Одинарный аксель в фигурном катании: один из самых сложных прыжков в фигурном катании

Одинарный аксель (1A) в фигурном катании. Что это значит?

Одинарный аксель: как правильно выполнить прыжок?

Какой аббревиатурой обозначается одинарный аксель в фигурном катании?

Одинарный аксель (1A) – это один из самых сложных прыжков с переменой ноги и положительно направленным вращением, относящийся к разряду реберных. Его исполнение служит подтверждением уровня мастерства настоящих профессионалов фигурного катания. Одинарный прыжок состоит из полутора оборотов, в двойной – из двух с половиной.


Получай новые прогнозы: Вконтакте и Telegram.

Исключительно сложным является тройной аксель, который представляет собой прыжок с выпадом и вращением на 3,5 оборота, что можно осуществить только при безупречной предварительной группировке. Аналогичный прыжок в четыре оборота до настоящего времени не смог исполнить никто.

Перед выполнением акселя необходимо сильно разбежаться, скользя по траектории наружу и назад. Далее происходит отталкивание и разворот с переносом веса тела на левую ногу, тело спортсмена группируется (осанка ровная, голова прямо, таз подтянут и не выпячивается), и после небольшого замедления, приседания и скольжения совершается прыжок вверх. Замедлиться помогает лезвие конька свободной ноги, выдвинутое вперед. После выполнения требуемого числа оборотов спортсмен приземляется на правую ногу, сгруппировавшись, чтобы не потерять равновесие в момент контакта со льдом.

Спортсмен из Норвегии Аксель Паульмен был первым, кто исполнил аксель в 1882 году, причем сделал это на беговых коньках. Повторить его прыжок смогли только спустя 66 лет, это удалось фигуристу Дику Баттону.

На протяжении одного выступления программа фигуристов должна содержать не больше двух акселей, причем второй прыжок непременно должен быть частью каскада или же находиться в комбинации с другими прыжками. При сложном исполнении он может принести спортсмену 8,5 балла, но в случае падения оценка будет на балл ниже.

Словарь фигурного катания

Квад



Что в фигурном катании понимают под термином «Квад»?

Как правильно прыгнуть квад?


Квад – это обязательный четверной прыжок…

Доля



Что в фигурном катании понимают под долей?

Чем сильная доля отличается от слабой?


Доля – это чередование слабых и сильных…

RF (rocker foxtrot)



RF: что значит это сокращение в фигурном катании?

Какой элемент в фигурном катании обозначается аббревиатурой…

Зубовный скрежет



Что в фигурном катании понимают под «зубовным скрежетом»?

Для какой категории фигуристов «зубовный скрежет» является…

Всё о спорте

Кубок Кремля по теннису Kremlin Cup

Кубок Кремля проводится осенью, имеет категорию WT-250 в мужской серии ATP и категорию Premier в серии. ..

История создания всемирного Кубка чемпионов по волейболу

В 1993 году решением Международной федерации волейбола (FIVB) были утверждены новые…

Все виды бейсбольных подач

Для затруднения отбивания мяча беттером питчеры используют широкий спектр разнообразных подач. По способы…

«Горожане» Англии. Как еще называют “Манчестер Сити”?

Футбольный клуб “Манчестер Сити” был создан в 1880 году дочерью известного священника…

Аксель (прыжок) | это… Что такое Аксель (прыжок)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Аксель.

А́ксель (англ. Axel jump) — один из прыжков в фигурном катании. Является рёберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов. Считается самым сложным прыжком в фигурном катании. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. Никто из фигуристов ещё не выполнял четверного акселя на соревнованиях. Прыжок назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.

Содержание

  • 1 Техника прыжка
    • 1.1 Фазы прыжка
  • 2 Варианты
    • 2.1 Прыжки менее чем в 1,5 оборота
    • 2.2 Одноногий аксель
  • 3 История
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Техника прыжка

Спортсмен с левым вращением будет выполнять аксель так:

  1. На прыжок обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).
  2. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.
  3. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.[1]
  4. В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.

Парадоксально, но тройной аксель обычно ниже двойного. Это связано с требованием быстро сгруппироваться, чтобы провернуться 3,5 раза.

Возможно исполнение прыжка с подсечки назад вправо (по часовой стрелке) и с захода с правой ноги при маховой левой и приземлении на левую ногу. Это встречается у фигуристов-левшей и в тех редких случаях, когда фигурист может выполнять прыжки в обе стороны. (Стефан Ламбьель, к примеру)

Некоторые фигуристы практикуют аксель с нетрадиционных заходов (тройки назад-внутрь или «кораблика») — такие прыжки сложнее и не столь красивы, но определённо выглядят необычно.

Фазы прыжка

Варианты

Прыжки менее чем в 1,5 оборота

Аксель в половину оборота известен под названием «перекидной» (англ. waltz jump). В этом прыжке не требуется плотная группировка, поэтому перекидной и относительно прост, и довольно красив. В современном фигурном катании применяется как связующий элемент или как часть прыжка в либелу. [2]

Однооборотный прыжок с приземлением вперёд на левый зубец — правое ребро называют полуаксель (англ. half-axel).

Одноногий аксель

Фигуристы исполняли также разновидность акселя с приземлением на ту же (опорную, а не маховую) ногу, т. н. «one-foot axel» («одноногий аксель»), вследствие чего появлялась возможность сделать его в каскаде (то есть без дополнительных шагов) с прыжком сальхов. Такой каскад исполняли лишь несколько фигуристов за всю историю фигурного катания: с двойным сальховом исполняли пары С. А. Жука Роднина-Зайцев и Черкасова — Шахрай, Г.МакКеллен (США), а в 1987—90 американка Жиль Тренери исполняла его даже с тройным сальховом). В первые годы существования Новой системы судейства одноногий аксель не засчитывался. В современных (2011) правилах это исправлено, но, как правило, невыгодно спортсмену. Это — один из примеров стандартизации фигурного катания этой системой.

Одноногий перекидной известен как «прыжок тройкой»[3].

История

Аксель Паульсен

  • Аксель Паульсен, давший прыжку имя, впервые исполнил его в 1882 году. Любопытно, что исполнял он прыжок не на фигурных, а на беговых коньках.
  • Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени. Однако, сегодня её техника исполнения акселя (сохранившаяся на плёнках голливудских фильмов, в которых она снималась) не была бы признана хорошей, так как в прыжке она заранее сильно поворачивалась и не делала «шага вверх», скорее этот элемент был похож на вращение, чем на прыжок.
  • Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года, хотя видеозапись прыжка свидетельствует о том, что он, возможно, был недокручен. Тренер Баттона, Гус Ласси, является разработчиком современной техники прыжка. В 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель.
  • Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками (недокрутом и тройками на приземлении) выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года, под давлением СМИ ИСУ засчитал этот прыжок[4], при том что судьи оценили выступление невысоко (оценками от 5,3 до 5,7). Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев[5], на чемпионате Европы 5 февраля 1981. С тех пор прыжок является стандартным элементом в программах мужчин, но из женщин его по прежнему выполняют немногие. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в 1988 году на турнире NHK Trophy. С тех пор ещё только четыре женщины — Тоня Хардинг, Людмила Нелидина, Юкари Накано и Мао Асада — смогли исполнить этот прыжок на международных соревнованиях, а ещё одна — Кимми Майсснер — исполнила его на чемпионате США в 2005 году.
  • Курт Браунинг первым исполнил два тройных акселя в одной короткой программе на чемпионате мира 1989 года в Париже.
  • После Скотта Хамильтона, победившего на Олимпийских играх 1984 года, единственным фигуристом, не исполнившим тройной аксель, но взошедшим на олимпийский пьедестал, стал Стефан Ламбьель, завоевавший серебро на Олимпиаде в Турине в 2006 году. Швейцарец вел долгую борьбу с этим прыжком. Он победил на чемпионате мира 2005 года в Москве и чемпионате мира 2006 года в Калгари без тройного акселя (в Москве фигурист совершил бабочку вместо тройного акселя, а в Калгари исполнил, но судьи его не засчитали). После четырех лет борьбы с травмами и тройным акселем Стефан Ламбьель отказался от выполнения этого прыжка на чемпионате Европы 2010 года, где завоевал серебро, и на Олимпийских играх в Ванкувере, где ему уже не удалось взойти на пьедестал почета во многом из-за отсутствия тройного акселя.

Примечания

  1. А. Н. Мишин. Прыжки в фигурном катании — Рёберные прыжки.
  2. Плющенко — прыжки во вращение
  3. Урок шестнадцатый — Фигурное катание (Чайковская Е.)
  4. Абсалямова И.В. Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание). — РГАФК. — М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — С. (одиночное катание). — 122 с. — 1000 экз.  — ISBN 5-89022-046-2
  5. European Championships — Men’s Results

Литература

  • John Misha Petkevich, Figure Skating: Championship Techniques. ISBN 0-452-26209-7.
  • Nancy Kerrigan, Artistry on Ice. ISBN 0-7360-3697-0.

Журнал прикладной биомеханики, том 12, выпуск 1 (1996 г.)

  • Предыдущая статья

  • Следующая статья

Кинематика разбега акселей определялась на основе пространственного анализа одиночных и парных прыжков, выполненных 16 фигуристами. Взлет был разделен на этапы планирования, перехода и поворота. Во время планирования горизонтальная скорость оставалась постоянной, вертикальная скорость была слегка отрицательной, и создавалось более половины углового момента для полета. При переходе конькобежцы набирали значительную вертикальную скорость за счет тангенциального движения, вращаясь вокруг длинной оси лезвия. Первоначально это уменьшало угол опорной ноги по отношению к вертикали, в то время как лезвие двигалось в направлении движения. Большинство фигуристов продолжали набирать вертикальную скорость, наклоняя лезвие в направлении движения (занос) и вращаясь вверх и вперед, все еще вокруг длинной оси лезвия. Был небольшой прирост углового момента, и скорость движения вперед значительно уменьшилась. В повороте фигуристы качались вперед на кирки, теряя горизонтальную скорость, вертикальную скорость и угловой момент.

* Авторы работают на факультете кинезиологии Университета Западного Онтарио, Лондон, Онтарио, Канада N6A 3K7. Прямая переписка с Дорис И. Миллер.

  • Крах

  • Расширять

  • Вершина

Том 12: Выпуск 1

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 2727 1011 43
Полнотекстовые просмотры 90 10 0
Загрузка PDF 122 16 0

  • Уэйн Дж. Альберт

  • Дорис И. Миллер

Как олимпийские фигуристы бьют рекорды с помощью физики

Сегодняшние фигуристы демонстрируют такие спортивные достижения, которые были невообразимы всего несколько десятилетий назад. На зимних Олимпийских играх в Пекине на прошлой неделе американский фигурист Натан Чен забрал домой золото с короткой и произвольной программой, состоящей из четверных прыжков и тройных акселей. А 15-летняя российская фигуристка Камила Валиева стала первой женщиной, совершившей четверной прыжок — а точнее два — на олимпийских соревнованиях в смешанных командных соревнованиях. (Согласно новостным сообщениям, у Валиевой положительный результат на запрещенное вещество, сердечный препарат триметазидин 9.0094 . ) Четверные прыжки, или четверные, включают в себя отталкивание ото льда, совершение не менее четырех оборотов в воздухе и приземление на одну ногу. Такие достижения требуют исключительной силы, скорости и грации, но физика, стоящая за ними, довольно проста.*

В фигурном катании используется примерно полдюжины типов прыжков. Они различаются тем, с какой части лезвия конька прыгает (передняя, ​​также называемая «носок», или внутренний или внешний край) и количеством оборотов, совершаемых в воздухе (одинарное, двойное, тройное или четверное). . К прыжкам на тулупе относятся флип, лутц и тулуп. Краевые прыжки включают риттбергер, сальхов и аксель.

Четверные прыжки, в том числе четверные сальхов и четверные тулупы, стали обычным явлением в мужских соревнованиях (большинство лучших фигуристов-мужчин делают их), и многие женщины приземлились в них на соревнованиях вне Олимпийских игр или на тренировках. Четверной аксель обычно считается самым сложным прыжком, потому что он требует отталкивания вперед и четырех с половиной оборотов в воздухе. На сегодняшний день никто из представителей любого пола не смог успешно выполнить четверной аксель на соревнованиях, хотя такие фигуристы, как Юдзуру Ханю из Японии, пытались это сделать. И некоторые эксперты считают, что прыжок с пятью оборотами или с пятью оборотами теоретически вполне достижим.

Дебора Кинг, профессор физических упражнений и спортивной подготовки в колледже Итака, изучает физику фигурного катания. журнал Scientific American поговорил с ней о том, как фигуристы демонстрируют ловкость, о физических границах спорта и о том, как сегодняшние олимпийские спортсмены их расширяют.

[ Отредактированная стенограмма интервью следует за .]

Как вы попали в фигурное катание?

Я получил степень магистра в области физических упражнений в Массачусетском университете в Амхерсте и действительно не знал, чем я хочу заниматься после этого, кроме биомеханики в спорте и упражнениях. В Центре олимпийской подготовки в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, была открыта вакансия в отделе спортивной науки и техники. Когда я был там, там был сбор по фигурному катанию. И один из тренеров, который там был, очень интересовался биомеханикой тройного акселя. Так что это в значительной степени положило начало моей работе над биомеханикой фигурного катания — это был действительно классный проект. До этого у меня не было опыта фигурного катания.

Можете ли вы объяснить физику основных типов прыжков?

Независимо от техники фигурного катания, которая делает один прыжок отличным от другого, есть некоторые основные физические принципы, общие для всех них. С чисто механической точки зрения фигуристы, без сомнения, должны находиться в воздухе достаточно долго, чтобы совершить сколько бы оборотов они ни пытались сделать. Чтобы получить время в воздухе для прыжков, это связано с высотой прыжка, а это в значительной степени связано с тем, какую вертикальную скорость они могут получить, когда они прыгают со льда. В зависимости от того, идет ли речь о прыжке с носком или краевом прыжке, модели движения, которые они выполняют, чтобы получить эту вертикальную скорость, будут различаться.

Для прыжков с носком вы как бы прыгаете с носка, чтобы выпрыгнуть. И кант прыгает, это больше похоже на то, что вы вытягиваете ногу и, возможно, немного используете руки, чтобы получить некоторую вертикальную скорость. В частности, для прыжков с носком, горизонтальная скорость, которую вы имеете, может быть использована для выполнения движений, больше похожих на прыжки с шестом. В этом случае дополнительная горизонтальная скорость может быть полезна для накопления большего количества энергии в вашей ноге. Вы входите с таким линейным импульсом, но когда вы вращаетесь над ногой, это горизонтальное движение на самом деле теперь немного перенаправляется по вертикали. Она называется тангенциальной скоростью. Так что, конечно, горизонтальная скорость может быть полезной для создания вертикальной скорости. Горизонтальная скорость, вероятно, не так сильно поможет при прыжке с ребра — вы в основном просто отталкиваетесь и, как правило, получаете нагрузку от своих мышц.

Почему эти прыжки так сложно выполнять?

У фигуристов есть две вещи, которые им нужно делать одновременно, что очень усложняет задачу: им нужно отпрыгнуть ото льда — это даст им вертикальную скорость для высоты — и им нужно начать вращаться очень быстро . Поскольку они отталкиваются от льда, чтобы подняться в воздух, им также необходимо создавать крутящий момент [своего рода вращательная сила] на льду, который придаст им вращательный импульс. Им нужен этот вращательный момент, чтобы, когда они отрываются ото льда, они могли занять действительно плотное положение и вращаться очень быстро.

Это похоже на то, когда человек крутится в офисном кресле и подносит руки, чтобы крутиться быстрее?

Именно, за этим стоит физика: вы уменьшаете свой момент инерции, что увеличивает вашу скорость вращения.

Что нужно сделать фигуристу, чтобы совершить больше оборотов во время прыжка?

Выполнение четверных прыжков, по сравнению с тройными, для большинства фигуристов сводится к скорости вращения. С теоретической точки зрения дополнительная высота поможет. Фигуристы, занимающиеся четверными, обычно прыгают выше.

Есть ли фундаментальный предел тому, сколько вращений может сделать фигурист?

Я абсолютно уверен, что люди могут делать пятикратные прыжки. Но у человека не так много силы — и энергии, которую он может произвести, — когда он прыгает со льда, чтобы забраться так высоко. Даже если вы вспомните рекорд по прыжкам в высоту на комбинате [Скаутинг Национальной футбольной лиги], люди не прыгают на два-три метра в воздух. И вы можете только стать таким узким. Вы ограничены шириной своих плеч и бедер — вы можете достичь определенного минимального момента инерции, исходя из вашей конкретной антропометрии [пропорций тела].

Другим фактором, в котором фигуристы могли бы потенциально улучшиться, чтобы сделать больше вращений, был бы импульс вращения, когда они отрываются ото льда. Когда они приближаются или работают ногами во время отталкивания, они создают крутящий момент вокруг оси вращения, когда отталкиваются ото льда. Если они могут получить больший вращательный момент, поскольку они все еще взрываются вверх, то они могут вращаться быстрее с таким маленьким положением тела. Это примерно как: если вы на качелях, и кто-то толкает вас сильнее, вы будете вращаться быстрее. Итак, есть три вещи, с которыми вы можете играть.

Фигуристы должны математически уметь исполнять пятый сальхов или тулуп. Для меня четверной аксель, наверное, предел, потому что это 4,5 оборота.

Имеют ли фигуристы-мужчины преимущество перед фигуристками-женщинами, когда дело доходит до выполнения большего количества вращений?

Как правило, вы видите только разницу в мышечной массе между фигуристами-мужчинами и фигуристами-женщинами. Очевидно, что есть наложение, и верхняя часть фигуристов-женщин перетекает в фигуристов-мужчин. Но если вы посмотрите на колоколообразные кривые силы и мощи, то увидите, что у вас больше силы и мощи, чем у большинства фигуристов-мужчин. Большинство фигуристов-мужчин прыгают немного выше, чем фигуристы-женщины, и большинство из них, вероятно, смогут генерировать больший вращательный момент, отрываясь ото льда. Вы могли бы [утверждать, что фигуристы-мужчины имеют] недостаток в том, что, вообще говоря, они не смогут получить такой жесткий или такой маленький момент инерции. Так что парням может быть сложнее, потому что, как правило, фигуристы, как правило, миниатюрны.

Есть ли оптимальный возраст для фигурного катания?

Что касается женщин, вы видите, что многие фигуристы прыгают до полового созревания. Женщинам-фигуристкам может быть особенно тяжело в период полового созревания, потому что изменения размера и формы тела заставляют заново разучивать прыжки. Это также случается с мужчинами, но это, вероятно, больше результат несоответствия всплесков роста, потому что мышцы должны не отставать.

На зимних Олимпийских играх 1998 года в Нагано, Япония, французская фигуристка Сурья Бонали выполнила впечатляющее — и технически незаконное — сальто назад на льду. Как она этого добилась?

Это те же основные физические принципы, что и в других прыжках. Вращение вокруг другой оси. В отличие от вертикальной оси, используемой в большинстве прыжков в фигурном катании, она вращалась вокруг того, что многие люди называют осью сальто или акробатической осью. Когда вы наблюдаете за гимнастками, вы видите, что они делают больше головокружительных упражнений. Здесь задействованы некоторые из тех же принципов — например, вам нужно быть достаточно высоко, чтобы ваше тело перевернулось [для одного сальто назад]. Гимнасты делают двойные сальто назад. Но вы не могли увидеть вне льда тройное или четверное сальто назад. Посадка на лед также затруднена. Если вы ошибетесь, это не особенно прощающая поверхность.

Ой, могу себе представить. Какое воздействие — в буквальном смысле — все эти прыжки оказывают на тело?

Мы пытаемся посмотреть на силы, участвующие в посадке. Это еще не многие сделали. Не так много готового оборудования, которое можно прикрепить к коньку. Мои коллеги из Университета Бригама Янга и я оснастили лезвие для фигурного катания датчиками, измеряющими силу. Когда мы откалибровали его, ударил COVID. Таким образом, мы еще не измерили силы.

У нас есть некоторые представления о том, насколько велики, по нашему мнению, силы.