Содержание
Феномен «тумана войны» исследованию не поддается / Воины и Армии / Независимая газета
Современные военные конфликты отличаются наличием неопределенностей и непросчитываемых рисков
В современной войне «дым сражений» сменяется «туманом неизвестности».
Фото с сайта www.dvidshub.net
Неопределенности и риски всегда были неотъемлемым атрибутом любой войны. Однако трансформация военных конфликтов современности изменила характер этих категорий, придала им новое, ранее не виданное содержание.
В классическом конфликте, например, все силы разведки, талант полководца были направлены на то, чтобы определить, где, когда и какими силами противник нанесет главный удар.
Стратегии гибридной войны как многомерного конфликта не предусматривают нанесения главного и вспомогательных ударов по противнику, они построены на иных принципах и сочетают военные и невоенные действия относительно небольшого масштаба с участием государственных и негосударственных военных формирований, при существенной роли подрывных операций в экономической, информационной и кибернетической сферах. В конфликте широко используются каналы массовой коммуникации для распространения пропаганды и ложной информации.
Свойство многомерности гибридной войны в существенной степени трансформирует содержание и характер неопределенностей и рисков, связанных с этим видом военного конфликта неклассического характера. В гибридной войне участвуют вооруженные формирования негосударственных субъектов, в числе которых международный терроризм, частные военные компании, для которых характерна размытая национальная и идеологическая принадлежность. Меняется соотношение военных и невоенных способов действий, к которым прибегают стороны конфликтов.
К невоенным средствам насилия в гибридной войне относятся традиционная и публичная дипломатия, правовые экономические, идеолого-психологические, информационные, гуманитарные, разведывательные, технологические и некоторые другие инструменты воздействия. Правильно выбранная стратегия позволяет достичь кумулятивного, системного эффекта от применения совокупности всех этих средств. Важную роль приобретают стратегические психологические мероприятия, направленные на обеспечение поддержки и сотрудничества с дружественными и нейтральными странами, а также ослабление воли к ведению войны и потенциала враждебных государств.
Неопределенности и риски, формирующие своеобразный «туман войны или туман неизвестности», присущи любому виду войны, однако особенно ярко они проявляются в ходе гибридной войны как многомерного конфликта, построенного на искусстве введения противника (и в целом всего международного сообщества) в заблуждение, в умелом сокрытии применяемых технологий и целей собственных действий. Здесь уместно привести одно из определений понятия «туман» из словаря Владимира Даля: «…покрывать туманом; застить, не давая ясно видеть, показывать в тумане; омрачать; морочить; плутовать».
В контексте настоящей статьи термин «туман гибридной войны» (англ. Fog of hybrid warfare) предлагается использовать в широком смысле слова иносказательно для характеристики неопределенностей и рисков, связанных с неточным знанием планов и намерений противника, трудностями определения состава сил и средств, занимаемых ими позиций на театре действий гибридной войны, воздействием факторов «трения» и «износа» войны, а также феноменом «взаимообращения войны».
О своеобразном «тумане неизвестности» говорил Карл фон Клаузевиц в работе «О войне». Он отмечал, что «война – область недостоверного: три четверти того, на чем строится действие на войне, окутано туманом неизвестности, и, следовательно, чтобы вскрыть истину, требуется прежде всего тонкий, гибкий, проницательный ум… Недостоверность известий и постоянное вмешательство случайности приводят к тому, что воюющий в действительности сталкивается с совершенно иным положением вещей, чем ожидал; это не может не отражаться на его плане или по крайней мере на тех представлениях об обстановке, которые легли в основу этого плана». Заметим, что используемое здесь понятие «туман неизвестности» находится в логической связи с введенным фон Клаузевицем в военную теорию фундаментальным понятием «трение» войны.
Военный теоретик не говорил буквально о «тумане» войны, а использовал несколько близких метафор, таких как «сумерки» или «лунный свет» для того, чтобы описать отсутствие ясности. При этом в нескольких случаях «туман» характеризовался им как метеорологическое явление, затрудняющее наблюдение за полем боя. Однако «туман неизвестности или неопределенности» он рассматривал наряду с другими факторами войны, такими как опасность, напряжение, страдания, удача, решимость. По словам Клаузевица, «армия нуждается в учениях, подготовке и разведке, но победа в конечном итоге зависит от волевых способностей командира следовать составленному плану, несмотря на сомнения, опасности и неопределенности». Таким образом, военный теоретик на первое место ставил моральный фактор как ключевой в достижении победы.
В 1896 году буквальный термин «туман войны» получил свое первое определение в одноименной работе британского полковника Лонсдейла Хейла (Lonsdale Augustus Hale. The Fog of War) как «состояние неведения, в котором командующие часто сталкиваются относительно реальной численности и местонахождения не только их врагов, но также и дружественных сил».
Мнения современных специалистов о «тумане» войны отражены в американском документальном фильме «Туман войны: одиннадцать уроков из жизни Роберта С. Макнамары» (2003). В этом фильме бывший министр обороны США рассказывает о своих наблюдениях и выводах, связанных с особенностями современной войны и сопровождающих ее неопределенностями и рисками.
Впрочем, при всей значимости перечисленных и некоторых других работ следует признать, что пока нет системного исследования феномена «тумана» войны.
Бои в районе Хан-Тумана под Алеппо
?
Previous Entry | Next Entry
Утром 5 мая боевики Джебхат ан-Нусра, Джунд аль-Акса, Ахрар аш-Шам, Исламской партии Туркестана и пр. группировок нанесли массированный удар по позициям правительственных сил под Алеппо в районе населенного пункта Хан-Туман. В результате тяжелого боя, что продолжался в течение суток, боевики утром 6 мая смогли захватить Хан-Туман. В бою со стороны правительственных сил участвовали сирийские ополченцы из Алеппо, хазарейцы из «Фатимиюн» и иранцы Корпуса стражей исламской революции из прикаспийской провинции Мазендеран, которые понесли заметные потери. Сегодня 7 мая иранские СМИ со ссылкой на отдел по связям с общественностью КСИР в Мазендеране сообщили, что в ходе боев в районе Хан-Тумана погибло 13 военных КСИР, ранен еще 21.
Остаются неизвестными потери хазарейцев и сирийского ополчения, которые составляют там основную часть сил
Активные боевые действия около Хан-Тумана продолжаются, боевики пытаются развить наступление, а союзные силы пытаются вернуть потерянные позиции
Взрыв 5 мая смертника боевиков на БМП со взрывчаткой
Видео боевиков на Youtube
Видео правительственных сил о первом дне боев за Хан-Туман с позиций артиллерии, что поддерживала защитников огнем.
Авиаудар по позициям боевиков у Хан-Тумана
Тем временем в Дамаск прибыл и встретился с президентом Асадом советник Рахбара Ирана по международным вопросам Али Акбар Велаяти, он заверил в неизменности поддержки со стороны Ирана. По словам Велаяти, ИРИ будет и дальше бороться с террористами любого толка, независимо от их смехотворного разделения на «умеренных» и «радикальных». Кроме того, в ходе встречи также было подчеркнуто, что фронт борьбы с терроризмом, которую ведут Сирия, Иран и Россия является основой для уничтожения терроризма и экстремизма, а также восстановления стабильности и безопасности в Сирии и регионе.
Запуск дрона-«камикадзе» Ababil-2 по американской военной базе в Сирии
Одна из связанных с КСИР Ирана групп Сопротивления — Liwa al-Ghaliboun выпустила видео на котором, как заявлено пуск того…
Иранские СМИ сообщают о договоренностях об экспорте иранских средств ПВО в Сирию
Как передает агентство Mehr со ссылкой на репортаж государственного новостного канала IRINN, Иран и Сирия договорились об экспорте иранских средств…
Сбитый американцами в Сирии иранский БПЛА Yazdan
Центральное командование ВС США сообщило, что вчера 14 февраля, примерно в 14:30 по местному времени, американские силы сбили БПЛА иранского…
April 2023 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
- bneheg : (no subject) [+4]
- veritas4 : (no subject) [+1]
- troy_mc_clure : (no subject) [+1]
- donkey_shon : (no subject) [+15]
- xrgtn : (no subject) [+0]
Powered by LiveJournal. com
Борьба с туманом | LD OnLine
Бороться в тумане — это то, что ощущаешь, когда тебя сдерживает синдром дефицита внимания или синдром дефицита внимания/гиперактивности. Для меня путь вперед никогда не бывает полностью ясным; он всегда достаточно окутан, чтобы сделать мое путешествие очень трудным. Я езжу по этой дороге пятьдесят четыре года. Всего семь месяцев назад я узнал, почему моя поездка была такой сложной: мне поставили диагноз СДВГ.
Многие люди с многочисленными дипломами идентифицировали, тщательно изучали и оцифровывали СДВ и СДВГ до тех пор, пока информация не стала сочиться с полок книжных магазинов. Жарко! Это снег! Это — то, чего я не пожелал бы своему злейшему врагу. Она захватила меня, когда я была маленькой, не позволила мне реализовать свой потенциал в школе и на работе, разрушила отношения, позволила мне достичь новой глубины депрессии и привела к самолечению.
Если бы я мог описать, каково это было, когда я рос с СДВГ и не знал, что он у меня есть, я был бы самым красноречивым из ораторов. Если бы я мог выразить чувства, которые испытывал, будучи учеником начальной школы, я бы наполнил тома грустью. Если бы я мог показать вам свою фотографию в старших классах, вы бы увидели испуганного, одинокого и растерянного ребенка, парализованного страхом и прячущегося за натянутой улыбкой и бегущими глазами. Учителя и директора считали меня классным клоуном, отвлекающим фактором и разочарованием для моих родителей. Мои родители согласились. Некоторые из самых ярких моих воспоминаний связаны с тем, как мои родители произносили такие фразы, как «Том, ты что, глупый?» «Ты прямо как тот умственно отсталый ребенок, такой-то». «Если ты не собираешься пытаться, мы сдаемся». — Ты не устал от неудач?
Я прошел тестирование, и у меня был IQ 140. Тем не менее, мне потребовались все усилия и угрозы со стороны родителей, чтобы сохранить средний балл C. Это продолжалось в старшей школе. На самом деле, я был близок к среднему баллу D, когда страх не поступить в колледж помог мне достаточно сосредоточиться, чтобы вернуть свои оценки на уровень C. С некоторым влиянием директора моей школы я поступил. Для меня колледж продлился всего два семестра. С меня хватит. Я снова потерялся, ошеломленный и вращающийся внутри.
Вращение — интересное слово для описания моего СДВГ. Он никогда не перестает вращаться. Иногда он вращается так быстро, что мне приходится останавливаться и просто смотреть. Я представляю, что смотрю внутрь своей головы и вижу картину, очень похожую на вращающуюся галактику в космосе. Единственная разница в том, что галактика в моем сознании вращается гораздо быстрее. Я вижу тысячи цветных точек в узоре, вращающихся в одном направлении. Я настолько загипнотизирован этой картиной, что не слышу ничего, кроме жужжания мыслей, беспорядочно летающих в моем мозгу. Если мне повезет, одна из этих мыслей окажется той, которая мне нужна в данный момент.
Представьте, что вы сидите в классе шестого класса. Учитель представляет новую главу в вашем учебнике по обществознанию. Она начинает читать. «Древние египтяне» — это все, что вы слышите, потому что ваш взгляд привлекает проезжающая машина. Она такого же цвета, как машина твоего отца. Это напоминает вам о поездке, которую вы совершили в тот день, когда он пригнал свою машину домой. Он назвал это «обкаткой». Каким-то образом удается услышать еще несколько слов учителя: «…пирамиды как погребение…». Это наводит на мысль о просмотренном фильме с пирамидами, Тутанхамоном и ворами. Вы представляете себе все туннели внутри одного из гигантских сооружений. Вы видите себя в ловушке и слышите, как блоки скользят, блокируя выход. Снова слышишь голос учителя: «…прошли сотни лет…» и видишь календарь, страницы которого улетают в космос. Космос приносит изображение вращающейся Солнечной системы и астероидов, просто не попадающих друг в друга. «…Обращаю внимание?» Вы понимаете, что учитель разговаривает с вами. На самом деле она стоит рядом с вами, а класс хихикает. Ваш разум жестоко и внезапно возвращается к классу. Вы не знали, что были так далеко.
Мы, АДД, думаем не так, как вы. Мы не можем обрабатывать информацию так, как это делаете вы. Нам нужно особое отношение со стороны особых людей, чтобы научиться тем же базовым вещам, которые изучаете вы. Самая большая проблема ребенка с СДВ заключается в следующем: его нельзя научить обычным способом. Обычно мы преуспеваем в одном предмете. Моя была музыка; другой может писать. Мы очень творческие люди. Я играл в школьном оркестре восемь лет и играл на кларнете на первом стуле. Мой учитель группы надеялся, что я смогу поступить в Джульярдскую музыкальную школу. Эта перспектива пугала меня. Я знал, что не смогу справиться с чем-то таким престижным, чем-то таким замечательным, чем-то, о чем я мечтал. Это очень печально, не правда ли?
Всего семь месяцев назад мне поставили диагноз СДВГ, но я все еще пытаюсь разобраться в своих чувствах. Первое чувство — горе. Я скорблю о том, что потерял все «могло быть» и все «должно было быть». На что была бы похожа моя жизнь, если бы в детстве мне поставили диагноз СДВГ и я получил необходимую помощь в классе? Я мог быть кем угодно.
Затем я чувствую гнев — гнев на школу за то, что они не знали о СДВ/СДВГ тогда, когда мне нужно было, чтобы они знали. Я также злюсь на своих родителей за то, что они обращались со мной таким образом, и злюсь на учителей, которые дразнили и мучили меня, называя меня «другой». Когда я не мог решить математическую задачу в классе, меня отправляли в туалет, чтобы я провел остаток урока. Если я не знал ответа на контрольную по географии, меня ставили перед классом, и весь класс говорил мне ответ. Вы представляете, что я чувствовал? Не могли бы вы?
Итак, я обращаюсь к учителям. От двух до пяти процентов учеников, которых вы обучаете, имеют невыявленный СДВ/СДВГ! Как учителя, вы знаете, какую важную роль вы играете в жизни детей. Вы проводите с некоторыми детьми больше времени, чем многие их родители. Вы их первая линия защиты от повреждений СДВ и СДВГ. Чтобы помочь, вы должны знать, какой ребенок пострадал. Учителя должны научиться выявлять детей, у которых могут быть такие особые условия.
Учащиеся с СДВ и СДВГ кажутся мечтателями. Вы увидите, как мы смотрим в пространство, настроенные на вас и урок. Мы можем вернуться и присоединиться, но, скорее всего, мы ответим на вопрос, который был задан до того, как мы отключились. Мы можем уйти на несколько секунд, а можем отсутствовать несколько минут. У нас нет способа узнать, что мы собираемся отключиться. Позвольте мне повторить это. У нас нет признаков приближающегося отъезда. Таким образом, мы бессильны остановить его.
Часто письменные и устные инструкции непонятны тем из нас, у кого СДВ и СДВГ. Инструкция, которая кажется вам простой для понимания, может содержать запутанную фразу. В инструкциях может быть слишком много информации, которую мы не можем усвоить и сохранить. Нам нужно подробно объяснить каждый этап работы. Нас трудно учить по книгам, но мы быстро учимся на практике.
Я не могу не подчеркнуть необходимость выявления детей с СДВ и СДВГ — и чем раньше, тем лучше. Мы с вами знаем, что школы не могут позволить себе тестировать каждого ребенка, а диагностика — это трудоемкая задача. Я думаю, все, что вы можете сделать, это держать глаза открытыми для этих детей. Явный ребенок с СДВГ, тот, кто не может усидеть на месте, бегает по комнате, постоянно прерывает и без конца вас раздражает, — это тот, кто больше всего нуждается в помощи. Обычно такой гиперактивный ребенок нуждается в лекарствах.
Остальным, которых труднее заметить, тоже нужна помощь. Дав ученикам задание по чтению, следите за тем, кто продолжает смотреть в окно или смотрит на доску. Он или она может даже смотреть на вас, но не видеть вас. Обратите внимание, как ваши ученики переворачивают страницы. Вы можете найти ребенка, который долгое время переворачивает только одну страницу. Проверка домашнего задания дает еще один шанс заподозрить СДВ и СДВГ. Образцы незавершенной работы или работы с группой правильных ответов, за которыми следует ряд неправильных ответов, часто указывают на СДВ или СДВГ. Вы также должны подозревать любого ученика, который, когда его вызывают, отвечает на вопрос, который был задан несколько минут назад.
И всегда следите за ребенком, который изолирует себя от причинения вреда другим. Обратите внимание на одиночку, у которого достаточно ума, чтобы добиться успеха, но, похоже, он не прилагает усилий. Есть также тихий, застенчивый, который не хотел бы, чтобы его вызывали в классе, и у которого мало друзей. Это ваши возможные ДОБАВИТЕЛИ. Пожалуйста, попробуйте найти нас.
Если ты найдешь одного из нас, что ты будешь делать? Родительский контакт прежде всего. Работая с родителями, вы можете найти подсказки о том, как действует ребенок. Спросите их о колебаниях внимания их ребенка, мечтательности и раздражении из-за изменений в рутине. Постарайтесь помочь ребенку с индивидуальным вниманием. Как только вы убедитесь в наличии СДВ или СДВГ, сообщите об этом администрации школы.
Пожалуйста, попробуйте найти нас.
Примечание редактора: По оценкам экспертов, от 10 до 33 процентов детей с СДВ также имеют трудности с обучением. Часто сосуществуя, эти два расстройства вызывают разные проблемы у детей. СДВ в первую очередь влияет на поведение ребенка, вызывая невнимательность и импульсивность, в то время как нарушения обучаемости в первую очередь влияют на способность ребенка к обучению, в основном на обработку информации.
Битва при Верселле на Раудинской равнине
Линдси Пауэлл
В 102 г. до н. э. по Риму распространилась тревожная весть о том, что люди, которых они называли кимврами и тевтонами, пересекли Альпы. Ни высокие горы, ни лед и снег не остановили этих внушающих страх варваров с севера, несмотря на их предполагаемую наготу. Действительно, говорили, что они использовали свои огромные изогнутые щиты как сани, чтобы скользить по холодным долинам на травянистые равнины Цизальпийской Галлии внизу.
Сообщение было правдой лишь отчасти, но у римлян были веские причины для беспокойства. Более десяти лет генералы, которых они посылали против кимвров, серьезно и постоянно недооценивали своих северных противников. Дважды римские войска были полностью уничтожены. Самое сокрушительное поражение произошло 6 октября 105 г. до н. э. в месте под названием Араузио, где Рим потерпел единственное величайшее военное поражение. Около 300 000 массированных кимвров и тевтонов уничтожили 80 000 римских войск во главе с Квинтом Сервилием Цепионом и Гнеем Маллием Максимом. Поражение Рима в тот день было наравне с сокрушительным поражением при Каннах (216 г. до н. э.) и более разрушительным, чем поражение при Каррах (53 г. до н. э.). Легион за легионом уничтожал германо-кельтский союз. Необходимость заменить такое большое количество людей так быстро поставила римское государство под большой стресс и угрожала его разрушением.
Кай Марий: «новый человек» Рима
Цикл бедствий был наконец разорван амбициозным политиком из Арпинума, небольшого захолустного городка на холме в 70 милях к юго-востоку от Рима. Его звали Кай Марий. Он был так называемым «новым человеком», гражданином без престижа, рожденным в древней римской семье. В политической системе Рима с жесткой конкуренцией, в которой традиции ставились выше инноваций, мужчины продвигались к высшим постам в правительстве, завоевывая сердца и умы избирателей своими действиями в зданиях суда и на полях сражений. Там, в погоне за славой, человек мог продемонстрировать свое мужество и благородство перед лицом большого личного риска. Марий зарекомендовал себя как воин за три десятилетия конфликтов в Испании и Северной Африке, где он наконец победил царя-узурпатора Нумидии Югурту в 105 г. до н.э. Он прошел путь по политической карьерной лестнице от низшей магистратуры до консульства — и не один раз, а четыре раза. Именно консулы, двое из которых избирались каждый год, вели римские легионы солдат-граждан против его врагов.
Хотя римская армия Мариуса значительно превосходила численностью, она нанесла поражение объединенным силам амбронов и тутонов в битве при Секстийских водах, недалеко от современного Экс-ан-Прованса, в 102 г. до н. э.
В качестве консула 55-летний Марий вступил в бой с огромной объединенной армией амбронов и тевтонов, союзников кимвров, за Италийскими Альпами у Аква Секстии (Экс-ан-Прованс) в 102 г. до н.э. На неприметной вершине холма в южной Галлии Марий и его небольшой отряд римской пехоты и лигурийской кавалерии столкнулись с огромными трудностями, чтобы победить гораздо более крупные силы. По оценкам, потери в тот день составили ошеломляющие 200 000 убитых врагов и
захвачено. Среди пленников был царь амбронов Тевтобод. Тела павших остались непогребенными на земле. Тысячи женщин из племени, которые также сражались с римлянами и попали в плен, совершили массовое самоубийство в последнем отчаянном акте протеста, породив легенду о германском героизме. Победа, какой бы мрачной она ни была, имела решающее значение для поднятия боевого духа римлян и дала Риму и его союзникам время для перегруппировки.
Катул из клана Лутатия
Несмотря на победу Мариуса при Секстиевых водах, еще одна миграция кимвров беспрепятственно пересекла центральную область Альп через перевал Решен или Бреннер. Кимвры продолжили свой путь, следуя по течению реки Адидже к вершинам Трезубца на итальянской стороне Альп. Надеясь заблокировать их продвижение, коллега Мариуса, консул Квинт Лутаций Катул, двинулся, чтобы перехватить их. Член престижного клана Лутатия, 48-летний Катул был богатым и культурным человеком, известным своим мастерством в ораторском искусстве, прозе и поэзии, но, как и все аристократы его возраста, он должен был выполнять свой долг и руководить своими делами. земляки на войне.
Прибыв в район к северу от реки По, Катул быстро занял укрепленную позицию на Адидже, через которую построил мост для поддержки передовых ударных войск и предоставления им путей отхода в случае необходимости. Увидев оборонительные сооружения римлян, кимвры в ответ вырвали деревья и спустили их вниз по реке к опорам моста, почти разрушив его. Обеспокоенный безопасностью своих людей, Катул призвал к упорядоченной эвакуации. Тем временем захватчики окружили форт, но, уважая храбрость своих противников, проявили милосердие и отпустили их невредимыми. Затем кимвры в большом количестве поселились на равнинах ниже итальянских Альп в регионе, который римляне называли Цизальпийской Галлией. С потерей этой буферной территории существовала вполне реальная возможность того, что кимвры могут вторгнуться на итальянский полуостров и что сам Рим может быть атакован. Судьба города по-прежнему висела на волоске. Единственный способ убедиться в этом для римлян состоял в том, чтобы вступить с захватчиками в генеральное сражение в любое время и в любом месте по своему выбору.
Кай Марий.
Миграция кимвров
Кимвры впервые вошли в письменную историю в 113 г. до н.э., но их происхождение неясно. Плутарх утверждал, что они были германцами, в то время как другие современники предполагали, что они были галлами или скифами. Недавние исследования ДНК показывают, что кельты из района Марны в Галлии иммигрировали в Северную Ютландию в Дании около 400 г. до н.э. Кимвры, возможно, на самом деле были конфедерацией небольших воинских отрядов, сохранивших своих племенных вождей. Начиная со 120 г. до н.э. от 200 000 до 300 000 кимвров мигрировали на юг и скитались по Западной Европе в поисках новой родины. В конце концов они прибыли в Альпы в районе Каринтии в Австрии, уже оккупированном народом норичи, и отправились дальше на юго-восток, туда, где проживала нация таврисков. Кимвры поселились вокруг Венето.
Тавриски, союзники Рима по договору, отправили предупреждение о прибытии кимвров в северную Италию. В 113 г. до н. э. сенат направил консула Гая Папирия Карбона для расследования потенциальной угрозы. Вместо того, чтобы сначала оценить ситуацию, он немедленно занял оборонительную позицию. Кимвры спешно прислали послов с извинениями за то, что без приглашения вошли в землю тавров. Карбон не поверил ни единому слову их объяснения. Стремясь к политическому капиталу, который принесет солидная победа, Карбо рвался в бой. Он вывел свою армию из лагеря и устроил засаду на кимвров в Норее, в восточной Австрии. Консул вскоре обнаружил, что кимвры более чем ровня ему и его людям. Это были не голые дикари, о которых рассказывали в народе, а хорошо экипированные, закаленные в боях воины в шлемах, напоминавших открытые пасти страшных зверей с головами странной формы, увенчанными высокими гребнями из перьев, отчего они казались выше. Они также носили железные нагрудники и сверкающие белые щиты. Они были организованной боевой силой, а не дезорганизованной толпой. Армия Карбона была полностью уничтожена в засаде.
Как и большинство кельтских обществ того времени, кимвров возглавлял военачальник; нынешнего вождя звали Бойорикс. Ниже военного вождя находился класс дворян, личных вассалов и свободных людей. Под ними находилось большое количество лишенных гражданских прав простых людей, которых можно было призвать в бой, когда бы их ни попросили их лидеры. Союзники кимвров, тевтоны, несмотря на свое название, на самом деле были кельтами, а не германцами. Почему они мигрировали с родины на север, непонятно.
Когда Марий и его римляне захватили кимвров, женщины племени, показанные внизу, бросились в бой. Многие задушили собственных детей, чтобы они не попали в руки римлян.
Честная битва
Перед лицом растущей угрозы Марий был приведен к присяге в качестве консула 1 января 101 г. до н.э. Это была его пятая служба в высшей магистратуре республики. Сенат надеялся, что он возглавит превентивный удар Рима против захватчиков с севера, которые теперь угрожали безопасности страны. Консула обычно назначали во главе двух легионов, что давало ему достаточно войск, чтобы справиться с большинством военных задач, но не так много, чтобы он мог представлять опасность для государства. Однако, зная, с каким большим врагом он столкнулся, Мариус потребовал больше людей. К нему присоединились дополнительные легионы под командованием Катула, его со-консула в прошлом году. Двое мужчин двинулись со своими легионами, собирая по пути других, набранных из их итальянских союзников, и, наконец, прибыли в предгорья Альп, где они разбили временные лагеря и ждали, пока враг покажет себя.
Прелюдия к сражению прошла на удивление цивилизованно, состоялись переговоры между командирами двух противоборствующих сторон. Бойорикс и его телохранитель подъехали к воротам лагеря Мариуса под флагом перемирия и потребовали сообщить, когда и где они будут сражаться, чтобы урегулировать претензии на землю, которая теперь занята. Марий презрительно ответил, что римляне никогда не слушали советов своих врагов относительно сражения. Тем не менее, он сказал, что удовлетворит их просьбу о честном бою, и согласился встретиться с ними через три дня на равнине Верселла, месте, которое, по его словам, удовлетворит его кавалерию, а также предоставит место для кимвров, чтобы развернуть свои огромные силы. .
Точное местоположение долгие годы не давало покоя историкам. Название Vercellae, возможно, связано с полем битвы недалеко от современного Vercelli в Пьемонте на реке Sesia, притоке Po. Однако некоторые современные историки помещают это место примерно в 40 милях к северу от Милана. Римский историк I века нашей эры Веллей Патеркул назвал место битвы Раудинской равниной и поместил ее «по эту сторону Альп», поместив ее на итальянской стороне. Почти столетие спустя Флор назвал это место тем же именем и описал его как «очень широкую равнину».
Место и время боя определились, противоборствующие лидеры разошлись. Интерлюдия дала Мариусу время, необходимое для подготовки стратегии и плана сражения. Он выиграл в Aquae Sextiae благодаря своему уравновешенности и терпению. В отличие от своих предшественников, Мариус не был импульсивным; он тщательно выбирал местность для битвы, чтобы дать своим войскам максимально полное тактическое преимущество. Ключом к успеху Мариуса был его стиль руководства. Он был твердым, но харизматичным лидером, который пользовался непоколебимой преданностью своих войск. В отличие от многих консулов и проконсулов, которые вели людей на войну, Марий был не патрицианским аристократом, а аутсайдером, проложившим свой собственный путь в римском обществе с жестким классовым сознанием. Он был человеком, который сделал себя сам, а не сыном привилегированного происхождения. В то время как многие из его людей прибыли из Рима, многие другие родились и выросли в окрестностях Лациума, откуда был сам Марий, и у него была с ними особая связь. Мариус интенсивно тренировал своих солдат и требовал, чтобы они несли свою еду и посуду, чтобы уменьшить длину обозного поезда, за что они получили прозвище «мулы Мариуса».
Римский реконструктор в кольчуге, вооруженный мечом-гладиусом и дротиками-пилумами.
«Победа за мной!»
Рано утром 30 июля 101 г. до н. э. римские полководцы отдали приказ о сборе войск. Медный звук изогнутых римских труб наполнил воздух, и легионеры бросились строить свои отряды под соответствующими центурионами и знаменами. Они вышли из своего лагеря и заняли назначенные места на равнине. Перед битвой Мариус провел своих людей в традиционном обряде очищения, чтобы очистить их в глазах богов. Когда каждое жертвенное животное закалывали глубоким надрезом на горле, священник произносил слова: «Отец Марс, я искупаю тебя». Осматривали печень животных, толковали приметы и предлагали богам свежее мясо. Мариус лично осмотрел внутренности. Смыв теплую кровь со своих рук, он поднял их к небу и крикнул во всеуслышание всем своим людям: «Победа за мной!»
Мариус удачно выбрал время суток. Яркое солнце освещало лица кимвров. Схваченные после боя пленные рассказывали о том, как «небеса казались огненными от блеска римских шлемов и отражения от них солнечных лучей». Римляне построились на восточной стороне равнины с людьми Катула в центре. Мариус разделил свои силы на две части, разместив по одному на каждом фланге. 37-летний Луций Корнелий Сулла, служивший ранее при Марии военным трибуном, теперь командовал легионом под командованием Катула. Мариус стремился принять на себя всю тяжесть вражеской атаки, чтобы прославить себя и свои войска. С величественными Альпами, вырисовывающимися над дымкой на горизонте, Мариус осмотрел открытую равнину поля битвы. Насколько его глаза могли видеть, силы варварской армии севера спешно собирались.
Северный альянс столкнулся с объединенными римскими силами численностью около 55 000 человек. Марий выставил 32 000 солдат, а Катул — 22 300 человек. Римляне превосходили численностью более чем в три раза, и северные племена уже победили их в прямом бою больше раз, чем они победили захватчиков. Вместе кимвры и тевтоны выставили армию численностью от 180 000 до 200 000 человек (включая женщин и детей), из которых 15 000 были кавалеристами.
Битва при Верселле начинается
Несмотря на предварительную договоренность о времени и месте, тем утром кельты не были готовы. Они не были готовы к битве и впали в беспорядки, когда увидели выстраивающиеся вдалеке римские ряды. Они оставили свои семьи с фургонами и багажом и построились впереди. Их кавалерия взяла на себя инициативу и открыла бой атакой прямо в центре римлян. Когда кимвры приблизились, их всадники направили лошадей вправо. Это была уловка, призванная отвлечь римские ударные войска. Люди Катула клюнули на удочку. Кто-то в римских рядах закричал, что враг бежит; другие подхватили крик. Нормальная дисциплина легионеров была нарушена, и, несмотря на попытки офицеров остановить их, солдаты бросились в погоню.
Оригинальные клинки гладиуса с репродукцией рукояти.
Позади кавалерии тяжеловооруженная пехота кимвров начала медленный и уверенный марш вперед плотным квадратным строем около 18 750 футов в поперечнике. Оказавшись в пределах досягаемости римских позиций, они пустили в ход свои острые как бритва дротики. У каждого человека было по два дротика, и последовавший за этим дождь ракет был потенциально разрушительным. Когда они истощили свои боеприпасы, кимвры обнажили свои длинные мечи, которые они использовали как рубящее оружие. Это была удивительно похожая боевая доктрина на римскую.
Мариус подготовлен. Понимание способа ведения боя его противником дало ему преимущество, необходимое для победы над врагами в Аква Секстии. Поскольку кимвры были экипированы так же, как его собственные войска, и превосходили их по численности, Мариус знал, что ему нужно победить их с помощью превосходной стратегии и дисциплинированного исполнения на земле. Его план состоял в том, чтобы применить ту же тактику, которую Ганнибал Барка применил с таким разрушительным эффектом в Каннах, развернув свою фланговую пехоту и кавалерию с инструкциями окружить своих врагов.
Кровавая бойня
Возникло неожиданное отвлечение. Когда люди Мариуса устремились вперед, чтобы сразиться с кимврами, поднялось огромное облако пыли, вызванное ветром и движением войск, окутавшее две противоборствующие силы. Не видя сквозь облако, но продолжая атаку, люди Мариуса не могли видеть, что на самом деле они бежали вместе с кимврами в противоположном направлении. Передняя линия кельтского квадрата обрушилась на легионы под командованием Катула. Пыльная буря, однако, пошла на пользу римлянам, затмив большое количество кимвров. Не имея возможности точно увидеть, с каким количеством войск они столкнулись, римляне с энтузиазмом мчались вперед. Излюбленным снарядом римских солдат было короткое копье, называемое 9.0097 пилум, запускали залпами, прежде чем ринуться вперед с поднятым щитом и неся короткий, похожий на штык колющий меч, гладиус .
Оригинальное римское острие, видимо, погнутое в бою.
В конце концов ветер стих, а туман рассеялся. Солнце теперь светило северным воинам прямо в глаза и сверкало на полированных шлемах их противников, ослепляя их. Римская контратака усилилась, и северные войска начали колебаться, их движения были затруднены их собственными мерами по обеспечению дисциплины в своих рядах. Сообщается, что кимвры были соединены между собой длинными цепями, закрепленными вокруг их талии. Когда их люди были убиты ливнем Романа пила и удары их коротких мечей, оставшиеся в живых не смогли вырваться на свободу. Это быстро превратилось в кровавую бойню.
Конница кимвров была отброшена в ряды собственной пехоты. В суматохе лошади растоптали многих пехотинцев. Пехота кимвров, однако, по-прежнему мужественно наступала. Сам Бойорикс яростно сражался, прежде чем был смертельно ранен. Римляне теперь имели импульс и оттолкнули своих противников. Почувствовав поражение, кимвры повернулись и отступили, но их отход был заблокирован стоявшими позади рядами фургонов, на которых стояли их семьи. Они наблюдали за развернувшейся перед ними битвой и были вооружены топорами и пиками, готовыми защитить обоз, если возникнет необходимость. Женщины кричали своим мужчинам, чтобы они продолжали бой. Тех, кто отказывался, убивали безжалостные женщины, независимо от того, были ли они их мужьями, братьями или отцами. Вместо того, чтобы позволить своим детям попасть в руки врага, матери душили их или бросали под колеса повозок или под копыта вьючных животных.
Победители на Раудинской равнине
Битва на Раудинской равнине закончилась; победу одержали римляне. Цифры, зарегистрированные для убитых или взятых в плен, сильно различаются: некоторые римские историки оценивают потери кимвров до 160 000 убитых и 60 000 взятых в плен. Было признано убитыми менее 300 римлян. После битвы победившим римским войскам было разрешено захватить поле битвы и обоз, чтобы забрать добычу и добычу врага. Особо ценились боевые штандарты. Было восстановлено 33 военных штандарта кимвров, два Марием и 31 Катулом. Основываясь на огромном количестве захваченных флагов, Катул заявил о своей победе. Люди Мариуса оспорили это требование, и между соперничающими римскими войсками вспыхнули драки. Для третейского разбирательства между двумя враждующими сторонами были вызваны послы из вольного города Пармы. Они вышли на поле битвы и изучали разбросанные тела павших кельтов. Люди Катула вырезали имя своего полководца на древках своих пила, , и они смогли указать на оружие, которое все еще пронзало трупы.
Дисциплинированные римляне под предводительством Гая Мариуса и Квинта Лутация Катула побеждают кельтских захватчиков в битве при Верчелле на этой картине XVIII века Джованни Баттиста Тьеполо.
Победа в битве, конечно же, была командной работой, но, тем не менее, заслуга в этом принадлежала одному человеку. Принимая во внимание его предыдущие победы и его политический статус, Марий был объявлен победителем при Верселлах. Римский народ провозгласил его «третьим основателем Рима» за спасение их города и включил молитвы ему в публичные и частные религиозные обряды. Они настаивали на том, чтобы ему одному было предоставлено право праздновать не один, а два триумфа. До достижения компромисса были громкие протесты. Было предложено, чтобы Марий разделил свой триумф с Катулом. Мариус великодушно согласился.
Битва на равнине под Альпами стала поворотным моментом в прославленной карьере Мариуса. Признавая вклад итальянских союзников, но без предварительного получения согласия сената, Марий предоставил им полные права римского гражданства. До Верчеллы итальянские союзники Рима считались вторым сортом по сравнению с его собственными гражданами. Мариус утверждал, что на поле боя он не мог отличить римлян от союзников. Теперь они будут служить в римских легионах без дискриминации, и с ними будут обращаться как с равными. Возможно, это было правильно, но Мариус поступил неправильно. Не посоветовавшись сначала с Сенатом, он пренебрег древним институтом и действовал в одностороннем порядке в манере диктатора или короля. Это был первый случай, когда избранное высокопоставленное должностное лицо открыто бросило вызов политическим лидерам, и это создало ужасный прецедент. Нерушимой святости отношений между сенатом и народом, консулами и армией был поставлен бесповоротный вызов.
В 91 г. до н.э. римляне поссорились со своими итальянскими союзниками по вопросу о правах гражданства и равном обращении перед судами в Риме, и разногласия привели к кровопролитию. Мариус получил командование римскими войсками в результате Войны союзников или Социальной войны, но, опасаясь, что он станет слишком могущественным, сенаторы убедили его отказаться от командования. Сулла взял на себя руководство войной и довел ее до конца в 88 г. до н. э.
Политические потрясения Мариуса и Катула
Тем временем возникла новая угроза, когда Митридат VI Понтийский начал предъявлять претензии на владения Рима в Азии и Греции, вплоть до отправки послов к кимврам с просьбой о военной помощи. Реакция Рима на угрозу разделилась по классовому признаку. Народное собрание проголосовало за Мариуса, чтобы он возглавил войну против Митридата, но Сенат поддержал Суллу. Со своей стороны, Сулла отказался признать законность всенародного голосования. Началась гражданская война. Катул объединил силы с Суллой, чья армия двинулась на Рим — впервые в истории республики римский полководец двинулся на город.
Придя к власти, Сулла объявил Мариуса врагом государства и отправил его в изгнание. Затем Сулла покинул Рим, чтобы вести войну на Востоке. С помощью Луция Корнелия Цинны Марий планировал свое возвращение из Африки и в 87 г. до н. э. вернулся в Рим во главе своей армии. Он немедленно заочно изгнал Суллу и отменил его регрессивные законы.