Спортивная красота: Красота спорта: новые форматы и тенденции в индустрии

Содержание

Красота спорта: новые форматы и тенденции в индустрии

Точка зрения


Как известно, движение – жизнь, а в современных реалиях спорт и физическая активность стали синонимами заботы о себе. Рынок преподносит все новые форматы в этом направлении, красота и здоровье сливаются воедино, формируя новые концепции, и аудиторию все сложнее удивить. О том, какие интересные кейсы есть на рынке и почему их будет становиться все больше, рассказала директор проектов ADG group Марина Чернякова.

15.07.2022


2165



Изображение взято из источника:
ADG group

Как и почему спорт становится новым beauty

 

Пандемия COVID-19 стала катализатором самых разных процессов, и по данным McKinsey она послужила причиной, в том числе, и роста популярности спорта на открытом воздухе и домашних тренировок. Среди наиболее популярных видов физической активности: бег, йога и пилатес. Также по данным исследования в тот же период произошел резкий сдвиг в сторону цифрового фитнеса – люди были вынуждены находиться дома, но также не хотели отказываться от физической активности. Однако специалисты говорят о том, что цифровой фитнес не заменит более традиционные форматы, а скорее дополнит их, формируя гибридную модель спорта.

 

Очевидно, что вместе с ростом популярности спорта растет и запрос на более доступные для всех форматы.  К сожалению, по данным исследования уже сейчас существует разрыв в уровне физической активности, который напрямую связан с экономическим разрывом: менее обеспеченные семьи, как правило, занимаются спортом меньше. В связи с этим появляются новые тенденции: на примере данных по Великобритании очевидна динамика последних 5 лет, когда рост проникновения доли населения, вовлеченного в фитнес, происходил исключительно за счет увеличения численности клиентов фитнеса low cost формата. Аналогичная ситуация наблюдается в других странах Европы.

 

Если говорить про локальный рынок, то согласно исследованию, в Москве уровень проникновения на текущий день составляет порядка 8%, а в России – всего около 2%, поэтому здесь у индустрии есть огромный потенциал для развития. Тем более, что прямо сейчас на рынке преобладают традиционные фитнес-клубы с высокими операционными издержками: площадь 3 000–5 000 м2, система годовых абонементов, бассейн. И большая их часть, с учетом той динамики, о которой я рассказала выше, нуждается в пересмотре концепции в сторону доступности.

 

К успешным кейсам на рынке я бы отнесла:

 

  • DDX Fitness – высококлассное оборудование на компактной площади, local-centric модель и разные опции с помесячной оплатой
  • Fitmost – флагман формата подписки, которая дает людям возможность попробовать разные направления по доступной цене и даже посетить премиальные студии в центре при желании.

 
Urban Health как основной драйвер развития инфраструктуры

 

Тренд на «здоровый город» становится все более востребованным у жителей мегаполиса, в связи с чем активно создаются соответствующие условия и инфраструктура. Это очень важно, ведь помимо того, что физическая активность помогает предотвратить ряд заболеваний, она также способствует улучшению общего психологического состояния. Традиционно считается, что в мегаполисах найти время для занятия спортом – непростая задача, именно поэтому доступные форматы «на районе» и локальные площадки, созданные городом, так важны для достижения сбалансированного образа жизни. В Москве таких кейсов очень много. Сейчас практически в каждом парке оборудованы workout зоны, спорт является частью программы «Московское долголетие», отдельно запустилась программа «Мой спортивный район». Кстати, мы стремимся поддерживать подобные инициативы, поэтому в этом сезоне в рамках последней названной мной программы есть направление «На высоте» – тренировки по зумбе, йоге, стретчингу и боевым искусствам проводятся на крышах районных центров «Место встречи».

 

Важно, что растет популярность не только специализированных тренировок – люди в целом становятся более активными и следят за своим здоровьем. В этом помогает и развитая инфраструктура, которая выстраивается в Москве как раз с учетом тренда Urban Health. Удаленные от центра районы благоустраиваются таким образом, чтобы люди могли совершать пешие прогулки, имели доступ ко всех необходимым услугам и сервисам, а также могли больше времени проводить на свежем воздухе. Такой формат жизни также приводит к тому, что людям намного проще найти единомышленников по интересам, интегрироваться в комьюнити и становиться друзьями со своими соседями. Так происходит, например, в беговых клубах, а из опыта нашего проекта – на уже упомянутых мной бесплатных тренировках на крышах.

 
Что делают в коммерческой недвижимости и какой прогноз

 

Мы видим, что сейчас набирают популярность смежные форматы на стыке красоты и здоровья: например, интеграция массажных студий в фитнес-клубы, как это уже сделано в Kometa Black. Спорт становится элементом заботы о себе, а не постоянной борьбой, поэтому такое соседство выглядит боле чем органично. Еще один тренд – компактные фитнес-студии прямо в жилых домах. Подобный пример сейчас реализует X-fit, и это является логичным продолжением тренда на «город в городе», применимый к новым ЖК, а также очередным доказательством актуальности концепции «15-минутного города».

 

Очень важным трендом сейчас является и то, что well-being смешивается с форматом развлечений. Это опять же связано с тем, что люди перестали смотреть на спорт как на мучение или испытание, научились слушать свое тело и наслаждаться движением. Конечно, что находит отражение в новых форматах. Так, например, DDX Fitness на наших крышах провели настоящий фестиваль спорта, который привлек огромное количество соседей самых разных возрастов. Тренировки на крыше тоже в какой-то степени отражают это тренд – здесь проходят и тренировки, и дискотеки, и мастер-классы. В первый выходные после старта проекта в июне позаниматься спортом на крыше пришли порядка 350 человек (в трех разных районных центрах «Место встречи»).

 

И коротко про прогнозы:

 

  • Конечно, мы ожидаем бурный рост рынка доступного фитнеса в ближайшие годы. В планах DDX Fitness расширить свою сеть до 100–150 клубов. Кроме того, я думаю, люди продолжат выбирать спортивные клубы рядом с домом, так как согласно ислледованиям важный показатель для увеличения вовлеченности населения в спорт– 12/15 минут пешком.
  • Районы Москвы, где сейчас нет фитнеса, будут постепенно покрываться, а мотивация заниматься спортом в зрелом возрасте может увеличиться, потому что silver age – это тренд, который уже давно выходит за рамки стандартного ретейла.
  • Забота о себе, скорее всего, так и останется очень важной тенденцией, и в ближайшем будущем мы, вероятно, увидим развитие формата beauty-парков – такой планируется в районном центре «Место встречи София», где будут представлены салоны красоты, небольшие beauty-бары и магазины товаров для красоты и здоровья.

 Автор: Директор проектов ADG group Марина Чернякова.

 






иГРОКИ РЫНКА

Гарант-Инвест

Чернякова Марина

Девелопмент

ADG group

Поделиться

Материалы по теме



Источник:
CRE

Рейтинг


Nikoliers посчитали обеспеченность городов торговыми площадями

По итогам I полугодия 2022 г. Екатеринбург, Краснодар и Самара являются наиболее обеспеченными торговыми площадями городами-миллионниками. Большинство изменений в данных по обеспеченности произошло из-за переоценки численности населения, а не из-за прироста торговых площадей.

14.07


Источник:
CRE

Исследования рынка


Рынок торговой недвижимости Северной столицы: Итоги I полугодия от Knight Frank St.

Petersburg

Большая часть свободных площадей в торговых центрах Петербурга приходится на аутлеты – 12,3%, подсчитали в Knight Frank St. Petersburg.

12.07


Источник:
CRE

Исследования рынка


CORE.XP: Уходящие бренды и как они влияют на будущее торговых центров

Компания выпустила краткий ликбез по теме ухода (приостановки деятельности) международных брендов. Согласно данным CORE.XP, по прошествии трех месяцев подавляющее большинство (76,5%) иностранных брендов, арендующих площади в ТЦ и объявивших о приостановке деятельности, сохраняют данный статус в различных вариациях – приостановка поставок, приостановка продаж, прекращение деятельности с продолжением работы франчайзи и другие.   Среди бендов, принявших решение об окончательном уходе с российского рынка, доминируют бренды США (Starbucks, Nike, Levi Strauss & Co). Решение о приостановке деятельности  по-прежнему  распространяется, главным образом, на бренды из Испании (группа Inditex), Франции (Decathlon, Sephora) и Великобритании (Mothercare, Jo Malone, MAC). Доля иностранных арендаторов, объявивших о приостановке деятельности (формируют «скрытую» вакансию), в торговых центрах Москвы составляет, в среднем, от 10% до 30%.

06.07

журнал CRE 4 (424)

Апрель


Вышел из печати апрельский CRE №4 (424)
Номер подготовлен при поддержке:
MD Facility Management
MMG
Raven Russia
Metrika Investments
S.A. Ricci
ГАЛС
Группа компаний Спектрум
МR Group
KR Properties
CORE.XP
NF Group
Comcity
Central Properties
PLT
Sawatzky Property Management
Столица Менеджмент
УК Zeppelin
RRG
В НОМЕРЕ:
Тема номера
НЕ ВСЕГДА ГОТОВЫ
В гибких офисах и коворкингах по-прежнему «все сложно»
 
Актуально
РУК НЕ ХВАТАЕТ
Кадровый голод стал катастрофическим
 . ..

  • подписаться
  • читать

Популярное

Источник:
cre.ru

Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (17-23 апреля)

Все победители юбилейной 20-той премии CRE Moscow Awards, индийские открытия Apple, активная экспансия Gloria Jeans, крупные сделки на офисном рынке Москвы, уход KFC, а также новые статьи из журнала CRE Retail – в нашей традиционной подборке.

23.04

Источник:
CRE

Переговоры

Morgan Stanley продает долю в ТРЦ «Галерея»

Это последний актив американского фонда в сфере недвижимости в России. Претендентом на покупку называют компанию «ТПС Недвижимость».

27.04

Источник:
rg. ru

Сделка

Компания Siemens продала «Легион II»

Инвестгруппа «Инсайт» выкупила у Siemens московский бизнес-центр «Легион II».

 

21.04

Источник:
CORE.XP

Назначения

CORE.XP усиливает офисное направление

На должность директора по продажам офисной недвижимости департамента офисной недвижимости компании назначена Наталья Генералова. Ранее Наталья работала в аналогичной должности в IBC Real Estate.

26.04

Источник:
cre.ru

Сделка

В «Софийском» — пять новых резидентов

Промышленный парк «Софийский» в Санкт-Петербурге принял новых арендаторов.

 

21.04

Источник:
cre.ru

Проект

Солнцеву добавят инфраструктуры

Общественный комплекс предлагается построить инвестору на улице Авиаторов.

 

21.04

Источник:
CRE

Экспертный анализ

Куба далека

По данным Bloomberg, США всё настойчивее предлагают странам G7 в рамках очередного пакета санкций ввести «тотальное эмбарго» на поставки любых товаров в Россию, включая значительную часть лекарств и медицинского оборудования. Эксперты CRE – о том, почему кубинский сценарий для рынка торговой недвижимости, ритейла и логистики пока возможен вряд ли.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail

25. 04

больше НОВОСТЕЙ ->

подпишись НА эксклюзивные новости cre



Красота спорта

В последнее время в области спорта все более заметно внимание к «эстетике движения». Это не означает, что спортивное состязание как таковое начинает цениться ниже. Нет, предполагается, что в спорте все большее значение будет придаваться ценностям, связанным с понятием прекрасного. Стремление к превосходству в спорте и красота спорта неразрывны, независимо от того, кто побеждает.
Примерно десять лет назад ученые, преподаватели физического воспитания и тренеры начали изучать эстетику спорта, хотя роль эстетических компонентов движения подчеркивалась и ранее. Пьер де Кубертен, основатель современного олимпийского движения, написал «Оду спорту», первая строка которой гласит:
«О, спорт, ты — Красота!» Такой взгляд ставит спорт на один уровень с величайшими ценностями человека, ибо независимо от принадлежности к той или иной культуре все мы преклоняемся перед красотой.
Изучение красоты спорта должно основываться на данных целого ряда научных дисциплин: антропологии, психологии, истории, социологии и прочих. Поскольку спорт—явление общественное, именно общественные науки могут быть наиболее подходящим источником для междисциплинарного исследования. Здесь мы подошли к основной трудности, с которой была связана подготовка этой книги. Вряд ли найдется человек, достаточно образованный во всех областях знания, связанных с исследованием красоты спорта. Самое большее, на что можно претендовать,— это определение основных направлений исследования, с ударением скорее на постановке вопросов, чем на ответах на них.
Если принять как основополагающее утверждение, что спорт — форма искусства, а спортсмен — художник, спорт следует рассмотреть в эстетическом контексте. В таком
случае возникает вопрос, что может объяснить красоту спорта: 1) собственное кинетическое ощущение спортсмена, ощущение им в самом себе (ego) координации движений, мастерства, успеха или же 2) визуальное наблюдение того же другой личностью (alter)? Собственное ощущение «движения как прекрасного» можно на¬звать субъективной эстетикой, а восприятие со стороны красоты спорта—объективной эстетикой. Разница между ними значительна, так как мало вероятно, чтобы человек мог одновременно испытывать то и другое.
Субъективная эстетика спорта тесно связана с тем, что скульптор Роберт Тэйт Маккензи назвал «наслаждение усилием». Наслаждение усилием может прийти в момент наивысшего напряжения, когда в стрессовой спортивной ситуации личность сознательно действует на пределе своих сил для достижения максимального результата. Это ощущение возникает спонтанно. Оно может проявиться в изнеможении после окончания соревнования, чем бы то ни завершилось для спортсмена — победой или поражением. Наслаждение усилием доступно всем — чемпионам и не чемпионам, профессионалам и любителям, если только они стремятся в спорте к совершенству.
Итак, может ли красота спорта быть предметом научного изучения? Ответ на этот вопрос в конечном счете зависит от того, существуют ли у красоты спорта свои законы. Если признавать взаимосвязь спорта с искусством, то возникает необходимость более детального исследования данной связи. Один из основных аспектов исследования связан с тем, как спорт изображается в различных видах искусства, будь то живопись, скульптура, художественная керамика или любой другой. В связи с этим ставятся традиционные вопросы стиля, формы, линии, цвета, фактуры и им подобные, а также правдивости изображения спорта в произведениях искусства. Многие разделы заключительных глав показывают, что обсуждение темы все еще ведется (вокруг постановки вопросов и трудно дать даже точное определение круга проблем.
Критерии эстетики, применимые к одному из видов спорта, могут иметь весьма отдаленное отношение к другому. С иной стороны, например, скорость и точность на первый взгляд не имеют отношения к эстетическим критериям. Но любители самолетного или автомобильного спорта придерживаются иного мнения. В этой связи стоит прислушаться к словам Эрнста Иокля (в «Хрестоматии по эстетике спорта» Уайтинга и Мастерсона, 1974):
При изучении спорта мы сталкиваемся с соотношением научного, аналитического, и художественно- символического подходов. Оба метода продуктивны. Научно-аналитический метод дает фактический материал, осмысление которого помогает получить данные более высокого порядка, чем изначально использованные. Художественно-символический подход проливает свет на значение ценностей и ощущения, которые не поддаются измерениям.
Приступая к рассмотрению красоты спорта, мы чувствуем некоторую растерянность. Что может дать исследование? Каким образом воспринимается прекрасное в спорте? Все понимают, что имеется в виду, когда мы, наблюдая спортивное состязание, восклицаем: «Как красиво!» Это восклицание понятно и самим спортсменам. Но как передать свой эстетический опыт другим?..
И все-таки правы те преподаватели физического воспитания, которые считают, что курс эстетики спорта необходим. Его программа должна строиться на анализе спортивных фильмов, обсуждении произведений живописи, скульптуры, посвященных спорту, работ спортивных фотожурналистов. Во время занятий должны изучаться научные труды по различным дисциплинам, связанным со спортом. Студентов следует поощрять к созданию художественных работ на спортивном материале. Не следует забывать о том, что и студент может многому научить преподавателя. В конечном счете каждый сможет увидеть спорт в новом свете, полнее понять и оценить его красоту.

Спортивная красота | Philosophy Talk

Форма поиска

Поиск

Спортивная красота

  • ‹ Предыдущая
  • Следующая ›

Воскресенье, 6 апреля 2008 г.

9 0016

Первый эфир:

Вторник, 15 августа 2006 г.

Что такое It

Фигурное катание — это спортивно и красиво. Как насчет костоломной снасти? Или резкое скольжение на секунду? Или слэм-данк? Или полноватый шестидесятилетний парень в боулинге? Джон и Кен обсуждают природу спортивной красоты с Гансом Гумбрехтом, автором Восхваление спортивной красоты.

Заметки о прослушивании

Существует ли такая вещь, как спортивная красота? Отличается ли она от художественной красоты? Кто-то более красив или более актуален для нашей жизни? Что представляет собой атлетизм? Джон и Кен начинают шоу с обсуждения этих вопросов: Кен играет в защиту искусства, а Джон выражает свою любовь к спорту и легкой атлетике. Джон и Кен вспоминают некоторые из своих самых запоминающихся эстетических моментов и понимают, что многие из них связаны со спортом. И Кен, и Джон немного затрудняются решить, является ли спорт формой искусства, но они согласны с тем, что спорт способен привлекать людей значимым образом.

Кен представляет Ганса Гумбрехта, автора многих работ, в том числе «Восхваление спортивной красоты» и профессора литературы Стэнфордского университета Альберта Герара. Джон спрашивает Ганса: Разве люди не заботятся о победе своей команды больше, чем о том, чтобы выглядеть красиво? Разве не чемпионаты и голы не привлекают людей к спорту? Гумбрехт полностью с ним согласен, но считает, что даже у самых стойких фанатов существует определенная доля признательности за красоту игры. Гумбрехт утверждает, что из важных причин, по которым люди любят спорт, меньше всего упоминается о красоте, и именно поэтому ее интересно обсуждать.

Джон спрашивает об использовании слова «эстетический», и Гумбрехт объясняет, что его позиция по сути является распространением кантовской эстетики на мир спорта. Особенно важна идея Канта о том, что если вы оцениваете что-то как прекрасное, вам трудно понять, почему или как другие не могли этого сделать — и это кажется исключительно верным с точки зрения спорта. Кен и Ганс продолжают обсуждать идеи Канта о прекрасном и возвышенном, а также о том, как это соотносится с разницей между спортивной красотой и традиционной художественной красотой. Кен продолжает обсуждать целеустремленность и спорт, а также то, что цели в спорте несколько абстрактны и надуманы, но в том же смысле очень реальны и просты — забить гол и выиграть игру, а не ударить по мячу на определенном расстоянии. Гумбрехт и Джон обсуждают различные цели в спорте и то, как ценятся не только функциональные достижения спортсменов, но и некоторые эстетические качества, содержащиеся в этих действиях (хоумран против величественного хоумрана).

Джон, Кен и Ханс Гамбрехт продолжают обсуждать со звонящими любимые виды спорта, спортивные моменты и то, как спорт и спортивные мероприятия отражают человеческую культуру и человеческие качества. Звонящие также побуждают к обсуждению того, как спорт может расширить наши представления о красоте и каждый день открывать больше красоты внутри себя.

  • Бродячий философский отчет  (Перейти к 4:16): Полли Страйкер берет интервью у тренеров и спортсменов по борьбе сумо и гимнастике, чтобы узнать их точку зрения на красоту и атлетизм.
  • 60-Second Philosopher (Seek 50:02): Ян Шаолес рассказывает о традициях древнегреческой борьбы, спортивной карьере Платона и более поздних римских спортивных мероприятиях.

Стенограмма

Get Philosophy Talk

Радио

Воскресенье в 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91.7 FM, Сан-Франциско, а также ретрансляция на многих других станциях по всей стране

Подкаст 900 03

Загрузка полных выпусков через Apple Music и сокращенных выпусков ( Philosophy Talk Starters) через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher

 

Прослушивание без ограничений

ПОДПИСАТЬСЯ

Купить выпуск

Гость

90 004 Ганс Ульрих Гумбрехт, Альберт Герар Профессор сравнительного литературоведения Стэнфордского университета

Похожие шоу

Этика in Sport

08 февраля 2005 г.

Когда-то студенты-спортсмены были в первую очередь студентами, а уже потом спортсменами; Олимпиада была посвящена дилетантизму и стремлению к превосходству…

Философия баскетбольных мячей

28 марта 2006 г.

Баскетбол, американское изобретение, но всемирное явление, иногда называют самым спортивным и эстетичным видом спорта. Чем интересен спорт?

Что такое искусство?

25 апреля 2006 г.

Что-нибудь, что кто-то хочет назвать искусством? Или есть какие-то объективные критерии, которым соответствует не каждый экземпляр размазанной краски по холсту и не всякая тайна убийства?

Состояние общественной философии

07 августа 2011 г.

В 18-м и 19-м веках философы и интеллектуалы были погружены в политику и массовую культуру.

Бонусный контент

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

У вас должен быть включен JavaScript, чтобы использовать эту форму.

Имя пользователя или адрес электронной почты *

Пароль *

  • Создать новую учетную запись
  • Запросить новый пароль

Предстоящие шоу

30 апреля 2023 г.

Сила предсказания

Вы стоите на вершине горы и наблюдаете за обширным ландшафтом внизу. Информация, которую воспринимают ваши органы чувств, поступает в ваш мозг, который…

07 мая 2023

Кьеркегор

Философия обычно предполагает стремление к рациональности и объективности. Но датский философ Серен Кьеркегор выступал за субъективность и…

14 мая 2023

Истинные противоречия

Get Philosophy Talk

Радио

Воскресенье в 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91.7 FM, Сан-Франциско и ретрансляция на многих других станциях по всей стране

Подкаст

Загрузка полных выпусков через Apple Music и сокращенных выпусков (Philosophy Talk Starters) через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher

 

Неограниченное прослушивание 900 03

ПОДПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС

 

Купить эпизод

 

Прослушать превью

 

Гость

9007 3

Ганс Ульрих Гумбрехт, Альберт Герар Профессор сравнительного литературоведения Стэнфордского университета 005

Когда-то студенты-спортсмены были сначала студентами, потом спортсменами; Олимпийские игры были посвящены дилетантству и стремлению к совершенству…

Философия баскетбольных мячей

28 марта 2006 г.

Баскетбол, американское изобретение, но всемирное явление, иногда называют самым спортивным и эстетичным видом спорта. Чем интересен спорт?

Что такое искусство?

25 апреля 2006 г.

Что-нибудь, что кто-то хочет назвать искусством? Или есть какие-то объективные критерии, которым соответствует не каждый экземпляр размазанной краски по холсту и не всякая тайна убийства?

Состояние публичной философии

07 августа 2011 г.

В 18 и 19 веках философы и интеллектуалы были погружены в политику и массовую культуру.

 

 

Бонусный контент

 

Предстоящие шоу

30 апреля 2023

Сила предсказания

Вы стоите на вершине горы и наблюдаете за обширным ландшафтом внизу. Информация, которую воспринимают ваши органы чувств, поступает в ваш мозг, который…

07 мая 2023

Кьеркегор

Философия обычно предполагает стремление к рациональности и объективности. Но датский философ Сёрен Кьеркегор выступал за субъективность и…

14 мая 2023

Истинные противоречия

Атлетическая красота, божественная красота — Блог издательства Гарвардского университета

Атлетическая красота, божественная красота

В честь Олимпийских игр мы предлагаем следующий отрывок из книги Ганса Ульриха Гумбрехта « В честь спортивной красоты» , совершенно очаровательного размышление о нашей любви к спортсменам и их стремлении к совершенству.

——

Если вы едете на машине из Афин до Коринфского перешейка, а затем едете по извилистым горным дорогам полуострова Пелопоннес в далекую деревню Олимпия, примерно в тридцати милях от Ионического моря. , вы скоро почувствуете, какой обязанностью было идти пешком или путешествовать верхом на древние Олимпийские игры. Тем не менее сотни спортсменов и десятки тысяч зрителей, защищенные олимпийским перемирием, совершали путешествие каждые четыре года на протяжении тысячелетия и более — с 776 г. до н.э. по 39 г. до н.э.4 г. н.э. (условно принятые даты античных Олимпийских игр). Пытаясь представить себе это телесное усилие, эквивалента которому в современном мире просто нет, вы можете начать задаваться вопросом, в чем же заключалась особая привлекательность тех пяти дней, проведенных в самом знаменитом святилище Зевса.

Один ответ, современный, но, тем не менее, верный, приходит, когда вы прибываете в эту тенистую зеленую долину, где реки Кладеос и Алфейос сливаются под пышной листвой, место, столь отличное от засушливого каменистого ландшафта, по которому вы путешествовали, с растущими нетерпение в течение нескольких часов. У древних гостей, шедших днями и даже неделями, этот контраст по прибытии должен был вызывать сильное чувство чувственного удовольствия и облегчения. В отличие от современных туристов, которые могут позволить себе роскошь возвращаться на ночь в свои гостиничные номера с кондиционерами, толпы в древней Олимпии (все мужчины, кроме жрицы Деметры и ее девиц) терпели тесные помещения, нехватку воды и изнуряющая жара. И все же в их жизни не было ничего более славного или желанного, чем быть именно там, в этом месте, чтобы наблюдать за соревнованиями спортсменов.

Олимпия была лишь одним из традиционных мест, наряду с Дельфами, Истмией и Немеей, где свободные люди из различных греческих государств и колоний собирались для всегреческих игр, но это было самое старое и самое харизматичное место. Слава Олимпии была настолько выдающейся, что четырехлетний ритм ее игр стал наиболее широко принятой мерой для определения времени в Древней Греции. Каждая олимпиада (четырехлетний период) называлась в честь победителя в первом спортивном состязании пятидневных соревнований. В отличие от зрителей (а также артистов, музыкантов и ораторов, приезжавших продемонстрировать свои таланты на полях спортивных состязаний), спортсмены проводили как минимум месяц перед играми в Элиде, в тридцати пяти милях от Олимпии, где тренировались, чтобы достичь пика физической подготовки.

Пять дней Олимпийского фестиваля были организованы как сложная последовательность спортивных мероприятий и религиозных ритуалов (хотя мы упускаем особую привлекательность Олимпии, если слишком настаиваем на различии между ними). Первый день был посвящен герольдам, музыкантам и спортивным состязаниям подростков. Во второй день были проведены скачки на лошадях, гонки на колесницах (в том числе на колесницах, запряженных мулами), а на U-образном стадионе длиной 200 ярдов состоялось основное соревнование — пятиборье, состоящее из пешего состязания, прыжков в длину, метания диска, метания копья. , и борьба. Все гонки на стадион, не входящие в пятиборье, проходили в третий день. Четвертый день был посвящен борьбе, боксу и панкратиону (очень агрессивному, почти садистскому виду борьбы или кикбоксинга), в основном происходящему на палестре, прямоугольном корте, окруженном аркадами. Наконец, вернувшись на стадион, зрители могли насладиться забегом гоплитов, гонкой на средние дистанции для мужчин в полной броне.

Спортсмены на всегреческих играх выступали обнаженными, а поскольку нагота стала условием лишь спустя несколько столетий после начала этой спортивной традиции, мы знаем, что выступления обнаженными были культурным правилом, а не симптомом архаичного состояния общества. Перед соревнованиями спортсмены намазывали маслом всю кожу, и некоторые историки объясняли эту практику соревновательной стратегией, особенно в соревнованиях по борьбе, или повышением производительности. Однако я не уверен, что стратегическое преимущество было самой важной причиной. Масло заставляло обнаженные тела спортсменов блестеть отраженным солнечным светом, и эта очень осязаемая аура отличала их от обычных мужчин.

Помимо обнажения спортсменов, самыми удивительными с точки зрения современного болельщика особенностями этой программы являются полное отсутствие командных видов спорта, а также правило, согласно которому среди олимпийских победителей могут быть владельцы лошадей, мулов и колесниц. Гораздо менее удивительна очевидная ссылка на военные навыки. Это заставляет нас понять, насколько неслыханным было в греческой культуре какое-либо различие между спортивными соревнованиями и другими типами физических упражнений в повседневной жизни. Таким образом, греческие зрители следили за большинством соревнований и оценивали их как эксперты, основываясь на знаниях, полученных из их повседневного опыта.

Среди религиозных ритуалов, совершавшихся в Олимпии, наиболее важными были жертвоприношение за умерших на второй день, жертвоприношение Зевсу с последующей трапезой для всех спортсменов на третий день и заключительный пир, который последовал после провозглашения победители на пятый день. В «Оде » Пиндара на Терона из Акрагата была предпринята попытка уловить эти последние мгновения безграничной радости и гордости и заставить их резонировать со славой, которую могут даровать только боги:

. . . Победа

избавляет от тревог того, кто занимается соревнованием.

Воистину, богатство, украшенное добродетелями, дает подходящий повод для различных достижений

, поддерживая глубокое и ищущее честолюбие;

это заметная путеводная звезда, истинный свет для человека. . .

Оды Пиндара с их (для нас навязчивой) направленностью на радость и гордость, связанные со спортивными триумфами, дают несколько ответов на наш вопрос о том, что одинаково привлекало зрителей и атлетов во всегреческих играх. Я считаю, что привлекательность для зрителей заключалась, прежде всего, в присутствии — в физическом присутствии — сияющих тел спортсменов в момент их наивысшего выступления. Роль зрителя как свидетеля величия усиливалась тем фактом, что Олимпийские игры были соревнованием с чрезвычайно высокими ставками. Ни в одной другой западной культуре победа не была столь важна, как в Древней Греции. Только победитель заслужил право носить гирлянду из диких маслин. Никакого утешения за второе место не было — не было эквивалента нашим серебряным или бронзовым медалям, не велось учета индивидуальных достижений спортсменов. Между прочим, такое же отношение «победитель получает все» было верно для многих неспортивных институтов в Древней Греции, таких как изобретение и постановка трагедий или комедий в Афинах (которые происходили как соревнование между разными драматургами) и публичные выступления (чувство вины или невиновность в греческих процессах, например, в конечном счете определялась на основе ораторского мастерства). Победа и память на Олимпии дали спортсменам, их семьям и их городам право хвастаться, которым они пользовались с бесстыдством, которое нам трудно примирить с нашим идеализированным взглядом на древнегреческую культуру.

Для самих спортсменов были и более практичные выплаты. Алкивиад, иначе известный нам из платоновских «Диалогов » как красивый юноша и поклонник Сократа, провел прямую линию от своих олимпийских триумфов к заявлениям о политическом влиянии: вошел раньше, и выиграл первый приз, второй и четвертый [имеется в виду три первых приза], и предоставил все остальное в стиле, достойном моей победы. Ибо по общему обычаю такие вещи действительно означают честь, и из того, что делается, люди делают вывод о силе». Величайшая привилегия, предоставляемая олимпийскому победителю, — право на то, чтобы статуя его тела была создана и выставлена ​​на олимпийской территории, — настолько высоко ценилась греками, что родной город спортсмена часто поддерживал своих победителей пожизненной пенсией. Поскольку победы на Всегреческих играх обеспечили немалому количеству спортсменов такие постоянные источники дохода, можно сказать, что особая разновидность профессионализма возникла задолго до идеала «любителя» в современной олимпийской традиции.

Но прежде всего, как явствует из гимна Пиндара, находиться в непосредственном присутствии атлетического величия в Олимпии означало быть рядом с богами. В отличие от вездесущего и по большей части нематериального монотеистического Бога, чьи подавляющие атрибуты так знакомы нам, греческие боги с большей или меньшей интенсивностью населяли определенные места в мире задолго до того, как они начали принимать различные человеческие (и нечеловеческие) воплощения. Быть в Олимпии означало быть в присутствии самого Зевса. И все же я думаю, что было бы слишком однобоко воображать, что всегреческие игры были по существу религиозными событиями. Ибо столь же правдоподобно перевернуть все это и рассматривать греческих богов как божественное воплощение атлетов. В греческом воображении боги были быстрыми и могущественными, эротически могущественными и неотразимо привлекательными, вечно пьяными или непреодолимо бдительными, невероятно красивыми или отвратительно уродливыми. Обладая такими гиперболическими чертами, они бесконечно соперничали друг с другом, как и их человеческие собратья. Это соперничество богов и людей и есть то, что Илиада подчеркивает и празднует больше, чем любое другое измерение. Гомер представлял эпические сражения между Ахиллесом и Гектором, Агамемноном и Приамом, греками и троянцами не только как человеческие конфликты, но и как проявления божественного соревновательного духа.

Поскольку границы, отделявшие греческих богов от людей, были настолько проницаемы, стремление к высшему уровню физического совершенства и победе в олимпийских соревнованиях действительно возводило победителя в статус полубога (древнее значение слова «герой» — « полубог»).