Jackie Chan DC, и уже в 2017-м его экипаж победил в категории LMP2, заняв второе место в общем зачете.
Мечтал поучаствовать в «Ле-Мане» и голливудский актер Стив Маккуин. После съемок фильма о марафоне (чьим продюсером и идейным вдохновителем был он сам) в 1971 году Маккуин пытался уговорить агентов допустить его до соревнований, но получил отказ.
Изнуряющий 24-часовой марафон сам по себе кинематографичен, поэтому соревнования послужили основой сюжета для многих фильмов. В «Мужчине и женщине» Лелуша главный герой был пилотом «Ле-Мана», голливудская спортивная драма с Кристианом Бэйлом и Мэттом Дэймоном «Ford против Ferrari» — о соперничестве в соревнованиях 1966 года.
Теперь свою лепту попытались внести и российские документалисты. «Россия на драйве» не пытается романтизировать соревнования, а детально объясняет, кто к чему и таким образом добивается эффекта присутствия.
Следующий «Ле-Ман» пройдет 14 июня 2020 года. G-Drive Racing скорее всего снова будет в деле, а Россия — на драйве.
24 часа Ле-Мана: самая длинная гонка в истории автоспорта — Global City
В минувшие выходные состоялась 24-часовая автогонка 24 Hours of Le Mans. Соревнования проводятся с 1923 года в городе Ле-Ман во Франции. В этом году победу одержал экипаж «Тойоты», которым управляли Майк Конвей, Камуи Кобаяси и Хосе Мария Лопес. Российская команда оказалась на 12-ом месте. Что же это за гонка и почему она привлекает автогонщиков со всего мира уже более ста лет.
В городе Ле-Ман прошла очередная гонка. Соревнования проводятся с 1923 года и даже нашли отражение в кинематографе. Конечно, не всегда гонщики приезжают живыми и здоровыми до финиша. Именно эти фрагменты и любят показывать режиссеры в своих фильмах. Таким образом создается романтический образ одной из самых тяжелых гонок в истории.
24 часа Ле-Мана: что это?
«24 часа Ле-Мана» называют гонкой выносливости и экономичности. Здесь наиболее важно соблюдать баланс между скоростью, физическими возможностями гонщиков и характеристиками спорткаров.
На протяжении 24 часов автомобили должны продержаться в гонке, не получить механических повреждений, не сойти с трассы. Каждым автомобилем могут управлять не менее трех пилотов. То есть гонщики работают в команде, и это еще одна важная составляющая 24-часового марафона по Ле-Ману.
Осложняет гонку то, что соревнования проходят летом. На улице стоит жаркая погода, а гонщики находятся в автомобилях с закрытой крышей и в полном экиперовании. Либо возможен второй вариант – дождливая летняя погода, когда трасса становится мокрой и усложняет процесс ее прохождения.
Гонка стартует в 15.00 и заканчивается в 15.00 на следующий день. Таким образом, гонщики проезжают более 5 тыс км с момента старта до финиша.
Гонка существует сама по себе и не является Чемпионатом мира по автогонкам, но в то же время считается престижной для гоночных пилотов, а также достижением в их автобиографии, которым стоит гордиться.
Цель гонки
Цель гонки – это выносливость. Она показывает автомобили, которые являются не только самыми быстрыми, но и экономичными спортивными машинами.
Как проходит гонка
Обычно в ней участвует около 50 автомобилей. В каждой машине находится один пилот. Пилоты могут меняться в течение гонки. Их должно быть не менее трех. Кстати, изначально было только два пилота, но затем, в 90-ые годы XX века ввели новые правила. Каждый пилот не может находиться за рулем более четырех часов за один присест, а также не может управлять автомобилем более 14 часов. Таким образом, сейчас в экипажах представлено три и более гонщика.
Старт всех автомобилей проходит одновременно, но они разделены на разные классы.
Победитель определяется как в общем зачете, так и в каждом классе.
Аварии на Ле-Мане
За вековую историю автогонки происходило не мало аварий. Конечно, в лучшем случае эти аварии обходились без жертв. Но были и трагические истории.
В 1925 году произошла первая авария. Гонщик врезался в дерево.
В 1955 году автомобиль вылетел в толпу зрителей. Более 80 человек погибли.
В 1999 году на 75 круге автомобиль «Мерседес» взлетел в воздух. Никто не пострадал.
В 2011 году сразу несколько автомобилей вышли из гонки, с жертвами. Ситуация с летающими автомобилями повторилась в 2012 году.
Эксперты называют несколько причин крупных аварий:
- Природа. Да, из-за невнимательности пилоты часто вылетают с трасс и встречаются с деревьями на своем пути.
-
Неопытные пилоты. Это одна из самых главных причин аварий, из которой вытекает еще одна причина. -
Ошибка пилотов. Эксперты называют именно ошибки в управлении автомобилем главной причиной, по которой происходят серьезные и смертельные аварии на автогонках.
24 часа Ле-Мана 2021
Соревнования завершились в минувшие выходные. Кстати, в прошлом году из-за пандемии коронавируса гонка впервые проходила в онлайн-режиме. В этом же году пилоты вышли на трассу Ле-Мана.
Победу в легендарной гонке на выносливость праздновал экипаж «Тойоты» под номером 7, управляют которым Майк Конвей, Камуи Кобаяси и Хосе Мария Лопес.
Второе место в категории гиперкаров завоевал еще один экипаж «Тойоты» (Себастьена Буэми, Брендона Хартли и Казуки Накадзимы).
Третья позиция в общем зачете досталась экипажу «Альпин» (Андре Негран, Николя Ляпьер и Матье Ваксивьер).
Экипаж Романа Русинова из российской команды G-Drive Racing стал 12-м в общем зачете и седьмым в категории LMP2, сообщает championat. com
Кино о Ле-Мане
Трагические события автогонок, их необычность и популярность вызывают интерес у режиссеров. Есть как минимум два фильма, которые достойно транслируют события и показывают обычному обывателю, как проходит 24-часовая гонка.
В 1971 году вышла картина «Ле-Ман» (12+).
«За «золото» Ле Мана сражаются немец Шталер на Ferrari и действующий чемпион – американец Майкл Делани на Gulf Porsche. 24-часовой марафон требует максимальной концентрации и всегда проходит на пике нервного напряжения. А на этот раз Делани нервничает вдвойне: год назад по его вине на этой же трассе произошла серьезная авария, в которой погиб его друг Белгетти, пилот Ferrari. Перед началом гонки у Майкла был непростой разговор с Лизой, вдовой Белгетти. И теперь чемпион не может отделаться от странного предчувствия», – говорится в описании фильма.
Фильм получил высокий рейтинг зрителей и кинокритиков. Картина до сих пор, спустя почти 50 лет, пользуется популярностью и привлекает внимание.
Культовой картиной со звездным составом стала «Ford против Ferrari» (16+) 2019 года.
«В начале 1960-х Генри Форд II принимает решение улучшить имидж компании и сменить курс на производство более модных автомобилей. После неудавшейся попытки купить практически банкрота Ferrari американцы решают бросить вызов итальянским конкурентам на трассе и выиграть престижную гонку 24 часа Ле-Мана. Чтобы создать подходящую машину, компания нанимает автоконструктора Кэррола Шэлби, а тот отказывается работать без выдающегося, но, как считается, трудного в общении гонщика Кена Майлза. Вместе они принимаются за разработку впоследствии знаменитого спорткара Ford GT40», – говорится в описании фильма.
Наверное, это один из самых популярных фильмов про Ле-Ман на сегодня. Об этом говорят и отзывы кинокритиков, и рейтинг фильма на сайте «КиноПоиск», который превышает отметку в 8 баллов.
Фото: pxhere.com
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова
Новости | 24 Heures du Mans
Новости | 24 Heures du Mans
Trending
24h Le Mans16/04/2023
24 Hours Centenary – маршалы на трассе объединяются
24 HOURS CENTENARY – ИСКЛЮЧЕНИЕ LE MANS как глаза и уши Race Direction. Это особая группа, основанная на дружбе и общей любви к автоспорту в целом и «24 часам» в частности.
Читать статью
24 часа Ле-Мана14/04/2023
24 Hours Centenary – Наследие победителя 1950 года Talbot
24 HOURS CENTENARY – МАРКИ, КАРТЫ и ОТПЕЧАТКИ история конструктора в гонке: Луи Розье, обеспечивший единственную победу Тальбота в 1950 году за рулем автомобиля, адаптированного из одноместного Гран-при, и Пи…
Читать статью
24 часа Ле-Мана13/04/ 2023
Lamborghini нанимает Даниила Квята для участия в программе гиперкаров 2024 года
После Мирко Бортолотти, Андреа Калдарелли и Ромена Грожана бывший гонщик Формулы-1 Даниил Квят пополнит ряды Lamborghini. Российский пилот примет участие в полной программе испытаний нового прототипа итальянского производителя в этом году.
Читать статью
24 часа Ле-Мана12/04/2023
24 Hours Centenary – Легендарный двукратный победитель Bugatti
24 HOURS CENTENARY – ПРОИЗВОДСТВА, КАРТЫ И ОТПЕЧАТКИ ⎮ Символ абсолютной роскоши вождения в эпоху абсолютной роскоши двух мировых войн, Bugatti дважды поднимался на высшую ступеньку подиума в гонках. Теперь это образец экстремальных спортивных автомобилей, вторая трасса, на которой проводятся специальные гонки и мероприятия в Ле-Мане, носит его имя.
Прочитать статью
24 часа Ле-Мана20/04/2023
Bentley отмечает столетие гонки «24 часа Ле-Мана» выпуском ограниченной серии
В ознаменование 20-летия со дня шестой победы Bentley в гонке «24 часа Ле-Мана» и Через 100 лет после первой гонки легендарной гонки Bentley выпускает ограниченную серию купе Continental GT и Continental GTC. Каждый из них будет оснащаться двигателем Bentley W12, самым успешным 12-цилиндровым двигателем м…
Прочитать статью
24 часа Ле-Мана19/04/2023
Делайе, сохраняя национальный флаг в 1930-х годах
СТОЛЕТИЕ 24 ЧАСОВ – ПРОИЗВОДСТВА, МАРКИ И ОТПЕЧАТКИ ⎮ Две французские марки доминировали в 24-часовой гонке Ле-Мана тридцатые годы. Bugatti, победители 1937 и 1939 годов, и Delahaye, одержавший свою единственную победу в 1938 году после позднего знакомства с автоспортом.
Читать статью
24h Le Mans18.04.2023
Ливрея Art Car для Peugeot TotalEnergies 9X8
Французский производитель рассказал о графическом дизайне Peugeot 9X8, который будет представлен на гонке «24 часа столетия Ле-Мана» (10–11 июня 2023 г.). Ливрея – результат сотрудничества с художником Ю.Демским.
Прочитать статью
24 часа Ле-Мана17/04/2023
24 часа столетия – престижная гонка международного уровня ноздря в ноздрю с Indianapolis 500 и Гран-при Формулы-1 в Монако. Почему репутация?
Читать статью
Видео
ВИДЕО20.04.2023
Тизер | 4 часа Барселоны 2023 | ELMS
ВИДЕО18.04.2023
Расширенные обзоры гонки I FIA WEC 2023: 6 часов Портимана I FIA WEC
ВИДЕО18.04.2023
Isotta Fraschini Tipo VALLELUNG 9 LMH-C 04.15.2023
FIA WEC 6 Hours of Portimão 2023 — Брендон Хартли на борту
Фотографии
ФОТО 06. 12.2022
#8 TOYOTA GAZOO RACING (JPN) Toyota GR010 — Hybrid Sébastien Buemi (CHE) Brendon Hartley (NZL) Ryo Hirakawa (JPN)
ФОТО12/06/2022
#8 TOYOTA GAZOO RACING (JPN) Toyota GR010 — Hybrid Buemi (CHE) Brendon Hartley (NZL) Ryo Hirakawa (JPN)
ФОТО 06.12.2022
#8 TOYOTA GAZOO RACING (JPN) Toyota GR010 — Hybrid Sébastien Buemi (CHE) Brendon Hartley (NZL) Ryo Hirakawa (JPN)
ФОТО12/06/2022
VAINQUEUR#8 TOYOTA GAZOO RACING (JPN) Toyota GR010 — Hybrid Себастьян Буэми (CHE) Брендон Хартли (NZL) Рё Хиракава (JPN) Майк Конвей (Великобритания) Камуи Кобаяши (JPN)
Магазин
Влезть под кожу водителя. Спешите открыть для себя официальные коллекции.
Интернет-магазин
Гостиничный бизнес
Откройте для себя VIP-приключение в самом сердце гонки. Наслаждайтесь уникальным моментом с лучшим видом на трассу днем и ночью. Введите легенду.
Просмотреть все предложения
24 часа Ле-Мана | автомобильная гонка
Ле-Ман, 24 часа
Смотреть все медиа
- Похожие темы:
- автомобильные гонки
- Выдающиеся лауреаты:
- А. Дж. Фойт
Фил Хилл
Тацио Нуволари
Грэм Хилл
Просмотреть весь связанный контент →
24 часа Ле-Мана , оригинальное название Grand Prix de Vitesse et d’Endurance или Grand Prix of Speed and Endurance , вероятно, самая известная в мире автомобильная гонка, проводимая ежегодно (с несколько исключений) с 1923 на гоночной трассе Сарт, недалеко от Ле-Мана, Франция. С 1928 года побеждает автомобиль, преодолевший наибольшее расстояние за 24 часа. Длина гоночной трассы составляет примерно 8,5 миль (13,6 км), а гонка проводится в июне, в одну из самых коротких ночей в году. Ле-Ман — одна из восьми гонок, составляющих чемпионат мира по гонкам на выносливость Международной автомобильной федерации (Fédération Internationale de l’Automobile; FIA).
Список победителей гонки «24 часа Ле-Мана» приведен в таблице.
Викторина «Британника»
Викторина «Все об автогонках»
год | машина | водители |
---|---|---|
* Начато в 1923 году как Гран-при скорости и выносливости. | ||
1923 г. | Шенар-Уолкер | Андре Лагаш, Рене Леонар |
1924 г. | Бентли | Джон Дафф, Франк Клеман |
1925 г. | Лоррейн-Дитрих | Жерар де Курсель, Андре Россиньоль |
1926 г. | Лоррейн-Дитрих | Роберт Блох, Андре Россиньоль |
1927 г. | Бентли | Джон Бенджафилд, Сэмми Дэвис |
1928 г. | Бентли | Вульф Барнато, Бернард Рубин |
1929 г. | Бентли | Вульф Барнато, Генри Биркин |
1930 г. | Бентли | Вульф Барнато, Глен Кидстон |
1931 г. | Альфа-Ромео | Лорд Эрл Хоу, Генри Биркин |
1932 г. | Альфа-Ромео | Раймонд Соммер, Луиджи Чинетти |
1933 г. | Альфа-Ромео | Раймонд Соммер, Тацио Нуволари |
1934 г. | Альфа-Ромео | Луиджи Чинетти, Филипп Этанселин |
1935 г. | Лагонда | Джон Хиндмарш, Луис Фонтес |
1936 г. | не проводится | |
1937 г. | Бугатти | Жан-Пьер Вимиль, Робер Бенуа |
1938 г. | Делаэ | Эжен Шабуд, Жан Тремуле |
1939 г. | Бугатти | Жан-Пьер Вимиль, Пьер Вейрон |
1940–48 | не проводится | |
1949 г. | Феррари | Луиджи Чинетти, Питер Митчелл Томпсон |
1950 г. | Талбот | Луи Розье, Жан-Луи Розье |
1951 г. | Ягуар | Питер Уокер, Питер Никол Уайтхед |
1952 г. | Мерседес Бенц | Герман Ланг, Фриц Рисс |
1953 г. | Ягуар | Тони Ролт, Дункан Хэмилтон |
1954 г. | Феррари | Хосе Фройлан Гонсалес, Морис Трентиньян |
1955 г. | Ягуар | Майк Хоторн, Ивор Бьюб |
1956 г. | Ягуар | Рон Флокхарт, Ниниан Сандерсон |
1957 г. | Ягуар | Рон Флокхарт, Ивор Буэб |
1958 г. | Феррари | Фил Хилл, Оливье Жандебьен |
1959 г. | Aston Martin | Рой Сальвадори, Кэролл Шелби |
1960 | Феррари | Поль Фрер, Оливье Жандебьен |
1961 г. | Феррари | Фил Хилл, Оливье Жандебьен |
1962 г. | Феррари | Фил Хилл, Оливье Жандебьен |
1963 г. | Феррари | Людовико Скарфиотти, Лоренцо Бандини |
1964 г. | Феррари | Жан Гише, Нино Ваккарелла |
1965 г. | Феррари | Мастен Грегори, Йохен Риндт |
1966 г. | Форд Мк II | Брюс Макларен, Крис Эймон |
1967 г. | Форд Мк IV | А.Дж. Фойт, Дэн Герни |
1968 г. | Форд Г.Т. 40 | Педро Родригес, Люсьен Бьянки |
1969 г. | Форд Г.Т. 40 | Джеки Икс, Джеки Оливер |
1970 г. | Порше | Ричард Эттвуд, Ханс Херрманн |
1971 г. | Порше | Хельмут Марко, Гийс ван Леннеп |
1972 г. | Матра-Симка | Анри Пескароло, Грэм Хилл |
1973 г. | Матра-Симка | Анри Пескароло, Жерар Ларрусс |
1974 г. | Матра-Симка | Анри Пескароло, Жерар Ларрусс |
1975 г. | Галф-Форд | Джеки Икс, Дерек Белл |
1976 г. | Порше | Джеки Икс, Гийс ван Леннеп |
1977 г. | Порше | Джеки Икс, Юрген Барт, Херли Хейвуд |
1978 г. | Рено-Альпайн | Жан-Пьер Жоссо, Дидье Пирони |
1979 г. | Порше | Клаус Людвиг, Дон Уиттингтон, Билл Уиттингтон |
1980 г. | Порше | Жан Рондо, Жан-Пьер Жоссо |
1981 г. | Порше | Дерек Белл, Джеки Икс |
1982 г. | Порше | Дерек Белл, Джеки Икс |
1983 г. | Порше | Эл Холберт, Херли Хейвуд, Верн Шуппан |
1984 г. | Порше | Анри Пескароло, Клаус Людвиг |
1985 г. | Порше | Клаус Людвиг, Джон Винтер, Паоло Барилла |
1986 г. | Порше | Дерек Белл, Ханс-Йоахим Штук, Эл Холберт |
1987 г. | Порше | Ханс-Йоахим Штук, Дерек Белл, Эл Холберт |
1988 г. | Ягуар | Ян Ламмерс, Джонни Дамфрис, Энди Уоллес |
1989 г. | Мерседес Бенц | Йохен Масс, Мануэль Ройтер, Стэнли Диккенс |
1990 г. | Ягуар | Джон Нильсен, Прайс Кобб, Мартин Брандл |
1991 г. | Мазда | Фолькерт Вайдлер, Джонни Герберт, Бертран Гашо |
1992 г. | Пежо | Янник Далмас, Марк Бланделл, Дерек Уорвик |
1993 г. | Пежо | Джефф Брэбэм, Кристоф Бушю, Эрик Хелари |
1994 г. | Дауэр Порше | Янник Далмас, Хёрли Хейвуд, Мауро Бальди |
1995 г. | Макларен | Янник Далмас, Дж.Дж. Лехто, Секия Масанори |
1996 г. | Джоест TWR Порше | Мануэль Ройтер, Дэви Джонс, Александр Вурц |
1997 г. | Джоест Порше | Мишель Альборето, Стефан Йоханссон, Том Кристенсен |
1998 г. | Порше ГТ1 | Аллан МакНиш, Лоран Айелло, Стин Ортелли |
1999 г. | БМВ В12 ЛМР | Янник Далмас, Пьерлуиджи Мартини, Йоахим Винкельхок |
2000 г. | Ауди Р8 | Франк Биела, Том Кристенсен, Эмануэле Пирро |
2001 г. | Ауди 3596Т | Франк Биела, Том Кристенсен, Эмануэле Пирро |
2002 г. | Ауди Р8 | Франк Биела, Том Кристенсен, Эмануэле Пирро |
2003 г. | Бентли | Том Кристенсен, Диндо Капелло, Гай Смит |
2004 г. | Ауди Р8 | Том Кристенсен, Диндо Капелло, Ара Сейджи |
2005 г. | Ауди Р8 | Том Кристенсен, Дж.Дж. Лехто, Марко Вернер |
2006 г. | Ауди Р10 | Франк Биела, Эмануэле Пирро, Марко Вернер |
2007 г. | Ауди Р10 | Франк Биела, Эмануэле Пирро, Марко Вернер |
2008 г. | Ауди Р10 | Диндо Капелло, Том Кристенсен, Аллан МакНиш |
2009 г. | Пежо 908 | Дэвид Брэбэм, Марк Жене, Александр Вурц |
2010 | Ауди Р15 | Тимо Бернхард, Ромен Дюма, Майк Рокенфеллер |
2011 | Ауди Р18 ТДИ | Марсель Фесслер, Андре Лоттерер, Бенуа Трилуйе |
2012 | Audi R18 e-tron quattro | Марсель Фесслер, Андре Лоттерер, Бенуа Трилуйе |
2013 | Audi R18 e-tron quattro | Том Кристенсен, Аллан МакНиш, Лоик Дюваль |
2014 | Audi R18 e-tron quattro | Марсель Фесслер, Андре Лоттерер, Бенуа Трилуйе |
2015 | Порше 919 Гибрид | Нико Хюлькенберг, Эрл Бамбер, Ник Тэнди |
2016 | Порше 919 Гибрид | Ромен Дюма, Нил Яни, Марк Либ |
2017 | Порше 919 Гибрид | Эрл Бамбер, Тимо Бернхард, Брендон Хартли |
2018 | Тойота ТС050 Гибрид | Фернандо Алонсо, Себастьен Буэми, Накадзима Казуки |
2019 | Тойота ТС050 Гибрид | Фернандо Алонсо, Себастьен Буэми, Накадзима Казуки |
2020 | Тойота ТС050 Гибрид | Себастьен Буэми, Брендон Хартли, Накадзима Казуки |
2021 | Тойота GR010 Гибрид | Майк Конуэй, Кобаяси Камуи, Хосе Мария Лопес |
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эми Тикканен.