Содержание
«Мы верим твердо в героев спорта»: советские песни о спорте
На генном уровне засели в голове у любого советского человека строчки из песен, которые звучали из каждого радиоприемника и неслись с телеэкранов: «Мы должны всем рекордам наши громкие дать имена», «На трибунах становится тише», «Мы уйдем, чемпионы и просто спортсмены…» Темой спорта, побед была насквозь пронизана отечественная эстрада. О некоторых из них – созданных по зову сердца, а то и по велению партии – «Советский спорт» сегодня вспоминает.
Московская Олимпиада 1980 года вошла в нашу историю не только как спортивный праздник, но и как триумф советской музыки. Песни заказывались Оргкомитетом «Олимпиада-80», которым руководил Игнатий Трофимович Новиков. Курировал тематику заместитель председателя Оргкомитета Владимир Попов, до этого заместитель министра культуры СССР. В частности, за полгода до Олимпиады Александре Пахмутовой было поручено написать песню «До свидания, Москва, — здравствуй, Лос-Анджелес!».
По её словам, песня должна была быть торжественной. «Задача не очень интересная, дежурная, — вспоминает известный композитор. — Но началась война в Афганистане, и США бойкотировали Олимпиаду. Тогда нам сказали, что торжественности уже не нужно. Напишите просто лирическую песню о прощании с Олимпиадой». Так родилась песня «До свиданья, наш ласковый Миша».
И эта песня, действительно, стала самой ударной и при этом лирической точкой на той памятной церемонии закрытия Игр-80.
Лев Лещенко вспоминал, что незадолго до Олимпиады эту песню записывали самые разные исполнители. И никто не знал, какой именно из вариантов будет выбран. Только во время церемонии все узнали, что решено было сложить две фонограммы – запись Льва Лещенко и запись Татьяны Анциферовой.
А это – песня Тыниса Мяги «Олимпиада-80». Поется она, правда, на фоне района Пирита и высоток центра Таллинна. Но это вовсе не потому, что эстонскому певцу было недосуг ехать для съемок клипа из Эстонии: именно здесь, в парусном центре и проходили соревнования парусников во время тех Игр.
Эта песня появилась за год до Олимпиады. Муслим Магомаев – «Стадион моей мечты». Здесь хватает утверждающего агитпропа, который звучит державно, но не искусственно:
Эту песню исполняли самые разные мастера песенного жанра. Самым первым стал Эдуард Хиль, нашедший мягкую, своего рода кинематографическую манеру для рассказа об отношениях между спортсменами и тренерами.
И еще одна песня, созданная специально к Олимпиаде-80. Это тоже Пахмутова – Добронравов, но об этой песне вспоминают не так часто. Поет София Ротару.
А эта песня пережила и еще переживет не одно поколение – спортсменов, болельщиков, всех, кто влюблен в спорт. «Команда молодости нашей» — о победах, о преданности команде, своему делу сказано без излишнего пафоса, пронизано очень личностным звучанием.
Исполняли эту песню Лещенко, но многим памятно то, как проникновенно пела ее Людмила Гурченко.
Этой подборкой мы лишь начинаем постоянный разговор о спортивной советской песне. Будем благодарны за ваши комментарии, суждения, воспоминания и… песни, которые вы оставите в комментариях!
источник: «Советский спорт»
| Альпийский огонёк (1976)
Одеты в солнечном Тироле Здесь горы в белых облаках. Пора больших тревог… Горит в заснеженных сердцах Альпийский огонёк. Вдали от Родины своей Ты сам его зажёг Для всех товарищей-друзей Альпийский огонёк. А тот, кто все забыть посмел И дружбой пренебрёг, Пусть только вспомнит, как горел Альпийский огонёк. Здесь горы в белых облаках. Пора больших тревог… Горит в заснеженных сердцах Альпийский огонёк. Богатырская наша сила (1979) , То не грозное небо хмурится, За победу их ветры молятся, Припев: Богатырское наше правило — Припев. Расцвела душа от безбрежности Припев. Герои спорта (1972)
Будет небесам жарко! Припев: Дерзкий путь наверх сложен, Припев. Шествуй на Олимп гордо, Припев. Да разве сердце позабудет… (1979) , Над спортивной ареной капризное солнце… Припев: В этом зале Вы нам не читали морали, Припев. Всё отдав до конца, трудный день отработав, Припев. Мы уйдём, чемпионы и просто спортсмены… Припев. До свиданья, Москва (1980)
На трибунах становится тише… Пожелаем друг другу успеха, Припев: Звёзды Мехико (1968)
Припев. Полночью чуть слышны, Припев. Команда молодости нашей (1979) , С тобою мы объехали полсвета, Припев: Трава на стадионах зеленеет, Припев. Со спортом мы расстанемся не скоро. Припев. На верность проверяются таланты. Припев. Марафон (1979) , Это сердце стучит сквозь года и века. Только мир не знавал беспощадней пути, Всё как в жизни: надежда, и радость, и боль, Марьячис поют с тобой (1968)
Песня русская звенит, Припев: Будут петь в последний раз Припев. Может, где-то под гармонь Припев. Мне с детства снилась высота (1979) , Мне с детства снилась высота, Припев: Пока вершина не взята, Припев.
Олимпийский бал (1997) Красота, покорившая мир, Припев: Красота — это радость и боль, Припев. На ветру, на бегу, на лету Припев. Предстартовая песня (1976) Любимая дорога не проста, Припев: И были слёзы ярости в борьбе, Припев. Любимая дорога не проста. Припев. И всё же благодарен я судьбе Припев. По порядку номеров рассчитайсь! (1957) Песня о стадионе имени Ленина Мы ветер упрямый обгоним, Припев: Первый, второй, третий, десятый… Тысячный, миллионный! Рекорды свои посвящаем Припев. Лишь смелый спортсменом зовётся, Припев. Последний пас (1968) Песня спортивных ветеранов Плывут над полем невысокие туманы… К любому матчу даже признанные асы Тебе, ты знаешь, и сегодня нету равных, — Плывут над полем невысокие туманы, Спортсмены дружественных армий (1984) Мы учим бесстрашные песни. Припев: На мирных спортивных аренах Припев. Пусть ветер знамёна колышет. Припев. Взволнованно, чётко и гордо Припев. Стадион моей мечты (1979) , Здравствуй, самый лучший на свете Припев: Здравствуй, стадион, Где мечты состязаются. Здравствуй, стадион, Где рекорды сбываются. Нам с тобой вручён Этот мир солнечной радости. Спорт отвагой рождён. это наш стадион! Звёздный миг борьбы грандиозной Пусть пока им нету равных, Припев. Здравствуй, самый лучший на свете Припев. Старт даёт Москва (1978)
Припев: Самое мирное И крылья отваги Припев. Самое мирное Припев. Темп (1979) , Старт, рывок и финиш золотой. Припев:
Припев. След зари, бегущей по волнам. Припев. Трус не играет в хоккей (1968)
Звенит в ушах лихая музыка атаки… Припев: Пусть за воротами противника всё чаще Припев. Красивых матчей будет сыграно немало, Припев. Эстафета (1997) Эстафета. Эстафета. Мы приходим вам на смену — Припев: Эстафета. Эстафета. Припев. Эстафета. Эстафета. Припев. Это наша игра (2012)
Этот спорт сегодня — фаворит. Припев: Все в атаку! — И придёт успех! Припев.
|
Sovmusic.ru — 404
Sovmusic.ru — 404
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
The Tripped Out Мир советских записей упражнений
В 2010 году лейбл Secret Stash выпустил пластинку под названием Soviet Funk Volume 1. Это была ранее неизвестная коллекция фанковых треков, «записанных Павлом Сысоевым в Абакане» — столице город Хакасия, российская республика недалеко от границы с Монголией — между 1971 и 1976 годами.
В одержимом мире коллекционеров винила есть люди, которые специализируются на таких вещах и таких пластинках из таких мест. Большинство из них в некоторой степени знакомы с русским языком в дополнение к фетишу эпохи сепии, снятой столькими восточногерманскими камерами Praktica. Никто из них не слышал об этом предполагаемом очаге советского фанка в Хакасии. Изучив запись, они заметили, что имена многих артистов и титулы, перечисленные на Soviet Funk, представляли собой комбинацию нецензурных слов, относящихся к гениталиям, и политически необоснованных ссылок на фашизм. Пластинка была разоблачена как розыгрыш, хотя я не знаю, было ли когда-либо раскрыто, кто ее создал, была ли это грандиозная розыгрыш (хотя и с прибылью) или причудливая махинация на деньги за счет начинающих коллекционеров. .
Но на самом деле был фанковым движением в Советском Союзе, и еще одним для диско, а также движением электронной музыки, как официальной, так и наземной, андеграундной и где-то посередине.
Есть четыре основных течения советской электронной музыки. Первых можно назвать «академическими» — это люди из более широкой традиции классической музыки, и они пишут не столько песни, сколько «композиции». Эти и многие другие «серьезные» электронные музыканты в СССР часто делали карьеру на «Мосфильме», создавая космические саундтреки к фильмам и мультфильмам о космонавтах.
Увидев так много примеров в столь многих странах, вы должны задаться вопросом, превосходит ли потребность человека общаться и рассказывать истории в песнях только его желание делать сумасшедшее дерьмо с электричеством.
Тогда есть традиция «вне закона». Это были люди, создававшие свои собственные синтезаторы и нойз-машины, часто из каннибализированного мусора советского военно-промышленного комплекса. Недавний документальный фильм «Электро Москва» посвящен этой небольшой субкультуре синти-фриков и любителей электросхем. Увидев так много примеров в столь многих странах, вы должны задаться вопросом, превосходит ли потребность человека общаться и рассказывать истории в песнях только его желание делать сумасшедшее дерьмо с электричеством.
Третья группа – традиционные исполнители, которые экспериментировали с электронными инструментами в довольно «традиционной» и привычной структуре – народные баллады с синтезаторами и так далее.
Затем были действительно малоизвестных художников — люди между академиком и преступником, консерваторией и магазином хобби, бюрократами и сумасшедшими. В отличие от преступников, им иногда удавалось сделать свои записи благодаря удаче, компромиссу, а иногда и уловкам.
И из этой богатой традиции русской электронной музыки, которая началась с Леона Термена и продолжается по сей день, я действительно хочу поговорить о советской музыке для упражнений.![]()
* * *
УЖЕ БОЛЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ коллекционеры путешествуют по миру в поисках более глубоких и малоизвестных образцов или малоизвестных виниловых пластинок для своих наборов. Вы не можете сломаться в суете: это люди, которые видят, как подавляющее большинство ди-джеев берут свои сеты из редакций Traxsource, Beatport и SoundCloud и вкладывают беготню (а иногда и серьезные деньги), чтобы получить уникальный материал, который поможет им выделиться. из толпы.
Однако есть один международный звукозаписывающий лейбл, который эти копатели обычно находят скорее неприятностью, чем материнской жилой. Самая плодовитая звукозаписывающая компания в истории Земли «Мелодия» была основана в 1964 году как официальный массовый производитель и дистрибьютор музыки в СССР. Представьте себе: один крупный лейбл для страны с населением почти 300 миллионов человек (хотя я полагаю, что не намного лучше иметь три). «Мелодия» выпустила тысячи и тысячи пластинок, от джаза до фолка, от классики до пропагандистских пластинок.
Пластинки «Мелодия» распространены повсеместно, и просеивать их кучу в поисках чего-нибудь хоть отдаленно полезного для ди-джея так же увлекательно, как наблюдать за гипсокартонным формовщиком.
Но то ли упорством, то ли слепой удачей, Мелодия выпустила несколько интересных пластинок, относящихся к диско и электронной музыке. Zodiac — группа из ныне независимой Латвийской советской республики. Первая пластинка Zodiac, Disco Alliance , была выпущена в 1980 году и представляла собой довольно дрянную версию Space Disco, но с тяжелым синтезаторным звуком, который некоторые до сих пор любят. Пластинка, по-видимому, имела успех; хотя трудно проверить спрос в командной экономике, «Мелодия» определенно нажала достаточно копий Disco Alliance, чтобы даже сегодня они были очень дешевы и повсеместны. Zodiac выпустили несколько продолжений Disco Alliance, которые перед распадом приблизились к современному рок-звучанию.
Argo из соседней Литовской Республики имеет корни в более традиционном, более органичном звучании Disco.
Их альбом 1980 года Discophonia (с дерзкой иллюстрацией спускающейся молнии только для того, чтобы выпустить радугу из брюк какого-то парня) удалось выпустить на «Мелодии». Это очаровательная пластинка, хотя люди, знакомые с Disco, вряд ли будут слишком впечатлены фанк-гитарным бренчанием, звуками лучевой пушки и мужчиной с сильным акцентом, кричащим «ДИСКО!». каждые шесть секунд. Это нетворчески производное, но не неприятно. Как и Zodiac, будущие записи Argo превратились в отвратительную дрянность, и после их последнего альбома в 1986, Арго тоже распалась.
Прочитав кое-что, что я написал о Стефано Пульге, Кано и Александре Роботнике, читатель прислал мне несколько mp3-файлов с сообщением, что они представляют собой «подлинное советское диско» — отличная идея, если она когда-либо существовала.
Расскажите, пожалуйста, подробнее.
Я был настороже, учитывая причудливую мистификацию, стоящую за пластинкой Soviet Funk . Но они были законны. Это была серия очень коротких треков, примитивных окаменелостей советской электронной музыки 80-х, изобретательно и нелепо замаскированных под «тренировочные записи».
«Аэробные упражнения»
Непонятно, кому пришла в голову эта идея — то ли музыкантам (некоторые из них были известными инженерами и продюсерами под псевдонимами), то ли самой «Мелодии». Кто бы его ни продал, им также удалось заручиться поддержкой не только сотрудников «Мелодии», но и «Спорткомитета СССР», который рассматривал эти пластинки как некоего робота, заменяющего спортивных тренеров. Я не знаю, мечтают ли бюрократы, но если они это делают, я могу представить себе целую нацию товарищей в гетрах, которые ритмично бегают трусцой и касаются пальцев ног в такт некоторым из самых захватывающих итало-звучащих треков той эпохи.
Первый альбом, выпущенный в 1984 году, называется просто Aerobic Exercises.
Влияние Italo очевидно. Они даже соблюдают и в целом придерживаются поверхностного, но неизменного принципа итало — что менее важно, что слова означают , по сравнению с тем, как они звучат .
Это, безусловно, верно, когда речь идет о лучшем треке Аэробные упражнения , «Сафари». «Сафари», приписываемый «Н. Соколову», на самом деле был работой одного из самых выдающихся советских инженеров звукозаписи той эпохи. «Safari» прост, примитивен и не обманчив — просто воспроизводится классическая синтезаторная мелодия снова и снова до перерыва. И вот где обнажаются итало-корни песни: резкий женский голос начинает напевать командным тоном, почти как инструктор по строевой подготовке.
Только позже и с помощью русскоязычной подруги я понял, что она поет «Налево! Верно! Левый! Верно!» в виде тренажера.
Не хочу преувеличивать эти пластинки — здесь есть откровенно гнилая музыка, — но так получилось, что многие из самых бодрящих образцов электронной музыки 1980-х оказались музыкальным реквизитом для советского аналога Тренировка Джейн Фонды.
Судя по всему, Аэробные упражнения справились неплохо, ведь «Мелодия» запустила целую серию пластинок в стиле альбома под названием «Спорт и музыка». «Мелодия» снова сотрудничала со Спорткомитетом СССР над сериалом, который имел еще более неравномерное качество, чем 9.0229 Аэробные упражнения , но с несколькими поразительными жемчужинами, разбросанными по четырем пластинкам (не говоря уже об обложке, которая, должно быть, считается одним из наиболее типичных примеров графического дизайна 1980-х, когда-либо созданных). .
Первое издание, Pulse 1: Computer Music — лучшее. Каждая запись сужала список участников из множества на аэробных упражнений ; второй том, полностью написанный Зигмаром Лиепинсом и изображающий какого-то скейтбордиста на обложке, представляет собой довольно ужасную мелодию в стиле Hollywood Lite.


Добронравов
Гребенников, Н. Добронравов
Гребенников, Н. Добронравов
Гребенников, Н. Добронравов

Добронравов

При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.