Содержание
Herança Judaica | www.visitportugal.com
Чем заняться?
Искусство и культура
Иудейские пути
О
Полезная информация
Как добраться
Галерея
Не упустить
- познакомиться в Лиссабонском археологическом музее с камнем Моншике (Pedra de Monchique), который происходит из еврейского квартала Моншике; осмотреть высеченный на иврите эпиграф;
- в Транкозу (Trancoso) посетить Центр иудейской интерпретации им. Исаака Кардозу;
- посетить Лузо-еврейский музей Абраама Закуту в Томаре, где установлена мемориальная доска в честь основания Большой синагоги в Лиссабоне в 1307 г.;
- познакомиться в городском музее Эворы с сундуком и столом суда Святой инквизиции середины XVI в.
- посетить в Фару музей Исаака Бриттона (Museu Isaac Bitton), где представлены бар-мицва (достижение религиозного совершеннолетия мальчиками в 13 лет) и сцена свадьбы в реальных размерах.
Отправимся в экскурсию по городам, поселкам и деревням в поисках богатого наследия, которое поведает нам о том, что в Португалии жили поселения евреев.
Несмотря на то, что есть более ранние упоминания, именно в период с V по XV вв. община сефардских евреев, или евреев Пиренейского полуострова, обосновалась на территории современной Португалии, что внесло разносторонний вклад в культуру страны.
Многие из членов общины, оберегаемые монархами, среди которых были не только философы, гуманисты, ученые и торговцы, но и представители обычных профессий – сапожники, портные и ткачи, активно участвовали в нескольких самых значительных этапах истории Португалии. Особое место в еврейской истории занимают период формирования португальской нации и заселение евреями территории государства, и несколько позже — их финансовый и научный вклад в эпоху Великих географических открытий. Особо следует упомянуть имя великого математика и космографа XVI в. Педру Нунеша, создателя навигационного прибора нониуса.
В 1496 г. Указ об изгнании евреев из Португалии вынудил евреев обратиться в католицизм, в результате чего они стали новыми христианами. Многие покинули страну, но большая часть осталась жить в Португалии, храня свою веру в тайне, что послужило началом появления так называемых марранов, или криптоиудеев. Символические знаки и надписи тех времен, которые были высечены на стенах домов, можно сейчас увидеть в бывших еврейских кварталах. Их следы можно еще найти в некоторых городах, например в Транкозу (Trancoso), Белмонте (Belmonte), Гуарде (Guarda) и Каштелу-де-Виде (Castelo de Vide).
«Новая улица» — Руа-Нова (Rua Nova), «правая улица» — Руа-Дирейта (Rua Direita), «улица звезды» — Руа-да-Эштрела (Rua da Estrela ) или улица Спинозы – Эшпиноза (Espinosa) – вот примеры названий, которые указывают на то, в городе был еврейский квартал. Если обратить внимание на дома, на земляном этаже мы увидим широкую дверь, которая раньше выходила в магазин, а также другую, более узкую лестницу, которая вела в жилую часть здания, который находился на верхнем этаже. Эти предметы служат наглядным доказательством того мощного импульса, который евреи привнести в коммерцию. В некоторых районах еще видна выемка для мезузы — Mezuzah (свиток с изречениями из библии, который крепится справа к дверному косяку жилого помещения еврейского дома).
Одним из первых печатных произведений в стране было издание Пятикнижия, выпущенное Самуэлем Гаконом в Фару в 1487 году. Сегодня есть несколько музеев, в которых мы сможем узнать о присутствии евреев в Португалии: музеи в Каштелу-де-Виде (Castelo de Vide), Белмонте (Belmonte), Фару (Faro) или Томаре (Tomar). Последний из них расположен в бывшей синагоге XV века. Мы легко сможем войти в курс истории евреев в Португалии, если отправимся в Путь по еврейским кварталам (Rota das Judiarias), которые представляют собой яркое свидетельство встреч народов и культур, которые нами с гордостью охраняются.
В своей диаспоре евреи также стремятся распространять португальский язык и культуру. Во время второй мировой войны Португалия приютила несколько тысяч беглых евреев, которые преследовались нацистами. Еврейская община, существующая на законных основаниях с 1912 г., в настоящее время располагает синагогами в Лиссабоне (Lisboa), Порту (Porto), Транкозу (Trancoso) и Белмонте (Belmonte).
ПутьпоеврейскимкварталамПортугалии – Пути сефардов (Rede de Judiarias de Portugal-Rotas de Sefarad): www.redejudiariasportugal.com
Синагога в Порту считают самой крупной на Пиренейском полуострове и одним из самых красивых культовых иудейских сооружений в мире. Открыта для посещения туристов с воскресенья до пятницы. Экскурсии осуществляются по предварительной записи:
comunidade-israelita-porto.org ; facebook.com/tourism.synagogue.porto
АэропортПортела (Aeroporto da Portela) вЛиссабоне
АэропортФрансишку-Са-Карнейру (Aeroporto Francisco Sá Carneiro) вПорту
Аэропорт Фару
Поезд: www. cp.pt
Автобус – сеть экспресс-автобусов: www.rede-expressos.pt
Автомагистраль А23, соединяющая Торреш-Новаш (Torres Novas ) с Гуардой (Guarda), обеспечивает доступ во внутренние районы страны, где находится большинство муниципалитетов, которые входят в Путь по еврейским кварталам. Отсюда есть сообщение в южном направлении с Каштелу-де-Виде (CastelodeVide) и в северном направлении – с Транкозу (Trancoso), а также другими округами северных районов внутри страны.
Автомагистраль A25 обеспечивает доступ к Визеу (Viseu) и северной оконечности автомагистрали A23.
Sinagoga de Lisboa
Смотреть далее   
ru
Мнение пользователей
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо пройти логин.
Еврейская община Порту просит Европу расследовать антисемитизм в Португалии — Лехаим
Новости
Еврейская община Порту просит Европу расследовать антисемитизм в Португалии
13 февраля,
11:00
антисемитизм
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Еврейская община Порту (CIP/CJP) призвала Европейскую комиссию инициировать беспристрастное международное расследование «антисемитской акции, имевшей место в Португалии с использованием грабителей, убийц и осужденных, которые намеревались опорочить самую сильную еврейскую общину страны, уничтожить еврейское руководство, остановить приток израильских граждан и отменить закон, предоставляющий португальское гражданство евреям португальского происхождения», — заявил президент еврейской общины Порту Габриэль Сендерович, пишет журналист «The Jerusalem Post» Цвика Кляйн.
Письмо было отправлено координатору Еврокомиссии по борьбе с антисемитизмом и развитию еврейской жизни Катарине фон Шнурбейн. «Причины запроса связаны с необходимостью расследования того, кто заказал действия полиции против общины в марте 2022 года и кто были «грабители, убийцы и осужденные», которые пытались изобличить евреев из Порту», — заметил Сендерович, добавив, что есть также необходимость защитить честь выдающихся деятелей португальской нации, которые, безусловно, будут первыми, кто будет заинтересован в независимом расследовании. Сендерович добавил, что в сентябре 2022 года португальский Верховный суд заявил, что уголовные обвинения против общины «ни на чем не основаны», о чем полиция Порту уже заявила в 2021 году.
Обвинения в антисемитизме адресованы португальской полиции
В июле прошлого года португальская полиция провела обыск в доме куратора Еврейского музея в Порту, а также в офисах нескольких португальских юристов, которые работают с еврейской общиной при рассмотрении заявлений на получение гражданства. Это произошло через несколько недель после того, как еврейская община Порту представила свой ответ португальскому парламенту относительно намерения государства отменить «Испанский закон» и обвинила Португалию в антисемитизме и преследовании евреев. Адвокатам, по данным еврейской общины, был предоставлен список из 20 состоятельных евреев, получивших португальское гражданство с момента вступления закона в силу в 2015 году, в том числе бизнесменов Леви Леваева, Романа Абрамовича, Года Нисанова, Андрея Раппопорта, сэра Майкла Кадури и других.
В письме в Европейскую комиссию Сендерович пояснил, что «полиция Лиссабона провела обыск в синагоге и Еврейском музее и арестовала раввина на основании анонимных доносов, в которых ему приписывались акты коррупции со стороны двух людей, которых он не знает, обвиняя его в подкупе регистрационных бюро, которые он никогда не посещал. При этом в доме вице-президента общины искали «чемоданы с деньгами»; связанная с ним строительная компания подозревалась в выдаче сертификатов сефардского происхождения, а официальное заявление властей распространило новость о том, что общине также предъявлено обвинение в торговле наркотиками».
Член совета общины по юридическим вопросам, адвокат Дэвид Гарретт, добавил в пресс-релизе от имени еврейской общины Порту, что расследование Европейской комиссии необходимо: «Если анонимные, клеветнические жалобы не были поданы осужденными по просьбе государственных чиновников; если попытка устранить подписавшего первую петицию в парламент была написана кем-то, кто выбрал свою цель наугад; если нет никакой связи между профессиональными взломщиками, которые украли сервер у юриста общины в Порту, и компьютер президента SIRESP в Лиссабоне – тогда все было не более чем чудесным совпадением, и община не должна быть встревоженной». Он добавил, что, если, наоборот, следствие придет к выводу, что государственные чиновники использовали преступников и всю прессу против религиозной и культурной организации еврейской общины Порту, то можно сказать, что они хотели уничтожить зарождающуюся еврейскую элиту. И что целью было не просто инициировать судебное разбирательство против подозреваемых в совершении незаконных действий. Против них были бы использованы законные средства получения доказательств, и полиция не использовалась бы в качестве инструмента, не говоря уже о том, будут ли они использовать грабителей, убийц и авторов анонимных жалоб.
Вивиан Гройсман, которая отвечает за сефардский архив еврейской общины Порту и в марте видела большое количество полицейских, стремящихся все захватить, заявила, что она была свидетельницей «сцены, которая сломала мое желание жить в Португалии. Для безопасности нашей общины необходимо провести международное расследование». Она добавила: «Ради прозрачности это также в интересах незапятнанных людей, таких как бывший министр юстиции, которая разработала постановление, которое на практике убило сефардский закон о возвращении, собирала анонимные жалобы на организации, лидеров которых она назначила, и расследовала их. (Министр также уволила директора SIRESP, из дома которого три дня до того украли компьютеры.) И бывший министр иностранных дел, который ради «палестинского дела» возглавил уничтожение сефардского закона о возвращении, уменьшил положительное влияние закона на некоторые посещения туристов и заранее заявил в парламенте в 2020 г. , что, если он не станет действовать, будет действовать общественное мнение».
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Выбор редакции
Жизнь со звездой
Кинокритик газеты New York Times назвал «Долгий путь» «самым гениальным, самым проникновенным и самым страшным фильмом об истреблении евреев нацистами» из тех, которые ему доводилось видеть, и предупредил, что слабонервным придется смотреть его «на свой страх и риск». Ежедневная идишская газета Morgn Frayhayt писала, что картина потрясла публику, причем как минимум одна зрительница узнала в героине себя.
27 апреля
Artefactum
Дж. Хоберман. Перевод с английского Юлии Полещук
Линор Горалик: «У меня проблемы с тем, что я не играю»
«Мы с детьми на первом семинаре разбирали рассказ Керета под названием «Лето 76‑го». Это рассказ от лица маленького мальчика, который описывает, как летом 1976‑го у него все было хорошо… И вот мы встречаемся с Этгаром. Я сообщаю ему, что мы с детьми разбирали рассказ и на примере этой истории я объясняла им, что такое негативное пространство… Мол, его рассказ построен с использованием негативного пространства, потому что в нем не говорится про операцию «Энтеббе», которая летом 1976‑го потрясла всю страну, а маленький мальчик этого не видит и не понимает, у него просто прекрасное лето 1976 года. «Да, — говорит Керет, — “Энтеббе”. Это, конечно, очень важно. Но я об этом не думал. Мне просто было очень хорошо в 1976 году»».
27 апреля
Интервью
Беседу ведет Екатерина Кронгауз
Новый кибуц
Сами обитатели Кишорита называют его «нейроразнообразным» кибуцем — предпочитая это определение устаревшим вроде для «умственно отсталых» или «особенных». Обычно совместные решения здесь принимаются на общем собрании путем голосования, то есть в кибуцном стиле, участвуют в нем 186 нейроотличных кибуцников и 45 «нейротипичных» членов их семей — иначе говоря, «нормальных». Одни члены кибуца могут работать полный рабочий день, другие почти совсем не могут работать — здесь действует старый кибуцный принцип: от каждого по возможностям, каждому по потребностям.
26 апреля
Земля Израиля
Матти Фридман. Перевод с английского Нины Усовой
Израиль: оценка критики — высокая и ниже некуда
Всякий раз, когда речь заходит об Израиле, оказывается, что там все либо лучше не бывает, либо хуже некуда. Такое впечатление, будто землю между рекой Иордан и Средиземным морем можно увидеть только в зеркалах из «комнаты смеха», которые все либо приукрашивают, либо уродуют.
26 апреля
Книжный разговор
Ари Хоффман. Перевод с английского Светланы Силаковой
Шалев
Однажды в Москве мне довелось быть с ним вместе на субботней трапезе. И Меир Шалев — соль земли Израиля, вполне леволиберальной, и можно даже сказать, антиклерикальной — открылся вдруг для меня с другой стороны. Он стал неожиданно и очень красиво петь субботние гимны, причем на ашкеназском наречии. И когда я спросил, откуда он знает эти хасидские напевы, Шалев с такой любовью и искренностью рассказал об этой стороне своей израильской еврейской жизни, что не осталось сомнений: этот человек любит свой народ, свою землю, свою традицию, как бы это ни выглядело в каких‑то публичных проявлениях.
25 апреля
Колонка редактора
Борух Горин
Еврейское возрождение Порту, Португалия
Иерусалим Report logo small (Фото: JPOST STAFF)
Всего десять лет назад сокращающаяся еврейская община Порту, прибрежного города на северо-западе Португалии, насчитывала всего несколько десятков стареющих ветеранов. Даже когда удалось поднять миньян, в синагоге, превратившейся в призрачно-серое здание, не было слышно детских голосов. Сейчас это быстрорастущее сообщество насчитывает 700 членов из 30 стран (плюс сотни иностранных студентов) и процветает в религиозном, культурном и образовательном плане, а также вкладывает значительные ресурсы в борьбу с антисемитизмом.
Члены сообщества беззастенчиво говорят, что Порту служит маяком для остальной части европейского еврейства, где небольшие общины вымирают. То, что всего 10 лет назад считалось одной из самых незначительных общин Европы, сегодня является одной из самых сильных с точки зрения религиозной жизни, еврейской культуры и социальной филантропии.
Капитан Баррос Басто в 1923 году, когда он основал еврейскую общину Порту. (кредит: CIP/CJP)
«Община была сильно перестроена с 2012 года с постоянными светскими и религиозными лидерами и пожертвованиями из еврейского мира, которые использовались для продвижения еврейской религии и культуры».
Изабель Баррос
«Община была сильно перестроена с 2012 года благодаря постоянным светским и религиозным лидерам и пожертвованиям еврейского мира, которые использовались для продвижения еврейской религии и культуры», — отмечает вице-президент Изабель Баррос, внучка его основатель капитан Баррос Басто [см. вставку].
В 2013 году синагога была полностью отремонтирована и стала магнитом для новичков. В следующем году открылись кошерный ресторан и кошерная гостиница, что положило начало волне еврейского туризма, который увеличился в геометрической прогрессии. Община теперь может похвастаться музеем, документирующим ее историю, и новаторским музеем Холокоста, в котором рассказывается, как город служил убежищем для еврейских беженцев во время Второй мировой войны, с регулярными посещениями португальских школ, направленными на поддержку антисемитских предрассудков. Они также сняли три движущихся полнометражных фильма об истории общины, получивших награды на международных кинофестивалях. Фильм «1618» о влиянии инквизиции на Порту — это фильм Португалии, получивший наибольшее количество международных наград, и его даже купили авиакомпании из арабских стран для показа на своих рейсах.
Наибольший подъем общины произошел в 2015 году, когда португальский парламент утвердил Закон о гражданстве евреев-сефардов, широко известный как «Закон сефардов», который способствовал прибытию многих еврейских семей (особенно израильтян, французов и бразильцев). По официальным данным, с момента вступления закона в силу в 2015 году около 57 000 потомков евреев-сефардов получили гражданство. Молодые иностранные евреи, обучающиеся в университетах Порту, были тепло встречены, и по мере того, как все больше семей выбирали Порту в качестве места назначения, членство в общине росло, а с ним приходили новые идеи, более религиозная практика, больше еврейской культуры и больше еврейской жизни.
В здании синагоги Кадури на самом деле находятся две синагоги: в главном зале около 350 мужчин и 150 женщин (сидя и стоя) молились в Йом Кипур в соответствии с сефардским ритуалом под руководством раввина Йоэля Зекри, а в подвале около 60 мужчин и 60 человек. женщины (сидящие и стоящие) во главе с главным раввином Даниэлем Литваком следовали ашкеназским ритуалам.
Опоздавшие замерли в благоговейном трепете при виде сотен мужчин в белых талитах (молитвенных платках), погруженных в молитву. Большинство из них были знакомы с текстами, в то время как другие нервно перелистывали свои молитвенники, чтобы найти нужное место. Временами пять канторов пели задушевные молитвы в полном унисоне и гармонии – звуки, не слышные на Пиренейском полуострове уже много лет.
Катя Сильва, местная католичка, приглашенная на службу в Кол Нидре, выглядела изумленной. «Тысячи церквей в этой стране сегодня посещает стареющее население и они имеют гораздо более сдержанную религиозность», — сказала она. «В этой синагоге мы видим прихожан, участвующих как в молитвах, так и в песнях, как если бы это было единое коллективное тело».
Сравним рост еврейской общины Порту: до Второй мировой войны в Европе было 9,5 миллиона евреев, а сегодня чуть больше миллиона. Крупные еврейские центры перекачивают молодое поколение из более мелких общин, и немалое их число вообще покидает Европу. Порту (Oporto на португальском языке), второй по величине город Португалии, имеет столичное население 1,7 миллиона человек.
4 сентября Европейская ассоциация сохранения и популяризации еврейской культуры провела Европейский день еврейской культуры на всем континенте, и 5000 посетителей Порту посетили его музеи, кинотеатры, художественные музеи, рестораны и многое другое.
Община и ее раввинат постоянно совершенствуют свои усилия по привлечению новых членов, организуя молитвенные службы, удобные для прихожан; центры «Ахдут» для приема иностранных студентов-евреев, обучающихся в университетах Порту; услуги кашрута, кошерные магазины и рестораны; Португальская еврейская школа — онлайн-школа, предлагающая базовые курсы по еврейской религии, культуре и истории; новое кладбище; современная миква; благотворительные проекты помощи нуждающимся, малоимущим, пожилым, детям и больным; городской музей Холокоста и Еврейский музей; и крупнейшая еврейская библиотека на Пиренейском полуострове. Он также снял исторические фильмы, получившие международные награды, открыл исторический исследовательский центр, организовал большие концерты и даже создал онлайн-еврейские газеты.
Тем временем еврейская община Порту борется с антисемитизмом посредством позитивных действий. За последнее десятилетие 130 000 школьников посетили синагогу Кадури, Еврейский музей и Музей Холокоста, регулярно проводятся курсы повышения квалификации для учителей. Лидеры общин также подписали протоколы о сотрудничестве с местной католической епархией и мусульманской общиной.
Европейский Союз активно способствует возвращению еврейского народа, его культуры и религии. Тем не менее, член правления Дэвид Гарретт делает «предостережение. Как только еврейские общины начнут оставлять свой след на европейской территории, влиятельные в обществе антисемиты попытаются разрушить еврейскую жизнь по крупицам, нападая на сильные синагоги и щадя слабые (чтобы не быть обвиненными в антисемитизме), используя те же методы. когда-то работал в Советском Союзе».
Он описывает эти методы, ссылаясь на «использование прессы и клеветников для ассоциации синагог с бизнесом, описывая такой бизнес как аморальный или незаконный, негативную реакцию со стороны некоторого общественного мнения и подставных евреев, а также полное разрушение респектабельности синагог и еврейского организаций как пропагандистов еврейской жизни и еврейской культуры».
Десять лет назад в Португалии почти не было антисемитизма, но по мере того, как еврейская община становится все более заметной, ненависть к евреям возвращается вместе с теориями заговора и анонимными наводками. Португальская пресса утверждала, что еврейская община Порту заработала «различные миллионы» евро, обрабатывая запросы о национальности от евреев со всего мира, и ругала новые кошерные рестораны, центры Ахдут, музеи и фильмы как «роскошь».
«Те, кто был возмущен сбором в 250 евро, смешны, тем более что сефарды из нашей общины уже вложили более одного миллиарда евро в район Порту», — возражает вице-президент Изабель Баррос.
Похоже, что дни, когда португальские паспорта были доступны примерно для миллиона евреев, прошли. Парламент в Лиссабоне внес поправки в Закон о гражданстве, начиная с 1 сентября, ужесточив требования к действительности, что фактически кастрировало инициативу.
В марте раввин Литвак был задержан португальской полицией в аэропорту Порту перед посадкой на рейс в Мюнхен по пути в Израиль по подозрению в мошенническом подтверждении сефардского происхождения заявителей, в том числе российского олигарха Романа Абрамовича (чье сефардское происхождение также было подтверждено Московским раввинатом и международными еврейскими организациями). Обыски были также совершены в общественных офисах. Шесть месяцев спустя обвинения были сняты после того, как апелляционный суд постановил, что у прокуратуры нет доказательств.
«Мы никогда не простим антисемитов, которые организовали эту позорную полицейскую операцию по уничтожению сефардского закона», — говорит президент Сообщества Габриэль Сендерович. «Главного раввина арестовали без всяких улик, а синагогу растоптали, как публичный дом. За последние 500 лет ни один религиозный храм в Португалии не подвергался такому обращению». ■
Португалец Дрейфус
Для правосудия никогда не поздно. Капитан Артур Карлос де Баррос Басто (1887-1919 гг.)61), как говорят, в раннем возрасте узнал от своего умирающего дедушки, что он принадлежит к еврейской династии, и обратился в иудаизм в 1920 году. Три года спустя вместе с группой евреев-ашкеназов из Центральной и Восточной Европы, проживающих в городе , он восстановил еврейскую общину Порту, которая практически исчезла с 1497 года. во время испанской инквизиции выбирать между обращением и изгнанием или даже смертью. Они основали еврейскую школу, местную еврейскую газету и синагогу Кадури Мекор Хаим, но потомки марранов предпочитали оставаться отдельным течением от иудаизма.
Трое из них – Адриано Лопес, Ребордао и Орта, спровоцированные Мигелем Васом и Кассутосом – предположительно выдвинули ложное обвинение против капитана: гомосексуальность, который тогда был объявлен вне закона в Португалии и большей части мира. Но этого злобного обвинения оказалось достаточно, чтобы разогнать новую еврейскую общину – школа Марраноса закрылась, а ее учеников отправили домой.
«Португальская армия воспользовалась этими анонимными обвинениями, чтобы возбудить иск против моего деда, и за отсутствием доказательств приговорила его к исключению из армии», — говорит его внучка Изабель Баррос Басто, которая много лет работала, чтобы очистить его имя.
Капитан Баррос Басто провел остаток своих дней горько, печально и в нищете. Он умер в 1961 году и по его последней просьбе был похоронен в своей старой военной форме. Он никогда не терял надежды, что его имя будет очищено.
С годами все чаще раздавались голоса против несправедливости человека, который стал известен как «португальский Дрейфус», но Португалия медлила, пока в 2012 году ее парламент не рекомендовал «вернуть его на военную службу». В следующем году португальская армия решила посмертно произвести его в чин полковника, начиная с 19.45.
«Для моего деда это та справедливость, которой он желал все годы после изгнания из армии и до своей печальной смерти», — говорит Изабель Баррос Басто.
Сообщество профинансировало съемку и производство полнометражного художественного фильма под названием SEFARD, рассказывающего историю капитана, доступного для просмотра на Vimeo: https://vimeo.com/ondemand/sefarad
Новое открытие еврейского наследия Порту, Португалия » New York Jewish Travel Guide
Вклад португальских евреев в мировую историю огромен, и их история неотделима от еврейского присутствия в Португалии между V и XV веками. В северном регионе страны есть деревни, города и небольшие городки, где когда-то процветали важные еврейские общины. Было бы трудно проследить прибытие первых евреев в Порту, как и проследить основание города. Мы точно знаем, что в Средневековье уже были евреи в Порту, недалеко от собора и внутри примитивных городских стен. Хотя Порту терпел свою еврейскую общину и даже пытался защищать ее в течение многих лет, изгнание евреев из страны после печально известной инквизиции полностью уничтожило ее еврейское наследие.
Порту также является вторым городом Португалии, где проживает одна из старейших еврейских общин страны, уцелевшая от землетрясения 1755 года, разрушившего большую часть Лиссабона, но сохранившего Порту нетронутым, включая улицы бывшего еврейского квартала, узкие улочки и дома с балконами, с такими названиями улиц, как «Руа Монте Иудеус», «Эскадиньяс-ду-Монте-дус-Иудеус» и «Патио-дас-Эскадиньяс-ду-Монте-дус-Иудеус». Главная синагога находилась на Эскадас-да-Витория, месте, которое местные жители до сих пор называют «Эскадас-да-Эснога», что означает «лестница в синагогу». На этом месте есть табличка.
Рядом находится древнее еврейское кладбище Passeio das Virtudes. Именно там проживало наибольшее количество конверсо (также известных как марраны), потомков евреев, вынужденных обратиться в христианство во время инквизиции, но тайно исповедовавших иудаизм, и в 1920-х годах Порту был центром скромного еврейского культурного возрождения под руководством под руководством армейского капитана Артуро Карлоса де Барроса Бастоса. Басто, конверсо, обратился в ортодоксальный иудаизм в возрасте 33 лет. Он был известен как «португальский Дрейфус» и был уволен из армии, потому что был евреем. Покинув армию, капитан Басто основал синагогу в Порту. По мере роста синагоги он переехал в новое здание, подаренное Элли Кадури, богатой сефардской еврейкой. Синагога «Кадури» была построена на имущество, купленное и подаренное парижским бароном Эдмоном де Ротшильдом. Басто основал в Порту иешиву, которая просуществовала девять лет и в которой обучалось более девяти человек.0 студентов. Эта деятельность не осталась незамеченной правительством, особенно после того, как около 10 000 семей по всей Португалии признались, что тайно исповедуют иудаизм. Против капитана были выдвинуты ложные обвинения, он предстал перед военным трибуналом, был лишен звания и вынужден закрыть иешиву. Марранскому ренессансу пришел конец. Бастос оставил после себя небольшую общину, почти полностью происходящую от Конверсос, и великолепную синагогу Кадури, самую большую действующую синагогу в Иберии.
Синагога Кадури Мекор Хаим – Нью-Йоркский еврейский путеводитель
Еврейская община сегодня
Каждую пятницу в начале еврейской субботы позитивный ропот можно услышать не только на португальском, но и на английском, французском, испанском и иврите, поскольку в настоящее время община переживает возрождение, приветствуя евреев, которые чувствуют угрозу в Европе и в другом месте. Доктор Майкл Ротвелл, член правления синагоги Кадури, сказал NYJTG: «Еврейская община Порту — это община, в состав которой входят 300 членов со всего мира, которая за последние три года выросла всего до 100 членов. Религиозные евреи и светские евреи Общины работают вместе». Он отметил, что «подавляющее большинство членов нашей синагоги либо иностранцы, либо потомки европейцев, приехавших в ХХ век, либо евреев, приехавших из других стран.
Майкл Ротвелл, член правления Еврейской общины Порту — Нью-Йоркский еврейский путеводитель
Наш старший участник … его отец приехал из Польши в 40-х годах, и у нас много семей из Египта, Турции, Франции, Израиля и многих стран. Сообщество состоит из 22 различных национальностей, «крупнейшая из которых французская, а самая быстрорастущая израильтянин», и «у нас даже есть 100 французских студентов из Марселя, обучающихся в Университете Порту на стоматологию».
Синагога Кадури Мекор Хаим — Нью-Йорк Еврейский Путеводитель
Синагога Кадури Мекор Хаим – самая большая синагога на Пиренейском полуострове, в которой впечатляюще сочетаются элементы ар-деко и марокканского декора, а внутри она покрыта плиткой азулежу и типичной португальской плиткой. Его еврейское имя «Мекор Хаим» означает «Источник жизни», а «Кадури» — фамилия евреев, родившихся в Гонконге, которые пожертвовали сумму денег, необходимую для завершения строительства, в честь умершего члена семьи Лауры. Кадури, происходивший от португальских евреев. Ее муж, сэр Элли Кадури, умер в 1944 года и до сих пор является почетным президентом израильской общины Порту. Илан Дахан, член синагоги и шеф-повар, а вскоре и владелец нового кошерного ресторана Casa de Hummus, сказал NYJTG: «У нас есть красивая и очень старая синагога, и мы хотим, чтобы она оставалась такой. Более 80 процентов синагоги до сих пор сохранились с 1938 года… эта синагога пережила Вторую мировую, и мы хотим, чтобы она оставалась такой же на многие годы вперед». Конгрегация включает в себя не только молитвенную комнату, но и пространство, отведенное для учебы, библиотеку, зал заседаний, общественную столовую, кухню, внутренний дворик, где построена Сукка для Суккота, а также апартаменты для раввина и шамаша. лицо, которое помогает в управлении синагогой или ее религиозных службах) общины. В коридоре есть стол для пинг-понга, которым молодые люди могут быть заняты во время Шаббата, а также музей на первом этаже, основная цель которого — распространять информацию о еврейской истории и культуре, а также о семи законах Ноя, которые применяются к неверующим. -евреи; музей посещают приезжие португальские студенты и нееврейские туристы со всего мира.
Синагога Кадури Мекор Хаим – Нью-Йоркский еврейский путеводитель
Каждую субботу проводятся регулярные миньян и кидуш. Несмотря на то, что это не районная синагога в традиционном смысле, поскольку многие посетители синагоги живут на большом расстоянии, синагога придерживается православных обычаев. Ротвелл добавил, что, хотя среди членов есть консервативные, ортодоксальные и реформистские евреи, «мы открыты для самых религиозных и наименее религиозных, потому что наименее религиозные также делают много работы для сообщества, поскольку каждый из них вносит свой вклад в свою деятельность». по-своему, и в этом наш ключ к успеху в совместной работе».
Раввинат Порто признан Главным раввинатом Израиля, а Религиозный комитет состоит из православных членов из Голдерс-Грин, Лондон. В синагоге постоянно используется отапливаемая и отремонтированная миква. Еврейская община Порту еженедельно проводит уроки Торы, а по воскресеньям для членов общины работает детский сад для детей до 6 лет.
В отличие от таких городов, как Лиссабон, в Порту начала внедряться кошерная инфраструктура. В настоящее время существует гостиница с кошерным рестораном Hotel da Musica, а также кошерный магазин и недорогие кошерные блюда, доступные членам общины под наблюдением раввина и общинного машгиаха. Продукты и ингредиенты, используемые при приготовлении блюд, соответствуют самым высоким стандартам, предъявляемым еврейскими покупателями: например, молоко «Халав Исраэль» и кошерное мясо. Община содержит Хевра Кадиша, приобрела могилы в Израиле для захоронения умерших и недавно приобрела новое кладбище в Порту. Несмотря на явное отсутствие антисемитизма, у дверей синагоги каждый день в году стоят охранники. «Антисемитизм распространяется по всей Европе, но Порту кажется гаванью мира: хорошо быть евреем», — сказал Дахан. Община не стесняется рекламировать город за границей и ожидает резкого увеличения еврейского населения в ближайшие годы, в основном из Франции и Турции. Он добавил: «Здесь я хожу, не беспокоясь о том, что надену кипу, и иногда люди останавливают меня, чтобы сказать: «Нам нравятся евреи»»9.0099
Синагога Кадури Мекор Хаим – Нью-Йоркский еврейский путеводитель
Основной закон, вступивший в силу в 2015 году, аналогичный закону в Испании, предлагает сефардским евреям португальского происхождения гражданство в качестве компенсации за изгнание и преследования, которым подверглись их предки в конце 15 века. Ротвелл сказал NYJTG, что, хотя сообщество, которое проверяет заявления на получение гражданства, отклонило многие запросы, «мы одобрили около 20 000 в городе Порту». Семьдесят процентов составляют турки, в то время как другие выходцы из Европы и Ближнего Востока, а также из Азии и/или Южной Америки.
Кроме того, Порту сам по себе становится все более популярным туристическим направлением, привлекая в 2017 году рекордное количество почти полутора миллионов туристов. Секрет этого богатого культурного и художественного наследия теперь известен во всем мире, и Исторический центр Город является объектом Всемирного наследия (ЮНЕСКО) с 1996 года. Неудивительно, что он трижды признавался лучшим европейским направлением. Путешественникам понравится прогулка по восхитительным достопримечательностям Порту. Здесь можно легко провести целый день за осмотром достопримечательностей. Если у вас есть время, два-три дня можно было бы провести там с пользой, и они пролетят очень быстро.
Некоторые рекомендации мест для посещения и развлечений в Порту:
Книжный магазин Лелло – Ливрария Лелло – Связь с Гарри Поттером, впечатляющий книжный магазин.
Дж. К. Роулинг преподавала английский язык в Порту в 1990-х годах и была завсегдатаем книжного магазина Livraria Lello, одного из самых известных магазинов города. По-видимому, его декоративные книжные шкафы, резные деревянные потолки и роскошные лестницы вдохновили библиотеку Хогвартса на ее книги о Гарри Поттере. Имейте в виду, что вам, вероятно, придется ждать в очереди, так много посетителей. Билеты стоят 4 евро, их нужно вычесть из стоимости любой книги, и их можно купить в красной будке возле магазина, где вы также можете оставить свои сумки.
Книжный магазин Лелло – Ливрария Лелло – Нью-Йоркский еврейский путеводитель
Батончики фадо
В основе музыкальной традиции Португалии лежит своеобразная форма песни, фадо, что буквально означает «судьба», которая преимущественно медленная, смиренная и меланхоличная по характеру. Музыка лирична, проникновенна и сопровождается гитарами – гитарой в испанском стиле, известной на португальском языке как альт, и португальской грушевидной гитарой. Чтобы попасть на живое выступление, загляните в один из замечательных домов фадо в стране. Я рекомендую живое выступление певицы фадо Фернанды Морейры, которое нельзя пропустить во время посещения Порту; для получения информации обращайтесь по адресу [email protected] или [email protected].
Лучшее шоу фаду с Фернандой Морейрой и музыкантами — New York Jewish Travel Guide
Железнодорожный вокзал Сан-Бенту
Вокзал признан одним из самых красивых в мире. Снаружи супер-круто, в парижском стиле Belle Epoque, но именно интерьеры по-настоящему выбивают вас из колеи. Стены вестибюля станции покрыты 20 000 декоративных плиток, на создание которых у художника Хорхе Коласу ушло 11 лет, и они изображают сцены из португальской истории, повседневной жизни и транспорта (для трейнспоттеров).
Железнодорожный вокзал Сан-Бенту – Еврейский путеводитель по Нью-Йорку
Прогулка по Рибейре
Обязательно посетите Рибейру. Этот старый район города, расположенный на берегу реки Дору, с 1991 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Да, он кишит туристами, но пусть это вас не смущает. Пересеките реку на лодке Rabelo , полюбуйтесь мостами Луиза I, Д. Мария II и Аррабида (отличный фон для драматических фотографий), посетите стену Бакальоэйрос, музей Каса-ду-Инфанте, улицу Руа-да-Реболейра, и площадь Кубо.
Рибейра — Еврейский путеводитель по Нью-Йорку
Прогулка по мосту Понте Луиса I
Вероятно, одно из самых знаковых сооружений в Порту. Мост Понте Луиша I не только вписывается в ландшафт, но и открывает невероятные виды на Порту и Вила-Нова-де-Гайя. Вам захочется переправиться через реку в Вила-Нова-де-Гайя, посетить портовые погреба или просто полюбоваться потрясающим видом на сам Порту. Порту, его многочисленные мосты и его сосед, Вила-Нова-де-Гайя открывают потрясающие виды. И это одно из лучших мест, где их можно увидеть. Рибейринья — это отличная набережная, которая ведет вдоль реки Дору мимо многочисленных кафе и ресторанов.