Содержание
Сын легендарного Волк-хана поборол всех на первенстве России по дзюдо
Шамиль Курбанов
3139
1 минута
НАЗРАНЬ, 23 ноября – РИА «Дагестан». Сын легендарного Магомедхана Гамзатханова, прославившегося в спортивном мире под псевдонимом Волк-хан, стал победителем первенства России по дзюдо среди юниоров, которое проходит 22-25 ноября в Назрани.
Дагестанский тяжеловес Джамал Гамзатханов в ходе состязаний шесть раз выходил на татами и лишь один раз провел на нем все отведенное на схватку время. С остальными соперниками призер первенства мира этого года разобрался досрочно.
Золотая медаль дзюдоиста, выступавшего в категории свыше 100 кг, пошла в зачет команды Тульской области, где Гамзатханов-младший тренируется.
Первенство России среди спортсменов не старше 21 года собрало в Ингушетии 926 атлетов. 26 из них представляют Дагестан.
Источники
РИА «Дагестан»
Бахтияру Ахмедову торжественно вручат золотую медаль пекинской Олимпиады в Москве
Около 250 спортсменов выступили на чемпионате и первенстве Дагестана по всестилевому каратэ
11.апр.2023
Икрам Алискеров проведет дебютный поединок в UFC
11.апр.2023
Шара Буллет считает, что способен финишировать Адесанью
11. апр.2023
Арман Царукян: «Если бы Хабиб дрался с таким Волкановски, то я не думаю, что он перебил бы его»
11.апр.2023
Магомед-Шапи Сулейманов отметился голом в чемпионате Израиля
11.апр.2023
Ислам Махачев проведет вторую защиту чемпионского пояса в Абу-Даби
11.апр.2023
В Махачкале завершилось Первенство Дагестана по русским шашкам
11. апр.2023
Свыше 200 детей сыграли на втором этапе Кубка Дагестана по шахматам
11.апр.2023
Фехтовальщик Казбек Абдурагимов выиграл чемпионат России
11.апр.2023
Десять медалей выиграли дагестанские каратисты на международном турнире в Казани
11.апр.2023
Сборная Дагестана по русским шашкам с победы стартовала на чемпионате России
Чингисхан — Сын Волка. Тенгиз-Денгизих
Чингисхан — основатель и первый великий хан (каган) Монгольской империи. Собственное имя — Тэмуджин, Темучин, Темучжин. Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Тэмуджин был провозглашён великим ханом над всеми племенами и получил титул «каган», приняв имя Чингис.
Согласно «Сокровенному сказанию», предком Чингисхана был Бортэ-Чино, который породнился с Гоа-Марал и поселился в Хэнтэе (центрально-восточная Монголия) вблизи горы Бурхан-Халдун. По предположению Рашид ад-Дина, это событие состоялось в середине VIII века.
Тэмуджин родился в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон в семье Есугей-багатура из рода Борджигин и его жены Оэлун из рода олхонут, которую Есугей отбил у меркита Еке-Чиледу. Мальчик был назван в честь пленённого Есугеем татарского вождя Тэмуджина-Уге, которого Есугей победил накануне рождения сына.
Год рождения Тэмуджина остаётся до конца не выясненным, так как основные источники указывают на разные даты. По данным единственного прижизненного Чингисхану источника Мэн-да бэй-лу (1221) и согласно расчётам Рашид ад-Дина, сделанным им на основании подлинных документов из архивов монгольских ханов, Тэмуджин родился в 1155 году.
В отношении появления слова «чингис» в лексике древнемонгольского языка среди учёных нет единого мнения. Слово «чингис» засвидетельствовано во многих китайских, персидских и монгольских источниках. Существует несколько версий происхождения слова. Трудности этимологизации слова и титула «чингис» заключаются в том, что морфологический состав этого слова весьма узок. Первоначальная семантика слова была утрачена или искажена в источниках.
Первым объяснение слова «чингис» дал Рашид ад-Дин. «По-монгольски же чинг значит „крепкий“, а „чингис“ — множественное число от него». Вслед за Рашид ад-Дином К. д’Оссон считал, что титул Чингис-хан значит хан могучих. Н. Н. Козьмин разделил слово «чингис» на два значащих слога: «чинг» и «гис» («гиз»), первый из которых по-монгольски означает «сильный, крепкий», а второй является частицей и множественным числом.
Согласно БРЭ, «Чингис-хан» — почётный титул, восходящий к тюркскому «тенгиз», что означает море. Данная версия была высказана Г. Рамстедтом и П. Пеллио. П. Пеллио, предлагал считать слово «чингис» монгольской формой тюркского «тэнгис» «море, океан». В этой интерпретации титул «Чингис-хан» означает «хан-океан, хан, обширный и могучий, беспредельный, как океан», что в переносном смысле означало «владыка вселенной». По трактовке С. Гугенхейма, имя и титул Чингис переводится как «великий повелитель», дословно «повелитель бескрайних вод». Д. Банзаров искал ответы в этимологизации слова «чингис» в китайских источниках. По его мнению, слово «чингис» восходит к хуннскому титулу tchen-you, чен-ю, по северному китайскому произношению шань-юй. М. Джолжанов частично был согласен с идеей Д. Банзарова. По их мнению, титул «чингис» является символическим выражением понятия «сын вечного неба». При этом М. Джолжанов ссылается на калмыцкое «жингес» со значением «вечный, бесконечный».
В. П. Васильев, основываясь на работах Чжао Хуна, считал, что «чингис» является монгольской формой китайского «тянь-цзы» — «пожалованный небом». Э. Хениш предложил версию, заключавшуюся в том, что титул «чингис» можно связать с китайским «чжэн» — «правильный, справедливый». Р. К. Дуглас возводил происхождение слова «чингис» к китайскому «цзин-сы» — «совершенный воин».
Б. И. Панкратов полагал, что слово чингис этимологизируется из персидского языка и означает «завоеватель мира». По его мнению, персидское «джахан-гир» в монгольском языке развивалось следующим путём: джахан-гир — джангир — джингир — джингис. Кроме этого он полагал, что джангир был также ранней формой калмыцкого Джангар.
В. Шотт был склонен этимологизировать титул «чингис» от монгольского слова чинуа — «волк». Б. С. Дугаров связывал слово «чингис» с именем Буртэ-Чино. Он считал, что появление слова связано с тотемом волка у монголов. Н. Н. Убушаев полагал, что Чингис-хан в своём имени возродил название тотема волка [1].
◆ Последняя версия мне нравится больше всего, но имя явно не монгольского происхождения. Имя Чингиз встречается во многих языках мира и еще за семьсот лет до рождения Чингизхана.
Тат. Чынгыз, башк. Чингиз, кирг. Чыңгыз, тур. Cengiz, азер. Çingiz, монг. Чингис, бур. Чэнгэс, чеч. Чингиз, абхазск. Ҭенгиз, нем., исп., ит., англ. Tengiz, фр. Teneguïz, русск. Чингиз, Чингис, Шингыз, Тенгиз.
⇨ В булгарских хрониках описана история спасения младенца волчицей [2; II том, стр. 7]. Ребенка назвали Чингиз («Сын Волка»):
«Когда однажды враги уничтожили один булгарский род и хотели уже убить последнего его представителя — маленького сына бия (вождя) рода, то алп Бури не допустил этого. Он дал силы смертельно раненной матери мальчика, и она сумела посадить сына в большой котел и бросить котел в реку. Река принесла котел с ребенком к большому и непроходимому болоту. Тогда алп Маг-Волк заставил духа урожая Самара обратиться в оленя, пробраться через болото к реке и отнести мальчика в логово волчицы. Волчица выкормила мальчика, которого стали называть «Чингиз» или «Маг улы» («Сын Волка»). »
⇨ Среднего сына Атиллы (V век н.э.) звали Тенгизом, как и Чингиза Айтматова. В греческой традиции его имя — Денгизих, встречается в источниках в различных графических формах: Δεγγιζιχ (Приск), Dentzicis (Марцеллин), Dintzic (Иордан), Δινζίριχος, Δινζίχιρος, Denzic:
⇨ Δεγγιζιχ «Денгизих» < *Δεγγίζ[ρ]ιχ[ος] < *Δεγγίζριχος < *Δεγγίζ «Тенгиз» + *ριχος (лат. Rex ‛царь’).
Имя Чингиз (Тенгиз) возникло не позже V века н.э. в тюркоязычной среде и является греческим. Это могло произойти в Средней Азии после ее завоевания Александром Македонским или в Европе, когда гунны поселились в Паннонии:
⇨ Тенгиз, Чингиз < др.-греч. κύων ‛собака’ (гун. *чин ‛волк’) + греч. γιος ‛сын’ = «Сын Волка» [Medieval Byzantine Greek γιός, др.-греч. υἱός (huiós, ‛son, child’)]. Исп. hijo ‛сын’, монг. хүү, бурятск. хүбүүн ‛сын’.
Греч. κύων ‛собака’, удм. кион ‛волк’, монг. чоно, калм. чон, бурятск. шоно ‛волк’, нивхсск. ӄан, селькупск. кана́к ‛собака’, чукотск. konak , кетск. ӄыт ‛волк’, ирл. саnо, саnа, кимр. сеnаw ‛щенок, волчонок’, эст. hunt [хуньть], вепс. händika(z) [хяньдиказ] ‛волк’, кит. 犬 [quǎn; чуэн] ‛собака’, лат. canis ‛собака, пёс’, ит. cane ‛собака’, алб. qen, рум. câine ‛собака, пёс’, фр. chien ‛собака, пёс, сука’, порт. cão ‛собака, пёс’, валлийск. ci, вьетн. chó, гаит. chen ‛собака’, англ. hound, нем., норв. hund, нид., шв. hond, исл. hundur ‛собака’, финск. koira ‛собака’, венг. kutya ‛собака’, арм. շուն [shun; шун] ‛собака’, панджаби ਕੁੱਤਾ [kona] ‛собака’, майя tz’i’, tzul [ц’и’, цул] ‛собака’, латышск. suns, лит. šuo, тайск. สุนัข [sunak] ‛собака’, русск. щенок, щеня (общесл.), щенѧ (ц.-сл.) ‛детёныш животного’.
Имя Чингиз созвучно гипотетическому монгольскому имени *Чонохүү (< чоно ‛волк’ + хүү ‛сын’).
[2]. Бахши Иман, Джагфар Тарыхи (Летописи Джагфара) Гази–Барадж Тарыхи (Летопись Гази–Бараджа), I – III том. Бахши Иман. Джагфар Тарихы. Свод булгарских летописей 1680 г. / Изд. подготовлено Ф. Г.-Х. Нурутдиновым. Оренбург: Редакция Вестника Болгария, 1993.
© TrueView
Чингисхан | Биография, завоевания, достижения и факты
Чингисхан
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 1162
возле Байкала
- Умер:
- 18 августа 1227 г. (65 лет)
- Должность/Офис:
- хан (1206-1227), Монгольская империя
- Известные члены семьи:
- сын Джучи
сын Чагатай
сын Угэдэй
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Какой была молодость Чингисхана?
Чингисхан родился Тэмуджином в царском клане монголов. Когда ему было девять лет, его отец Есугей был отравлен, а Тэмуджин попал в плен к своим бывшим сторонникам. Позже он сбежал, убил своего сводного брата и в подростковом возрасте начал собирать сторонников и рабочую силу.
Как Чингисхан пришел к власти?
Став главой своего клана, Чингисхан заключал союзы с другими кланами, истреблял существующую родовую знать и одолел вражеские племена, такие как татары. В 1206 году собрание вождей объявило его всеобщим императором ( чингисхан ) монгольской степи.
Чем прославился Чингисхан?
Чингисхан был наиболее известен тем, что объединил монгольские степи в огромную империю, которая смогла бросить вызов могущественной династии Цзинь в Китае и захватить территорию на западе вплоть до Каспийского моря.
Когда умер Чингисхан?
Чингисхан погиб 18 августа 1227 года во время похода против тангутского царства Ксися.
Ginghis Khan , Ginghis также написал Chinggis, Chingis, Jenghiz, или Jinghis, Первоначальный название Temüjin, также 112, Lake Leper , Lake Leper , Lake Leper , Lake Leper , Lake Leper . 18 августа 1227 г.), монгольский воин-правитель, один из самых известных завоевателей в истории, который объединил племена в единую Монголию, а затем расширил свою империю через Азию до Адриатического моря.
Лучшие вопросы: Чингисхан
Посмотреть все видео к этой статье
Чингисхан был гениальным воином и правителем, который, начиная с малоизвестных и незначительных начинаний, подчинил себе и своей семье все кочевые племена Монголии в жестко дисциплинированное военное государство. Затем он обратил свое внимание на оседлые народы за пределами своего кочевого царства и начал серию кампаний грабежей и завоеваний, в результате которых монгольские армии в конечном итоге дошли до Адриатического моря в одном направлении и до тихоокеанского побережья Китая в другом. , что привело к созданию великой Монгольской империи.
Историческая справка
За исключением похожего на сагу Тайная история монголов (1240?), только немонгольские источники предоставляют почти современные сведения о жизни Чингисхана. Почти все писатели, даже те, кто состоял на монгольской службе, подчеркивали огромные разрушения, причиненные монгольскими нашествиями. Один арабский историк открыто выразил ужас при воспоминании о них. Вне досягаемости монголов и опираясь на информацию из вторых рук, летописец 13-го века Матфей Парис назвал их «отвратительным народом сатаны, который излился, как дьяволы, из Тартара, так что они по праву называются тартарами». Он играл словами с классическим словом Tartarus (Ад) и древним племенным названием татар, которое носили некоторые кочевники, но в его описании улавливается ужас, который вызывали монголы. Как основатель монгольской нации, организатор монгольских армий и гений их кампаний, Чингисхан должен разделять репутацию своего народа, даже несмотря на то, что его генералы часто действовали сами по себе, вдали от прямого надзора. Тем не менее было бы ошибкой рассматривать монгольские походы как случайные набеги банд мародерствующих дикарей. Неверно также, как предполагают некоторые, что эти походы были каким-то образом вызваны прогрессирующим высыханием Внутренней Азии, вынуждавшим кочевников искать новые пастбища. И опять же, монгольские нашествия не были уникальным событием. Чингисхан был не первым и не последним кочевником-завоевателем, вырвавшимся из степей и терроризировавшим заселенную периферию Евразии. Его кампании были просто более масштабными, более успешными и более продолжительными, чем кампании других лидеров. Сильнее они ударили по тем оседлым народам, которые имели привычку фиксировать события в письменной форме, и затронули большую часть евразийского континента и самые разные общества.
Два общества находились в постоянном контакте, два общества, которые были взаимно враждебны хотя бы из-за их диаметрально противоположных образов жизни, и все же эти общества были взаимозависимы. Кочевники нуждались в некоторых основных продуктах юга и жаждали его роскоши. Их можно было получить за счет торговли, обложения налогом караванов или вооруженных набегов. Оседлые народы Китая в меньшей степени нуждались в продуктах степи, но они не могли игнорировать присутствие кочевых варваров и были вечно озабочены тем или иным способом сопротивляться посягательствам. Сильная династия, такая как маньчжурская 17-го века, могла распространить свою военную власть непосредственно на всю Внутреннюю Азию. В других случаях китайцам приходилось натравливать одну группу варваров на другую, передавая свою поддержку и жонглируя своими союзами, чтобы не допустить, чтобы какое-либо одно племя стало слишком сильным.
Викторина «Британника»
Викторина «Любитель истории»
Цикл династической силы и слабости в Китае сопровождался другим циклом, циклом единства и раздробленности народов степи. На пике своего могущества кочевое племя под предводительством решительного лидера могло подчинить своей воле другие племена и, если ситуация в Китае была слабой, могло распространить свою власть далеко за пределы степи. В конце концов, это распространение власти кочевников на несовместимую оседлую культуру юга принесло с собой собственную возмездие. Кочевники утратили свою традиционную основу превосходства — ту молниеносную мобильность, которая требовала небольшого количества припасов и фуража, — и были поглощены побежденными китайцами. Затем цикл возобновлялся; вновь возникнет могущественный Китай, а беспорядок и мелкие ссоры между эфемерными вождями станут новым образцом жизни кочевников. История монгольских завоеваний прекрасно иллюстрирует этот анализ, и именно на этом фоне политических контрастов и напряженности следует оценивать жизнь Чингисхана. Его походы были не необъяснимой природной или даже Богом данной катастрофой, а результатом стечения обстоятельств, которым манипулировал честолюбивый, решительный и гениальный солдат. Он обнаружил, что его племенной мир готов к объединению в то время, когда Китай и другие оседлые государства по той или иной причине одновременно находились в упадке, и он воспользовался ситуацией.
Ранние сражения
Приводятся разные даты рождения Темуджина (или Темучина), как звали Чингисхана — в честь лидера, потерпевшего поражение от своего отца Есугэя, когда родился Темуджин. Хронология ранней жизни Тэмуджина неясна. Он мог родиться в 1155 году, в 1162 году (дата, которую сегодня предпочитают в Монголии) или в 1167 году. Согласно легенде, его рождение было благоприятным, потому что он пришел в мир со сгустком крови в руке. Также говорят, что он имел божественное происхождение, его первым предком был серый волк, «рожденный с судьбой с небес». Тем не менее, его ранние годы были совсем не многообещающими. Когда ему было девять лет, Есугэй, член царского рода монголов Борджигин, был отравлен бандой татар, другого кочевого народа, в продолжение старой вражды.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
После смерти Есугэя оставшиеся члены клана во главе с соперничающей семьей Тайчиут бросили его вдову Хёлюн и ее детей, посчитав их слишком слабыми, чтобы осуществлять лидерство, и воспользовавшись возможностью узурпировать власть. Некоторое время небольшая семья вела жизнь в крайней нищете, питаясь корнеплодами и рыбой вместо обычной кочевой диеты из баранины и кобыльего молока. Два анекдота иллюстрируют как стесненные обстоятельства Темуджина, так и, что более важно, силу, которой он уже обладал, привлекая сторонников исключительно силой своего характера. Однажды он попал в плен к тайчиутам, которые вместо того, чтобы убить его, держали его в своих лагерях в деревянном ошейнике. Однажды ночью, когда они пировали, Тэмуджин, заметив, что его неумело охраняют, ударом своего деревянного ошейника сбил часового и скрылся. Тайчиуты искали его всю ночь, и его увидел один из их людей, который, пораженный огнем в его глазах, не донес на него, а помог ему бежать, рискуя собственной жизнью. В другой раз пришли конокрады и украли восемь из девяти лошадей, которыми владела небольшая семья. Темуджин преследовал их. По дороге он остановился, чтобы спросить молодого незнакомца по имени Боорчу, не видел ли он лошадей. Бо’орчу тотчас же оставил дойку, которой занимался, дал Тэмуджину свежего коня и отправился с ним помогать отыскивать пропавших животных. Он отказался от какой-либо награды, но, признавая власть Тэмуджина, безвозвратно привязался к нему как к nökör , или свободный компаньон, бросивший собственную семью.
Темуджин и его семья, по-видимому, сохранили значительный авторитет в качестве членов королевского клана Борджигин, несмотря на их неприятие им. Среди прочего, он смог претендовать на жену, с которой Есугэй обручил его незадолго до своей смерти. Но меркиты, племя, жившее в северной Монголии, затаили обиду на Тэмуджина за то, что Есугэй украл у одного из их мужчин его собственную жену Хёлун, а они, в свою очередь, изнасиловали жену Тэмуджина Бёртэ. Тэмуджин счел возможным обратиться к Тогрилу, хану племени кереит, с которым Есугей состоял в отношениях anda , или побратим, а в то время самый могущественный монгольский князь, за помощь в возвращении Бёрте. Он предусмотрительно возродил эту дружбу, подарив Тогрилу соболиную шкуру, которую сам получил в качестве свадебного подарка. Кажется, ему больше нечего было предложить; тем не менее, взамен Тогрил пообещал воссоединить разрозненный народ Темуджина, и, как говорят, он выполнил свое обещание, предоставив 20 000 человек и убедив Джамуку, друга детства Темуджина, также снабдить армию. Контраст между нищетой Тэмуджина и огромной армией, предоставленной его союзниками, трудно объяснить, и нет никакого авторитета, кроме повествования о 9-м веке. 0045 Секретная история доступна.
Волк на пороге истории
Амлет, скандинавский воин и король, во время инициации кориос в фильме Северянин
Подарить подписку
Поделиться
«Я предъявляю свои права на тебя… убийца майриас
— Зороастрийская литургия
Примечание: Это часть 1. Изгнание волка среди нас — часть 2.
25–26 июня 1876 года в Литтл-Бигхорне в Монтане коалиция сиу, шайеннов и арапахо во главе с Сидящим Быком и Бешеным Конем победила генерала Джорджа Кастера. Результат потряс мир; Племена Равнин смотрели вниз на мощь современного мира, а затем умело расправлялись с ней. Но их победа была пирровой. Правительство США только что собрало дополнительные войска, и все эти порывов и мужества в конечном итоге не шли ни в какое сравнение с голыми цифрами. На холодных продуваемых ветрами равнинах Дакоты сиу и их союзники не давали американской армии полной победы с 1850-х по 1870-е годы. Между тем, на юге, в Техасе, Команчи, «Империя Летней Луны», были бичом испанцев, а затем и мексиканцев более века. Сначала они сразились с Испанской империей вничью в 1700-х годах и продолжали периодически грабить Мексику после обретения независимости в 1820-х годах. Только после аннексии региона США в 1840-х годах команчи встретили достойного соперника, поскольку в 1870 году они были окончательно разбиты американскими войсками. Если американцы сегодня помнят битву при Литтл-Бигхорне и покорение команчей, то, как правило, это 900:45, развязка 90:046 десятилетий войны в бескрайних североамериканских прериях. Но если вы немного уменьшите масштаб, это также знаменует собой конец 5000-летней саги: взлет и падение степных кочевников Америки, ибо именно такими стали все эти внушающие страх племена индейцев Равнин.
Сегодня американцы двойственно относятся к этим войнам, поскольку экспансионистские США, стремящиеся к своей «Явной судьбе», с бессмысленной жестокостью завоевали обреченных неудачников континента. Но индейцы Равнин сами были народом завоевателей, закаленными и жестокими, и обуздали бы мантию неудачника. Они придерживались идеала, примером которого являются их храбрые воины, не теряющие жалости к своим врагам и не ожидающие ничего взамен. В книге С. К. Гвинн, Империя Летней Луны , он отмечает, что во время набегов команчей все «мужчины были убиты, а все мужчины, взятые в плен живыми, подверглись пыткам; пленные женщины подверглись групповому изнасилованию. Младенцев неизменно убивали». Жестокость команчей не была тотальной; молодые мальчики и девочки были схвачены и обращены в рабство во время этих набегов, но в конечном итоге могли быть приняты в племя, если выдержали испытание огнем: проявляя храбрость и стойкость даже перед лицом жестокого обращения в качестве рабов. Куана Паркер, последний вождь команчей, был сыном белой женщины, похищенной, когда ей было девять лет.
Куана Паркер, последний вождь команчей
Эти племена были воинственными, потому что мобилизация кадров агрессивных молодых людей сыграла важную роль в организации их обществ. Все они были патрилинейными и патриархальными, поскольку, хотя женщины не были движимым имуществом, племенная идентичность переходила от отца к сыну. Сиу или команчи по определению были потомками отца сиу или команчей. Рождение мальчика-команча вызвало особые поздравления отца, отражающие генеалогическую важность сыновей для продолжения рода. Именно сыновья вырастут, чтобы прокормить племя за счет массовой охоты на буйволов верхом на лошадях. Именно сыновья совершали дерзкие набеги и возвращались домой в добыче. Религией этих воинов была победа, и они стоически принимали, что поражение означает смерть.
Эти сообщества конных воинов индейцев Равнин были недавним продуктом Колумбийского обмена, выкованным теми же силами глобализации, которые породили враждебные колониальные нации, жадно вторгающиеся в их владения как с юга, так и с востока. В начале 1700-х годов испанцы переняли лошадей, а по всему краю континента расцвели богатые колониальные общества, всегда готовые к набегам. Вместе они стали катализатором возрождения коренных народов, живших делами своей хищной кавалерии. Воины американских прерий за несколько поколений стали такими искусными наездниками, что считалось, что мальчики-команчи научились ездить верхом почти до того, как научились ходить, что повторяет наблюдения римлян о гуннах 1500 лет назад. Внедрение евразийских лошадей в их культуры превратило фермеров и собирателей Великих равнин в течение одного поколения в грозные кентавроподобные орды, терроризировавшие половину континента в течение 150 лет, повторив трансформацию, произведенную их дальними родственниками в евразийской степи 5000 лет назад. .
Тот факт, что эта последняя глава в истории конных кочевников планеты разыгрывается в полном свете американской истории, позволяет нам живо представить себе жизнь их доисторических культурных предков. Подобно тому, как сиу и команчи управлялись страстями своих бесстрашных храбрецов, стремившихся к славе и вечной славе на полях сражений, так и банды молодежи с обширных пастбищ между Венгрией и Монголией давным-давно сеяли хаос в Евразии. от Атлантики до Тихого океана и от тундры до Индийского океана. Эти дикие степные оборотни воссоздали культурную топографию известного мира три-пять тысяч лет назад. Их идеалом была жадная погоня не за тем, что принадлежало им по праву, а за всем, что они могли захватить силой. Там, где сиу и комманчи были сокрушены организованной мощью будущей мировой державы, а их правление вскоре превратилось в историческую сноску, воины прошлого шли от победы к завоеванию. Они переделали мир по своему жестокому образу, непреднамеренно заложив грядущую грядущую грядущую мягкую эпоху, когда бродячие юношеские отряды превратились в варварских врагов за воротами, когда мир и покой, а не славная смерть в бою, стали высшим благом. .
Ранние скотоводы
Этот всплеск воинственной ярости пять тысяч лет назад был вызван экономической революцией, охватившей Евразию, появлением непревзойденного нового культурного инструментария, который, наконец, использовал весь продуктивный потенциал крупного рогатого скота, овец и коз, которые долгое время рассматривались как просто мобильные шкафчики для мяса в сельскохозяйственных обществах. Хотя эти животные уже были приручены к 8500 г. до н.э., потребовались тысячелетия, чтобы усовершенствовать производство молока, сыра и шерсти, а также запрячь быков в качестве вьючных животных. К северу от Черного моря эта революция произошла около 3500 г. до н.э., когда небольшие группы земледельцев, сбившихся в кучу на берегах рек, перешли от смешанной агро-скотоводческой производственной системы, зарабатывающей на жизнь выращиванием пшеницы в непростительно короткий вегетационный период, к системе чистого скотоводческого кочевничества. которые превратили обширные луга вокруг них в огромные стада животных.
В течение нескольких поколений эти люди, известные археологам как ямники, пасли свой скот в самом сердце Европы и перегоняли своих овец на более высокие пастбища нагорья Монгольского Алтая. Это расстояние в 5000 миль (8000 км) преодолели бывшие фермеры всего за несколько поколений. Мобильность была первым результатом перехода к кочевому образу жизни, когда по степи начали катиться флотилии фургонов, похожие на рои неуклюжих кочевых деревень, вечно направляющихся к более зеленым пастбищам. Но далеко не только простой сдвиг в совокупном экономическом производстве, многие более поздние побочные эффекты должны были изменить культуру евразийских обществ, некоторые из которых продолжают влиять на нас вплоть до настоящего времени.
Прежде всего, в этих культурах повысился статус и власть мужчин в тандеме с переходом к кочевому образу жизни. Почти все современные кочевые скотоводы ведут патрилинейный и патриархальный образ жизни, поэтому идентичность и богатство передаются от отца к сыну, как и у индейцев равнин. Мужчины занимают все де-юре политических руководящих должностей, если не все де-факто должностей. Это контрастирует с укоренившимися сельскохозяйственными культурами, которые демонстрируют большее разнообразие социальных устройств, от патриархальных евразийских цивилизаций речных долин до матрилинейных садоводческих обществ тропической Африки и Азии. Даже в Индии культуры северных равнин, основанных на пшенице, были строго патрилинейными, с женами, совершенно не связанными со своими мужьями, и всегда переезжали в домохозяйства мужчин, за которых они должны были выйти замуж. Напротив, в тропической Керале далеко на юге многие группы, выращивающие рис, бананы и кокосы, были матрилинейными: мужья переезжали в деревни своих жен, а основной мужской фигурой в жизни некоторых мальчиков даже обычно был их дядя по материнской линии.
Однако для кочевников переход к животноводству как к основному источнику богатства и статуса повысил мужское влияние и значимость до универсально высокого уровня. Будь то азиатские монголы или африканские масаи, в скотоводческих обществах доминируют мужские роды, которые контролируют движимое имущество в виде скота, и их роль состоит в том, чтобы, с одной стороны, защищать стада и перегонять их на более плодородные пастбища, а с другой другие воруют животных у соседей. В кочевых обществах родственные группы по отцовской линии обеспечивали исключительно своих женщин и детей. Именно старшие мужчины в этих группах накапливали богатство и статус, которые они могли передать сыновьям, что приводило к очень сильной озабоченности по поводу отцовства, чтобы избежать вложений в потомство мужчин, не принадлежащих к их происхождению. В конце концов, эти мужчины стремились к богатству и статусу в первую очередь для того, чтобы произвести на свет сыновей, которые продолжили бы их наследие. И точно так же, как они были зациклены на своих сыновьях, кочевые общества также педантично чтили память своих предков. Старые книги Библии изобилуют десятками «наследников», скандинавские саги начинаются с перечисления полдюжины ступеней происхождения от отца к сыну, а самые ранние индийские тексты зациклены на родословных царей.
Эти древние навязчивые идеи кочевников продолжаются и по сей день. Королевством Иордания до сих пор правит прямой потомок по отцовской линии Хашима ибн Абд Манафа, прадеда Мухаммеда и прародителя клана Бан Хашим, к которому он принадлежал, спустя 1525 лет после его смерти. Род Бодончара Мунхага, предка Чингисхана, основавшего клан завоевателей мира за два столетия до своих завоеваний, все еще правил Монголией вплоть до 1920 года, почти через 700 лет после правления Мунхага.
Но степной патриархат отражался не только в вековых обычаях и давних родословных. Это было больше, чем империя идей. Степной патриархат выражался в материальной форме. Ямные кочевники строили массивные курганы, курганов , куда бы они ни направлялись. В этих огромных курганах они хоронили людей с высоким статусом и большей властью. Останки найденного сильно косого самца. Неудивительно, что так же, как они преимущественно хоронили своих уважаемых правителей-мужчин под огромными курганами, эти люди поклонялись небесным богам-мужчинам. Эти мужские божества имели культурное значение, так как со своего места в небе они могли наблюдать торжественные клятвы между мужчинами степи.
Используя свидетельства из общей мифологии древних греков, индийцев и германцев, становится ясно, что ранние индоевропейцы почитали Дейвоса , прародителя греческого Зевса, санскритского Даюса и германского Тюра, небесного отца. К этим ранним степным богам иногда обращались как к «королю» или «пастуху», что отражало социальное расслоение культур, а также центральное место в их жизни скотоводства. Позже тюрки и монголы, вырвавшиеся из восточных степей в нашу эру поклонялись Тенгри, также богу неба, чье сходство с Дейвос должно быть больше, чем совпадение. Еще долго после того, как первые индоевропейцы распространились далеко за пределы своей родины, экология степи продолжала формировать мифологию всех ее разнообразных народов. Напротив, многие богини, почитаемые в оседлых индоевропейских обществах, от греческой Афины до индийской Кали и иранской Анахиты, похоже, были заимствованы у коренных земледельцев, которых они завоевали и поглотили. Потомки степных индоевропейцев, которые распространились в Европу и Южную Азию, были синтетическими людьми, соединившими свое наследие предков с местными обычаями.
Маловероятно, что это ориентированное на мужчин общество было результатом идеологической революции, которая произошла во многих греческих городах-государствах до 500 г. варварский народ. Скорее, самая жестокая и импульсивная когорта людей, мужчины в подростковом и двадцатилетнем возрасте, просто стали центральным элементом динамизма и силы скотоводческих обществ. Они были незаменимой рабочей силой в пастушьей экономике, и по мере того, как они поднимались по служебной иерархии племени, брали на себя руководящие роли и начинали создавать семьи, эти мужчины полагались на узы, которые они установили в юности, чтобы коллективно диктовать культурные правила. направление их обществ и его моральный уклад. Преобладание домашнего скота как экономической валюты скотоводов означало, что они контролировали производительный двигатель своих обществ. Поэтому неудивительно, что ранние индоевропейцы, кажется, разработали кастовую систему в ответ на эту изменяющуюся динамику, когда мужчины, занятые ремесленным или обслуживающим трудом, становились социально неполноценными. В молодости, как безжалостные стаи налетчиков и разбойников, воины были острием кочевого образа жизни, движущей силой экспансии индоевропейцев по всей Евразии. Когда они повзрослели и стали вождями, они установили условия для реформации морали и ценностей, которые ценили войну, завоевание и экспансию.
Этот центр организованного насилия возник не на пустом месте. Скорее, вновь освободившийся кочевой образ жизни нашел уникальный выход для врожденных импульсов и страстей этих молодых людей, которые миллионы лет сослужили хорошую службу их предкам-собирателям, от африканской саванны до сибирской тундры. Жестокость была заложена в них естественной историей нашего вида, красными клыками и когтями. Древние инстинкты, которые прежде сдерживались, теперь заново культивировались, взращивались и претворялись в поразительные и часто жестокие новые формы. Собирателям эпохи палеолита, пережившим жестокие холода ледникового периода, приходилось уравновешивать свой инстинкт сотрудничества жесткой расчетливой конкуренцией. Они также могли убивать без угрызений совести; мы знаем, что охотники-собиратели совершали набеги и убивали друг друга задолго до появления земледелия. Хотя фермерские общества, пришедшие на смену охотникам-собирателям, не были мирной идиллией, ритмы времени года и ограничения оседлой деревенской жизни сдерживали инстинкт сеять хаос против своих врагов, сужая горизонты жестокости как во времени, так и во времени. космос. Кочевой образ жизни освободил людей эпохи неолита от этих ограничений, дав волю хорошо отточенным древним инстинктам молодых людей, которые раскрылись во всей полноте своей силы и свирепости.
Данные UCR ФБР за 2019 год
Убийство — это преступление, совершаемое молодыми людьми от США до Японии и во всем мире в целом. Причина такой универсальности в возрастном (и половом) распределении правонарушителей лежит в основе человеческой природы, а не обусловлена случайными материальными или идеологическими условиями, даже если последние могут усугубить склонность к насилию. Жестокое и аморальное поведение кочевых воинов бронзового века, в конечном счете, является следствием полового диморфизма человека, а не чем-то выдуманным злобным степным мудрецом.
Склонность самца к агрессии — это не просто функция внешних стимулов и культурной социализации. Он коренится в импульсах, которые могут выплескиваться из нашей биологии. Кэрол Хувен в книге T: История тестостерона, гормона, который доминирует и разделяет нас , отмечает, что пик уровня тестостерона у мужчин приходится на 20-летний возраст, и исследования постоянно показывают корреляцию между тестостероном и насилием, а также корреляцию между гормональный и соревновательный драйв. Эти явления имеют эволюционную основу; молодые люди должны бороться за ограниченные ресурсы, чтобы найти себе пару, динамика, которая задолго до появления самого человечества. В то время как женщины ограничены не более чем 30 беременностями в течение своей жизни (при условии почти непрерывной беременности от менархе до менопаузы), мужчины потенциально могут стать отцами гораздо большего числа потомков. У основателя современной Саудовской Аравии Ибн Сауда было 45 сыновей и примерно 65 дочерей (в патриархальном королевстве дочери никогда не учитывались с такой точностью). Но если у Ибн Сауда было так много сыновей, то в его королевстве должно было быть много мужчин, у которых вообще не было детей. В полигамной субкультуре американских мормонов термин «потерянные мальчики» относится к молодым мужчинам, изгнанным из общины под предлогом, чтобы проложить путь мужчинам с более высоким статусом к созданию гаремов.
Хотя большинство человеческих культур не полигамны, почти в каждом обществе в данном поколении размножается больше женщин, чем мужчин. Даже в США с нормами моногамии, которые означают, что большинство взрослых в какой-то момент состоят в браке (две трети взрослых американцев состоят в браке или совместно проживают с партнером в любой момент), 18% мужчин старше 55 лет не имеют детей. против 15% женщин в этом возрасте. Если различия в репродуктивном успехе самцов обусловлены генетическими различиями, то одно из основных воздействий на естественный отбор будет вызвано этим дисбалансом полов.
Этот перекос в размножении по признаку пола является постоянной закономерностью для многих видов, вызванной эволюционно-генетическими силами. Это представляет собой парадокс, поскольку организмы, разделенные на специализированные мужской и женский пол, такие как наш, облагаются двойной стоимостью. При прочих равных условиях популяция самок, размножающихся бесполым путем, удвоит скорость роста по сравнению с популяцией, размножающейся половым путем, где половина особей — самцы и не могут рожать детенышей. Так как же объяснить существование самцов, этот лишний секс? Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что существование самцов способствует долгосрочной жизнеспособности популяции, стимулируя адаптацию к непредсказуемо меняющимся условиям отбора. Конкуренция между самцами приводит к победителям и проигравшим, и если проигравшие несут больше мутаций, этот процесс становится эволюционным ситом, которое повышает приспособленность, удаляя вредные гены из популяции. И наоборот, более приспособленные самцы также ускоряют распространение полезных генов, давая больше потомства. У таких организмов, как рыбы, муравьи и черви, где мы наблюдаем как близкородственные бесполые, так и половые виды, бесполые виды часто многочисленны, но эволюционно молоды, что указывает на то, что, несмотря на их краткосрочное репродуктивное преимущество, они вымирают гораздо быстрее, чем половые линии. Когда вы видите историю успеха асексуалов, вы, как правило, сталкиваетесь с чудом с одним хитом, а не с крепкой династией, пользующейся долгосрочным стабильным успехом.
Но люди не беспозвоночные и не рыбы, мы поведенчески гибкие и социальные млекопитающие, а наши культурные модели лабильны и изменчивы. Наши общества не описываются какой-то простой механистической формулой, но демонстрируют шокирующий уровень разнообразия, от эгалитарных собирателей до земледельческих деспотий, где к правителям относятся как к богам на земле. В отличие от горилл, мы обычно не существуем в фиксированном состоянии, когда альфа-самцы яростно дерутся друг с другом, чтобы сохранить свои гаремы, и мы не настолько моногамны, как наши родственники гиббоны. Мы полигинны, полиандричны и моногамны в разной степени, общество за обществом. Экономические и экологические соображения также имеют решающее значение для влияния на культурные нормы. Общества охотников-собирателей склонны к эгалитаризму, поэтому репродуктивные последствия игр конкуренции между мужчинами в этих контекстах были бы скромными. Самый богатый и успешный охотник не смог бы содержать огромный гарем за счет других мужчин своего племени. Напротив, Чингисхан, вероятно, произвел в сотни раз больше детей, чем средний монгольский мужчина за свою жизнь, репродуктивное преимущество, которое сохранялось среди его потомков по мужской линии на протяжении поколений благодаря богатству и могуществу Пакс Монголика .
Но человеческая культура разнообразна и разнообразна, и прошлая история общества может иметь столь же важное значение, как и нынешние условия окружающей среды, в определении его характера. Почти 2000 лет назад первоначально иудейская секта христианства приняла языческую греко-римскую норму обязательной законной моногамии даже для мужчин с высоким статусом. Сын Юлия Цезаря от Клеопатры, Цезарион, был незаконнорожденным, поэтому Цезарю пришлось усыновить своего внучатого племянника Октавиана своим сыном и наследником. Это ограничение в отношении влиятельных людей сохраняется в западных обществах и по сей день. Илон Маск, самый богатый человек в мире, считается плодовитым, у него шесть сыновей и одна дочь, но его фертильность ниже, чем у средней женщины в Массачусетсе в конце 1600-х годов. В то время размер семьи более десяти детей был обычным явлением в Новой Англии. У Уоррена Баффета и Билла Гейтса, которые в совокупности богаты больше, чем самая бедная половина американцев вместе взятых, у каждого всего по трое детей.
Более пяти тысяч лет назад несколько простых изменений в роли домашних животных в евразийских обществах привели к возникновению кочевничества в понтийских степях и вызвали культурную и социальную революцию на всем суперконтиненте.