Гонка дакар это: История «Дакара»: 1979-2019 — все новости Формулы 1 2023

История «Дакара»: 1979-2019 — все новости Формулы 1 2023

Официально нынешний ралли-рейд «Дакар-2019» будет 41-м, но в действительности гонка проходила только 40 раз. В 2008-м она была в последний момент отменена из-за террористической угрозы. Мы решили напомнить вам историю одной из самых знаменитых гонок в мире.

Ралли-рейды – одна из самых старых форм автогонок, так как первоначально автоспорт зародился именно как гонки из одного города в другой. При этом качество дорог между ними зачастую оставляло желать лучшего, и гонки того времени от нынешних ралли-рейдов они отличались не так уж сильно.

Что касается «Дакара», то он родился случайно. В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин, участвовавший в ралли-рейде «Абиджан-Ницца», заблудился в Ливийской пустыне. Выжил он чудом – его нашли только спустя три дня, но за это время в голову Сабину пришла мысль устроить в Африке постоянную гонку, которой не будет равных в уровне сложности.

Первый ралли-рейд, организованный Сабином, стартовал уже в декабре 1978-го (финиш состоялся уже в январе следующего года, так что в официальной истории «Дакара» гонка датируется 1979 годом), и в нём приняли участие 182 транспортных средства – 80 автомобилей, 90 мотоциклов и 12 грузовиков. Правда, в официальном зачёте присутствовало только 170 – грузовики официально к участию не допускались, им позволят соперничать только через год.

Старт состоялся в Париже, но основная часть «боевой» дистанции пришлась на пески Сахары. Финишировала гонка в столице Сенегала, Дакаре, на берегу Атлантического океана. Всего на первом «Дакаре» было восемь этапов, но само понятие этапа в то время было другим. Каждый этап, как правило, включал в себя очень длинный маршрут с несколькими контрольными точками в разных городах и продолжался три дня. Так что эти восемь этапов заняли у участников более двух недель.

Первым победителем гонки стал Сирил Неве на мотоцикле Yamaha – в то время зачёт у всех участников был общим. Собственно, мотоциклисты заняли весь подиум.

Среди автомобилей лучшим оказался экипаж Алена Женестье на Range Rover – хотя в общем зачёте они оказались лишь четвёртыми. Все участники, разумеется, были любителями, и выступали за частные команды – заводских в то время в гонке просто не было. Но очень скоро они появятся – завсегдатаями ралли-рейда стали Yamaha, Volkswagen, BMW и советская «Лада». С тех пор эти соревнования проводились регулярно – в том числе и после гибели Сабина. В 1986 году во время очередного ралли-рейда вертолёт, на котором он летел, рухнул в пустыне Мали.

Чтобы соперничать было интереснее, маршрут ралли каждый год менялся – проходил то через Алжир, то через Ливию, то через Мавританию и так далее. Совпадали лишь места старта и финиша, потому марафон получил название «Париж-Дакар». Но к девяностым находить новые способы добраться из столицы Франции в столицу Сенегала становилось всё сложнее, и организаторы начали экспериментировать с местами старта и финиша.

Гонка проводилась и по маршруту Париж-Дакар-Париж, и Дакар-Агадес-Дакар, и Гранада-Дакар, и Париж-Каир, и даже Марсель-Шарм-эль-Шейх. Один из самых сумасшедших вариантов был выбран в 1992 году, когда участникам пришлось проехать через всю Африку с севера на юг, от Парижа до Кейптауна! Тем не менее, чтобы как-то обозначить связь между гонками, все они теперь назывались «Дакаром», даже если через сам Дакар маршрут не проходил.

В 2000-х организаторы (в 2004 году они сменились – права на проведение гонки выкупила французская компания ASO) столкнулись с серьёзной проблемой – на севере Африки, где и проводилась большая часть рейда, постоянно росла террористическая угроза. Не раз и не два гонщики сталкивались с вооружёнными людьми, и далеко не всегда эти встречи проходили без последствий. К примеру, российский гонщик «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин попадал под обстрел дважды.

В 2008-м «Дакар» впервые не состоялся – гонку, которая должна была пройти по маршруту Лиссабон-Дакар, пришлось отменить всего за сутки до старта из-за серьёзной террористической угрозы в Мавритании. После этого было решено перенести ралли-рейд в Южную Америку, сохранив прежнее название. Первый южноамериканский «Дакар» стартовал 3 января 2009 года в аргентинском Буэнос-Айресе, и после двух недель соперничества по горам и пустыням Аргентины и Чили, финишировал там же. На этом же «Дакаре» впервые появился четвёртый класс транспортных средств – квадроциклы.

С тех пор самый знаменитый марафон в мире ежегодно проходит в Южной Америке и собирает огромное количество участников. Несмотря на значительный стартовый взнос, каждый год на старт «Дакара» выходит почти 400 транспортных средств, здесь соревнуются ведущие авто- и мотокомпании мира – KTM, Honda, Yamaha, MINI, Toyota, Mitsubishi и многие другие. А в зачёте грузовиков основное внимание всегда приковано к российским КАМАЗам, на счету которых уже 15 побед, в том числе восемь – в десяти гонках южноамериканской версии марафона.

Dakar Rally — Международный раллийный марафон Дакар

Ралли «Дакар» (англ. Dakar) уверенно можно назвать самым известным и «патриотичным» в России, успехами в котором гордится вся страна, а не только любители автоспорта. Именно в этом марафоне на выживание «КамАЗы» показывают всему миру мощь и надёжность двигателей, заставляя уважать отечественный автопром. Российские грузовики буквально «не замечают» соперников, почти ежегодно забирая «золото».

Ввиду вторжения Россией в Украину, КАМАЗ (как и белорусский МАЗ) отстранен от участия в этой гонке на неопределенный срок. Сможет ли КАМАЗ оправиться от такого позора неизвестно, тем более что в РФ проводят свои гонки (включая международное «Ралли «Шелковый Путь»). Так или иначе, команда КАМАЗ-Мастер оставила свой след в истории Дакара, что является неоспоримым фактом.

История возникновения Ралли «Дакар»

Победа особенно престижна из-за многотысячного километража гонки и её условий, когда дороги сменяют направления, песчаные барханы грязевыми лужами, а знойное солнце проливными ливнями. Идейным вдохновителем и организатором «Paris Dakar Rally» стал француз Тьерри Сабин, едва не погибший во время марафона «Ницца-Абиджан» 1977 года. Заблудившийся в пустыне мотогонщик был случайно обнаружен племенем туарегов через трое суток. Это подтолкнуло его проработать маршрут нового ралли по африканскому континенту — опасному и труднопроходимому, с минимальным количеством дорог и максимальным числом природных препятствий.

Дебютный сезон «Париж-Дакар» состоялся в 1978 году, а старт гонки прошёл 26 декабря в Париже, с площади Трокадеро. Финишной точкой выбрали Дакар, столицу Сенегала в Западной Африке, которую пилоты достигли через три недели, проехав через Алжир, Мали, Нигер и Буркина-Фасо. На стартовую черту вышли 182 гонщика (90 на мотоциклах, 80 на легковых автомобилях и 12 на грузовых), но финиша достигли лишь 74. Водители преодолели около 10 тысяч километров, причём более 3-х составили спецучастки.

Разделение техники на классы авто-, мото- и грузовой произошло со второго (январь 1980-го) года проведения, поэтому наградной подиум в 1979-м оказался один. Он целиком достался мотогонщикам, а «золото» и звание первого чемпиона «Дакара» (изначально использовалось как общепринятое сокращённое название ралли-рейда) завоевал француз Сирил Неве, выступавший на Yamaha XT500. Отличились и его соотечественники, «автомобилисты» на Range Rover V8, единственный раз в истории турнира завоевав победу тройкой из пилота, штурмана и механика. В дальнейшем функции последнего взяли на себя другие члены экипажа. «Грузовая» категория получила официального победителя в 80-м. Им стала алжирская команда на Sonacome, грузовике автомонополиста Алжира, созданного как филиал французской Berliet.

Массовые неудачи участников дебютного ралли оказавшегося «марафоном на выживание», не смутили автомир, собрав в следующем году ещё больше желающих попробовать свои силы. Традиционно гонка начиналась в январские дни в Париже и заканчивалась в Дакаре, но с 1995 года (из-за протестов общественности касательно массового скопления техники, создающей транспортный коллапс в городе) французская столица дала только два старта (1998 и 2001). Подменяли её испанские Гранада (1995, 1996, 1999) и Барселона (2005), Аррас (2002), Марсель (2003) и Клермон-Ферран (2004) от Франции, португальский Лиссабон (2006, 2007) и даже сам Дакар (1997 и 2000).

Несколько раз переносилось и место финиша. В 1992 Paris-Dakar пересёк всю Африку, финишировав в ЮАР, в Кейптауне, неподалёку от мыса Доброй Надежды, крайней юго-западной точке африканского континента. В 2000 водители ехали из Дакара в египетский Каир, а в 2003 из Марселя в Шарм-эш-Шейх (Египет). В 1994 гонку «закольцевали», начав и закончив в Париже, в 1997 поступив так и со столицей Сенегала. Всего же за всё время проведения этапы приняли 29 стран.

Последним сезоном «классического», западноафриканского «Париж-Дакара» стал 2007 год. Угрозы террористов из «Аль-Каиды» требовавших отмены проведения гонки и убивших четырёх граждан Франции в Мавритании в декабре того же года, организаторы восприняли всерьёз. Они приняли решение о переносе соревнований в Латинскую Америку до «нормализации обстановки» (фактически — на неопределённый срок, учитывая активность различных террористических групп), отказавшись от проведения ралли-2008.

С 2009-го ралли-рейд проходит по Южной Америке, «освоив» вначале Аргентину и Чили, расширив в 2013 географию проведения до Перу и, в 2017, Парагвая с Боливией. При этом, название осталось по-прежнему узнаваемым – ралли «Дакар», потеряв свою «европейскую» часть. Оставшийся в Африке маршрут использует другое «внедорожное» соревнование, Africa Eco Race.

Описание

Rally Dakar отличается от остальных раллийных турниров форматом проведения, где чемпион определяется на финишной черте, на основании самого быстрого прохождения дистанции. Этапы — не растянутые по календарю уик-энды с суммированием баллов, это ежедневные заезды, с перерывами на сон и ремонт в чётко указанных местах.

Учитывая то, что проехать требуется до 10 000 км, значительная часть которых «спецучастки», а «трассы» славятся полным бездорожьем, задача для многих водителей и «железных коней» становится непосильной.

В некоторых сезонах на финиш приходит менее половины стартовавших экипажей, поэтому неудивительно, что гонка получила статус «ралли-марафона на выживание». Он привлекает профессиональных гонщиков и «любителей», решившихся проверить силы в спортивном состязании на грани возможностей. Последних,  набирается большинство, и зачастую до 80% водителей не имеют никакого отношения к профи. Приятной ежесезонной традицией стало участие женщин-пилотов и известных людей, представителей как спорта в целом, так и шоу-бизнеса, политики.

Технической поддержкой и обеспечением безопасности соревнований занимаются организаторы, следуя впереди заездов, оборудуя места питания, ремонта и отдыха, если требуется, массово-развлекательных мероприятий. Подсчитано, что за день ралли съедается около 1,5 тонн продуктов и выпивается примерно 6 тысяч литров воды. Бензин для техники, порядка 15 тонн на все экипажи-участники, тоже идёт «караваном» по маршруту, а покупка местного топлива запрещена. За безопасность ралли-рейда отвечают порядка 15-20 тысяч человек, в том числе и сотрудники принимающих стран.

За десятилетия «Дакара» не менее 13 тысяч пилотов сумели успешно пройти всю гонку доказав свой высокий уровень и получив в награду золотую медаль, официально подтверждающую высокое достижение. Отдельно подсчитано, что более 60% стартовавших гонщиков так и не смогли дойти до финиша, сойдя с дистанции.

Главным призом в ралли служит килограммовая статуэтка «Золотой бедуин», стилистически выполненный из золота бюст жителя пустыни, закутанного в традиционные одежды.

Подчёркивается важность самой идеи покорения бездорожья, а не финансовая выгода от места в турнирной таблице. Её поддерживают и автолюбители подавая большое количество заявок на участие в каждом сезоне, в итоге больше тратя чем зарабатывая в гонке.

Техника и категории участников ралли «Дакар»

Ралли «Дакар» проводится для 4-х видов транспортных средств:

  • мотоциклы
  • квадроциклы (с 2009 года)
  • автомобили
  • грузовики

Они разделены на внутренние категории с собственной цифровой и литерной нумерации в зависимости от степени доработок транспортного средства, широкий спектр которых разрешён правилами.

Таким образом на старт выходят и модифицированные любителями или заводскими командами «болиды», и вполне обычная техника, встречаемая на общественных трассах.

Мотоциклы

Cерийные модели (допущенные к эксплуатации на обыкновенных дорогах) с одним или двумя цилиндрами и объёмом двигателя до 450 кубических сантиметров, разрешены доработки и подготовки к бездорожью. Делятся на категории:

  • Elite — участвуют только члены спортивной организации Amaury Sport Organisation
  • Super-Production — общая группа мотоциклистов
  • Marathon — главное условие, во время ралли нельзя менять ключевые узлы и агрегаты мототехники

Квадроциклы

Отделившись от мото, сформировали две подкатегории:

  • Одноцилиндровые, с любым двухколёсным приводом и мотором до 750 куб. см.)
  • 3.2 — цилиндров – 1 или 2, привод – допускается и «полный», двигатель – до 900 «кубиков»)

Автомобили

Автотехника до 3,5 тонн по массе соревнуется в трёх классах:

  • T1 – «серийные» модели внедорожников, прошедшие модификацию и тюнинг
  • T2 – «заводские» машины, без специальных доработок
  • Open – «багги» и прочая техника, попадающая под весовые рамки

Грузовики

Наиболее разноплановая группа, а одна из категорий даже не принимает участие в медальном зачёте:

  • T4. 1 – грузовые авто должны быть «заводского» образца, без изменений и улучшений
  • T4.1 – доработанные и модифицированные представители класса
  • T4.2 – «технички» служб поддержки, максимально быстрые и улучшенные, но нацеленные не на победу в гонке, а на помощь другим экипажам

  • T5 – грузовики технических подразделений команд, «турнирно» не участвующие в ралли-рейде

Регламент и особенности навигации на ралли «Дакар»

Согласно регламенту, дистанция ралли «Дакар» разделена на ежедневные этапы в 700-900 километров, включающие в себя «лиазоны» (обычно это дороги и пути общественного пользования), ведущие к или от «спецучастков». Зачётные баллы начисляются за скорость и правильность прохождения последних, подсчитываясь после каждого заезда и корректируя расположение участников в турнирной таблице.

В зависимости от места определяется позиция водителей на старте следующего дня, где используется система временных фор. Гонщики ралли «Дакар» стартуют индивидуально, с 2-минутными интервалами, начиная с категорий мототехники и заканчивая грузовыми классами. С начала второй десятки «турнирки» время между стартующими уменьшается до 1 минуты.

Размеры форы всех этапов неизменны и не могут быть увеличены или уменьшены, в отличии от «зачётного» времени прохождения «спецучастка». Его могут изменить организаторы, наложив штрафные минуты за ошибки на дистанции, «дозаправку» на местных АЗС и помощь в навигации. Время может быть и «вычтено» (компенсировано) в случае форс-мажора. Например, если автогонщик остановился помочь сломавшемуся сопернику, как по правилам обязан поступить каждый участник.

Имеет свои особенности и навигация в — маршрут всего ралли-рейда держится в тайне. Экипажи перед самой гонкой получают информацию об очередном этапе, причём, только данные ориентиров и контрольных точек (иногда совмещённых с передвижными станциями дозаправок и техпомощи) без указания их GPS-координат.

Движение по маршруту на ралли «Дакар» происходит при помощи навигационного прибора Unik II, показывающего направление к очередным контрольным пунктам. Сложности вызывает то, что гонщик должен находиться в определённом радиусе от них, чтобы устройство поймало сигнал. В экстренных случаях, с помощью специального кода можно открыть GPS-карту с расположением всех «зачётных» точек, но «подсказки» наказываются штрафным временем.

За выполнение участниками навигационных требований организаторы Ралли «Дакар» следят с помощью GPS-трекера IriTrack, в режиме реального времени отслеживая их местоположение. Он используется и для экстренной связи с экипажем, в частности в аварийных и особо опасных ситуациях. Применяются и секретные контрольные точки на «спецучастках», фиксируя появление каждого спортсмена.

Россия в ралли «Дакар»

Российские гонщики начали выступать на «Париж-Дакар» в 1991 году, сразу же завоевав «серебро» и «бронзу» подиума грузовиков. Отличилась команда «КАМАЗ-мастер», созданная в 1988, не имевшая практически никакого опыта международных выступлений и прозванная болельщиками «Синей армадой» за цветовую гамму машин. Первое «золото» ралли-рейда было завоёвано в 1996 Виктором Московских на «КамАЗ-49252», принёсшего ещё две победы, но уже под управлением Владимира Чагина. Пилот из Перми впоследствии стал рекордсменом, завоевав в общей сложности 7 чемпионских титулов в грузовом классе – в 2000, 2002-2004, 2006, 2010-2011 годах.

Всего в копилке команды «КАМАЗ-мастер» более 15 золотых медалей «Дакара», 13 из которых добыты после 2002-го. История гонки не знает другого такого тотального доминирования одной марки автомобиля. Соперникам не помогла и реорганизация команды из России, омолодившей состав после завершения карьеры Чагиным. Лидером молодых пилотов проявил себя Эдуард Николаев, ставший 3-кратным чемпионом ралли.

Легенды «Дакара»

Помимо «КаМАЗа», в разные годы на «Париж-Дакар» периодически доминировали несколько автопроизводителей, выпускавших особо удачные авто, доведённые механиками практически до совершенства. Можно отметить 4 чемпионства подряд, с 2012 по 2015 годы, концерна BMW и его британского представителя MINI All4 Racing, выставившей 11 успешно дошедших до финиша автомобилей.

Citroen, спорт-прототипы ZX которого побеждали в 1991 и 1994-1996 годах. Французский Peugeot четыре раза кряду брал «золото» на моделях «205» и «405» в 1997-2000, но перестал уделять достаточно внимания ралли-рейду с побед в «нулевых», надолго уйдя в классические автогонки и триумфально вернувшись в 2016 с Peugeot 2008 DKR. В 2017 и 2018 модель 3008 DKR довёл общее количество побед автогиганта до семи.

Cамым титулованным внедорожником «Дакара» обоснованно считается Mitsubishi Pajero, модификации которого принесли производителю 12 чемпионских званий. Первым «золотым» сезоном стал 1985 год, а в 1992-1993 японцы отобрали титулы у «Ситроена», считавшегося фаворитом. Полное доминирование началось в 1997 и закончилось в 2008, вместе с отменой проведения ралли в Африке. За одиннадцать лет автомобиль 9 раз становился лучшим в своём классе, проиграв в 1999 и 2000-м.

Австрийские KTM с 2001 года никого не подпускают к чемпионскому титулу, завоевав его 17 раз подряд. Конкуренцию им не могут составить ни Yamaha (9 наград высшей пробы), ни BMW и Honda, по 6 и 5 званий соответственно. Впрочем, «Ямаха» добивается успеха в сравнительно новой категории квадроциклов, выиграв с 2009 все сезоны.

Происшествия

Статус «Дакара» как «марафона на выживание» имеет под собой вполне реальное обоснование — каждый сезон происходят новые происшествия и трагедии. По некоторым данным, за все годы проведения погибло порядка 70 человек — участников, техперсонала и зрителей. Особо высока смертность среди мотоциклистов.

События на ралли затрагивают временами и политику, как в 1982, когда в пустыне пропал Марк Тэтчер, сын «Железной леди», премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Его, штурмана и механика искали «всем миром» 6 дней. Событие получило огромный общественный резонанс, привлекались военные, чей самолёт и нашёл экипаж в 50 км от трассы. Все оказались целыми и невредимыми.

В 1986 году «Париж-Дакар» забрал жизнь и своего отца-основателя Тьерри Сабина, погибшего в Мали при падении вертолёта во время песчаной бури. Вместе с ним разбились пилот, два представителя масс-медиа и гость соревнований, французский певец Даниэль Балавуан. Но имя экс-мотогонщика навсегда осталось в истории, а его начинание было с успехом продолжено.

Чередой трагедий выделяется сезон-1988, принёсший гибель 6 человек: три гонщика разбились на этапах, малийскую девочку сбил другой водитель, а команда видеооператоров – мать с дочерью в Мавритании. Кроме того, участников обвинили в организации пожара и последовавшей за ним паники, в ходе которой скончались трое людей.

Пять человек, в том числе и 5-летняя девочка из Сенегала раздавленная грузовиком техслужбы, погибли в 2005. Среди них Фабрицио Меони, итальянский мотогонщик, двухратный чемпион ралли-рейда. После террористических убийств и заявлений сторонников «Аль-Каиды», и переноса «Дакара» в Южную Америку, пересёк океан и «статус на выживание». Первой жертвой нового-старого ралли уже на втором этапе 2009 года стал француз Паскаль Терри – тело пилота нашли лишь через три дня. В 2010 во время стартов гоночного дня насмерть задавили зрительницу, а в 2012 разбился Хорхе Боеро, мотоциклист из Аргентины.

В 2013, неподалёку от границы Перу с Чили, в лобовом столкновении Land Rover экипажа поддержки и двух местных машин такси погибли два посторонних человека, а семеро людей оказались в клинике с различными травмами. В том же году, и тоже «лоб в лоб», с автомобилем чилийской полиции столкнулся Тома Буржен, 25-летний мотоциклист из Франции. Дебютант ралли-рейда не выжил.

Смертью закончился и третий этап сезона-2015, когда обнаружили тело Михала Херника, мотогонщика из Польши. Его байк не имел видимых повреждений от аварии, сам водитель был без шлема и следов насилия, а вскрытие показало на обезвоживание организма как причину смерти. Также, в 2020 году, получив при падении с мотоцикла несовместимую с жизнью травму, скончался мотоциклист Паулу Гонсалвеш. 

Ралли «Дакар» на ТВ

О самом известном ралли-рейде написано множество статей и снято ещё больше репортажей, гонщики дают интервью, а зрители делятся своими впечатлениями. Видеоматериала достаточно много, из которого можно выделить снятую Discovery Channel в 2006 году «документалку» Race to Dakar («Вперед, в Дакар!»), где главным героем выступил британский актёр Чарли Бурмен на BMW F650. Она считается лучшей и имеет рейтинг IMD в 8,2 балла, превосходя даже некоторые голливудские блокбастеры.

Документальный фильм (смотреть тут) из 7 серий считается обязательным к просмотру желающим принять участие в ралли и рассказывает обо всех этапах подготовки пилота к ралли, начиная с медицинских тестов и бумажной волокиты. Он показывает зрителю события от «первого лица», разъясняя все тонкости и нюансы гонки, показывая сложности маршрута, проходящего через пустыни и каменное бездорожье под 50-градусной жарой, сменяющейся минусовой ночной температурой.

 

Гонка

НАЗАД

Формат гонки

Дакар — это ралли-рейд. Он состоит из одного этапа в день, состоящего как минимум из одного «специального» каждый (протяженностью несколько сотен километров), на дорогах или бездорожье. Общее пройденное расстояние составляет несколько тысяч километров. Мероприятие проходит в течение десяти-пятнадцати дней (по сравнению с двумя-тремя днями для ралли по пересеченной местности).

Классификация этапа состоит из времени, установленного на спецучастке, плюс любые спортивные штрафы.

Гонка включает в себя навигацию, которая осуществляется с помощью дорожной книги, предоставленной организаторами и раздаваемой в начале каждого этапа. Это означает, что трасса остается в секрете до тех пор, пока дорожная книга не будет передана экипажам.

Стартовый порядок каждого спецучастка будет основываться на времени, установленном в хронометрируемом секторе предыдущего этапа, включая любые спортивные штрафы (например, за превышение скорости в связующих секторах или пропущенные путевые точки), понесенные во время этапа.

В случае ничьей порядок определяется номерами гонок.

Регистрация

Любое лицо любой национальности старше 18 лет, имеющее лицензию FIA/FIM на участие в ралли-рейдах по пересеченной местности, может подать заявку на участие в ралли «Дакар».

Участники должны также принять участие в одном чемпионате мира FIA/FIM или в любом другом мероприятии в календаре FIA/FIM или их национальном календаре.

Тем не менее, организатор оставляет за собой право отказать в допуске любому участнику, который не имеет минимального недавнего опыта участия в соревнованиях по гонкам на мотоциклах/квадроциклах или физических возможностей, необходимых для участия в Дакаре.

Этап марафона

Этап марафона проводится без транспортных средств поддержки или команды/членов поддержки; всякая посторонняя помощь также запрещена.

Только участники имеют право работать со своими транспортными средствами; также разрешена помощь между участниками, которые все еще находятся в гонке.

Dakar Experience

Участники (за исключением участников Elite и Priority), которые должны отказаться от участия до финиша гонки, могут повторно участвовать в ралли в течение трех следующих этапов, хотя и переведены в параллельную классификацию. Эти транспортные средства будут иметь оранжевые номера и ни в коем случае не будут допущены к старту на первых 25 позициях специального заезда.

Штрафы

О любом нарушении правил, за которое не установлены штрафы, будет сообщено Директору Гонки, и Международное Жюри определит налагаемый штраф.

Спортивные штрафы применяются ко времени секторов на время, а другие штрафы за время применяются к общему зачету.

  • Соревнование: административное или техническое несоответствие транспортного средства, неисправность оборудования безопасности, пропуск путевой точки…
  • Безопасность дорожного движения: несоблюдение правил дорожного движения

Существуют спортивные (штрафы, дисквалификация) и финансовые штрафы. Любые штрафы будут выплачены в благотворительный фонд.

Сценический тип

Сектор соединения бивака-DSS

Транспортные средства покидают бивуак, обычно по дороге, и направляются к началу спецучастка, где с восходом солнца отправляются первые мотоциклы.

Начало временного сектора (DSS)

Здесь начинают тикать часы. Участники обычно стартуют в порядке классификации спецвыпуска предыдущего этапа. Несвоевременное прибытие на старт влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные правилами соревнований.

Контрольно-пропускной пункт (КП)

Промежуточное время фиксируется в нескольких точках по ходу спец. Затем в бортовом журнале каждого автомобиля ставится печать официального лица гонки.

Финиш временного сектора (АСС)

Классификация дня основана на времени, установленном в ASS, с учетом любых штрафов, которые могут быть применены, если анализ GPS обнаружит, например, что одна или несколько путевых точек были пропущены.

Участок связи АСС-бивуак

Хотя временной участок подошел к концу, день на АСС, который иногда может находиться в нескольких сотнях километров от бивуака, еще не закончен. У гонщиков, водителей и экипажей есть определенное время, чтобы добраться до бивуака, всегда в пределах ограничений скорости, действующих в стране.

Получить эксклюзивную информацию

Маршрут Дакара

Новый шаг в будущее

Пятое издание ралли в Саудовской Аравии пройдет с 5 по 19 января 2024 года, начиная с тысячелетнего города Аль-Ула, пересекая страну в направление Пустого квартала и финиш в Янбу на берегу Красного моря.
«Задача будет такой же сложной, как и в январе прошлого года», — предупреждает директор гонки Дэвид Кастера, который обещает участникам огромные участки дюн, где трудности навигации будут сопровождаться техническими трудностями их преодоления.
Также был создан новый формат этапа: на «48-часовом этапе» будет ограничение по времени для остановки (16:00) перед повторным отправлением на следующий день (7:00) для прохождения маршрута.
В рамках программы «Дакарское будущее» операция «Миссия 1000» предлагает конструкторам возможность протестировать автомобили с инновационными технологиями на местности Дакара: более ста километров в день, а их характеристики оцениваются в гигантской лаборатории.  

ЛАГЕРЬ АЛУЛА: РАНДЕВУ С ИСТОРИЕЙ
Участники Дакара открыли для себя чудеса Аль-Улы на первом этапе ралли в Саудовской Аравии в 2020 году. Однако на этот раз у них будет возможность еще глубже погрузиться в атмосферу тысячелетнего археологического места: принцип стартового лагеря, имевший огромный успех у участников в его прибрежной версии, теперь распространен на пустыню, причем бивуак расположен в непосредственной близости от величественных храмов, построенных набатеями. Черпая вдохновение в зданиях, которые выдержали испытание временем, это идеальный способ войти в режим приключений и открытий, прежде чем преодолевать тысячи километров маршрута.

1 ПРОЛОГ, 12 ЭТАПОВ, 14 ДНЕЙ ГОНОК
После требовательного выпуска, который показал способность участников к сопротивлению, тон Дакара 2024 будет столь же уважительным к их ожиданиям с точки зрения вызова. Маршрут, протяженность спецучастков которого будет эквивалентна 5 000 километров, продолжает исследование территории Саудовской Аравии, причем 60% новых участков. В общей сложности девять бивуаков будут установлены на большой полосе, идущей с запада на восток, пересекая маршрут в обоих направлениях до конечной точки в Янбу, на берегу Красного моря.

ЭТАП, ПРОДОЛЖАЮЩИЙ 48 ЧАСОВ: ДВИГАТЕЛИ ВЗРЫВАЮТСЯ ПРИ ВЗРЫВЕ ПУШКИ
Это новый формат этапа, в котором соревнуются два дня с ограничениями марафонского этапа, хотя участникам разрешается помогать друг другу в течение вечера. Но на этот раз не будет выбора столовой или товарищей по ремонту, так как водители и бригады будут разбросаны по восьми различным бивуакам. Когда часы пробьют 16:00, все транспортные средства должны будут остановиться у следующего встречного бивуака. Без связи и, следовательно, без видимости выступлений своих соперников, участники разбивают лагерь и снова отправляются в 7 утра следующего дня, чтобы завершить оставшийся участок маршрута.