Гончар иван: дорогами войны» – выставка, приуроченная ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — Новости — ARTUKRAINE

Гончар Иван Алексеевич — советский военный летчик Герой Советского Союза — Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914

Родился 21 сентября 1921 года в городе Никополь, ныне
Днепропетровской области. Окончил 7 классов. Работал на Южнотрубном заводе. С
1941 года в рядах Красной Армии. В 1943 году окончил Чугуевскую военную авиационную
школу пилотов.

С июня 1943 года младший лейтенант И. А. Гончар в действующей
армии. Сражался на Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском
фронтах. 21 июля 1943 года тяжело ранен.

К 20 апреля 1945 года командир звена 89-го Гвардейского истребительного
Оршанского ордена Богдана Хмельницкого авиационного полка  ( 7-я Гвардейская
истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я
Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант И. А.
Гончар совершил 87 боевых вылетов, из них: на разведку войск противника — 14,
на штурмовку — 4, сопровождение Ил-2 и Пе-2 — 16, прикрытие наземных войск и
переправ — 54. Проведя 28 воздушных боёв, лично сбил 16 самолётов противника:
4 Ju-87 и 12 FW-190. Штурмовыми ударами уничтожил 2 танка, 4 автомашины, 1
бензозаправщик, подавил огонь 1 зенитной батареи, сжёг на земле 1 самолёт Не-111
и повредил 1 самолёт Ju-87.

20 апреля 1945 года при посадке на повреждённом самолёте потерпел
катастрофу и погиб. Похоронен на военном кладбище в городе Любек  ( Польша ).

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные
в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды),
Славы 3-й степени. Его именем в городе Никополе названа улица.

*     *     *

Окончив 7 классов, как и большинство сверстников, Иван Гончар
пошёл работать на престижный Южнотрубный завод в Никополе, который в довоенное
время славился своей продукцией. Но вот в общий дом пришла беда: началась Великая
Отечественная война. Молодых ребят мобилизовали в армию, направили в военные
училища. Гончара определили в лётное. Фронт всё откладывался. Учили на один тип
самолёта, потом переучивали на другой. Время шло, а он все ещё был в тылу…

И вот, наконец, долгожданный и волнующий момент — выпуск. На
следующий день транспортный самолёт взял курс на Брянский фронт. Это произошло
в июне 1943 года. В полку сразу же началась подготовка к боевым вылетам. Командир
звена, опытный лётчик, много работал с Гончаром. На «спарке» отрабатывал элементы
воздушного боя, совершенствовал технику пилотирования и фигуры высшего пилотажа.

20 июня 1943 года под Орлом состоялось боевое крещение. Противник
систематически совершал разведывательные полёты, он так же периодически пытался
обрушить бомбовый груз на позиции наземных войск и аэродромы.

Первые боевые вылеты таили и неожиданности, но Гончар старался
на земле услышать от лётчиков советы по ведению воздушного боя и проанализировать
всё лично. Как результат, приказом командира дивизии от 31 декабря 1943 года был
награждён орденом Славы 3-й степени. Он стал в одну шеренгу с боевыми лётчиками.
Солдатский орден воодушевил и зажёг на новые подвиги.

Это он уничтожил переправу через Днепр южнее Запорожья, наведённую
немецкими войсками осенью 1943 года. Проиграв битву за Днепр, противник сосредоточил
в районе Никополя мощную группировку войск и пытался нанести удар в направлении
Перекопа, окружить и уничтожить наши войска, подошедшие к реке в районе Каховки
и Херсона. Для накапливания сил на левом берегу Днепра восточнее Никополя немецкое
командование навело мост через реку, опустив его на 15 — 20 сантиметров под воду,
чтобы он не наблюдался с воздуха. Возвращаясь с выполнения боевого задания, Иван
Гончар заметил посредине реки стоящую автомашину. Развернув самолёт и снизившись
до бреющего полёта, он пронёсся над головами убегавших по мосту фашистов. Поняв в
чём дело, лётчик ушёл на свой аэродром, доложил о замеченном командованию. Тут же
было поднято в воздух звено самолётов. Пройдя линию фронта, советские истребители
снизились до бреющего полёта и внезапно атаковали переправу, которая после нескольких
заходов была полностью разрушена.

Жаркие бои лета 1944 года были для Гончара памятными. Он стал
командиром звена. Теперь отвечал не только за себя, но и ещё за трёх лётчиков.

20 июля 1944 года было приказано уничтожить вражеский аэродром
Сувалки. Лётчики, штурмовавшие ранее этот аэродром, знали: там сильное зенитное
прикрытие. Тщательно продумали план налёта. Группа в составе 8 Як-9 взяла курс
на цель. Подойдя к аэродрому, разделились на 2 группы. Гончар был в первой,
которая наносила удар по стоянке самолётов и вызывала огонь артиллерии на себя.
Вторая уничтожала зенитные точки.

И вот, первый заход. Небо покрылось хлопьями от разрывов зенитных
снарядов. Но Гончар настойчиво пошёл в пикирование, за ним другие. Бомбы обрушились
на вражеские самолёты: 4 были уничтожены и 7 повреждены  ( лично Иван Гончар
зажёг 1 Не-111 и повредил 1 Ju-87 ). Огонь зенитной артиллерии прекратился, её
уничтожила вторая группа.

Серьёзные испытания выдержал Гончар и в других воздушных боях.
Расслабляться было некогда. 21 июля 1944 года на командный пункт полка пришло
сообщение, что в районе трёх озер  ( территория Литвы )  замечена
большая группа вражеских бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Идёт
курсом к позициям советских войск. Объявлена боевая тревога — и звено Гончара поднялось
в воздух. При подходе на них набросились истребители. Гончар связал их боем, а
остальным дал команду уничтожать бомбардировщики. Вот он провёл искусный маневр,
и «Фоккер» сбит. Вскоре пошли к земле и 2 «Юнкерса-87». Строй немецких самолётов
расстроился. Они бесприцельно сбросили бомбы и ушли на свой аэродром.

На следующий день — снова воздушный бой с вражескими
бомбардировщиками. Гончар сбил 4 пикировщика Ju-87. За совершенные подвиги
приказом командования от 6 сентября 1944 года лётчик был удостоен ордена
Красного Знамени.

Лётчики 89-го Гвардейского ИАП после боевого вылета  ( слева направо ):
Михаил Молчанов, Юрий Голдобин, Кузнецов, Иван Гончар, Юрий Мовшевич.

Однажды звено Гончара произвело дерзкий налёт на аэродром
противника. Зашли на небольшой высоте, неожиданно появились из-за лесного
массива и прошлись по стоянке. Вспыхнуло сразу несколько пожаров. Но тут
появились вражеские истребители. Наши лётчики оказались в невыгодном положении —
ниже вражеских истребителей. Маневрируя, они удачно вступили в бой. Гончар сбил
2 истребителя, но его самолёт был повреждён. Сообщил товарищам о случившемся,
взял курс на аэродром. Лётчики, связывая боем врага, не дали атаковать подбитый
самолёт командира, который благополучно добрался до аэродрома.

Через несколько дней шестёрка «Яков», ведомая Гончаром, была
наведена на 16 «Юнкерсов», шедших под прикрытием 4 FW-190. Гончар завязал бой,
несмотря на численное превосходство, смелой атакой расстоил строй бомбардировщиков
и помешал сбросить бомбы. В этом бою Иван сбил один истребитель.

17 января 1945 года звено Гончара принимало участие в обеспечении
советских войск прикрытием. Бои по прорыву обороны в районе Сандомира и Глогау,
юго-восточнее Коттбуса, были упорными. Противник пытался применить массированный
удар авиацией по нашим войскам. Но советские лётчики не позволяли врагу бомбить
наземные части. В этом бою звено Гончара сбило несколько самолётов противника.

20 апреля 1945 года состоялся его последний вылет. Гвардии старший
лейтенант Гончар отправился на разведку. При полёте над Берлином группа была
обстреляна. Самолёт Гончара получил сильные повреждения, но умелый пилот довёл
машину до своего аэродрома. При посадке самолёт плохо слушался рулей, произошла
катастрофа и лётчик погиб.

К тому времени Иван Гончар совершил 87 боевых вылетов, в 28
воздушных боях сбил 16 самолётов противника.  [ М. Ю.
Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных побед. ]  Своё
лётное мастерство — результат многих искусно проведенных жарких боёв — он успешно
передавал молодым пилотам. Руководимое им звено с июня 1944 года произвело 314
боевых вылетов, в воздушных боях сбило 21 самолёт противника. За этими цифрами
стоит титанический труд, огромное физическое и нервное напряжение.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество,
отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками,
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Гвардии старший
лейтенант Гончар Иван Алексеевич посмертно удостоен звания Героя Советского
Союза.

*     *     *

Гварии старший лейтенант Гончар, по моему
мнению, один из лучших лётчиков полка. На его счету было более сотни боевых
вылетов и 17 лично сбитых самолётов. О его гибели мне подробно рассказал Юрий Голдобин.

Долетели они до Берлина нормально. Покрутились. Выяснили, где
наши, передовые танки. Сведения передали по радио и развернулись для возвращения
домой. И тут почему-то вместо того, чтобы лететь курсом на юго-восток к своему
аэродрому, они, то есть ведущие, повернули строго на восток. Мы входили в состав
1-го Украинского фронта, а они повернули на территорию 1-го Белорусского фронта.
Когда отошли от Берлина, в разрывах облаков промелькнули бомбардировщики Пе-2, и
тут штурман полка почему-то их покинул, пристроился к «Петляковым» и улетел с ними.
А они ещё отошли от фронта на восток, и здесь командир эскадрильи, обнаружив
подходящую посадочную площадку, передал по радио, что он первый пойдёт на посадку
и по его сигналу будут садиться все остальные.

И тут командир звена И. А. Гончар передал по радио, что он идёт
на свой аэродром, и стал звать Юру Голдобина с собой. Мне казалось, что они вместе
окончили авиашколу, вместе попали в этот полк, воевали ещё на Курской дуге и вообще
были друзьями. Сейчас уже не помню, почему Голдобин не присоединился к нему. Наверное,
решил, что начальство садится здесь и ему, подчинённому, надо тем более здесь садиться.
Надо было садиться здесь и Гончару, так как если старшие командиры здесь садятся, то
ему, подчинённому, также надо садиться, а он улетел от них и направился на свой аэродром.

Почему он это сделал ?   Мне кажется, в данном случае
повлиял один психологический фактор. Дело в том, что было положение, по которому
лётчик, сбивший 15 самолётов, представлялся к присвоению ему звания Героя Советского
Союза. А у И. А. Гончара было на счету 17 лично сбитых самолётов. А тут на него
посыпались неприятности, которые, как он думал, отрицательно повлияют на представление
его к званию Героя Советского Союза. Сперва у него погиб его ведомый Гвардии младший
лейтенант М. Молчанов. Затем в одном из боевых вылетов пропал без вести новый его
ведомый, заменивший Молчанова, — Виктор Махонин.

Затем, прилетев после боевого вылета, Гончар на посадке сел не
около «Т», а «промазал» на несколько десятков метров дальше. А в конце посадочной
полосы была большая лужа. Самолёт вкатился в эту лужу, встал на нос и, перевернувшись,
упал по ту сторону лужи. Большинство видевших это и зная Гончара как первоклассного
лётчика, решили, что он сильно ранен, раз допустил такие промахи. Все, кто это
видел, кинулись к самолёту, вручную его приподняли, и из кабины выполз целёхонький,
без единой царапины Гончар. Как он объяснял это происшествие командованию полка,
я не знаю. Нам он ничего не сказал. Самолёт был сильно поломан. После этого он
потерял ещё одного ведомого, Толю Пушилина, хотя и здесь его вины не было. Вот
это всё, наверное, и заставило такого дисциплинированного лётчика покинуть свою
группу и летать искать аэродром, а не садиться на вынужденную !

Уже вернувшись на свой аэродром, мы узнали некоторые подробности
гибели Гончара. Он, оказывается, прошёл недалеко от нашего аэродрома  ( в
нескольких километрах ), и если б не сумерки, разыскал аэродром. Но всё сильнее
вечерело, и надо было скорее садиться. Тут он обнаружил посадочное «Т» — аэродром !  
Но в наступающей темноте он не разобрался, что за аэродром. А это оказалась взлётно —
посадочная полоса для самолёта У-2, у которого пробёг на посадке всего метров 50
— 70, а для «Яков» нужна посадочная полоса не менее 500 метров. Кругом этого
аэродрома были картофельные грядки. Гончар в наступающей темноте не разглядел
это, да ещё, идя на посадку, зашёл не в створ посадочного «Т», а под углом, что
ещё более сократило полосу пробега. Посадку он совершил нормально. Но так как
впереди ничего не было видно из-за конструкции тогдашних самолётов, ему пришлось,
чтобы что-то рассмотреть впереди, куда он катится, положить шею на борт, чтобы
выставить хоть немного голову и посмотреть вдоль фюзеляжа. В это время он
выскочил на грядки, а скорость ещё была большая, и самолёт мгновенно перевернулся
и придавил бортом к земле шею, повредив шейные позвонки. Он прожил ещё несколько
часов, но как был без сознания, так и умер.

( Из воспоминаний бывшего лётчика 89-го Гвардейского ИАП Юрия Моисеевича Мовшевича. )

*     *     *

Список известных побед Гвардии
младшего лейтенанта И. А. Гончара:
( Из книги М. Ю. Быкова —
«Победы сталинских соколов».  Издательство «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
118. 10.1943 г.1  FW-190западнее ХвошноЯк-9
205.11.1943 г.1  FW-190Скураты
310.11.1943 г.1  FW-190севернее Гурки
421.07.1944 г.1  Ju-87севернее озера Обелия
51  Ju-87севернее озёр Обелия — Метеле
61  Ju-87озёра Дусь — Метеле — Обелия
71  Ju-87севернее озера Дусь — Метеле
831.01.1945 г.1  FW-190Штейнау
902.02.1945 г.1  FW-190Вейсиг
1003. 02.1945 г.2  FW-190Книгниц
1104.02.1945 г.1  FW-190южнее Раудтен
1211.02.1945 г.1  FW-190юго-западнее Польковиц
1317.04.1945 г.2  FW-190восточнее Нойхаузен
     
Всего сбитых самолётов — 15 + 0;  боевых вылетов — 87;  воздушных боёв — 28.

Добро пожаловать в плен

Валентина Гончар с сыном Иваном бежали из разрушенного Мариуполя, где они потеряли дом. На границе с Россией 24-летнего Ивана не отпустили после допроса. Только через семь месяцев семья узнала, что никогда не служивший Иван задержан за «противодействие СВО». Где находится их сын, родители не знают до сих пор.

«Сейчас мы пару вопросов зададим, и он выйдет»

Рассказывает Валентина Гончар, мать 

Мы с мужем с детства живем в Мариуполе и начало войны встретили там же с младшим сыном, его девушкой и ее родителями. 11 марта два снаряда попали в наш дом. Повезло — попало в кухню, а мы сидели в зале все. Дом загорелся, мы выскочили, выгнали машины и поехали. Возле завода «Азовсталь» есть стадион «Азовсталь» и здание, где спортсмены переодевались. Там в подвале сидели уже люди, человек 200, наверное. И мы тоже туда поехали. Нас приняли, дали маленькую комнатку в подвале. Конечно, там пыли столько… Но это неважно. Мы сидели в том подвале до 4 апреля, почти месяц. 

Все это время у нас ни воды, ни еды почти не было. Там такие ребята активные были, в том числе и мой сын, доставали еду. Недалеко гаражи были, и в подвалах у людей оставалась какая-то картошка, яблоки. Ребята туда бегали под этими обстрелами. Плакала, просила [сына] не ходить. Он говорил: «Как я не буду ходить, когда надо и детей, и всех кормить. Я же не буду сидеть, пока все будут ходить». Я до того напереживалась. Как пойдут по воду или за продуктами, вся скукожусь. Сын приходит — я расслабляюсь. 

Самое страшное — обстрелы. Самолеты летали целыми днями и ночами, с моря корабли стреляли. У нас пять человек погибли, когда кушать готовили: просто снаряд с моря ударил в угол здания.  

А 4 апреля в здание на стадионе попал снаряд, и оно загорелось. Нас ребята быстренько вывели. Это было часов десять вечера. Мы целую ночь сидели на улице на стадионе. Самолеты летали, очень страшно. Просидели до четырех или пяти утра, холодно очень было, закутывались, чем было. Потом ребята побежали в подвалы и сказали, что здание сгорело, но подвал вроде нормальный. Мы спустились, но через два часа начал идти дым. Этот угар… Невозможно было оставаться. Рядом с заводом «Азовсталь» идет спуск в село Ляпино, там уже в марте были русские. Часов в семь-восемь мы решили спускаться туда.

Мы бежали, везде были обстрелы, взрывы. Не знали, выживем ли. Сын бабушку старенькую нес до блокпоста на спине. И сумку ее тащил. Слава богу, никто не погиб.

В Ляпино на берегу моря было кафе «Ивушка», там стояли российские военные. Они нас приняли, чай-печенье давали. Наших ребят раздевали, смотрели татуировки, синяки. И моего сына тоже смотрели. У него за это время борода выросла. И главный там, чеченец по национальности, говорит: «Ты что, азовец?» А у меня сын вообще не служил, в армии не был. Потом [главный] начал говорить сыну: «Давай к нам служить». Сын ответил, что он не того вероисповедания, что не может держать оружие в руках, не будет стрелять. Сказали, что сын пойдет на подвал.  

До войны Иван Гончар жил с девушкой и родителями в Мариуполе и торговал одеждой

Фото: личный архив семьи Гончар

Я просила, умоляла отпустить его, но мне сказали: «Мамаша, идите отсюда». И его девушка стала меня уводить, чтобы хуже не было. Мы ушли. Но прошли с полкилометра и смотрим, что идут они вдвоем [сын и второй парень, которого задержали], отпустили их. 

Потом проходили второй блокпост, и там тоже проверяли наши документы, записывали все. Отвезли нас в фильтрационный лагерь в Безыменное, это уже ДНР. Фильтрацию мы, слава богу, все прошли и поехали на рейсовом автобусе к российской таможне. На таможне мужчин и парней забирали в кабинеты. Ваню забрали и отпустили через 15 минут. Мы ждали, пока разрешат пройти [границу], но где-то через полчаса его забрали в другой кабинет. Это было 9 апреля, с тех пор я не знаю, где он, что с ним и как.

Вышел кто-то в гражданской одежде, спросил, есть ли у Ивана вещи. Мы глянули, говорим, что ничего у нас нету. Деньги, украинский паспорт, права на машину у него с собой были. Куртка и шапка на нем, потому что холодно. Я спросила: «Куда вы его?» Мне сказали: «Не переживайте. Сейчас мы пару вопросов зададим, и он выйдет». 

Мы сидели, нам разрешили уже проходить за границу, в лагерь для беженцев. Девушку Вани с родителями вызвали раньше. Потом мою фамилию называют. А я говорю, что сына моего еще не отпустили. 

Подошел один пограничник: «Вы не переживайте. Вы идите в лагерь, покушайте, отдохните. Только никуда не уезжайте, никуда не уходите, ждите. Сына отпустят». Ну, я, наивная, поверила людям и ушла оттуда. Сколько раз жалела! Думаю, что надо было сказать: «Нет, я не уйду, пока вы не отпустите сына моего». Ну в голову не пришло сразу, и я пошла в лагерь. 

Четыре дня ждала. На следующее утро пробовала позвонить ему, а он вне зоны доступа. Каждый день подходила на границу, там пограничники были, просила: «Позвоните, пожалуйста. Ну почему его не отпускают? Сказали же, что отпустят». Они то не дозвонятся, то не могут позвонить. На второй день сказали: «Идите на другой пост, там по телефону поговорите, вам офицер все расскажет». Я пришла туда, он меня начал успокаивать: «Не переживайте, у нас затруднения, нам надо еще задать ему вопросы. Все нормально, подождите». Я говорила, что я без сына не смогу ни выехать, ничего. Говорили, что все понимают. 

Поддержите «Важные истории»

Чтобы мы могли и дальше рассказывать правду о войне

Поддержать

На третий день я опять к пограничникам, они позвонили, через час где-то ко мне подошли и сказали, что с сыном беседуют, он отдыхает, его покормили, все нормально. Я говорю: «Ну сколько можно, уже третьи сутки. Вы же обещали!» Сказали, что они ни при чем. На четвертый день я опять пошла на тот пост, где по телефону разговаривала, говорю: «Позвоните, пожалуйста, пусть меня пропустят туда. Я хочу с офицерами на таможне поговорить». С горем пополам меня пропустили. Я побежала, вышел офицер и спросил, какая фамилия сына. Я назвала. А он говорит: «Подождите, а вашего сына уже отпустили, еще в первый день, девятого числа». Но он же мог связаться со мной, у него телефон есть, у меня есть телефон. Мне сказали: «Мы ничего не знаем, мы его отпустили». И я пошла, плачу. Вот куда мне? Куда еще стучать, куда звонить? Я не знала. 

«В первый же день я звонил в ФСБ России» 

Рассказывает Илья Гончар, брат

О похищении брата я узнал на следующий день. Первая реакция — непонимание и злость. Брат с мамой просидели в подвалах больше месяца, пытались выжить, спастись. А здесь его просто на границе за что-то задерживают, гражданского человека, который помогал выжить своей маме и своей девушке, потому что сидеть в Мариуполе уже не было возможности. Была надежда, что его проверят и отпустят через пару часов или на следующий день.  

У брата был свой магазин, он продавал брендовые вещи — обувь, одежду, сумки. И эти вещи покупали как обычные граждане Украины, так и военнослужащие. И мы уже в семье предположили, что, может быть, его задержали, потому что военные в его магазине могли что-то покупать. Но это был не военторг, обычный магазин одежды.

В первый же день я звонил в ФСБ России, чтобы узнать, что с братом. Мне сказали, что ничего не знают, отправили в пограничную службу. Там сказали то же самое. Я в то время был в Черновцах (город на западе Украины. — Прим. ред.) и собрался ехать на автомобиле туда [к границе], чтобы как-то пытаться брата вытянуть, как-то договориться. Но меня отговаривали все, и потом я сам подумал, что вряд ли смогу с теми людьми договориться, возможно, меня ждет та же участь, что и брата. Мама этого не переживет. Она больше была под влиянием эмоций, а я пытался как-то здраво рассуждать, как-то действовать. Направлял маму в разные инстанции, когда она была в Ростовской области.

Я все группы и телеграм-каналы мониторил, искал списки — понятно, неофициальные. Находил кучу групп и в них добавлялся. Потом познакомился с ребятами, которые ищут своих отцов гражданских, которых забрали российские военные. Они мне подсказали выложить пост в «Фейсбуке» с просьбой, если кто-то видел или слышал, сообщить, где находится брат. У моей знакомой так получилось найти человека, который был в одном [российском] СИЗО с ее папой. 

Я два раза выкладывал пост, но после этого посыпались мошенники. Говорили, что они надзиратели, сотрудники тюрьмы, что могут его прямо сегодня посадить в автобус и отвезти на территорию Украины. Угрожали, когда я долго думал. И каждое сообщение — это такой стресс. Я цеплялся за каждую мелочь. Одному я уже был готов скидывать деньги, но потом пришла идея, как его проверить. Я спросил, на какой стороне у брата татуировки, и он написал, с какой стороны. А у моего брата нет татуировок вообще. Я до последнего не хотел осознавать, что это мошенник. Мне очень хотелось верить, что его могут посадить в автобус и привезти мне сейчас.  

Подпишитесь на рассылку «Важных историй»

Чтобы не пропустить честные истории о жизни в России и войне, которую Россия начала в Украине

В августе старший брат в канале у Анатолия Шария (пророссийский блогер. — Прим. ред.) увидел список, где была фамилия Вани, и сбросил мне. И уже с этим списком мы начали по новой все процедуры, обращения во все инстанции. Я писал и Шарию, и его жене, и в Красный Крест, во все инстанции России и Украины, в минобороны, министерства юстиции [России и Украины], омбудсмену, в так называемые республики ДНР и ЛНР с просьбой сказать, где мой брат. Просил, чтобы дали выйти на связь, чтобы дали возможность созвониться, хотя бы маме услышать голос. В ДНР отвечали, что у них такой не числится. В таможне, на которой его задержали, ответили, что через их границу такой не проходил, и в списках людей, кто проходил границу, его нет. Я писал очень многим правозащитникам, в фонды, искал любые способы вытянуть брата. Были моменты разочарования, когда опускаются руки и ты не знаешь, что делать. Куда ни стучишься, никто тебе не может помочь. Это очень тяготит, особенно когда ты не знаешь ничего. Хотя бы сказали маме, что его задерживают, потому что он противодействовал [российской армии]. Мы бы понимали, что он будет находиться в СИЗО, смогли бы переписываться, отправлять какие-то вещи, как это нормально бывает. А они просто максимально скрывали и до сих пор скрывают.

Только в ноябре пришел ответ от Минобороны России. Это первое официальное подтверждение того, что они действительно задержали его за «противодействие специальной военной операции». Я рад, что они подтвердили, что взяли его в плен. У нас теперь есть хоть какое-то понимание, что он находится в плену, и мы очень надеемся, что все будет нормально с его физическим и психологическим состоянием. Мы надеемся, хотя понимаем, что такое российский плен.  

«Говорили, день-два и кончится война» 

Рассказывает Виталий Гончар, отец

Последний раз я увидел жену 24 февраля в десять вечера, попрощался. Сына не видел. Так как я работал в силовых структурах, МЧС к ним относится, я не стал подвергать ни себя, ни жену опасности. Я их оставил, сказал: «Будет трудно — уезжайте». Мне говорили, что все будет нормально, день-два и кончится война. Война не кончилась.

У нас не было связи полтора месяца почти друг с другом, в городе была заглушена связь с начала марта. Я был в Мариуполе, она была в Мариуполе, но мы друг друга не видели. Я прятался в заводах, потому что самое хорошее убежище в подвалах завода. С Мариуполя вышел 20 марта. Пенсионное удостоверение было с собой и я тихонечко шел через блокпосты, проходил на Запорожье и потом уехал в Черновицкую область к среднему сыну. Только там я узнал, что [младшего] сына похитили, стал вместе со средним сыном его искать.

«Нет сил, так хочется его обнять» 

Рассказывает Валентина Гончар, мать

Я, когда увидела его имя в списках [пленных], всю ночь плакала. Но была такая радость в душе, что он живой. Когда сына забрали, я разговаривала со средним и говорю: «Илюша, лучше бы меня убило, чтобы я этого не знала и не выдерживала». Ну, раз он в списках есть, значит, живой там. Он же гражданский, даже не служил, ни татуировок нет, ничего. 

Вы знаете, [до сообщения о том, что сын в плену], разные мысли приходили, но я была уверена, что он живой. У меня было такое предчувствие. Он сильный у меня парень. Я знаю, что он умный и сильный, он выдержит все.

Просто нет сил, так хочется его обнять, услышать голосок. Прям хочется увидеть. Вот уже восемь месяцев будет девятого числа. Переживаю еще, что похолодание. Холодно ему, не холодно? Он у меня такой чистюля, два раза в день купался. А там, понимаете, сидит где-то, ни ногти постричь, ничего. Вот так о каждой мелочи думаю.

«Он не задержанный, но его держат уже восемь месяцев» 

Говорит Полина Мурыгина, основательница правозащитного проекта Every Human Being

Гражданских пленных априори не должно быть — это запрещено законами военного времени. К сожалению, такие задержания без правовых оснований распространены на оккупированных территориях. В ответе Минобороны России написано: «Задержан за противодействие СВО». Случай Ивана находится вне правового поля, потому что нет уголовной или административной статьи «Противодействие СВО». Он не задержанный, не подозреваемый, не обвиняемый, но его держат уже восемь месяцев. Это грубое нарушение прав.

В том же документе ведомство сообщает, что «задержанный» содержится в соответствии с Женевской конвенцией об обращении с военнопленными. Однако Иван — заложник, а не военнопленный, его вовсе нельзя держать в плену. Об этом говорит уже четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны. При этом Министерство противоречит само себе и нарушает нормы, на которые ссылается. Согласно третьей Женевской конвенции, Иван имеет полное право на переписку с родственниками, на получение посылок, на достойное обращение и на медицинскую помощь. Но мы не можем сказать, какие из этих прав соблюдаются: восемь месяцев он не выходил на связь, и мы не знаем, что с ним происходит все это время. Минимум, который мы хотели бы, чтобы обеспечила российская сторона — сообщила о его местонахождении. Это значительно облегчит работу в его высвобождении.

Организация Every Human Being помогает семье Ивана и другим родственникам гражданских заложников. Поддержать организацию вы можете по ссылке.

Редакторы: Алеся Мароховская, Максим Солюс

Иван В. Л. Гончар | Архив Британского сопротивления (staybehinds.com)

Даты жизни

23 февраля 1924 — 24 августа 2021

Фотография профиля

Фотография профиля

Биография

Первоначально Иван был бегуном между двумя секции ополчения Белстеда. Он вспомнил, что ему выдали автоматическую винтовку Браунинга (BAR). Сообщается, что в возрасте 17 лет он присоединился к вспомогательным подразделениям.

Иван вспомнил, что у его мобильного отряда Ополчения была база в Бентли-Вудс, со стальной крышкой над входной шахтой и пнем в качестве камуфляжа. Выход был через кусты остролиста.

В 1943 году он пошел служить в Королевские ВВС, став радистом.

Проводки

от

Подразделение или местоположение Роль Опубликовано из до
Копдокский патруль Член патруля 1941 1943

Род занятий

Фабрика Ransome and Rapier, Ипсвич

Карьера

Иван работал в Ransome & Rapier в Ипсвиче, когда служил в Ополчении и вспомогательных подразделениях. Они производили оборудование, такое как бетономешалки, которые были необходимы для строительства новых взлетно-посадочных полос RAF. Ему повезло сбежать, когда несколько немецких рейдеров напали на Харвич и устремились к Ипсвичу. Один из самолетов был сбит, большая часть двигателя пробила крышу и приземлилась в нескольких футах от рабочего стола Ивана. К счастью, в тот день он удосужился зайти в бомбоубежище!

Иван также вступил в авиационный учебный корпус и очень хотел вступить в Королевские ВВС. Он работал по зарезервированной профессии, но умолял своего босса, пока его не освободили, чтобы он мог добровольно присоединиться к летному экипажу.

Он получил призвание и выучился на оператора связи. После тренировки ему обещали выходные с новой женой, но отпуск отменили из-за того, что какой-то инструктор по РАДАРу захотел подработать в субботу утром. Иван решил пропустить это и, конечно же, попал в беду. Он был отправлен в «оранжерею» в качестве наказания, и из-за того, что пропустил крушение, которое его экипаж имел без него, и фактически никогда не участвовал ни в каких официальных операциях. Он прошел курс переоборудования из Веллингтонов в Ланкастеры, но потом война закончилась.

После демобилизации Иван пошел работать на железную дорогу, сначала в путевую бригаду, где иногда приходилось иметь дело с трупами на пути, потом маневровым машинистом, потом сторожем в грузовых, а потом в пассажирских поездах . У Ивана было много историй об авариях и авариях, одной из самых страшных было то, что груз старых бомб вывозили на утилизацию, была проблема с переездными воротами, которые не закрывались вовремя на дорогу, и резкое торможение привело к несколько бомб порвали их ремни и пробили переднюю часть вагонов.

Другая информация

Несмотря на то, что Иван известен как Помощник, он не записан в номинальном списке.
Он женился на Саре Гордон в конце 1944 года.
Он был одним из добровольцев, которые посещали дни открытых дверей в IWM в Даксфорде, чтобы показать экспозицию и рассказать о своем военном опыте, используя самодельный реквизит оборудования вспомогательного подразделения.
Иван всегда считал себя счастливчиком и наслаждался жизнью в полной мере. Он всегда любил рассказывать истории из своей интересной жизни и смешить людей.

Ссылки

Хью Фростик и автобиография «Mister Lucky» ISBN 9780995793811 (доступно на сайте www.frostick.co.uk)

East Anglian Daily Times, 17 марта 2009 г.

https://www.eadt.co.uk/new с /biscuit-tin-bombs-churchill-s-secret-army-a…

Спонсор страницы

Dr Hugh G Frostick

Иван Поттер-Смит | Дрибббл

  1. Посмотреть клуб Mirrorshade

    Клуб «Зеркальная тень»

  2. Посмотреть Летающая машина 2

    Летающая машина 2

  3. Вид на городскую площадь

    Городская площадь

  4. Посмотреть летающий автомобиль

    Летающая машина

  5. Просмотр веб-сайта The Church Atop The Hill

    Церковь на вершине холма Паутина

  6. Посмотреть оперный театр

    Оперный театр

  7. Посмотреть Кораблекрушение!

    Кораблекрушение!

  8. Посмотреть Городская флора нет.